Психология развития интегрального сообщества - 11: для воспитателей
Инструкторы интегрального воспитания
Теория и практика для воспитателей
Участники беседы:
Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель Международной академии Каббалы.
Анатолий Ульянов - сертифицированный гештальт-терапевт Европейской Ассоциации Гештальт Терапевтов (ЕАГТ), преподаватель психологии в Высшей школе эстетического воспитания "Краса России", тренер и преподаватель Международной Академии Лидерства, научный консультант многих телевизионных программ.
– Сегодняшняя тема - подготовка инструкторов интегрального воспитания: методика, сложные пограничные вопросы, накопившиеся из практики. Как нам помочь воспитателям стать хорошими специалистами и создать правильное окружение для детей?
– Подготовка воспитателей несколько иная, чем подготовка учителей в обычных школах, потому что здесь имеется в виду воспитание, а не образование. Необходим большой курс обучения. Они изучают следующие темы:
- психологию детей, психологию группы.
- сосуществование в новом интегральном мире,
- особенности интегральной природы, раскрывающиеся в наше время,
- свобода воли и в чем она заключается, право выбора,
- эгоистическое и альтруистическое поведение человека,
- возможность перехода от эгоистического поведения к альтруистическому под влиянием окружающего общества,
- создание общества, способного изменить человека,
- процесс изменения человека под влиянием общества, конечная цель которого - полная интеграция человека в нем.
Все эти темы должны очень серьезно изучаться в качестве теоретической подготовки к будущей работе с детьми.
Практические занятия должны быть двух типов. Во-первых, беседы, споры, выяснения, которые проводят будущие воспитатели между собой. А мы проверяем, насколько правильно они сами понимают основы нового общества.
Во-вторых, они должны имитировать всевозможные состояния, входить в детские и в свои образы, представлять свое участие в жизни детской группы, не подчеркивая своего присутствия, то есть, не мешая детям быть детьми. Своим мастерством незаметно, как тайные агенты, направлять детей в нужное русло беседы, выяснений или анализа.
Так они могут спокойно переходить от роли детей к роли преподавателей, играя и тех, и других. Это им пригодится в работе.
Вот и всё. Но это очень непросто.
Прежде всего, необходимо выявить способных к этому людей. Я имею в виду мужчин, потому что трудности, в основном, с мальчиками. С девочками проблем меньше, но для них нужно готовить преподавателей и воспитателей - женщин.
– Вы за 2-3 минуты описали практически всё, что я приготовил на пяти листах.
– Я приношу извинения. Будем считать это введением, кратким изложением основ. А сейчас перейдем к подробным ответам на Ваши вопросы.
Поднятие престижа педагогической работы
– Первая тема, которую хотелось бы обсудить, престиж педагогической работы. Сейчас профессия воспитателя не является популярной.
– В молодости был у меня товарищ, старше меня, который окончил школу с золотой медалью. По законам тех лет он мог поступать без экзаменов куда угодно, включая МГУ. А он выбрал местный педагогический институт.
Спустя много лет я спросил у него: "Что ты выбрал?! Ты же мог пойти куда угодно! Физика, химия, биология - все было возможно, любые специальности!" Достаточно простому пареньку из маленького города подать документы, и он уже студент МГУ! Он ответил: "Профессия преподавателя была настолько почетной, что даже не было речи о том, куда поступать, если есть возможность поступить без экзаменов".
Я был младше него лет на 7-8. За эти годы изменились приоритеты, и профессия преподавателя стала абсолютно неуважаемой! В педагогические ВУЗы шли люди, которые хотели получить образование, а поступать было некуда. Хуже этого был только институт культуры. Я помню эту "почетную" иерархию.
Но сейчас мы стоим перед кризисом, из которого можно выйти только с помощью воспитания нового поколения.
Нет более важного человека в наше время, чем воспитатель! Воспитатель (не преподаватель), понимающий нынешнее и следующее состояние человечества, к которому мы должны прийти, чтобы выжить. Он теоретически и практически строит молодое поколение и показывает всему человечеству новую спасительную ступень. Он - спасатель!
Всё зависит от того, насколько мы сумеем показать в средствах массовой информации, что кризис имеет только такое решение. И только эти люди - воспитатели, являются нашими впередсмотрящими, ведущими.
