Научное исследование мира. Открытый урок - 46
Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок
Свет в сосуде: не просто наполнение, а проникновение
Творец создал желание - "круглое" желание, в том смысле, что вначале у него еще нет никаких деталей восприятия, - и наполнил это желание светом. Своей силой, светом Он создал реальность желания и тем же светом наполнил его.
Таким образом, в мироздании есть только двое: желание и свет, сосуд (кли) и наполнение. Свет называется "Творцом", а желание называется "творением". Лишь они и существуют в мире Бесконечности. А "мир" в духовном - это состояние, а не картина, к которой мы привыкли в нашем мире.
Так вот, первичное состояние желания и света называется "миром Бесконечности", поскольку в нем нет пределов и ограничений. Сколько желание хочет, столько у него и есть. Все составляющие его желания наполнены.
Чего же недостает? Только одного: желание сотворено, но не ощущает себя. Оно существует потому, что его держит свет. Чтобы развить его, чтобы желание почувствовало, чтó оно собой представляет, что имеет, для чего создано, - нужно внести в него некую добавку. Ведь пока оно замкнуто в себе самом, у него нет самоощущения, нет представления о себе существующем.
Чтобы сознавать себя, оно должно как бы смотреть на себя со стороны, видеть себя, думать о своей жизни. Это несвойственно животным или людям, которые еще не развиты. Только развившись, человек начинает задаваться вопросами: "Кто я и что я? Для чего я? В чем суть этой жизни?". Он интересуется уже не только самонаполнением, но и смыслом происходящего, пытается выглянуть наружу из своего бытия.
Чтобы предоставить желанию такую возможность и способность, свет должен войти в него и придать ему собственные свойства. Тогда в нем будут сосуществовать свойство желания и свойство света, и на контрасте между ними оно начнет спрашивать себя: "Откуда я? Зачем я? Куда я?"
Если же в желании не появится дополнительное свойство, то оно ни о чем не задумается и будет заботиться лишь о естественной потребности - поддерживать свою полноту и целостность. Так же представители неживого, растительного и животного уровня стремятся наполнять и удерживать себя в оптимальной форме.
Вот почему Творец должен проникнуть в желание и пронизать его Собой, придать ему свойство света.
Расчет, который делает из меня человека
Чтобы свойство света проникло в желание, осуществляется особый процесс нисхождения.
Прежде всего, желанию придают чувство собственной противоположности свету. Как следствие, оно не может вынести себя самого и производит сокращение (цимцум).
А затем желание решает: "Мне нужен экран (масах)". Иными словами, ему нужна возможность уподобиться свету посредством собственного действия.
Это значит, что оно все-таки будет обособлено от Творца и встанет перед Ним, как гость перед хозяином. Ничего не получая от хозяина, гость, тем не менее, чувствует, что противоположен ему, и страдает от этого.
Мне не нужно приготовленное хозяином угощение, я отвергаю его. Однако хозяин все равно предлагает мне отведать со своего стола и сожалеет, что я не беру его даров. И тогда я принимаю их - причем ясно, что я делаю это, желая лишь доставить ему удовольствие.
Итак, свет и творение, будучи противоположными, отделены друг от друга. Свет хочет наполнить творение (1), а творение отталкивает его назад (2). Но потом, когда свет все равно возвращается и "очень просит" (3), творение словно бы делает ему одолжение и соглашается получать от него (4). Такое получение считается отдачей. Так и развиваются их отношения.
Речь идет о развитии посредством экрана. Творение представляет себя как место желания, но перед этим желанием у него стоит экран. Оно словно ставит наверху "перегородку" и решает для себя: сколько бы света ни пришло (1), прежде всего я оттолкну его (2). Но свет все-таки давит на меня (3), и тогда я произвожу расчет (?): сколько я могу получить. Соответствующее количество я впускаю внутрь и принимаю это "угощение" (4).
