Свежие публикации
Главная / Социальная психология / Психология развития интегрального сообщества - 1

Психология развития интегрального сообщества - 1

Сергей Сергеев03.11.20113 8582 голоса 5 рейтинг

Призыв природы - к объединению

Глобальное воспитание - через Интернет

Психология интегрального сообществаУчастники беседы:

Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель Международной академии Каббалы.

Анатолий Ульянов - сертифицированный гештальт-терапевт Европейской Ассоциации Гештальт Терапевтов (ЕАГТ), преподаватель психологии в Высшей школе эстетического воспитания "Краса России", тренер и преподаватель Международной Академии Лидерства, научный консультант многих телевизионных программ.

– За несколько месяцев, прошедших с момента наших встреч, мы попробовали применить на практике методику, о которой вы рассказали, и у нас возникли вопросы, которые я хочу выяснить сегодня.

– Очень хорошо. Жизненные вопросы, возникшие из практики - это самое лучшее.

– Первое, с чем мы столкнулись, что дети оказались готовы к восприятию этой методики гораздо лучше, чем их родители.

– И, возможно, даже лучше, чем воспитатели. Дети обгоняют всех.

– Да. Мы сейчас решаем, каким образом подготовить родителей, чтобы они не только не мешали развитию своих детей, но даже помогали? То есть какова роль родителей в этой методике?

– Дело в том, что дети сегодня рождаются другие. Мы не знаем особенностей нового мира, поэтому нам кажется, что дети странные, необычные.

Они действительно не такие, они странные, потому что рождаются уже с зачатками следующего общественного, мирового состояния - глобального и интегрального, как нам и представляет себя сегодня вся природа. Она вынуждает нас внешним и внутренним давлением принимать новую форму связи между нами - чего мы совершенно не желаем.

Дети уже рождаются с этими предпосылками, и потому новые ситуации, предлагаемые им, могут быть странны для нас, но для них являются абсолютно естественными и даже желательными. Дети относятся к ним с пониманием, как будто эти дети свалились к нам с другой звезды, и это совсем не наши дети. Они воспринимают все естественно, потому что это на самом деле естественно, это природа, которая сегодня постепенно-постепенно проявляется в нашем мире.

Так что, проблема не в детях, а в родителях и даже в воспитателях, пытающихся реализовать новую методику, новую связь между людьми, которую природа предлагает, но находятся в переходном состоянии. А дети - уже готовы.

Сейчас действительно особое время. Мы находимся на переходе из уровня эгоистического, собственнического, личного, эгоистических отношений между нами, на уровень альтруистический, интегральный, глобальный, где все должны быть связанны между собой.

Как нам всё перестроить? Только через средства массовой информации! Это было бы возможно, если бы общественность и сильные мира сего поняли бы это; если бы заботились о будущем поколении...

Но, как обычно, всё сваливается на учителей, на министерство образования (не воспитания, а образования!), и потому всё так опускается. Воспитание считается слабым звеном, слабой частью общества, которая не будет возражать. Эти несчастные учителя и школы будут рады всему, что им дадут. К сожалению, такое общество мы потом и имеем.

Я считаю, что интернет, который развивается вместе с этим интегральным призывом, вызовом природы человечеству, является ответом на вопрос: "Каким образом мы достигнем глобального образования, воспитания". Только через интернет. Это - минимальные затраты с максимальным охватом, с возможностью вне всяких границ сделать нового человека. Более того, не только нового человека, а реализовать в этом человеке новый мир.

Что такое "мир по Энгельсу"? Это материя, данная нам в ощущениях. Действительно так. Если наши ощущения меняются с эгоистических на альтруистические, то мир меняется, мы начинаем его ощущать по-другому. Ведь мир воспринимается в ощущении. Значит, он может представляться нам совершено иным.

И это - материалистический нормальный, научный подход. Мы видим, как наше внутреннее восприятие, отношение к действительности, к реальности, полностью меняет в нас восприятие этой реальности. Она - относительна.

В этом сходятся и Энгельс, и Эйнштейн и все новейшие теории, психологические в том числе. Мы ничего не изобретаем. Мы предлагаем миру увидеть, просто увидеть в этом глобальном и интегральном воспитании новую для нас ступень, когда мы входим в мир Эйнштейна, в мир, находящийся на следующем уровне.

В нем не существует расстояний, потому что они измеряются нашими ощущениями. А наши ощущения - уже не отталкивающие друг от друга, а соединяющие, то есть мы как бы преодолеваем расстояния между собой. Они психологически сокращаются вплоть до нуля, потому что мы приходим к библейскому принципу: "Возлюби ближнего как себя".

Мы приходим к состоянию, когда время сокращается. Оно растягивается между нами из-за нашего эгоизма, а если мы все вместе находимся внутри одной сферы-желания, то времени практически нет. То есть мы постепенно приходим к ускорению времени, к сокращению пространства и к переводу себя из ощущения мира физического в ощущение мира виртуального.