Необходима большая предварительная работа, чтобы объяснить это широкому кругу населения. Но я думаю, что на фоне кризиса образования, воспитания, положения в семье, таких проблем, как распространение наркотиков, депрессия, нетрудно будет поднять важность правильного воспитания.
– К сожалению, профессия воспитателя и преподавателя сейчас непрестижна. И очень редко там, где есть дети, можно заметить настоящих мужчин, образованных, сильных, с характером, которые выглядят и являются полноценными людьми. Кстати, ваш центр отличается, потому что там работают настоящие образованные мужчины. Это первое место, где я такое увидел.
– А как может быть иначе?!
Мы им поручаем наших детей - самое дорогое, что у нас есть, будущее мира! Через 10 лет эти дети станут взрослыми и займут наши места! Мы сегодня формируем будущий мир - наших детей и внуков. Ничего нет важнее для человека, чем быть уверенным в том, что его дети продолжат правильный путь и им будет хорошо, комфортно, безопасно в их мире!
Даже животные выбирают места сбора, формируют стаи и строят логова, только исходя из безопасности потомства. Для них это - самое главное. Все исследования животного мира показывают, что их поведением руководит забота о безопасности молодняка.
А мы? Будем хотя бы на уровне животных! Поднимемся и выше, конечно, но сечас хотя бы этот уровень им обеспечим.
Мы бросаем своих детей на произвол судьбы, отдаем их в какие-то учебные заведения, где неизвестно, что с ними делают.
Мальчики начинают выходить из-под женского влияния только в 18 лет! А потом они попадают в армию, где всё кажется совершенно противоположным предыдущему опыту. Они переживают огромный внутренний кризис, шок. Жизнь кажется совсем другой, потому что она уже устроена по-мужски, а не по-женски. К этому они не приспособлены, им приходится ломать себя.
Не надо растить спартанцев, надо готовить их к правильному взаимодействию между собой.
Женщины не могут этого передать мужчинам, потому что их взаимодействие - особое, женское, где каждая сама по себе. Они могут проникнуться каким-то общим движением, оставаясь "вещью в себе".
У мужчин движение вперед - только в сотрудничестве, содружестве, соединении. И поэтому мальчики совершенно не подготовлены.
К будущему состоянию, в котором они интегрально связаны и представляют собой единое человечество - "мы" вместо "я", женщины точно не могут их подготовить!
Нам нужны образованные, сильные воспитатели-мужчины, хорошо понимающие новую интегральную психологию, умеющие настраивать каждого ребенка отдельно и всех вместе на сотрудничество, способные на каждом шагу демонстрировать, что без единения мы не достигаем никакой цели, что любое решение может быть только в еще большем единстве между нами.
Когда человек стоит перед какой-то задачей, у него мгновенно должна срабатывать правильная реакция, он должен сразу подумать: чтобы решить ее, мне необходимо соединиться с другими, и только в союзе с ними я найду правильный путь.
– Как перевернуть эту ситуацию, чтобы грамотные мужчины все-таки поняли важность этой работы и начали воспитывать детей?
– Кризис развивается и демонстрирует нам необходимость такой важной специальности.
Сейчас на планете живут семь миллиардов человек, из них - половина женщин, из которых будут формироваться воспитательницы-женщины.
А из половины мужского населения около 30% это население - дети. Все остальные тоже нуждаются в воспитании. Но мы, в первую очередь, говорим о детях. Значит, допустим, 20 процентов населения земного шара нуждаются в воспитании - это дети, разных возрастов до восемнадцатилетнего возраста, которые нуждаются в воспитании. Это получается больше миллиарда - дети. Если считать, что на каждых пять детей нужен один воспитатель, представляете, сколько их требуется?! Приблизительно триста миллионов воспитателей. И это - специальность, нуждающаяся в хорошей подготовке, в правильных людях, которых нужно отобрать.
Мы говорим о безработице, о том, что нам некуда девать лишнее население Земли?
Перетрясите всё это население, сделайте потребление разумным - без переизбытка в одном месте и голода в другом. Выявите сотни миллионов воспитателей, которые должны стать настоящими преобразователями мира. Тогда увидите совершенно другую раскладку всей человеческой цивилизации! К этому нужно стремиться.
