Секрет феномена "Свободы"
Секрет феномена свободы
Заложники кажущейся свободы
Статья Бааль Сулама "Свобода воли" переворачивает мышление очень многих людей.
Большинство из них после прочтения этой статьи приходят в Каббалу, потому что убеждаются, что та свобода, которая есть у них, это абсолютно не свобода.
Все мы являемся элементами природы, слепо выполняющими то, что природа указывает нам. И поэтому осознание состояния абсолютной несвободы, подчиненности законам природы толкает нас вперед обрести настоящую, а не кажущуюся свободу.
Допустим, у меня сейчас есть деньги, время и возможности. И я выбираю, либо мне куда-то полететь или поплыть, либо с кем-то провести время, либо просто пойти поспать. Это не называется свободой. Ведь если мы заранее знаем все обстоятельства и себя, то можем изначально четко быть уверенными, что предпримем, что предпочтем.
Поэтому, если человек это все ясно осознает, то понимает, что нет никакого предпочтения ему перед животными, которые действуют согласно своим инстинктам, - и он точно так же.
И как от животных скрыто, что они несвободны, так и от людей, только на другом уровне. То есть человек еще больше запутан, не осознавая, что находится в абсолютной несвободе во всех своих поступках, мыслях, желаниях, решениях.
Поэтому люди приходят в науку Каббала, чтобы понять, что же на самом деле можно называть свободой, какое состояние человека. И тогда уже все находится в их руках.
Но для этого надо подняться выше своего эгоизма, не слепо следовать ему, а пытаться действительно быть выше него. Это непросто. Но зато есть за что бороться - за свободу.
Это туманное слово "свобода"
Однако необходимо сначала понять, что означает термин "свобода" в его обычном, человеческом понимании. При общем рассмотрении свободу можно отнести к закону природы, пронизывающему все стороны жизни. Ведь мы видим, что животные, пойманные нами, умирают, когда мы лишаем их свободы.
И это верное свидетельство того, что Высшее управление не согласно с порабощением любого творения. И не случайно человечество воевало сотни последних лет, пока не достигло, в определенной степени, свободы личности.
Наше представление о понятии, выражаемом словом "свобода", очень туманно, и если мы углубимся во внутреннее содержание этого слова, от него почти ничего не останется. Так как прежде, чем требовать свободу личности, ты должен предположить наличие этого свойства, называемого "свобода", в каждой личности, как таковой, то есть, что она может действовать по своему выбору, в свободном желании. (Бааль Сулам, "Свобода воли")
Мы не можем действовать по своему выбору. Мы даже не можем дать определение свободы.
Если я выхожу в поле, я чувствую себя свободным. В чем я свободен? Я подчиняюсь каким-то жестким правилам, инстинктам и всему, что заложено в моем организме. У меня нет ни в чем никакой свободы, просто я не ощущаю определенного давления и не более того.
Допустим, я заарканил какое-то животное и постепенно приручаю к себе. С одной стороны, ограничиваю. С другой стороны, даю подкормку. В итоге оно понимает, что для него лучше состояние, когда его не бьют, не давят и обеспечивают пищей. И оно принимает это за новый тип свободы.
Если я захочу отпустить его, отвяжу и скажу: "Ну, иди", - оно не уйдет, оно хочет быть рядом с кормушкой. Животное понимает, что за кормушку надо подставить спину и таскать что-то на себе. Точно так же оно обучает и своих детенышей.
В принципе, за всю историю человечества было очень мало восстаний за свободу. Даже в рабовладельческом обществе, где как нам кажется, хозяин мог поступить с рабом как угодно, не было больших восстаний. А такие восстания, как Спартака и прочее - это не та борьба за свободу.
В этом отношении человек, как животное, тоже делает четкий расчет: что мне надо для того, чтобы просуществовать комфортно, правильно; сколько я должен заплатить в этом состоянии или в другом; а может быть, стоит, чтобы надо мной был хозяин, который будет заодно заботиться обо мне, - я о себе особо заботиться не могу.
