Научное исследование мира. Открытый урок - 39
Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок
Почему это занимает столько времени
Самое главное для нас - это работа с получающими желаниями. Ведь что еще нужно исправлять - отдающие желания относятся к Творцу и не нуждаются в исправлении. Они находятся в нас только для того, чтобы помочь исправить получающие.
Но в этой работе существуют огромные ограничения. Мы знаем, что когда Адам Ришон попросил полностью исправить его на отдачу, чтобы получить весь свет, это закончилось разбиением. И поэтому в мире Ацилут проводится огромное число выяснений, после которых получающие желания принимают на себя множество ограничений, чтобы только при их условии достичь своего исправления и наполниться светом.
Творению позволяют сделать это очень осторожно. Поэтому, мы уже не находимся в том состоянии, как когда-то до разбиения, чтобы говорить: "Ну, почему же не закончить все исправление за один раз - я уже на него согласен, пусть произойдет здесь и сейчас. Бум, и готово!"
Но мы уже видели, что происходит после такого "Бум!"… Поэтому все наши выяснения и исправления происходят посредством многих, поэтапных, ступенчатых действий. И большая их часть (99.99%) проходит внутри нас так, что мы их не понимаем и не чувствуем!
В нас осуществляется огромное число действий, а мы не знаем, что происходит, и почти во всем участвуем неосознанно. Вот почему, это занимает столько времени - ведь мы не способны по-другому.
Матрица Единства
99.99% всех изменений в нас происходит незаметно для нас и неосознанно. Хотя мы влияем на эти действия своим стремлением к исправлению и ускоряем их. Но они проходят так, будто физические процессы в нашем теле, о которых нам не надо задумываться.
Ведь я не проталкиваю кровь по своим артериям и не забочусь о том, как работает лимфатическая и нервная система, все мои органы. Я могу вообще отключиться и спать, ни о чем не думая, а мое тело все же будет продолжать жить и даже расти.
И в духовном развитии это происходит таким же образом. Есть множество таких действий, в которые нам не надо вкладывать осознание и определять их форму и порядок. Есть лишь очень узкий промежуток, где мы сами решаем и вносим свое участие. И этого достаточно - за счет этого мы достигаем всего!
Ведь мы раскрываем "единство". И за счет этого единства, слияния, к которому мы стремимся, мы обретаем знание всех остальных элементов системы, над которыми мы не работали! Я работаю над достижением слияния с Творцом в том, в чем мне дана свобода выбора. И мне говорят, что если я изменю свое намерение на отдающее, то я достигну понимания Творца.
А если я понимаю Творца, то передо мной распахивается вся эта система, и я понимаю все!
Поэтому, мне не нужно работать над всей системой, и всю ее проверять и познавать во всем ее великом разнообразии и огромном множестве явлений, все их исследовать и понять. За счет того, что я обретаю желания отдачи - я понимаю все, что в ней происходит.
Мы работаем над крохотной областью, а нам раскрывается огромный мир! Как сказано: "Раскройте Мне отверстие с угольное ушко, и Я распахну перед вами огромные врата в высший мир".
А иначе, было бы невозможно изучить эту необъятную систему бесконечной сложности и с бессчетным множеством частей, связанных бесконечными возможными связями, которая вся постоянно изменяется, и каждый своим свободным выбором определяет изменения для всех остальных.
В математике мы умеем из одного уравнения определять одно неизвестное. Если у нас есть два неизвестных, то требуется уже два уравнения. А здесь, есть бесконечное число неизвестных - и получается, что необходимо бесконечное число уравнений, связанных вместе в одну систему. То есть это матрица с бесконечным числом условий, каждое из которых изменяется по своему собственному закону.
Мы не можем решить такую задачу, наш земной разум на такое не способен. У нас нет математических средств, чтобы к ней как-то вообще подступиться. А в духовном мире мы можем это сделать, потому что достигаем желаний отдачи и в них получаем власть надо всем.
Когда нежеланное станет желанным
Цель создания человека - чтобы изменил себя от противоположности к подобию Творцу, т.е. обрел вместо свойства действовать только ради себя, действовать только ради других.
Это изменение природы достигается изучением Книги Зоар, потому что в мере требования, в ее чтении раскрывается сила, исправляющая природу человека.
Хотя человек совершенно не желает изменять себя, он думает только о собственном благе, но под воздействием окружения, постепенно соглашается с тем, что обрести свойство отдачи - это самое важное обретение в его жизни. И учится вместе с группой, чтобы усилить свое стремление исправить себя.
Если товарищи представляют себя как одно целое, то их учеба вызывает такое воздействие скрытой силы - и она проявляется как взаимная отдача и любовь.
И хотя вначале никто не думал всерьез о своем изменении, но постепенно, под влиянием окружения и силы, скрытой в совместном изучении книги Зоар, в каждом происходят настоящие изменения - каждый обретает природу Творца и ощущает высший мир.