И он уже многим начинает казаться таким. Мы видим, как молодежь тянется в этот мир, она желает в него войти.

Пока еще трудно выразить словами то, что я представляю, но, в общем, это - призыв природы к объединению. Призыв не просто преодолеть отторжение между нами, а поднять нас на иной уровень ощущения жизни.

Борьба за новый, объединяющий Интернет

– Дети к этому уже готовы, а вот родители напуганы новыми реалиями. Они, казалось, были готовы, заинтересованы, им теоретически понравилась эта методика, о которой вы рассказывали, но как только дело дошло до практики, включилась привычка запретов. Их пугает Интернет с его возможностями. Они пытаются контролировать информацию, которая поступает детям.

Как объяснить родителям, что с этими ограничениями сложно будет вообще как-то помочь ребенку? Действительно, в интернете есть и негативная информация. Каким образом позволить ребенку там находиться - в какой форме?

– Конечно, интернет - это абсолютно свободная среда и она обоюдоострая - может быть и эликсиром жизни, и ядом смерти. Действительно так.

А молодежь, естественно, с ее гормональными давлениями, общественным мнением, со своим внутренним состоянием, будучи еще неустойчивой психологически подвержена всевозможным рискам.

Но мне кажется, то, что молодежь притягивает - это общение. Надо всевозможными способами втянуть их в общение на наших площадках - там, где они действительно могут общаться друг с другом. И это общение вызовет в них ощущение подъема над любыми дурными влияниями интернета.

Ничего не поделаешь - нам надо вступать в конкуренцию. И я думаю, что это хорошо. Мы будем на этом учиться. Мы не будем подходить к делу формально, а будем обходить эти препятствия так, чтобы стать более притягательными, давать ответы на их вопросы.

Мы воюем, вступая в борьбу с мощными, сильными противниками, которые желают продать нашим детям всё то, что выгодно для них, и что, как правило, вредно для детей. Но именно в этой борьбе мы сможем найти, как правильно выразить себя, чтобы действительно завоевать нового человека.

Эти препятствия, в первую очередь, - для нас, а не для детей, потому что мы таким образом начинаем их понимать. Пытаясь пробиться к ним через всевозможные интернетовские заигрывания различных сайтов, привлекающие их своей доступностью, простотой, обнаженностью и так далее, мы учимся понимать, что за новое общество мы пытаемся создать. Мы начинаем понимать вызов природы. Потому что мы - из прошлого поколения. А дети - из будущего. Переход от прошлого к будущему происходит именно благодаря борьбе за новый интернет, за новую площадку, где человечество будет действительно объединяться.

При этом, мы не против того, чтобы человек получал впечатления от секса. Я не вижу в этом проблемы. Я вижу проблему только в тех сайтах, которые пропагандируют насилие, протекционизм, - вот это проблема.

И даже это не проблема, потому что они отомрут. Они показывают свою алчность, свою желчь, свой вред, и человек начинает это ощущать.

Я думаю, что нам надо естественно учась у них, постоянно объяснять наше мировоззрение, насколько оно задействовано природой. Мы не можем его изменить. Мы просто рассказываем им о законах развития, в рамках которых мы существуем, и которые мы поневоле обязаны выполнять. И чем раньше мы научимся их выполнять, тем нам будет лучше, - не дожидаясь ударов, которые всё равно вынудят нас выполнять эти условия -законы природы.

Раскрытие новых состояний - в общении

– В чем состоит особенность этих интернет-площадок? Чем они принципиально должны отличаться от тех, которые уже сейчас существуют?

– Они должны дать новому человечеству, детям, юношеству, возможность быть связанными между собой таким образом, чтобы все время находиться в психологическом исследовании себя и мира: показывать, насколько мир зависит от их психологического восприятия. Их сближение, их выход из себя в других вызывет в них ощущение нового мира. И тогда они увлекутся этим общением, потому что у них есть огромнейшая внутренняя потребность к этому.

А игра в раскрытие нового мира, она - очень увлекательна. И здесь нам надо создать всевозможные психологические тренинги, интересные игры, показать им особые приемы восприятия: как меняется мир в зависимости от того, что я на него по-разному смотрю. Мир относителен: относительна природа, относительно расстояние, место, время - всё происходит в моих ощущениях. Вот это нам надо им показать.

Наш мир - такой неподвижный, закостенелый, негибкий, формальный, потому что ощущается только в одном эгоистическом свойстве - не в двух: эгоистическом и альтруистическом. Когда эти два свойства смогут в человеке всё время меняться, всё время жить, по-разному комбинироваться, тогда человек начнет ощущать себя в каком-то процессе, в виртуальном путешествии.