Естественно, в этом процессе должны участвовать ЮНЕСКО, ООН, все международные организации, правительства. Все ресурсы необходимо направить на то, чтобы переформировать структуру взаимоотношений между людьми, создать ее на совершенно иной основе.
Самое главное - подготовка преподавателей, воспитателей, которые растят следующее поколение. Первый раз в истории мы занимаемся тем, что строим человека, воспитываем человека в человеке.
Человек - это в первую очередь интегральная единица общества! Интегральная, а не индивидуальная, которую до сегодняшнего дня мы считали высшей ценностью.
Кризис заставит нас перестроить все общество. Забота о будущем, о пропадающем поколении, станет причиной исправления человечества. Так дети воспитывают родителей, вынуждая их меняться.
Личные качества воспитателя
– Профессия воспитателя, как и любая другая, несет с собой так называемую профессиональную деформацию. То есть любое занятие влияет на человека, искажает его личность и заостряет черты характера.
– Кроме этой! Да, потому что все земляне должны будут стать и воспитателями, и учениками для самих себя. И каждый должен так же позиционировать себя перед другими. Воспитывает общество, окружение. А окружение состоит из всех.
– Как сделать так, чтобы этой деформации не произошло? Потому что у обычных учителей она есть.
– Она желательна в данном случае. И желательно, чтобы каждый был и учителем, и ребенком.
– На протяжении многих столетий учителям присваивались офицерские звания, они носили оружие и другие мужские атрибуты.
Половина Ваших воспитателей - это тоже бывшие офицеры армии, причем серьезные мужчины, накаченные.
– Многие из них владеют боевыми искусствами и имеют подчас солидные офицерские звания (в отставке, разумеется).
– Следует ли эту мускулистость, отличающую мужчину от женщины, вернуть на место, в мужской коллектив, чтобы не было унисекса, который сейчас существует?
– Никакого унисекса быть не должно!
Мальчики должны чувствовать себя мужчинами, хозяевами этой планеты, готовящимися к ее настоящему освоению. И не только планеты - всей Вселенной. Это необходимо.
В наших коллективах изучается природа человека, его свобода воли, возможность ее реализации, влияние человека на мир. Изучая это, мы видим, что не силой покоряется природа. Пока человек лишь калечит ее и создает вокруг себя невозможную для жизни атмосферу. В итоге не верится, что дети уважают силу в преподавателях и воспитателях.
Есть у ребят физическая подготовка, спорт, игры. Они получают физическую разрядку, когда это требуется. И есть воспитатели, которые проводят это. Но они, конечно, не властвуют над детьми своей физической силой. Это не обязательно.
– Мы как-то говорили о том, что воспитатели должны чередоваться. Мальчику нужно привыкать к проявлению совершенно разных свойств в воспитателях.
Но мы сами недостаточно воспитаны, поэтому воспитатель, не замечая того, автоматически подавляет детей. Как сделать так, чтобы этого не происходило?
– Всё должно быть направлено на то, чтобы дети занимались самовоспитанием, чтобы сами себя организовывали, обсуждали и осуждали. А воспитатель, как находящийся в их среде тайный агент, немного направлял эти процессы.
Но если ситуация накалилась, и дети не способны сами привести себя в порядок, то только в таком случае он может проявить себя в качестве организатора, воспитателя, воспользоваться своим авторитетом и вынудить их вернуться к правильному состоянию.
– Как избежать того, чтобы авторитарные воздействия воспитателя на ребенка не стали поводом для страха?
– О рукоприкладстве вообще не идет речь! Дети должны видеть, что воспитатель вмешивается для того, чтобы ввести их снова в рамки. Для этого он может использовать только объяснение.
В каждой группе из десяти человек должно быть два преподавателя. И если какой-то ребенок выходит из повиновения, мешает всем заниматься, то воздействовать на него нужно через группу и немедленно. Постоянно формировать каждого через группу. Только так это должно быть.
Конечно, это искусство! Но искусство захватывающее, дающее возможность немедленно увидеть плоды своего труда.
В детях это проявляется очень быстро и естественным образом остается в них. Они тут же адаптируются и тут же забывают, потому что эгоизм постоянно растет, особенно в детском возрасте. Взрывается, как будто минуту назад ничего не было создано, мгновенно всё стирает, и ты снова видишь перед собой эгоиста. Где же всё прошлое? Оно никуда не исчезло, только сейчас проявился еще больший эгоизм. Он постоянно растет, а воспитатель должен из него формировать альтруистическое интегральное отношение ко всем.