Зоар для нашего поколения
Книга Зоар. Предисловие. Статья "Заповедь тринадцатая", п.245: … этот пункт говорит об одиннадцатой заповеди, а не о 13, но "Зоар" смешал их еще в начале одиннадцатой заповеди, однако оформитель книги разделил их.
Книга Зоар в своем начальном виде представляла собой комментарий на весь ТаНаХ (Тора, Невиим/Пророки, Ктувим/Писания) - т.е. во много раз больше того объема, который дошел до нас.
Но по самым разным причинам большая часть книги пропала, а то, что осталось, мы должны принимать как данное нам высшим управлением, чтобы мы могли исправить себя, и большего - нам не нужно.
Каждому поколению достается то, что положено для типа душ, появляющихся в этом поколении в нашем мире.
И потому мы должны воспринимать Зоар как он дошел до нас, как напечатаны его части и как они смешаны между собой. Приходящий от этой книги свет, исправляет нас - его воздействие очевидно. Мы должны принять все как данность и делать то, что возложено на нас.
Растем навстречу выбору
Мы рождаемся в особых, специфических условиях - в эгоистическом желании, которое и является нашей природой. Оно пронизывает наше сердце и разум, т.е. желания и мысли, в целом произрастая из решимот, которые мы получили от рождения.
Они облачаются в материальные свойства, наследуемые нами от родителей, и закладываются в нас зачатками духовных свойств.
Здесь кроется множество деталей, понять которые мы сможем лишь после, когда разовьемся и поймем, что такое душа, как она кругообращается, и какие перемены происходят с ней от ступени к ступени.
Итак, от рождения мы получаем "комплект" внутренних и внешних данных. Спорить с этим бесполезно. Аналогичным образом, же мы не выбираем окружение, в котором рождаемся и будем расти до зрелого возраста. Тем самым, к уже унаследованным свойствам мы получаем добавку извне.
Это сходно с развитием души, которое мы изучаем в "Учении Десяти Сфирот". На стадии зарождения душа проходит период "девяти месяцев", однако еще не достигает взрослого состояния. Всё остальное она получает извне уже потом, когда родилась от высшего и находится рядом с ним.
Родившись от нижней трети Тифэрэт, которая называется "маткой", "чревом", душа поднимается к верхней трети Тифэрэт, которая называется "грудью" (хазэ). И далее, все светá, которые она не получала в материнском чреве на протяжении "девятимесячного" периода, душа получает по ходу "двух лет" вскармливания. Можно сказать, что вскармливание - это то же самое зарождение, только продолжающееся уже во внешних условиях.
А затем наступает новый этап внешнего развития - годы воспитания, малое состояние (катнýт) вплоть до зрелости, которая полностью обретается в "20 лет".
В течение всех этих этапов душа выявляет светá и келим, развиваясь вынужденно, посредством окружения, которое обязывает ее к развитию без ее свободного выбора. А выбор, в полном смысле этого слова, начинается с исправления души от "20 лет" и выше.
Так каббалисты описывают наше духовное развитие, аналог которого мы наблюдаем и в материальном мире.
Смена ценностей
Что в нашем развитии зависит от нас самих?
Мы унаследовали определенные качества, с детских лет на нас воздействовало окружение. Ладно, что было, то было. Как отныне и далее мы можем определять порядок своего развития? Что мы должны для этого делать?
Творец, со своей стороны, сделал то, что в Его руках: проложил наш путь через внутренние и внешние келим - собственную природу и окружение. И вот, наконец, Высшая сила предоставляет нам свободу выбора.
Разумеется, это очень узкая область. Ведь мы уже получили множество деталей восприятия в своем внутреннем развитии и к тому же находимся в определенной среде.
Как сказано в статье "Свобода воли" и в "Предисловии к ТЭС", Творец приводит человека в определенное состояние, в определенную группу, в определенное окружение и говорит: "Возьми себе это". И тогда человек должен укрепляться в том, что он берет. А берет он связь с окружением.
И вот, если он укрепляет эту связь, то с ее помощью обретает "сверхъестественные" ценности. Именно так человек может обрести для себя принципы, которые сам никогда не стал бы уважать. Окружение способно воздействовать на него и менять шкалу его приоритетов до такой степени, что он полностью меняет свои ценности и готов делать даже такие вещи, которые противны его естеству.
Вот почему, ведя речь о подготовке к уроку, мы в первую очередь говорим об окружении. Человек готовит себя в правильном окружении, участвуя в жизни которого, он выявляет верные ценности: отдачу, любовь к ближнему, слияние с Творцом, альтруистическое намерение лишма. Называется это по-разному, но в целом, природа Творца должна быть для человека несравненно более высокой и важной, чем природа творения.
Осознание этой важности человек получает от группы: "Желательно, чтобы так и было". Более того группа дать не в силах - она лишь поднимает важность цели в наших глазах. Насколько цель важна - это зависит от уровня группы и от того, до какой степени человек способен склониться перед ней.
Однако это все еще не является реализацией. Человек лишь выстраивает для себя ценности: если Творец - моя цель, то я иду к этой цели, т.е. меняюсь сообразно с ней.
