Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 36
Тема: "Критика и обвинение методики науки каббала Михаэля Лайтмана"
Участники беседы:
Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель международной академии Каббалы.
Ведущий, Михаил Санилевич - преподаватель международной академии Каббалы.
Обсуждаемые темы:
- Почему М. Лайтман говорит о кризисе?
- Слишком активное распространение Каббалы в СМИ - это насилие
- Разводы в среде учеников М. Лайтмана
- Откуда деньги?
- Почему Каббала выдает себя за науку?
- Какое право имеет М. Лайтман называть себя профессором?
- Кого привел М. Лайтман к духовному постижению?
- М. Лайтман - о себе
- Каббала - единственный путь в духовное?
- Что за шестой орган чувств?
- О религиозном запрете на изучение Каббалы
- Спрашивайте для прояснения истины, а не сведения счетов
М. Лайтман: Критика не самой каббалы, а именно меня?
Ведущий: Да, именно Вашей методики. В Интернете существуют две организации: Ваша академия каббалы и организация семейства Бергов "Центр каббалы". Ее мы касаться сегодня не будем, а поговорим с Вами.
В интернете есть огромное количество критических материалов как их организации, так и Вашей. Я выделил основные вопросы и попрошу Вас ответить на них.
М. Лайтман: Критику я люблю. Вопросы учеников - это тоже в каком-то смысле критика. Все, что вызывает вопрос, помогает выяснению. Как говорится, "бойся равнодушных". Но я люблю критику обоснованную, содержащую в себе зерно, из которого может произрасти что-то созидательное, тогда это очень полезно.
Ведущий: Я Вас уверяю, что зерно есть.
М. Лайтман: Хорошо. Это позволит прояснить много таких аспектов, которые я как-то упускал.
Ведущий: Давайте начнем. Повторяю: я собрал только самое основное из того, что есть в интернете.
Почему Лайтман говорит о кризисе?
Первый вопрос. Думаю, он вызван тем, что Вы распространяете огромное количество статей о кризисе, и путях выхода из него.
Вопрос: "Каббала должна заниматься духовным возвышением человека, а не поисками выхода из мирового кризиса и прочими проблемами нашего мира".
М. Лайтман: То есть Лайтман вдруг начал строить свою каббалу на кризисе. Поймал этот кризис, как некую "священную корову" и доит ее. Я могу развить это обвинение?
Ведущий: Да, развивайте.
М. Лайтман: Если бы не было кризиса, то ему нечего было бы сказать, сидел бы тихо. А так: "Ах, кризис! Видите, вам плохо, а я вам предлагаю каббалу, пока не поздно. Не хотите - будет еще хуже". Занимается страшилками, благодаря кризису хочет себя прославить, поднять.
Мои критики правы в том, что благодаря кризису каббала раскрывается. Не будь его, и раскрытия не произошло бы. Только каббала говорит о том, что кризис этот - естественный, закономерный, он должен был быть.
Книга Зоар, написанная почти две тысячи лет назад, предупреждает о кризисе 1995 года, Виленский Гаон триста лет назад писал о том же кризисе, за пятьдесят лет до 1995 года "буревестник" Бааль Сулам говорил, что грянет буря.
Я не верил этому, когда начал заниматься у своего учителя Баруха Ашлага. Спросил у него: "Бааль Сулам иносказательно писал, что через пятьдесят лет будет такой кризис, что человечество вознуждается в каббале?" Учитель ответил: "Он сказал об этом не просто так, не перебросил слова через пятьдесят лет - "Подождите, будет". Это на самом деле так".
Ведущий: А Бааль Сулам в каком году это сказал?
М. Лайтман: В 1945 году - за пятьдесят лет до 1995 года.
Я начал заниматься у Баруха Ашлага за двадцать лет до 1995 года. Тогда ничто не предвещало такого развития событий, поэтому я спросил: "Правильны ли предсказания Бааль Сулама?" Он говорит: "Совершенно правильны. Ты увидишь, что будет происходить в мире, начиная с 1995 года".
Почему каббалисты писали о раскрытии своей науки в конце XX века? Потому что к этому времени человечество истощит свою эгоистическую потребность в развитии, начнет убеждаться в том, что эгоизм ведет его в тупик, в котором делать-то особо нечего: или наркотики, самоубийства, депрессии, или - неизвестно что.
И вот тут каббала раскроется, чтобы показать человечеству, что есть совсем другой выход, что безысходность, ощущаемая на уровне нашего эгоистического мира, - это правильно, хорошо. Она заставила нас осознать зло эгоистического развития. Прекрасно! А сейчас нам надо начать подниматься. Не растить себя на эгоистической плоскости, а подниматься вверх.