Мы и сегодня видим: разве наше правительство - это не наш хозяин, а мы не являемся в чем-то его рабами? Это, практически, тот же рабовладельческий строй, только в более прогрессивном виде. Мы называем его демократическим, социальным, но это не имеет значения. Я бы сказал, что это тот же договор между рабовладельцами и рабами, только в более совершенном и к тому же еще закамуфлированном виде.
В общем, свободы нет и быть не может. Неважно, в каком обществе вы живете, в какой стране, в какое время. Если у вас есть четкие потребности, значит, вас можно купить, закабалить, и вы никуда от этого не денетесь.
Если вы хотите быть свободным, вам надо, очевидно, для этого расстаться со своими потребностями, и тогда вы, может быть, подумаете о том, что действительно можете достичь свободы.
Раб своих желаний
Однако, если проанализировать действия человека, то увидим, что все они являются вынужденными, и были совершены по принуждению. И нет у него никакой возможности выбора. И в этом он похож на варево, кипящее на плите, у которого нет никакого выбора. И оно обязано свариться. (Бааль Сулам, "Свобода воли")
Мы видим, что все наши действия вынуждены. Мы очень легко управляемы нашими потребностями. Желания насладиться, желания существовать на неживом, растительном, животном и человеческом уровне поднимаются в нас и все время требуют своей реализации, наполнения. Мы обязаны их обслуживать. Практически, я раб своих желаний.
Если бы я мог командовать своими желаниями, было бы хорошо. Но мне очень трудно ими управлять: одни появляются, другие исчезают и так далее. В итоге я все равно должен их удовлетворять. И поэтому я чувствую себя как раб, как работник, который находится на работе по обязанности удовлетворять свои желания, свое тело, свои мысли, свои чувства. Я обязан.
Вот если бы я мог выключить это все у себя и потом включать уже по своему решению, тогда я был бы совсем свободным. Или относительно свободным: что включить, а что выключить, какое желание в себе я могу включить, какое выключить. Какое будет во мне подниматься и требовать своего наполнения, реализации, а какое - нет.
А так, если я не могу этого сделать, то я являюсь рабом - во мне поднимаются разные желания, мысли, инстинкты, всё, что угодно, и я просто продан им.
Первый шаг на пути к свободе
Вопрос: Раскрытие того, что я не свободен - это первый шаг на пути к свободе?
Ответ: Да.
Вопрос: То есть у человека возникает вопрос, почему я не свободен?
Ответ: Конечно. И тогда начинается поиск.
Человек приходит в Каббалу от того, что он ощущает себя порабощенным природой. Может быть, он не дает себе в этом отчет, но в принципе, это является его состоянием.
Жизнь меж двух огней
Высшее управление поместило всю жизнь меж двух огней: наслаждением и страданием. У животных нет никакой свободы выбора - выбрать страдания или отвергнуть наслаждения.
И все преимущество человека над животными в том, что человек способен видеть отдаленную цель, то есть согласиться сейчас на известную долю страданий при выборе будущего наслаждения или пользы, которую получит через какое-то время. (Бааль Сулам, "Свобода воли")
Реплика: В опытах с собакой Павлова зажигалась лампочка, и собака шла к еде. А у человека есть только единственное отличие: умение прогнозировать. И все. А так, в принципе, я даже боюсь сказать, что это та же собака Павлова.
Ответ: Нечего бояться. Инстинкт в нас - тот же инстинкт наслаждения, но мы можем это наслаждение и его достижение обсуждать и управлять им. Мы имеем возможность с помощью правильного окружения менять свое отношение к наслаждению, варьировать отношение к нему, и таким образом изменять свою судьбу.
Если я попадаю в такое общество, которое ставит передо мной другую оценку ценностей, то я могу совершенно четко управлять собой.
Не быть рабом желаний
Вопрос: Дает ли каббала инструмент, позволяющий не быть рабом желаний?
Ответ: Да. Этот инструмент дает тебе приоритет в других, более высших желаниях. Ты меняешь одно на другое. Ты не можешь полностью закрыть себя и остаешься в желании насладиться. Но все зависит от того, чем ты собираешься наслаждаться.