Расчет становится дополнительным фактором: сколько я способен получить, чтобы доставить хозяину такое же удовольствие, какое он хочет дать мне? И этот расчет делает из меня человека (адам). Ведь тем самым я утверждаю свою самостоятельность в полном отрыве от хозяина и действую подобно ему. Он - мне, а я - ему. Или, как сказано в Песне Песней: "Я - любимому, а любимый - мне".
Поступая подобным образом, творение приходит к исправленному состоянию, и такое получение делает из него духовный сосуд.
Почему "сосуд"? Потому что он может получать свет.
Почему "духовный"? Потому что подобный Творцу, дающий, как Он.
2011 - время подъема
В процессе постепенного нисхождения из мира Бесконечности происходит получение светов в сосудах (келим). На пути вниз лежат миры Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира и Асия.
Их лестница представляет собой постепенно сокращающееся получение света ради отдачи Творцу. В мире Адам Кадмон есть большой свет ехида, в мире Ацилут - свет хая, в мире Брия - свет нэшама, в мире Ецира - свет руах, а в мире Асия - свет нэфеш.
В итоге заканчиваются все светá во всех сосудах, и мы оказываемся внизу, в состоянии "этого мира". Здесь нет ни светов, ни сосудов - только простая жизненная сила, материальное желание. На протяжении всего спуска экран уменьшался со 100% до нуля. В итоге у нас нет силы сопротивления, нет мысли об отдаче, нет ничего. Мы находимся в материальном мире - иными словами, в желании, действующем ради себя.
И здесь мы должны развиться до такого состояния, чтобы захотеть вернуться обратно в мир Бесконечности - с нуля, снизу вверх пройти все пять миров, через которые мы спустились. Тем самым мы, по сути, реализуем цель творения.
Итак, опустившись до нашего мира, мы существовали в нем на протяжении истории, пока не подошли в 2011 году к началу подъема. С этого времени все души начинают путь наверх.
Путь сверху вниз и снизу вверх пролегает через 125 ступеней, поскольку в каждом из пяти миров есть пять парцуфим по пять сфирот.
Вообще, в мироздании всё задано и отмеряно, всё обращено к цели. Мы должны лишь раз за разом раскрывать наше следующее состояние и аккуратно вступать в него - каждый по-своему. Всё уже выстроено, а в Бесконечности (Эйн Соф) нас ждет финальное, совершенное состояние.
До того как спуститься оттуда, мы находились в состоянии 1, а затем, через разбитое и запутанное состояние 2, возвращаемся назад в Бесконечность, в состояние 3.
Что же мы на этом "зарабатываем"? Мы зарабатываем самостоятельность. Ведь мы сами проделываем этот путь назад в Бесконечность, сами действуем, сами постигаем творение и действия Творца. Сознавая, кто Он, мы обретаем подобие Ему и понимаем, как надо действовать без Него. Мы учимся, как учится ребенок, пока не достигнем такого уровня, на котором будем действовать вместо Творца во всей реальности, во всем творении.
Творец - это лишь сила, а мы приводим ее в действие. А потому в третьем состоянии есть двое: Творец и творение, равные и подобные во всем. Вот что мы заработали. В этом и заключается цель, которую Творец поставил перед нами, - чтобы мы стали равны: Он и творение.
От земного экрана - к духовному
Книга Зоар. Глава "Итро", п.180: … По шести свойствам следует смотреть на образы людей, чтобы полностью знать мудрость. А именно - по волосам, по глазам, по носу, по губам, по лицу и по рукам, т.е. по линиям рук.
Наука каббала объясняет все духовные свойства земными словами. Ведь в духовном мире нет слов, нет букв, есть только ощущение, постижение, понимание, и нет у нас иной возможности выразить его, передать от одного человека к другому духовную информацию, впечатление.
И потому мы берем слова из нашего мира, поскольку наш мир, эта земная реальность является отпечатком высшей реальности, и у всего существующего в нашем мире есть корни в духовном.