Но кто преображает человека? Кто производит в нем эти изменения? Ведь он по природе, от рождения погружен в желание наслаждений. Само желание останется таковым. Кто же сменит ему намерение с получения на отдачу?
Для этого и предназначена каббалистическая методика.
От слов к реальности чувств
В изучении науки каббала кроется особое свойство. Свет, т.е. исправляющая сила, заложенная в каббалистических книгах, возвращает человека к Источнику.
Свет - это внутренняя суть методики - и соответственно, наука каббала называется внутренней частью Торы.
Занимаясь ею, мы пробуждаем внутренний свет, кроющийся в учебе, в группе, в нашей взаимосвязи, - и эта сила действительно выстраивает связь между нами, неся каждому желанные перемены, чтобы в итоге намерение на отдачу сменило эгоистическое намерение над всеми нашими желаниями.
Человек постоянно размышляет о состоянии, в котором он находится во время подготовки к учебе вместе с группой и во время самой учебы, когда он требует перемен, посредством света, возвращающего к Источнику. Это всё, что нужно. Ведь лишь такая подготовка затрагивает его свободный выбор, единственное свободное действие в его жизни в этом мире и на всей лестнице духовных ступеней.
А потому желательно как можно больше концентрироваться на этом, как можно больше разговаривать об этом с самим собой, выявляя все детали, чтобы они становились четче, проникновеннее, чтобы позволили, наконец, отключиться от слов и перейти к чувствам, к внутреннему пониманию. Тогда это всегда будет жить во мне как важнейшая основа бытия, о которой лишь мне и надо заботиться. А всё остальное приложится само.
Тогда я увижу, что вся моя жизнь и вся жизнь мира вращаются вокруг этой оси, чтобы подвести всех к этому решающему моменту - каждого сообразно с корнем его души, с большей или меньшей мощью. Цель Творца - привести человечество к этой точке.
С чем бы я ни родился, чего бы ни достиг до сих пор - это дано мне свыше. Теперь же, находясь в группе, я должен повышать важность цели - отдачи и слияния с Творцом. А реализуется она посредством учебы в правильном окружении, когда я требую света, "чудесного свойства". Если человек не оставляет мысли об этом, то реализует свою жизнь с максимальной эффективностью.
Крылья на гвоздь
Вопрос: Как можно не волноваться за материальную жизнь, за работу, семью? Что делать, если насущная необходимость вынуждает товарища уделять этому больше усилий, чем группе? Как сконцентрировать всё внимание лишь на точке свободного выбора?
Мы живем в этом мире. Здесь человек должен жениться, работать, быть полноценным гражданином. Внешние условия мы воспринимаем как закономерные: этот мир неслучайно создан именно таким и отрезан от процесса, который мы должны пройти. Всё ниспустилось из духовного мира и окружает нас по необходимости.
Все перипетии, которые проходит человечество в целом и каждый в отдельности, в какой бы форме и мере они ни проявлялись, должны происходить именно так. Случайностей не бывает. А потому человек должен жить нормальной жизнью и заботиться обо всем необходимом, как это принято.
Что значит "как принято"? Человек должен заботиться о насущно необходимых вещах, о нормальном существовании: семья, квартира, дети, пенсия, отпуск и т.п. А на изучение каббалы нам выделили предутренние часы, которые мы "воруем" у отдыха, у сна. Кроме того, нужно посвящать этому час-полтора перед сном, если у человека есть такая возможность.
Так устроен наш мир: домашним хозяйством мужчина, по природе, занимается меньше женщины, и потому он должен восполнять это занятиями каббалой. Так поступали и каббалисты прежних времен. Рабаш работал простым рабочим на прокладке дорог, на строительстве, однако вставал на два-три часа раньше всех и учился. Вечером после работы, когда все отдыхали, он тоже сидел и учился.
Так что нам не нужно оставлять все свои материальные дела. Просто всякой вещи нужно придавать соответствующее значение. Некоторые презирают эту жизнь и хотят воспарить над ней ангелочками: "Я теперь забочусь только о душе". Это неправильно, ведь "душой" называется твое желание наслаждений, исправленное намерением ради отдачи ближнему. А до тех пор души у тебя нет. Это нужно понимать.
Сначала выяви свое испорченное эгоистическое желание и постарайся исправить хотя бы его часть. Тогда ты получишь душу. А сделать это можно только с помощью окружения, а также нормального, общепринятого участия во всех тревогах обычной жизни.
Наука каббала говорит об исправлении мира, об исправлении всех людей, потому что очень реально относится к каждому, к его жизни, к человеческому обществу в целом - ко всему. Каббала принимает этот мир как следствие мира духовного. Именно в складывающихся здесь условиях мы и должны проходить исправление.
Мы вовсе не отключаемся от жизни, как это принято в некоторых других методиках. Уход от мира, монастырь, келья, поза лотоса в безлюдных горах - всё это не наш метод. Человек обязан быть вовлечен в людскую жизнь.