Суть любви. О любви и браке. Часть 2
Любовь - это отдать себя остальным
М. Санилевич: Основной закон Библии - это "возлюби ближнего, как себя". А что значит "как себя"? Сначала я должен себя возлюбить?
М. Лайтман: Ты должен обнаружить, каким образом ты любишь себя, и именно в этой мере строить отношение к ближнему. Это называется "уступка", так как ты, наступая на себя, начинаешь с помощью себя наслаждать, удовлетворять, наполнять остальных. Это стремление наполнить других, которое ты развиваешь в себе, и называется любовью к ним. Такое взаимодействие, взаимное стремление в обществе сделает его совершенным и приведет к вечной, счастливой жизни.
М. Санилевич: Но человек должен любить себя?
М. Лайтман: Человек должен любить себя за то, что он может интегрально слиться со всеми и наполнить всех, и тогда он становится равным Богу - Высшей силе природы.
Е. Литварь: Не получается ли так - возлюби, как себя, вместо себя?
М. Лайтман: Нет, ведь на самом деле мы существуем в других, а не в себе.
Е. Литварь: Таким образом, я начинаю получать удовольствие тем большее, чем я больше люблю людей?
М. Лайтман: Правильно. Когда я выхожу во вне себя, то начинаю обнаруживать свое истинное "Я" - не маленького уродливого эгоистического человечка, а свое "Я", существующее на самом деле вне меня, и вижу себя, как проекцию всей природы, всего мироздания. И это - "Я", если я так отношусь ко всему.
Е. Литварь: То есть все ощущения, существующие вне меня, у других людей, у животных, у природы, - это все начну ощущать я?
М. Лайтман: Это - "Я". Это мое! То есть когда человек строит над собой такое отношение к миру, он понимает, почему он сотворен эгоистом, - для того, чтобы самому выйти из себя, выплеснуть, отдать себя остальным и в этом себя найти.
Сделав это правильно, искренне, человек ощутит себя существующим вечно и совершенно, как вся природа. Это всеобщий интегральный закон природы, и к этому состоянию мы все равно придем. Не в этой жизни, так в следующей.
Е. Литварь: Это и есть любовь?
М. Лайтман: Это и есть чувство абсолютной любви, которое должно реализоваться в наивысшем и самом испорченном элементе природы - в человеке.
В этом заключается свобода воли человека - самому поскорее осознать эту необходимость и реализовать ее по своему желанию, а не под давлением развивающегося кризиса. И сейчас наша главная задача - распространение знаний о причинах проблем, которые на нас сегодня сваливаются, проявляются в нас.
М. Санилевич: Неужели никто на земле, кроме каббалистов, не изведал настоящей любви? Настанет ли день, когда все человечество познает любовь?
М. Лайтман: Такой день настанет, это должно произойти в течение ближайших десятков лет. Я надеюсь, что еще увижу в своей жизни конечную стадию этого процесса, воплощение цели.
Каббалистом называется человек, который правильно понимает законы получения (каббала от слова "получать"), связей, коммуникации, всего, что происходит в природе между всеми ее частями. Он черпает знания из мира, который скрыт от нас, мира альтруизма и отдачи, а не эгоизма и получения, который ощущаем мы, и в соответствии с этими знаниями действует.
Естественно, люди, получившие эти знания и умеющие применять их на практике, достигают истинного чувства любви, ощущения вечности, совершенства. Они выходят в иной объем мироздания, в другой его разрез, где любовь ощущается вечно существующей.
Современная наука также находится в поиске иного объема, где мироздание функционирует не так, ощущают наши эгоистические органы чувств. И раскрытие близко - Каббала помогает нам приблизить это осознание.
Как научиться любить
М. Санилевич: Но как обучаться любви? Как в школе, за учебниками?
М. Лайтман: Обучаться любви не значит обучаться камасутре.