Каббала говорит: Я предлагала вам это сделать еще в Древнем Вавилоне, когда вы были маленьким сообществом, одной маленькой цивилизацией. Не хотели. Вы думали, что разойдетесь и будет хорошо. Разошлись - вам плохо. Все равно собрались вместе, достигли глобальности, интегральности. А теперь должны подниматься, деваться некуда.
Этим и объясняется кризис во всех аспектах человеческой деятельности: в науке, искусстве, литературе, в экономике, экологии, в семье, в отношениях человека с самим собой. Все находится в кризисе, потому что развивалось с помощью эгоизма.
Эгоизм себя истощил. Все. Дальше ничего нет. Я не чувствую, что мое следующее состояние будет лучше, чем нынешнее. Мне не хочется развиваться, мне ничего вообще не хочется. Максимум - сделать сегодня для себя что-то хорошее, а завтра - хоть все сгори. Таково состояние человечества. Оно описано в каббале как причина ее раскрытия.
Так что, Лайтман играет на этом совершенно открыто, всем показывает, что сейчас сделает на этом состояние, имя, прославится и так далее. Правильно.
Ведущий: Так Вы утверждаете, что у Вас есть методика, которая может вывести человечество из кризиса?
М. Лайтман: И только она одна.
Необходимо правильно понять, почему каббала связана с кризисом, и почему именно благодаря кризису она раскрывается, а без кризиса она бы не раскрылась. Это обосновывается в истинных каббалистических источниках, не в книгах Лайтмана.
Слишком активное распространение каббалы в СМИ - это насилие
Ведущий: Следующий вопрос. "Любое движение или учение должно быть представлено в СМИ пропорционально своей популярности, иначе это насилие и оно неприемлемо".
М. Лайтман: Ну, это уж совсем не верно!
Я хочу внести ясность еще до того, как он заявляет о каббале Лайтмана.
СМИ - это чистое насилие! Они что хотят, то с человеком и делают - пропагандируют какое-то новое лекарство, новый вид пищи, новую машину. Средства массовой информации - это стопроцентное насилие. Стопроцентное! Потому что я не желаю того, что они мне навязывают, создавая у меня искусственную потребность в том, что хотят продать.
И то же самое с новостями, и с любой информацией.
Открываешь газету: "Ужасное убийство!" И что там происходит? Может быть, кто-то задавил щенка на улице. А заголовки какие? "Новейшая методика похудения!", "Спешите! Только один раз!", и так далее. Кто верит средствам массовой информации? Ведь известно - кто платит, тот заказывает музыку. Они изначально построены на использовании человека, на полном, стопроцентном его использовании.
Ни о какой достоверной информации речи быть не может вообще, потому что она всегда подается человеком, изначально заинтересованным в той или иной реакции. Объективности быть не может.
Читая сообщения об одном и том же событии в газетах разных стран, ты видишь, как по-разному оно освещается совершенно разными людьми. Некоторые понимают и пишут прямо, естественно, наивно. Потом в редакциях сообщения переворачиваются в угоду правительствам, или в соответствии с тем, что требуют заказчики, и так далее.
Невозможно говорить о средствах массовой информации как о чем-то объективном, правильно существующем, ненасильственном. Так что начало этого обвинения - еще до каббалы, и до Лайтмана.
Я очень мало использую средства массовой информации! Если бы можно было использовать их так, как Лайтман желает, он бы просто отключил все теле- и радиоканалы, закрыл все газеты, и делал бы только свое. Я откровенно вам заявляю.
Ведущий: Это не насилие?
М. Лайтман: Это насилие. Но то же самое любой другой хотел бы сделать.
Ведущий: Я согласен, что каждый хотел бы сделать так.
М. Лайтман: Так чем я хуже других?
Если мне удается, вы этому позавидуете, я вас понимаю и сочувствую. Ну, что сделаешь?
Ведущий: А что остается бедному человеку? Кому верить, если такое насилие везде?
М. Лайтман: Я контактирую со многими людьми, которые занимаются изданием газет и книг, формированием общественного мнения. Я раскрываю газету и вижу, кто написал статью, кто ее заказал, через какие рекламные офисы это проходит.
Все, что есть в газете, кем-то сфабриковано с определенной целью. Иначе этому материалу не дали бы места, потому что газета должна жить. Любой материал строится на том, что кто-то его проплатил, обязательно.
