Научное исследование мира. Открытый урок - 84
Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок
Геометрия желания
Вопрос: В 1 части "Учения Десяти Сфирот" (и в "Древе Жизни" Ари) написано, что из-за равномерного, "круглого" сокращения в свете образовалось пустое пространство, где смогли существовать творения. Непонятно, как это сочетается одно с другим, ведь пространство - это что-то трехмерное, а круг - плоское?
Речь идет о единственном творении, которое было создано в мироздании - о желании. Желание может быть пустым, а может быть полным, или наполненным частично: больше или меньше.
Желание может быть "круглым" - то есть состоящим из множества желаний, между которыми нет никакого различия, когда невозможно оценить, какое из них важнее. Получается ровный круг - все желания равны.
А возможно, что желания поделены так, что одни из них стоят выше - то есть важнее, а другие ниже - менее важны.
Но все время говорится только о желании, а кроме него есть только свет, о котором мы вообще не знаем, что он представляет сам по себе. Нам лишь известно, что он был причиной создания желания.
Иногда говорится, что желание "плоское", на одной плоскости. Это значит, что у всех желаний есть одно общее качество относительно наблюдателя, то есть меня. Я смотрю на свои желания и вижу, что они не выходят из одной плоскости - ни одно не выдается согласно какому-то критерию.
Можно сказать, что какие-то желания относятся к "правой стороне" - потому что в них больше милосердия (Хасадим), мягкости, любви, отдачи. А другие желания относятся к "левой стороне", потому что в них больше мужества (Гвура), стремления получить, мощи, ограничений.
Когда мои желания развиваются, и я начинаю выяснять, какое из них важнее и должно быть наполнено в первую очередь - тогда между желаниями начинает формироваться разум, помогающий лучше использовать и реализовать эти желания. Но этот разум действует только в том размере и качестве, к какому обязывает его желание. Сам по себе он не имеет никакой значимости и не существует.
Желания создают разум. Разум - это внешняя оболочка на желание, помогающая ему лучше пристроиться. Разум - это как архив, хранящий все данные, весь опыт и на его основе помогающий желанию реализовать себя.
Поэтому, все наши определения: на плоскости, вверх-вниз, направо-налево, вперед-назад, цвета, звуки, тысячи разных качеств, которые мы ощущаем - это лишь разные желания. Мы существуем внутри желания, которое имеет множество видов, и потому ощущается нами как эта реальность. Но что такое реальность? - Это желание!
Намерение - полный план действия
Вопрос: Что такое "намерение"?
Допустим, желание находится в каком-то одном состоянии и хочет перейти в другое. Для этого, ему нужно вызвать действие, которое переведет его из первого состояния во второе.
Весь план этого действия: точное знание того, где я сейчас нахожусь, и где я хочу оказаться, какими действиями и за счет каких сил я могу перейти из состояния в состояние - вся эта программа и называется "намерением" или замыслом.
Словно "замысел творения" - полная программа, определяющая, как начать и чем в итоге закончить, и все шаги, которые нужно сделать на пути, какие использовать материалы, силы и средства, чтобы осуществить свой первоначальный замысел. Как сказано: "Итог действия заложен в изначальном замысле".
В намерении все это существует в потенциале, а затем реализуется на практике.
То есть намерение у меня появляется, только когда я уже хорошо узнаю свое текущее состояние и точно знаю, чего хочу достичь. Как обычно спрашивают: "Какие у тебя намерения? Чего ты хочешь достичь? К чему прийти?"
Намерение - это выражение потребности изменения, которое мы уже планируем, понимаем, ощущаем, осуществляем, приводим к завершению.
Само действие выполняется за счет силы света, и потому не относится к творению. К творению относятся только намерения: насколько хорошо оно узнало себя, узнало Творца, как оно заставляет действовать Творца, в какой форме. От человека требуется знать как можно больше.
Каждый раз, когда я расту, поднимаясь по лестнице ступеней, я становлюсь все более требовательным к Творцу, определяя все детали Его действий. Я уже знаю, как Он действует, и как это повлияет на меня. Я знаю во всех деталях и подробностях, как это будет происходить внутри меня, в моем "теле" (желаниях). По опыту Его и себя, я уже знаю, как это все случится.
