Для многих основа счастья - это любовь, которую мы чувствуем в отношениях между людьми
О. Л.: Я бы хотел, чтоб мы рассмотрели более подробно любовь, приносящую счастье. Вы говорите, что это одно и то же слово, но разная технология. Первая станция на пути к любви - это ухаживание, флирт. Я бы хотел, чтоб мы углубились в это явление, в динамику этого процесса и постарались понять что-то о счастье. Что есть в этой игре между двумя людьми: во флирте, в ухаживании, во всем, что вызывает у человека ощущение счастья? Что там есть? Я хочу понять не столько сам флирт, сколько понятие счастья, как таковое.
М. Л.: Желание наслаждения, которое все время обновляется.
О. Л.: Какое желание?
М. Л.: Желание наслаждаться другим человеком, и чтобы он наслаждался тобой, вы оба довольны тем, что можете дать наслаждение друг другу. Основа обоих - это, прежде всего, желание наслаждаться. У каждого есть потребность в наслаждении, в счастье, как вы говорите. Эта потребность в наслаждении сейчас обретает некую определенность: я просто хочу получать наслаждение от кого-то - как от рыбы, путешествий, от чего угодно. А мы называем любовью желание наслаждаться тем, что любимый человек чувствует приходящим от меня.
О. Л.: Секунду. Вы можете это повторить? Я хочу наслаждаться от кого-то тем, что он чувствует от меня?
М. Л.: Да. Давай оставим любовь, это путает нас. Я строю свою личность как человека, уважаемого в глазах других, я получаю наслаждение от того, что в их глазах, я важный умный, сильный, правящий - это они уважают. Так я представляю себя им, так они смотрят на меня и так ко мне относятся. Они могут бояться меня - бояться власти, которой я наслаждаюсь. Они могут ценить меня - я получаю от этого наслаждение. То есть я наслаждаюсь тем, как ощущает меня другой человек.
О. Л.: Наслаждаюсь отношением ближнего ко мне?
М. Л.: Да. Впечатление, которое я произвожу на ближнего, дает мне наслаждение, очень важное для уровня человека в нас. Зависть, страсть, почести растят нас над животным уровнем в нас и говорят о том, что нам важно, как о нас думает окружение. Скажем, говорят обо мне плохо, позорят меня, рассказывают обо мне разные вещи, не важно - правильно или нет, страшно меня унижают. Лучше смерть, чем такая жизнь. Человек во мне сильней животного, я готов покончить жизнь самоубийством. Есть много примеров того, как убивают человека в человеке. Если мир захочет, он с легкостью убьет меня таким способом.
Т. М.: О таких состояниях говорят: "хотела похоронить себя", "хотела умереть".
М. Л.: Это говорит о том, что мы очень сильно чувствуем отношение окружения к себе - к человеку в себе. Очень чувствуем! И это можно развить так же в любви.
О. Л.: Я бы хотел подробней остановиться на флирте.
М. Л.: Да, я дойду до этого. Что особенного в моих отношениях с ближним, которым может быть весь мир и любимый мною человек? У нас есть цель - доставить наслаждение друг другу, получить наслаждение друг от друга. И особенность в том, что каждый хочет насладить другого. Мое отношение здесь может быть совершенно иным, нежели с публикой. Здесь между нами возникают особые связи, потому что я забочусь о том, чтобы другой получал наслаждение. Это называются любовью. Бывает любовь, которая не зависит от того, знает обо мне объект моего чувства или нет. Скажем, я люблю ее так, что мне совершенно не важно, знает она об этом или нет. Мне важно, чтобы ей было хорошо.
О. Л.: Вы можете привести пример?
М. Л.: Представь, что ты любишь кого-то и для тебя не важно, чтобы она узнала о тебе. Тебе просто приятно доставлять ей наслаждение - это наполняет тебя. Это непросто.
Т. М.: Это очень высоко.
М. Л.: Да, это очень высокое чувство, но это - действительно любовь. У тебя здесь нет заинтересованности.
О. Л.: Как анонимное пожертвование?
