Научное исследование мира. Открытый урок - 90
Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок
Вернуться в свое исконное желание
Бааль Сулам, "Наследование земли": Сказали мудрецы: "Исраэль не вернется в свою землю, пока не станут все единым целым". Следует понять, как единство Исраэля связано с избавлением.
Что значит "вернуться в свою землю"? Если говорить о внешнем мире, то вернуться в землю Исраэля - не такая уж большая проблема. Не исключено, что мы могли сделать это еще несколько сот лет назад. Ведь евреи жили здесь всегда.
Однако речь идет о соединении ветви и корня. "Вернуться в свою землю" - значит вернуться в желание, которое всё устремлено прямо к Творцу (яшар - Эль). Отсюда и название - Исраэль.
Как же мне вернуть свое желание к Творцу? Это возможно лишь при условии, если вместе со всеми прочими желаниями я становлюсь единым целым.
Правильно трактуя термины, мы видим, что всё так и есть. Мудрецы не игрались словами, а выстроили их точно по смыслу: Исраэль не могут вернуться в свою землю, пока не станут единым целым. Тем самым они реализовывают суть этих слов - спаивают желания в устремлении к Творцу.
С другой стороны, сейчас, в изгнании за пределами земли Исраэля, они разобщены, отделены друг от друга и ненавидят друг друга.
Достаточно разобраться со смыслом слов - и их значение становится очевидным. Авраам задал Творцу вопрос: "Как мне знать, что я унаследую эту землю?" Иными словами, почему мы проходим этот процесс и каким образом возвращаемся в свою землю - в желание, целиком устремленное к Творцу, к отдаче?
Если мы вернемся к отдаче, то непременно вернемся и в духовную землю Исраэля. Тогда, по самой природе реальности, духовные силы окажут воздействие на материальный мир, и здесь у нас создастся аналогичная ситуация.
Раньше мы держались намерения ради отдачи и в материальном, и в духовном. Как следствие, материальная земля Исраэля соответствовала своему духовному корню. Затем, утратив духовную составляющую, мы были изгнаны и из материальной земли Исраэля.
Теперь же, как говорит Бааль Сулам, мы получили шанс для духовного подъема и потому вернулись сюда. Хотя, по сути, мы не соответствуем материальной земле Исраэля, тем не менее, нам предоставили эту возможность, чтобы мы поднялись к духовной земле Исраэля. Таков внутренний механизм событий.
Во времена Храма мы находились на духовной ступени, а затем потеряли ее и оказались разбитыми. Параллельно с этим, в материальном мире мы жили в земле Исраэля и даже после падения оставались здесь еще некоторое время - назовем этот период условно: "70 лет". На самом деле период "70 лет" длился дольше и демонстрировал ясные признаки приближающегося разрушения Храма и изгнания. А потом мы были изгнаны и рассеялись в нашем мире.
Ну а теперь, спустя 2000 лет, процесс идет в обратном порядке: сначала мы получаем назад возможность подняться в материальную землю Исраэля - в надежде на то, что благодаря этому мы поднимемся в духовную землю Исраэля. Таким образом, по выражению Бааль Сулама, мы получили шанс на избавление. На сколько времени растворилось это "окно" - неизвестно, но открыто оно уже более ста лет. Подобно задержке перед материальным падением, теперь нам снова предоставили задержку - возможность, которую мы должны использовать.
Если мы не сделаем этого, если упустим свой шанс, так же, как упустили его после духовного падения, которое, возможно, могли исправить, - тогда, как пишет Бааль Сулам, мы можем снова оказаться в изгнании.
Всему свое место
Даже в материальном мире у нас нет никакой возможности стать народом, живущим в своей стране, на своей земле, если сперва мы не исправим себя духовно. Только свыше спускаются силы, которые выстраивают для нас здесь материальные условия.
А вообще, нам нужно стараться как можно лучше уяснить для себя, что материальный мир - это не цель, а самое малое, наиболее внешнее средство, с которого начинается подъем. В этой предельно испорченной материальной реальности, лежащей на самом низком уровне, мы должны осуществлять работу по объединению, чтобы выйти в духовный мир.
А затем мы обратимся ко всем остальным народам и покажем им эту работу, чтобы они тоже объединялись между собой. В итоге все мы, весь мир станет единым целым, одной семьей и поднимется тогда на свою духовную ступень. Только так мы реализуем свое предназначение, цель, ради которой мы и существуем.
