Грани реальности. Наука Каббала: мифы и реальность - 2. Часть 2
М. Санилевич: У меня такой вопрос: Почему Бог хочет, чтобы мы относились один к другому с любовью, с отдачей? Какая Ему разница?
М. Лайтман: Ему это не надо! Это надо нам. Потому что когда я отношусь к другому с любовью, это значит, то, что чувствует он, чувствую я. Я не могу в себе ощутить более того, что ощущаю сегодня - этот мир. Если я хочу ощущать внешний мир, я должен подключить к себе желания другого, чувства другого, вне себя. Подключить его желания к себе, это значит любить его.
Поэтому любовь к ближнему является той основой обретения огромного сосуда, в котором я ощущу вечную жизнь. Это необходимо мне, чтобы достичь состояния бесконечности - выйти из себя, из своего маленького замкнутого объема в огромный бесконечный внешний объем. Это возможно только, как бы переселяясь в других.
М. Санилевич: Это и есть методика?
М. Лайтман: Это методика! Поэтому никому это и не надо - "любовь к ближнему", "возлюби как самого себя"... Мы говорим об этом, как о средстве достижения вечного, совершенного состояния. В нашем мире это называется любовью. Назови это включением во внешние от тебя, дополнительные желания.
Е. Литварь: Мы с ребятами с Пушкинской площади, по-прежнему ничего не понимая в каббале, интересуемся: может ли человек, занимающийся каббалой, добиться успеха, используя знания законов, то есть, направляя эти законы в ту сторону, в которую ему необходимо, например, в бизнесе.
М. Лайтман: Ты же понимаешь, что если я тебе отвечу: "Да!" - то сейчас ко мне побегут в ученики все бизнесмены, партийцы, управленцы и так далее. Зачем мне это надо?!
Е. Литварь: Ну, тогда ответим "нет"?
М. Лайтман: Конечно, нет. Я опять-таки не хочу врать и не хочу их в качестве учеников. Просто наука обязывает сказать, что если ты хочешь добиться самого лучшего вообще, что может быть в этом мире, - занимайся каббалой, и она тебе укажет правильную цель. А не ты указываешь ей цель, которую с ее помощью хочешь достичь. Она укажет тебе цель, которую тебе стоит достичь.
Е. Литварь: А теперь вопрос, совершенно по-честному: у Вас, правда, совершенно нет желания управлять людьми - допустим, через политиков, которые действительно могут прибежать к Вам толпами?
М. Лайтман: Политики не управляют людьми!
Е. Литварь: Бизнесменами...
М. Лайтман: Нет, стоп! Политики людьми не управляют - ответ.
Е. Литварь: Я имел в виду государствами.
М. Лайтман: И государствами тоже не управляют.
Е. Литварь: А деньги?
М. Лайтман: И деньги не управляют.
Е. Литварь: А-а! Высшие законы? Нет, это неинтересно.
М. Лайтман: Но это на самом деле - не управляют!
Е. Литварь: Проще говоря, Вас как-нибудь можно в этом мире купить?
М. Лайтман: Да. Но дорого.
Е. Литварь: Ну, скажите как?
М. Лайтман: Я Вам скажу - очень просто! Продать и еще купить, но уже дороже.
Е. Литварь: Ну, как?
М. Лайтман: Помогите мне в распространении каббалы. И я скажу вам: "Спасибо" и покажу, что вы от этого выигрываете в духовном мире. Потому, что человек, который приближает в нашем мире людей к раскрытию Высшего мира, к раскрытию Бога, поднимает человечество на духовный уровень. Он делает этому миру такое большое одолжение! Единственное правильное действие относительно себя и относительно других! Если бы он это увидел явно, то ничего не пожалел бы ради этого, ибо эта заслуга остается у него навечно, с этим он двигается вперед.
Е. Литварь: То есть и в следующей жизни, и в еще следующей - сколько бы ни пришлось, это уже все - его?
М. Лайтман: Это его. Навсегда.
Е. Литварь: А если он деньги отнес в церковь? В храм какой-то, не важно, какой религии?
М. Лайтман: Ну, отнес и отнес.