Ведущий: Когда Вы печатаете свою статью в газете или на сайте, Вам тоже верить нельзя? Вы тоже проплатили?
М. Лайтман: Как это? Минуточку! Я могу напечатать то, что не хочу? Я напечатаю то, что я хочу, что считаю нужным, соответствующим моему взгляду на мир, что желаю этому миру преподнести, чем его наполнить. Конечно, я ему даю инфузию. Естественно.
А кто поступает иначе? Я не понимаю, почему вдруг претензии ко мне, как к какой-то белой овечке? Я ни в коем случае себя таким образом не позиционирую.
Я открыто говорю людям то, что имею в виду. Проверьте, насколько предложенное мною может быть полезным для вас, хотя оно противоположно вашей природе, представляется вам отталкивающим. И это действительно так.
Ведущий: Ваша позиция ясна.
Разводы в среде учеников Лайтмана
Перейдем к следующему вопросу: "Те, кто начал заниматься у Вас, уделяют своим семьям гораздо меньше внимания. В результате семьи рушатся". Вместе с такими обвинениями даются конкретные примеры.
М. Лайтман: Есть такие конкретные примеры, да. Я уверен, что во многих семьях существует разлад из-за того, что человек занимается каббалой. Это естественно.
Есть на эту тему очень старая каббалистическая байка. Собираются каббалист к своему учителю, а его сосед хасид - к своему адмору, ребе. Хасид говорит своей жене: "Я поеду к своему ребе, попрошу у него благословления на то, чтобы у нас дома был мир между нами, чтобы дети были здоровы, чтобы достаток был, чтобы все было хорошо". Она ему говорит: "Езжай!" Если все будет хорошо, так почему нет?
Каббалист говорит жене: "Я должен ехать к своему учителю" - "Почему ты должен?" - "Я уделяю слишком много внимания тебе, детям и всяким мирским делам. Я хочу больше быть связан с Творцом, я хочу быть там всем сердцем и душой". Она ему говорит: "Сиди дома!".
Естественно, что мы одобряем действия, приносящие прибыль, понятные в нашем мире любому. Если человек открыл бизнес, увлекается чем-то серьезным, заботится о здоровье, зарабатывает для обеспечения детей, жены, организует отдых для них и для себя, стремится улучшить свои условия - это всем понятно.
Но разве можно считать полезным в нашем мире, если человека удовлетворяет то, что у него есть, а все его устремление - к духовному развитию? Конечно, нет. Жена, не понимающая его, не согласна с ним. Ей кажется, что он куда-то "улетает", у него нет свободного времени на нее и на семью, он все время в занятиях. И тут возникают проблемы, конфликты.
Мы пытаемся сделать так, чтобы жены понимали занятия мужей, соглашалась с ними. В большинстве случаев - я бы сказал в 99% случаев - это удается, в 1% - нет. Но я думаю, что процент разводов у нас намного меньше, чем в обычных семьях, не имеющих отношения к занятиям каббалой.
Упрекать нас в том, что люди расстаются из-за каббалы, я думаю, не стоит. Эта причина существует, есть у нас единичные случаи разводов, но их ничтожно мало по сравнению с тем, что происходит во всем мире.
Появляется у человека потребность в духовном развитии, а его семья не желает об этом слышать и не желает принять его новые духовные запросы. Для него эта жизнь - животная, а животным он не может оставаться. Это все равно, что находиться в каком-то загоне, где животные существуют и устраивать им и себе более нормальные условия в этом загоне. Вот он так себя чувствует.
А он хочет быть человеком, просто не в состоянии продолжать прежнюю жизнь. Мы не можем его ограничить, но делаем все возможное, чтобы сохранить семью. И нам, как правило, это удается. Но если нет, то приходится рвать рамки этой семьи.
Давайте сопоставим процент разводов, происходящих в нашем сообществе и вне его, и вы увидите, в чью пользу будет сравнение. Но, конечно, упрекнуть можно, явление, что называется, имеет место быть.
Ведущий: Идем дальше. Ваша организация называется "Бней Барух".
М. Лайтман: Да. Она названа так по имени моего учителя Баруха Ашлага: "Бней Барух" - "сыновья Баруха". Я надеюсь, что мы идем его путем.
Откуда у Лайтмана так много денег?
Ведущий: Упрек такой: "Вы нигде не публикуете свои финансовые отчеты, значит, деньги разворовываются. Лайтман ведет распространение бесплатно, с одной стороны. С другой, откуда деньги на телеканал? У Вас два телеканала в Израиле и миллионы газет". И так далее.