Всему нужно придавать правильный вес: нашему миру в сравнении с миром духовным, материальному народу Исраэля в сравнении с его духовным аналогом, материальному государству Израиль в сравнении с духовной землей Исраэля. У всякой вещи должно быть свое место, сообразное с конечной целью. Именно она определяет важность этой вещи и способ ее применения.
Головокружение от "успехов"
Вопрос: Я прочел статью, в которой рассказывается о том, что вещи, нашедшие успех в мире, не прижились в Израиле - например, фильмы в стиле фэнтези, сложные медийные механизмы. Почему это так?
Мы представляем собой "примитивнейших животных", самый бестолковый народ - если не находимся в подходящих для нас рамках. Это видно по культуре, по воспитанию, по всему, что здесь происходит. Ничего у нас толком не получается, а мы еще гордимся этим.
Мы не понимаем, что успехов у нас нет и не будет, пока мы не встанем под Высшую силу. По сравнению с достижениями евреев за рубежом, здесь нам почти нечем гордиться. Кое-что, конечно, удается, но ничтожно мало, учитывая наш потенциал.
Мы всегда сравниваем себя с другими народами, а это неправильно. Ведь наш потенциал проистекает из Бины, а не из Малхут. Так почему мы все время оступаемся? Наши "успехи" - по сути, - неудачи в сравнении с тем, что мы могли бы сделать.
И ничего нам не поможет. Если мы не соединимся со своим Источником, то не сможем уцелеть.
А потому мы празднуем День независимости, радуясь возможности для духовной работы и духовного подъема. Дело тут не в собственном "загоне", который получили наши тела, - так к жизни относиться нельзя.
День независимости для нас - это напоминание о том шансе, который нам предоставили. Правильно реализовав эту возможность, мы можем подвести весь мир к духовному подъему навстречу вечности и совершенству. Дело тут не в государстве Израиль и не в народе Израиля, а в духовной сути происходящего. Нас привели в место духовной реализации - туда, где начинается духовное избавление всего мира.
Жизнь - это изменения
Вопрос: Как возможно постичь истинную реальность, если "исследователь" все время меняется, и изменяются все его инструменты измерения?
Какая разница, исследую я мир, который все время меняется, а я нет, или мир постоянен, а я все время меняюсь? А если не меняется ни то, ни другое, я вообще ничего не смогу сказать о мире - у меня не будет средств для измерения. Ведь измерение возможно только между двумя меняющимися параметрами, на основе их отношения друг к другу.
Я измеряю какое-то отношение между ними, и оно становится для меня единицей измерения. И с этой принятой мною мерой отсчета я уже измеряю все остальное.
Есть два параметра, неравные один другому - две точки в пространстве. Я измеряю отношение между ними, определяющее их различие, и принимаю его за единицу отсчета: допустим, градус температуры или 10 см. И с помощью этой меры отсчета я измеряю теперь все остальные явления.
Я начал с того, что обнаружил какое-то различие, и теперь на его основе, я собираюсь измерить все остальные различия между свойствами, силами, местами в пространстве, желаниями. Неважно, между чем и чем - но я всегда измеряю различие, изменения. А если нет изменений, то ничего нельзя измерить, я просто потеряю все ощущения.
Если сейчас не будет происходить никаких изменений, мир для меня застынет, умрет, и я потеряю все понимание, осознание, ощущение - как будто ничего нет.
Вся наша жизнь - это не ощущение какого-то состояния, а ощущение изменения от одного состояния к другому. И если изменения между состояниями называются жизнью, выходит, что у меня может быть две формы жизни: одна - когда жизнь изменяется вне меня, и другая - когда изменения во мне.
Если я считаю, что жизнь идет и изменяется вне меня - то это называется жизнью в этом мире. Жизнь, которая изменяется во мне - называется духовной жизнью, жизнью будущего мира. Но всегда жизнь - это изменения, все зависит лишь от того, где я их вижу.
Ощущение себя творением
Сказали мудрецы: "Как лица людей не похожи друг на друга, так отличаются и их мысли".
Желание, которое развивается и ощущает какой-то недостаток наполнения, желая получить больше, чем у него есть, по количеству или качеству - развивает около себя разум, помогающий добыть желаемое. Поэтому, как желания в каждом из нас отличаются - так и наши мысли различны, ведь каждый думает, как наполнить себя.