Я думаю, что нам надо создать такую базу в Интернете, такие площадки, где бы юноши, девушки, женщины, мужчины, с разными ментальностями - могли бы, невзирая на языки (то есть с автоматическим переводом), свободно общаться. Я понимаю, что это сложно, но, в принципе, мы должны к этому прийти - к тому, чтоб человечество поднимало себя над различием языков (вообще над всяким различием!), чтобы они нашли в этом общении раскрытие новых состояний.

Это станет для них более захватывающим, чем любой фильм, который они смотрят снаружи и немножко себя с ним ассоциируют. Здесь они будут внутри себя проходить новые состояния, совершать внутренние путешествия, переживать внутри себя такие романы, такие метаморфозы, что ничем другим это не заменишь.

Естественно, останутся всевозможные физиологические влечения, но они будут дополняющими. Потому что, в принципе, человек - это желание, желание наполниться. Наполнение от огромных раскрывающихся виртуальных состояний - внутренних, психологических, новых - это новый мир! Оно будет настолько сильным, что если и не подавит, то, по крайней мере, сместит центр внимания, фокус даже молодого человека. Оно сместит внимание с гормонов (хотя мы и не против этого) на постижение нового мира, себя в нем.

– Следует ли рекомендовать разделение по полу, по возрастам на площадках, где будут собираться люди? Или там может быть абсолютно смешаная, естественная ситуация, каждый человек просто находит для себя ту площадку, которая ему ближе, интереснее?

– Всё зависит от того, насколько мы освоим Интернет - это виртуальное пространство. На сегодняшний день он еще находится в зачаточном состоянии. Необходимо приложить огромные усилия, чтобы создать новые подходящие социальные формы общения в нем. На сегодняшний день еще нет таких программ, где бы тысячи человек могли одновременно участвовать в каком-то форуме, в общении, представлять себя находящимися в одном виртуальном пространстве, как в одном зале или даже в одной гостиной. Это очень сложно. Мы должны переписываться или переговариваться, мы еще мешаем друг другу... Нет еще такого впечатления, что мы находимся в одном месте, хотя бы в физическом.

Интернет должен приподнять нас над ощущением физического места. Он должен создать иллюзию ощущения места внутреннего, чувственного включения друг в друга. Это, конечно, будущее. Неизвестно воплотиться ли оно вообще во внутренних ощущениях каждого человека. Но интернет должен в этом нам помочь. Пока этих инструментов у нас нет. Я надеюсь, что они появятся.

Пока нам надо осваивать то, что есть. Мы верим в диалектику природы, которая нас ведет и не ошибается. Те возможности, которые нам раскрываются сегодня, именно они и нужны нам. На них мы должны тренироваться и постепенно готовить себя к следующим состояниям. И тогда они придут. Мы вызовем появление новой технологии.

– Есть ли место индивидуальным особенностям человека, его способностям, талантам при виртуальном общении? Или нужно всё время подниматься над этим?

– Нет. Я думаю, что они сами собой отдифференцируются. И люди соберутся - как в обычном обществе - соответственно ментальным, психологическим различиям, по увлечениям и пр. Ну, а между мужчинами и женщинами, я думаю, вообще не надо делать каких-то различий. Когда мы предлагаем людям общаться, мы не должны помещать их в какие-то рамки.

Но желательно, конечно, чтобы мужчины в большей степени находили мужчин, а женщины видели, как они общаются между собой. Конечно, общаться чисто в женской среде для женщин очень трудно.

Мужчинам необходимо помочь быстрее найти контакт между собой, чтобы он не базировался на всевозможных физиологических влечениях, а был на порядок выше, на уровне человека, а не животного. Необходимо дать им такие возможности - там, где они осуществляют контакт связи, дружбы, единения между собой вне женского общества.

Мы видим, что в любом социуме происходит такое деление: для мужчин есть мужская часть, для женщин - женская часть. В Голливуде, каким бы он ни был открытым, всё равно есть фильмы, рассчитанные больше на мужчин и фильмы для женщин.

Ничего не сделаешь. Мы - часть природы, и мы разделены между собой природой. Это разделение полов - оно самое яркое, самое жесткое сверху донизу, на всех уровнях природы: неживом, растительном, животном и человеке.

Я думаю, что наше воспитание будет направлено на дифференциацию между ними и по половому признаку. Но они должны пройти этот анализ сами и выяснить для себя место общения - насколько они считают нужным удалиться друг от друга, для того чтобы прийти к объединению через пол: мужчины между собой, и, может быть, в чем-то женщины на другом уровне. Потому что мужское объединение, естественно, заложено в природе, не так, как женское.

Роль инструктора - воспитание

– Если дети (9-12 лет) нашли площадку и каким-то образом общаются там - нужен ли инструктор, участвующий в этом процессе, направляющий? Или это необязательно?

