Правильное питание. Еда и здоровое питание. Часть 1
Е. Литварь: Я не могу назвать себя гурманом, но, действительно, очень люблю поесть. И в связи с тем, что тема нашей сегодняшней беседы "Питание. Высшие корни питания", я хотел бы выяснить, откуда у человека эта тяга к еде? Скажем, я бы с удовольствием съел маленький кусочек чего-нибудь и достаточно. Но нет - я хочу и это, и это, и это...
М. Лайтман: В чем причина потребности в пище? Причина в душе, которая разделилась на уровни: неживой, растительный, животный и человек, и которым в нашем мире соответствует неживая, растительная, животная материя и человек. Чем выше по своей структуре, по своей сложности объект в нашем мире, тем он более эгоистичен, и, значит, тем к большему удовольствию, к большему наполнению он стремится.
В духовном мире наполнение души - это наполнение Высшим светом, и происходит оно только в мере отдачи и любви, в мере единения душ между собой. В нашем мире наполнение - обратно - эгоистично, только ради себя, только для того, чтобы насытить, наполнить себя, даже сверх всякой меры.
Каждому растению, даже минералу надо вобрать в себя какую-то энергию извне, чтобы содержать и поддерживать свою структуру, и все это происходит просто в силу природных законов.
В принципе, основная проблема всего животного мира, в том числе и человека - это еда. Все животные едят только в той мере, которая необходима им для поддержания жизни, и не делят еду на более или менее вкусную (есть, конечно, разница, но она очень мала). А человек дополняет свой животный инстинкт еще и эгоизмом и поэтому перенасыщает себя. В этом и заключается причина очень многих наших болезней и страданий.
Е. Литварь: Но я хотел бы понять: почему есть люди, которые могут ограничить себя в еде, а я не могу остановиться? Знаю, что ем намного больше, чем мне необходимо, но... ем.
М. Лайтман: Ну, это уже чисто психологические потребности. Очень многое зависит от неуверенности, от всевозможных страхов, переживаний, от ощущения ненаполненности в чем-то другом, может быть, на моральном или даже на духовном уровне. Человек, как бы компенсирует это наполнением от пищи.
Если бы человек смог компенсировать наполнение эгоизма в другом виде - в виде отдачи, как того требуют от нас духовные законы, то тогда, конечно, у него не было бы проблем с обжорством.
В нашем мире, на любом уровне существует потребление и выделение, а на человеческом уровне - более того - сверхпотребление и сверхвыделение.
В духовном мире не существует таких понятий, как потребление и выделение, потому что потребляется только то, что необходимо для существования души. Процессы отдачи и получения происходят в идеальном виде, одновременно, и поэтому изначально нет никаких излишков.
Е. Литварь: Из того, что вы сказали, можно подумать, что в высших мирах есть рестораны, кафе?..
М. Лайтман: Конечно. Все, что угодно, на всех уровнях, с обширным меню, включая все страдания и все удовольствия, которые только могут быть.
Е. Литварь: В высших мирах есть страдание?
М. Лайтман: Страдание необходимо, для того чтобы ощутить удовольствие.
Вы приступаете к еде (предположим, вы - гурман). Сначала надо разогреть в себе аппетит, выпить немножко, и, постепенно, одно блюдо, второе, предвкушая, что будет потом...
Е. Литварь: Вы называете это страданием? По-моему, это удовольствие.
М. Лайтман: Нет, это предвкушение удовольствия, но оно основано на страдании - ведь этого еще нет. Все, что в данный момент меня не наполняет, а наполнит в будущем - такое состояние называется в каббале страданием.
Что значит, по-вашему, "аппетит"?
Е. Литварь: Ну, аппетит я воспринимаю как удовольствие...
М. Лайтман: Как это, "удовольствие"?! Если вы заранее не знаете, что получите, то это удовольствие?
Мы говорим о желании, которое необходимо, для того чтобы получить удовольствие. Страдание является обратной стороной удовольствия, оно необходимо, и именно его мера, его сила, его напряжение и определяют то удовольствие, которое затем можно испытать.
Е. Литварь: Но все-таки меню обширное?
М. Лайтман: Меню включает в себя все удовольствия, вообще существующие в мироздании. Они раскладываются на пять порций, называемых: нэфеш, руах, нэшама, хая, йехида. Это пять видов Высшего света, которые дают душе абсолютное наполнение - то есть при этом не возникает ни избытка, ни недостатка.