М. Лайтман: Из тумбочки. (смеется).
Да, да. Вот просто из тумбочки. Как и на что я их трачу - видно. А откуда достаю - не понятно.
У других наоборот: ясно, откуда они получают, но не ясно, что кладут себе в карман. А я беру из своего кармана и все трачу на распространение. Какие могут быть претензии, я не понимаю?!
Все завидуют, что у меня много денег! Если бы они не разворовывали, у них тоже было бы много денег на распространение.
"У меня два телеканала". Да, у меня, у одного частного лица - два телеканала. У меня газета. Распространяются десятки книг на десятках языков. Работает целая система.
Ведущий: Книги выходят на тридцати языках. Это же тысячи людей должны сидеть и работать.
М. Лайтман: Работают. Больше, чем тысячи, десятки тысяч людей работают в моей организации.
Ведущий: Так откуда деньги? Кто им платит?
М. Лайтман: Я. Из тумбочки.
Сейчас объясню, что я хочу сказать. Проблема не в том, что много денег. Много денег крутится в мире, они уходят в частные карманы и куда-то в отход.
У нас собирается так называемый "маасер". То есть каждый член нашей организации, если он хочет быть ее членом, изучает каббалу и желает ее распространения, платит десятую часть своих доходов в общую кассу. Эта общая касса официально зарегистрирована, постоянно учитывается, нас проверяют. Мы - зарегистрированная организация, платим все необходимые налоги, у нас все открыто, все документы в порядке и мы абсолютно чисты.
У нас есть средства, потому что мы их не разворовываем. Мы собираем только личные деньги и только со своих членов. Ниоткуда никогда не получаем ни копейки, ни от посторонних государственных или общественных организаций, ни от посторонних частных лиц. Только мы сами между собой собираем и тратим на то, что считаем нужным - на свою организацию и на распространение каббалы в мире.
Такая мощная информационная волна, буквально обволакивающая весь земной шар, получается потому, что это идет от наших сердец и из наших чистых личных доходов.
Ведущий: А кто решает, куда тратить? Вы решаете всё?
М. Лайтман: Нет, не я один. Решается коллегией - советом директоров, в который входят начальники отделов. Эти люди занимаются всеми проблемами, потому что разбираются в средствах массовой информации, они занимаются исследованием общественного мнения, реакцией на нас.
Я не могу единолично принимать решения. На основании чего? Я должен знать, что лучше или хуже принимается в мире, как на это реагируют, что лучше сделать в Интернете, а что на - телевидении, какую книгу лучше издать, на каком языке, в каком стиле.
Во всем, что касается этого мира, надо советоваться со специалистами. Это духовным постижением не сделаешь.
Сейчас вышли две книги на китайском языке. Чтобы их выпустить, мы находились в контакте с китайскими издательскими домами. Так же и в других странах: в Северной Америке, в Аргентине, Бразилии, Германии. Я не могу заниматься этим, я не решаю где и что издавать - общая потребность диктует тот или иной вид распространения. Но решение принимается сообща.
Конечно, мы пользуемся мнениями специалистов, исследованием общественного мнения - у нас существует все, что есть в других организациях. Но наше распространение получается очень эффективным благодаря существующему в нас духовному заряду, и тому, что мы тратим на это свои собственные деньги, и собственные добровольные усилия.
Ведущий: Вот о добровольных усилиях. Вы сказали, что у Вас миллионы учеников по всему миру. Все сдают маасер? Добровольно или по принуждению?
М. Лайтман: Не все сдают. У нас существует очень много центров. Они собирают деньги для себя, для существования своего центра, выпуска газет, проведения всевозможных лекций и так далее.
Ведущий: Они не посылают Вам лично деньги?
М. Лайтман: Мне лично никто ничего не посылает. Я вообще к деньгам отношения не имею. Есть бухгалтерия, которая этим официально занимается.
Ведущий: Скажем, в Аргентине Ваши ученики собирают деньги и сами решают, как их тратить у себя в Аргентине?
М. Лайтман: Они находятся в связи с нами и мы принимаем совместные решения. Это сеть, как корпорация.
Ведущий: А те, кто не сдают маасер, что с ними?
М. Лайтман: Ничего. Не сдают - так не сдают.
Ведущий: Кто хочет - сдает, кто не хочет - нет. Понятно, что я не хочу сдавать. Зачем мне это?
М. Лайтман: От этого зависит твое духовное продвижение. Так написано в каббале. Традиции сдавать десятину - маасер - несколько тысяч лет.