Е. Литварь: Это остается у него навечно? В том же контексте, о котором Вы сейчас говорили?
М. Лайтман: Мы же говорили, что религии являются порождением человеческого желания получить вознаграждение в будущем, после смерти, за страдания в этом мире - чего, естественно, нет.
Е. Литварь: Но, человек, который несет туда деньги, он внутренне считает, искренне,что Богу несет.
М. Лайтман: А что с того, что он считает, это неважно! Человек всегда оправдывает свои действия. Даже если он убивает другого человека, он это оправдывает - значит, необходимо...
Е. Литварь: На мой вопрос, как Вас можно купить, Вы ответили так: "Купить меня можно за возможность дать людям еще большую любовь?"
М. Лайтман: Не еще большую любовь. Не надо, любовь! Не надо переводить на такие слова, которые путают людей.
Е. Литварь: Ну, скажите по-другому.
М. Лайтман: Меня можно купить человеку, который поможет в распространении методики исправления, методики возвышения, методики спасения человечества от всего того страшного, что его ожидает.
Е. Литварь: Но, ведь, Вы, на самом деле, себя не продали? Вы же не продаетесь?
М. Лайтман: А что значит "купить"?
Е. Литварь: Купить, это значит, Вы начнете служить. Вы готовы продаться за какое-то удовольствие. А Вы себе ничего не берете, Вы отдаете тут же другим.
М. Лайтман: Минуточку, минуточку! А что значит "служить"? Тому человеку, который это делает?
Е. Литварь: Да, тому, кто покупает - человек или группа людей.
М. Лайтман: Я готов ему уделить внимание. Я готов его обучать. Я готов ему просто помочь, как человеку, если ему нужна моя помощь. Я знаю, что за это он получит огромное вознаграждение, потому что он положительно влияет на общую систему.
Е. Литварь: Да. Это понятно. Что он получит, это понятно.
М. Лайтман: Но ничего другого.Вы же видите, сколько тут вокруг меня миллионеров и правителей. Им не так-то хочется влиять положительно на мир.
Е. Литварь: Почему? Они же периодически появляются возле Вас. Просто они не чувствуют того, чего Вы говорите? Им нужно, чтобы сейчас все проявилось?
М. Лайтман: Они приходят с тем, что "я тебе дам миллион, а ты мне дай в жизни удачу такую-то и такую-то" - по своему эгоистическому выбору.
Е. Литварь: А еще скажи, где нефть пойдет?
М. Лайтман: Да. Или где пойдет нефть - и такие есть, точно. Со всеми предложениями ко мне приходят.
Я им говорю: "Ты можешь дать миллион, и не мне - а в редакции, на радио, на телевидение. Ты проплачивай. Через меня чтобы деньги не проходили. Ты проплачивай, чтобы каббала распространялась в мире, чтобы нам дали дорогу, чтобы нам дали возможность печататься, распространять и так далее. А что тебе будет за это, мы тебе можем объяснить из каббалы".
Но им нужен успех в том-то и том-то, вот партнера, понимаешь ли, убрать... Этого каббала сделать не может. Эгоистические действия находятся в рамках только нашего мира.
М. Санилевич: Есть такой вопрос: "Нужно ли представлять какого-то одного Бога? Или у каждого свой Бог в душе?" Часто люди говорят: "Я не религиозный, но я верю, у меня свой Бог". Даже атеисты так говорят... Что значит "свой Бог"?
М. Лайтман: Я не знаю, что значит "свой Бог". Человеку свойственно верить, что есть какая-то Высшая сила, что она им управляет по какому-то своему желанию.
Каббала говорит об этом очень просто - природа имеет свой самый внешний всеобъемлющий закон - закон всеобщей любви, гармонии, связанности всех систем, всех частей природы в одно целое. Вот этот общий закон природы, общая сила природы, которая и воздействует на всех нас, называется Бог. Потому что эта сила и сотворила нас, и управляет нами, и держит нас. Называйте ее Богом, называйте ее природой - не имеет значения.
Но не прилепляйте к этому закону, к этой силе свои собственные мнения, свои собственные желания: "Конечно, Бог милосердный. Конечно Бог справедливый. Конечно, Бог, глядя на нас, страдает". Мы навязываем Ему свою мерку поведения, свои стандарты.