Обучаться любви - это обучаться правильной взаимосвязи с тем, кого ты любишь, и это не обязательно должен быть противоположный пол. Необходимо учиться проникать во внутренний мир другого и наполнять его собой, как действуют клетки в нашем животном теле. Каждая из клеток заботится о существовании всего организма и действует по общей для всех клеток программе. Она не потребляет ради себя, а работает на отдачу всем остальным клеткам и органам. Благодаря этому тело живет, и все его части находятся в правильной связи.
Болезни - это нарушение взаимодействия клеток и органов. Представляете, насколько больно наше общество? Этот организм поражен страшной раковой опухолью, когда клетка, вместо того чтобы отдавать, начинает поглощать, пожирать окружающие клетки, существовать за их счет. В итоге, разрушается среда, и сама клетка погибает. Это - рак.
Почему в наше время так распространена эта болезнь? Мы стали такими эгоистами, что это проявляется на остальных уровнях природы: на животном, растительном. И от этого никуда не деться. Источник наших проблем и даже болезней находится внутри нас, на человеческом уровне. Человек определяет собой весь дисбаланс природы.
И именно мы должны сегодня реализовать главный закон природы - закон любви - во всем его объеме. Это зависит только от человека, только от нашего внутреннего усилия на том уровне, где находится мое "Я", где я - человек.
М. Санилевич: Как научиться любить?
М.Лайтман: Откройте книгу и изучайте методику. А иначе вы будете поступать, исходя из животных свойств, данных вам от рождения, и ценностей, навязанных вам обществом, так как в вас больше ничего нет. Вначале вы должны получить правильную инструкцию, в противном случае вы будете продолжать ошибаться. Каббала и является такой инструкцией.
А для практических тренировок каббалисты создают группы. Ведь многие методики построены на групповых упражнениях. Иначе нельзя. Здесь, как и в любом другом деле, необходимы преподаватель, группа и инструкция, которую ты вместе с себе подобными пытаешься реализовать.
Я чем-то вас разочаровал?
Е. Литварь: Наоборот. Заставил задуматься.
Кто придумал брак
Е. Литварь: Вопрос о семье: брак, семью придумали люди? Недаром же говорят: "Хорошее дело браком не назовут". Неужели все-таки Бог создал институт брака?
М. Лайтман: Зная людей, зная мир животных, которым мы в этом подобны, мы видим, что институт брака не создан человеком искусственно, а возник на основе наших природных свойств, на низшем, животном, гормональном уровне. Мы наблюдаем подобие брака в животном мире, когда происходит соединение для воспроизведения потомства.
Каббала раскрывает причины этого - почему именно таким образом были созданы элементы, взаимодействующие по принципу притяжения противоположностей: плюс и минус, электрон и позитрон, почему сливаются молекулы и атомы, почему для создания, рождения нового необходимо соединение двух разделенных между собой противоположностей.
На примитивном уровне существуют формы, когда они не разделены, а мужская и женская часть существуют в одном теле, соединены между собой и вместе участвуют в продолжении жизни. Но уже на животном уровне мужская и женская части сталкиваются с проблемой соединения для создания новой жизни. Уровень высших животных и человека построен на взаимодействии.
Почему это так устроено в природе? Потому что природа стремится возвысить человека до такого уровня развития, когда он принимал бы сознательное участие в этом процессе, понял бы, оценил, постиг его космический, вселенский масштаб, одобрил бы его. При этом человек поднимается на самый высокий уровень природы, что и является целью существования мироздания, в том числе нашего мира.
Взросление занимает треть жизни человека. Поэтому брак - соединение мужской и женской частей, породивших его, - должен быть длительным, совершенным, чтобы успеть передать ребенку всю необходимую информацию, накопленную родителями.
Человека необходимо воспитать, наполнить. Он рождается абсолютно пустым и ничтожным, в отличие от животного, которое в течение первых дней жизни приспосабливается к окружающей среде. Человеческого детеныша надо постоянно охранять, воспитывать, пестовать, лелеять, наполнять огромным количеством информации, чтобы он стал пригодным для существования в этом мире. Для этого и существует институт брака, потребность в нем заложена в нашей природе. Природа вызывает в нас любовь к детям, иначе мы не соединялись бы и не смогли бы дать им возможность существования.