Е. Литварь: В нашем мире существует полный обед из пяти блюд...
М. Лайтман: Человек подсознательно стремится выполнить то, что заложено в его духовной конструкции, потому что наш мир является отражением этой духовной конструкции.
М. Санилевич: Мы хотим понять, как каббала рассматривает продукты питания.
Все продукты питания можно разделить на основные виды: растительные, животные, неорганические, такие, как соль, вода. Есть ли высший корень у такого разделения продуктов в нашем мире?
М. Лайтман: Конечно. Вообще, нет ничего в нашем мире, что бы не нисходило из высших миров. Поэтому, если человеческий организм существует, как отражение высшей духовной конструкции, то, естественно, все, из чего он состоит - элементы, микроэлементы, внутренние реакции, которые в нем происходят - это все определяется силами, нисходящими из Высшего мира, которые в нашем мире материализуются в тела и во все, из чего они состоят.
Поэтому я не знаю, можем ли мы перед такой широкой неподготовленной аудиторией говорить о духовных корнях каждого вида пищи и о реакциях, которые они производят в организме.
Е. Литварь: У нас сегодня, если я не ошибаюсь, 16-я или 17-я беседа. Мне кажется, что те, кто посмотрел эти беседы, каким-то образом готовы к тому, чтобы понять вас. Попробуйте говорить так, как оно есть.
М. Лайтман: Хорошо, хотя тема, конечно, неожиданная и новая.
М. Санилевич: Вы сказали, что душа разделена на неживой, растительный, животный и человеческий уровни.
М. Лайтман: Есть еще и корневой уровень. Корневой, затем неживой, растительный, животный и человек. Так же и в нашем мире: мы состоим из этих уровней, и каждый из этих уровней мы должны наполнить.
Человеческий уровень мы наполняем общением с окружающими, потреблением информации. С помощью зависти, с помощью стремления к почету, власти и знаниям мы получаем наполнение от окружающего нас общества, от окружающего нас мира. Это - то же наполнение, та же пища. Назовите ее интеллектуальной или общественной, человеческой. Кроме того, на животном, растительном и неживом уровне мы потребляем огромное количество энергии, которая проявляется в самых разных видах.
То есть мы не просто потребляем то, что ощущаем. Вытащи человека из условий нашего мира в какое-то другое пространство - что бы ты ни создал, все равно ему будет не хватать условий окружающей нас среды, они необходимы, для того чтобы человек нормально функционировал. Человеческий организм создан как единое целое со всем остальным миром: и неживая, и животная, и растительная природы, и человеческое общество воздействуют на нас через миллиарды всевозможных каналов. Все это можно назвать пищей, без которой организм не может нормально функционировать. Я уже не говорю о космосе, обо всем этом огромном объеме, в котором мы тоже существуем ...
Окружающий мир - это наша питательная среда, и, разрушая его экологию, мы создаем себе множество проблем, в том числе, на уровне энергетических и информационных полей.
М. Санилевич: Многие люди ограничивают себя растительной пищей. Как каббала относится к этому?
М. Лайтман: Каббала отрицательно относится ко всем ограничивающим методикам, которые изобрело человечество, потому что из духовного мира мы абсолютно четко видим: человек должен использовать - правильно использовать - все, что создано для него.
Это исходит из того, что на духовном уровне мы включаем в себя все остальные уровни: животный, растительный и неживой. Мы являемся элементами единой общей души, которая включает в себя все остальное мироздание. Человек создан, для того чтобы исправить свой уровень, исправляя одновременно все остальные, правильно их используя, чтобы с помощью этого подниматься все выше и выше.
Поэтому в нашем мире мы созданы таким образом, что должны потреблять более низкие уровни, и поэтому абсолютно неправы те, кто ограничивается только растительной пищей, или только животной. Согласно структуре миров, структуре души это неверно. Правильно - разумное потребление.
Возьмем в качестве примера моего учителя: он употреблял все, но в разумной мере, в очень разумной мере.
М. Санилевич: Что это значит - разумная мера?
М. Лайтман: Разумная мера - он определял это сам... Он вообще постоянно держал себя в руках и знал, что вот это - да, а вот это - нет.
– Сейчас четыре часа дня, это время, когда я обычно съедаю два грецких ореха.
– Ну, а если три?
– Нет, три - это много.
