Психология развития интегрального сообщества - 8
Интегральное восприятие информации
Человек - продукт окружающей среды
Участники беседы:
Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области классической каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель Международной академии Каббалы.
Анатолий Ульянов - сертифицированный гештальт-терапевт Европейской Ассоциации Гештальт Терапевтов (ЕАГТ), преподаватель психологии в Высшей школе эстетического воспитания "Краса России", тренер и преподаватель Международной Академии Лидерства, научный консультант многих телевизионных программ.
– Сегодня я хотел бы затронуть тему восприятия реальности. Не очень понимаю, о чем речь идет, но тем не менее, хочу задать несколько вопросов.
– Расскажите вкратце то, что вы знаете о восприятии реальности с точки зрения психологии, а я - с точки зрения своей специальности.
– Это целый раздел общей психологии, в котором за последние 100 лет были сделаны большие открытия. Особенно во время боевых действий и после Второй мировой войны. Именно тогда, как ни странно, произошли такие гигантские открытия как теория психологического поля Курта Левина. Он был гением не меньшим чем Фрейд. Но большинство людей отодвинули его теорию и продолжают жить по-прежнему.
Открытие заключалось в том, что восприятие определяется потребностью человека, что оно не замкнуто в самом себе, а является системой "человек-среда". И соответственно, потребность напряжения формируется именно в окружении, которое меняет восприятие человеком внешнего мира.
Мы говорили о том, что при правильном объединении детей в группу, в ней появляется нечто, позволяющее ребенку воспринимать принципиально новую информацию, которую в одиночку он никогда не раскроет. Что это за информация, в чем особенность этого поля, и как этот механизм работает?
– Вы говорите о возможности интегрального восприятия информации?
– Да.
– Действительно, существует индивидуальное и интегральное восприятие. Индивидуальное - это неосознанное интегральное.
А есть интегральная информация, которая воспринимается осознано и дает возможность настраивать, расширять свои границы восприятия. Я, как воспринимающий объект, смогу себя как бы настраивать, формировать, под влиянием окружающей, заранее избранной среды, с которой я заранее сталкиваюсь, сопрягаюсь, соединяюсь, интегрируюсь.
И в жизни происходит так. Если я хочу быть сапожником, то должен войти в сапожный цех, где работают хорошие сапожники, слушать как они хвалят свое мастерство, переживают за него, как они восхищаются хорошей работой.Этим они вызовут у меня желание, стремление к данной профессии. Я смогу расширить границы ее восприятия, приобрету определенные ощущения, чувствительность к тем вещам, которые ранее совершенно не ощущал.
Всё зависит от окружения. Если оставить младенца в лесу, он вырастет зверем. В какое окружение его поместить, таким он и станет. Это говорит о том, что человека можно сформировать и отрегулировать.
Дело не в том, что он станет другим. Мы уже давно заметили, что являемся продуктом окружающей среды. А вот как менять себя под влиянием окружающей среды - это, конечно, очень интересный вопрос. Мы смотрим вперед, исследуем его, и формируем группы детей для его прояснения.
Ищем варианты объединения детей: по какому-то общему свойству, определенной способности или по естественному притяжению к чему-то особому. Или, наоборот, будем создавать группы из совершенно противоположных индивидуумов, и они будут каким-то образом соединяться между собой, создавать комбинированный коллектив. Исследования могут быть очень интересными. Но мы еще не проводили их.
Особое свойство коллектива
– Когда происходит правильное объединение, и дети создают единое пространство, новая информация раскрывается автоматически? Она уже есть в этом поле, или передается с помощью более подготовленных людей, воспитателей?
– Существует особое свойство коллектива: когда отдельные люди сливаются в единое целое, они раскрывают единство своих противоположностей.
Вот оно и таит в себе совершено новое свойство. Ни в одном из них этого единства нет, оно образуется между ними, над ними и каждый член коллектива участвует в создании этого нового свойства. Если он не будет прилагать усилия, отдавать себя этому единству, то тогда его не будет.
Получается, что каждый из них включается в это единство и каждый обладает им в полной мере, оно не разрывается на части. И благодаря своему вкладу в это общее поле, общее желание, устремление, каждый начинает ощущать это единение и новый уровень восприятия - через интеграцию.