А с другой стороны мы не видим, чтобы Бог когда-то что-то такое делал. Наоборот, смотрите, сколько миллионов погубили тут, сколько миллионов там, голод, разрухи, депрессии, наркотики, войны, террор. Ничего хорошего в мире нет. Каждый из нас сделал бы мир лучше, уж, по крайней мере, не таким страдающим. Где же вы видели доброго, всеобъемлющего, всемогущего, жалостливого, милосердного Бога? Просто человеку хочется, чтобы так было.
Е. Литварь: Почему? Против него есть сила, называется "сатана". Он, может быть, и хотел, просто не может.
М. Лайтман: Не может! Несчастный!
Е. Литварь: Есть другая сила.
М. Лайтман: Другая сила, она его все время крутит, понимаешь ли...
Е. Литварь: Она мешает ему. Мешает.
М. Лайтман: Вот это одно из объяснений, почему в мире всегда существует такое противодействие и противоположность двух сил - положительной и отрицательной, якобы. На самом деле это все исходит только из одной силы: "Нет никого кроме Него" - кроме одной единственной силы природы.
Е. Литварь: А сатана?
М. Лайтман: Называйте как угодно отрицательную силу - "сатана", "змей"...
Е. Литварь: Но есть отрицательная сила?
М. Лайтман: Когда ребенок получает хороший шлепок от родителей, то это "сатана". Когда они его гладят по головке, тогда это "добрый, милосердный Бог".
Е. Литварь: С точки зрения ребенка?
М. Лайтман: С точки зрения ребенка. Так и у вас такое же детское восприятие.
Е. Литварь: То есть оно одно - Управление?
М. Лайтман: Управление одно! Но вам кажется, что когда оно положительное - это от одной силы, от одного источника, а когда отрицательное - от другой силы, от другого источника. Это один и тот же источник, который так вами управляет. Одна мама, которая и бьет, и ласкает.
Е. Литварь: То есть, сатаны нет, Вы хотите сказать?
М. Лайтман: Назовите отрицательную силу "сатаной". Какая разница? Но все управляемо полностью той единой силой. Нет никого кроме одного Бога. Все остальные силы - это вспомогательные силы, с помощью которых Он управляет нами. Как известно, никакой системой невозможно управлять с помощью одной силы. Управление уже предполагает наличие двух сил, противоположных и согласованных между собой.
Е. Литварь: Но обе силы - как две руки одного и того же закона?
М. Лайтман: Да.
Е. Литварь: И вот это отрицательная сила называется "сатана"?
М. Лайтман: Это вы так называете.
Е. Литварь: Так все называют. Сатана с хвостом, с копытами.
М. Лайтман: Это уже ваши красивые домыслы.
Е. Литварь: Такого нет?
М. Лайтман: Нет.
Е. Литварь: А какой он есть?
М. Лайтман: Никакой. В духовном мире нет ничего, кроме сил.
Е. Литварь: Вся литература пишет, что у него есть рога и хвост, а Вы говорите, что это сила.
М. Лайтман: А что плохого в копытах и хвосте?
Е. Литварь: Я не сказал что плохо. Я просто говорю, что все говорят так, а Вы один единственный говорите не так. Просто человечество видит его так, а Вы говорите - силы и сразу нивелируете портрет.
М. Лайтман: Нет портретов, дорогой мой.
Е. Литварь: В прошлый раз Вы мне сказали, что у ангела нет крылышков. Вы просто всю мою жизнь пустили наперекосяк. Теперь, значит, у сатаны нет копыт. И вообще получается, что его нет?
М. Лайтман: Где же теперь вся средневековая и вообще европейская живопись, да?
Е. Литварь: И все получается напрасно?
М. Лайтман: Ну, почему напрасно? Рисовали хорошо.
Е. Литварь: Значит, все-таки сила одна единственная?
М. Лайтман: Да.
Е. Литварь: И мы, получается, сами накладываем матрицу своего ощущения на ту единую силу и делим ее на части - на ангелов, архангелов, чертей, сатану и всякое такое.