– Инструктор необходим, иначе это не воспитание.

Воспитание - когда присутствует старший, который знает их следующие состояния и постепенно, незаметно, намеками их формирует.

Воспитателя не видно. Он находится на их же уровне. Но он нисходит на этот уровень со своей ступени для того, чтобы поднять их к себе. Это похоже на лифт, который спускается сверху, для того чтобы поднять вас наверх, - это роль воспитателя.

Но когда он спускается вниз, то становится вровень с детьми. И дети чувствуют воспитателя, не как особенного, большого, а как данного им в помощь. Он ничего не делает, он ничем не руководит, не властвует над нами. "Он не больше нас" - так они должны его ощущать.

А он уже - и в этом заключается его мастерство - должен их постепенно, изнутри, незаметно для них самих, как бы собирать и подводить к решению подняться выше-выше, чтобы в них проявился интерес, чтобы их внутренние желания, вопросы, всевозможные давления преобразовались в желание всем вместе соединиться, и подняли их на следующую ступень. Необходимо, чтобы он намекнул им, как собраться. Они сами вообще не знают в какие стороны направлены вектора их желаний. А он намеками, всевозможными подсказками, - причем они не чувствуют, что это он делает - как-то незаметно выявляет их общий вектор. И они вдруг говорят: "Да, вот это нам надо", - и идут вперед, и у них нет никакого сомнения в том, что они сами к этому пришли.

Это соотвествует библейскому принципу - "воспитывай отрока по путям его".

Участие родителей в методике воспитания

– Родители хотят каким-то образом следить за детьми, участвовать в этих процессах. Они пытаются внедряться в эти сети под фальшивыми именами, хотят наблюдать, чем занимаются дети. Это правильно? Это, как знаете...

– Быть виртуальной подружкой своего ребенка?

– Да! Это, как дневник ребенка открыть и почитать, пока его нет.

Очень важно сейчас прояснить, в какой роли родитель должен участвовать в этом процессе. Есть ему место там или нет? Как он должен получать информацию?

– Нет, именно в этом месте я не вижу никакой роли родителей.

Родители должны понимать, что должны быть с детьми друзьями, обсуждать с ними всё, но не в том месте, где ребенок не желает их видеть. Собственно, это уже не ребенок, - мы говорим о подростках, мы говорим об уже практически взрослых людях.

С 6 до 9 лет закладывается вся основа будущего человека. Представляете, какой юный возраст?! После 9 лет мы только развиваем то, что заложено.

После 13 лет вообще нечего делать с человеком. Очень трудно что-то в нем изменить! Все заложенные в нем информационные данные, ценности, уже получают свой законченный вид.

И это большая проблема. Родителям кажется, что это их маленький ребенок! Они и за 20-летним готовы бегать и указывать ему, остерегать его от вcего...

Здесь необходимо как можно яснее дать родителям очень простое правило - они не вмешиваются в процесс воспитания, которое даем мы. Они учатся проводить такой же процесс воспитания, когда ребенок находится дома.

И он заключается в том, что родители с ребенком просты, откровенны, дружелюбны. Они показывают ему, что согласны с его воспитанием. Таким образом они заслуживают его одобрение, он не считает их какими-то динозаврами-противниками. Родители показывают ребенку, что доверяют ему. Они всячески дают понять ребенку, как они его уважают, но именно в том, что он идет новым путем к новому миру.

Самоуважение, которое вы возбуждаете в ребенке своим отношением к нему, оно - очень важно! Я думаю, что если бы родители вместе с детьми смотрели хорошие телевизионные, интернетовские программы, где показывалось бы правильное общение, отношения - со всевозможными проблемами, с выяснениями, такой общесемейный фильм "Отцы и дети", два этих уровня, - то это было бы хорошо.

– По нашим результатам максимальный интерес вызвал совместный просмотр передач, где дети рассказывают, как они воспринимают своих родителей. Это было очень интересно! Это были двенадцатилетние ребята, и родители первый раз в жизни услышали, как они выглядят в глазах своих детей. Это удивительно.

Но я хотел бы сейчас задать еще один вопрос. Есть такая поговорка, что "лечить людей, руководить государством и воспитывать умеет и любит каждый". Мы столкнулись с тем, что родители как раз стремятся усовершенствовать эту методику. Они вмешиваются и предлагают делать по-своему.

Как выстроить взаимодействие с родителями? Как дать им поле для их творчества?

– Я имею дело с родителями, которые являются в то же время и моими учениками. Им интересно самим участвовать в этом процессе. Им не интересно просто ждать результатов от детей. Они считают, что и они родились в новом мире, и они достойны его ощутить, и они достойны в нем существовать - в интегральном, в глобальном человечестве. Поэтому получается, что и родители, и дети живут одним общим увлечением, то есть преобразованием себя под новую оболочку, под новую матрицу, которую предлагает нам природа. Поэтому нам легко находить общий язык и с родителями, и с детьми, ведь они находятся практически в общем устремлении.