Восприятие через интеграцию совершено противоположено эгоистическому индивидуальному восприятию. Обладающий им юноша ощущает и воспринимает мир немножко по-другому.
Поскольку он включается в остальных, он как бы состоит из них, чувствует их в себе, чувствует общее единение. Получается, что и мир он ощущает в себе, а восприятие мира зависит от его свойств, склонностей, состояния, настроения, отношения к миру, к себе и так далее. То есть он начинает вдруг понимать, ощущать, что мир не является чем-то, существующим вне его, а воспринимается в нем самом.
И это приходит совершенно естественно, как результат соединения в нем противоположных свойств его товарищей. Они все вместе образуют одно общее желание как подложку, на которой он ощущает сейчас новый интегральный мир, сам становясь интегральным сосудом, органом восприятия.
Человеку становится понятно, что мир не внешне существует. Когда он начинает видеть, что мир полностью зависит от него самого, в нем происходит некий психологический перелом.
И раньше мир зависел от него, но он пребывал в своем индивидуализме и не мог воспринимать действительность иначе, как существующей вне себя. И это была ложная картина мира.
А сейчас, выйдя в интегральное восприятие мира, он понимает, что и раньше так было, что только таким и является восприятие - мы ощущаем мир в себе, в своих свойствах. Под влиянием общества, окружающей среды появляется возможность эти свойства менять, каким-то образом варьировать. Теперь человек видит мир не только через свойство, казавшееся ему своим, но и через все остальные, которые сейчас воспринимаются им как свои.
Если бы ребенка - не взрослого человека с багажом впечатлений и восприятий из прошлой жизни - абсолютно изолировать, то он бы ощущал мир в себе. Всё зависит от того, какие впечатления человек получает в течение жизни.
Общий орган восприятия
– С качеством мы разобралиссь, поговорим о количественном составе группы. Психологи обратили внимание на то, что группа из 8-12 человек оптимальна. Она воспроизводит модель общества.
– Мы так и делаем - 10 человек группа плюс 2 воспитателя.
– В этой группе из 10 детей и 2 воспитателей возникает новое свойство, новое восприятие. А если собрать, тысячу или 10 тысяч человек, оно будет еще более ярким?
– Количество не имеет значения. Важно другое: могут ли они соединиться между собой. А это зависит от внутреннего подъема человека, от его чувствительности, от того, насколько развито в нем чувство коллектива.
Соединение под влиянием стадного чувства ничего не дает - это не интегральное взаимодействие. Толпа, объединенная общим лозунгом, рвущаяся к какой-то животной цели - это не интегральное сообщество.
В интегральное сообщество люди объединяются для того, чтобы найти свойство взаимной отдачи, соединения, единения. Каждый из них приподнимается над своим эгоизмом и соединяется с остальными вопреки своим внутренним, дремучим естественным порывам. Ими не движет желание личного наполнения, потому что оно никогда не даст им соединиться между собой.
Это соединение является их вновь обретенным органом восприятия, работающим не внутри, а снаружи. Он так и направлен: от себя - наружу, на отдачу. Он может быть создан только на сопряжении частных устремлений к подъему над собой, выше своего эгоизма. И потому этот орган не может быть частным, а только общим.
Общим, поскольку он существует благодаря тому, что мы вместе его создаем и каждый из нас воспринимает его как собственный орган внешнего альтруистического восприятия. Он у нас один на всех, то есть в каждом из нас - один и тот же.
Это дает нам возможность говорить о нашем общем сердце и разуме, которые мы как бы породили вместе и вместе в них существуем. В таком случае мы воспринимаем всё абсолютно одинаково, в нас циркулируют одинаковые мысли и чувства.
Мы поднялись на такой уровень, на котором ощущаем мир, существующий вне нас. На самом деле, этот мир находится внутри нас, но мы его начинаем чувствовать, выходя из прошлого эгоистического состояния, и чувствуем его все вместе. То есть каждая новая ступень, если мы будем ее развивать, будет постигаться нами сообща.
