Человек и природа. Открытый урок 4. Часть 2
В какой-то момент я начинаю устремляться не к тем своим желаниям, которые связывают меня, как эгоиста с окружающей средой, а к желаниям между мной и остальными для того, чтобы связаться вместе с ними. И только когда я начинаю устремляться к ним, в действительности желая выполнить программу творения, на самом деле желая соединиться с ними в одной интегральной системе, только тогда я начинаю обнаруживать в себе вот эти 613 желаний.
Все они обнаруживаются мной постепенно, в какой-то связи, комбинации между собой. И эту комбинаторику я должен постоянно исправлять. Всю эту пачку желаний в каждый момент времени раскрывающихся во мне я должен исправлять с эгоистического применения, то есть ради себя, на желание ради отдачи вот этому всему сообществу желаний, которое называется ближний.
Если я устремляюсь к тому, чтобы "возлюбить ближнего как себя", тогда у меня возникает совсем другая работа. Эта работа уже связана с выявлением и исправлением этого огромного количества желаний.
Но я, откровенно говоря, не забочусь о том, какие желания возникают у меня в каждый момент времени. Я сегодняшний, особенно не понимаю, что я точно делаю, я просто существую. Но когда у меня возникают эти неправильные желания, я должен их исправить. Я должен думать об исправлении, но не каким образом они исправятся, а что их исправит. Именно для этого и дается методика исправления.
Ясно, что в первый момент я обнаружу эти свои 613 желаний, как эгоистические. Затем я должен буду осознать их как зло. Затем я должен буду притянуть окружающий свет, ор макиф. И когда они исправятся, я войду в какое-то частное единение с другими. Таким образом я закончу один цикл своего исправления.
И таких циклов очень много. Каждый из них называется "единицей времени". Это может быть одна секунда, минута, час, день или год, неважно, но это одна ступень. И она состоит из внутренних под ступеней.
Все исправления своего эгоизма, которые обязан совершить человек - это всего лишь частные исправления, составляющие все вместе это одно обобщающее исправление "Возлюби ближнего как себя" и обусловлены им.
Получается, что мне в период моего существования надо выполнить только эти исправления.
Это верно применительно к отношению человека с окружающими, то есть, когда ему говорится: "Выполни это относительно ближних".
Но как может такое отношение с окружающими включать в себя отношения человека с Богом, определяющие суть и смысл всего творения? Почему, налаживая отношения с окружающими, я одновременно налаживаю отношения с Богом, достигаю своей цели, чего-то такого, что вообще даже не находится внутри моих отношений с ними?
Мы достигаем в наших отношениях между собой исправления от ненависти к любви. Это наши, так сказать, внутренние разборки, между всеми нами, между душами в нашем мире, и это происходит даже на духовных ступенях. Но где здесь проявляется Бог и отношение к Нему? И почему, именно вот в этом реальном действии в нашем мире, и, наверное, и в духовном мире, я постигаю нечто, что от меня совершенно скрыто?
Творения передо мной раскрыты. Говорят, что души в духовном мире тоже раскрыты передо мной. Допустим, внутренние желания каждого я узнал, осознал. Я связываюсь с ними, я готов обнять и объять все человечество. Все хорошо.
Но причем здесь Бог? Где Он находится? И почему таким путем я достигаю полной связи, слияния, любви с Ним? В каком месте и как происходит подмена ближнего на Бога?
Почему исправление на свойство "Возлюби ближнего как себя" эквивалентно исправлению до свойства "Возлюби Бога" как себя и слейся, таким образом, с Ним?
Это то, о чем говорит Бааль Сулам в первом пункте этой статьи.
Пункт второй:
Насколько велико и обобщающе исправление на свойство "Возлюби ближнего как себя" - видно также из ответа другого мудреца того же времени Гилеля. Когда на просьбу: "Научи меня всей методике исправления, пока я стою на одной ноге"...
То есть, конкретно, дай мне указание, чтобы я точно не ошибся. Сделай меня своим учеником, дай указание, поверни меня в правильную сторону, толкни меня, чтобы я пошел дальше, уже не ошибаясь. Это то, что практически требует ученик от Учителя.
Когда у него об этом спросил ученик, то Гилель ответил в другом ключе, иначе, хотя рабби Акива был намного выше него. Гилель ответил проще: "Ненавистное тебе, не делай другому".
Отсюда видно, что исправление любого из эгоистических желаний не является более важным, чем достижение "Возлюби ближнего как себя", а все они предназначены лишь для достижения этого свойства, чтобы подготовить человека к исполнению этой заповеди, этого правила.
