Научное исследование мира. Открытый урок - 23
Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок
Сложный путь постижения божественной простоты
Вопрос: Если все в нашем мире происходит из высших корней, то откуда берутся всякие искусственно изобретенные вещи, не существующие в природе - например, автомобиль на колесах?
Вся природа - это картина, возникающая во мне, и вся она спускается мне свыше. В духовном мире нет автомобилей, но должно существовать само это понятие, иначе, как бы мы до него додумались?
В явном виде корни высшего мира проявляются нам в виде четырех уровней природы: неживой, растительной, животной и человека. А все остальное доходит до нас в форме мыслей - все наши как бы искусственные изобретения (ракеты, автомобили) исходят из высшей мысли, а не вследствие наблюдения за природой.
Это не распространяется прямым, обязательным путем сверху вниз, а изобретается человеком, который восполняет для себя недостающее в этом мире.
Четыре стадии прямого света распространяются, рождая миры, парцуфим, сфирот и их всевозможные сочетания - сверху вниз, от мира Бесконечности до этого мира. И на каждой ступени, все, что есть в низшем - приходит к нему от высшего, все его формы. Хотя нам кажется, будто на низшем уровне существуют более развитые формы, потому что недостаток его совершенства требует раскрытия большего разнообразия материала и его соединений.
Наверху, в мире Бесконечности - все объединяется в одно, в общем единстве. Настолько он прост по сравнению с нашим сложным миром. Но, по сути, этот наш мир не является более насыщенным, он просто обязан разделяться на такое количество составляющих.
Внизу существуют миллиарды элементов природы: неживое, растения, животные, человек, и в каждом из них бесконечное множество деталей. А по мере подъема по ступеням миров, мы видим их все меньше.
Ведь для того, чтобы расшифровать это понятие единства, существующее наверху в Бесконечности - нам в нашем мире требуется бесконечное число элементов, которые правильно соединяясь вместе, могут воссоздать это единство. И понятно, что в этом существует огромное отличие между высшей ступенью и низшей, в той степени, насколько низшая более материальная - и потому требует большей детализации.
Но при этом, в низшем нет ничего, что бы не существовало в высшем. Просто, в низшем раскрываются такие отдельные детали, которые в высшем слиты в единстве и воспринимаются тобой как одно целое. Но на самом деле, это не просто одно. Как в мире Бесконечности все объединяется в одно в своем устремлении к отдаче, и нам не видно никакого разделения - но это не значит, что все эти понятия там не существуют.
В мире Бесконечности существует бесконечное множество элементов, но они объединены в одно, и потому это называется простым бесконечным светом, заполняющим все мироздание. На самом деле, это не "простой" свет Нефеш - а НАРАНХАЙ дэ-НАРАНХАЙ, в "620" раз больше, который только воспринимается простым.
А самая нижняя ступень только постигает себя в таком "сложном" виде. Мы создаем на ней столько разных вещей - только за счет своей слабости, не способные иначе постичь высшего. А когда мы достигаем высшей ступени, нам уже перестают быть нужны все эти добавления.
Весь избыток деталей, которые у меня есть на нижней ступени, происходит из того, что я добавил, чтобы восполнить себя относительно высшей ступени. Но сверху вниз распространяются одни и те же элементы.
Тот же единый мир Бесконечности существует в нашем мире. А все множество добавленных мной или раскрывшихся мне в природе деталей, происходит из того, что я не способен воспринять этот "простой" мир Бесконечности. И все вокруг меня называется воображаемым миром. Все миры - это лишь "исчезающие скрытия" на мир Бесконечности, в котором нет ничего, кроме желания, наполненного простым светом.
"Компактный" мир после исправления
Сверху вниз к нам распространяются четыре стадии прямого света: "мир-год-душа" и существование реальности. А все искусственно построенное нами добавление - нужно нам для того, чтобы постичь высшую ступень.
Мы строим это свое дополнение до высшего - в неживой, растительной и животной форме. На неживом уровне мы создаем разные предметы, на растительном и животном - изменяем природу, а на человеческом - совершаем исправления в самих себе. Все для того, чтобы потом соединить это вместе с правильным намерением и достичь высшей ступени.
А на ней мы почувствуем себя менее многочисленными, чем сейчас - более объединенными, сплоченными. Сегодня мы ощущаем мир, полный бесконечных деталей - огромная Вселенная, миллиарды людей, бесконечное множество производимых продуктов и мусора.
Но когда мы поднимемся на следующую ступень, то начнем видеть, как мир сжимается, уменьшается по количеству деталей - ведь мы все соединяемся в одного человека, с одним сердцем.