Эту новую ступень мы ощущаем как существование, не зависящее от каждого из нас, а значит, не зависящее от нашего тела, от нашего сегодняшнего "я". И если я отождествляю себя со своим "я", существующим в этой интеграции, то отрываюсь от своей земной жизни.
Она кажется мне все более затуманенной, менее реальной. Я начинаю понимать, что и мое тело, и все мои прошлые впечатления, ощущения мира и жизни были в эгоистическом восприятии. Сейчас я перехожу в новое состояние и вижу мир по-другому.
Интегральное восприятия мира дает мне новые яркие впечатления. Прошлое постепенно отдаляется, становится менее важным, не интересным, очень плоским и детским. Оно так мало впечатляет меня, что я готов с ним расстаться, нисколько не сожалея.
Человек развивает свое новое интегральное состояние до такой степени, что прошлое исчезает.
Нам кажется: "Как это - исчезает?! Вот же наши тела!" Мы не понимаем, что они существует только в нашем восприятии, а оно постепенно улетучивается. И таким образом мы меняем ощущение нашего мира на ощущение мира, находящегося на следующем уровне. Но и там он существует в нашем общем желании и мысли. А тел как таковых нет, есть только мысли и желания.
Индивидуалистические ощущения неверны
– Допустим, есть группа людей, объединенных общим желанием достичь этой высокой цели. Что происходит при появлении в этой группе нового человека? Мы должны включить его в эту систему? Как это происходит?
– В той мере, в которой он ассоциируется в группе, он попадает в новый, интегральный орган ощущения, в высший, по сравнению с земным, мир.
Земной мир он чувствует своим индивидуальным восприятием. А в духовном мире может существовать, если обладает устремлениями, общими с той группой, которая образует этот интегральный орган восприятия.
– Значит, материальный уровень постепенно уходит в фон, становится неважным. Но он сохраняется, остается в восприятии?
– Он сохраняется в восприятии, потому что мы существуем в социуме, находящемся в индивидуальном, а не в интегральном постижении мира. До тех пор, пока есть такое огромное количество индивидуалистов, нас окружает их восприятие мира. Они проецируют на нас свои индивидуалистические неверные ощущения, потому что мы являемся единым целым, все интегрально взаимосвязаны.
Только сейчас, постепенно начинает раскрываться в нашем мире картина всеобщей взаимной зависимости, но мы всегда были такими. Я надеюсь, что это раскрытие произойдет в ближайшее время, если не в нашем поколении, то в следующем, или еще в одном. По скорости движения к проявлению этой интеграции, можно предположить, что вот-вот она станет явной.
Весь мир должен достичь понимания, что это желательное состояние, правильное восприятие реальности, не искаженное, как в этом мире, где мы существуем в маленьком фрагменте всего мироздания. Все придут к этому - добровольно или поневоле.
В этом мире мы находимся в непонятном состоянии - восприятие фрагментарно и очень туманно. Существуют какие-то внутренние туманные предощущения: что-то есть, было, будет. Загадки. Разгадки. Предсказания гадалок сбываются. Все говорят, что есть рок, жизнь после смерти.
Надо понять, что истинное состояние раскроется, если мы уподобимся интегральной природе, станем таким же единым целым как и она, и через себя соединим все остальные ее части.
И тогда мы обнаружим, что все части всегда были соединены. Это только человек в своем эгоизме воспринимал всё разрозненно и в себе всё портил. А природа вне нас - абсолютно идеальная, цельная, совершенная. Раскрыв это, мы становимся такими же как она - поднимаемся на уровень совершенства и вечности.
Мир - сопряжение противоположностей
– У меня есть одна знакомая, она работает гидом в Индии. У нее сейчас начались сложности с работой, потому что экскурсанты говорят, что она находится в нирване , неадекватно реагирует и толком ничего объяснить не может.
Не станут ли дети, входящие в эту интегральную систему, полуангелами, оторванными от реальности?
– Нет. Я бы не называл такое состояние ангельским.
Шизофреническое, болезненное, неправильное разделение мира на несколько частей объясняется тем, что человек себя не исправляет. Он не работает вместе с эгоизмом, чтобы подняться над ним и воспринять два уровня отношения к миру, не подготовлен к этому, не находится в коллективе, вместе с которым может создать новый орган чувств.
