Научное исследование мира. Открытый урок - 96
Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок
Единственные и неповторимые
Каждый из нас чувствует себя особенным, исключительным, как будто лишь он существует в мире, и весь мир предназначен для него.
С развитием поколений каждый всё более выделяется, эгоизм растет и требует от человека становиться самобытнее и чувствовать себя "пупом земли".
Зависть, страсть, тщеславие заставляют нас возвышаться над другими в своих глазах. Отказываемся мы от этого только по безвыходности или из лени - ведь чтобы достичь чего-то, нужна нескончаемая борьба. Однако само желание, сам позыв к самоутверждению над всеми по-прежнему горит в человеке.
Мы видим, что только ощущение собственной исключительности побуждает людей "карабкаться друг на друга", ходить по головам, выстраивая человеческую пирамиду от правителей наверху до самых малых внизу.
Всё зависит от того, насколько человек выделяется своей исключительностью, а также от условий, от качеств, с которыми он родился и которые получил от окружения по ходу своего развития.
Так или иначе, в конечном итоге люди достигают чего-либо в человеческом обществе, только используя свойство собственной исключительности. Свойство это приходит от Творца: Он един, и потому каждый из нас, отделившись от общего желания, созданного Творцом, тоже чувствует себя единственным.
Мы похожи на голографическую картинку, каждая часть которой содержит целое. Раньше мы были одной душой, подобной Творцу, но потом она разбилась на части, и теперь в каждом ее кусочке заложена единая форма общей души, только в противоположном виде - из-за разбиения.
Во мне кроется цельная форма всей изначальной души, а потому, под напором силы разбиения, я чувствую себя цельным и требую в свое распоряжение весь мир и Творца в придачу. Кто и что может иметь значение, кроме меня?
Как следствие, наше самовыражение в этом мире строится лишь на свойстве исключительности, которое действует в каждом. Обычное дело: куда я направляю все свои желания, мысли и способности? На то, чтобы стать еще более уникальным и исключительным.
Каждый продвигается по этому пути сообразно со своими силами, свойствами и со своей леностью, а также в мере того, насколько окружение подстегивает его.
Главное здесь - для чьего блага я использую свое "Я", все свои качества, а в целом - свою исключительность? Если я - мировой уникум, то для кого я действую? В итоге человек приходит к решению о том, что верно использовать себя - значит служить миру, как Творец. Тогда он становится Человеком, подобным Творцу, а мир превращается в место встречи Творца и творения. Там они объединяются и сливаются друг с другом, служа всем душам.
Отсюда мы видим, что свойство исключительности может играть двоякую роль: поначалу человек, как Наполеон, стремится покорить весь мир и использовать его по своему усмотрению, в противоположность Творцу - а в итоге раскрывает необходимость изменить себя и обрести подобие Творцу. Исключительность применяется или ради себя, или ради ближнего - это и расставляет людей по своим местам на духовной шкале.
Кому и чему служит моя исключительность?
Вопрос: По опыту преподавания я вижу, что каббала раскрывает всю самобытность человека. Но делает она это по-своему. В чем тут секрет?
Мой позыв к исключительности проистекает от Творца, только в испорченном виде. А реализую я его на примерах: я учусь у мира тому, как быть исключительным, - скажем, хочу стать знаменитым футболистом, следую крикам моды, тянусь к богатству, к силе, к обману, мечтаю о карьере мафиози или ректора университета.
В любом случае, я учусь у окружения, которое навязывает мне те или иные ценности. Сочетаясь с моей природой, они тянут меня к тому, что мне больше подходит. Каждого влечет что-то свое - главное, проявить свою исключительность.
Итак, по ходу моего развития общество диктует мне каноны, согласно которым я должен выражать собственную уникальность. Сам я ничего не могу решить. К примеру, родившись в Колумбии и попав в окружение наркоторговцев, я пойду по их стопам, мечтая о головокружительной карьере наркобарона. Ведь никакого другого примера я перед собой не вижу.
Вот и выходит, что в этом мире я бросаю свою уникальность в горнило общества. Мне кажется, что я возвышаюсь над всеми, а в действительности я служу им. В конечном счете, я делаю то, что они хотят.