Ведущий: Где-то написано о маасере?
М. Лайтман: Конечно. Огромное количество. Зайди в Google хотя бы, напиши на любом языке "десятина", "маасер" и ты увидишь, что написано об этом огромное количество источников, причем, древних источников, которым уже две-три тысячи лет. На протяжении всей истории каббалисты так делали, чтобы поддерживать себя, учеников, организацию, свой центр, даже если они не распространяли каббалу.
Почему каббала выдает себя за науку?
Ведущий: Следующий вопрос-обвинение: "Каббала выдает себя за науку, но по строгим критериям наукой не является".
М. Лайтман: Почему каббала не является наукой, и что является наукой? Это вопрос.
Когда я разговариваю об этом с учеными и постепенно, методично им объясняю, они начинают понимать, что каббала - это наука.
Прежде, чем рассуждать на эту тему, нужно разобраться с понятием "восприятие реальности". Как мы ее сейчас воспринимаем? Как исследуем реальность с помощью наших пяти органов чувств?
Все, что нас окружает, воспринимается нами с помощью пяти органов чувств. Будь они другими, мы бы ощущали реальность другой. Существует ли реальность сама по себе - объективно - вне нас, или только внутри нас? Не знаем. Мы не знаем, что такое реальность вне нас, потому что ничего не можем сказать о том, что не ощущаем.
В окружающей нас действительности каббала различает четыре фактора: материя; форма, облаченная в материю; отвлеченная форма и суть. Каббала определяет и свое место в постижении действительности, и место философии, всяких иллюзий и место науки. Она относит себя к науке, потому что исходит только из постижения человека, из его ощущения. Более того, она категорично заявляет о себе как об основе всех наук. Это не Лайтман говорит, это говорится в каббалистических первоисточниках.
Наука каббала объясняет человеку, на основании чего и как он ощущает всю реальность - и эту, и духовную; как перейти к ощущению не только этого мира, но еще и духовного, как одновременно воспринимать оба мира.
Я думаю, меня никто не может упрекнуть в том, что я не реальный человек. Я в этом мире очень реален, но меня все время упрекают. То в том, что я умею распространять слишком хорошо, слишком хорошо кручу, управляю и манипулирую этим миром. То вдруг говорят, что я существую где-то в других измерениях. Существую в обоих, и зная Высшее измерение, могу правильно понимать это. Поэтому преуспеваю. Таков мой бизнес.
А наука каббала - абсолютно чистая наука, потому что основана на тех же постулатах и приемах исследования происходящего, что и науки материального мира. Они изучают форму материи, воздействие на нее и получаемый отклик, причинно-следственные связи. Наше исследование духовного мира опирается на точно такие же принципы.
До прихода в каббалу я занимался немножко наукой. Дочь у меня - доктор биологии, она тоже исследует. Большинство моих учеников - люди с высшим образованием, среди них есть ученые. Все они могут сказать, что постижение в каббале подобно постижению в других науках.
В нашем мире мы рождаемся с пятью органами чувств, с помощью которых постигаем мир, записываем свои постижения и это является наукой.
Каббала вначале развивает в человеке пять особых органов чувств: кетэр, хохма, бина, зэир анпин и малхут - так они называются. Все вместе они составляют особый орган постижения - душу. Эти органы существуют параллельно нашим пяти органам чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус, дополняют их и дают нам возможность ощущать более высокие миры. Получается, что есть пять органов ощущений в теле и пять органов ощущений "в душе".
В начале духовного пути человек развивает пять духовных органов чувств. Как только он достигает первоначального ощущения духовного пространства, сразу же начинает его исследовать.
Это похоже на развитие человека в нашем мире: пока он еще не родился– не о чем говорить, после рождения, первые недели существования он тоже ничего не понимает и не знает. Постижение крошечным человечком мира начинается с первых ощущений окружающего. Развивая свои органы чувств, он начинает изучать окружающий мир. Из этого он строит в себе науку: это - хорошо, это - плохо, это - близко, это - далеко, это - горячо, это - холодно, и так далее.
То же самое каббалист. Он совершенствует свои пять духовных органов чувств и через них постигает духовный мир.
Ведущий: До того, как он их приобрел, нельзя называть каббалу наукой?
М. Лайтман: Нет. Не то, что нельзя называть каббалу наукой. Но до обретения человеком духовных органов чувств нельзя сказать, что он находится в ней.
Ведущий: Наверное, в этом вся проблема. Все "наезды" только от этого.