Эта несчастная женщина рискует потерять свой нормальный, эгоистический, земной подход к жизни и оказаться в нехорошем, неадекватном состоянии.
Наше воспитание основано не на индийской методике, уничтожающей или принижающей эгоизм, а на его развитии, как ни странно. Мы говорим о том, что всё строится на сопряжении противоположностей.
Мир - это не борьба противоположностей, а их правильное сочетание. Диалектика права в том, что мир состоит из двух противоположностей, но ошибается, считая что одну из них надо уничтожить.
Надо одну поднять над другой и правильно, как гантелями, ими пользоваться. Это диполь, в напряженности между плюсом и минусом которого можно найти свойство, соединяющее их. С его помощью мы обнаружим истинный интегральный мир. Интегральный! То есть не уничтожающий какую-то из своих частей.
Я понимаю ее состояние, но ничего не могу посоветовать.
С нашими детьми это не случается. Наоборот, в них с каждым днем всё больше проявляется здоровый эгоизм, они становятся более грубыми, резкими. Но они понимают, откуда он в них появляется.
Одновременно мы проводим с ними всевозможные практические и теоретические занятия, чтобы выявить этот эгоизм, понять его, отделиться от него, исследовать со стороны собственный эгоизм и чужой, всем поменяться местами, чтобы включиться друг в друга: я теперь как ты, а ты - как он и так далее.
Я должен знать всех своих товарищей, должен выйти из себя и играть роль каждого из них. Таким образом мы становимся интегрально включенными друг в друга. Это взаимное включение постепенно создает новую сущность - интегральное восприятие, в которм нет "я", а есть "мы".
Все внутри нас, снаружи ничего нет
– Что произошло в последнее время, почему люди вдруг стали объединяться? Они могли это сделать и 100, и 200 лет назад - объединиться и раскрыть духовное. Но почему-то этого не происходило. И более того, разговоры о любом групповом взаимодействии появились только в ХХ веке. Собрание группы и обсуждение общих вопросов - это открытие ХХ века, до этого не было такого вообще.
– Хотя ваша наука существует с древности, Аристотель, Платон и люди, жившие до них, писали о дыхании, душе, о восприятии, искали место пребывания души, но психология как наука появилась и развилась только в ХХ веке.
Зачем же мы ждали столько веков?! Где были эти ученые пару тысяч лет, в течение которых человек хоть как-то понимал, кто он такой и что собой представляет. Были попытки изучить себя и раньше, но на таком примитивном уровне, что даже стыдно за людей!
Они строили города, создавали страны, завоевывали, царствовали, а знать о себе ничего не могли. Открывали новые земли, развивали технологии, экономику, делали революции. А что их побуждало к этому? Ничего не могли сказать. Почему у них не существовало внутреннего запроса, потребности узнать: "Кто ты - человек"?
Очевидно, это зависит от нашего внутреннего развития. Раньше у нас не возникало такой потребности, поэтому мы не могли ею заняться, то есть не существовало вопроса. Если нет вопроса, значит нечего открывать, не над чем работать. Если у меня не хватает шестого пальца на руке, я не чувствую в нем потребности. Как я могу стремиться к тому, чтобы он у меня вырос?
Сейчас мы входим в определенную фазу развития, когда раскрывается в нас внутреннее требования узнать себя. Оно возникает потому, что мы должны выйти на следующий уровень постижения, познания.
Современная психология возникла 100 лет назад и продолжает развиваться до нашего времени. Но смотрите, как она постепенно начинает приближаться к жизни! Она не была модным увлечением аристократов, не говоря о кухарках. Им не было дела до этой психологии!
А сейчас мир становится интегральным, взаимосвязанным, взаимозависимым. Появляется потребность узнать психологию: масс, толпы, индивидуума, различных народов, младшего возраста, старшего возраста, психологию семьи.
Мы всё больше связываем внутреннее состояние человека с его мироощущением, миропостижением, с его представлением о мире. Мы начинаем чувствовать, что мир является следствием, функцией наших внутренних состояний, в нем нет своей картины.