М. Лайтман: Да. И даем ей такие названия.
Е. Литварь: Значит, нет ни ада, ни рая?
М. Лайтман: Нет.
Е. Литварь: Значит, мне нечего бояться в этой жизни за поступки, которые мы называем грехом?
М. Лайтман: Я не знаю, что вы называете грехом.
Е. Литварь: Не я! Это то, что человечество называет грехом. То, что написано в Торе - заповеди?
М. Лайтман: Не будем касаться Торы, потому что ее мало кто понимает. Мы можем сказать только одно: грехом является анти-системный поступок. Поступок, который ведет к нарушению, к сбивке работы общей системы мироздания, называется "грех". Поступок, который ведет к соединению, к единению, к интеграции всех частей мироздания, называется "заповедь". Они все построены на том, чтобы соединиться с себе подобными и таким образом образовать один общий сосуд восприятия Высшего мира.
Е. Литварь: То есть "не укради" - это не буквально, что ли "не укради"?
М. Лайтман: Это и буквально тоже. Потому что и буквально ты тоже вредишь другому человеку и нарушаешь общность этой системы.
Е. Литварь: Но имеется в виду и что-то другое?
М. Лайтман: Имеется в виду, конечно, духовный мир, где души между собой построены по такому принципу, когда они только складывают свои желания во имя духовного подъема, а не воруют как бы друг у друга, не относятся эгоистически друг к другу. Иначе они сразу же падают снова в наш мир.
Относительно того, что человек думает, что он делает зло или добро - в нашем мире ничего не имеет своих абсолютных оценок. Надо заново все пересмотреть. Потому что во всем этом человек наворотил такого! Ему кажется, что он находится в каких-то странных ограничениях, представлениях, страхах, тревогах за себя и за будущий мир, за этот мир, за своих родных, ему представляются какие-то наказания и так далее.
Он должен все это пересмотреть. Должна быть совершенно другая иерархия ценностей. Что такое "заповедь", что такое "наказание", что такое "вознаграждение", что такое "грех" - это кардинальные духовные системные понятия, которые исходят из духовного мира как из системы. Нарушаю ли я ее работу, способствую ли я, чтобы эта система работала лучше и включила в себя все души, всех нас или наоборот - только из этого надо исходить.
Еще раз - только раскрытие этой системы человеку даст ему явное понимание, что такое грех, что такое добро, доброе деяние, какое вознаграждение или какое наказание за то или иное событие, поступок.
Е. Литварь: А существует ли вознаграждение и наказание за поступок?
М. Лайтман: Да. Но оно заключается в том, что человек получает, когда он действует так или иначе, включаясь в эту систему или отключая себя от нее. Если я действую плохо против этой системы, я отрываюсь от нее - это и есть мое наказание.
Е. Литварь: "Плохо" - это значит "не в соответствии"?
М. Лайтман: Эгоистически.
Е. Литварь: Не в подобии?
М. Лайтман: Да.
Если я включаюсь в эту систему, привлекаю еще больше людей, еще больше душ включиться в нее, я этим восстанавливаю связь внутри этой системы, через меня проходит Высший свет. Понимание и включение в вечную жизнь - это и есть вознаграждение. То есть вознаграждение и наказание является именно непосредственным следствием твоего действия внутри системы.
Е. Литварь: То, о чем Вы сейчас говорили, есть в Ваших книгах? Об этом написано? Или это Вы сейчас сказали?
М. Лайтман: Я думаю, что может быть, не такими словами, но это возможно понять из моих книг. В каббале, конечно, существует проблема - это очень сложный каббалистический словарь, и нам надо его постоянно совершенствовать, делать его более простым и приближать к человеческому мышлению, к пониманию - чтобы из этой жизни, из этого мира можно было понять духовный мир.
И мы его постоянно совершенствуем. Я надеюсь, что мой язык, мои объяснения, мои определения становятся год от года все-таки легче, проще. И надеюсь, что люди начнут меня более правильно понимать.