То, что у детей это получается просто, а у родителей сложно, - ничего не сделаешь, это переходной период. Переходные процессы всегда непростые: есть импульсы, есть всевозможные флуктуации, выходы из равновесного состояния.

Но я сталкиваюсь именно с такой публикой, которая слушает нас, которая живет этим, обнаруживает себя в этом движении, как в каком-то интереснейшем путешествии, увлечении - и родители, и дети.

Я думаю, что нам не надо освобождать родителей от такого приятного изменения себя и раскрытия нового мира. Не имеет значения, в каком возрасте они находятся. Нам надо их увлечь, сделать из них не противников, не пассивно присутствующих зрителей, а активных участников - вот это наша задача.

Для этого нам надо развивать и распространять нашу методику интегрального глобального воспитания для всех возрастов.

Методика для взрослых и для детей

– А в чем отличие методики для взрослых людей и для детей?

– Она отличается немного в реализации.

Методика для детей заключается в том, что вместо обычной школы ты занимаешься с ними много часов подряд. Обычная школьная программа сокращается и меняется на такой "воспитательный час", причем это не час, это много часов в день. Дети участвуют в диспутах, в форумах, во всевозможные общениях, играх.

Всё настроено на то, чтобы показать человеку, что только вместе приходишь к единственно возможному положительному результату. Все остальные результаты, если они не решаются вместе - отрицательны.

Со взрослыми это немного труднее - с одной стороны. Но взрослым не надо всё показывать на жизненных примерах, а надо более логически объяснять на примере природы. А на детей действует не логика, а непосредственное объяснение на примерах. Есть разница в методике, а в принципе, возраст не имеет значения.

– Выходит, что для реализации методики среди детей необходимо общение, совместное обсуждение того, что увидено, что познано.

А взрослые люди в основном работают внутренне, в намерении. Общения между собой, выяснений не видно. Или взрослые должны так же, как и дети, буквально садиться в кружок и обсуждать?

– Мы видим, что молодые люди, влюбившись, просто вешаются друг на друга, гуляют обнявшись.

А затем все переходит в спокойную стадию, когда ты просто существуешь рядом с любящим человеком, и вы понимаете друг друга. Вы стремитесь уменьшить физическое расстояние между вами, но у вас уже нет необходимости касаться друг друга, нет необходимости разговаривать о ваших чувствах. Правда, женщине это требуется больше, чем мужчине. Но вы уже переходите в "виртуальную" стадию своего общения. То есть вы понимаете, чуствуете друг друга уже на расстоянии. Вы ощущаете общность, созданную вами в ваших отношениях, и поэтому, естественно, возникает спокойная стадия.

Это - не оттого, что вы перестали любить или не хотите тесно ощущать друг друга, а потому что в вас возникла связь, которая не требует постоянного внешнего физического дополнения, проявления, доказательства. Так и здесь.

Среди детей, среди начинающих осваивать эту методику, необходимо влиять через песни, танцы, игры, общения, форумы, диспуты и так далее.

А люди, уже находящихся в движении к этому объединению, оформляющие его внутри себя, ежедневно занимающиеся по методике интегрального глобального воспитания, - эти люди не нуждаются во внешних физических, показных относительно друг друга действиях. Они понимают, что все находятся в этом движении, их работа совершается без слов. Она - в чувствах, как между людьми, которые понимают друг друга без слов.

Таким образом люди постепенно соединяются - как сказано, "один человек с одним сердцем". Человек сам с собой не разговаривает, в нем все происходит внутри, автоматически, даже подсознательно. Среди людей и должна возникнуть такая связь.

Дифференциальный и интегральный подход к природе

Знакомством с жизнью для детей, - это узнать как работает депо, банк, совершить поход в зоосад, в поле, на любое предприятие, в астрономический центр, в планетарий и пр..

Затем они сидят и обсуждают, каким образом это всё взаимосвязано между собой. В итоге этих конкретных фрагментарных, в общем-то, впечатлений от мира, они должны начинать связывать это в одну единую интегральную картину, которая дала бы им впечатление о том, что мир один.

Это мы делим его на части: неживая, растительная, животная, человеческая природа. Это мы делим его на всевозможные науки. Какие могут быть науки?! Это природа - она одна, только мы своим ограниченным восприятием делим ее на различные области: биология, зоология, ботаника, география и так далее. Почему? Да, потому что не можем всё ухватить. Это как в медицине: подход к человеку холистический и аллопатический. То же самое во всем.

Нам надо показывать людям, что существует дифференциальный и интегральный подход. И необходимо эти два подхода в себе выяснить и понять, что мир из дифференциального, из разделенного - и по секторам и по уровням - становится интегральным, абсолютно взаимосвязанным.