Параллельно с психологией те же идеи развиваются в физике: Эйнштейн считал, что всё в мире относительно, Хьюверетт - то же самое. Физика кажется сухой наукой. Мы думаем: "Ну, механика. Что в ней есть?". Но и она начинает связывать постижение, раскрытие, опыт, измерение мира с внутренними свойствами исследователя.
Если исследователь движется или внутренне меняется, это изменяет мир. Получается, что ощущение времени, пространства, перемещения - это наши внутренние координаты, их нет вне нас. У разных людей они могут быть разными. Поэтому наше взаимопонимание зависит от того, как мы будем их сопрягать.
Мы представляем свет то корпускулярным, то - волновым. Движется что-то или нет - зависит от наблюдателя. Сам наблюдатель стоит или движется? Что происходит со всем этим?
Ученые вплотную подошли к границе материального мира, а там вообще всё размывается и не понятно, к чему идет. Не понятно ни физикам, ни психологам. Но они близки к тому, чтобы понять, что только новое средство интегрального постижения мира выведет нас на следующий уровень.
Мы познаем себя и мир, когда обнаружим его именно в себе. И тогда мы придем к выводу, что он только видится нам зеркальным, существующим вне нас, а на самом деле он полностью внутри нас, снаружи ничего нет. Всё твердое, объемное, глобальное, вплоть до космоса, кажущееся существующим, - это наши внутренние ощущения.
Тогда психология станет самой главной наукой! Мы сможем измерять нашу интегральную мощность и в зависимости от этого измерять постижение границ мира, его свойства. Нам будут подвластны функциональные зависимости между этим новым интегральным органом ощущения и тем, что в нем ощущается. Это и будет новой психологией. Она включит в себя все остальные науки, потому что человек будет поставлен в центр этого восприятия.
Картина мира - зеркало личного несовершенства
– Вопрос, который меня лично немного пугает...
– Придется переквалифицироваться.
– Нет, я уже давно понял, что многое придется отмести.
Вопрос: Получается, что кроме меня, больше не существует людей?
– Всё, что существует, является как бы зеркалом, отражением Вашего внутреннего личного несовершенства.
Ваше совершенство будет достигнуто тогда, когда всё, что вы сейчас ощущаете вне себя, будете ощущать в себе.
– Я не знаю почему, но для меня это пока важно. Это именно для меня так? Или существует еще кто-то, допустим Вы, которому это так же представляется?
– Нет, я существую только относительно вас и только для того, чтобы вы приняли в себя ту часть, которую называете мной, чтобы полностью соединились, слились с ней как две капли воды в одну каплю.
– Если я лежу и ничего не делаю, то мир вокруг просто останавливается? Или он все-таки живет своей жизнью?
– Нет таких понятий: "живет" или "останавливается". Зависит от того, что вы чувствуете. Эта картина абсолютно индивидуальна! Физика учит, что наблюдаемая картина рисуется свойствами наблюдателя.
– Хорошо. Почему мне так важно, чтобы я был не один в этом поле, а вместе с такими же как я субъектами? Почему меня так пугает одиночество?
– Потому что в вас заложена программа, в соответствии с которой вы должны прийти к абсолютной интеграции мира в себе.
И до тех пор, пока вы не реализуете эту программу, возникающие в вас информационные гены, которые запрашивают продвижение к интеграции, остаются неудовлетворенными. Вы не сможете просто лежать на диване, будете неосознанно что-то делать, чтобы двигать этот мир ко всеобщей, еще более тесной связи.
Покорения, победы над другими - это внешние проявления нашего запроса на связь. Он проявляется в науках, искусствах, политике, экономике - в чем угодно. Это, конечно, неправильные виды интеграции, но всё равно это интеграция.
Я и остальные превращаемся в "МЫ"
– Если существует такое многообразие восприятий, то возникает вопрос: "А почему именно этой методикой все должны пользоваться? Почему, то о чем мы говорим, является правильным направлением?"
– Потому что природа такова. Она интегральна.
Внутри этой природы мы единственные неинтегральные, то есть эгоистические существа. Она - наша колыбель, но мы выходим из нее и позиционируем себя стоящими вне ее или даже над ней.
Существует у этого маленького, ничтожного человечка представление, что он призван покорять, менять и ломать всю природу, как будто знает, что делает, хотя каждый раз обнаруживает себя абсолютно незнающим, портящим, уродующим все. Есть у нас такое чувство.
