Свежие публикации
Главная / Интервью и телемосты / Засурский: интернет - это катализатор, который ускорит принятие новых ценностей

Засурский: интернет - это катализатор, который ускорит принятие новых ценностей

Сергей Сергеев07.08.20143 5373 голоса 4.7 рейтинг

Беседа известного российского журналиста, заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации на факультете журналистики МГУ, главного редактор интернет-издания "Частный корреспондент" Ивана Засурского с профессором онтологии и теории познания, каббалистом Михаэлем Лайтманом.

Иван Засурский и Михаэль Лайтман

И. Засурский: Вас интересовало мое мнение о кризисе. Сейчас очень интересный у России момент. Эта страна находится как бы во власти орла. У орла две головы: одна голова смотрит на Запад, другая - на Восток. Раньше долгое время это была очень сильная страна. Сейчас - слабая. И, как каждая слабая страна, она очень агрессивна. И в настоящее время происходит очень интересный момент осознания этой слабости, который, возможно, приведет к тому, что воцарится умеренность. Это один момент.

Другой момент - то, что в России исчерпана традиционная экономика. Она не исчерпана с точки зрения "кормить всех", она исчерпана с точки зрения развития. И сейчас, по крайней мере на уровне риторики, есть понимание того, что нужно развивать что-то еще. Но здесь тоже есть свои "рогатки", сложности, а именно, что по-прежнему знание воспринимается как инструментальное, не как развивающее человека. Потому что если сделать человека гармоничным, раскрытым, то его инновационное мышление порождает бесконечно новые изобретения, которые ведут, может быть, ближе к гармонии.

У нас в России, конечно, очень сильная система. Она все время искажает приоритеты. Неживое кажется более важным, чем живое, потому что живое эфемерно. А на неживое можно опереться, из него можно что-то сделать. И это по-прежнему та иллюзия, тот обман, который здесь очень силен. Мне кажется, что России предназначена такая роль в будущем - это заповедник, близкий к Израилю по структуре, сочетание природы и хайтека, сочетание сырьевых элементов экономики и хайтек. И сейчас может произойти разворот в этом направлении.

М. Лайтман: А Вы не считаете, что Россия является особенной страной с ее идеей, с ее стремлением быть особенной, заслужить уважение, свое место в мире, в которой очень болезненно воспринимается этот кризис, отставание, упадок, весь этот период? Такого нет вообще нигде в мире, ни в одном другом народе я не встречал, чтобы в каждом человеке ощущалось недовольство, что "меня не уважают, нас не уважают, где мы находимся, почему мы не..." и так далее. А если бы Россия действительно предложила миру эту методику объединения, посредством которой только и можно выйти из кризиса? Ведь кризис весь построен на том, что людьми овладел чрезмерный эгоизм. Такой, что он разрушает все связи и даже экономические.

И. З.: Сейчас Россия слишком эгоистична.

М. Л.: Может быть, именно из такого состояния и возможно осознание. Кризис в науке, в воспитании, в семье, наркотики, депрессии, все вместе - это все один узел. Какие инновации могут пойти, я не знаю. Или, наоборот, надо предложить объединение - то, к чему природа вынуждает нас. Я все время нахожусь в контакте со многими людьми в Америке, в том числе с экономистами и с теми, которые практически, может быть, даже определяют политику. В Америке люди не готовы, у них нет внутренних мотиваций к объединению, к пониманию. В России это находится где-то в глубине, в русском народе.

И. З.: Я согласен, в глубине - да. Но это именно то, что было похоронено во время раскола в православной церкви. В те времена церковь и культура - это было одно и то же. Просто не было письменности за пределами церкви, поэтому раскол, - это вопрос не только веры, хотя и веры тоже. И с тех пор эта рана раскола не залечилась. В России государство - это вампир. Все ресурсы, которые есть, раздаются другим вампирам. Пока что это так. Я имею в виду не то, что какие-то плохие люди управляют государством. Я имею в виду, что сама структура власти основана на присвоении ресурсов и на перераспределении их насильственным путем - не с помощью договора, как в коммерческих культурах, не с помощью дискуссий, делибераций, как при каких-то демократических моделях.

М. Л.: Но с другой стороны, все говорят о том, что необходима народная национальная идея...