И несмотря на то, что мы получаем различные фрагментарные впечатления о том, как работает завод, и банк, и планетарий, и депо, и так далее, - впоследствии мы должны связывать всё вместе в одно единое человечество. Таким образом мы даем детям возможность каждый раз, когда они видят какое-то явление в мире, воспринимать его частью общего, и поэтому никогда не ошибаться в решении.

Все современные кризисы происходят из-за того, что мы не можем интегрально подойти к миру, поэтому все время наступаем на одни и те же грабли. Мы не решаем ни одной проблемы, потому что мы сами по себе внутри не интегральны и не знаем, как решить сегодняшние проблемы мира. А они решаются, только если смотреть на мир, как на одно единое целое.

Объединение, сближение между людьми, которое вы обсуждаете с детьми, - это методика природы. Вы при этом возбуждаете единую силу природы, которая воздействует на них. Вы вызываете по закону подобия свойств воздействие на них той Высшей силы природы, которая обобщает, включает в себя все, в том числе, нас.

Критерий успеха - интегральность человека в среде

– В любой методике есть критерий оценки эффективности деятельности.

Возмем обычную современную школу: там ребенок оценивается количеством усвоенной информации, тем, насколько он трудолюбив, насколько он преуспел, сколько олимпиад выиграл и так далее.

Каковы критерии эффективности и успешности в интегральной, глобальной методике, и как они должны быть реализованы?

– Во-первых, мы не ставим никаких оценок. Мы развиваем людей такими, как они есть. У каждого из них существует свой темп развития, и нельзя их сравнивать между собой.

Эйнштейн до какого-то воозраста считался тупым и никак себя не проявлял. И когда какой-то учитель геометрии нашел способ ему что-то объяснить, вдруг у него "щелкнуло" что-то, и он начал преуспевать. Ему не хватало какого-то угла зрения на мир, и получив его, он начал этот мир воспринимать.

Сегодняшние дети - они, в принципе, все такие. Главное - не подавить эти новые возможности, которые в них развиваются, поэтому нам надо относиться к ним без всяких оценок и мерок.

Но всё-таки между ними должно быть понимание того, что критерий - интегральность человека в среде.

Но и здесь всё относительно. Я вижу это и по своим ученикам, - есть такие, которые усваивают все очень быстро и идут вперед, а потом где-то останавливаются и топчутся на месте. Есть такие, которым в начале очень трудно согласиться, понять, услышать о чем вообще говорит каббала. Занимает очень много времени, пока этот призыв: "объединение людей в одно единое целое желание, подобное общей силе природы" - может быть ими услышан. Они начинают это слышать только через годы.

Нам надо понимать, что такими мы созданы, и поэтому оценок мы не можем ставить. Каждый из нас совершенно отличен от других.

Посильное участие любого ребенка и вообще любого человека в мире в этом воспитании - оно похвально, и только оно и должно быть оценкой. То есть любое участие (неважен успех, важно - его участие!) должно быть оценено.

– Предположим, состоялось 10 встреч. Один ребенок участвовал во всех десяти встречах и прикладывал усилия для того, чтоб создать общее пространство. А второй появился 2 раза и вел себя не очень активно. Это может быть критерием эффективности работы?

– Несомненно. Потому что мы являемся продуктом окружающего общества. Если я нахожусь в этом обществе много времени, то, конечно же, я попадаю под его влияние и становлюсь подобным ему. Десять встреч с этим обществом влияют на меня намного больше, чем если я два раза случайно в него попал.

Количество занятий должно быть точно зафиксировано. И в соответствии с этим мы должны рассматривать продвижение человека.

Но бывают и такие, которые воспринимают это легче, проще, их эгоизм не так явно выражен, он слабее. Они движутся вперед быстрее, несмотря на то, что, возможно, меньше участвовали в общении с другими.

Но мы должны понимать, что лишь ежедневные занятия, причем многочасовые: и физические игры, и всевозможные обсуждения, и чтение, и походы, экскурсии, знакомство с миром могут принести успех.

Актерское мастерство в воспитании

Самое главное - самоанализ. Я бы сказал, очень важно обучать детей актерскому мастерству. Они должны знать, как выйти из себя, как поставить себя рядом и играть другую роль. Вот я хочу сейчас стать Анатолием Ульяновым. Как я его себе представляю, как я сейчас играю его? А себя как будто снимаю и ставлю рядом. Это - актерское мастерство. И оно очень важно для ребенка! Он таким образом может перевоплощаться, понимать других. Этому надо обучать каждого ребенка - и психологии, и таким приемам.

Необходима очень серьезная длительная подготовка, особенно в течение первых лет жизни, потому что закладка будущего человека начинается с 6 лет. И где-то в 9-10 лет заканчивается, а затем только развивается.