Е. Литварь: Значит, этот институт создан не для папы и мамы - мужа и жены, а исключительно для продолжения рода, то есть для детей?
Для чего нужна семья
М. Лайтман: Для отдачи! Для передачи, распространения, выхода во вне себя.
Е. Литварь: Значит, недовольство тем, что в семье что-то не так, я недополучаю, меня меньше любят, меня меньше наслаждают, вызвано тем, что все происходит в противоречие отдаче, и каждый ищет в браке собственного удовольствия, не понимая, что брак создан для ребенка?
М. Лайтман: Верно. У некоторых видов животных родительские особи погибают, рождая потомство, либо полностью истощаются только для того, чтобы дать жизнь новому поколению, выкормить, вырастить его.
Мы должны этому учиться, ведь в нас этого нет. Мы пытаемся восполнить этот недостаток на нашем уровне с помощью всевозможных технологий. Огромное количество людей работает на то, чтобы помочь женщине осуществить такой естественный процесс как роды, вскармливание и развитие младенца, сколько приспособлений существует вокруг маленьких детей. Но это не возмещает нашу базисную ошибку - наше отношение к этому.
В наше время в развитых странах люди не хотят иметь детей, стремятся к эгоистическому наполнению, к ощущению свободы. Человеку уже мало одной комнаты, а необходима квартира из нескольких комнат, чтоб он чувствовал себя абсолютно не связанным ни с кем и ни с чем. Соединить свою жизнь с другим человеком, жить в одной квартире, рожать детей, их воспитывать, с утра до вечера думать о них. Ради чего? Какое удовольствие даст мне семья? Такое отношение - это следствие развития в человеке серьезного эгоизма.
Только с помощью раскрытия Высшего мира, своего следующего состояния, цели творения, человек сможет увидеть перспективу - что ждет его, если он так будет себя вести. Видение будущего отрезвит его. Ощутив будущее явно, как настоящее, он увидит, что происходит с ним, и из эгоистических побуждений захочет изменить свою жизнь. Только каббала, раскрывающая тайный мир, может дать человеку такое видение, которое вынудит человека измениться, перевесив его эгоизм.
М. Санилевич: Семья нужна для того, чтобы человек научился заботиться о ближнем?
М. Лайтман: Только для этого она и существует. Для того мы созданы с желанием рожать, растить, воспитывать, чтобы проявить свою отдачу остальным элементам природы.
Природа закладывает в нас инстинктивную, животную любовь, чтобы мы поневоле отдавали, приучались к этому и постепенно выходили на другие уровни отдачи.
Е. Литварь: Получается, Высшее управление создало в человеке обманное ощущение любви, тяги к другому лишь в качестве приманки для того, чтобы он родил и воспитал нового человека?
М. Лайтман: Цель не в том, чтобы родить подобного себе маленького эгоиста и бесцельно растить его. Человек должен осознать, что конечная цель - это достижение наивысшего уровня природы - свойства отдачи и любви. Поэтому мужчина и женщина созданы нуждающимися друг в друге и в детях, чтобы понять, почувствовать, научиться у природы этому свойству на примитивном, животном уровне и поднять его на уровень человеческий. Вот в чем причина того, что мы созданы раздельно существующими мужским и женским элементами и, соединяясь, порождаем следующее поколение. В этом и заключается необходимость существования института брака.
М. Санилевич: Тогда почему не достаточно учиться любить детей и жену? Зачем мне любить ближнего, эти миллиарды людей?
М. Лайтман: Организм человека состоит из многих противоположных, взаимно уравновешивающих систем: сердцебиение, расширение сосудов, компенсационные сокращающие системы и так далее - все построено на кажущемся противоречии, на взаимном равновесии.