В итоге я достигаю таких подробностей, что могу управлять его программой вместо Него - я понимаю всю эту программу, каждый ее элемент, все средства, до самых мельчайших подробностей. Когда я достигаю конца исправления (Гмар тикун), я узнаю весь Его план от начала и до конца, все шаги - и с Его стороны, и со своей. Это значит, что я приобрел полное намерение.
Свет действует всегда. Но как Он действует, как мне потребовать от Него изменить меня - это все работа человека, которому нужно познать Творца, отношения между светом и желанием.
Три части человечества
Свет породил желание и управляет им. У желания изначально не может быть никакого собственного движения, которое бы пришло не от света. И как же тогда возможна какая-то собственная инициатива, так называемое "пробуждение снизу" (итарута дэ-летата), которое требуется от человека?
И все-таки, такое пробуждение возможно, потому что свет стремится привести желание к самопознанию, к осознанным действиям, чтобы желание почувствовало себя самостоятельным и якобы независимым от света. И тогда оставшись без света, в своей собственной власти, желание может решить, чего же оно хочет - и потребовать от света изменений.
Требование может быть эгоистическим, когда желание хочет наполнить само себя, в силу своей изначальной природы. Но возможно, что с помощью света, желание достигает такого состояния, когда хочет настоящих изменений и просит наполнения не ради самого себя, а ради света, ради Творца, ради ближнего.
Люди, которые хотят прийти к такой просьбе и просить о благе ближнего, называются "Исраэль" (яшар-эль - "прямо к Творцу"). А все остальные, желающие просто как-то наполнить себя, без всякого отношения к свету, называются "светскими людьми". Если же, человек рассчитывает, что свет поможет ему наполнить себя - он называется "религиозным". На такие три части делится все человечество.
Навстречу друг другу
Когда человек уже понимает, что необходимо попросить у света изменений - вся трудность в том, чтобы представить себе, каких же изменений просить.
Поэтому его проводят через разные состояния, чтобы он мог понять, что означает "собственное благо", согласно его эгоистическому желанию, ради приятного настроения и наполнения.
И как раз поверх всех этих расчетов - надо захотеть действовать противоположно, предпочитая, чтобы эгоизм страдал, лишь бы выше этого эгоизма построить отношение к свету, Творцу "ради отдачи".
А все ситуации, через которые ему пришлось пройти, были нужны именно для того, чтобы помочь ему установить это отношение к свету. И тогда он понимает, что хотя все приходит от света, и желание не пробуждается, не изменяется и вообще не существует без его влияния и поддержки - но есть возможность со стороны желания пробудить свет. Это действие называется "пробуждением снизу".
Оно возможно только при условии, что желание точно понимает себя, всю свою эгоистичность. Ему необходимо попросить своего обратного превращения - чтобы свет дал ему новую силу, позволяющую подняться над собой, наступить на свое собственное желание, раздавить его, заморозить, и над ним построить действие отдачи. Если мы сумеем так попросить - это будет называться "пробуждением снизу".
И тогда мы получим от света дополнение, которое называется "пробуждением свыше" (итарута дэ-леила) - свет даст нам по нашей просьбе возможность подняться над своим эго и поступать обратно своему эгоистическому желанию. Так человек начинает строить свой духовный сосуд (кли).
Каждый раз в нем пробуждают новое желание, которое пылает в нем и не дает покоя, требуя наполнить его эгоистически, за счет ближнего. А он начинает выяснять правильное отношение к своему желанию, понимая, что нужно запереть его и не давать ему прорваться - чтобы над ним построить экран и намерение ради отдачи, позволяющие использовать то же самое желание в обратной форме.
И когда видит, что совершенно не способен на это, и только Творец может помочь ему, то приходит к просьбе, которая называется "пробуждением снизу", МА"Н. И если просит правильно, то получает сверху ответ - МА"Д, и соединяется в общем действии со светом.
Отныне, у человека уже есть опыт построения отношений между ним и Творцом.
Из самой глубины сердца…
Вопрос: Что такое молитва из самой глубины сердца? Где находится эта самая глубокая точка?
