Человек и природа. Открытый урок 5. Часть 2
Отсюда, - пишет Бааль Сулам, - есть три периода духовного роста человека:
1. Это искра души, которая то вспыхивает, то гаснет.
Вспыхивает и гаснет - соответствует нашим подъемам и падениям. Мы устремляемся вперед, желая чего-то достичь, а потом уходим в себя, закрываемся, впадая в полусонное состояние. А затем снова бодрое состояние, огромная энергия, постижение, все горит, все светит, ты видишь, что тебе навстречу что-то приближается, ты к этому устремляешься. Но бывают и обратные состояния, когда ничего не хочется - просто закрыть глаза, ничего не чувствуя. Поэтому искра души так и называется, что подобно искре, то вспыхивает, то гаснет.
Важно понимать, что необходимо работать и с состояниями, когда она возгорается, и с состояниями, когда она затухает, оба эти состояния одинаково благи. Каждое из них надо просто правильно принять, обработать в себе, в своих желаниях, в своих намерениях, в своих мыслях, и устремить к постижению.
И тогда даже те состояния, которые как бы угасают, превратятся во вспышки. Потому что вопреки этим угасающим состояниям падения, именно в них можно вобрать в себя все остальные искры. А потом, когда мы будем вспыхивать, то будем это делать все вместе.
У меня плохое состояние, я падаю, нахожусь в депрессии, в бессилии, во мне нет каких-то побуждений, устремлений. Но если именно в этом состоянии я пытаюсь приблизиться к другим, обнять, каким-то образом прислониться к ним, принять от них помощь, то я как бы вбираю в себя их внутренний духовный потенциал и живу за их счет. И это хорошо, это верно.
Так и человек в нашем мире, если он немощный, больной, то ему помогает окружающее общество.
А затем, когда я набираюсь от них сил, постепенно поднимаюсь, начинаю чувствовать перед собой увлекающий меня Высший свет, то с обретенными от них силами иду вперед. Тогда во мне работает не просто одна моя искра, во мне работает огромное количество искр, которые я вобрал от остальных в состоянии падения, и в состоянии подъема они возгораются во мне. Таким образом я вспыхиваю намного ярче, вплоть до того, что из этих вспышек во мне постепенно возникает свет.
Так и говорится: "Копейка к копейке - складывается огромный счет". Благодаря маленьким и большим усилиям в человеке создается огромный сосуд, то есть образуется постоянное большое желание, где уже может существовать свет.
Это первое состояние. А второе состояние из трех периодов роста человека, говорит Бааль Сулам, это:
2. Частная душа - когда он ощущает себя, как часть из 600 тысяч душ, то есть как (часть общей души), которая остается с ним постоянно, но пока еще не избавилась от своего эгоистического порока. То есть он не в состоянии принять общую душу и чувствует себя отделенным от нее, что вызывает в нем огромные страдания любви.
Страдания любви возникают, когда человек осознает существование огромных постижений, огромных просторов, вечности и бесконечности. И хотя к этому у него уже возникло желание, но поскольку пока не достиг этого состояния, он страдает. Эти страдания называются "страданиями любви".
Похоже на любовные муки, когда, зная, что предстоит свидание с любимым человеком, с товарищем, мы предчувствуем радость. И хотя такие состояния еще не реализованы в нас, они уже несут свою сладость.
А потом приближается он к совершенству, то есть к таинству общей души, (таинству - потому что она была ранее скрыта от него), так как полностью исправилось его эгоистическое желание и больше не служит ограничением и преградой, позволяя ему слиться с общностью всего человечества.
Сливаясь со всеми остальными, он обретает общую душу, и она становится частной, как бы его личной. Но эта частная душа на самом деле общая душа, когда, не мешая друг другу, все души взаимодействуют, прилегая, как клетки в организме.