М. Лайтман: Конечно. Люди не понимают, что мы имеем дело с новым уровнем мироздания, который изучаем по таким же принципам, какие существуют и в материальном мире. Только чтобы начать постигать духовный уровень, нужно на него подняться. Как и на нашем уровне постижение происходит с помощью пяти органов чувств и приборов, дополнительных к ним.
Ведущий: Так же как в этом мире - если я еще не родился, я не могу его изучать, исследовать.
М. Лайтман: Конечно. Вот поэтому-то они говорят: "Каббала - не наука". Почему? "А где она? О чем она говорит? Я же не чувствую". Ты не чувствуешь, потому что ты еще животное. Поднимись на уровень, называемый "человек", начинай себя развивать, и тогда наука, которую ты начнешь постигать, развивать в себе, будет называться "каббала".
Ведущий: Сомневаюсь, что Вы убедили кого-то.
М. Лайтман: А это не важно. Я вообще не пытаюсь никого убедить. Мне приятно слышать, что людей это задевает, лишь бы не отталкивало. Человека вообще ни в чем не убедишь. Я не пытаюсь здесь ни оправдаться, ни кого-то убедить. Я пытаюсь помочь людям.
И правильно, что у них возникают вопросы насчет моей лживости, распространения, и насчет моего кармана, и насчет моего знания, насчет всего. Если возникают эти сомнения - это очень хорошо. Пускай они дальше копают, только пусть это будет целенаправленно, чтобы это вело вперед, выше, а не оставалось на уровне сплетен.
Какое право имеет Лайтман называть себя профессором?
Ведущий: Откуда кибернетика, ведь таких факультетов тогда не было?
М. Лайтман: В ответ на это обвинение я могу предъявить диплом, который привез с собой Израиль. Нет проблем, я могу все сказать.
Я поступал в несколько учреждений. Поступил в Ленинградский институт Ульянова-Ленина на факультет автоматики и вычислительной техники или кибернетики. Отучился там некоторое время, но не в состоянии был включиться в эту систему.
Эта проблема была и в школе. Не хочу сказать, что так же было у многих гениальных людей, но в этом я был похож на них - не терпел систему, которая душила меня. Я знал, что должен поступать в институт, что к этому нужно готовиться, поэтому ушел в вечернюю школу. Не мог учиться, не мог сидеть на занятиях и изучать все эти науки.
Ведущий: После восьмого класса это было?
М. Лайтман: Да, после восьмого класса ушел в вечернюю школу. Как только мог уйти - ушел сразу же в вечернюю школу. В институте - после второго курса ушел на вечернее отделение, но даже на вечернем не мог учиться, перевелся на заочное. Эта обязаловка, давление, все эти марксизмы-ленинизмы и обществоведения - это меня душило совершенно.
Я хотел изучать то, что нужно для специальности, но все остальное - нет. И поэтому я поступил на факультет автоматики и вычислительной техники в Ульянова-Ленина. Ушел оттуда, перешел в заочный институт СЗПИ. Закончил его по специальности "медицинская биологическая кибернетика" в 70-м году. У меня есть диплом этого института. Желающие ознакомиться с ним могут обратиться туда.
Параллельно с учебой я добровольно, как студент, работал в Военно-медицинской академии. И работал уже за деньги в Институте переливания крови, на Второй Советской в Ленинграде. Все интересующиеся могут это узнать. Надеюсь, что архивы тех лет не сожгли.
Ведущий: Ну, а звание "доктор", "профессор" - это откуда?
М. Лайтман: Я о нем вообще не думал.
Начал писать диссертацию у Заржевского в Военно-медицинской академии, даже издал статью. Но вовремя ушел от этого, потому что начался отъезд в Израиль. К тому же я убедился, что там с этой наукой ничего не получится, что меня далеко не пустят, да и делать мне в ней особенно нечего в существовавших тогда рамках. Никто не занимался поисками ответа на вопрос о смысле жизни, значит и я не смог бы до него добраться.
Я хотел заниматься наукой, стремился найти в ней ответ на вопрос о смысле жизни, а она сводилась к тому, чтобы строить приборы по образу и подобию человеческих органов. Тогда разрабатывались всевозможные медицинские приборы для космонавтов, были интересные альфа-пояса, люди работали с дельфинами в Севастополе и так далее.
Но эти работы не были мне интересны. Они сводились к сбору данных, в результате которых нужно было создать прибор. Изучали, допустим, функционирование какого-то органа, а потом создавали прибор, который его частично или полностью заменял. Был тогда построен РЕУК - регистрационно-информационный управляющий комплекс в операционной.
