Человек и природа. Открытый урок 2. Часть 2
Бааль Сулам пишет, что мы видим, что человечество поджаривается на страшном огне, а разрушения, голод и их последствия не покинули его до сих пор. Природа наказывает нас, как профессиональный судья, и в мере развития человечества, достижений экономического и технического прогресса, страдания и несчастья растут.
То есть чем больше мы развиваемся эгоистически и чем больше мы развиваемся технологически, тем сильнее будут страдания, потому что действует закон равновесия друг с другом: вот - твои возможности, а вот - против тебя проблемы. Если бы у нас были большие возможности и маленькие проблемы, мы бы их решили; а так наши проблемы соответствуют нашим возможностям, и они не решаемые.
Такова научно-практическая основа того, что управление Бога обязывает нас исполнять закон "отдачи ближнему" со всей точностью, чтобы ни один из нас не уменьшил бы свои усилия, работая в полной мере, необходимой для процветания и благоденствия общества. И пока мы ленимся исполнять закон отдачи в полной мере, природа не прекратит наказывать нас. Необходимо принять во внимание те нарастающие удары, которые мы получаем в наше время, и сделать правильный вывод, что природа победит нас, в конце концов, и мы будем вынуждены все вместе, как один, выполнять ее закон отдачи в полной мере, требуемой от нас. То есть перед нами стоит серьезная проблема.
Следующая глава:
Доказательство работы Бога на основании опыта
Бааль Сулам пишет: мы показали необходимость работы на общество, - то есть необходимость достичь состояния, когда каждый работает на общество и таким образом только через общество может достичь равновесия с другими. Общество может прийти к согласию, может выжить в тех условиях, в которых мы сегодня находимся.
Но где практическое доказательство того, что надо выполнять закон отдачи не ради общества и не ради себя, а ради Бога? Вот тут возникает заковырка: "ради Бога" - это что-то не вполне понятное. Чему? Кому надо? Где Он и что Он?
Мы с вами уже понимаем, что "ради Бога" - это просто такие слова, которые означают, что отдача должна быть абсолютной. Мы должны отдавать не просто ради выживания, для того, чтоб нам комфортно существовать эгоистически, дескать, "нечего делать, давайте каким-нибудь образом самоперевоспитаемся так, чтобы суметь действительно быть скла́дными, хорошими, добрыми, участливыми, взаимными". Этого не достаточно, потому что это - эгоистическое исправление, вытекающее из необходимости выжить.
Когда говорится "ради Бога", имеется в виду, в первую очередь, что даже если сегодня ради выживания природа не потребовала от тебя достичь взаимодействия, гармонии с другими членами общества, ты отдаешь и получаешь в тех условиях, которые называются полным сопряжением с другими, то есть "получать - сколько необходимо, а отдавать - максимум". Тот же социалистический лозунг: "от каждого по способностям, каждому по потребностям", - на самом деле должен быть не ради выживания общества и не ради победы социализма во всем мире, и не ради какой-то партии, он должен быть ради Бога.
Что значит "ради Бога"? Моя отдача становится абсолютной, то есть не ради чего-то земного. Я должен достичь такого состояния, когда свойство отдачи заменяет во мне свойство получения, то есть полностью заменяет мой эгоизм. Я перехожу в совершенно другое измерение. Я начинаю думать, мыслить, чувствовать, ощущать только в свойстве отдачи, а не в получении.
Это можно уподобить состоянию матери, которая не чувствует, холодно ей или жарко, темно или светло, она ощущает себя только относительно своего младенца. Она находится в нем - тепло ему или холодно, больно ли, удобно ли и так далее. То есть она чувствует всё в нем, а не в себе. Это - животная любовь, которая присутствует в нашем мире, как пример того, что благодаря именно такой любви мы можем развиваться, продолжать себя.
В нашем духовном состоянии любовь, отдача - это необходимое условие жизни. Ведь, на самом деле, кроме нашей несчастной жизни на этой земле в ограниченном пространстве, времени и перемещении (в нем существует иллюзия жизни, в нем мы существуем в нашем эгоизме), настоящая жизнь в ее вечном совершенном потоке существует совершенно в противоположном свойстве - в свойстве отдачи. Как мать в сыне, когда она чувствует не себя, а его, занимается наполнением его, ощущением в нем, когда всё - для него, а сама она является средством для его наполнения. Вот это и есть "получать необходимое и отдавать максимум", - но не ради себя, вынужденно, чтобы выжить таким образом, а ради него, ради своего любимого ребенка.
