Тема семья. Семья и дети. Часть 2
Возможно ли решение семейных проблем?
Е. Литварь: Почему люди, много лет прожившие вместе, зачастую становятся очень похожи друг на друга, в том числе и внешне?
М. Лайтман: Я много разъезжаю по всему миру и иногда ловлю себя на мысли, что любое новое место почти ничем не отличается от того, где я уже был. Везде одни и те же макдональдсы, киоски, газеты, трамваи, автобусы, машины, фильмы. Все, практически, то же самое. Есть, конечно, и экзотические места со своеобразной природой, однако, в основном, весь мир сегодня начинает работать и строить себя по одному и тому же штампу.
Поэтому и проблемы у всех возникают одни и те же. Мы становимся все более взаимосвязанными и нивелированными, из-за чего у всех и проявляются одинаковые сложности. Именно это и помогает нам справиться с ними гораздо быстрее. Одни и те же проблемы появляются одновременно у всех сразу, а не то, что у тебя проблема - одна, у меня - другая, у него - третья, и так каждый сам по себе. Тут всплывает одна общая проблема и у каждого в отдельности, и у всех вместе.
Но это меня радует, потому что мы уже, очевидно, подходим к такому состоянию, когда сможем точно определить, в чем же заключено зло, и где нам следует искать добро.
М. Санилевич: Какими все-таки должны быть взаимоотношения в семье?
М. Лайтман: У нас есть очень интересная песня, написанная московской группой, в которой звучат такие слова: "Посмотри на небо - там найдешь ответ". Очень интересный рэп, где задаются вопросы о том, куда же мы сможем деться, спастись, куда мы несемся, ведь все против нас, и так далее. Посмотрите на природные катаклизмы, например, на цунами, и вообще на все то, что между нами происходит. Что же нам остается делать? И ребята дают очень хороший, каббалистический совет: "Посмотри на небо - там найдешь ответ".
В нашем мире нельзя найти для такого случая никаких лекарств, ведь их просто не существует. Наш мир так специально и создан, чтобы мы были вынуждены убедиться в необходимости посмотреть на небо. Я уже говорил вам: "Ребята, сначала надо подняться наверх, изучить систему высшего управления, и лишь затем начинать свой спуск вниз. Только тогда вы и узнаете, почему у нас именно так все устроено, что у нас плохо, что хорошо, и что надо исправлять". Лишь сверху возможно узнать о том, что же находится там внизу, и как это все действует, а также и то, как это все должно действовать. Только через подъем наверх. Так мы и постигаем - не снизу-вверх, а именно сверху-вниз.
Вы говорите: "Дай нам лекарство!" Нет здесь никакого лекарства. Возьми книжку, открой ее, и начинай учить. Только после того, как ты уже изучишь высшую систему управления, ты начнешь понимать, каким же образом сделать хорошо и внизу - между собой, с детьми, с женой - с кем угодно и где угодно. Ведь эта книга является для человека самой насущной! Он не знает, каким образом обустроить свою жизнь, а книга именно об этом ему и рассказывает - как наладить взаимоотношения между людьми, что и называется обустройством жизни, и это для нас - самое главное. Посмотрите, отчего мы страдаем или отчего мы зависим. Лишь об этом и рассказывает нам наука каббала.
М. Санилевич: Как же заинтересовать человека наукой каббала?
М. Лайтман: Я заинтересовываю его тем, что говорю: "Вот здесь, в этих книгах, находится решение вашей проблемы". А мне в ответ: "Ну да, мне надо помириться с женой, узнать, как воспитывать детей, а ты мне предлагаешь какую-то книгу, да еще такую толстую. Что же тут делать?"
Дело в том, что человек, на самом деле, создан не для того, чтобы построить семью, и тем самым проблему. Так устроено, чтобы, создав семью, он нашел бы в ней дополнительные проблемы, помогающие ему подняться в Высший мир, а не так, что Высший мир был бы ему необходим для решения проблем нашего мира. Не надо путать причину и следствие.
Все проблемы нашего мира существуют не для того, чтобы с ними покончить, а для того, чтобы они заставили вас начать изучение устройства высших миров. Изучая Высший мир, вы будете продолжать решать проблемы этого мира, однако, они будут решаться сами собой. По правде говоря, вы раскроете совершенно новые состояния, в которых вы должны будете существовать с иными объемами, иными интересами, в бесконечной гармонии. Вот для этого вам и дается семья со всеми ее проблемами.
