Грани реальности. Наука Каббала: мифы и реальность - 2. Часть 1
М. Санилевич: Владимир из Костромы спрашивает: "Каббалу сами маги, не говоря уже об обывателях, ставят на особое почетное место. Чем каббала заслужила такой почет?"
М. Лайтман: Это надо у них спросить, как они ее классифицируют. Каббала к магии не имеет отношения, так же, как к колдовству, волшебству. Есть там у них еще заговоры какие-то. Я даже вдруг не могу вспомнить.
Е. Литварь: Можно, например, мужа вернуть в семью.
М. Лайтман: Да, дурной глаз и много чего другого. Все это к каббале, к сожалению, не относится.
Почему "к сожалению"? Каббалисты были бы рады, может быть, разыграть такую "карту", что, дескать, вы к нам приходите, у нас есть для вас все. Но сама каббала по своей внутренней природе - это исследование Высшего мира. Исследование, проводящееся научными, внутренними средствами человека, научными методами - как я уже показывал: графики, формулы, текст очень сложный, говорящий только о зависимости между силами, их сравнении, их связи между собой. То есть это наука о системе сил, управляющих нашим миром. Ну, где здесь может быть чародейство, колдовство, всевозможные заговоры?
Они ведь предполагают, что можно "по своему велению, по собственному хотению" как-то влиять на происходящее. Я вообще такого не представляю! Вы видели когда-нибудь такое? "По своему велению, по собственному хотению" - это может только какой-нибудь царь. Вот ему что-то взбрело в голову (надо тоже понять, что значит "взбрело в голову", откуда у него появились эти мысли), и вот что он захотел, то и делает. Но это мы видим лишь в нашем мире, а мы говорим о силах природы, об их свойствах, о четкой картине их расположения, взаимодействия друг с другом.
Несмотря на то, что нас пичкают в каждой газете целыми разделами про магии, про потусторонние силы, полтергейсты - мы никогда этого не наблюдали. Нас только пытаются развлечь, ничего другого здесь нет. Средства массовой информации специально этим пользуются, привлекают читателя.
И эта заинтересованность исходит из свойства природы человека. Если он видит перед собой все отчетливо - его это не привлекает, ему не интересно. Его интересует то, что от него скрыто. Чтобы ощутить что-то, мне надо этого пожелать, стремиться к этому объекту. И мера стремления определяет то удовольствие, которое я получу. Вот я очень желаю, чтобы поскорей остыл этот чай, и я сделаю первый глоток. Каким я ощущу этот первый глоток, зависит не от самого чая - зависит от моего желания, от моего стремления. То есть в каждом удовольствии должно быть заложено что-то непостижимое, что-то скрытое, что-то непозволительное. "Маим гнувим имтаку" - по-русски говорится: "запретный плод сладок".
Смотрите, как завлекает женщина, как она немножко прячет себя, немножко скрывает - это называется флиртом. И таким образом она больше привлекает мужчину. А если она будет открыта для мужчины - он на нее посмотрит совершенно по-другому, без всякого возбуждения, без всякого влечения к ней.
В природе человека сохранять полу-скрытость. Она придает нам вкус в жизни, оттенки и полутона. И этим пользуются средства массовой информации, завлекая человека какими-то неизвестными явлениями в природе, вокруг нас. Человеку приятно, что это есть, появляется какой-то совершенно новый вкус в жизни, какая-то глубина, что-то загадочное. Ведь в каждом из нас живет ребенок.
Если мы действительно посмотрим нормально на жизнь - простым, реальным взглядом - мы не увидим в ней ничего, о чем говорится во всех этих заговорах, мистиках, полтергейстах, заклинаниях - ничего, кроме психологического, четкого, правильного воздействия на человека.
Не путать! Психология - это естественная наука, основанная на наших внутренних свойствах. Можно на человека влиять, можно с ним делать что угодно, но это психология, это не потусторонние силы. Но очень как-то не хочется отказываться, от того, что они существуют.
Е. Литварь: Не хочется.
М. Лайтман: Видите, наш мир тогда теряет вкус, он становится слишком плоским, слишком серым. А это привлекает - шарм, добавление секретности, тайны.
Е. Литварь: И девушкам очень нравится.
М. Лайтман: Это всем нравится. Без этого человеку в мире чего-то немножко не хватает. И тем более, когда говорится о чем-то, к чему и я причастен, и есть надежда на какие-то будущие события, будущие превращения.