М. Л.: Допустим. Но ты получаешь наслаждение от того, что доставляешь наслаждение ей. Или ты наслаждаешься тем, что доставляешь ей наслаждение, а она благодарна тебе или обращается к тебе в ответ на то наслаждение, которое получила от тебя. Получается, что дело не в наслаждении, которое она получила, а в том, что она получила его от тебя. Ты приносишь что-нибудь простое, но потому что это ты приносишь, для нее это очень важно. В любви очень важно получать что-то от любимого человека.
О. Л.: Вещь, предмет?
М. Л.: Нет. Не то, что он большой, важный, уважаемый, я прошу у него автограф на книге, которую получил, или еще что-нибудь. Но он важный, особенный именно для меня, поэтому полученное от него для меня действительно настоящий подарок. Настоящее отношение - это то, что я получаю от него. У нас есть возможность с помощью подарков усилить любовь - эти отношения - таким образом, что он для меня становится всем миром. Все зависит от того, как я оцениваю его в моем кли, которое называется желанием любить.
Т. М.: Хорошо ли это - желать постоянно наполнить другого? Мы часто видим в жизни, что если одна сторона постоянно дает и любит, то это порождает обратную реакцию.
М. Л.: К этому мы еще подойдем. Наша природа - эгоистическая, поэтому здесь необходима большая учеба, не только учеба, но и достаточно продолжительная практика. Нужно приложить много ума и искусства, чтобы достичь той любви, о которой мы говорим. Это не простые инстинктивные отношения между парнем и девушкой. Здесь должны быть серьезные люди, желающие развить это понятие и выстроить его, несмотря на нашу природу. Ведь мы не только любим, у нас есть и желание власти, почестей, и зависть, и стремление использовать других, проблемы обступают со всех сторон. Они постоянно бушуют в нас, путают, желают оторвать и отдалить друг от друга. Понятие любви мы должны окружить всем, что есть в мире, и использовать все средства, чтобы понятие любви росло и увеличивалось, потому что в нем мы выстраиваем наше будущее для наслаждения и непрерывного счастья. Нужно постепенно узнать, как присоединить к этому весь мир. И весь мир начнет поддерживать это. Тогда мы обнаружим, что все детали в устройстве мира приближают нас к этой вечной любви. И это действительно так.
Т. М.: Прекрасно.
М. Л.: Да, это прекрасно, но пока что нужно пройти целый университет.
О. Л.: Одну минуту. Я не могу отказаться от флирта, мне нужно объяснение о флирте. Почему флирт вызывает ощущение счастья у людей? Что есть в этой динамике между людьми? Там есть какая-то внутренняя сила?
М. Л.: Мы говорим о флирте, когда один поворачивается спиной к другому и строит всякие позы? Нет, не об этих глупостях. Мы говорим о людях умных, развитых, которые понимают, что они должны заботиться о том, чтобы потребность каждого была направлена на другого. Я должен все время взращивать свое желание в ней и ее потребность относительно меня, а она должна это делать во мне. Мы должны помогать друг другу усиливать взаимное влечение.
О. Л.: Я не понял. Есть между ними взаимная игра?
М. Л.: Это две системы, которые начинают связываться и включаться друг в друга настолько, что каждый содержит в себе эти две системы: я выстраиваю в себе ее систему, она выстраивает в себе мою систему. Каждый из нас должен произвести такие внутренние подготовки и, исходя из них, работать друг относительно друга. В итоге те ее системы, где я внутри, и те мои системы, где она внутри, должны соединиться в одну систему. Это такая коммуникация, такая взаимосвязь, где оба становятся как одно целое - "и будет Адам и Ева как одно тело".
О. Л.: Я строю ее образ в себе?
М. Л.: Внутренний. Весь ее внутренний мир ты должен узнать и, как бы, проглотить, присоединить к своей системе, относиться к ее наслаждениям и желаниям, как будто это главное для тебя, для твоей системы, которая обслуживает ее.
О. Л.: Я должен построить внутри себя такой внутренний образ того, что она любит, и обслуживать его?
М. Л.: Допустим.
Т. М.: Почему это должно быть в нем? Чтобы обслуживать?