Убегайте от этих проблем наверх, и вы обнаружите там совершенно новые состояния, а не лекарство от всяких маленьких земных забот. Именно для этого все и создано.
Поэтому, когда я вам говорю: "Никуда не денешься - нужно открыть книгу!", вы начинаете возмущаться: "Мне надо открыть книжку, чтобы решить земную проблему?" Нет. Земная проблема здесь не решается, ведь она дана вам только для того, чтобы вытолкнуть вас в более высокий мир.
Существует ли у человеческого эмбриона душа
Е. Литварь: Мы переходим к теме материнства. Первый вопрос: "На каком сроке после зачатия в плод вселяется душа? Может ли женщина во время беременности заниматься воспитанием своего ребенка, в том числе, и духовным?
М. Лайтман: Душа появляется и проявляется только у взрослого человека, который спрашивает себя: "Для чего я существую?" И этот вопрос исходит из самой души. На самом же деле он звучит так: "Откуда я низошел? Где мой корень?" Такой вопрос может возникнуть лишь у того, кто уже способен разумно мыслить, или, хотя бы, ощущать себя человеком. То есть он может появиться у нас где-то в шесть, семь лет нашей жизни, но никак не у плода.
Человек, начинающий ощущать этот вопрос, называется в таком случае каплей семени. Заданный вопрос - внутренняя суть человека, возник у него не сам по себе: его породили Высшие силы. А потому именно этот вопрос и называется каплей семени будущего духовного человека, который сейчас может начать свой рост в этом животном человеке. Но станет ли он духовным человеком или нет, с этого момента и далее, зависит уже от самого человека, от его свободы воли, от ее реализации.
А плод, который развивается в матери, растет по естественным животным законам точно так же, как и у всех животных. Никакой души у этого плода нет. Есть только витальная животная сила, называемая душой, то есть лишь то, что имеется и у животных, и ничего больше. Конечно, самочувствие матери, ее занятия играют здесь большую роль и оказывают на ребенка сильное влияние. Будет ли она во время беременности заниматься музыкой или переживать ужасные стрессы - тоже накладывает свой отпечаток, ведь мать и ее плод являют собой общую систему. Поэтому понятно, что есть какие-то следствия, но к душе это никакого отношения не имеет.
Душа - это то, что человек развивает в себе самостоятельно. Душа - это желание познать и постичь Высшее существование, а затем выйти на его уровень. Это чувство возникает только у взрослого человека, который уже способен и готов его реализовывать.
Е. Литварь: Когда в плод вселяется животная душа?
М. Лайтман: Животная душа существует в животном теле изначально. Она никуда не вселяется.
Е. Литварь: Мы говорим о плоде ребенка.
М. Лайтман: Если клетка получает внутреннюю программу на размножение, то это и является той самой животной силой, которая ее поддерживает и заставляет размножаться, то есть реализовывать полученную ей программу. Таким образом, животная душа - это внутренняя программа каждого живого организма, заставляющая его развиваться, поддерживать свой гомеостазис, и так далее.
Е. Литварь: Когда мы с Вами разбирали тему "Тело и душа", то выяснили, что человеческое тело не обладает ничем таким, что бы в нем думало, что бы оно в себе не любило, что сердце его животное, и так далее. Мы выяснили, что есть нечто, называемое нами нашим "Я", и что оно находится где-то вне нас. Когда же это "Я" вселяется в плод? В момент его выхода в наш мир или еще в утробе матери?
М. Лайтман: Это самое "Я" рождается в нас постепенно. Вы сейчас говорите о животном состоянии?
Е. Литварь: С какого момента?
М. Лайтман: На третий день оплодотворения, то есть на третий день прикрепления семени к матке.
Е. Литварь: Значит, матери, которые читают книжки своим детям, находящимся у них в животе, правы?
М. Лайтман: С третьего дня уже можно читать книжку. Первые сорок дней очень важные.
Е. Литварь: Первые сорок дней?
М. Лайтман: Да, первые сорок дней от зачатия.
Е. Литварь: Чем же они важные?
М. Лайтман: В это время происходит зарождение всех основных свойств и функций будущего человека - так называемые "мэм йом ецират а-влад", то есть образование и формирование будущего человека - индивидуума.
Е. Литварь: Его программа?