А каббала говорит об этом настолько сухо, научно, что просто изымает у человека всю приятность и покров тайны. И поэтому тысячи людей приходят в каббалу и остаются только те, которые понимают, что именно таким образом найдут саму правду. А те, кто стремится за "поэзией", за полетом, за какими-то таинствами, они сразу же "вылетают".
Е. Литварь: Я хотел бы оставить немножко того, что на самом деле ощущает человек, когда приходит в каббалу - романтику, ощущение чего-то невиданно большого и каких-то совершенно невиданных ощущений. И это не просто такое предощущение, а как бы внутренний такой намек на то, что есть эта радость, которую испытывают люди.
М. Лайтман: Как говорил Райкин: "Сделай, чтобы все было, но маленький дефицит оставь".
Е. Литварь: Да, да. Чтоб чуть-чуть.
М. Лайтман: А то, понимаешь ли... "товаровед ходит по улице, как простой инженер..." - так и здесь. И кто придет в каббалу, если не будет никакой тайны, чего-то заманчивого, чего-то скрытого?
Е. Литварь: Но ведь есть же.
М. Лайтман: Нет.
Е. Литварь: Вы опять говорите с точки зрения ученого, который в микроскоп смотрит на что-то и твердо говорит: "Там находится инфузория в туфельках и больше ничего".
М. Лайтман: "Инфузория в туфельках" - это хорошо.
Я скажу только одно: именно не ограничиваясь вот этим микроскопом, а, расширяя свое зрение на все мироздание, находишь в нем законы - законы природы. И поэтому не остается места для каких-то случайных явлений. Наоборот, ты видишь, что ничего нет такого, что можно было назвать тайной. Все раскрывается, и ничего кроме жестких законов природы не существует. И на все это ты можешь влиять, и все влияет на тебя. И становится этот мир и духовный мир просто узаконенными мирами, подчиняющимися жестким, четким законам.
Не остается никакой мистики! Не остается никакой тайны и никаких "полетов на метле" или сверхъестественных явлений! Если это явления, то они естественные! Если можно летать на метле - значит, летаем, нельзя - не летаем, и все. Есть законы гравитации. Можно их преодолеть, именно сидя на метле - полетим. Нельзя преодолеть, используя какие-то другие законы. Но не потому, что вдруг я захотел или получил в подарок какую-то особую метлу, вот прислали мне по почте на день рождения, и я вот полетел.
Такого не бывает. Это хорошо для Голливуда. Это хорошо для сказок. Нам после работы отдохнуть с этими мыслями приятно. Но этого в мире нет.
Я не против того, чтобы человек увлекался. Я не против того, чтобы у него существовала в жизни некая тайна. Я не за то, чтобы человека засушить. Ни в коем случае! Я просто за то, чтобы снять с каббалы всю эту грязь, которую на нее пытались налепить все две тысячи лет, когда она была скрыта и ждала, пока человечество созреет. И сегодня я полностью ее счищаю насколько могу, и надеюсь, что смогу.
А все остальное - если люди верят и хотят, пожалуйста, но чтобы они знали, что в каббале этого нет.
Е. Литварь: Чего нет? Романтики?
М. Лайтман: Смотря у кого какая романтика. У одного романтика - "сел, вышел, снова сел". Помнишь кино? А у другого романтика в том, что он инфузорию в туфельке раскрывает - тоже романтика. Смотря у кого какая.
Е. Литварь: Так все-таки ощущение такое есть?
М. Лайтман: Стремление есть. Тайна всегда есть. Ты устремляешься вверх, ты устремляешься вширь, у тебя захватывает дух от того, что ты раскрываешь!
Е. Литварь: А раскрытие каждого этапа этого закона, голова же кружится, когда вдруг: "Ах...!"
М. Лайтман: Да. Да. Но не мистика! Ты говоришь об увлеченности. Ты говоришь о том, что тебе дает раскрытие каббалы, как оно тебя наполняет.
Е. Литварь: Конечно.
М. Лайтман: А ты ощущаешь наполнение абсолютно совершенное, полное. Ты ощущаешь гармонию мира. И постоянно-постоянно в тебе возникает еще большее увлечение и желание, еще большая устремленность и, соответственно с этим, еще большее постижение и вкус в раскрытии.
Но! Это можно сравнить и с человеком, который изучает действительность, природу, путешествуя, раскрывая, но при этом, не надеясь ни на какие чудеса.