Оно дано нам для того, чтобы мы отказались от него и по закону "отрицание отрицания" пришли к пониманию того, что только мы являемся неинтегральной частью природы. Мы в ней - как раковая опухоль, которая съедает сама себя и весь организм. Так мы относимся друг к другу и к окружающему нас, единому организму природы.
Когда мы поймем, какие мы на самом деле, то обнаружим источник, причину всех наших страданий в нашей человеческой природе. Поневоле начнем ее менять, или осознанно, или под влиянием возникающих проблем.
А они раскроются в ближайшем будущем во всей своей ужасной, угрожающей и всеобъемлющей зависимости от нас, потребуют нашего изменения. Это требование со стороны природы вынудит нас измениться. Но не уничтожить эгоистическую природу, а подняться над ней! Именно этого не хватает вашей сотруднице из Индии.
Есть такие психологические методики, которые подавляют эгоизм, нивелируют его, дают такой настрой, как будто его нет: "Давайте будем как маленькие животные, как растения. Давайте жить такой жизнью, будто у нас нет эгоизма. Играть в игрушки на травке, кружиться в хороводах". Это всё неверно!
Я иногда смотрю выступления народных коллективов, когда играют на гармошке, поют. Это всё хорошо и красиво в качестве выступлений на культурных мероприятиях, но не может быть примером ежедневного поведения для масс. Это обычаи, внутренняя суть народа. Сегодня ее нельзя выражать таким образом, невозможно в сарафанах ходить по полю и кружить хороводы под гармошку. Это на сцене хорошо.
Мы не должны уничтожать наш эгоизм, спускаться до такого несколько наивного уровня и придумывать, что народ на нем все еще находится. Наоборот, запрос времени - это постоянный, огромный рост эгоизма и наша интеграция над ним.
– Наш зритель может подумать: "Прекрасно! Это интересная вещь. Она дает развитие и так далее. А мне, в практическом смысле, в плане получения удовольствия, это для чего нужно? Что это даст мне и моему ребенку? "
– Можно ответить в двух словах: Вы постигаете вечность и совершенство. А далее переводите это каким угодно образом.
Сопрягаясь со всеми остальными как с частями самого себя, вы находите недостающие элементы, которые делают из вас вечный, совершенный организм. Теряете свое маленькое эгоистическое "я", но обретаете огромное ощущение только и существующего "Я". А остальные? А нет остальных. Я и остальные превращаемся в "МЫ" - в одно общее целое. И тогда пропадает ущербность, недостатки и проблемы нашего мира, нашего сегодняшнего восприятия.
В правильном обществе не нужны наказания
– В жизни мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда ребенок должен сделать какое-нибудь задание, которое он делать не хочет, но понимает, что последует наказание. Он оказывается зажатым между двумя барьерами, как горил Курт Левин.
– Надо абсолютно четко выявить неправильность этого подхода. Перевести ребенка в другие тиски: с одной стороны, общество давит на него, с другой стороны, он сам видит себя и соотносит с обществом.
Над ним не будет висеть угроза наказания. Он сам увидит, что по-другому не добьется такого желанного для него одобрения обществом, ведь для него это метод измерения самого себя, своего "Я". С одной стороны.
С другой стороны, мы должны дать ему возможность самому управлять своими тисками, то есть вынужденной исправляющей силой. Это возможно, если ребенок сам понимает, что надо сделать уроки или убрать квартиру.
Допустим, родители уехали на дачу, оставили меня дома и сейчас я могу быть хозяином. Вместо этого я должен убирать квартиру, иначе родители приедут и меня накажут. И вот от невозможности избежать наказания, под давлением, проклиная свою маленькую жизнь, я начинаю выполнять необходимые действия.
– Или вообще ничего не делаю.
– Ну, тогда всё зависит от наказания. Если оно будет правильным, то в следующий раз мне уже будет не до того, чтобы искать способы от него уйти.
Допустим, что наказание заставит меня преодолеть лень. То есть страдание от него должно быть больше, чем приятное наполнение от безделья. Так мы пытаемся исправить преступников - наказываем их, чтобы не совершали снова того же проступка.