Поэтому, когда Зоар говорит о чертах лица человека, его внутренних органах или частях тела - все это говорится о соответствующих силах, действующих в духовном пространстве, т.е. между душами, в их связи. А мы таким образом, так называемым "языком ветвей", передаем друг другу информацию о духовном мире.
Это можно уподобить электрическим силам, которыми мы создаем изображение на экране компьютера. Внутри компьютера - это электрические силы, но для себя мы рисуем ими понятные нам изображения.
Мы можем говорить о внутренних электрических силах, используя их внешние следствия - графические термины - цвета и геометрические фигуры. Мы можем называть эти электрические силы их графическими образами, хотя сами они - не цвета, не линии и не образы, но в своем внешнем проявлении они создают нам такие формы, и названиями этих форм мы пользуемся для названия этих сил.
Поэтому мы должны понять, что авторы Зоара не занимались физиономистикой, физиологией и прочим, а желали подробно описать внутреннее строение души.
Тот, кто находится в духовном мире, представляет себе все, описанное в Зоар, - в духовном смысле, знает, что речь идет о духовном. Он видит это, ведь духовное впечатление гораздо сильнее земного, поэтому прежде всего он созерцает духовную картину.
Тогда как человек, находящийся только в материальном мире, воспринимающий пока лишь земную реальность на своем экране, - видит за словами Зоара земные образы.
Так давайте постараемся, читая Зоар, перейти от одного экрана - к другому, от внешнего, на котором нам представляются земные образы, - к внутреннему строению души. Давайте попытаемся представить свойства души. И хотя мы не понимаем, о чем рассказывает Зоар. но наши усилия вызывают исправляющий нас свет.
Бааль Сулам пишет в "Предисловии к Учению Десяти Сфирот": "И следует спросить: почему обязали каббалисты каждого изучать науку Каббала? Однако же кроется в этом великая и достойная оглашения вещь, поскольку существует неоценимо чудесное свойство для занимающихся наукой Каббала, и хотя не понимают того, что учат, но благодаря сильному желанию и стремлению понять изучаемый материал, пробуждают на себя света, окружающие их души".
Мы должны желать не понять, а ощутить эту внутреннюю духовную картину. Самим этим желанием мы привлекаем оттуда свет. Этот свет исправляет нас - и тогда мы входим в ощущение этого внутреннего мира.
Сотвори в себе Человека
Книга Зоар. Глава "Итро, п.194: Этот человек, когда говорит, натягивает кожу лба, и эти линии становятся менее заметными. Он ходит, нагнув голову.
Правую руку он использует, как левую, а левую - как правую. Он постоянно опечален. Злословит. Считает себя умным во всех своих делах. Испытывает ненависть ко всем, кто занимается Торой.
Зоар говорит о формах связи между нами. Ведь "человеком" во мне называется мое отношение к другим, а не я сам по себе. Сам по себе я - не Человек, а живое существо, как сказано: "Все подобны животным".
Но если я начинаю строить отношения с окружением, со своими товарищами, чтобы подставить себя под их влияние и в связи между нами раскрыть Творца, то место нашей связи называется Шхина, и в ней раскрывается Творец. Мое отношение к товарищам, которое я пробуждаю в себе, чтобы выстроить это место для раскрытия Творца, - называется Человеком во мне.
То есть каждый сам по себе - не Человек, ведь Человек означает "подобный Творцу" в отношении к другим, в отдаче и любви (на иврите "человек"/"адам" - от слова "подобный"/"адамэ"),
Зоар говорит именно об этих формах Человека, видах связи между нами - строении/парцуфе души. В этом парцуфе/структуре есть все описанные выше формы/силы - руки, ноги, лица и пр., - 10 сфирот с 613-ю желаниями, которые мы должны исправить с эгоистических в добрые отношения между нами.