И тогда возникает вопрос: если в нашем мире человек такой эгоист, что всё время думает о себе, то почему природа не сотворила нас такими, чтоб мы все чувствовали друг друга, как своих самых близких детей, которые нам дороже, чем мы сами себе? Почему нам не дали таких свойств?!
И каббала дает ответ, что специально сделано так, что мы не желаем чувствовать другого близким, а, наоборот, мы считаем его отвратным, другим, чужим. Сказано: "возлюби ближнего, как себя", - а какой он мне ближний?! Он - самый-самый дальний, самый ненавистный! Если бы в мире осталось пара человек для моего обслуживания, а остальные сгинули, я был бы этому только рад. Мы все так устроены.
Говорит каббала, что ненависть друг к другу дана нам специально. Если над этой ненавистью мы устремимся соединить себя узами любви, если мы будем чувствовать другого, его потребности раньше, чем свои, считать их важнее своих и обслуживать их максимально, если между нами сохранится отталкивающая сила в виде ненависти и вопреки ей, вопреки этому сопротивлению, которое существует между нами (подобно элементу сопротивления - резистору, который находится между точками электронной схемы), мы проложим путь над ним, пройдем его с нашим устремлением друг к другу, то тогда мы выявим энергию - энергию любви, энергию участия.
И эта энергия освоится нами, осозна́ется нами в виде постижения всей силы природы, всех ее частей, в ее вечной гармонии, таком состоянии, что мы будем жить не каждый в своем элементике, а мы будем жить между этими элементами на этом сопротивлении. Наша взаимная ненависть и над ней наша взаимная любовь создадут между нами сеть таких взаимоотношений, которые будут на порядок выше, чем сегодня.
Мы находимся в состоянии отторжения друг друга, как отдельные разрозненные, так называемые, разбитые элементы. Если мы создаём между собой соединение, то начинаем воспринимать это единение, эту сеть, как новое высшее измерение, в котором начинаем ощущать себя существующими там. Это и есть высшая жизнь - вечное, совершенное существование, подъем от нашей жизни, которая каждый день, по сути, приближает нас к смерти.
Для этого нам и дано эгоистическое сопротивление - с одной стороны, и исправление его свойством любви - с другой. Именно соединение в себе двух противоположных свойств, но при условии, что свойство любви превалирует над свойством ненависти, и дает нам духовное возвышение, возможность вырваться из этого мира, подняться в вечность, совершенство.
Пишет Бааль Сулам: сама история позаботилась о том, чтобы дать нам неопровержимые факты для полной оценки и выводов, не вызывающих никакого сомнения в пользе исправления себя до уровня Бога.
Он показывает нам это на примере России. Действительно, огромная страна с ее богатствами, которые практически превосходят богатства остальных стран, с ее огромными площадями, с запасами природных ископаемых: нефти, газа, воды, людскими ресурсами и потенциалом, который есть в людях - насколько быстро они могут развиваться и развивать науки. Это с одной стороны.
С другой стороны, возьмите немцев. Германия развязала войну, потому что у нее не хватало собственных территорий, чтобы прокормить своих граждан. Это было первое побуждение Гитлера - необходимы Польша, Украина, Россия, чтобы засеять земли и прокормиться, Румыния, чтобы добыть нефть, и так далее. То есть не хватало природных ресурсов для развития нации. С этой целью фашисты пошли в наступление.
А в России всё есть. И до сих пор не удается построить нормальное общество. Хотя были действительно хорошие идеи, и люди, готовые отдать за них жизнь. Почему не получилось? Бааль Сулам доказывает, что в России не могли ничего использовать эффективно, потому что не давали человеку вознаграждения.
Ведь чтобы сделать любое движение, нам необходима энергия. Энергия - это каббалистическое наполнение (духовное) или эгоистическое (материальное), - одно из двух.
Если ты не даешь человеку материального наполнения: "Вот тебе твои две тысячи калорий", - и больше ничего, то у него нет никакого стимула приложить еще дополнительное усилие. Он не может! Человек так устроен, что каждый грамм усилий должен давать ему вдохновение, награду. Получение обязательно в чем-то должно выражаться, иначе человек не сможет поднять руку, даже двинуть пальцем.