То есть все остальные исправления - части свойства "Возлюби ближнего...", должны выполняться в полном объеме.
Но Гилель объясняет это иначе. Почему его ответ отличается от ответа рабби Акива? Гилель, в принципе, говорит так: мы можем взять и изолировать себя, хотя бы относительно других...
Что значит "изолировать себя"? Мы говорим о самом начале исправления человека, о начале его исправления себя по отношению к другим. Мы говорим о тех состояниях, когда я начинаю выходить во вне себя. Тогда эти 613 эгоистических желаний, которые проявляются во мне, проходят процесс последовательного исправления.
Первое исправление - это, когда я исправляю их только до уровня "не делай зла". А второе состояние исправления - это когда я исправляю их до уровня "делай добро". "Делай добро" - это и есть любовь. "Не делай зла" - это всего лишь ограничение себя, так сказать сокращение, Цимцум Алеф на себя.
Так вот, когда ученик задает ему вопрос, Гилель говорит: "Не делай другому зла, как ты не хочешь, чтобы его делали тебе". То есть Гилель находится на первой стадии исправления эгоизма. Он говорит, что мы должны выполнить только первую часть исправления. Получается, что в отличие от рабби Акива, он находится пока не в свойстве отдачи, а в неком нейтральном состоянии.
Мы начинаем пользоваться своим эгоизмом по отношению к другим. Затем мы осознаем его как зло. Затем мы используем окружающий свет, который нас исправляет. И этот окружающий свет приводит нас к действию...
Давайте обозначим эти действия как "а" и "б". Окружающий свет сначала выполняет действие "а", а потом от действия "а" переходит к действию "б". Гилель говорит нам только о действии "а", а рабби Акива говорит уже о действии "б". Но в принципе, оба они говорят нам только об одном: как нам постепенно продвигаться по этим двум ступеням.
Первая ступень "а" называется ступенью бина. Мы с вами все-таки изучаем каббалу, поэтому давайте обозначим ступени, как ступень бина и ступень кетер.
Таким образом мы достигаем полного исправления.
Ведущий: Вопрос из Литвы задает Михаил: "Как захотеть, как найти в глубине души желание, чтобы поменять намерение "ради себя" на "ради других"?
М. Лайтман: Это возможно только под влиянием окружения, и никак иначе. Когда мы что-то делаем, читаем, мы можем вызвать на себя окружающий свет, только если мы действуем в группе. В той мере, в которой группа придает нам важность этого выхода из себя относительно других, в этой мере мы и можем действовать, просить свойство отдачи. Это решается в статье "Свобода воли", которую мы с вами скоро будем изучать.
Все это вместе должно собраться в одну единую конфигурацию методики. И если мы правильно с ней будем работать, то в итоге у нас образуется как бы внутренняя картина нас, нашего движения, нашей цели, всех средств, и всё это соединится в одно единое целое.
Возьмем пример из нашего мира, когда передо мной лежат разные овощи, и всякие другие ингредиенты для приготовления супа. Я знаю, как это помыть, почистить, нарезать, бросить в кастрюлю, поставить на огонь, сварить, и я знаю, что в итоге должно получиться.
Так же и здесь, это должно быть выложено перед нами очень явно, просто, чтобы мы видели все наши средства для достижения цели, как с ними работать, в каком состоянии, в каком порядке и что в итоге мы должны достичь.
Все эти наши выяснения должны дать нам такое ощущение. Это должна быть настолько понятная внутренняя картина, как и то, что я вижу перед собой, допустим в процесс приготовления супа, когда передо мной находится для этого все необходимое.
Ведущий: Ритес из Вильнюса спрашивает: "Можно ли ускорить развитие желания или этот темп задан изначально?"
М. Лайтман: В этом и заключается одно из преимуществ методики исправления: вы не ждете, когда вас начнут толкать сзади, а сами устремляетесь вперед. Когда вы устремляетесь вперед, то эти 613 желаний начинают выявляться в вас.
А как вы можете устремиться из себя вперед? То есть, как вы можете вообще перестать существовать внутри себя с вашим эгоистическим окружением, и начать выход из себя во вне? Как вы можете повернуть этот вектор, который раньше был все время направлен на работу в себе, вбирая все от окружения в себя, в обратную сторону?
Это возможно только лишь под воздействием правильного окружения, когда передо мной находится не мое эгоистическое окружение, а созданная мной группа. Вот это альтруистическое окружение, которое я создаю вокруг себя, эта группа и является источником моего продвижения.