Но на каждой ступени нам нужно добавить свое усилие на уровнях: неживой, растительный, животный и человеческий. Посмотрите, сколько всего мы сделали в нашем мире: сколько нам понадобилось вырастить растений, чтобы выжить, сколько изменить в животном мире и на человеческом уровне - все построенные нами города и вся среда обитания.
Все это - исправления, какими бы нам ни казались эти изменения - плохими или хорошими. Мы добавляем их на своей ступени снизу. Все эти железки и мусор нужны нам из-за недостатка нашего внутреннего исправления! Пока мы внутренне не исправлены, нам приходится делать внешние исправления, пока мы не дойдем до состояния, когда они уже будут не нужны.
Начиная с нашего поколения и дальше, мы увидим, что по мере развития, будем ужиматься. Вся наша грандиозная деятельность и огромные заводы, начнет сокращаться, принимать более "деликатный" вид и исчезать. Становиться проще, компактнее, как бы мощнее - то есть "духовнее", меньше основанным на материале, а больше - на энергии.
Стремление быть выше всех ограничений
Сверху вниз нам посылаются все управляющие нами воздействия: силы, материальные ресурсы (например: полезные ископаемые и силы, для их разработки).
Снизу вверх, кроме действий, от нас исходит наша реакция, дополнительные исправления на неживом, растительном, животном, человеческом уровне: машиностроение, земледелие, животноводство, пищевая промышленность и все остальное. А в конечном итоге, внутренние исправления, совершаемые за счет изучения каббалы.
Все это приходит, как наше добавление снизу и объединяется в одну пирамиду, чтобы присоединиться к намерению. На вершине пирамиды стоит человек со своим намерением. И тогда весь мир присоединяется к этому человеку, создавшему намерение.
Дело в том, что человек желает стереть ограничения, накладываемые временем, движением и пространством. В этом источник движущей силы, заставляющей нас искать, чем дополнить эту нашу реальность. Мы должны рассматривать время, движение, пространство и существование реальности - не как мешающие нам помехи, а как помощь!
И после того, как я совершаю все действия, чтобы наполнить себя за счет времени, движения и пространства, изобретая для этого всевозможные способы, и дохожу до существования реальности - я обязан ею овладеть, и поэтому во мне возникает потребность достичь Творца, вопрос о смысле жизни, вопрос о ее источнике.
Заключение: Все нисходит к нам в виде прямого света (О"Я) свыше. Мы должны нисходящее к нам с высшей ступени (О"Я) облачить в отраженный свет (О"М) снизу. Это наша добавка.
На неживом, растительном и животном уровнях она выражается в виде всех наших усилий в создании удобного окружения, в производстве искусственных изделий и технологий. Поэтому в нашем мире рядом с человеком появляется столько много искусственных процессов и изделий, которым нет прямых аналогов в высшем мире. На уровне "человек", к которому мы сегодня переходим, мы добавляем к высшему воздействию экран и намерение (О"М).
Первородный инстинкт исправления
От мира Бесконечности до мира Адам Кадмон спускается простой свет, 10 сфирот желания и экран между ними. Мир А"К начинает разделять все это на составляющие: пять парцуфим ТАНТА (таамим, некудот, тагин, отиёт) - все пока работает напрямую: свет, желание и экран, но во многих деталях.
Как теперь вернуть, соединить, уравнять мир А"К с Бесконечностью? Если взять весь мир А"К и соединить его весь, вместе со всеми нижними мирами, возникшими после него, которые наполнят его после конца исправления, то это будет равно миру Бесконечности.
А то, чем мир А"К не может восполниться сверху до Бесконечности - он продолжает вниз, чтобы таким образом дополнить себя. И поэтому он строит мир Некудим и разбивает миры - его толкает к этому потребность стать на своей ступени равным миру Бесконечности.
Так думает каждый мир: "Я обязан достичь Бесконечности!" - и с этой целью они разбиваются и строят новые ступени, ниже себя. Все нижние ступени относительно какого-то мира - это демонстрация того, чего ему не хватает, чтобы стать миром Бесконечности. Такая потребность к совершенству раскрывается на каждой ступени, заставляя ее строить нечто внизу себя.
В такой форме распространяются вниз миры, и от самой нижней ступени вверх начинается обратный процесс: оценка того, что нужно сделать, чтобы достичь высшего состояния. Этот вопрос заложен внутри всей природы: на неживом, растительном, животном и человеческом уровнях.
И человек, в котором пробуждается такой вопрос, воспринимает его очень просто: как продвижение к какому-то лучшему состоянию. Он еще не знает, что это внутренний вопрос о том, как достичь слияния с Творцом, прийти к Бесконечности, дополнить себя до следующей высшей ступени, которая относительно него - как бесконечность.