И. З.: Это означает, что нужно хорошее пиар прикрытие, чтобы раздать еще больше денег вампирам. Извините, я просто должен Вам это сказать, это очень важно, чтоб Вы понимали это. Но есть и другие силы. Они очень слабые. Они - не внутри народа, они элитарны. Ведь дело в том, что сама структура власти... Вы знаете, есть коммуникация или презентация. Власть - она или презентативна, но не в демократическом, а в манипулятивном смысле - она создает символы, в которые как бы предлагает вложиться людям, и тем самым синтетически создает им жизненную реальность, в которой все смешано, невозможно разобраться. И как раз это позволяет направлять любые потоки ресурсов любым вампирам. А в противовес этому развивается культура коммуникаций, которая сейчас очень разрозненна. Начиная от нескольких миллионов бабушек и дедушек, которые подписаны на самую популярную газету в России "ЗОЖ" - "Здоровый образ жизни". Она стоит семь рублей. Это самое большое, самое популярное издание здесь. Его никто не знает, оно ниже уровня поверхности. Его не видно, оно распространяется только по подписке и продается на остановках электричек, на станциях. "ЗОЖ" целиком состоит из писем, - это абсолютная опора на природу, силы природы, стремление к гармонии, использование натуропатий и целительных техник.

И есть Интернет-культура, которая тоже коммуникативна и тоже открывает начатки парапсихологических способностей, потому что люди просто начинают замечать какие-то вещи. Потому что все синхронно и можно проверить, и у тебя есть какое-то новое ощущение, и тебе постепенно открываются новые истории. Но между старшим поколением, которое снова открыло для себя природу, потому что по возрасту вышло из-под власти системы, и новым поколением, которое не принимает систему, потому что имело в девяностые годы возможность убедиться, насколько эфемерна социальная реальность, - между этими поколениями есть пропасть. И между ними стоит двуглавый орел. Одна его голова смотрит на стариков и обещает им пенсии, чтобы они голосовали за него. Другая голова смотрит на молодежь и обещает им репрессии, если они будут вести себя как-то слишком активно.

Может быть, именно такая исторически обусловленная враждебность социальной системы в сочетании с необходимостью легитимизировать ее через процедуры выборов и усиленной, благодаря Интернету, социальной коммуникации, может быть, это приведет к катализатору, который ускорит принятие неких новых ценностей, новых "values", даже если поначалу те, кто их проповедует, будут не совсем...

М. Л.: А почему власти может быть не выгодно объединение в одну единую систему относительно природы? Это такое, в общем-то, рациональное объяснение того, что существует, что мы имеем сейчас, откуда берется кризис...

И. З.: Потому что тогда вы не можете строить совмещенную дорогу на Красную Поляну, где будут проводится Олимпийские игры, просто срубая все красно-книжные леса. Это невозможно совместить, понимаете? Логика человеческая, логика власти, доминирующая над природой, патриархальное общество. Доминация над природой, стремление человека поставить себя над всем. И сейчас принятие каких-то природных ценностей возможно только как что-то неискреннее, может быть, глубоко неискреннее. Но, по-моему, это то, что придется сделать. И вторая вещь, которую нужно, мне кажется, принять, - это свобода выбора людей и свобода для людей развиваться.

М. Л.: А что им сейчас мешает? Обычному человеку ведь ничего не мешает, мне кажется. Олигархи там и прочие, одни прут на деньги, другие - во власть, до какого-то уровня, где могут.

И. З.: Вы серьезную тему затронули. Я имею в виду свободу как ценность. Это немножко другая тема, это не политический уровень, это уровень горизонтальной коммуникации, и там очень интересные действительно происходят вещи. В России начинается эпоха "нью эйдж", и начинается как раз то, что Вы говорите, - поиск ценностей, то есть поиск путей развития. Люди тоже увидели, что богатство эфемерно. Почему кризис так важен? Потому что ты думал, что это богатство, ты думал, что оно твое, а ты просто на время присматривал за ним. А теперь ты должен всем. Оказывается, что богатство - это ненадежное вложение.