М. Л.: Мы и так это делаем - всегда находимся в такой взаимной коммуникации. Но здесь я говорю об осознанном понимании, о том, что я владею связью между нами. Я хочу постоянно растить ее, усиливать, и поэтому я должен знать Ваш внутренний мир.
Т. М.: Знать - действительно чувствовать?
М. Л.: Не только чувствовать. Я смогу управлять Вашей системой.
Т. М.: Мне не понятно, как Вы это делаете.
М. Л.: Вам кажется, что это далековато от любви? Нет, это не так. Как и что я делаю? Я начинаю постоянно заботиться о Вашей системе, Ваш образ во мне становится главным. Я забочусь о нем и о Вашей системе, как будто все время обслуживаю Вас - "И возлюби ближнего как самого себя". Вместо того, чтобы заботиться о себе, сейчас я забочусь о ней. Это называется любовь. Я, как будто, всецело обслуживаю потребности ближнего.
О. Л.: Если у меня будет такая система, она сделает меня счастливым?
М. Л.: Да. Я вижу, что то же самое она делает относительно меня.
О. Л.: Она хочет обслуживать меня, а я стремлюсь обслуживать ее. А дальше что? Что ей нужно, каковы ее желания?
М. Л.: Мы не просто так друг друга наполняем, каждый из нас заботится о том, чтобы другой наслаждался больше него. Я каждый раз ищу, какое еще удовольствие могу ей доставить. Я вижу свою задачу в том, чтобы она все время искала возможность получить от меня наслаждение. В идеале я должен тревожиться и даже бояться, что она перестанет меня любить, и она должна опасаться потерять мою любовь. Здесь каждый заботится о том, чтобы его любовь к другому не прервалась и другой не перестал его любить. Вот такой трепет, такой страх, должен быть основой, на которой покоится любовь. И чтобы управлять этими отношениями, мы должны правильно взаимовключиться друг в друга.
О. Л.: Что значит "правильно"?
М. Л.: Правильно - это когда я действительно знаю, чувствую ее внутренний мир и забочусь о том, чтобы она ничем не ослабила свою любовь, а я - свою.
Т. М.: Потому что, если это прекращается, то каждый возвращается к своим потребностям и счастье заканчивается.
М. Л.: Да. И получается, что волнение и тревога должны лежать в основе наших отношений.
О. Л.: О чем мы должны тревожиться?
М. Л.: О том, чтобы любовь между нами не прервалась даже на короткое время, чтобы она не снижалась, а только росла. Мы должны простое желание вырастить до усиливающейся любви, которая струится наверх.
О. Л.: Это принцип обязательный?
М. Л.: Обязательный. В тот момент, когда это движение наверх останавливается, чувство начинает падать.
О. Л.: Я, как бы, зажигаю огонь и постоянно подкладываю дрова.
М. Л.: Все время. Поэтому наши системы должны включиться друг в друга, чтобы каждый добавлял и желаний, и наслаждений.
О. Л.: Вы сказали в начале нашей беседы, что я должен почувствовать ее внутреннюю часть. Обязательное ли это условие?
М. Л.: Как же может быть иначе?! Если я люблю ее, я должен знать, что доставляет ей наслаждение, что она любит, а что нет, о чем думает, каков ее внутренний мир. Я должен как бы поглотить ее, как бы сделать внутри себя ее модель, форму, благодаря которой буду знать, как к ней относиться. Я и в ней должен все время пробуждать стремление к себе.
О. Л.: Как?
М. Л.: Это называется флиртом. Какая цель флирта?
Т. М.: Пробудить страсть.
М. Л.: Да, пробудить страсть.
О. Л.: Как я это делаю?
М. Л.: Если ты знаешь точно, как она устроена, то знаешь, как и с помощью чего усилить в ней желание к себе. Без этого не получится. Страх должен становиться все больше и больше. Чего бояться? Что она на секунду перестанет любить меня, буквально убиваться по мне.
Т. М.: Как я могу знать, что происходит в другом человеке?
М. Л.: Вы должны знать его, потому что у Вас внутри есть его модель, его форма. Включайтесь, властвуйте, контролируйте, ведь он готов отдать Вам эту власть. Так это в любви - каждый хочет, чтобы другой властвовал над ним.