М. Лайтман: Да, его программа.
Е. Литварь: Свойства?
М. Лайтман: И его свойства, тоже.
Е. Литварь: А характер? Мать может как-то на это повлиять?
М. Лайтман: Мать не может на это повлиять, но в ее силах, с помощью воспитания, смягчить некоторые из его плохих устремлений и, наоборот, поддержать в нем, в какой-то мере, его хорошие побуждения.
Е. Литварь: Вот видите, сколько всего интересного Вы знаете.
М. Лайтман: Каббала описывает нам массу всевозможных сведений, относящихся к кратковременной животной жизни человека. Но я думаю, что этим не стоит заниматься. Потому что, как бы мы не старались решить проблемы этого маленького человечка: как бы мать и окружающие не играли ему хорошую музыку, не читали бы ему интересные книги, не кормили бы его самой здоровой пищей, мы все тем самым хорошую судьбу, даже земную, ни в коем случае ему, когда он родится, не обеспечиваем.
Всё это хорошо, всё это необходимо, но лишь в очень разумных пределах. Следует понимать, что на самом деле, судьба любого человека зависит лишь от его духовного пути. Человек может красиво прожить свою жизнь, но в итоге результат будет нулевым. То есть он в состоянии просто хорошо просуществовать по формуле: "раз уж родился, то и проведи свою жизнь комфортно", но не более того.
Родственные отношения в духовном
М. Санилевич: Что происходит с животной душой, когда человек умирает? Она исчезает?
М. Лайтман: Естественно, ведь она - всего лишь результат взаимодействия различных систем организма, проявления его свойств.
М. Санилевич: То есть кругообороты проходит только духовная душа?
М. Лайтман: Да, только духовная душа. А наши свойства постоянно меняются, даже в зависимости от знаний, которые мы получаем. Когда мы рождаемся в следующий раз, наши свойства преобразуются. Причем, наши животные свойства переходят к нам также и от родителей, в то время как духовные свойства сугубо индивидуальны. У меня есть мои родители - отец и мать, и во мне заложены их животные свойства, которые я от них получил. Духовные же свойства - это моя душа, которая является частью Бога, и к моим родителям никакого отношения не имеет.
М. Санилевич: У каждого человека есть какие-то родственники. Связано ли это каким-то образом с его духовными родственниками? Существуют ли и они в духовном мире?
М. Лайтман: (смеется) В духовном мире абсолютно все - родственники.
М. Санилевич: Вы же говорили, что в духовном мире есть иерархия...
М. Лайтман: Есть, конечно, и иерархия. Существуют большие или меньшие собрания - интегральные сообщества близких душ, подобных таким органам в нашем теле, как печень, почки, сердце и так далее. То есть эти собрания определенных клеток в отдельные сообщества служат выполнению определенной задачи относительно всего организма, относительно всей общей души. Но, в любом случае, все построено на абсолютном взаимодействии друг с другом.
М. Санилевич: То есть, у меня нет к ним некоего особого отношения - такого, какое существует у меня здесь к моим родственникам?
М. Лайтман: Особое отношение, конечно же, есть. Ведь если с тобой вместе работают соответствующие именно тебе души - клетки какого-то одного духовного органа, то, естественно, с ними у тебя будут совершенно иные связи, нежели с теми, которым ты должен что-то передать, или которых ты должен снабдить чем-то извне. Это происходит так же, как и в нашем мире, однако здесь все построено на правильном взаимодействии.
Е. Литварь: Рождение человека у тех или иных родителей запрограммировано заранее? Ведь оно не случайное?
М. Лайтман: Да, не случайное.
Е. Литварь: Значит, приобретение генов именно этих родителей и, соответственно, их культуры и воспитания, тоже является запрограммированным?
М. Лайтман: Да, абсолютно все запрограммировано. Но духовная душа, в отличие от животной, не передается детям в наследство от их родителей.
Е. Литварь: В связи с этим возникает вопрос. Если мать и отец, семья - окружение будущего человека уже понимают важность и необходимость его духовного развития, то могут ли они помочь ему чем-то в тот период, когда мать его еще носит? Ну, например, читая ему книги по каббале.
М. Лайтман: Эти земные родители?
Е. Литварь: Да, земные.
