Можно ли делать аборт? Это убийство или нет?
Можно ли делать аборт? Это убийство или нет? Когда мы говорим о душе, то абортом называется прерывание развития души. Тогда это страшное преступление, потому что ты этим лишаешь душу и мир правильной частички, которой будет ему не доставать.
Из беседы ученого-каббалиста Михаэля Лайтмана с преподавателями Академии каббалы Михаилом Санилевичем и Евгением Литварем (ТВ Передача "Каббала - шаг навстречу, Семья и дети", 05.08.2007).
М. Санилевич: Можно ли делать аборты?
М. Лайтман: А зачем? Дай жизнь, и все.
Е. Литварь: Это убийство или не убийство?
М. Лайтман: Когда мы говорим о душе, то абортом называется прерывание ее развития. Это является страшным преступлением, потому что тем самым ты лишаешь саму душу и весь мир той самой правильной частички, которой ему будет впоследствии недоставать. Отсутствие такой частички надо будет как-то компенсировать, и для этого понадобится огромный труд множества других душ. Я говорю здесь только о душах, об их уровне. Если же мы говорим о животных телах, то с ними нет никакого расчета. Но поскольку религии путают духовное с материальным, то они, естественно, выступают против абортов. У них существуют и другие проблемы: с переливанием крови, пересадкой органов, сердца, хотя сегодня такая пересадка уже и разрешается. Пересадка мозга тоже будет когда-нибудь разрешаться. То есть люди начинают понимать, что наше тело представляет собой всего лишь живой организм, в то время как душа - это то, что существует вне этого тела. Человек получает к ней доступ для того, чтобы ее развить и исправить. Вот именно о ней-то здесь речь и идет, только ее, если она тебе дана, и надо развивать, а не уничтожать.
М. Санилевич: Физическое тело тоже могло бы стать человеком, в котором могла бы развиться душа, а его уничтожили. Это подобно самоубийству, когда человек лишает себя возможности дальнейшего продвижения.
М. Лайтман: Человек лишает себя возможности духовного продвижения, самостоятельно прерывая свою жизнь, так как не хочет больше испытывать страдания и не желает осознать, для чего же эти страдания ему даны. Это личный выбор человека, и поэтому самоубийство считается грехом, преступлением. А если это сделано другими людьми над зародышем, то, в принципе, это не может трактоваться как задержка развития души.
Это очень сложные вопросы, на которые я не могу ответить однозначно, потому что не желаю, чтобы вы делали из этого далеко идущие выводы. В своих ответах я хочу подчеркнуть - то, что мы говорим о душе, не всегда можно правильно соотносить с телом. Если о душе можно четко сказать, что мы должны о ней заботиться, исправлять ее - поскольку ее исправление является нашей основной задачей, то насчет тела мы такого сказать однозначно не можем. Это именно то, что я и хотел бы здесь особо отметить.
Е. Литварь: Существует ли наказание за аборты, и если кого-то будут наказывать, то кого именно - мужчину, женщину, или их обоих?
М. Лайтман: Никого за это наказывать не будут.
М. Санилевич: Духовный аборт - что это такое?
М. Лайтман: Духовный аборт - это лишение человеком возможности своего духовного развития, то есть сознательный отказ от него.
М. Санилевич: При этом человек понимает, что находится на пути духовного развития?
М. Лайтман: Да, понимает! Человек, начиная свое духовное развитие, подобно капле семени, включается в более высший парцуф, в более высшую составляющую, в более высшую ступень. Он полностью аннулирует себя, существуя как зародыш в чреве матери. Если человек входит в такое состояние относительно высшего парцуфа, когда он не согласен развиваться далее в полной нейтрализации себя относительно Высшего, то есть чтобы Высший его развивал, то это и называется духовным абортом.
Е. Литварь: Если у женщины нет детей, означает ли это, что она не выполнила свою функцию в этом мире, и ее ждет наказание?
М. Лайтман: Ни в коем случае.