Так мы все возвращаемся наверх. Мы производим машины, телескопы, микроскопы, бомбы и корабли - а все потому, что ощущаем, что нам все это требуется, чтобы восполнить себя до более высокой ступени. Я создал холодильник - и этим сделал еще один шаг навстречу высшей ступени. Неважно, что я произвожу - автомобиль, радио - это приближает меня к следующей ступени - поэтому я их и создаю!
И на этом подъеме, в стремлении вверх - человек проходит через техническое и общественное развитие - до нашего сегодняшнего состояния. Прежде мы не спрашивали, что такое высшая ступень - мы были движимы природным инстинктом развития. Множество действий и искусственных изобретений в этом мире - на самом деле, не придуманы искусственно! Так вынуждает меня действовать разница между моим сегодняшним и более высоким состоянием.
Из этого нужно понять, что в нашем развитии нет ничего лишнего! Какие бы мы по пути ни создали излишние материалы, машины, заводы, лекарства, впустую портили продукты, создавали будто бы никому не нужные украшения, золотые и серебряные приборы - но не важно. Все это в итоге исходит из нашего стремления дополнить себя до высшей ступени, а потому все включается в процесс исправления, даже в самой внешней, материальной форме. Не существует ничего лишнего!
"Обратный свет" от домов и пароходов…
Всякая ветвь связана со своим корнем - то есть все, находящееся внизу, управляется свыше. Но низший мир имеет огромное количество деталей, которые образованы нашей реакцией снизу. Ведь мы должны поднять Обратный свет, мы обязаны его создать! Каждая ступень должна подняться к своей высшей.
На неживом, растительном и животном уровне я создаю свой "отраженный свет" в форме машин, фабрик, одежды, бытовых приборов, детских вещей и т.п. Эта моя работа пока засчитывается мне за "отраженный свет", исправления, которые мне нужно сделать.
А на ступени "человек" мне уже не понадобятся все эти вещи! Я буду все исправления делать в намерении.
Добавление, которое я создаю в этом мире - называется моим исправлением. То, что спустилось свыше - дано мне как исходный материал: мое тело, окружающая меня природа. А все остальное - я добавляю от себя, чтобы подняться от этого мира в мир Бесконечности!
И поэтому, я сначала строю дома и все остальное в нашем мире, пока не достигаю в своем развитии такой ступени, когда начинаю работать с намерениями. И тогда наш мир начинает приобретать для меня другие очертания - я начинаю действительно подниматься от материального производства - к духовному.
Но пока все люди не достигнут духовного уровня исправления - этот мир будет существовать в нашем ощущении, в нашем восприятии реальности.
Эстафетный бег в мир Бесконечности
Все духовные парцуфим и сфирот разделяются и чередуются поочередно, согласно своей природе: Хасадим/Хохма, действие и переход для передачи этого действия, "через один" - высший объект через следующего за ним воздействует на более низшего.
И так воздействие передается через одного по цепочке: один действует/один нет, один действует/один нет и т.д. Работают через одного в хохма и в хасадим, как день и ночь, как волна.
Все время происходит переворот "с головы на ноги" и чередуются Хохма-Хасадим-Хохма-Хасадим или захар/некева (мужское свойство/женское), паним/ахораим (лицевая сторона/обратная)…
Это словно переменный ток или импульсы, смена фаз, пока все не соединяется в своем конечном исправлении в одну аналоговую систему - в один мир Бесконечности, постоянный, вечно существующий.
А до тех пор все процессы чередуются попеременно, и именно то, что есть это течение и постоянная смена между Хохма и Хасадим, этот переворот - позволяет нам за счет отдельных, изолированных действий, в итоге достичь "аналоговой", интегральной формы - совершенства, "круга", где все сливается в одно целое.
Да будет вечер и утро - день один…
Книга Зоар. Предисловие. Статья "Тора и молитва", п.182: Смотри же - вот совет человеку, когда он восходит ночью на ложе свое: он должен принять над собой высшее царствие (Малхут) всем сердцем, и заранее передать душу свою в залог Творцу.
…И когда он так поступает, никакое ночное правление не может навредить ему и оторвать от радости служения Творцу, ибо у него уже вечер и утро - день один. И нет ночи, а только неотъемлемая часть дня.
И поэтому он сразу же избавлен от всех дурных болезней и от всех злых духов, которые не властвуют над ним. Ибо ночь его уже вышла из владения нечистых\эгоистических сил (ситра ахра) - ведь нет более разделяющего между ним и стеной, Шхиной/малхут. И силы ситра ахра и суда уже больше не властвуют над ним.