М. Лайтман: Нет. Для восприятия каббалы необходима свобода воли. Каббала нужна для исправления человека, а здесь его самого еще нет, здесь пока что отсутствует зло. Каббала - это система, предназначенная ради нашего исправления, но в этом случае исправлять пока еще нечего.
Об абортах
М. Санилевич: Можно ли делать аборты?
М. Лайтман: А зачем? Дай жизнь, и все.
Е. Литварь: Это убийство или не убийство?
М. Лайтман: Когда мы говорим о душе, то абортом называется прерывание ее развития. Это является страшным преступлением, потому что тем самым ты лишаешь саму душу и весь мир той самой правильной частички, которой ему будет впоследствии недоставать. Отсутствие такой частички надо будет как-то компенсировать, и для этого понадобится огромный труд множества других душ. Я говорю здесь только о душах, об их уровне. Если же мы говорим о животных телах, то с ними нет никакого расчета. Но поскольку религии путают духовное с материальным, то они, естественно, выступают против абортов. У них существуют и другие проблемы: с переливанием крови, пересадкой органов, сердца, хотя сегодня такая пересадка уже и разрешается. Пересадка мозга тоже будет когда-нибудь разрешаться. То есть люди начинают понимать, что наше тело представляет собой всего лишь живой организм, в то время как душа - это то, что существует вне этого тела. Человек получает к ней доступ для того, чтобы ее развить и исправить. Вот именно о ней-то здесь речь и идет, только ее, если она тебе дана, и надо развивать, а не уничтожать.
М. Санилевич: Физическое тело тоже могло бы стать человеком, в котором могла бы развиться душа, а его уничтожили. Это подобно самоубийству, когда человек лишает себя возможности дальнейшего продвижения.
М. Лайтман: Человек лишает себя возможности духовного продвижения, самостоятельно прерывая свою жизнь, так как не хочет больше испытывать страдания и не желает осознать, для чего же эти страдания ему даны. Это личный выбор человека, и поэтому самоубийство считается грехом, преступлением. А если это сделано другими людьми над зародышем, то, в принципе, это не может трактоваться как задержка развития души.
Это очень сложные вопросы, на которые я не могу ответить однозначно, потому что не желаю, чтобы вы делали из этого далеко идущие выводы. В своих ответах я хочу подчеркнуть - то, что мы говорим о душе, не всегда можно правильно соотносить с телом. Если о душе можно четко сказать, что мы должны о ней заботиться, исправлять ее - поскольку ее исправление является нашей основной задачей, то насчет тела мы такого сказать однозначно не можем. Это именно то, что я и хотел бы здесь особо отметить.
Е. Литварь: Существует ли наказание за аборты, и если кого-то будут наказывать, то кого именно - мужчину, женщину, или их обоих?
М. Лайтман: Никого за это наказывать не будут.
М. Санилевич: Духовный аборт - что это такое?
М. Лайтман: Духовный аборт - это лишение человеком возможности своего духовного развития, то есть сознательный отказ от него.
М. Санилевич: При этом человек понимает, что находится на пути духовного развития?
М. Лайтман: Да, понимает! Человек, начиная свое духовное развитие, подобно капле семени, включается в более высший парцуф, в более высшую составляющую, в более высшую ступень. Он полностью аннулирует себя, существуя как зародыш в чреве матери. Если человек входит в такое состояние относительно высшего парцуфа, когда он не согласен развиваться далее в полной нейтрализации себя относительно Высшего, то есть чтобы Высший его развивал, то это и называется духовным абортом.
Е. Литварь: Если у женщины нет детей, означает ли это, что она не выполнила свою функцию в этом мире, и ее ждет наказание?
М. Лайтман: Ни в коем случае.
Е. Литварь: А если по собственной воле она не хочет иметь детей (может, но не хочет)? Сегодня многие женщины не хотят выходить замуж и не хотят рожать. Этим они себя чего–то лишают?
М. Лайтман: Не волнуйтесь: все, что должно исправиться, будет, так или иначе, исправлено. Поймите, что мы не разбираем с вами всю общую систему: почему у них есть такие желания; кто дал им такой эгоизм; почему они решили, что таким образом им будем лучше и легче; какую пользу или вред они при этом наносят себе и всем остальным, чтобы выявить зло еще больше, и так далее. Вполне возможно, что этим они намного ускоряют весь процесс осознания зла.
Е. Литварь: Своего или общего?