М. Л.: Иван Иванович, а Вы не считаете, что вообще природа не собирается нас так долго крутить? Кризис все равно развивается, никуда он не делся, хотя все мы пытаемся сказать, что уже, ну, оттолкнулись ото дна, идем наверх, скоро будет уже глоток воздуха и так далее. Но ведь мы понимаем, что это не так, что все это глупости. Сейчас взорвется второй пузырь, третий и так далее. Это как родовые схватки: поднимается, опускается, так сказать, и в итоге...

И. З.: Я с Вами не согласен. Мне кажется, природа действует иначе - с помощью потопа. В этих книгах на арамейском есть все истории. Определенные толчки этого кризиса не будут иметь социальной природы, они станут именно следствием выхода окружающей среды из баланса, из гармонии. И уже вследствие этого возникнут экономические и социальные проблемы. Так, как потопы, цунами провоцируют, в конечном счете, экономические сложности. Хотя парадокс в том, что бесчеловечная природа экономики такова, что в каких-то ситуациях эти трагедии дают также и облегчение, потому что людей, может быть, слишком много.

М. Л.: То есть Вы считаете, что добрым путем к общему согласию и к равновесию с природой, в том числе и экологически, мы придти не сможем? Маленькими ударами не обойдется?

И. З.: Нет, я думаю, что мы находимся в зрительном зале трагедии, трагедии в греческом смысле, в римском, может быть, в которой мы идем через мимесис к катарсису. Сначала должны произойти события и, к сожалению, в северной части глобуса, потому что все, что ниже экватора, наверху не видно. Должны быть большие катастрофы, к сожалению. Потому что людям не хватает решимости сделать что-то, знаете, как "гром не грянет..."

М. Л.: Да... "... не перекрестится". Но если мы все-таки предположим, что самая большая сила природы - это человеческая мысль, разум, наше влияние именно нашими желаниями, нашими мыслями на окружающую природу, и если бы эта взаимная ненависть, обратилась во взаимные уступки, во взаимное согласие, то мы бы почувствовали из этого сближения с природой, из большего равновесия с природой изменение и в экологическом и в любом другом плане.

И. З.: Я согласен. Но очень трудно это ускорить. На мой взгляд, изменение в обществе является следствием изменений в структурах ценностей людей. Раньше, чтобы произошли такие изменения, нужна была смена поколений.

М. Л.: Но в России ведь все делается сверху.

И. З.: В России все делается сверху, кроме этого. Потому что власть, конечно, находится в руках кого-то, но она всегда нуждается в лигитимизации. И поэтому раз в десять лет происходит смена ценностных ориентиров. Потому что даже хотя бы на уровне внешнего лоска должна быть идея. Я считаю, что носителей таких ценностей, или прото-ценностей, о которых Вы говорите, можно найти только среди тех людей, которые прошли социализацию в девяностые годы. Это было единственное время, когда не существовало жесткого, структурирующего, доминирующего влияния социальной системы, и у людей складывались очень интересные новые ценностные структуры. Люди не верили в мета системы, люди не верили в социум, они начали верить в себя. И потом они стали договариваться с другими, потому что не было никакой возможности подстроиться, занять свое место в шеренге. И эти люди взрослеют. Мне кажется, что в тот момент, когда в России это поколение станет достаточно значимым с точки зрения влияния на процесс, именно в этот момент появятся дополнительные возможности. Но эти процессы, о которых я говорю, происходят очень медленно и требуют постоянного участия.

М. Л.: Но скажите, у Вас очень сильный сайт. Вы, можно сказать, король Интернета!

И. З.: Мы очень стараемся. Это не я, Вы знаете, у меня пятьсот авторов. Это очень большое комьюнити, мы можем охватить полмиллиона человек в месяц.

М. Л.: Так это же сила!

И. З.: Но из этих полумиллиона, может быть, триста тысяч, двести тысяч, сто тысяч читают одну статью. Понимаете? То есть на самом деле мы будем работать, и мы будем греть эту вселенную. Но сколько времени нужно на то, чтобы она прогрелась? Кто знает? Люди давно уже ездят на машинах, и, как следствие, только лет через пять-десять нас затопит. Значит, сколько лет мы должны делать эту работу, прежде чем оставим след, прежде чем приживется та структура ценностей, которую очень ненавязчиво, через информацию, через истории мы стараемся передавать? Структура ценностей, которую и Вы стараетесь передавать, очень ненавязчиво через какие-то сказания, легенды?