Высший свет находится в абсолютном покое, он совершенно однородный и простой. Но когда он наполняет желание, состоящее из 5-ти частей, мы уже можем различить в этом свете 5 частей: Нефеш, Руах, Нешама, Хая, Ехида (НАРАНХАЙ). Ведь каждая часть желания получает иное ощущение от света - это разное ощущение мы и называем НАРАНХАЙ.
Наполнение простым светом внутри исправленного желания, которое достигло подобия свету, и все его части взаимодействуют и включаются друг в друга - дает нам каждое мгновение новое ощущение, постоянно меняющееся. Эти изменения впечатлений человек и называет жизнью.
А больше у нас не может быть никакого постижения. Мы не можем воспринять сам свет - только различия между своими ощущениями от него. Если эти различия пропадают, то мы теряем ощущение реальности, жизни - и внутри себя и вокруг.
Ведь мы - это творения. А если творение не чувствует силу, которая создала его и поддерживает его существование - то оно не ощущает само себя. Оно может ощущать себя, только относительно силы, дающей ему жизнь.
Мы есть или нас нет?
Творение (нивра) - означает существующее "вовне", снаружи (бар). Оно называется "существующим (есть) из ничего" (еш ми аин). Откуда же берется это "есть", созданное из ничего, как оно рождается?
Существование ("я есть") начинается с того, что я начинаю чувствовать себя относительно света, который "есть", существует. И тогда я тоже чувствую, что сейчас я есть - но "из ничего", то есть относительно полного нуля (аин), которым я был прежде.
Вся жизнь творения заключена в этом определении "существующее из ничего" (еш ми аин), ведь оно оценивает себя как "ничего" (ноль) относительно "еш" (есть) - существующего света. А если они оба исчезают из ощущения творения - оно не ощущает себя.
Творение не может существовать одно. Творец может существовать без творения, у Него есть Его собственная реальность. А у творения нет жизни, если оно не ощущает Творца. Ощущение Творца - называется жизнью, существованием! А если я его совершенно не ощущаю, то весь мир пропадает, и я возвращаюсь в "ничто". Нет творения без Творца! Наша жизнь и существование измеряется только относительно света.
Я - это "существующее из ничего" (еш ми аин), то есть в меня всегда включены эти двое: "есть" и "нет", и в разнице между ними я и ощущаю свою жизнь. Мое существование, моя реальность - не моя собственная и независимая. Моя личность имеет смысл, только если в ней участвуют двое: и "есть", и "нет".
А я не отношусь ни к "есть", ни к "нет" - я "существую из ничего". И поэтому, если я не ощущаю разницы между этими двумя реальностями - то не чувствую ничего. У меня пропадают все ощущения, и я сам исчезаю. Ведь я - это следствие от встречи этих двух реальностей: "есть" и "нет".
Духовная информатика
Если мы хотим, чтобы Зоар помог нам, мы должны подготовить желание, потребность, чтобы таящийся в Зоаре свет подействовал на нас, ведь нужно дать ему "на что" воздействовать.
Желание может быть только "разбитым", т.е. ощущаться нами как эгоистическое зло, как неспособность соединиться друг с другом. Мы хотим соединиться, прикладываем усилия, и только в том случае, если стараемся соединиться и не способны на это, мы раскрываем желание, потребность к соединению - его мы и должны подставить под воздействие света.
Выходит, что наша подготовительная работа заключается в том, что каждый раз мы должны стараться соединиться вместе все глубже внутри наших сердец, чтобы не было никакой разницы между нами, и все устремились к общему желанию, где каждый ощущал, что теряет свое собственное "я", свою индивидуальность, и включается в общее "мы".
Если мы достигаем такого состояния, что желаем соединиться воедино и не способны на это, - мы пробуждаем решимо (информационный ген). Та сила желания, с которой мы раз за разом хотели соединиться и не могли, - это решимо дэ-авиют (информация о желании). То состояние, которое мы представляли себе в наших мечтах - как будет хорошо, если мы соединимся вместе во взаимной отдаче, и именно этого мы желаем достичь, - это решимо дэ-итлабшут (информация о свете).
Тогда мы уже приходим с этими решимот к свету, чтобы он исправил, подействовал на разбитое решимо, которое мы не можем реализовать, - и он совершает это действие.
Заплати желанием - и получишь все!
Вопрос: Каждый раз, когда мы читаем Зоар, меня словно придавливает тяжестью, и мне очень трудно оставаться бодрым. Говорит ли это о том, что Зоар исправляет меня?