"Самая глубина сердца" - это такое глубинное желание в человеке, до которого он сам не может достать. Ведь там, в самой глубине сердца прячется та самая высшая сила, которая удерживает все мое сердце, все, созданное ею, желание. Там скрывается тайна жизни.
Но если из глубины сердца, из этой самой внутренней точки во мне, где находится Творец, который создал меня, поддерживает и управляет всеми моими мыслями и желаниями, я сумею обратиться к Нему - значит, я достиг правильной просьбы.
Ответственные за побудку человечества
Распространение науки каббала ведется в двух плоскостях: частной и общей. Частная сфера - это люди с точкой в сердце, которые стремятся реализовать свою жизнь.
Они чувствуют, что смыслом ее может быть лишь подъем над нашей реальностью и раскрытие высшего измерения, где мы находимся вне материального тела. Там течет иная жизнь - вечным и совершенным потоком желания, силы, ощущения, в бесконечной гармонии с Высшей силой.
Когда люди получают такое желание, незачем спрашивать, откуда оно взялось. Потом они узнают, как это случилось. Так или иначе, точка в сердце влечет их вперед, манит раскрыть жизнь в высшем, духовном измерении. На самом деле, как выяснится позже, вся наша жизнь протекает там, а здесь человек словно лежит без сознания после несчастного случая, в отрыве, во сне, в беспамятстве. Это и есть наша нынешняя реальность по сравнению с реальностью духовной.
Кто получает потребность, импульс, тягу в духовное, тот реализует ее. Он приходит к первоисточникам, вступает в группу, начинает учиться, ему объясняют, как осуществить это желание. Таков частный путь.
А кроме того, продвигаясь по этому пути, мы узнаём, что обязаны также позаботиться о массах. У них нет духовного желания, их не беспокоит более высокое измерение - они хотят наполнить себя там, где находятся сейчас.
И вдобавок они подумывают о "загробной" жизни: если после смерти что-то есть, и можно заранее выделить усилия на устройство в "том мире" - почему бы и нет. Так же египетские фараоны наполняли сокровищами свои гробницы, чтобы обеспечить себе жизнь после смерти.
Таков путь масс: они хотят наполнения - и здесь, и там. У них нет потребности в чем-то большем. Их желание все равно остается на уровне нашего мира - прибрать к рукам максимум возможного. И все же в процессе общего исправления наступает период, когда всем необходимо выйти из бессознательного состояния и подняться к полному сознанию - что называется, к совершенному избавлению.
Кто же поможет массам? Эта задача возложена на людей, которых уже разбудили. Они должны понимать, что получили пробуждение не для себя. Ведь в принципе, они изучают действия по отдаче. Как же их реализовать? Для этого нужно помогать всем тем, кто не получил пробуждения. Они здесь именно для того, чтобы мы вели отдачу им.
Распространение науки каббала, помощь всему человечеству в подъеме над беспамятством к осознанию подлинной жизни - это, по сути, и есть отдача с нашей стороны. Этого ждет от нас Высшая сила.
Сколько светлячков нужно, чтобы освещать ночь?
Распространение науки каббала очень важно. По сути, это и есть реализация нашего отношения к Творцу. Доставить Ему удовольствие можно, если приближать к Нему людей, которые не могут приблизиться к Нему сами.
Для этого ты должен полюбить их, соединиться с их желаниями, как один человек с одним сердцем. У них нет точки в сердце - и ты, посредством своей точки, поднимаешь их вместе с собой. Так нужно действовать в отношении всего человечества - по примеру верхней части парцуфа (ГЭ), воздействующей на нижнюю часть (АХАП).
Можно также называть это частным и общим исправлением, или внутренней и внешней частью мира: его внутренняя часть присоединяется к внешней и поднимает ее вместе с собой. Такова правильная реализация исправления.
Разумеется, оно делится на этапы. Поначалу мы даем людям лишь материалы, начальные знания, приводим их на учебные курсы. Но в целом мы устремляемся на общую реализацию глобального процесса: укреплять все точки в сердце по всему миру и обучать их, чтобы вместе поднять весь мир к духовному раскрытию.