Е. Литварь: То есть, мы можем объяснять так: с точки зрения чудес - это чистая наука, с точки зрения того, как постигается эта чистая наука - это невиданные удовольствия. Вот так можно?
М. Лайтман: Да.
М. Санилевич: Это называется "разрешение сомнений"? Это самое большое удовольствие человека в нашем мире?
М. Лайтман: Да, да. Разрешение сомнений. И притом все постигается на сомнениях, на поисках, на противоречиях. Вот здесь есть конфликт, здесь есть та тайна. Постоянно, постоянно необходимо разбираться, а перед этим запутаться хорошенько, чтобы распутать и каждый раз собрать.
И когда на запутанностях на и противоречиях вдруг раскрывается такая гармония, в одно мгновение - в самое последнее, когда кажется - ну, не может быть ничего, и вдруг складывается - и вот здесь-то ощущается огромное удовольствие исследователя - но исследователя, который исследует и чувствами, и разумом.
Е. Литварь: У меня вопрос про чай.Вы сказали, что не чай имеет вкус, а ваше желание имеет вкус. Я так понял, что если я попробую этот чай, Миша попробует этот чай, и Вы попробуете этот чай, то мы все получим три разных вкуса, независимо от того, что это будет один и тот же чай?
М. Лайтман: Не вкус, а меру удовольствия. Вкус у него определенный, и мы этот вкус определяем в соответствии с нашими общими свойствами, рецепторами.
Но насколько от него получу удовольствие я, ты или Миша - это разные вещи. Если я очень жду и наконец-то получаю, то конечно это будет удовольствие. Если же я дам тебе, а ты вот пьешь холодную воду, и она для тебя - удовольствие, а я сейчас предложу тебе горячее, то это для тебя будет просто пыткой.
Е. Литварь: Но вкус при этом мы ощущаем одинаковый?
М. Лайтман: Вкус одинаковый. Ты можешь точно сказать, какой это вкус. Мысль, разум четко улавливает все и объясняет. Сердце, удовольствие, желание получит в соответствии со стремлением.
Е. Литварь: И все мы ощущаем терпкий вкус?
М. Лайтман: Да, потому что у нас существует общий словарь, соответствующий общности наших свойств.
Е. Литварь: У нас есть целая категория зрителей, очень необычная и очень симпатичная. В Москве на центральной площади - на Пушкинской - собирается интересная, очень живая неравнодушная молодежь.
Сейчас московская группа записывает вопросы, которые они хотели бы задать каббалисту. Каждый имеет возможность задать три вопроса каббалисту. Вот один из них о практической каббале.
Вопрос: "Практическая каббала - что это? Почему каббалисты трубят о ней на каждом углу, а Вы молчите?"
М. Лайтман: А я не знаю, что такое практическая каббала и теоретическая.
Может быть, пока человек просто читает, и у него еще не образовался шестой орган чувств - это может называться теоретической каббалой. Но потом, когда этот орган чувств в нем образован, и он с ним работает, то уже нет такого - практическая или теоретическая каббала. Вот я возьму сейчас любую книгу, в ней написано: "Как было уже сказано, второй парцуф АБ мира Адам Кадмон образовался после того, как первый парцуф Гальгальта, испытывая битуш пним у макиф, исторг весь свет и соединил экран дэ-гуф с экраном дэ-пэ дэ-рош".
Если я это читаю и ничего пока не понимаю, мне объясняют, - я таким образом, развиваю свой шестой орган чувств. Но когда я начинаю это читать уже с пониманием, у меня возникают адекватные ощущения, я уже иду по этой книге и читаю: "Затем уже и сам парцуф АБ начал ощущать давление этих двух светов, и повел себя по тому же принципу, что и Гальгальта". Вроде бы это абракадабра. Но я внутри себя переживаю определенные ощущения, я вижу, как это происходит в духовном мире, участвую в этом процессе. Наверное, это вы называете "практической каббалой", а может быть что-то другое...
Каббала не делится на теоретическую и практическую. Она делится на подготовительный период, когда человек создает в себе этот шестой орган чувств для ощущения скрытого мироздания, и затем он этим органом чувств уже исследует мироздание на практике, на себе раскрывая всю скрытую от нас природу.
Е. Литварь: Многие ли каббалисты пользуются вот этим учебником?