– Мы говорили о том, что инструктору очень важно относиться к ребенку как ко взрослому. Но ребенок - не взрослый.
– К нему нужно относиться не как к взрослому, а как к самостоятельному, ответственному человеку. Но, не вынуждая, не давя, а на том уровне, на котором ребенок должен себя держать, соответственно возрасту.
– Проясните, пожалуйста, эту ситуацию. Возникает сложность: с одной стороны, я отношусь серьезно и уважительно к его мнению, но одновременно с этим я всегда должен помнить, что это все-таки ребенок. Или нет?
– Вся наша жизнь - игра. Что это значит в нашем деле?
Мы должны продемонстрировать детям, как мы к ним относимся и какого поведения ждем от них. Убедившись в том, что они поняли, приняли наш подход, увидели его, мы просим, чтобы они сделали то же самое для младших, и смотрим, как они это поняли. То есть, могут ли они вжиться в наш образ, понять нас и продемонстрировать это перед младшими детьми. Щадящим методом. Подправляя незаметно.
Кого мы воспитываем в ребенке? Воспитателя.
Теперь, когда он знает, что значит быть воспитателем младшего ребенка, он лучше понимает меня, как своего воспитателя. Между нами возникают отношения равного с равным. Когда я ему преподаю, он понимает, почему я так себя веду, и соответственно строит свое поведение. А через несколько дней снова идет в младшую группу и то же самое там демонстрирует.
Мы создаем в каждом человеке его самого, его сопряжение с более высокой ступенью - воспитателем, и с более низкой ступенью, когда он сам является воспитателем. Получается, что каждый человек - ученик высшего и воспитатель низшего.
Ощущение себя звеном в этой цепочке должно быть очень естественным в каждом из них. И это - основа интеграции общества, когда каждый его член проявляет себя и как воспитанник, и как воспитатель. Это изучается в основах группового взаимодействия.
Ради достижения интегральности общества я должен сознательно себя перед окружением принизить, сделаться практически нулем относительно общества. А с другой стороны, я должен себя возвысить, чтобы чувствовать зависимость этого общества от меня и воздействовать на него важностью цели.
Самый низкий и самый высокий уровни должны быть осознаны каждым. Разница между ними определяет внутреннюю высоту человека.
– Воспитатель тоже должен находиться на двух этих уровнях. И у него тоже должна быть очень ярко выраженная детская игровая часть.
– Конечно.
– Очень часто в эту профессию идут люди, у которых детская часть забита, и они стремятся компенсировать это за счет детей.
– Я понимаю. Преподаватели - это совсем другое, но воспитателями часто становятся люди, которым не хватает уверенности в себе. Они идут в детский коллектив, чтобы как-то себя спасти, компенсировать отсутствие ощущения безопасности, уверенности. Это верно.
Но здесь надо выбирать людей совершенно иных, формировать их!
На этот курс я набирал бы всех желающих. Какая разница? По крайней мере, человек чему-то научится, подвинется ближе к новому интегральному обществу, что-то в него войдет, и он изменится. А затем выбирать из них хороших преподавателей, людей, которые умеют играть, себя позиционировать.
У них вместо своего "я" должна быть важность цели, "мы" должно занимать в них главное место. Это значит, что такой человек не боится и не стыдится, что нет в нем "я". Он не похож на петуха, желающего над всеми властвовать. Он гордится тем, что его дело нужно коллективу. Потому что именно внутри нашего единения мы найдем истину и свое новое существование.
– Существует несколько способов определения профессиональной пригодности специалистов, которые работают с людьми.
Я назову три из них.
Один - это тесты, после прохождения которых человеку присваивается квалификация, и он может работать.
Второй - это когда сообщество профессионалов определяет, человек соответствует нам или нет, мнения "он - наш" достаточно для того, чтобы считать его профпригодным. Психотерапевты поступают таким образом.
И третий способ - это когда сами дети определяют, подходит им этот преподаватель или нет. То есть они решают: этот человек нас устраивает, а вот этот - нет.