Так же и между людьми существует много систем по выходу из эгоизма. Наш эгоизм многослоен, ак вот здесь также, существует очень много систем у человека по выходу из своего эгоизма. Наш эгоизм - он многослойный. и он должен проявить себя как отдающий на многих уровнях, начиная от чисто инстинктивного, животного, и кончая наивысшими слоями. Поэтому здесь надо использовать все возможные связи.
Каббалист отрабатывает это в мужской группе с себе подобными. И порождение в группе "духовного ребенка" - это их связь между собой, их общее желание приподняться над собой. Когда десятки мужчин создают между собой взаимное отношение любви, они рождают общее устремление вверх, называемое их детищем. Они рождают, принимая свой эгоизм как женскую часть, и свое стремление к духовному - как мужскую часть.
Но это следующий этап взаимодействия между мужской и женской частями в нашем внутреннем мире. Это практическая реализация советов каббалистов.
Кто в семье главный
М. Санилевич: Вопрос: кто в семье должен быть главным?
М. Лайтман: Главным должно быть то, что называется Богом - свойство отдачи, ради совместного достижения которого мы связываемся друг с другом. Главным должен быть идеал - взаимная отдача, производная от двух партнеров третья сила. Ею должны определяться все действия и взаимоотношения внутри семьи. И тогда исчезает эгоизм, нам просто уступать друг другу, чтобы достичь этого свойства, мы становимся любящими и безостановочно наслаждаемся друг другом. Наши чувства, взаимоотношения при этом расширяются, и мы вместе поднимаемся к этому общему идеалу.
М. Санилевич: Это напоминает ситуацию, когда человек "за Родину", то есть за идею, мог отдать жизнь?
М. Лайтман: Психология объясняет, что это лишь эгоистическое желание проявить себя, утвердить свое "Я". Любовь к Родине, к партии и к чему бы то ни было - это не более чем эгоистическое самоутверждение.
Е. Литварь: Существуют ли какие-либо духовные обязательства мужа перед женой и жены перед мужем?
М. Лайтман: Если мы говорим о настоящей любви, то духовные обязательства обязаны существовать. Именно они определяют все остальное.
А на животном уровне никакие обязательства, клятвы не помогут. Люди не в состоянии удержать себя, если только нет общего обязывающего Высшего идеала, выше, чем эта жизнь.
Этим и объясняется такой скачок количества разводов в мире, потому что вся история - это постепенное, но непрерывное развитие эгоизма, который в наше время гиперболически растет и не поддается ограничению никакими рамками.
Люди сегодня не хотят ощущать себя связанными. Они хотят свободно передвигаться по всему миру, пользуются Интернетом, выходят в гиперпространство. Постоянные связи им не нужны. Они хотят удовлетворять свои сиюминутные желания, не терпят давления и ограничений. Таков сегодняшний эгоизм.
Поэтому институт брака невозможно удержать моралью, либо, тем более, понуканиями. Все понимают бесполезность, бессмысленность этого.
Как изменился человек за последние сто лет! Он не способен сегодня принять на себя чужое давление. Он может работать только в осознании какой-то Высшей цели. На земном, животном, инстинктивном уровне, на котором мы сегодня существуем, института брака больше не будет. Развитие технологии позволит искусственно создавать детей и растить их, как в страшных фильмах. Можно будет заплатить людям за то, чтобы они встретились и произвели на свет ребенка. Таково будущее человечества. Каждая женщина будет за определенную плату либо в обмен на особые условия продолжать человеческий род. А иначе она и не захочет рожать.
Значит, человек будет вынужден осознать истинный закон природы, закон духовный, выше нашего животного уровня.
М. Санилевич: Вопрос: может ли духовным мужем для женщины стать женщина гомосексуальной ориентации?
М. Лайтман: Нет, так как по своему духовному корню она - женщина, и лишь на ее низшем гормональном уровне имеется искажение.