Если человек правильно подготавливает себя, то связан со Шхиной, проявлением Творца, даже в тех состояниях, когда наступает в нем тьма, под воздействием сил, разделяющих его и Творца, группу, науку каббала и весь процесс учебы, продвижения и исправления.
Все зависит от подготовки. Если он готовит себя правильно, никогда не случится разрыва. Напротив, правильной подготовкой он будет способен обратить все силы ночи в силы еще большего слияния, когда "тьма засияет как свет", и он постигнет еще гораздо больше в свете утра и дня, который придет вслед за ночью.
Что значит "придет вслед за ночью"? - Человек сам обращает эту тьму в день. Ночь не сменяется днем сама, по часам, как в нашем мире. В духовном смена происходит под воздействием изменения в человеке, когда тьму в себе он сам обращает в свет.
А если он не подготавливает себя правильно встретить тьму, тьма остается тьмой. Он забывает о дне, Творце и отключается, спускаясь к состоянию "смерти", полного отключения от духовного, когда уже ничего не ощущает, как сказано: "Мертвые - свободны". И тогда постепенно вновь пробуждается, будто приходит с самого начала, в первый раз.
Падения, тьма, приходящая к человеку, оценивается в противовес тем возможностям, которые были даны ему прежде, чтобы он подготовил себя к этой тьме и обратил ее в день.
Допустим, если уровень авиюта/толщи желания, который я должен сейчас получить, "-10" кг ожесточения сердца, желания, то мне даются также все возможности, чтобы я был готов эти "-10" кг обратить в "+10", из сил разделения - в силы слияния. Все зависит от подготовки. Тогда после ночи наступает день.
А если я не готовлю себя правильно, приходит тьма, наступает ночь, - и я обращаю эту ночь в полный отрыв и "смерть". Ведь ночь для меня - когда я ощущаю силы разделения, отделяющие меня от свойства отдачи, Творца. А потом я уже не желаю ни свойства отдачи, ни Творца как свойство отдачи - ничего! Я думаю уже только о себе: когда же мне будет хорошо. Тогда я выхожу из состояния ночи, и ночь сменяется смертью, а затем даже уровнем ниже ее, когда я совершенно ничего не ощущаю.
Мы должны полностью верить мудрецам, что Творец, свет всегда подготавливает нам шаги по системе, и в этих шагах все падения и подъемы, силы разделения и силы, данные нам для использования, взвешены так, что мы всегда можем правильно использовать силы разделения, чтобы обратить их в силы слияния. В это человек обязан верить.
Учение изгнания
Человек находится в этом мире и развивается в своем желании наслаждений. Чтобы придать этому желанию направление, сообразное с его развитием, человеку дают воспитание.
Тысячи лет народ Исраэля развивался в изгнании, и, в соответствии с растущим эгоистическим желанием, ему преподавали Тору как "учение изгнания" - учили жить ради себя и даже против ближнего.
Я хочу быть выше, умнее других, мне нужно больше уважения от них, я поверяю себя в сравнении с ними. Это - правильное воспитание на данном этапе, пока наше эгоистическое желание растет и понимает лишь язык получения, обретения всего того, к чему обязывает его внутреннее развитие, всплывающие решимот. Таково воспитание народа в период изгнания.
А затем у человека пробуждается точка в сердце, и тогда он переходит к другому воспитанию - посредством группы, или ближнего.
Разница очень велика. Раньше человек искал всё больше и больше выгоды в получающем желании. Тора периода изгнания была призвана ускорять развитие, подстегивать эгоизм. Ее использовали в религиозном виде, т.е. в качестве "смертельного яда" - чтобы поскорее понять и осознать принцип: "Я создал злое начало".
А в итоге, реализовав, исчерпав свое эгоистическое желание, мы начинаем задаваться вопросом о смысле жизни и с этим фундаментальным вопросом, с точкой в сердце приходим в группу.
Просьба поддельная, ответ настоящий
Когда точка в сердце приводит нас в группу, мы начинаем выполнять всевозможные действия, еще не зная в точности, что, как и для чего. У нас пока нет намерения на отдачу (лишма) и нет потребности в нем.
Это - неживой уровень реализации: мы уже вступили в некий процесс, но пока что не поторапливаем себя к цели, еще неспособны на это. Мы развиваемся, подобно неживой природе - под воздействием окружения и исключительно в соответствии с ним, не добавляя собственных сил.