И так далее. При этом он курил. При этом он любил пиво, вообще, любил выпить. Он никогда не садился за стол без рюмочки бренди. Относительно пищи не был привередлив, что естественно - он вырос в полуголодной среде... Любил простую, обычную еду.
Е. Литварь: Вы сказали, что наш мир - это проявление Высшего мира. Вегетарианство, следовательно, тоже?
М. Лайтман: Польза вегетарианства весьма сомнительна - это просто измышления человека.
Проявляя сострадание к животным - я думаю, что в этом корни вегетарианства - человек не берет в расчет, что именно правильное убиение животных дает ему возможность правильно существовать, и человек, правильно существуя, приходит к состоянию, когда он может исправить себя, исправить мир, поднять себя на духовный уровень, достичь цели творения. Так устроен мир.
Е. Литварь: А как вы относитесь к охоте, к рыбалке?..
М. Лайтман: Это абсолютно недопустимо! Ради поддержания жизни - только лишь! Убивать ради удовольствия никоим образом нельзя.
Но, с другой стороны, если для нормального существования, я обязан сделать дезинфекцию в доме и при этом убить мух, комаров и так далее какими-то химикатами или чем-то еще, то я могу это делать. То есть то, что необходимо для нормального существования человека, считается допустимым.
В этом отношении мы должны быть, как звери - никто не убьет просто потому, что ему так хочется. У него существует природная потребность наполнить себя и не более того, но после того как он насытится, можешь ходить рядом с ним, он тебя не тронет. У него не существует алчности - эгоистической потребности сделать тебе вред.
А у нас, на уровне "человек" эгоизм взрывается, и мы "закатываем" такие пиршества, что не подлежит никакому описанию.
Е. Литварь: То есть человеку достаточно иметь определенный набор продуктов без особого разнообразия рациона?
М. Лайтман: Для каждой части мира существует нормальный, естественный набор продуктов.
Индейцы, допустим, выращивали картошку, помидоры, и эти продукты были им полезны. А то, что сегодня их употребляют во всех остальных частях света, на самом деле не на пользу тем, кто живет совершенно в другом экологическом и энергетическом регионе. Почему? Потому что весь мир гармоничен и строго взаимосвязан, и если ты живешь на какой-то части земли, то питайся теми продуктами, которые эта часть земли по своей сути, по своей природе производит.
Человеку положен рацион согласно месту его происхождения и проживания. Но на сегодняшний день мы настолько искусственно существуем и так удалены от наших естественных рационов, что невозможно себе представить пищу, которая бы нам подходила. Сегодня уже все абсолютно перевернуто, испорчено, притом произошло такое включение народов, национальностей, цивилизаций друг в друга, энергетически мы настолько перемешались... Исправить ситуацию уже невозможно.
Но к тому, чтобы в какой-то правильной мере употреблять все, что дано для нас в этом мире, человечество, конечно, придет, но только после того, как оно себя духовно исправит.
Нет у человека иной возможности "оседлать" свои желания, придать им какую-то нормальную форму, как только подняться на другой уровень и заняться духовным развитием. Тогда он получит настоящее наполнение - энергию духовного уровня, а все остальные уровни он будет использовать только для поддержания своего существования.
М. Санилевич: Пища - это удовольствие. Каббалист не получает удовольствия от потребления пищи?
М. Лайтман: Если человек вышел на духовный уровень, то всё, что он потребляет из этого мира - через свое тело, свой разум, - все это возносится им на уровень духовного существования, слияния с остальными душами, в общей любви.
Иными словами, как его существование, так и потребление, находится уже на более высоком уровне. Так что он от этого получает удовольствие.
Е. Литварь: То есть моя мысль улучшает качество пищи? Именно мысль?
М. Лайтман: Конечно. У нас нет инструментов, для того чтобы определить это, но существует огромная разница между тем, что я тебе предлагаю от души, или даю тебе, желая получить какую-то выгоду. Энергетика абсолютно разная. Биология начинает сегодня это раскрывать.
Ну, пойдем дальше.
М. Санилевич: Благословения перед едой, после еды - откуда это произошло?
М. Лайтман: Если бы человек правильно относился к окружающему миру, если бы он хотел каждым своим действием возвыситься над собой и приподнять вместе с собой этот мир, связать все воедино в общем подъеме к слиянию с Высшей силой, которая все это уготовила, то тогда, конечно же, это его внутреннее стремление называется благословением. Это не молитва, произнесенная вслух, - это внутреннее выражение правильного отношения к миру, к тому, что тебе предназначено, и выражается, опять-таки, в отдаче и любви.