М. Л.: Но, с другой стороны, если делать это не просто на плоскости Интернета, а созданием сообщества людей, которые в этом направлении думают, мыслят, притягивают к себе постепенно. Ну, знаете, "могучая кучка"...

И. З.: Все, что мы должны делать, - делать знания доступными. Действительно, культурная эволюция сейчас ускоряется благодаря Интернету. Людям стало проще получать знания. Но знаете, есть поговорка у американцев, она мне очень нравится: "You can take a horse to water, but you can’t make him drink". [Ты можешь привести коня к воде, но не можешь заставить его пить]. Это серьезная вещь. И у нас очень много тяжелого в России, мы очень тяжелые, очень много нематериального в нас. И мы зависим от этих ресурсов, - мы все время качаем через себя все это неживое. Мы, на самом деле, просто постоянно кидаем в мировую топку уголь, качаем туда нефть, и как-то это все крутится отчасти благодаря нам, но не ради нас, мы просто кидаем.

М. Л.: Все-таки я не представляю, чтобы такая страна, с такими великими духовными ресурсами, с таким внутренним запросом... Нет другого выхода, кроме как оторваться, рывком создать следующий уровень. Давайте, будем его поставлять на мировой рынок.

И. З.: Не через социальную систему. Через историю. Рано или поздно будет человек. Вы знаете, во всех религиях одно и то же: рано или поздно будет человек, и он расскажет историю. И эта история будет так хороша, что люди поймут, что он имеет в виду. И она будет так близка им, что они увидят в этом что-то, и они захотят жить так, как описано в этой истории. И проблема в том, что сейчас тоже есть много разных историй, и по-прежнему большинство из них - это истории, которые мы уже слышим последние несколько сот лет, несколько тысячелетий, где идет доминирование одного начала над другим, одной системы над другой. У нас в комнате, где происходят редакционные совещания, висит плакат, как когда-то в Советском Союзе. Знаете, что у нас написано там? "Мы - самые светлые на рынке". И мы стараемся и будем стараться. Но я считаю, что здесь сила истории важнее, чем социальные процессы. Потому что так устроены люди. Иногда люди слышат историю, - и это меняет их. Кто-то должен найти слова. Мы ищем. Видите, у нас уже пятнадцать тысяч статей и пятьсот человек все время пишут. Может быть, это просто один текст, который мы все делаем.

М. Л.: Возможно, такими группами мы и создаем потихоньку историю. В нашей академии занимается около двух миллионов человек из тридцати семи стран, и мы тоже постоянно пытаемся расширить круг слушателей. Мы можем развить в себе дополнительный орган чувств, чтобы ощутить еще и эту скрытую часть мироздания. Мы никуда не уйдем от своей миссии, мы обязаны достичь гармонии с природой и существовать на ее высшем уровне. И все то, что мы сегодня ощущаем на земном шаре, все наши проблемы, экологические, экономические, любые, - все это дано только для того, чтобы заставить нас подняться с уровня животного на уровень человека.

И. З.: В этом я согласен. Но я могу сказать про себя, а могу сказать про людей. Первое будет правдой, второе - скорее всего нет. Про себя я могу сказать, что, конечно же, так я это и вижу. Про других - я не знаю, я боюсь, что нет. Мне кажется, что у людей есть очень сильное желание схватиться за что-то и держать его. Это противоречит, к сожалению, развитию. И это тот самый эгоизм, в плену которого мы до сих пор находимся. Центр внимания общества и коммуникаций, которые есть у нас, может быть, должен сместиться больше в некую сторону прежде, чем это начнет разделять людей. А, может быть, Вы напишете нам? Я был бы так счастлив, если бы у нас была хотя бы одна Ваша колонка. Я буду очень счастлив видеть Вас среди наших авторов.

М. Л.: Огромное Вам спасибо!

