Человек и природа. Открытый урок 3. Часть 1
М. Лайтман: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня у нас очередной виртуальный урок. В основном он будет посвящен вашим вопросам, большая часть из которых связана с предстоящими конгрессами.
Ведущий: На наших конгрессах присутствуют, с одной стороны, очень опытные товарищи из разных групп; а с другой стороны, сейчас уже более 50% - это те, кто занимается виртуально, и никогда друг друга не видели. Это студенты нашего учебного центра и люди, которые занимаются самостоятельно, которые присутствуют на наших виртуальных уроках.
Какова основная задача этого конгресса? Учитывая то, что мы всё большее значение придаем созданию широкой виртуальной среды общения, для чего мы тогда встречаемся физически, считая очень важным приехать на конгресс?
М. Лайтман: Наука каббала учит, что первичным является свет.
Этот свет создал желание - желание насладиться, желание получить, желание абсорбировать его в себе, наполниться этим светом.
И желание под воздействием света, по мере того как наполняется им, начинает меняться, приобретать совсем другие свойства - свойства самого света, хотя оно ему противоположно.
Подобное этому происходит и в нашем мире. Мы общаемся с кем-то, получаем что-то от кого-то. И если это человек важный, то он первичен, потому что от него мы получаем, нуждаемся в нем. А поскольку мы являемся вторичными, то мы берем от него не только то, что он дает, мы впитываем так же и свойства дающего. Он начинает на нас влиять, и мы становимся похожими на него. Например, ученик, желая того или нет, в чем-то становится похож на своего учителя, перенимает какие-то его жесты, движения, примеры, обороты речи и так далее.
Желание развивается под воздействием света, проходя много стадий, неких эманаций, пока не достигает состояния, которое называется "наш мир", самой низшей его стадией.
Создание начинается с того, что в мире Бесконечности свет создает желание, затем это желание распространяется по четырем ступеням света, впоследствии происходит его сокращение. А далее, начиная изменяться каким-то образом, оно доходит до состояния, которое называется "наш мир".
Мы рисуем сверху вниз 5 миров и 4 стадии, но в принципе существует всего лишь одно состояние, которое возникло, развиваясь по этим четырем ступеням, состояние малхут. Малхут — это желание, которое было создано, и которое, постепенно изменяясь, проходит все свои изменения до нашего мира, называемые 5 миров или 125 ступеней.
Мы с вами находимся в этом состоянии в нашем мире. Что значит, мы находимся в нашем мире или в каком-то из этих пяти миров, или даже в мире Бесконечности в состоянии малхут? Это одно и то же состояние, но мы находимся в нем в скрытии.
Представим себе, что я нахожусь здесь в центре, а вокруг меня существуют зоны скрытия моего настоящего состояния. Это можно уподобить туману, который всё больше и больше сгущается, и вдруг вместо такого огромного мира Бесконечности, миров Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия (АБЕА) я обнаруживаю себя на уровне нашего мира.
Чем отличаются все эти состояния? Они отличаются ощущением творения - где, внутри чего оно существует. Мы нарисовали его в виде красного человечка, существующего внутри нашего мира.
Сейчас мы ощущаем себя находящимися в нашем мире, то есть в этой маленькой-маленькой внутренней сфере. И только в ней мы себя ощущаем. А всё остальное мы не чувствуем, оно как бы скрыто от нашего ощущения.
Наука каббала говорит о том, как нам раздвинуть рамки нашего ощущения, чтобы увидеть больше, подобрав некие очки или приборы для глаз, ушей, разума, чувств, сердца, чтобы начать ощущать всё мироздание. То есть начать ощущать всё это огромное пространство, а не только наш маленький, самый черный, худший и низший из всех миров. Поэтому наша наука и называется каббала, что означает получение, раскрытие.
Как нам это сделать? Какие средства имеются для того, чтобы нам начать ощущать больше сейчас и здесь? Мы не должны двигаться в какие-то другие пространства, куда-то улетать, умирать, мы не должны ничего такого делать. Мы должны просто раскрыть себя в своих сенсорных ощущениях.
О том, как это сделать, и рассказывает наука каббала. Она говорит, что для этого нам дано одно свойство — желание получать. Наш мир находится только в свойстве получать, и это свойство эгоистическое, а все остальные миры находятся в свойстве отдачи, которое является свойством Высшего мира.
Для того чтобы начать ощущать Высший мир, нам надо обрести его свойства, то есть дополнительно к нашему свойству получения, обрести еще и свойство отдачи. Каким образом это можно сделать? Ведь тогда мы начнем ощущать себя существующими во всем мироздании, вечными, совершенными, вне ограничения времени, пространства и перемещения, которые характерны только для нашего мира. Для того чтобы это сделать, говорит наука каббала, человеку дано средство...
Предположим, у человека есть окружение, которое вместе с ним заинтересовано раскрыть высшее свойство, свойство отдачи. Это могу быть я и группа или общество. Известно простое правило: необходимо соединиться с группой, с обществом так, как будто нас ничего не разделяет, между нами ноль духовного пространства, и мы между собой абсолютно соединены. Я и они - это мы вместе, это одно общее целое. Так я реализую на себе свойство отдачи.
Каким образом я это делаю? А очень просто! Мы существуем, в общем-то, во всех этих мирах, и свойство отдачи существует вокруг нас. Оно существует везде, но как мне вызвать на себя его влияние, чтобы оно подействовало на меня, начало меня растить, изменять, дополнять? В той мере, в которой я устремляюсь к связи с группой, в той мере это свойство отдачи будет воздействовать на меня.