М. Лайтман: Эта книга - перевод статьи Бааль Сулама с моими комментариями, называется "Введение в науку Каббала". Статья является предисловием к книге "Зоар". Книгу "Зоар" невозможно понять, если прежде не осилить "Введение в науку Каббала".
Е. Литварь: Но я задал другой вопрос: многие ли каббалисты - те, кто называют себя каббалистами, эту книгу читают?
М. Лайтман: На русском языке?
Е. Литварь: Хоть на каком.
М. Лайтман: В оригинале она на иврите. Я ее перевел на русский язык со своими пояснениями, чтобы было легче.
Е. Литварь: Они ее читают? То есть, могут ли они называть себя практиками каббалы, имея в виду именно то, что Вы сейчас сказали, ссылаясь на этот учебник?
М. Лайтман: Нет, не могут. Если они его не освоили, они совершенно ничего не понимают.
Е. Литварь: Тогда что они называют практической каббалой?
М. Лайтман: Спросите у них! Вы меня за весь мир не делайте ответственным. Я - не дежурный по всему миру.
Е. Литварь: Ну, во всяком случае, Вы - единственный каббалист, говорящий на русском языке - раз. И второе, Вы - единственный каббалист, открывшийся миру. То есть не просто открывшийся, а Вы несете каббалу миру. Поэтому к Вам и вопросы!
М.Лайтман: Вот и принимайте мои ответы.
М. Санилевич: Вот еще вопрос, который волнует людей: порча, сглаз, проклятия и так далее.
М. Лайтман: Порча, сглаз, дурной глаз, проклятие - это все существует.
Почему? Потому что мысли человека являются самой мощной, самой большой силой в нашем мире и вообще в мирах. Если один человек думает плохо о другом, это воздействует на другого человека. Есть люди, которые обладают огромной концентрацией такой энергии и могут действительно сделать плохо другому. Но это не выходит за пределы сил и тех естественных процессов, которые мы изучаем.
Мы чувствуем, что кто-то смотрит на нас. Мы ощущаем силу взгляда. Мы очень много вещей испытываем подсознательно. Раньше когда-то человек их ощущал более явно. А у нас не хватает остроты ощущений.
Это не говорит о том, что их нет. Это говорит только о том, что от нас они ускользают. Но это - силы, реальные настоящие силы нашего мира. Это - не чудеса!
Если я желаю нанести кому-то вред, и даже не желаю, но я плохо о нем думаю, я уже этим наношу ему вред. Потому что мы связаны между собой в общей сетке сил, и я, желая или нет, наношу этим вред ему и самому себе, потому что я нахожусь в той же системе.
Смотрите, что делается с человечеством. Отчего такие проблемы?! Возрастает эгоизм, люди ненавидят друг друга. Они желают употребить весь мир только во благо себе, и неважно, пусть хоть все сгорит. Вот это и является причиной того, что наш мир становится таким неуправляемым и угрожающим для нашего существования. И ничего с этим не сделаешь.
И это называется дурным глазом, сглазом, проклятием и так далее, только это, больше ничего.
Это можно измерить! Можно измерить направленность, интенсивность. Можно все это измерить, как любой другой технический, физический параметр и записать.
В Каббале можно измерить, какое влияние это имеет на состояние всех душ вместе, связанных между собой, каким образом это возвращается к тому же человеку - положительно или отрицательно. Это все можно измерить. Это всё - силы. Ничего в этом нет сверхъестественного. Как я влияю физически на этот мир, так я могу влиять (и еще более того!) своим умственным, моральным желанием, мыслью.
Е. Литварь: Мысль отрицательная, пусть даже нецеленаправленная и, тем более, целенаправленная - то есть злая мысль, направленная на другого человека, возвращается к тому, кто ее направил?
М. Лайтман: Конечно, в усиленном виде и бьет его еще сильнее.
Е. Литварь: То есть он, в этом смысле, безнаказанным не остается никогда?
М. Лайтман: Конечно, потому что мы существуем в замкнутой системе, как в теле существуют клетки. Если одна клетка начинает пожирать остальные, она становится раковой и, в итоге, погибает сама. Из-за нее может погибнуть все тело, или ее вырезают из тела. Но в любом варианте она уже отключает себя от тела. Это - в нашем мире в животном теле.