Это поможет тебе выбрать большее наслаждение, к которому ты можешь стремиться, и при этом отложить различные маленькие приманки, которые расставляют тебе на пути.
То есть получение не ради себя, а ради других меняет абсолютно все. Ты делаешь такую пересортировку.
Чтобы желания совпали с возможностями
На самом деле нет тут ничего, кроме расчета, который на первый взгляд является коммерческим. То есть, оценив будущие наслаждения или пользу, находят в них столько преимуществ и предпочтений над болью, причиняемой страданиями, что согласны перенести ее сейчас. И все дело в разности, когда, вычитая беды и страдания из ожидаемого наслаждения, получают определенный остаток. (Бааль Сулам, "Свобода воли")
Допустим, мне надо отработать год, для того чтобы накопить на машину. Если я за год накопил деньги, а машина за это время стала дороже в два раза, то, естественно, я ощущаю не наслаждение, а страдание. Но в общем наслаждение всегда в разнице между ожидаемым и получаемым.
Ведь тянутся непременно к наслаждению. Но иногда случается, что страдают, то есть, сравнивая достигнутые наслаждения с перенесенными страданиями, не находят предполагаемого "остатка". И остаются в убытке, все, это как в обычае торговцев.
Зачастую бывает так: мы очень долго, упорно и страстно стремимся к чему-то, а когда достигаем этого, то разочаровываемся. Почему же так происходит? Мы неправильно оценивали меру труда, которую должны вложить, чтобы достигнуть желаемого, или само желаемое, когда мы его уже постигаем.
Для этого нам необходимо развиваться так, чтобы правильно представлять себе уже сегодня, чего мы можем достичь, как прийти к состоянию, когда наши желания будут совпадать с нашими возможностями.
Между наслаждением и страданием
И из всего этого следует, что нет разницы между человеком и животными, а если так, то не существует свободного, разумного выбора. Просто притягивающая сила тянет нас к наслаждениям, случайно подворачивающимся в той или иной форме, и гонит от страданий. И c помощью этих двух сил Высшее управление ведет всех туда, куда хочет, совершенно никого не спрашивая. (Бааль Сулам, "Свобода воли")
Реплика: Какой все-таки простой аппарат: подталкивают страдания, притягивают наслаждения.
Ответ: Ничего не сделаешь. Но самое главное, этого никто не видит. Посмотрите, как вы сидите, как каждый из вас выбирает более удобную для него позу, манеру. Каждая минута в нашей жизни определена только наслаждением и страданием: где больше можно насладиться по сравнению с вложенным трудом, со страданием.
Вопрос: Жизнь каббалиста тоже проходит между двух огней: наслаждением и страданием?
Ответ: Это неважно. Дело в том, к чему они ведут. То, что каббалисту открываются еще больше эгоистические желания, его таскают из стороны в сторону, давят, топят и т.д. - это верно. Вопрос в том: к какой цели это его ведет?
Быть рабом Творца - это истинная свобода?
Вопрос: Свобода воли заключается в свободе от своего эгоизма. А значит, быть рабом Творца - это истинная свобода?
Ответ: Вся проблема в том, что мы относим Творца к чему-то существующему, определенному. Мы считаем, что это какая-то личность, что если не я что-то делаю, значит Он. И это неверно, потому что Творцом является свойство отдачи и свойство любви.
А быть рабом свойства отдачи и любви - значит быть абсолютно свободным. К сожалению, в нашем мире нет таких слов, которые не привязывали бы нас к чему-то.
Рабы общества
И даже определение характера наслаждения и пользы происходит абсолютно не по выбору и свободному желанию индивидуума, а в соответствии с желаниями других, когда они хотят, а не он.
Например, я сижу, одеваюсь, говорю, ем - все это не потому, что я хочу так сидеть или так одеваться, говорить или так есть, а потому что другие хотят, чтобы я сидел или одевался, или говорил, или ел таким образом. Все это происходит в соответствии с желаниями и вкусами общества, а не моего свободного желания.