Поэтому, когда Зоар рассказывает о людях с определенными чертами лица, цветом волос, линиями на руке и другими особенностями, - он говорит о связи каждого из нас с другими, о видах этой связи исходя из того или иного типа души - о свойствах Человек в нас.
Душа научит человека
В материальном мире наши представления о красоте все время меняются, и мы вынуждены следовать за мнением большинства.
Ведь мы живем в человеческом обществе и желаем того или нет, почитаем его ценности - так устроена наша природа. Каждый в итоге будет уважать то, что почитаемо большинством в его окружении.
Мы даже не осознаем, насколько безосновательны все эти ценности. Уже столько раз менялась мода - в воспитании, культуре, промышленности, творчестве, даже в пище. И мы видим, что она приходит и уходит, не имея под собой никакой истинной ценности. Все, что выходит за рамки нашего животного необходимого существования, требуемого телу: простого жилища, семьи, пропитания - все остальное ценится нами только потому, что это ценит общество.
Но духовное отличается тем, что никто не тянет нас в него за собой. Нам нужно самим построить для себя общество и самим его пробуждать, чтобы оно влекло нас за собой и через себя - к духовному. То есть в духовном развитии нам предоставлена свобода воли, и никто не будет нас тянуть насильно!
Конечно, Творец стимулирует нас и устраивает нам в этом мире нелегкую жизнь и лишает наполнения. Но с другой стороны, жизнь не так сложна, как когда-то в прошлом, и мы не умираем с голода. Но мы ощущаем внутреннюю пустоту, которая толкает нас к развитию. И когда мы обнаруживаем эту пустоту в себе, задумываясь: для чего жить, в чем смысл и тайна жизни - и не можем на это ответить, то выясняется, что никто не может нам это сказать и объяснить, никто не тянет нас за собой.
Мы смотрим вокруг себя и не видим никаких примеров. Во всем остальном в жизни, мы получаем примеры: какую профессию получить, какой построить дом, что купить, как устроить, быть на кого-то похожим. Человеческое общество подает нам пример во всем. И только духовное остается без примеров, как будто ты находишься в пустом вакууме и каждый день, или даже каждое мгновение вновь встаешь перед вопросом, что делать - куда идти, где взять образец, духовные ценности, цель?
Это большая проблема. Но с другой стороны, нужно понять, что это следствие данной нам свободы! Ведь человек, входя в духовное - сам строит свою душу. Никто не учит его. Есть множество советов и книг, но все это лишь общие объяснения вокруг этой темы, которые лишь немного нас поддерживают.
А в конце концов, все зависит от самого человека. И если он не строит для себя окружение, которое даст ему духовные ценности, направление, такое же основательное, как в нашем мире, показывающем нам столько примеров - то он конечно не будет знать, как продвигаться.
В этом главное отличие духовного продвижения от материального.
Как распорядиться своей свободой
В материальном мире кто-то постоянно работает над нашим сознанием: все средства связи, кино, телевидение, газеты. Мы получаем примеры для жизни в школе, дома, от окружающего общества, от друзей, от всего мира.
Мы постоянно находимся под этим влиянием, сами того не осознавая, насколько зависим от него и следуем этим внушенным нам ценностям.
Получается, что в нашем материальном мире я выполняю только чьи-то чужие желания. Но в духовном - во мне остается абсолютно незаполненная пустота, с которой я не знаю, что делать: куда идти и что происходит? И это очень тяжело.
Но с другой стороны, нужно понять, что в нашем мире мы не делаем никаких самостоятельных действий и никогда не исполняем свои собственные желания, не выбирая для себя, как одеваться, что есть, как думать, какую выбрать профессию и спутника жизни. Все вкусы я получаю от окружения и согласно этой программе работаю. Если мода в окружающем мире сменяется, я тут же меняю направление и начинаю гнаться за ней.