Лишь те, у кого есть точка в сердце, способны и обязаны выполнять действие по распространению науки каббала и исправлению мира. Ведь только для этого они и существуют. Если бы желание, не обладающее точкой в сердце, могло поднять себя на ступень Творца, - так бы и шел процесс. Однако это невозможно. Если у эгоистического желания нет крупицы отдачи, Бины - оно не в силах пробудиться, подняться и исправить себя.
И потому в мире есть малое количество людей с точкой в сердце. Нельзя, чтобы их было больше. Сколько искр света должно быть в человечестве? Минимально возможная мера, которая позволит разбудить получающее желание присоединить его и поднять наверх. Если же искр зажжется хотя бы немного больше, это будет уже не работа, осуществляемая снизу.
Вот почему количество людей с точкой в сердце, которые стремятся к исправлению и называются "Исраэль", очень мало.
В конце последнего изгнания
Мы находимся в конце периода четырех изгнаний, на пороге последнего, полного избавления. Нам нужно разыскать в мире всех людей с точкой в сердце и обеспечить их всем необходимым для учебы и максимального продвижения в рамках наших групп и совместной деятельности.
А кроме того, мы должны выходить во внешний мир и распространять науку каббала тем, у кого нет точки в сердце. В мире сегодня царит большое желание, проявляющееся в самых разных формах. Люди задаются вопросом о смысле жизни - правда, не в духовном, а в материальном смысле. Но тем не менее, этого достаточно, и мы уже можем объяснять им, что настоящее наполнение придет только с духовным подъемом.
Для нас духовный подъем означает достижение более высокой ступени. К этому влечет нас точка в сердце. А для них духовный подъем трактуется на материальном уровне - как любовь, взаимное участие, всеобщее объединение, отдача, уступки ради спокойной жизни в этом мире. Так представляет себе духовную жизнь человечество в целом. Сообразно с этим желанием мы и должны к нему обращаться.
Однако постепенно, благодаря объединению с нами в общую систему, люди смогут уловить подлинную цель исправления. К тому же, в новых взаимоотношениях будет действовать свет, придающий понимание и ощущение. В итоге весь мир присоединится к людям с точкой в сердце, сумеет уступить, отказаться от себя и поднимется вместе с сосудом Исраэля.
Единство как сосуд
Вопрос: Можно ли в нашем распространении описывать Творца как силу объединения и приводить в пример единство органов тела?
Нет, объединение - это средство, а не суть. Все части тела спаяны между собой, они работают в гармонии и дополняют друг друга, каждая из них отрекается от себя ради единства с другими и служения им.
Благодаря этому мое тело становится интегральной системой, и тогда в нем пробуждается особая сила, относящаяся к высшему измерению, - сила жизни. Это уже не материальное существование на животном уровне, а бытие более высокое, постижение единства, цели тела.
Откуда это приходит? Дело в том, что изначально, через четыре этапа распространения прямого света, всё ниспустилось из корневой стадии в четвертую. А затем, постигая единство, четвертая стадия поднимается к Силе, которая создала это единство изначально, - назад к корневой стадии.
Здесь действует универсальное правило: завершив низшую ступень, ты выходишь к началу следующей. Вот почему посредством объединения мы достигаем более высокой силы. Единство - это сосуд, а сила, которую мы в нем раскрываем, - и есть Творец.
Чудо в чистом виде
Книгу Зоар невозможно изучать людям, которые еще не удостоились внутреннего постижения. Они могут только читать ее в качестве "чудесного свойства", "особого воздействия света" ("сгула").
В Зоар нечего изучать. Что мы можем понять в этом тексте?... Если кто-то думает, что ему удается связать одно с другим и что-то понять, - это просто глупое занятие. Мы получаем некое впечатление, но оно чувственное. Человек выходит после урока - и не может сказать ничего определенного.
45 минут мы читаем Зоар - все красиво, интересно, но... не за что зацепиться. Кроме одного: надо стараться удержаться в точке "сгула" - т.е. в каждом слове, в каждом ощущении, в каждой мысли, возникающей во мне во время совместного чтения с товарищами книги Зоар, я должен стараться использовать это состояние, чтобы чуть больше связаться с исправляющим светом, таящимся в чтении этой книги. В этом все дело. Волшебное действие "сгула" кроется в этой книге.