Е. Литварь: А если по собственной воле она не хочет иметь детей (может, но не хочет)? Сегодня многие женщины не хотят выходить замуж и не хотят рожать. Этим они себя чего-то лишают?
М. Лайтман: Не волнуйтесь: все, что должно исправиться, будет, так или иначе, исправлено. Поймите, что мы не разбираем с вами всю общую систему: почему у них есть такие желания; кто дал им такой эгоизм; почему они решили, что таким образом им будем лучше и легче; какую пользу или вред они при этом наносят себе и всем остальным, чтобы выявить зло еще больше, и так далее. Вполне возможно, что этим они намного ускоряют весь процесс осознания зла.
Е. Литварь: Своего или общего?
М. Лайтман: И своего, и общего. Таким образом, эта тенденция является полезной, потому что, когда мы говорим об общем процессе продвижения к исправлению, то этим нам просто еще более обнажают все зло нашего общества, показывая его ущербность.
Е. Литварь: Мы понимаем, что роль женщины - рожать - однозначная. И ее нежелание рожать - это приближение в сторону зла, еще большего его проявления?
М. Лайтман: Я бы не стал этого говорить. Я вообще не сужу о людях, пока они ведут обычный, животный образ жизни. Я начинаю воспринимать их лишь тогда, когда у них начинает возникать вопрос о реализации данной им свободы воли. То есть с того момента, когда человек начинает спрашивать себя: "Для чего я существую?", чтобы уже из этого вопроса вырастить свой духовный образ, душу. Тогда о нем уже можно говорить. Только тогда о таком человеке можно что-либо сказать. А до тех пор, пока люди будут копаться в материальной жизни, проблемах этого мира, прежде зарождения у них этого вопроса и до начала развития их душ, то не имеет никакого значения, в каком именно виде они будут во всем этом ковыряться, главное - чтобы они поскорее обнаружили всю никчемность своих занятий.
Отношение религий и каббалы к деторождению и абортам
Е. Литварь: Почему все религии так категорически запрещают делать аборты или предохраняться, что приводит к большому количеству детей в семье?
М. Лайтман: Еще совсем недавно женщина должна была рожать, пока она на это способна, ничем не ограничиваясь, то есть естественным путем, как это и было всегда и у всех народов. Чайковский, например, был шестнадцатым ребенком в семье. И при этом он происходил из просвещенной российской семьи XIX века. Что же здесь такого особенного?
То есть подход к жизни был совершенно другим, независимо от религии. Но, конечно, религии постарались, потому как брали за свою основу каббалу. В каббале сказано очень жестко и четко насчет прерывания духовного развития. Религии говорят относительно тела то же самое, что каббала говорит относительно души. Есть взрослые люди, занимающиеся серьезными вещами, а есть дети, играющие в игрушки с той же серьезностью, как и эти самые взрослые. Религии занимаются человеческим телом, игрушками, то есть не натуральными предметами, а тем, что временно существует в нашем мире.
Исходя из этого, религии выступают против абортов, а также многих других вещей, и так люди жили веками. Мы видим здесь совсем иной способ решения проблемы, основанный не на религии, а на идеологии.
Е. Литварь: Влияние религии привело к массе заблуждений, ошибок, допущенных в нашем мире, к которым относится и мнение человечества о каббале. В данном случае Ваш рассказ о том, как религия, используя знания каббалистов о духовных абортах, перенесла их в наш мир - это еще один яркий пример этому?
М. Лайтман: Да, конечно. Потому что каббала совершенно ничего не говорит о нашем мире. Но я бы не сказал, что сделанное религией в этом смысле относительно нашего мира привело к плохому результату. Поскольку на самом деле, религия желает отобразить и создать в этом мире копию того, что существует, якобы, в мире духовном, только относительно материальных объектов. Так что, отрицательного в этом ничего нет, а есть только положительное.
Если мы будем следовать и в нашем мире духовным корням, то это принесет нам только пользу. Смотрите, если бы у человечества не было Библии, то каков бы был сегодня его моральный облик? Трудно себе представить! Вся наша цивилизация исходит из одной книжки.