О. Л.: Как я могу это сделать? Я боюсь, что она перестанет на минуту меня любить. Это, как я понимаю, основное условие того, что пламя любви будет постоянно возрастать. А основа - это моя постоянная забота о том, чтобы она не преуменьшила свою любовь ко мне. Я правильно выразился?
М. Л.: Да. И вместе с этой заботой ты испытываешь счастье. Мы же говорим о счастье. У тебя есть от этого счастье или нет? Или ты все время должен находиться в тревоге, заботах и беспокойстве?
О. Л.: Это две стороны одной медали - иногда счастье, иногда боль.
М. Л.: Да, зависит от того, насколько ты используешь это беспокойство. Знание того, что забота и беспокойство не ослабят любовь, подталкивает тебя усилить свою любовь, взрастить в ней потребность в себе. И получится, что мы никогда не наполняем и никогда не отменяем потребности друг в друге.
О. Л.: Я немножко потерял нить Ваших суждений. Вы можете повторить? Это очень важно.
М. Л.: Нужно сделать отношения между нами такими, чтобы мы никогда не прекращали испытывать друг к другу стремления, подобного жажде.
О. Л.: Как?
М. Л.: Каждый должен тревожиться о том, что другой перестанет испытывать жажду к нему.
О. Л.: И это позволит мне оставаться в жажде?
М. Л.: Да.
О. Л.: Вы говорите, что я контролирую. Как? Моя забота о том, чтобы она не прекращала думать обо мне, вызывает ее любовь ко мне?
М. Л.: Да. Но здесь есть еще один особый компонент. Это самое глубокое, что есть в нашей жизни, нет больше ничего! Из тех систем, которые включились друг в друга: ее система - в твою, а твоя - в ее, вы должны сейчас создать ребенка - общую, объединяющую вас систему. Она не принадлежит ни тебе, ни ей, а существует между вами. Так в нашем материальном мире мы рожаем детей. Это что-то общее, это результат нас обоих. И вы должны сейчас создать что-то, что будет между вами.
О. Л.: Что, например?
М. Л.: Ну, какой-то шар, наполненный взаимной любовью и беспокойством. И в том общем, которое вы сейчас породили, там вы живете. Не один в другом, а оба - там.
О. Л.: Что значит "шар"?
М. Л.: Шар - это что-то между нами, не в тебе и не во мне. Между нами! И никаким иным образом. Между нами есть что-то. Ну, как мы говорим об отношениях между людьми: "Есть что-то между ними". Что значит "между ними"? Объясни мне. В одном из них?
О. Л.: Нет.
М. Л.: В другом?
О. Л.: Тоже нет. Между.
М. Л.: Да. Между ними. Вот это я имел в виду. Но здесь я говорю об особом понятии "между ними".
О. Л.: Вот это объясните.
М. Л.: Между ними - это те отношения, которые они создают осознанно, направленно к цели. Они знают, что должны родить что-то общее, что называется "Адам и Ева", как одно тело, как один человек. Понятие "человек" - это не мужчина и женщина, а тот и другая, соединенные между собой. Этого вы должны достичь. Тогда внутри ты почувствуешь счастье. Только внутри! Только между вами!
О. Л.: Это будет ощущение счастья, похожее на известное мне ощущение?
М. Л.: Нет. Никогда! Это будет ощущение вечное! Вы оторветесь от всех остальных чувств настолько, что этот мир как будто исчезнет. Кроме этого "шара" между вами, который вы сейчас рождаете в общем ощущении, не будет ничего. Все будет сосредоточено там.
Т. М.: И почему это удовлетворит меня?
М. Л.: У Вас нет ничего другого, Вы вообще забываете о своем животном уровне. Ведь все остальное - это животный уровень, простые эгоистические желания. А сейчас вы строите нечто духовное. Из вас - я прошу прощения - животных, вы рождаете человека.
О. Л.: Я не понял это сравнение.
М. Л.: Тем, что каждый из вас передает себя на попечение другому, что один живет внутри другого, вы достигаете взаимности, равновесия, которое называется "Адам". Из животного уровня вышел уровень "человек", "говорящий". Это великое счастье, которое мы можем достичь с помощью страха и любви или потребности наполнения.