Все сводилось к механической работе, которая меня, в принципе, не интересовала. Ну, хорошо, построю я прибор, заменяющий селезенку или печень. Дальше? Для меня это было очень ограниченным и совершенно не интересным делом. И я разочаровался в науке, не видя в ней перспективы для себя. А тут открылась возможность уехать, и я уехал.
Нечего было мечтать о какой-то науке в Израиле, не зная языка. Я пошел работать в военно-воздушные силы по специальности, потому что моя специальность включала электронику.
В институте мы три года изучали электронику, физиологию, анатомию, психологию - все, что необходимо для исследования человека. И конечно, здесь эти знания не были востребованы. Я обратился в институт Вайцмана, но там ничего не было. Тогда я начал просто зарабатывать деньги, чтобы содержать семью.
А через несколько лет, когда я раскрыл для себя каббалу, дошел до нее с тем же вопросом о смысле жизни и полностью посвятил себя занятиям ею, вопрос о докторатах у меня не стоял, мне это было вообще не важно.
Но в 1995 году пришло время распространять каббалу.
Люди, немного знающие о каббале и желающие ее изучать, приходят и видят, что я говорю по делу. А те, которые не знают, спрашивают: "А кто он такой? Что он говорит?", - у них нет никакого доверия к неизвестному человеку. И для того, чтобы внушить людям доверие к тому, что им говорит человек, наверняка что-то знающий, надо добавить к его фамилии слово "доктор" или "профессор". Поэтому в течение двух лет я сделал диссертацию.
Ее можно найти в Институте философии российской Академии Наук. Тема, реферат, все это есть.
Ведущий: Это все официально? Писали диплом, сдавали экзамены?
М. Лайтман: Да. Причем, экзамены такие, что даже по каббале я получил четверку - они специально хотели меня чуть-чуть прижать по кандидатскому минимуму. "Кандидат наук" - это соответствует российскому уровню, на котором существуют научные степени "кандидат" и "доктор". В международной практитке нет такого деления, поэтому защищенная диссертация сразу дает докторскую степень.
Так что, по российским меркам я - кандидат, но диплом у меня доктора наук, как у иностранного защищающегося.
Ведущий: А "профессор"?
М. Лайтман: А профессор - это преподавательская должность доктора наук. Я давал там лекции, поэтому получил диплом профессора.
Конечно, я ничем этим не пользуюсь. Могу называться так, но это всего лишь название. И заявляю заранее, что я не считаю себя философом, хоть и защищал диссертацию в институте философии, и не считаю себя профессором.
Сделано это мною специально для того, чтобы распространять науку каббала, чтобы люди больше доверяли. Когда в начале передачи ты говоришь: профессор Лайтман, - они слушают по-другому. По их понятиям, профессор что-то знает. А если скажешь просто "каббалист", возникают вопросы: "Откуда он вылез? Что он нам говорит? Что он несет?"
Ведущий: Кстати, в Интернете бытует мнение, что если бы Вы распространяли каббалу не как науку, а как мистику и какое-то духовное учение, у Вас было бы больше успеха.
М. Лайтман: О, да! Я уверен. Но я не могу, потому что это не мистика.
Ведущий: Наука интересует не многих.
М. Лайтман: Тут ничего не сделаешь. Правда есть правда. Насколько она понадобится людям, настолько они ее возьмут. И тем более важно для них заранее знать, что это чистая наука.
А Лайтмана лучше называть просто Лайтманом. Между прочим, когда мне говорят: "Лайтман сказал", - я не чувствую, что это я сказал. Потому что Лайтман - это какая-то кукла, вещающая миру, а я себя с ней не ассоциирую.
Ведущий: Наверное, так все знаменитые люди себя чувствуют.
М. Лайтман: Когда я говорю: "Надо написать это под именем Лайтмана", - я не чувствую, что это как-то относится к моему человеческому "Я".
Ведущий: Как бы бренд такой.
М. Лайтман: Да, что-то постороннее.
Кого привел Лайтман к духовному постижению?
Ведущий: Такой вопрос: "Нет подтверждения, что методика каббалы по Лайтману привела кого-то к духовному постижению".
М. Лайтман: А как можно доказать?
Ведущий: Не знаю.
М. Лайтман: Докажите мне, что есть другая методика, приводящая к духовному. Говорить можно все. Я готов проверить.
Ведущий: Есть каббалисты, которые лечат людей, делают чудеса.