Как Вы думаете, какими должны быть критерии готовности преподавателя к этому процессу? Что позволяет выпускать его к детям?
– Любой мужчина должен быть отцом, любая женщина - матерью. Каждый человек обязан понимать, что такое интегральное общество, как взаимодействовать в нем и со взрослыми, и с детьми. Поэтому всем необходимо оканчивать эти курсы, которые следует открывать повсеместно.
Все средства массовой информации должны постоянно говорить об этом. Необходимо любого работающего человека освобождать на какое-то количество часов в день для обучения на этих курсах.
Если взрослый человек, закончив обучение на курсах и понимая их важность, ощущает влечение к работе с детьми, то можно оставить его для обучения именно воспитательскому искусству. Но даже те, которые не остались, станут более нормальными родителями и членами общества, то есть будут понимать необходимость взаимодействия между всеми.
Во время обучения мы сами выявляем среди курсантов людей, способных и готовых быть воспитателями. Отбор здесь очень простой, ведь немного людей стремится быть воспитателями. Работа с детьми очень непростая, требует терпения, внимания, способности постоянно находиться под прессом с детьми, быть в напряжении.
Это не работа, а миссия! Только любовь и чувство ответственности могут дать силы и терпение, позволят сделать такой выбор. Здесь мы создаем новое человечество.
Надеюсь, что проблемы с кадрами не будет. Сразу можно определить, профпригоден человек или нет. Возможно, придется создавать какие-то тесты. Но я не думаю, что это будут бумажные тесты и экзамены по американской системе. Нет. Отбор будет происходить на практике.
Потребуется очень много воспитателей для детей и для взрослых самых разных возрастов и уровней подготовки. Я думаю, что в этой области найдется работа многим. И этим можно решить проблему безработицы, которая усилится по мере того, как мы будем уменьшать производство ненужных товаров.
– Мы должны прислушиваться к мнению детей - нравится им инструктор, воспитатель или нет?
– Да. Мы должны прислушиваться к реакции детей и вместе обсуждать: почему им нравится один воспитатель, а другой - нет. Сами воспитатели должны объяснять, почему они так действуют. Они не должны скрывать методы своего воздействия, иметь секреты и тайно манипулировать детьми. Нет!
Воспитатели и дети совместно занимаются одним процессом. Мы создаём новое общество, вместе работаем над общим злом - эгоизмом, пытаемся придать ему обратное свойство - отдачу, любовь.
Здесь нет и не должно быть никаких тайн и манипуляций; учительских комнат, где мы проводим закрытые совещания, пятиминутки. Наоборот, мы можем всё обсуждать с детьми абсолютно открыто. Это совсем иной подход к жизни!
Мы находимся перед вызовом природы. Она сделала нас эгоистами и ставит перед нами задачу: изменить себя. Это наша общая проблема! И насколько каждый из нас будет чувствовать себя активным участником ее решения, не будет пассивно ждать исправления, а сам сформирует и себя, и окружение, настолько этот процесс будет творческим.
Он будет важен для всех, каждый будет чувствовать свою ответственность, не сможет уйти от нее. И в этом дети и взрослые равны.
Досье на ученика. Что и зачем в нем записывается
– Вы, как-то говорили о том, что есть смысл заводить на каждого ребенка личное дело, досье, куда вносится информация об этом ребенке.
Какая информация туда должна вноситься? И насколько она должна быть открыта для самого ребенка?
– Я думаю, что никакой тайны в этом досье нет. В него воспитатели будут заносить свои наблюдения. И у детей тоже есть дневники, мы с вами об этом говорили, где они отмечают этапы преобразования животного в человека.
Мы хоть и ходим на двух ногах, но остаемся теми же животными, потому что полностью подчинены силе природы. А, возвышаясь над эгоизмом, строя над ним альтруистическую надстройку, мы поднимаемся выше природы и становимся людьми.
В природе нет уровня "человек". Вам, как психологу, это известно, а биологи и генетики это подтвердят. Человек - это то, что мы сами создаем в себе. Поэтому этапы развития человека в каждом из нас очень интересны.
Когда я спросил своего учителя об этой возможности, он ответил: "Да, стоит вкратце записывать свои основные находки в себе самом. Это даст тебе возможность лучше узнать себя. Потом увидишь, что ты прошел за год или несколько лет". Я могу и сегодня прочитать в этом дневнике или заглянуть в свой внутренний дневник и увидеть пройденные этапы.