Об этом мы будем говорить и в этой и в следующей статье. То есть повернуть себя от эгоистического наполнения внутрь себя - наружу я могу только под влиянием правильного окружения, которое даст мне устремление к этому намерению, важность его большую, чем мне это удается одному, даже когда я сам очень сильно проникаюсь этим.
Поэтому если мы участвуем в распространении, в учебе, в конгрессах, контактируем с товарищами, мы постепенно проникаемся важностью выхода из себя, важностью ощутить других, почувствовать себя существующим в них.
И тогда на меня начинает воздействовать вот эта сила, но не центростремительная, а центробежная, направленная наружу. И тогда, устремляясь к ним, я начинаю раскрывать для себя совершенно новую форму существования. Я начинаю раскрывать в себе иной метод восприятия реальности.
Все, что мы сейчас ощущаем, мы воспринимаем внутри себя. Всё это концентрируется во мне, и через свои пять органов чувств я ощущаю, как устроен мир. Но эти пять органов чувств получают то, что могут получить, а поэтому рисуют мне картину того, что получают. Это называется у нас картиной нашего мира.
А если я под влиянием правильного окружения устремляюсь наружу, то начинаю по- новому воспринимать мир. Это новый, внешний, Высший мир, который находится выше нашего эгоизма. И тогда к моему восприятию реальности уже добавляется ощущение Высшего мира.
Поэтому, выходя во вне себя, мы обретаем совершенно иное существование. Вот это и называется вторым измерением, когда я начинаю воспринимать то, что находится вне меня. И ощущение истинного мира неискаженного мной - это и есть ощущение истинного мироздания. В этом-то и заключается особенность выхода из себя.
И тогда у меня появляется ощущение вечности и совершенства, которое постоянно расширяется, ведь оно не подавляется моим эгоизмом, который может чем-то наполниться только на мгновение, а затем это ощущение наполнения исчезает. Вне себя я могу расширяться бесконечно, поэтому у меня и возникает ощущение вечности и совершенства.
Ведущий: Вопрос из Праги задает Георгий: "На рисунке Вы написали "делай добро". Исходя из чего, мы можем делать добро, если создано только зло, а о добре мы пока ничего не знаем?"
М. Лайтман: Это зло специально создано в нас, в наших ощущениях для того, чтобы мы обратили его в добро.
На самом деле зла нет. И только благодаря нашему испорченному восприятию, обращенному внутрь себя, все доброе, что мы получаем, рисуется нам злым. Все, что воспринимается внутри нас, ощущается нами как зло, потому что мы противопоставляем себя существующему снаружи от нас. То есть зло - это разделение между мной и другими.
Самого по себе зла нет. И только вот эта парадигма, вот эта методика эгоистического наполнения, само движение внутрь себя, и есть зло. Как только мы это изменяем, зло сразу же исчезает, так же исчезает и ощущение любого зла в мире.
Ведущий: Именно об этом спрашивает Анатолий из Кемерово: "Со временем я ощущаю все большее и большее отторжение от группы, то, что мы называем ближним. Что с этим делать?" То есть по мере дальнейших усилий процесс идет как бы в обратную сторону.
М. Лайтман: Это естественный процесс, потому что ваши желания постепенно растут. Когда вы пытаетесь выйти из себя, найти связь с группой, 613 ваших желаний в вас постоянно растут. Они постоянно меняются в вас, пребывая в разных комбинациях. И поэтому вы ощущаете себя постоянно растущим эгоистом. Вы ощущаете еще большее отторжение от группы, вам все труднее их оправдать.
И получается, что в итоге, вы как-то отдаляетесь от них. Ваш эгоизм подталкивает вас ко всё большему и большему изоляционизму настолько, что есть люди, которые уходят из группы, которые уже не могут дальше ее терпеть.
А что же происходит дальше? А дальше группа должна работать над каждым из ее участников. Мы должны постоянно объяснять людям, что ничего не сделаешь, нам надо работать против этой нашей внутренней, эгоистической тенденции.
Естественно, что мы постоянно будем обнаруживать в себе все большие и большие эгоистические желания, отторжение от всех и вся. И работа заключается только в том, чтобы с помощью группы проникнуться еще большим ощущением важности нашего движения вперед. Мы должны все-таки прийти к тому, чтобы окружающий свет подействовал на нас и создал бы в нас истинное свойство отдачи: сначала - "не делай зла другому", а затем и - "делай добро", то есть "возлюби ближнего как себя".