Как нам сделать так, чтобы ребенок, поняв, какое задание перед ним ставит природа, общество, родители, мог бы преодолеть свое нежелание и сделать то, что от него требуют? Практически, любая задача сводится к тому, чтобы преодолеть свою лень, эгоизм, желание наслаждаться, и выполнить работу, в которой нет никакого наслаждения. Где я возьму для этого силы, энергию?
Отрицательную энергию дает страх наказания. Оно может представлятся мне таким ужасным, что я поневоле буду работать, выполнять нужное действие, проклиная всё на свете.
Но можно создать такое окружение - книги, общество, - которое представит мне ту же работу положительной. Для ребенка это может быть путешествие, для взрослых - интересное открытие. Это работает только в том случае, когда окружающее общество действительно эту работу одобряет, превозносит.
И тогда она сама по себе превращается для меня в удовольствие. Я не только не получу наказания, но родители, может быть, наградят меня килограммом эскимо. Важно не это, а то, что я получу удовольствие, потому что эта работа важна в глазах окружающих. Я не уступлю ее никому, буду сам ею заниматься, потому что она становится важна мне.
Всё зависит от того, каким образом мы вокруг себя создаём окружение, которое любое, даже самое тяжелое антиэгоистическое действие, возносит в наших глазах на такую высту, придает ей такую важность, что мы выполняем это с удовольствием, и с песней - вперед.
Для этого надо научить ребенка быть психологом самому себе, умеющим создать правильное окружение. Он сделает свою жизнь приятной несмотря на то, что она постоянно будет ставить перед ним всё новые и новые проблемы, барьеры. А он будет видеть в них ступени, ведущие к более высокому состоянию, ценимому обществом.
Проблема в том, чтобы создать вокруг ребенка и рядом с ним такое общество, которое всегда помогало бы ему оценить антиэгоистические усилия. Вот это мы должны создать и помочь в этом каждому человеку.
– Каким образом это сделать?
Приведу конкретный пример из жизни. Один из моих товарищей должен сейчас написать диссертацию - это необходимо для его работы, для продвижения.
– Вынуждает работа, я понимаю.
– Он находится в какой-то среде. Что, каждый из этих людей должен ему говорить о том, насколько это важно для общего дела?
– Конечно! Он будет сидеть, писать и закончит за два месяца! Вы знаете, что можно писать годы, а можно сделать это буквально за несколько месяцев. Все зависит только от внутреннего напряжения. И желательно, чтобы оно было положительным.
Я только так и работаю. Накапливаю необходимые, вынуждающие меня позывы, вдохновляющие, одобряющие, возвышающие порывы. И тогда у меня появляется воодушевление, раскрываются совершенно новые каналы восприятия, ощущения, изложения. Это необходимо.
Вы спрашиваете: Как можно это сделать? Мы должны вокруг каждого человека создать маленькое общество, которое стало бы для него камертоном правильной настройки себя на антиэгоистические действия. С его помощью человек смог бы постоянно себя приподнимать. И это было бы для него воодушевлением, песней.
Как вылечить массовую депрессию
– Есть в психологии понятие эмоциональной шкалы. Энтузиазм описывается как проявление высшего, самого здорового состояния по этой шкале.
– Да, это самое высокое состояние.
– Однако тенденция говорит о том, что современное общество оказывается в депрессии, апатии, которая является низшим состоянием по этой шкале.
– Это призыв природы создать такое сообщество, ядро, которое могло бы послужить нам эталоном для объединения и подъема. А иначе мы просто ляжем в лежку.
Я слышал на днях заявление министра здравоохранения России, который сказал, что в течение ближайших 10-15 лет половина населения России будет находиться в депрессии. Когда об этом заявляет министр здравоохранения - это не журналистские домыслы, это его проблема и он заявляет о ней открыто!
Можно представить себе, какие на самом деле существуют внутренние проблемы! Если он говорит, что еще через 10-15 лет половина населения будет депрессивной, это значит, что их уже во много раз больше.
Скрытая депрессия существует сегодня везде. Она не зависит ни от развития общества, ни от уровня жизни - ни от чего. Сейчас она переходит из скрытой формы в явную, потому что проявляется в нашем мире интегральная связь между нами, а мы ей никак не можем уподобиться.