Никоим образом одна клетка не является соперницей другой, каждая участвует в общей работе организма. И поэтому, помогая друг другу, они образуют общий организм, который поддерживает свое существование, и тогда каждый орган, каждая часть практически наслаждается тем, что принадлежит этому общему организму.
И получается, будто бы два раза есть по 600 тысяч душ: исправленная душа и душа человечества. Но на самом деле, нет ничего, кроме одной души, как выясняется по мере исправления каждой души, которая очищается от своего эгоизма.
То есть, у меня нет двух душ - своей, которую я воспринял, и еще одной души, которую воспринимают все. Это всё - одно единственное желание, одна единая система.
Поэтому, чтобы подготовить души, притянули к ним, к каждой душе, всю высшую неделимую душу мира Ацилут. И если осталась хоть в ком-то из нас неисправленная душа, то не достает ее света во всех душах человечества.
И поэтому все обнаруживают еще и духовную зависимость друг от друга, и реализуют себя до полного наполнения всеми Высшим светом.
И затем идет третье состояние:
Каждая душа, исправляясь, притягивает весь свет общей души, и этим вызывает исправление душ всего поколения.
В той мере, в которой в этом общем органе, являясь его здоровой частью, я пытаюсь через правильную систему взаимоотношений максимально возбудить все остальные части, органы, клетки (частные души) этого огромного органа, называемого Адам, в этой мере я помогаю им исправиться.
И в этом смысл сказанного, что одна исправленная душа равноценна 600 тысячам душам, потому что она полностью вкладывает себя в исправление всех остальных душ, таким образом мы приходим к состоянию абсолютного взаимного поручительства, которое является целью творения.
Ведущий: Вадим из Ровно: "Как Авраам смог постичь все мироздание, если оно постигается в объединении над эгоизмом? Ведь все разбрелись, ему не с кем было объединяться".
М. Лайтман: До Авраама, кстати говоря, это постиг самый первый человек, постигнувший всё мироздание и вообще раскрывший эту науку постижения скрытой от нас части природы. Его звали Адам. Он жил 5771 год тому назад. И наше летоисчисление ведется от него.
Как повествует придание, ему было около 37 лет, когда он раскрыл смысл существования человека. И хотя до и после него были люди, его называют Первым Человеком (Адам Ришон), потому что он первым постиг Высшее состояние, выход в следующее состояние, выход на уровень Адам - человека, подобного Богу по обретенному им свойству отдачи.
После Адама было еще 20 поколений каббалистов, которые описываются в Библии, как, например, Ноах - это 10-е поколение от Адама, Авраам - это 20-е поколение от Адама. Так что были люди, которые постигали и до Авраама.
Но чем Авраам был специфичен, чем он был особенный?
Он существовал в момент кризиса, поэтому смог описать смысл этого кризиса, его причину и цель, к которой он должен привести. И если бы не всевозможные обстоятельства, то, вполне вероятно, что он совершил бы полное исправление всего тогдашнего человечества.
Но поскольку этого не произошло, то уже было сказано, что мы дойдем до нашего времени, и в наше время это произойдет.
Каким образом люди постигают Высший мир без методики?
Адам и все постигающие, то есть так называемые каббалисты до Авраама, и Авраам в том числе, постигали это из своих раздумий, из своих мыслей. Мы должны понять, что те люди были намного ближе к природе, их эгоизм был намного меньше, чем у нас, поэтому такое было возможно. Эта методика работала так, что человек начинал непосредственно ощущать возможность выхода в Высший мир, что и происходило в 20-и поколениях от Адама до Авраама.
После этого, поскольку эгоизм в человечестве скачкообразно вырос, потребовалась уже иная методика. Авраам ее разработал, изложив в своей "Книге Создания", и обучал этому тех вавилонян, которые ушли вместе с ним.
В принципе, мы все - вавилоняне. Сегодня происходит то же самое, и мы повторяем тот же Древний Вавилон, находясь абсолютно в таком же состоянии, только, намного большего масштаба, и когда нам уже некуда деваться, некуда больше отдаляться друг от друга.