4.7
3 отзыва
0комментариев Комментировать
Добавить комментарий
Ваш комментарий будет первым!
Информация! Обратите внимание
Чтобы добавить комментарий к этой публикации, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.
Прочтите похожие статьи по теме
Глобальный принцип жизни Взаимосвязь - это язык между нами и природой, между нами и народом, нами и всем миром
4 827 18
Часть 43. Глобальный мир: уроки о новой жизни человечества. Мы не осознаем, насколько зависимы от наших органов чувств как в общении между собой, так и в коммуникации с окружающим нас миром. С того…
Глобальный принцип жизни Пипл хавает: должны ли СМИ скармливать народу разную фигню для потребления?
3 554 4
Часть 46. Глобальный мир: уроки о новой жизни человечества. Средства связи - это инструмент воспитания, это не просто информация. Просто информации вообще не существует. Невозможно человеку сказать…
Глобальный принцип жизни Люди начинают чувствовать: потребление не наполняет их и приводит к депрессии
4 429 9
Часть 47. Глобальный мир: уроки о новой жизни человечества. И здесь вступает в действие вопрос потребления? Да. Я не хочу приобретать еще и еще. Я вдруг перестал чувствовать в этом наполнение,…
Глобальный принцип жизни Глобальный мир: уроки о новой жизни человечества - 26. Жизнь и смерть
4 508 17
В эфире цикл бесед с профессором М. Лайтманом "Новая жизнь". Мы начинаем новую тему. В последнее время мы говорили о беременности, родах, и получили интересные представления и рекомендации о том, как…
Глобальный принцип жизни Вся жизнь - игра: психология добрых производственных отношений
4 500 8
Часть 49. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества. Мы не исследуем то, как организация действовала до сих пор, не стремимся раскрывать отношения, которые существуют…
Жизнь и суть человека Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 36
4 448 22
Тема: "Критика и обвинение методики науки каббала Михаэля Лайтмана" Обсуждаемые темы: Почему М. Лайтман говорит о кризисе? Слишком активное распространение Каббалы в СМИ - это насилие Разводы в среде…
Глобальный принцип жизни Человек прожигает всю свою жизнь на работе без удовлетворения
5 289 19
Часть 51. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества. Пойти гулять, бродить, взяв с собой собаку? Что делать? Человек, который всю жизнь работает, привык к какому-то…
Жизнь и суть человека Рецепт успеха: какая форма мышления позволит мне стать счастливым в любом состоянии?
3 990 14
Часть 58. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества. Я много раз был в Латинской Америке, и в Колумбии, Чили, а особенно в Бразилии видел в окрестностях города бедные…
Прямой эфир: последние комментарии
16.04.2022, 22:05
К чему должен прийти мир? Вопрос: В наше время можно легко покрасить все в золотой цвет. И хотя он выглядит дешево, но у людей все равно осталось стремление к чему-то блестящему, сделанному под...Прогноз: грядет неизбежная и неотвратимая революция в отношениях между людьми
26.04.2020, 20:01
Пора перестать жрать животных, разбрасываться одноразовым пластиком и пользоваться опасным и вредным для природы техническим прогрессом, переходя на экологический транспорт и другие средства нового...Международное положение сегодня в период коронавируса
05.11.2017, 20:05
"Мы достигли точки невозврата" - Стивен Хокинг боится, что искусственный интеллект заменит людей. Британский физик с мировым именем Стивен Хокинг заявил, что искусственный интеллект не только может...Человечество и искусственный интеллект - кто-нибудь осознаёт опасности и риски?
02.12.2016, 13:37
Я советую ознакомиться с книгами по йоге и цигун И.Ю. Исаева. По книге "Энергопрактики йоги и цигуна" я начинал практиковать хатха йогу в молодые годы. Очень эффективная у Игоря Исаева система...Йога - это особый способ жизни. Что такое Йога?
01.08.2016, 13:24
Гость Анна, нет никаких грешников, как вы это понимаете. Все состояния существуют в одном человеке - в тебе....Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 42. Жизни после смерти нет
01.08.2016, 08:17
А что происходит с грешниками? Они тоже перерождаются или все попадают в ад?...Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 42. Жизни после смерти нет
Популярные комментарии
16.04.2022, 22:05