М. Лайтман: И своего, и общего. Таким образом, эта тенденция является полезной, потому что, когда мы говорим об общем процессе продвижения к исправлению, то этим нам просто еще более обнажают все зло нашего общества, показывая его ущербность.
Е. Литварь: Мы понимаем, что роль женщины - рожать - однозначная. И ее нежелание рожать - это приближение в сторону зла, еще большего его проявления?
М. Лайтман: Я бы не стал этого говорить. Я вообще не сужу о людях, пока они ведут обычный, животный образ жизни. Я начинаю воспринимать их лишь тогда, когда у них начинает возникать вопрос о реализации данной им свободы воли. То есть с того момента, когда человек начинает спрашивать себя: "Для чего я существую?", чтобы уже из этого вопроса вырастить свой духовный образ, душу. Тогда о нем уже можно говорить. Только тогда о таком человеке можно что-либо сказать. А до тех пор, пока люди будут копаться в материальной жизни, проблемах этого мира, прежде зарождения у них этого вопроса и до начала развития их душ, то не имеет никакого значения, в каком именно виде они будут во всем этом ковыряться, главное - чтобы они поскорее обнаружили всю никчемность своих занятий.
Отношение религий и каббалы к деторождению и абортам
Е. Литварь: Почему все религии так категорически запрещают делать аборты или предохраняться, что приводит к большому количеству детей в семье?
М. Лайтман: Еще совсем недавно женщина должна была рожать, пока она на это способна, ничем не ограничиваясь, то есть естественным путем, как это и было всегда и у всех народов. Чайковский, например, был шестнадцатым ребенком в семье. И при этом он происходил из просвещенной российской семьи XIX века. Что же здесь такого особенного?
То есть подход к жизни был совершенно другим, независимо от религии. Но, конечно, религии постарались, потому как брали за свою основу каббалу. В каббале сказано очень жестко и четко насчет прерывания духовного развития. Религии говорят относительно тела то же самое, что каббала говорит относительно души. Есть взрослые люди, занимающиеся серьезными вещами, а есть дети, играющие в игрушки с той же серьезностью, как и эти самые взрослые. Религии занимаются человеческим телом, игрушками, то есть не натуральными предметами, а тем, что временно существует в нашем мире.
Исходя из этого, религии выступают против абортов, а также многих других вещей, и так люди жили веками. Мы видим здесь совсем иной способ решения проблемы, основанный не на религии, а на идеологии.
Е. Литварь: Влияние религии привело к массе заблуждений, ошибок, допущенных в нашем мире, к которым относится и мнение человечества о каббале. В данном случае Ваш рассказ о том, как религия, используя знания каббалистов о духовных абортах, перенесла их в наш мир - это еще один яркий пример этому?
М. Лайтман: Да, конечно. Потому что каббала совершенно ничего не говорит о нашем мире. Но я бы не сказал, что сделанное религией в этом смысле относительно нашего мира привело к плохому результату. Поскольку на самом деле, религия желает отобразить и создать в этом мире копию того, что существует, якобы, в мире духовном, только относительно материальных объектов. Так что, отрицательного в этом ничего нет, а есть только положительное.
Если мы будем следовать и в нашем мире духовным корням, то это принесет нам только пользу. Смотрите, если бы у человечества не было Библии, то каков бы был сегодня его моральный облик? Трудно себе представить! Вся наша цивилизация исходит из одной книжки.
Роль Библии в формировании морального облика человечества
Е. Литварь: Когда Вы говорите "Библия", что Вы имеете в виду?
М. Лайтман: Я имею в виду Тору, то есть Ветхий Завет. Иудейская, христианская и мусульманская цивилизации - все они основаны на ней.
Представьте себе, что у человечества не было бы этой книги, которая говорит о духовных мирах, и человечество не стало бы трактовать её в образах нашего мира. Что бы тогда произошло? Люди были бы дикарями. Но, пытаясь в нашем мире отобразить то, что на самом деле происходит в мире духовном, они этот мир в чем-то возвысили и облагородили, дали ему какие-то принципы. И все это случилось только благодаря этой книге, этому Завету.
Поэтому нельзя утверждать то, что религии выполняли в этом смысле плохую работу. Тем самым они двигали человечество вперед, вплоть до нашего времени. И хотя это было не всегда верно и хорошо - с течением времени эта их деятельность себя оправдала. А инквизиция и другие всевозможные перегибы, эти проблемы появились уже в качестве результата накладки человеческих, то есть эгоистических побуждений. Если бы не религии, то человечество и до сегодняшнего дня вполне могло бы "лазить по деревьям".