М. Лайтман: Смотря что считать каббалой. Ты можешь назвать каббалой мой прыжок в высоту на два метра, можешь дать ей любое истолкование. Но если ты определяешь каббалу как постижение Высшего мира, а не фокусы в нашем мире, то я могу проверить любого человека, постигает он или нет.
Ведущий: Какое Вы даете определение каббале?
М. Лайтман: Каббала - раскрытие Творца человеку в этом мире. Раскрытие! Только явное раскрытие в тех свойствах, которые он в себе создал.
Ведущий: Проверить нельзя.
М. Лайтман: Посторонний человек этого не понимает. Сложность этой науки заключается в том, что человек, не обладающий духовными свойствами, не отличит каббалиста от не каббалиста.
Я находился среди каббалистов - учеников Баруха Ашлага. Я был среди них младенцем, они меня обучали. Понимаю, что такое каббалист, потому что видел настоящих.
Представим, что ты ко мне придешь и назовешься каббалистом. Как проверить? Надо привести нас к общему знаменателю: что для нас обоих значит каббала, постижение Высшего мира, ощущение Творца. Проверим, находишься ли ты в Высшем мире, в Высшем измерении или нет. Это можно сделать, если существуют у меня и у тебя одинаковые свойства, средства, инструменты, так называемые келим. В таком случае мы можем ощутить одновременно одно и то же, почувствовать друг друга и обсудить наши впечатления.
Раскрой мне себя в Высшем мире и я раскроюсь тебе в Высшем мире. Как сейчас мы видим друг друга в этой студии, так же мы с тобой обнаружим себя на том духовном уровне, о котором говорим. Пожалуйста, где ты хочешь со мной встретиться? На каком уровне? Допустим, уровень "хэсэд дэ-Брия". Встречаемся. Делай масах, встречаемся там. Так же, как в этом мире мы с тобой назначаем свидание в каком-то кафе.
Ведущий: Кто-то может прийти в студию сейчас и сказать, что Вы - каббалист? Доказать это может кто-то в этом мире?
М. Лайтман: А кто поверит ему? Я сейчас выйду на улицу, дам кому-то сто долларов, пусть только придет и докажет. Кто ему поверит?
Ведущий: Кроме Вас, есть каббалисты в этом мире?
М. Лайтман: Я не хочу говорить.
Ведущий: Вы считаете, что есть? Я понимаю, что "великих" много, Интернет полон их объявлениями.
М. Лайтман: Есть, конечно.
Ведущий: Таких много, да. Но Вы считаете, что нет настоящих.
М. Лайтман: Есть каббалисты, есть много начинающих, которые вот-вот поднимутся. Есть очень много скрытых каббалистов, больших, намного выше меня, но им не дано право распространять материалы. У них другая миссия в этом мире.
Ведущий: Вы их знаете лично?
М. Лайтман: Я их знаю, чувствую.
Ведущий: Они живут по всему миру, или только в Израиле?
М. Лайтман: География не имеет значения.
Ведущий: Хорошо.
Лайтман - о себе
М. Лайтман: Люди должны понять, что двух желаний у меня вообще не существуют: не хочу ничего доказывать и оправдаться ни перед кем не хочу. Я такой, как я есть - не маленький, не большой. Так, как заявляю о себе - заявляю. Я в себе уверен, себя знаю. То, что я говорю - говорю. Не хотите, не слушайте. У каждого есть возможность выступать и заявлять о себе. Я делаю это по-своему, вы делайте, как делаете.
Я никому не докучаю критикой того, что он делает правильно, а что, на мой взгляд, не правильно. Я хотел бы делать намного лучше, но не могу, такой я.
Вполне возможно, что мои критики во многом правы: я взрывчив, нетерпелив. Есть у меня такие свойства, которые я сам хотел бы исправить, но не в состоянии. И очень может быть, что они не исправятся до самого конца. С этим я согласен, но я такой. Совершенно не верно подходить к человеку с критикой, сравнивая его с каким-то идеалом, и взвешивать его относительно этого идеала.
Я понял теорию каббалы и перенял ее практику от своего Великого Учителя, о котором никто ничего плохого сказать не может. Он был действительно Великим человеком. Никто не может с ним сравниться, тем более в наше время. Как я его понял, так и преподаю.
Я его записывал в течение двенадцати лет, пока был рядом с ним как его ученик, секретарь, помощник, товарищ - так он сам говорил. После его смерти у меня остался весь его архив, записи всех его уроков.
Были у него другие ученики, кто-то из них, может быть, понял его по-другому. Они тоже пытаются что-то сделать. Я им не мешаю ни в коем случае...