Сегодняшняя коммуникация, взаимосвязь сделали из нас тех же древних вавилонян, которые замкнуты в одном пространстве, ненавидят друг друга и не знают, что делать самим с собой и со всем тем, что наделали, выстроив огромную Вавилонскую башню.
К сожалению, состояние такое, что понять и осознать свою обязанность достичь следующего Высшего уровня можно только путем войны или путем распространения каббалы, другого выхода нет.
Существует и следующий этап развития человечества.
От Адама до Авраама и от Авраама до начала нашей эры то же человечество, или группа Авраама, постигала Высший мир через методику, работающую в группе между ними, но естественным путем. Для них это было естественно - эгоизм тогда был маленьким.
Затем, когда эгоизм снова скачкообразно возрос 2000 лет назад (так называемый момент крушения Храма), группа Авраама снова упала в эгоизм, в котором постоянно пребывало всё остальное человечество.
А он продолжал расти до настоящего уровня, поэтому сегодня необходима цельная методика. Для этого раскрывается наука каббала, без которой не найти правильный путь. Хотя раньше это возможно было даже естественным путем.
Зоар говорит об этих трех этапах как о раскрытии одной системы десяти сфирот одной души, где ХАБАД, ХАГАТ, НЭХИ - это три уровня души. ХАБАД - это 2000 первых лет.
2000 первых лет исчисляются, начиная от Адама Ришон, когда можно было непосредственно постигать Высший мир.
2000 вторых лет - когда постижение происходило уже в группе, но еще без каббалистической методики.
И третьи 2000 лет - настоящее время, которое мы переживаем, находясь на самом последнем этапе. Это двести лет из последних двух тысяч лет, когда постижение возможно в группе с помощью методики. Поэтому Книга Зоар раскрылась, и, занимаясь по ней, занимаясь вообще каббалой и реализуя ее, мы можем это сделать.
Ведущий: Юрий из Заречного: "Чем методика Авраама могла помешать Нимроду настолько, что Авраам был вынужден уйти из страны?"
М. Лайтман: Нимрод видел, что с помощью развития эгоизма он царствует, его подданные развиваются, что-то делают, строят, открывают, то есть, идет прямое эгоистическое развитие.
Чем же это плохо? Будем развиваться технологически, общественно и так далее. Я от этого, как царь, естественно стану богаче, выше, круче - Нимрод известен в истории, как очень большой эгоист.
Авраам же предлагал совершенно иную методику: все работают на отдачу, нет ни маленьких, ни больших, абсолютное равенство и единение в одно единое целое. Но это совершенно противоположно эгоизму, который олицетворял Нимрод как правитель.
Ведущий: "Для чего Бааль Сулам написал эту статью? Что нам с товарищами в группе делать с этой статьей?" - спрашивает Александр из Тольятти.
М. Лайтман: Во-первых, понимать, что каждый из нас - это частичка одной души. С одной стороны.
С другой стороны, хотя сегодня я - это частичка одной души, но двигаясь правильно вперед на соединение с остальными, я становлюсь обладателем всей этой души.
Подобно этому каждый орган нашего тела, соединяясь правильно со всем остальным телом, живет вместе с ним и у него есть жизнь. Но если он не соединяется правильно, то ни у него самого, ни у всего тела нет жизни.
Статья говорит о том, что мы все являемся частью общей души, и существует только одна общая душа. В нашем сегодняшнем положении есть два состояния - падение и подъем, и три состояния, по которым мы должны пройти, исправляясь и постигая Высший мир.
Я уверен, что эта статья находится у нас в интернете. Вы можете ее сами внимательно прочитать, - я читал из нее совсем немного, в основном, пересказывая.
Ведущий: Лаванда из Хорватии: "Как я могу узнать о своей роли во всей системе?"