Глядя на учеников, я вижу, что они проходят, практически, те же этапы. Конечно, каждый - в своем стиле, ведь мы отличаемся друг от друга в каких-то частностях. Эти записи будут полезны для самоанализа, если каждый ребенок будет так исследовать себя. Ни для чего другого - только для самоанализа.
Наше движение вперед - это самопостижение и постижение всего мира - через себя. Развивая себя, мы видим мир более развитым, более широким, богатым.
Для воспитателя досье на ребенка - это зеркало его работы. Не ребенка он при этом инспектирует, а проверяет себя: "На самом ли деле я правильно поступал, и ребенок продвигается верными шагами? Нет ли здесь каких-то порочных кругов, по которым ребенок возвращается опять и опять к той же проблеме?". То есть в первую очередь, досье на ребенка - это досье на воспитателя.
– Если ребенок заинтересовался, то эти записи могут быть еще одним поводом пообщаться с воспитателем.
– Конечно! Мы все - люди, ничего здесь тайного нет! Чем больше мы открыты, понимаем друг друга и знаем, что нам обязательно надо соединиться, тем лучше мы должны друг друга знать.
Проблема профессиональной усталости
– Следующий очень важный вопрос - это вопрос так называемого профессионального сгорания. Дело в том, что огромное количество людей, занимающихся с детьми, да и с взрослыми, "сгорают" через год-два - просто не могут выйти на работу.
Этому уделяется большое внимание. И одна из причин этого явления - это то, что человек взаимодействует с детьми не всей своей личностью, а какой-то узкой ее частью. И тогда всему остальному в человеке нет места. В конце концов, он просто не может продолжить эту работу.
Вы говорите, что воспитатель должен быть человеком, в первую очередь. Он должен иметь и взрослую, и детскую часть. Может ли получиться так, что они тоже через год-два "сгорят"? Как преодолеть эту проблему?
– Вы хотите своих преподавателей поставить на место моих воспитателей, и это не получается.
– Да, я вижу.
– И не получится.
У нас воспитатель является самым важным членом общества. Он живет одной жизнью с родителями этих детей, с их бабушками, дедушками, со средствами массовой информации - со всем. Он живет этим! Это не какая-то его маленькая часть, в которой он сгорает, потому что не может себя выразить.
Он участвует в самом творческом процессе в мире. В нем закручена вся жизнь: дети, которых он воспитывает, их родители и, вообще, всё общество! Мы формируем новое поколение, следующую ступень, я бы даже сказал, новое измерение, в которое входит человечество.
Мы обязаны выложиться полностью. У нас нет персональной жизни: семейной, личной, собственных друзей - все аспекты объединяются в единое целое. Это - мое панно, на котором я разворачиваю весь свой спектр. Здесь не может быть усталости, односторонности - я в этом весь. Тут должны быть реализованы мои привычки и увлечения, мои отношения с родителями - неважно, что я взрослый человек, - и с моими детьми, с моей семьей и со всем окружающим обществом.
Я не вижу в этой специальности оторванности от мира. Наоборот, я нахожусь в его центре. Вместе со всем человечеством я занимаюсь преобразованием себя, приведением себя в соответствие с природой, которая проявляет нам всеобщую, интегральную взаимосвязь всех ее частей. И я это формирую вместе с остальными.
Мы проводим собрания, совещания, обмен опытом - практически, общество этим живет. И поэтому профессиональной усталости здесь нет места! Просто это - наша жизнь! И всё продолжается, как есть.
Но если у человека все-таки проявляется профессиональная усталость, его надо переводить, дать ему возможность воспитывать, преподавать на предприятиях. Или перевести на другую - производственную - работу. Но я не думаю, что здесь может возникнуть такая проблема.
Мировое министерство образования
– Как Вам кажется, есть место повышению квалификации, чтобы люди ездили в другие страны, обменивались опытом?
– Я считаю, что нужно создать верховный совет воспитателей, типа ЮНЕСКО или при ЮНЕСКО. Он должен иметь очень большие полномочия и очень большое уважение. В его задачи будут входить: разработка методик, рекомендаций, поддержание связи со всем миром, адаптация методики интегрального воспитания для разных слоев общества.