А откуда появились все эти идеалы, все эти требования к человеку? Мы видим, что в этой Книге первые юридические документы по продаже и покупке земли были составлены Авраамом в Хевроне. Весь этот спектр человеческих взаимоотношений: наследство, обмен, купля, продажа, воспитание, культура, песни, такие как, например, "Песнь Песней", и так далее. Все исходит оттуда, абсолютно все. В мире не создано ничего нового, что не было бы взято из этой книги.
Таким образом, утверждать то, что не следует соблюдать в нашем мире подобие существующему в мире духовном, неверно. Если вы спрашиваете у меня о том, можно ли получить за это духовные вознаграждение или наказание, то я вам уже ответил: духовных вознаграждений и наказаний за это не существует - они могут быть только за развитие души. Лишь там, где у человека есть свобода воли, его можно награждать или наказывать, а здесь его свободы воли нет. Если мы посмотрим на это сверху: делает ли кто-то аборт или нет, убивает ли, вознаграждает, то увидим, что все люди подневольны. Они делают так, потому что обязаны так сделать.
Е. Литварь: Несмотря на свои внутренние ощущения?
М. Лайтман: У них есть внутренние ощущения, внутреннее ощущение того, будто они свободны. Возьмите маленького ребенка: он крутится по комнате, и ему кажется, что все оставили его дома одного, что сейчас он свободен. А на самом деле, за ним наблюдают, и все устроено так, чтобы он себе не навредил, или же чему-то научился.
М. Санилевич: Если я на животном уровне в нашем мире буду соблюдать все то, что написано в Торе, то духовного развития от этого у меня не будет, а также не будет за это наказаний или вознаграждений. Но ведь и ничего плохого в этом тоже нет, т.е. если в этом мире я соблюдаю законы: "Не желай жены ближнего", "не убивай, не воруй", то это же хорошо?
М. Лайтман: Конечно, хорошо. Представьте себе, что если бы этих законов не было,– варвары шатались бы из угла в угол, убивали бы всех, грабили, насиловали. И что тогда было бы в этом мире? Тьма. Если бы не было этих законов, то есть нормального (так называемого "нормального") человеческого общежития, то что бы тогда было? А эти законы, именно оттуда и исходят.
Законы религии созданы неспроста. По этой причине религии до сих пор и существуют. Люди специально сорганизованы так для того, чтобы в противовес их эгоистическим взаимоотношениям дать им программу правильного взаимодействия. Ведь поколение за поколением, воспитанные на одних и тех же принципах, уже внутри себя становятся запрограммированными именно таким образом. У нас между собой уже возникают внутренние логические связи, и мы уже не можем мыслить по-другому. И это происходит благодаря книге, которая нас таким образом создала и воспитала. Мы рождаемся из поколения в поколение уже прошедшими через эту книгу, как через матрицу, то есть в определенной форме, и поэтому уже не можем мыслить по-другому. Мы этого даже не осознаем.
Когда начинаешь выходить в Высший мир и избавляться от этих стереотипов, то лишь тогда начинаешь осознавать, что в этом мире все создано только с помощью одной Библии. Становится понятным, каким образом она в течение тысяч лет пропустила весь мир через себя, и сотворила из человечества совершенно определенную массу людей. Причем, это касается и ментальности, и ощущений, и понимания, и связей, и решения различных вопросов, то есть всего. Она просто взяла и сотворила нас. И все это является заслугой религии.
Хотя каббала и религия - это не одно и то же: они противоположны. Однако сделанному религией надо отдать должное. Так было запрограммировано свыше, что, пока люди находятся в изоляции от Высшего мира, религия должна их организовывать и толкать вперёд.
М. Санилевич: То есть давать какие-то рамки?
М. Лайтман: Нет, эти рамки - они внутренние. Все связи у нас находятся в мозгу. Определения, чувства и восприятия уже построены в соответствии с тем, как растолковывается в этой книге. Мы даже не представляем себе, как это можно было бы сделать, если бы все было иначе. То есть Библия, в этом отношении, дана нашему миру и присоединена к человеку подобно внутренней программе компьютера, создавшей нас именно таким образом. И мы уже не можем от этого никуда деться.