Более того, все это я делаю, подчиняясь большинству, вопреки моему желанию. Ведь мне удобнее вести себя просто, ничем не обременяя себя, но все мои движения скованы железными цепями вкусов и манер других, то есть обществом. (Бааль Сулам, "Свобода воли")
Сами того не осознавая, мы ведем себя так, как общество ждет от нас. Мы одеваемся, едим, поступаем, как предписано обществом, даже когда абсолютно одни. Мы являемся рабами общества.
Тогда о какой свободе может быть речь, если мы к своему двадцатилетию, набравшись от окружения его манер и взглядов, становимся его абсолютными рабами? То есть ведем себя так, как оно нас воспитало, чего оно и ждет от нас.
И если так, скажите мне, пожалуйста: где же моя свобода желания? А с другой стороны, если предположим, что нет свободы желания, то каждый из нас не что иное, как своего рода машина, созданная и действующая по указанию внешних сил, заставляющих ее работать именно таким образом.
Каждый из нас действительно является машиной, которая управляется извне и изнутри, и мы только лишь выполняем сигналы управления, и не более того.
Не я хозяин своего действия
А это значит, что каждый из нас заключен в тюрьму Высшего управления, которое с помощью двух своих надзирателей: наслаждения и страдания, - тянет и подталкивает нас к своему желанию туда, куда хочет оно. Так что вообще нет никакого "я" в этом мире. Так как нет тут вообще имеющего право и обладающего хоть какой-нибудь самостоятельностью.
Не я - хозяин своего действия, и я делаю не потому, что я хочу сделать, а потому что так на меня воздействуют, вынуждая, и без моего ведома. И если так, получается, что минует его и вознаграждение, и наказание.
О каком вознаграждении или наказании можно говорить, если все, что на меня воздействует, происходит не по моей воле, а просто для того, чтобы меня все время направлять туда-сюда, как коня, находящегося в упряжке, которого погоняют кнутом, крутят вожжами вправо или влево. Вот и вся свобода.
Никакой свободы воли нет, только мы этого не ощущаем так, как это ощущает скотина, поскольку нами управляют изнутри. Но нам кажется, что ограничения исходят со стороны общества, а желания наши. На самом деле и желания не наши, и ограничения общества, естественно, не наши. Получается, что все мы являемся абсолютно управляемыми животными.
Так кто же из нас свободен? Никто! Если мы дадим себе хороший отчет в своих действиях, мыслях, желаниях, поступках, то поймем, что нет ни одного человека, который был бы свободен, и всё, что есть в каждом из нас, четко определено свыше, от природы.
Реализация духовного ДНК
Вопрос: Все желания изначально заданы человеку или каким-то образом они раскрываются в зависимости от его поведения?
Ответ: В основном то, что он должен пройти, уже записано в его духовном ДНК, но каким образом он это проходит, с бо́льшим или меньшим давлением, зависит от его действий.
Вопрос: Значит, все-таки что-то зависит от человека?
Ответ: На каждом этапе проявления духовного гена в человеке должна происходить абсолютно четкая его реализация. Но каким образом он будет ощущать этот ген: добром или злом, быстро идти или медленно, и так далее, - зависит от него.
Быть интегральной частью общества
Вопрос: Разве быть интегральной частью общества значит быть его рабом? Делать то, что оно желает и ценит. Почему это считается плохим? Это же естественно.
Ответ: Мы не говорим, что это плохо. Мы говорим о том, что есть! В этом нет ничего плохого.
Быть рабом общества, рабом Творца не то что не плохо, а наоборот, прекрасно! Потому что я не просто выбираю из двух зол меньшее, а считаю, что нет ничего выше этого, что в этом и заключается абсолютная свобода.
На пути к свободе
Вопрос: Что должен ощущать человек, когда он находится на правильном пути?
Ответ: Он ощущает, что идет в правильном направлении, что все его действия, хотя и находятся четко в рамках духовного закона, - это абсолютная отдача, абсолютное взаимодействие, абсолютная связь между всеми элементами природы.
Несмотря на то, что это его обязывает, он ощущает абсолютную свободу.
Вопрос: Почему его бросает в разные состояния, и он испытывает падения и подъемы?
Ответ: Именно для того, чтобы он ощутил, насколько каждый раз поднимается к этой свободе.