– То есть актерское мастерство можно включать в виде игр уже с 6 лет?

– Да! Они с удовольствием в это играют. Происходит процесс самопознания: как я, меняясь, смотрю по-другому на мир, на других людей. Этим дети подготавливают себя к восприятию качественно нового мира.

– Я хотел бы поделиться забавным эпизодом. Мы применили по Вашей рекомендации суд над эгоизмом, где дети меняются ролями. И дети участвовали в нем с большим удовольствием. Но забавно, что когда мы предложили это сделать взрослым, они испугались и отказались.

– О! Видите! Поэтому нам и надо заниматься с детьми. Они должны пережить все возможные состояния в этом суде, побывать в разных ролях, и таким образом почувствовать себя с разных сторон: вот сейчас я играю роль подсудимого, а сейчас я его обвиняю, а сейчас я его защищаю, а сейчас я просто хочу выяснить, что с ним происходит, и так далее. Вот в таком случае они не будут бояться. А мы, взрослые, этого не понимаем, мы замкнуты в себе. А ребенка нам надо вырастить таким, чтобы он был свободен от себя.

5
2 отзыва
0комментариев Комментировать
Добавить комментарий
Ваш комментарий будет первым!
Информация! Обратите внимание
Чтобы добавить комментарий к этой публикации, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Прочтите похожие статьи по теме
Социальная психология Психология развития интегрального сообщества - 11: для воспитателей
4 338 5
Инструкторы интегрального воспитания Теория и практика для воспитателей – Сегодняшняя тема - подготовка инструкторов интегрального воспитания: методика, сложные пограничные вопросы, накопившиеся из…
Социальная психология Психология развития интегрального сообщества - 14
4 389 9
Интегральное воспитание Новая парадигма Вселенной Сегодняшнее развитие человечества приводит нас к очень интересному выводу: если раньше мы посвящали работе минимум 10 часов в сутки, то сегодня…
Социальная психология Психология развития интегрального сообщества - 3
3 662 4
Самопознание Учиться оценивать себя – Я хочу поговорить с Вами о психологических аспектах методики интегрального воспитания человека. Наука психология в активной фазе существует около 100 лет. За это…
Социальная психология Психология развития интегрального сообщества - 2
3 715 9
Создание интегральной среды Гиперактивность - проблема века Когда современные дети собираются вместе, с ними начинает происходить что-то непонятное - они как будто превращаются в неуправляемых…
Социальная психология Психология развития интегрального сообщества - 9
3 913 9
Оздоровительная программа для общества Учимся у истории Как спасти цивилизацию Воспитание масс через телевидение Пути реализация методики Кто разрешил? - Специалисты Самовоспитание взрослых и детей…
Социальная психология Психология развития интегрального сообщества - 21: 1% и все человечество
4 385 7
Методика интегрального воспитания Назревшая необходимость Вопрос: Почему именно сейчас назрела необходимость построения новой структуры мира, в которой люди обязаны раскрыть интегральные законы и…
Социальная психология Психология развития интегрального сообщества - 26. Часть 2. Противостояние с природой
4 360 9
Интегральное воспитание человечества Ясно обозначенная цель Часть 2. А. Ульянов: В психологии характер человека условно разделяется на сферы, одна из которых - мотивационная. Предположим, я ставлю…
Социальная психология Психология развития интегрального сообщества - 16: преобразование школы
4 104 11
Интегральное воспитание человечества Решение проблем - в преобразовании школы Вопрос: Некоторые люди уже начали воплощать методику интегрального воспитания в жизнь. Появился первый опыт и первые…
Прямой эфир: последние комментарии
16.04.2022, 22:05
К чему должен прийти мир? Вопрос: В наше время можно легко покрасить все в золотой цвет. И хотя он выглядит дешево, но у людей все равно осталось стремление к чему-то блестящему, сделанному под...Прогноз: грядет неизбежная и неотвратимая революция в отношениях между людьми
26.04.2020, 20:01
Пора перестать жрать животных, разбрасываться одноразовым пластиком и пользоваться опасным и вредным для природы техническим прогрессом, переходя на экологический транспорт и другие средства нового...Международное положение сегодня в период коронавируса
05.11.2017, 20:05
"Мы достигли точки невозврата" - Стивен Хокинг боится, что искусственный интеллект заменит людей. Британский физик с мировым именем Стивен Хокинг заявил, что искусственный интеллект не только может...Человечество и искусственный интеллект - кто-нибудь осознаёт опасности и риски?
02.12.2016, 13:37
Я советую ознакомиться с книгами по йоге и цигун И.Ю. Исаева. По книге "Энергопрактики йоги и цигуна" я начинал практиковать хатха йогу в молодые годы. Очень эффективная у Игоря Исаева система...Йога - это особый способ жизни. Что такое Йога?