К чему должен прийти мир? Вопрос: В наше время можно легко покрасить все в золотой цвет. И хотя он выглядит дешево, но у людей все равно осталось стремление к чему-то блестящему, сделанному под...Прогноз: грядет неизбежная и неотвратимая революция в отношениях между людьми
05.11.2017, 20:05
"Мы достигли точки невозврата" - Стивен Хокинг боится, что искусственный интеллект заменит людей. Британский физик с мировым именем Стивен Хокинг заявил, что искусственный интеллект не только может...Человечество и искусственный интеллект - кто-нибудь осознаёт опасности и риски?
01.08.2016, 13:24
Гость Анна, нет никаких грешников, как вы это понимаете. Все состояния существуют в одном человеке - в тебе....Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 42. Жизни после смерти нет
03.08.2014, 16:06
Добрый день! С большим вниманием просмотрел Ваш телемост с А. Прохановым. Думаю, что основная проблема сегодняшнего мира состоит в том, что пассионарии не могут себя найти в этом мире. Тратятся...Не пропустите! Важный телемост: Александр Проханов и Михаэль Лайтман
26.04.2020, 20:01
Пора перестать жрать животных, разбрасываться одноразовым пластиком и пользоваться опасным и вредным для природы техническим прогрессом, переходя на экологический транспорт и другие средства нового...Международное положение сегодня в период коронавируса
01.08.2016, 08:17
А что происходит с грешниками? Они тоже перерождаются или все попадают в ад?...Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 42. Жизни после смерти нет
Популярные публикации за месяц
Услышано на урокеОтложить любовь к Творцу и сосредоточиться на любви к товарищам
Вопрос: Вы сказали: "На этом этапе отложить любовь к Творцу в сторону и сосредоточиться на любви к товарищу". Мы ищем, мы изучаем, что окончательное действие..
366+492
Глобальный принцип жизниПрогноз: грядет неизбежная и неотвратимая революция в отношениях между людьми
Часть 63. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества. Каждый раз, когда общество, род человеческий хочет взять новую ступень и изменить свое..
4 196+2631
Жизнь и суть человекаЖизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 42. Жизни после смерти нет
Обсуждаемые темы: Причина смерти - угасание желания О воскрешении мертвых Боитесь ли Вы смерти? Кто решает, когда человеку умереть Отношение Каббалы к вопросу жизни и..
10 689+2354
Духовные мелодииДуховные мелодии Высших миров
Небольшое пояснение перед тем, как вы, уважаемые гости нашего сайта, услышите Мелодии Духовного Мира : "Каббалист - это человек, достигший изучением Каббалы..
23 768+2122
Услышано на урокеНужно ли физическое тело в духовной работе?
Вопрос: Я вошел в эту статью и шел вместе с РАБАШем, как он объясняет такие вещи. Я прихожу к такому мнению, что нужно вообще быть в таком состоянии, что нам не нужно..
321+212
Услышано на урокеЧто означает "открыть свое сердце товарищам"?
М. Лайтман: Я хочу, чтобы все вошли в мое сердце, и мое сердце включало бы желания, молитвы, хисароны всех. Ученик: Что означает, что он состоит из молитв и желаний..
272+211
Непознанное: о человекеНе пропустите! Важный телемост: Александр Проханов и Михаэль Лайтман
Михаэль Лайтман, руководитель "Ashlag Research Institute", профессор онтологии и теории познания, член "World Wisdom Council" и Александр Проханов,..
19 980+1971
Крупным планомТВ-программа "Крупным планом" - 26. Русский генофонд
Часть 26. ТВ-программа "Крупным планом". Русский генофонд. В чём уникальность русского народа? Какова его миссия и будущее развитие огромной страны? В чём..
793+191
Любовь и семьяМожно ли делать аборт? Это убийство или нет?
Можно ли делать аборт? Это убийство или нет? Когда мы говорим о душе, то абортом называется прерывание развития души. Тогда это страшное преступление, потому что ты..
14 155+184
Социальная психологияПсихология. Среда виртуального обитания: раздетые в социальной сети
Исследуя социальные сети, психологи пришли к неожиданным выводам. Оказывается, активность пользователей может многое сказать о человеке. Достаточно подсчитать смайлики,..
6 594+183
Тематические теги
Бог воспитание женщина жизнь жизнь человека изучение каббалист кризис любовь мир научное исследование научное познание общество открытый урок познание мира природа реальность человек человечество эгоизм