Сегодня человеческое сообщество состоит из семи или восьми разных, очень плохо, конфликтно соприкасающихся друг с другом, цивилизаций.
Мы должны для каждой из них создать такую методику воспитания, которая бы сгладила их соприкосновение с остальными цивилизациями, вплоть до взаимного включения. Это огромная работа, которая может быть проделана постепенно и большим количеством специалистов. Но мозговый центр должен быть один.
– А что за мозговой центр? Как он устроен?
– Его составляют люди, понимающие смысл происходящего в природе и в человеческом обществе. Они могут безошибочно определить те наши свойства, исправление которых зависит от нашей свободы воли, и которые мы можем изменить в себе для того, чтобы стать гармоничной частью природы.
Эти люди чувствуют то, что отделяет нас от природы - противоречия, отдаления, антагонизм. Они очень остро воспринимают нашу противоположность ей, поэтому могут определить, в чем и каким образом мы можем исправить себя и как это сделать.
Такие люди есть, и их надо воспитывать. Они составят костяк верховного духовного центра человечества, его Мировое министерство воспитания.
– Власть мудрецов всегда очень привлекала людей, на протяжении всей истории люди мечтали о таком обществе, где всем руководят мудрецы.
Я хочу вернуться немного назад и уточнить. Вы сказали, что существует несколько цивилизаций, и противоречия между ними может сгладить воспитание. А Вы можете привести пример хотя бы двух цивилизаций? Как Вам видится их соединение?
– Сегодня есть конфликты между европейской, американской, южно-американской, африканской, азиатской цивилизациями. Азиатская разделяется на несколько: Китай, Индия, арабские страны.
Это огромный сбор, связанных насильно, перемешивающихся и трущихся друг об друга цивилизаций. Искры летят во все стороны от того, что происходит в мире. Поневоле или волей случая мы связаны общими технологиями и должны контактировать друг с другом.
Раньше мы были разделены. Эгоизм внутри каждой из этих цивилизаций работал исправно, люди понимали друг друга, знали условия бесконфликтного сосуществования, и всё было нормально.
А сегодня цивилизации начинают сталкиваться, трутся острыми углами. Смотрите, что происходит между европейской цивилизацией и исламом.
Китай поднимается. Это какое-то непонятное тело, существующее во всем мире в виде сотен миллионов переселенцев из Китая. Еще несколько десятков лет назад это была абсолютно закрытая страна! Сегодня - наоборот. Она открывается всем и выходит во все страны.
Мир изменяется очень быстро, а наше воспитание не поспевает за этими переменами. Природа сталкивает нас, не подготовленных к общению друг с другом.
Это особенно видно в Европе, в которую вторгаются чужие цивилизации. Они там существуют обособленными островками, насаждая свою культуру, желая жить по-своему. А Европа не может их абсорбировать в таком виде. И возникают трения. Пока мы пытаемся их как-то загладить. Но они могут взорваться. И это будет сильнейший взрыв по всему миру, потому что такие неправильные включения существуют везде.
– И в Москве, и в России это есть. В классе собираются слишком разные дети, которые не могут найти общего языка.
– Естественно.
– Получается, что интегральное воспитание подготовит детей разных цивилизаций, и они будут похожи друг на друга?
– Не будет никакой разницы!
Вы видите, как мы пытаемся в наших группах это сделать, и между детьми не существует никакого отличия. Но такое воспитание не может насаждаться насильственно, нужно добровольное согласие.
Всё должно быть подчинено общему "мы" - высшему единению, пример которого показывает нам природа. И ничего другого. Тот, кто против этого, является врагом природы, а не нашим, моим или твоим личным врагом. Он просто не имеет права на дальнейшее существование в таком виде - обязан себя изменить!
– Мы сейчас раскрываем эту методику и предлагаем разным цивилизациям. Они возьмут ее для воспитания?
– Мы не можем идти против природы, потому что существуем внутри нее. Нельзя выдумывать свои законы, если существуют законы тяготения, сохранения энергии, информатики и так далее.
Нужно четко выявить законы правильного взаимодействия людей в интегральном мире. И если кто-то не захочет изучать и соблюдать их, мы не примем этих людей в нашу систему. Тогда они осознают, что нельзя идти против природы, или просто увидят, насколько это приводит их к страданиям и потерям.