01.08.2016, 13:24
Гость Анна, нет никаких грешников, как вы это понимаете. Все состояния существуют в одном человеке - в тебе....Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 42. Жизни после смерти нет
01.08.2016, 08:17
А что происходит с грешниками? Они тоже перерождаются или все попадают в ад?...Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 42. Жизни после смерти нет
Популярные комментарии
16.04.2022, 22:05
К чему должен прийти мир? Вопрос: В наше время можно легко покрасить все в золотой цвет. И хотя он выглядит дешево, но у людей все равно осталось стремление к чему-то блестящему, сделанному под...Прогноз: грядет неизбежная и неотвратимая революция в отношениях между людьми
05.11.2017, 20:05
"Мы достигли точки невозврата" - Стивен Хокинг боится, что искусственный интеллект заменит людей. Британский физик с мировым именем Стивен Хокинг заявил, что искусственный интеллект не только может...Человечество и искусственный интеллект - кто-нибудь осознаёт опасности и риски?
01.08.2016, 13:24
Гость Анна, нет никаких грешников, как вы это понимаете. Все состояния существуют в одном человеке - в тебе....Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 42. Жизни после смерти нет
03.08.2014, 16:06
Добрый день! С большим вниманием просмотрел Ваш телемост с А. Прохановым. Думаю, что основная проблема сегодняшнего мира состоит в том, что пассионарии не могут себя найти в этом мире. Тратятся...Не пропустите! Важный телемост: Александр Проханов и Михаэль Лайтман
26.04.2020, 20:01
Пора перестать жрать животных, разбрасываться одноразовым пластиком и пользоваться опасным и вредным для природы техническим прогрессом, переходя на экологический транспорт и другие средства нового...Международное положение сегодня в период коронавируса
01.08.2016, 08:17
А что происходит с грешниками? Они тоже перерождаются или все попадают в ад?...Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 42. Жизни после смерти нет
Популярные публикации за месяц
Услышано на урокеОтложить любовь к Творцу и сосредоточиться на любви к товарищам
Вопрос: Вы сказали: "На этом этапе отложить любовь к Творцу в сторону и сосредоточиться на любви к товарищу". Мы ищем, мы изучаем, что окончательное действие..
366+492
Глобальный принцип жизниПрогноз: грядет неизбежная и неотвратимая революция в отношениях между людьми
Часть 63. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества. Каждый раз, когда общество, род человеческий хочет взять новую ступень и изменить свое..
4 196+2631
Жизнь и суть человекаЖизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 42. Жизни после смерти нет
Обсуждаемые темы: Причина смерти - угасание желания О воскрешении мертвых Боитесь ли Вы смерти? Кто решает, когда человеку умереть Отношение Каббалы к вопросу жизни и..
10 689+2354
Духовные мелодииДуховные мелодии Высших миров
Небольшое пояснение перед тем, как вы, уважаемые гости нашего сайта, услышите Мелодии Духовного Мира : "Каббалист - это человек, достигший изучением Каббалы..
23 768+2122
Услышано на урокеНужно ли физическое тело в духовной работе?
Вопрос: Я вошел в эту статью и шел вместе с РАБАШем, как он объясняет такие вещи. Я прихожу к такому мнению, что нужно вообще быть в таком состоянии, что нам не нужно..
321+212
Услышано на урокеЧто означает "открыть свое сердце товарищам"?
М. Лайтман: Я хочу, чтобы все вошли в мое сердце, и мое сердце включало бы желания, молитвы, хисароны всех. Ученик: Что означает, что он состоит из молитв и желаний..
272+211
Непознанное: о человекеНе пропустите! Важный телемост: Александр Проханов и Михаэль Лайтман
Михаэль Лайтман, руководитель "Ashlag Research Institute", профессор онтологии и теории познания, член "World Wisdom Council" и Александр Проханов,..
19 980+1971
Крупным планомТВ-программа "Крупным планом" - 26. Русский генофонд
Часть 26. ТВ-программа "Крупным планом". Русский генофонд. В чём уникальность русского народа? Какова его миссия и будущее развитие огромной страны? В чём..
793+191
Любовь и семьяМожно ли делать аборт? Это убийство или нет?
Можно ли делать аборт? Это убийство или нет? Когда мы говорим о душе, то абортом называется прерывание развития души. Тогда это страшное преступление, потому что ты..
14 155+184
Фильмы онлайнПремьера! Великий Ари. Исторический HD фильм о величайшем каббалисте
Исторический фильм о величайшем каббалисте 16 века - Ари (Рабби Ицхак Лурия Ашкенази). В 16-м веке в Иерусалиме рождается мальчик, которому суждено было постичь главную..
9 235+1812
Тематические теги
Бог воспитание женщина жизнь жизнь человека изучение каббалист кризис любовь мир научное исследование научное познание общество открытый урок познание мира природа реальность человек человечество эгоизм