И одновременно с этим, я надеюсь, что год от года и у самого у человечества, у самих людей, будут возникать предпосылки к тому, чтобы меня понять: внутреннее давление, внутреннее осознание всех этих параметров, духовных и человеческих - добро, зло, правда, ложь - все более отчетливо проявится, человек перестанет так заблуждаться, не будет просто на веру воспринимать всякие сказки, мистику и так далее. То есть потихоньку мы найдем общий язык. Другого выхода у нас нет. Другого выхода нет.
Е. Литварь: Проблема только, что это понимаете Вы, но не понимает все человечество.
М. Лайтман: Ну, так уж устроена система, что она должна постепенно прийти к этому. Я понимаю ее огромную функциональную массу, огромное разделение мельчайших частей друг от друга, нарушение абсолютно всех связей. Это - просто организм, который находится в состоянии полной потери сознания, который надо постепенно восстанавливать - склеивать, сшивать, наполнять всевозможной жизненной силой. Это - просто такой огромный организм...
Я, видя это, обладаю бесконечным терпением. Видение системы настраивает человека просто - на вечную работу.
Е. Литварь: Простите за сравнение, я хочу понять. Вы видите наш мир...
М. Лайтман: Я не о нашем мире говорил.
Е. Литварь: А я сейчас о нашем - Вы видите его, как шахматную доску с фигурами? И поэтому у Вас есть силы выдерживать то, что там происходит?
М. Лайтман: Я вижу наш мир, как мир людей, которые перемещаются под воздействием сил, ими управляющих. Каждому человеку в каждое мгновение дается возможность встряхнуться, встрепенуться, посмотреть наверх, вместо этого они смотрят вниз или по горизонтали. И надеюсь, что своими действиями я помогу людям посмотреть наверх и облегчу им страдания. Потому что страдания, которые сваливаются на них ежеминутно, - только для того, чтобы они, в конце концов, осознали, что должны смотреть не вниз и не горизонтально, а наверх.
М. Санилевич: У меня такой вопрос. Допустим, Вас услышат миллионы людей. У них изменится мировоззрение? Только от наших слов? Тысячи лет существуют все эти мифы. Неужели, услышав все это, он скажет: "Да, я был неправ". Такое возможно?
М. Лайтман: Ни в коем случае. Это невозможно.
М. Санилевич: А как это произойдет? Как?
М. Лайтман: Я и не жду такой положительной реакции.
Просто, нашими беседами и другими материалами, которые мы распространяем, я запускаю в мир определенную силу и знание о цельности мира, о его системности, о единой управляющей силе, о возможности ее постичь естественным, правильным, научным путем. Получив эти знания, люди могут с ними работать - исправлять собой, поднимать себя в бесконечное ощущение мира, в бесконечную жизнь - цельную, совершенную, вечную.
Если у меня есть эта возможность, я ее использую. А люди постепенно идут навстречу и слушают. Потому что эгоизм растет в каждом человеке и задает бесконечное количество вопросов, и не может больше мириться с этими страданиями, и пытается найти на них ответ. Все равно у человечества нет иной возможности, оно обязано будет найти средство избежать уничтожения.
Потому что уничтожения самого нет. Есть просто огромные страдания. Нам грозят огромные потери миллиардов людей... Но самого уничтожения нет. Мы обязаны будем прийти к тому, что все человечество (сколько бы ни осталось), как на такой воздушной подушке, поднимается в духовный мир - как в сказке. Облегчить этот подъем, чтобы он был раньше и "малой кровью" - я и пытаюсь.
М. Санилевич: То есть, Вы не верите в то, что наши слушатели каким-то образом захотят себя изменить после такой беседы?
М. Лайтман: Я верю в то, что человек, который услышал, что такое каббала, если у него есть уже к тому внутреннее предрасположение - точка в сердце - он откроет наш сайт, войдет в наш Интернет, посмотрит фильмы, книги, включится в наши уроки по каббале, и таким образом дойдет до понимания того, где он вообще находится. Если у него есть вопрос о смысле жизни, тогда он придет к кабале, тогда он откликнется.
Вот к таким людям я обращаюсь в первую очередь. А ко всем остальным - когда пожелают, когда дорастут, когда в них поднимется это желание узнать, откуда я и для чего живу, тогда и они будут знать уже заранее: "О! Я об этом слышал, это есть там-то", - и придут.