Будущее обязано быть интегральным. Это мы выявляем сегодня.
– Это будет настолько очевидно?
– В Google можно найти тысячи статей - исследований в любых областях науки, описывающих то, каким становится наш мир. Все они говорят, что мир круглый, интегральный, все его части взаимосвязаны и включены друг в друга, только человечество является эгоистичным и противостоит природе. Оно выживет, если приведет себя в порядок, в равновесие с ней.
Это - не мои догадки, я читаю об этом в сотнях статей серьезных ученых, исследующих эту проблему с разных сторон, позиций. Среди них есть представители различных цивилизаций, не фанатики. Они понимают, что надо следовать природе и не упрямиться.
Мастер-класс для воспитателей
– Когда Вы описываете работу воспитателя с детьми, я вижу, что это очень похоже на то, как Вы работаете со своими учениками. И понимаю, что это не чистая теория, а наоборот, абсолютно практическая наука. Поэтому я верю, и у меня нет вопросов, кроме одного: как это адаптировать, распространить как можно шире?
Скажите, Вы каким-то образом участвуете в жизни своих учеников, даете им советы, рекомендаци?
– Конечно.
– Сейчас создается широкая сеть детского воспитания. Но у меня складывается впечатление, что Вы пока участвуете в этом теоретически.
А если мы создадим условия, видеоматериалы, сложные ситуации, в которых нам пока трудно разобраться, Вы могли бы практически включиться в эту деятельность?
– Я все время думаю: "Каким образом?"
Я хотел бы вести что называется мастер-класс. Что это значит?
Время от времени в группах возникают проблемные ситуации, которые записываются на видео. Я просматривал бы эти видеозаписи и давал бы советы, думаю, что скоро у меня найдется для этого время. Охотно вел бы практические занятия со взрослыми и с детьми.
Когда дети учатся правильно вести себя, хорошо относиться друг к другу, они чудесным образом работают в коллективе. Но вдруг происходит срыв, огромный взрыв эгоизма, и не у одного - двух, а одновременно у всех. Как будто вирус какой-то заражает сразу всю группу. Что делать в таком случае?
Немедленно снимать на видео, исследовать, показывать другим! Мы имеем дело с жизнью, с материей, которая требует своего исправления, восполнения, оздоровления. Я бы хотел принять участие именно в таких критических, драматических ситуациях. Это интересно.
– У продвинутых, уже работающих воспитателей возникает большое количество вопросов. Можно было бы организовать мастер-класс и для них тоже?
– Да.
Практика для воспитателей - самое главное. Основы теории они получают в самом начале обучения, но потом теория и практика должны идти параллельно. То есть в течение нескольких лет они должны регулярно собираться для собственной учебы, обсуждения происходящего в группах, где они работают. Это необходимо.
Конечно, я могу принимать в этом участие. Мне необходимо установить с ними обратную связь, чтобы знать о происходящем в детских группах. Я думаю, что нужно выделить на это время.
– Я так настойчиво спрашиваю, потому что потребность в Вашем практическом совете настолько высока, что нельзя не воспользоваться этой возможностью.
– Думаю, что такие беседы можно проводить через интернет для всей нашей мировой просветительской организации. Мы это и делаем: посылаем все материалы, распечатки, видео. Если этого мало, то можно проводить интерактивные беседы, задавать вопросы и получать ответы.
– Я думаю, что если будут обсуждаться конкретные ситуации, снятые на видео, это будет более наглядно.
– Не далее как вчера, ко мне обратился старший преподаватель нашего воспитательного центра и рассказал о ситуации в классе, когда вдруг, на ровном месте возник огромный эгоистический всплеск, который в мгновение разрушил все добрые отношения между детьми. Это произошло с детьми десяти - одиннадцати лет.
Мы с ним договорились проанализировать эту ситуацию, максимально выявить подробности, обсудить вместе со всеми и потом решать, что делать. Причем, обязательно совместно с детьми, а не за их спиной!
Вполне возможно, что, сняв на пленку эти моменты, мы должны будем показать их детям. Затем попросим их поменяться местами, чтобы каждый из них сыграл роль своего противника и увидел, что с ним делается, как он выглядит в чужих глазах. А потом предложим им роль преподав