И тогда получается, что или ты даешь ему награду, и он развивается, - но тогда мы возвращаемся к капитализму; или ты даешь ему устрашение в виде палки, в виде КГБ, - и от страха он двигается вперед. Мотивация, добрая или злая, должна быть, она необходима для того, чтобы человек начал двигаться. Иначе он не сможет, потому что он - просто кусок эгоизма. И ничего больше. У коммунистов не оставалось выбора: или "Даешь НЭП!", или наказание в виде террора.
Что конкретно предлагает каббала? Бааль Сулам говорит о том, что мы должны показать человеку, что существует духовное вознаграждение: вечность, совершенство, - вот оно перед тобой! Раньше не было такого образования, не было такой отрешенности, не было необходимости, потому что думали: "Ну, не в России, так в Америке можно жить", или: "Мы хотим как в Америке". Сейчас этого нет. Мы пришли к такому состоянию, когда нам деваться некуда, разве что с планеты Земля куда-то переселяться. И поэтому сегодня проблема стоит намного острее.
И одновременно намного проще - в необходимости перемен надо убеждать очень мало людей, потому что другого решения нет. Если раньше не знали, куда двигаться: или в сторону капитализма, или в сторону красного террора, то сейчас решение есть - ты должен показать людям духовное вознаграждение. То есть ты даешь человеку всё для того, чтобы он правильно, нормально существовал. А остальное - дополнение до настоящего эгоистического восполнения будет в нем создаваться за счет духовного постижения, раскрытия, когда совершенство будет постепенно наполнять его.
И человек увидит это также и в окружающем его обществе. Его убежденность в правильном воспитании своих детей, их будущего, - всё это даст ему такое огромное наполнение, что у него будет достаточно энергии для того, чтобы преодолеть себя и свой эгоизм, взаимную ненависть и достичь свойства любви.
Это очень интересный материал и очень актуальный! Потому что мы говорим о том, на пороге чего уже стоит все человечество, но оно об этом еще не знает. Только завтра, послезавтра начнет узнавать. Нам надо быстро всё понять, прочувствовать и как можно проще донести до людей.
Ведущий: Вопрос из Италии задает Марко. "Можем ли мы на конгрессе воссоздать обстановку совершенства, к которой нас ведет каббала, приблизить ее и сделать ее как бы уже достижимой, ощущаемой?"
М. Лайтман: Будем говорить об этом на конгрессе: сегодняшний кризис и его преодоление изнутри себя. Как внутри себя мы строим эту систему и потом несем ее в мир.
Наша реализация зависит от мира, а мир зависит от нашей реализации. Нам не дадут войти в духовный мир, если мы не делаем этого ради того, чтобы привнести себя в этот мир и исправить его. Мы - все те, кто получил особое устремление к духовному, к единству, к Богу, - получили его не зря, получили для того, чтобы быть его проводниками. Если мы вместе будем заниматься освоением этой методики, ее реализации внутри нас для того, чтобы принести ее в мир, то это и будет на самом деле практическая реализация каббалы. В этой мере мы и раскроем Высшую силу внутри нас. Сейчас мы уже входим в эту стадию очень явно и с огромной скоростью. Вот такая идет волна!
Я - не пугливый человек, и представляя себе будущие этапы, одновременно и хочу и жду этого, и с другой стороны, нахожусь в некотором напряжении. Есть такие моменты, когда ты чего-то очень хочешь и ждешь и одновременно тревожишься. Важные события приближаются с головокружительной скоростью.
Сейчас мы заняты созданием сайта, нового портала, который будет говорить обо всех пороках, проблемах человечества, подкрепленных новейшими научными исследованиями. И это всё собирается в одну ужасную картину, которую от нас скрывают, камуфлируют, затуманивают.
Мы не хотим делать из этого страшилку, мы не хотим пугать людей. Наоборот, мы хотим, показать им, что есть лекарство от всех проблем. Основой для нашего выхода в мир является позиция, что "всё нормально и у нас есть решение". Постепенно раскрывать проблемы для того, чтобы люди прислушивались к нашей позиции. Все должно исходить из осознания того, что сегодня мы с вами представляем ту часть мира, которая является адаптером между Высшей силой и человечеством.