М. Лайтман: Она у всех одинаковая. Какая разница, грубо говоря - я почка, печень, селезенка, часть кожного покрова или сустав?
Тело совершенно, замкнуто, гармонично, но если в нем отсутствует какая-либо часть, то это практически зачеркивает всю гармонию и совершенство. Поэтому каждый из нас, какой бы маленькой частью он ни был, является важным, как все остальные. То есть клетка мозга или клетка пятки абсолютно равнозначны. Потому что если из конструкции, которая совершенна, как аналоговая система, вытащить элемент, нарушится работа всей системы.
Ведущий: Вопрос с Украины: "Что делать с состоянием одиночества, когда ты никому не нужен?"
М. Лайтман: Ты нужен всем остальным, потому что без тебя не будет достигнуто совершенство и полное исправление. Поэтому тебе только кажется, что ты никому не нужен. Начинай интенсивно соединяться с остальными, принимать участие в распространении, в совместных действиях, у тебя появится новая жизнь, и ты увидишь в ней смысл.
Ведущий: Сергей из Владивостока: "Что представляет собой эгоизм в окончательной стадии исправления?"
М. Лайтман: Эгоизм в окончательной стадии исправления представляет собой Вавилонскую башню, над которой мы поднимаемся и достигаем неба. Это настоящий, развёрнутый в полный свой рост эгоизм, благодаря которому мы поднимаемся.
Ведущий: Вопрос из Герцлии: "Почему сейчас существуют 7 миллиардов человек? Как это количество изменится вместе с исправлением?"
М. Лайтман: Это зависит от нас.
Если мы будем правильно исправляться, то это количество может увеличиваться, и нам будет легче двигаться в лучшую сторону.
Если мы будем противиться исправлению, то разразится третья и даже четвёртая мировая война. И тогда огромные страдания вместе с войнами истребят подавляющее большинство человечества. Останутся тысячи или десятки тысяч, но в них будут скоплены, аккумулированы такие тяжелые страдания, которые вынудят их приподняться над своим эгоизмом.
Поэтому, сколько людей будет в мире, и каким образом это произойдёт в дальнейшем, зависит только от нас. Если в прошлом, до конца 20 века мы развивались под давлением эгоизма, он всё время развивался, толкая вперёд, то сегодня это развитие закончилось, и всё зависит от того, насколько мы будем связываться между собой и соответствовать глобальной и интегральной природе.
Наше несоответствие ей называется "кризисом", а если мы будем приближаться к соответствию ей, то начнем исправлять этот кризис.
И хотя эгоизм будет проявлять себя еще больше, но мы будем над ним подниматься. Таков желательный путь развития.
Ведущий: Вопрос Алексея из Украины, из Харькова: "Как мне почувствовать, ощутить духовное состояние моего товарища по виртуальной группе?"
М. Лайтман: Ты не можешь этого почувствовать до тех пор, пока не поднялся до уровня, где находятся все души твоих товарищей. Только тогда ты сможешь это сделать, не иначе.
Исходя из этого, мы должны понять, что мир входит в постоянный непрекращающийся кризис, где есть падения и подъёмы, как и на нашем духовном пути. Та искра, которая то вспыхивает, то гаснет, так и будет проявляться в мире.
Поэтому надо понимать, что только распространение в мире, когда мы привлекаем всё большее и большее количество точек в сердце, начинаем сплачиваться и соединяться, даст нам ускоренное развитие вперёд, чтобы в минимальном соединении между собой начать раскрывать следующий уровень своего существования, следующее измерение.
Желаю вам всего этого, и надеюсь, что в ближайшее время это реализуется в нас. И тогда уже не будет таких вопросов: "Для чего я существую, если никому не нужен?" Мы увидим совершеннейшую природу и себя совершенными в ней. А время, пространство, перемещение и вообще всё то, что нас ограничивает в этом мире, просто исчезнет.