Мы должны быть интегрально взаимосвязаны, все вместе, представлять себой единое человечество, а мы - ужасные индивидуалисты. Это противостояние друг другу вызывает в нас жестокие внутренние ощущения. Нам придется их осознать и решать эту проблему.
Святой должна быть интеграция
– Мне 42 года, вместе со мной выросли люди, для которых существовал запрещенный элемент - святое. Например: красный флаг, знамя полка - святое и незыблемое.
В этой методике есть что-то, что можно назвать святым или нет?
– Мы видим, что у человека есть и всегда была в этом потребность. Он объявлял святыми статуи, деревья, камни, какого-то взрослого человека или маленького ребенка. Всегда существовала внутренняя потребность в эталоне, который мог и не иметь имени.
На самом деле, это потребность в раскрытии Высшей силы, Бога, Творца, чего-то возвышенного.
В наше время она затушевана, но все равно где-то проявляется. Религии не отмирают. Они на время скрываются, потом снова выходят на поверхность и даже на гребень жизни. Религии, в их нормальном и фанатическом виде, еще проявятся, это всё впереди.
Святой в человеческом обществе должна быть интеграция, наше полное подобие природе. Если мы ее достигнем, то войдем в состояния, в котором ничто не сможет нам повредить, затронуть нас, ничто не сдвинет нас с этого совершенного и вечного уровня.
Когда мы выходим на него, вся природа включается в нас, мы полностью замыкаем ее внутри себя, ощущам ее, как одно вечное совершенное, бесконечное целое. Пропадают проблемы жизни и смерти, невзгод, страданий, потому как мы существуем не индивидуально, а в общей аналоговой, интегральной системе. И вот эта модель должна быть святой.
То есть, что значит святой? Каждое свое движение я должен чувствовать как еще одно действие, совершаемое для того, чтобы эту модель реализовать, создать, найти и оформить в себе.
Помочь другим - насколько я воспринимаю их существующими вне меня - увидеть эту модель, понять ее и согласиться с тем, что это наше единственно верное, состоятельное следующее состояние. Вот это - святость, то есть будущее совершенное состояние человечества, которое мы сами можем сегодня творить.
– Мы можем с этой святой вещью каким-то образом играть?
– Она внутри нас создается! Она - это не вы и не я, и не кто-то другой, а то, что мы создаем все вместе. Мы не рисуем какого-то божка или что-то отвратное для других, но приятное для нашего эгоизма. Мы делаем абсолют! Сами творим над собой эту высшую силу, и сами же ею являемся.
Анекдот - это неожиданное проявление интеграции
– Вы как-то говорили о том, что Вам очень нравится такая форма речевой игры как анекдоты; что в анекдоте соединяются противоположности.
– Да, но не грубые, а построенные на неожиданном соединении противоположных частей, которые в принципе, соединяться не должны. Способность соединять несоединимое присуще особому свойству ума.
Есть люди, души, состоящие из двух противоположностей. Они стремятся эти противоположности соединить в единую интегральную форму. Такие особые люди есть в человечестве. И если слышишь от них анекдот, то это настоящий анекдот.
Всё остальное - грубые суррогаты.
– Мы можем использовать такую форму в нашей методике, чтобы дети придумывали сами хорошие истории, чтобы рассказывали их друг другу?
– Да. Но не житейские истории про мужа, жену и любовников, без грубости. Трудность в том, что нужно найти две противоположности и объединить их, вопреки нашим будним представлениям.
– С какого возраста можно использовать такие речевые игры между детьми? Когда они готовы к этому?
– Я не думаю, что с младшего возраста, потому что для этого требуется очень серьезное внутреннее развитие и жизненный опыт, умение отличать анекдоты от шуток или закамуфлированных грубостей, от агрессии и оскорбления, которые работают на темных инстинктах человека, и поэтому кажутся ему приятными. Но это - не анекдоты.
Анекдот совершенно неожиданно сочетает противоположности, поворачивает их каким-то особым аспектом, обнаруживая в них именно сопряжение, единение, интеграцию. Поэтому анекдот - это неожиданное проявление интеграции.