Ты думаешь, что тебя исправляют во сне? Прекрасно! Нам остается только спать…
Если во время чтения книги Зоар ты чувствуешь, что засыпаешь, - это лишь потому, что ты не стремишься к исправлению, тебе не больно.
Представь себе: если бы сейчас ты страдал от сильной головной боли или болей в животе, и ты был бы уверен, что Зоар тотчас же исцелит тебя, - разве ты бы заснул? Нет, потому что боль ощущалась бы в теле.
А сейчас боль не ощущается непосредственно в органах тела. Если бы меня волновало соединение с товарищами, если бы я желал его, и мне действительно было больно от того, что нет у меня единения с группой, в котором я раскрою духовное, Творца… Но ведь вчера я хотел раскрыть! Что же случилось со мной сейчас? Вчера у меня было желание, а сейчас нет…
Представь себе: сейчас тебе дали возможность войти в такое место, где ты можешь получить все. Но ты приходишь - и должен заплатить потребностью, желанием. За прилавком стоят продавцы: "Что уважаемый желает?" - Ты должен показать им желание, продемонстрировать, чего именно ты хочешь. Тем самым ты будто подаешь им сосуд, который они наполнят чем ты желаешь.
Итак, ты приходишь в это место, тебе позволяют туда войти, подойти к продавцу, и он смотрит на тебя: "Чего изволите?" - А ты произносишь сонным голосом: "Я хочу спать…"
Непонятно, что ты делаешь здесь, для чего пришел, как подошел к "прилавку"… Ясно, что тебе дали эту возможность в счет прошлых заслуг. Но что сейчас?...
Поэтому, если человек чувствует, что засыпает, - это говорит об отсутствии подготовки, пробуждения, о недостаточной работе окружения над ним. Он действительно нуждается в помощи. Я понимаю его. Нам не хватает общего пробуждения, чтобы во время чтения Зоар все пребывали в усилиях, в тревоге, в напряжении. И так было в начале, когда мы только начали читать Зоар. А потом привычка поглотила вкус. Надо стараться вернуть его.
Настройка на свет
Вопрос: Как я должен верить, что Зоар работает надо мной и исправляет меня, если я не чувствую этого?
Есть так называемая "вера мудрецам", есть вера товарищам, есть некие предчувствия, впечатления, которые человек иногда получает.
Кроме того, у тебя нет выбора, ведь нет никакого другого занятия в мире, которым стоило бы заниматься - все пропадает, сгнивает, и нет в нем никакой вечной ценности и даже кратковременной, ведь мы видим, что все наши усилия, все достижения ничем нам не помогают - все исчезает.
Насколько ты подготавливаешь себя к отдаче, настолько всеобъемлющая сила природы, пребывающая во всеобщей отдаче, воздействует на тебя в ответ. Все зависит от тебя. Ты не можешь свалить этот груз ни на кого другого. Постарайся!
Тебе ничто здесь не поможет, кроме одного: если через группу ты потребуешь исправления - ты получишь.
Ты словно находишься внутри некой сферы, окруженной светом. И во всей этой сфере есть лишь один узкий проход, сквозь который можно увидеть свет.
Ты можешь увидеть его только при условии, что точно направлен прямо к этому входу. А если ты смотришь под углом - не увидишь. Старайся! Но все зависит от тебя!
Молитва за общество - молитва за себя
Вопрос: Молитва за общество - это всегда просьба о том, чтобы я дополнил их до совершенства?
Да. Но ты должен дополнить их лишь в своих глазах. Общество не испытывает недостатка ни в чем. Кроме тебя, все исправлено. Каждый судит в меру своей испорченности. Человек видит мир сквозь призму своих изъянов. Если бы сейчас ты был исправленным, ты видел бы, что весь мир исправлен.
Поэтому молитва за общество - это молитва за твое общество, находящееся в тебе, - место твоей Шхины - "Место", где ты раскрываешь Творца. Это и есть твое общество. Ведь ты никогда не видишь ничего снаружи, ты видишь внутри своего желания свой разбитый сосуд, желание.
"Я молюсь за общество!" - Кроме тебя, никто не нуждается в твоей молитве и во всех красивых словах, слетающих с твоих уст: "Я работаю ради общества!". Все это только видимость работы.
Ты даже не знаешь, насколько замкнут внутри себя, и только свое внутреннее желание ты должен исправить. Это называется "общество", "мир" - все внутри тебя, как сказано: "Человек - это маленький мир".