Тогда мы правильно настроим себя и на Бога, и на остальной мир. И станем достойными пропустить через себя весь свет на весь мир, чтобы объяснить миру методику исправления.
Ведущий: Еще один вопрос из Италии, задает Джакомо. "Можно ли чувство большой близости и тепла, которое у нас сейчас рождается в связи с нашими конгрессами, представить, как дополнение к роли Израиля в донесении мудрости каббалы миру?
Не стоит. Нам надо просто показывать методику. Методика идет к нам из Древнего Вавилона и не относится к народу или к государству, - она относится кдает решение проблем мира. Методику адаптировали со времен Древнего Вавилона до нашего дня. А слово "Исраэль" означает "прямо к Богу" - "яшар к Эль".
Человек должен разобраться и привыкнуть к этим словам, научиться правильно их ощущать. Он должен внутри себя получать правильный внутренний отклик на каждое такое слово. Пока он заменит свою реакцию на эти слова с позиции своего эгоизма на духовное восприятие, пройдет много лет, потому что он должен начать ощущать духовные качества, они должны быть в нем. И тогда слово "Исраэль" автоматически отзовется в нем духовным свойством, а не физическим материальным объектом нашего мира.
Ведущий: Вопрос Хосе Антонио из Мексики. "Какая разница между включением нас в состояние единства со всеми людьми, с природой и с группой, когда мы говорим о взаимо включении нас в мир?"
Ведущий: Природа, человечество и группа - вот три таких объекта...
М. Лайтман: Каждый человек, начиная заниматься духовной работой, становится большим индивидуалистом. Группа тоже становится грубой, четко очерченной в себе, внутри себя она перемешивается и бурлит. Группы очень трудно смыкаются.
И когда всё это месиво начинает соединяться, особенно во время конгрессов, то это дает огромную духовную силу, потому что вдруг в течение нескольких дней все слипаются вместе в одном материале, в одном порыве. Это очень влияет на всех и освобождает огромное количество духовной энергии! И этим конгрессы здорово впечатляют.
Насколько мы противоположны друг другу, эгоистичны, настолько огромный духовный потенциал дает миру эгоистов наше единение.
Мы не представляем, насколько сильную оживляющую инфузию получает от нас мир, от нее он просто рывком устремляется вперед, даже еще не зная, куда и как. Именно она дает энергию для перехода к следующему состоянию. Но и мы соответственно с этим продвигаемся, потому что не можем продвигаться быстрее, чем мир.
В прошлом каббалисты могли достигать мира Бесконечности, а мир продолжал крутиться, как обычно. Мы с вами живем в период общего исправления и должны это исправление реализовать. Поэтому наше движение будет происходить только в соответствии с движением мира! Поэтому на конгрессах мы должны как можно больше думать обо всех вообще. Не просто о наших товарищах на всех материках, а вообще обо всем мире.
А мир уже ощущает, что есть проблемы, причем проблемы не решаемые. И начинает ощущать эту тревогу. Сам себя забалтывает, чтобы не пугаться, не сойти с ума. Это как дать обезболивающее безнадежному больному - пусть не чувствует боли и так потихонечку уйдет, - это то, к чему готовится и стремится мир. Если бы люди знали, что они могут принять такую таблетку и назавтра, так сказать, не проснуться, это было бы тоже, очевидно, неким спасением.
Мы должны понимать, что наше единение необходимо миру. Это огромная ответственность! И поэтому мы не просто соединяемся, чтобы хорошо провести время. У нас очень серьезные цели! И мы даже не осознаём, насколько глобальный характер они носят и как отзываются в мире.
Ведущий: Вопрос из Литвы. "Как зажечь других? Как поднять важность? Или это свобода выбора каждого? Что важнее - приехать на большой конгресс или остаться в Литве на зеркальном конгрессе?"
М. Лайтман: Если у человека существует хотя бы малейшая возможность приехать, он обязан приехать, - обязан! - иначе он не выполняет своего условия слияния с другими.
Если он не в состоянии приехать, то он должен выяснить, по какой причине точно не в состоянии, и написать об этом. Если я не присутствую на каком-то собрании, куда зовут всех, значит, я должен извиниться и сказать: "Ребята, я по таким-то причинам не могу". И может быть, они смогут решить эту проблему. Если - нет, мне можно остаться дома и приложить все усилия для того, чтобы виртуально участвовать в работе вместе со всеми.