Е. Литварь: Человек прожил жизнь и никогда не брал в руки молитвенник ...
М. Лайтман: Это исходит из сердца.
Молитвенники созданы, для того чтобы люди знали, к чему стремиться, как пример, как эталон того, к чему каждый должен прийти. Но я должен к этому действительно стремиться, а не просто произносить то, что написано. Если я буду только читать - это же не мои желания! Я должен достичь своим внутренним стремлением именно такого отношения к окружающему миру.
М Санилевич: Следующий вопрос. В нашем мире единицей энергии является калория. Что является единицей энергии в духовном мире?
М. Лайтман: Квант высшего духовного света или решимо. Существует пять уровней духовной энергии, которые, в свою очередь, делятся еще на пять, еще на пять - всего 125 уровней духовной энергии. Человек, в соответствии со своими возможностями получать ради того, чтобы отдавать, уравновешивает себя, таким образом, с этой энергией и при этом "взвешивает" себя в этих духовных калориях.
Это четко градуированная система, которая прописана в каббале очень точно, дотошно, я бы сказал, и человек, который следует этой методике, точно знает, где он находится, и сколько он должен брать и отдавать. При этом он входит в положительный резонанс с духовным миром настолько, что всю духовную энергию, которая проходит через него, он использует не возбуждая никаких помех, возмущений со своей стороны.
То есть в итоге правильного настроя на соответствие, на подобие духовному миру, человек становится интегральной частью этого мира.
Е. Литварь: Можем ли мы давать какие-либо рекомендации относительно продуктов?
М. Лайтман: Будь мы животными, мы бы точно знали: сколько и когда потреблять, когда спать, когда вставать, когда отдыхать, когда бегать и так далее. Но мы - люди - кроме животного, обладаем еще и эгоистическим уровнем. А на эгоистическом уровне мы поступаем совершенно обратно природе.
Для того чтобы этот эгоистический уровень уравновесить так, как у животных уравновешен их животный уровень, нам надо исправить наш эгоистический уровень. Для этого нам надо войти в контакт, в правильное сочетание, с природой, чтобы наш эгоизм был нейтрализован, и тогда, исходя из этого, мы будем правильно поступать на животном уровне тоже.
На своем уровне я никогда себя исправить не смогу, для этого я должен подняться на более высокий уровень. Я не могу исправить свое животное поведение, если я не исправлю свое человеческое поведение. А человеческое поведение исправляется на духовном уровне, потому что человек - это животное с довеском эгоизма. Эгоизм я могу исправить только на духовном уровне.
Поэтому– никаких рекомендаций. Мы видим, что это не помогает. В итоге, никакие наши исследования не дают нам точного заключения о том, что полезно, а что вредно. Спортсмен - плохо, бездельник-лентяй, который не хочет двигаться, - плохо... Эти диеты вызывают недостаток таких-то элементов, эти - недостаток таких-то, и так далее. Нет в нашем мире абсолютных рекомендаций!
Это дает возможность людям неплохо заработать: выдумать, якобы, что-то новенькое и хорошо продать. Но на самом деле правильной диеты, истинно правильной, не может быть изначально. У каждого своя индивидуальная диета - в каждый момент времени, в каждом состоянии, так, как он это будет чувствовать, исходя из своего правильно уравновешенного эгоизма.
М. Санилевич: Следующий вопрос. Почему без воды человек может выдержать от трех до пяти суток, а без еды - месяц и даже больше?
М. Лайтман: На физиологическом уровне можно, конечно, дать этому любые объяснения.
На духовном уровне вода является свойством хасадим - свойством отдачи, свойством любви, а без этого свойства человеческий организм не может существовать. Как только организм начинает "пересыхать", то есть, как только в нем начинает истощаться запас отдачи и любви, клетки перестают нормально функционировать - не могут сцепляться между собой, не могут нормально передавать информацию. Поэтому происходит как бы рассыпание тела.
М. Санилевич: А еда - это свойство получения?
М. Лайтман: Да. Правильное получение пищи внутрь жидкости.
М. Санилевич: Без получения человек тоже не может долго жить...
М. Лайтман: Ну, естественно. Но он должен уравновесить его своим намерением - ради чего получает.