Мы уже привыкли так жить, и потому чувствуем себя в таком затруднении, если нам вдруг дается свобода - а мы уже не знаем, что с ней делать?! Это именно то, что происходит с нашим духовным развитием - нам предоставляется в нем полная свобода. И что с ней делать, откуда взять примеры?
Но если дать тебе примеры, ты не разовьешь себя, как свободный человек, обладающий свободой выбора! Ты не найдешь, не раскроешь свою душу. И все-таки, человек останавливается в недоумении и не знает, как продолжать.
Поэтому каббалисты советуют нам учиться у природы, то есть у окружения. Природа, ее общая, высшая сила - это Творец. У Него нам нужно учиться и Его нам требуется раскрыть. Он должен стать нашим окружением, и с Него мы должны брать примеры.
Как я сам воспитал себя
Если в этом мире я все время подстраиваю себя под те стандарты, которые внушает мне общество, уговаривая меня что-то купить или сделать - то в духовном мире надо брать образец с Творца.
Но проблема в том, что если бы Он раскрылся, мы бы полностью попали под Его влияние и зависели от него в миллиарды раз больше, чем зависим сегодня от окружения.
Мы бы превратились в полных рабов, просто как неживая, растительная и животная формы жизни, выполняющие приказы природы и точно следующие своим инстинктам. И тогда мы бы даже не чувствовали себя живущими какой-то самостоятельной жизнью.
Но Творец, эта общая сила природы творения, желает, чтобы мы были независимыми и равными Ему - а не роботами, выполняющими Его приказы. Не было бы смысла создавать такое творение, которое автоматически исполняет приказы своей природы, и уже заранее ясно все, что получится.
Творец задумал создать человека свободным, чтобы тот сам выбрал подняться на уровень Творца - узнал своего Творца и захотел стать таким же, как Он! Как каждый человек в этом мире хочет, чтобы его любили таким, как он есть - так и Творец, хочет, чтобы мы познакомились с Ним, познали, и увидели, что Его состояние, свойство, сила - это самое совершенное, что может быть.
И потому Он не может нам раскрыться, чтобы мы не превратились в Его рабов и не начали следовать Его приказам автоматически. Он закладывает в нас желание к развитию и стремление к Нему - но скрывает себя. Но, в таком случае, как же нам стать Ему подобными?
И Он придумывает простое решение. Он создает творение, которое называется Адам, человек - духовную силу, свойство подобное Себе, и разбивает это творение на миллиарды частей! И теперь творение должно само, вместо Творца, собрать для себя окружение словно из кусочков лего - такое, каким оно представляет себе Творца, каким узнает Его.
Человек продвигается и сам строит для себя окружение, которое бы влияло на него в обратную сторону и развивало его. Выходит, что мы сами строим Творца, потому Он так и называется "Бо-рэ" - "приди и увидь"! Мы строим свое окружение - и этим строим самих себя.
Я не могу создать самого себя, на себя повлиять. Я уже готовый продукт своего окружения. Но тем, что я все время выстраиваю себе среду, оболочку, которая будет на меня влиять - я косвенно влияю на самого себя. Получается, что я строю систему для своего собственного воспитания.
И тогда я как бы отделен от Творца и строю себя свободно, тем, что создаю себе окружение, согласно тем ценностям, которые хочу себе внушить. Я сам не могу изменить себя - но могу искусственным путем построить общество, чтобы оно внушило мне те ценности, с которыми я сейчас не согласен. Это общество убедит меня, что стоит стремиться к отдаче!
И поскольку я сам построил такое окружение - я словно построил самого себя. То есть я все время выстраиваю внутри себя образ Творца и так продвигаюсь. Пока все эти три формы: я, окружение и Творец настолько сближаемся друг с другом, что становимся как одно целое.
Это действительно свободное развитие, ведь я все сам делаю, все время думаю и решаю, как идти вперед. Я исследую тот мир, который сейчас передо мной раскрывается, и проверяю себя, как правильнее продвигаться.