Этот период в намерении ло-лишма подразделяется на этапы. Поднимаясь с духовно неживой ступени, человек начинает понимать, что всё должно быть не так: "Где мой свободный выбор? Что со мной будет?" Он делает простые, рациональные, практические шаги и сознаёт, что может влиться в особый процесс, который позволит ему определять через высшую систему темп и форму своего развития.
Как? Человек верит, что, прилагая усилия во время учебы, он привлечет на себя свет, возвращающий к Источнику. Посвятив жизнь достижению духовной цели, он работает в группе, учится, занимается распространением и устремляется при этом на обретение свойства отдачи, намерения лишма, любви к ближнему.
Пускай это пока ложное, искусственное желание - все равно тем самым человек вызывает на себя свет. Система связи выстроена таким образом, что даже ненастоящие призывы и намерения все-таки приводят свет в действие.
Упор на качество
Всё дело в усилиях. Человек обязан верить в принцип: "старался и нашел". Поэтому Бааль Сулам пишет в 17-м параграфе "Предисловия к ТЭС", что перед учебой мы обязуемся укрепиться в вере, как сказано в "Изречениях отцов": "Верен Тот, на кого ты трудишься, чтобы дать тебе вознаграждение за твои труды". И вознаграждением этим будет переход из эгоистического намерения ло-лишма в альтруистическое лишма.
Перед учебой и во время учебы человек обязан видеть себя устремляющимся к этой перемене в себе. Здесь-то и кроются все усилия. В том же "Предисловии" Бааль Сулам объясняет, что нельзя проявлять небрежность ни в их количестве, ни в их качестве.
Начиная учиться, мы, возможно, и желаем измениться посредством учебы и заложенного в ней света, но потом забываем об этом и отвлекаемся - т.е. недодаем качества усилий. Количества, может быть, и достаточно, но главное - именно качество: до какой степени я испытываю боль - настолько, что не могу оставить цель, как больной, все время помышляющий лишь об излечении. Что бы он ни делал, всё призвано помочь ему в выздоровлении.
Такую потребность не обрести в одиночку. Это можно сделать только при помощи окружения. Оно обяжет человека важностью цели, и только так он сможет продвигаться.
Подытоживая все имеющиеся у нас средства, мы видим, что и группа с ее традициями, и я сам, и Творец, и учитель, и уроки, и распространение - всё это нужно для того, чтобы создать в человеке сильную потребность в переменах, вызываемых посредством учебы. Лишь к этой точке мы должны прийти, лишь она должна стать результатом всех наших усилий.
Тогда на уроке у нас возникнет подлинное требование света, и ничего другого: ни знаний, ни мудрости, ни отличий в чем-либо - только внутренних перемен. И мощь этого требования будет столь велика, что оно действительно приведет к изменениям.
Это позволит человеку перейти к Торе, как к "приправе", а от нее - к Торе жизни, вместо "смертельного яда", которым он пользовался раньше.
Ведь мы раскрываем свое злое начало с помощью света. Этот свет называется "ангелом смерти": с одной стороны, он показывает человеку, что он духовно мертв, а с другой стороны, помогает затем умертвить свое эгоистическое желание. Так мы движемся вперед.
Побег на месте
Вопрос: Из опыта мы знаем, что на духовном пути бывают подъемы и падения. Что поможет мне не сбежать с поля битвы?
"Сбежать" - это не значит удалиться восвояси. Нет, ты продолжаешь сидеть на уроках, ты приветлив и доброжелателен к товарищам, ты выполняешь все законы группы, участвуешь в дежурствах, платишь маасэр - хотя по сути уже давно сбежал в другое место мыслями и чувствами. А может быть, привычка быть в группе стала у тебя второй натурой. Это и есть побег.
Физически ты на месте, но мы судим не по телам, а по желаниям и намерениям, - а они у тебя, возможно, давно ретировались за тридевять земель. А значит, ты не здесь. Иными словами, во время учебы ты не прикладываешь разума и чувства, желания и мысли, чтобы удостоиться света, возвращающего к Источнику. Вот и выходит, что ты сбежал.
Несколько лет ты просиживаешь здесь штаны, а потом спрашиваешь: "Ну и где мое вознаграждение?" То есть твои эгоистические представления о награде ни на йоту не переменились.
Так что, человек должен проверять себя: сбегает он или нет? И работа эта ведется непрестанно, каждую секунду. Как пишет Бааль Сулам в "Предисловии к ТЭС", п.18, важно не отвлекаться от главного - от кроющегося в Торе света, который возвращает к Источнику.
И прежде всего - во время учебы. Ведь, даже подготовившись, человек на уроке может убежать мыслями от цели. Если пять минут ты держал намерение, а затем упустил его, то все три часа прошли впустую.