Духовный муж, духовная жена - это совершенно иные понятия. Духовный партнер - это дух, учитель, высшая ступень по сравнению со мной. Это никак не связано с сексуальной ориентацией.
Стать духовными партнерами, чтобы физическая близость стала одновременно и духовной близостью, - это идеал любой пары. К этому и ведет каббала.
М. Санилевич: В семье у каббалистов могут ли дети рождаться каббалистами?
М. Лайтман: Нет, это не передается по наследству, как природные способности, а зависит только от корня души, ее свойств. А корень души не связан с телом, он существует в другом мире.
Я бы советовал не обращать внимания на любые земные обстоятельства, не пытаться их изменять, приукрашивать, лечить. Остановить мгновение - и обратиться к каббале. Через какое-то время начнет проясняться, что нам делать в этой жизни. Все, что вы сделаете без этой методики, будет просто нарастанием ошибки.
О Библейских заповедях
М. Санилевич: Написано в Библии: "не желай жены ближнего своего". О чем идет речь?
М. Лайтман: Библия говорит только о духовных процессах.
Е. Литварь: "Не желай жены ближнего своего" - брата, друга. А жену чужого человека можно желать?
М. Лайтман: Каббала не занимается телесными проблемами человека. Она относится к Высшему уровню, где существуют силы, управляющие нами. Только поднявшись туда, человек может что-то сделать. А до этого мы не в состоянии решать, желать нам или не желать.
Я не могу другому человеку сказать: "Не желай". "Я желаю. Что я могу сделать? Сделай так, чтобы я не желал". "Не желать" - значит, подняться вверх к своему корню, на уровень, где ты исправишь себя и не будешь желать. На нашем земном уровне, где мы полностью управляемы законами природы свыше, мы не можем реализовать требование "не желай".
Приказать человеку "не желай" - это все равно, что приказать кошке не желать мышку. Это невозможно, так как противоречит природе! Желание приходит Свыше, проявляется в человеке изнутри. В следующее мгновение проявится во мне какое-то другое желание. Я могу подавить его под угрозой наказания, но не смогу перестать желать! Не желать - значит, исправиться. Исправление - это подъем на уровень отдачи, осознания, на уровень управляющих нами сил. И без знания каббалы здесь ничего не сделаешь.
Вся Библия, Тора говорит нам только о том, к чему мы должны подняться и что мы должны исправить. Древние пророки не обращаются к нам с требованием сделать что-то на земном уровне. Они прекрасно понимают, что на земном уровне нечего делать. Наш мир - порождение Высшего мира.
Мы видим из жизненного опыта, что ничего сами с собой сделать не можем. Ты можешь давать себе клятву каждый день, и через минуту забывать об этом, потому что мы поступаем исходя из наших свойств, которые можно изменить только Свыше.
Е. Литварь: Фразы, посылы, существующие в Ветхом завете, воспринимаются людьми прямолинейно.
М. Лайтман: Ветхий завет говорит о пути человека, поднимающегося на уровень духовных корней, от материи к тем силам, которые ею управляют. И когда он пребывает в осознании, ощущении этих сил, с ним происходят метаморфозы, называемые "исправлениями", о которых и говорится в Завете. Отсюда и название "Завет" - человеку завещано выполнить это. Но сделать это возможно, только следуя советам каббалистов. Они писали, исходя из постижения Высшего мира. Поэтому книга называется "святой" - она передана нам Свыше, и так необходимо ее воспринимать. Мы должны подняться до уровня Библии и ее авторов. К этому они нас призывают.
Разве авторы Ветхого завета говорят о том, как комфортно обустроить человеческое общежитие на этом мире?! Как прожить свои несколько десятков лет и "будь здоров"? Они призывают нас подняться на уровень органичного, гармоничного, интегрального взаимодействия, любви. К этому призывает книга "Ветхий завет". Основной ее закон - возлюби ближнего, как себя. И к этому, я надеюсь, мы придем.