Поэтому нам обязательно надо соединяться в группу и вызывать на себя воздействие этого свойства отдачи. Но что значит вызывать на себя воздействие свойства отдачи? Как мне это делать, ведь я могу соединяться по-разному? Это происходит, когда я веду себя по такому правилу: я - плюс группа - плюс книги.
Книга рассказывает мне о том, как мы связаны друг с другом в правильном свойстве отдачи. Это может быть одна из многих каббалистических книг, назовем эту книгу "Книга Зоар".
Если я вместе с группой занимаюсь изучением каббалы, то это ведет меня к обретению свойства отдачи. Я должен получить это свойство отдачи в его минимальной первой мере. Всего существует 125 таких ступеней. И как только мне удается, приложив усилие, подняться на первую из 125-ти ступенек и получить её силу свойства отдачи, я сразу же начинаю ощущать в себе не только этот мир, но так же и то, что происходит, что находится вокруг, и что называется Высшим миром. И тогда я ощущаю себя существующим в двух измерениях.
Это высшее измерение даёт мне ощущение вечности и совершенства. Оно не зависит от меня или моего тела. Это совершенно иное ощущение в свойстве вне себя. Об этом говорит наука каббала, и так это, в принципе, реализуется.
Если я устремляюсь к связи с товарищами, то внутри этой связи я открываю 5 миров и все эти 125 ступеней, вплоть до того, что соединяюсь с ними не на одну 125-ю, а на все 125-ть 125-ых. И это мое состояние называется "мир Бесконечности". Почему? Да потому что я полностью себя исправил, полностью обрел полное абсолютное свойство отдачи и этим достиг своего предназначения, то есть существования во всём Высшем пространстве. Оно находится здесь, между нами, и я должен просто раскрыть его внутри себя.
Для того чтобы это раскрыть нам надо собираться вместе, и желательно чаще, пытаясь максимально-максимально душевно, сердечно сближаться, одновременно изучая науку каббала. Почему? Да потому что она рассказывает нам именно о тех процессах, которые происходят в Высшем мире: о его ступенях и мирах; как они делятся на подступени, называемые парцуфами, и на подступени, которые называются сфирот; какая взаимосвязь существует между ними, то есть, какая вообще система находится в этом пространстве. Причем это пространство как бы душевное - это отношение между мной и тем, кто сегодня мне кажется чужим. Она говорит о том, как мне добиться того, чтобы обрести такое свойство, как будто я и он - это одно целое. Тогда всё это пространство сжимается и становится одним целым. Вот этого нам надо достичь.
Есть люди, которые получают к постижению этого состояния внутреннее давление, называемое точкой в сердце. Наше сердце является эгоистическим желанием. А точка в сердце - это что-то такое, что тянет нас выше этого мира: узнать причину, узнать цель и так далее.
И для того чтобы реализовать это, мы обязаны собираться. Об этом нам рассказывают те люди, которые уже вышли из себя, и которые ощущают кроме нашего мира еще и Высший мир. Причем они говорят о том, что значит существовать вне времени, вне пространства, вне ограничений этого мира, какое совершенство, какое наполнение, какое постижение их охватывает. И это - абсолютно четкое постижение. Вы знаете, как много у нас графиков, схем, уравнений, чертежей и так далее. То есть всё это очень четко и тонко с мельчайшими подробностями описано в науке каббала.
Наша история впервые была описана где-то 3700 лет назад, хотя и до этого уже были известны каббалисты. И наука каббала говорит о том, что вся наша прошлая история ведет к настоящему времени. Уже давно, много-много тысяч лет назад человечеству было раскрыто то, что придет такое время, как наше, начало XXI века, когда весь мир устремится к этому состоянию.
И мы - те люди, которые обретут в это время точку в сердце, должны будем первыми раскрыть для себя Высший мир. А все остальные также устремятся за нами, но не потому что у них появится точка в сердце, а поскольку общий глобальный кризис будет подталкивать их в обязательном порядке к объединению, к сближению между собой в одну единую систему. Тогда весь наш мир будет раскрывать себя как одно единое целое, а мы, как ему противоположные, будем ощущать кризис.
И не будет у человечества другого выхода, говорит каббала, как все-таки прийти к той же известной древней формуле: "возлюби ближнего как себя". Нам никуда от этого не деться, нам придется пройти еще много ударов, но всё равно мы к этому придем. И сейчас мир входит именно в такое состояние.
Поэтому мы с вами собираемся для того, чтобы реализовать на себе эту возможность. То есть в течение нескольких дней, находясь все вместе и изучая науку каббала, мы должны пытаться одновременно внутреннее сблизиться друг с другом физически, душевно, духовно, сердечно, без каких-то обязательных внешних движений. Тем самым мы будем возбуждать на себя воздействие свойства отдачи, чтобы оно проявилось в нас. В мере его проявления в нас мы сразу же начнем ощущать тот объем, в котором мы существуем дополнительно к ощущению нашего мира, то есть все остальные существующие здесь состояния и миры.
Вот, в принципе, в этом и заключается причина приезда на конгресс именно одиночек, тех, кто не имеет группы, не имеет возможности работать над собой. Для таких людей есть возможность один-два раза в год быть на конгрессе и хотя бы таким способом максимально реализовать себя в связи с другими.
Поэтому я считаю, что любой человек, который имеет хоть малейшую возможность присутствовать на конгрессе, должен это сделать. Неизвестно когда у вас будет еще такая возможность. И поэтому я вам настоятельно это советую. Я думаю, вы не имеете права даже не слушаться этого, и как дети, не понимающие многого, вы должны мне просто поверить, что это будет для вас действительно огромным скачком вперед.