А в духовном теле происходят вообще интересные явления. Там если ты влияешь на другого плохо - то только на его внешнюю часть, не на внутреннюю. А в ответ ты влияешь плохо обратной связью на свою внутреннюю часть, на свою душу. То есть, ты сделал что-то плохое человеку - мелко, внешне в этом мире - сам же получаешь за это наказание вечное в том мире - в душе.
Это страшное дело! Если бы люди это знали...
Е. Литварь: Вы про ад и рай сейчас говорите?
М. Лайтман: Никакого рая и ада нет.
Е. Литварь: А что за наказание вечное?
М. Лайтман: Наказание - это значит, что человек наносит своей душе такой вред, который сможет исправить только в состоянии Полного Исправления, когда достигнет его.
Е. Литварь: Значит, все-таки не вечное?
М. Лайтман: Ну, что значит "невечное"? Оно будет давить на него как балласт в течение всего его духовного пути.
Е. Литварь: Вы говорили, что у каждого человека прописана судьба. Если ему наносят вред таким вот образом, это тоже прописано? Или это как бы сверх этой судьбы?
М. Лайтман: Вы это не поймете, потому что Вы рассуждаете в рамках нашего мира - в рамках времени, пространства и последовательных действий. А в духовном мире такого нет. Нет понятия времени!
Есть вещи, на которые я отвечать не могу. Давать какой-то успокаивающий или привлекательный ответ я не хочу, я считаю себя серьезным ученым, и поэтому я так не отвечу.
Е. Литварь: Эти действия происходят в рамках "Нет никого кроме Него"?
М. Лайтман: Ну, если я скажу да или нет, мне надо будет объяснять, что я имел в виду.Так я лучше промолчу.
Е. Литварь: Как это "промолчу"?!
М. Лайтман: Да потому что эти вопросы человек "с улицы" не задает или задает другим образом.
Е. Литварь: Человек "с улицы" Вам сейчас задал бы вопрос про закон кармы. Да с такими разворотами! Он как раз об этом только и говорит, именно об этом: "Взаимоотношения между двумя людьми, посыл энергии зла сюда, обработка - он в нейтральном состоянии, и тогда не наносится ущерб, а если он в ответ злится, то наносится ущерб"...
М. Санилевич:У меня есть вопрос проще: "Человек может думать о другом человеке хорошо?"
М. Лайтман: Нет. Не может. Естественно, он думает всегда, как получить от него какие-то удовольствия, наполнение, выгоду, не иначе, даже если любит его (так, как в наших земных рамках определяется "любовь"). Естественно, все мы являемся не более и не менее чем желанием насладиться.
Теперь, про "закон кармы".
Есть закон, который окружает все мироздание, держит это мироздание в целом. Этот закон называется общей природой, или Богом. Все ему подчиняются, никто никуда не может убежать, никто не может сделать что-то, что не находится в рамках этого закона. Этот закон управляет всей системой душ, связью между ними и ведет эту систему к полному исправлению, к гармонии.
Может ли при этом кто-то в этой системе сделать что-то вне этой системы? Нет, не может. Человеку дана иллюзия свободы воли для того, чтобы он себя сам приспособил под эту настоящую систему.
То есть система функционирует и идет вперед, а человеку дана иллюзия того, что он не находится в ней. Ты хочешь совпадать с этой системой - исправь себя и включись в нее. Не исправляешься, не включаешься в нее - будь в стороне и испытывай удары природы, которые тебя включат насильно.
Е. Литварь: В том числе через порчу, сглаз и так далее?
М. Лайтман: Конечно!
М. Санилевич: Почему так важно именно своей свободой воли достичь этого состояния?
М. Лайтман: Тогда ты становишься самостоятельно существующим, а не пропадающим в этой системе. Тогда каждый из нас является подобным Богу. Самостоятельным и подобным - по росту, по уровню, по познанию, по ощущению. Ты не размываешься в этой системе, как не существующий, твое "Я" остается огромнейшим.
Весь эгоизм человека, который еще и возрастает в духовном мире, он только и существует для того, чтобы мы его оставили и использовали правильно, потому что он и составляет наш объем, в котором мы постигаем все мироздание, поэтому эгоизм нам необходим, только надо правильно его использовать.
Поэтому наука каббала - это "наука получения". Мы неправильно получаем, мы неправильно используем наш эгоизм. А эта наука говорит, как его правильно использовать - не аннулировать, как это делают йоги, исключая себя из жизни, уменьшая свой эгоизм, а наоборот - пускай он растет, только учись его правильно использовать.