С другой стороны, развиваясь духовно, я получаю от окружения осознание величия Творца, величия силы отдачи. Вещь эта очень абстрактная, я не знаю, что это такое. Посредством учебы я получаю свет, возвращающий к Источнику, - и опять-таки не имею о нем представления, ощущаю лишь результаты его воздействия.
Так что же во мне развивается? - Точка в сердце с ее "духовными генами". И потому только в духовном я на самом деле развиваю себя и реализую свою исключительность. Ведь здесь всё вершится посредством света, возвращающего к Источнику. Я исправляю лишь свою внешнюю форму, а внутри развивается мое "Я".
Если бы вы умели распознавать свои "духовные гены", то каждый видел бы себя в конечном состоянии - таким, каким он должен быть. Однако возникает вопрос: в чем же тогда состоит моя уникальность? Если она уже заложена во мне, то где здесь я сам?
Я проявляю себя в реализации собственной исключительности, я привлекаю свет, чтобы из своего "духовного семени" произрастить человека, и тем самым получаю добавку к учебе, коэффициент развития: слияние с Творцом, форму Творца, способность быть на Его месте.
Таким образом, каждый из нас действительно реализует свою исключительность - чтобы стать как Творец, прийти к слиянию. Я не просто расту в размерах - по пути я обретаю всё то, что есть у Него, облачаю на себя Его одеяние.
Мир не видит решения
Вопрос: Пускай мое намерение эгоистично, но если я начинаю думать о пользе других, о благе мира, можно ли сказать, что это уже действие?
Разумеется. Или ты полагаешь, что действием является раздача хлеба беднякам? От этого в мире только больше бедняков.
Твое действие - в том, чтобы привлекать свет. Именно он возвращает к Источнику, и ничто другое. Так о чем же еще думать? Тем более в то время, когда весь мир находится в беде и подвергается опасности. Нам нужен только свет. Его недостаток - причина всех войн, кризисов, катастроф и прочих проблем.
Именно недостаток добрых действий света вызывает беды на четырех стадиях развития - неживой, растительной, животной и человеческой. Зло, с которым мы сталкиваемся, - это проекция недостатка света.
Наказание идет не свыше. Если я должен прийти к определенному вознаграждению - к раскрытию Творца, к подобию, слиянию с Ним - и не делаю этого, то создающийся разрыв ощущается мною как наказание, как недостаток добра. И наоборот, достигнув этого, я чувствую вознаграждение.
Таким образом, вознаграждение и наказание я ощущаю в одних и тех же желаниях. Если я исправил и наполнил свое желание - это и есть награда, а если я не могу исправить и наполнить его - это наказание. Никаких кар свыше, мне не посылают ни крупицы сверх того, что я причиняю себе сам. Я сам создаю свое наказание.
А потому у нас есть только одно дело - привлекать свет. Тем более сегодня, учитывая всё, что происходит и аккумулируется в мире. Других средств нет.
Я поддерживаю постоянные контакты со сведущими людьми, читаю всевозможные статьи, посещаю сайты, слежу за газетами - нигде нет решения. Они не могут ничего предложить и даже думать об этом не хотят, потому что лишены всякой связи с исправлением.
Только вчера я беседовал с известным писателем - и он ничего не сказал, ускользнул от ответа. Это свидетельствует о нечувствительности, непонимании исправлений.
– Мир круглый, - говорю я, - и нам нужно объединиться.
– Да-да, мы тоже действуем в этом направлении…
Люди не сознают, что на самом деле идут в противоположную сторону. Ведь каждый в итоге лишь укрепляет свою партию, свое движение и т.д. Говорить не с кем.
А потому мы в своей среде должны создать условия для возникновения позитивной силы. Только тогда ее волны разойдутся по всему миру. Ничто другое не поможет. Мы не зависим от других, но должны помочь им, чтобы потом люди быстро уловили эти волны, поняли их послание и почувствовали, что они идут от нас.
Материалы нужно распространять заранее, но по сути, источник этих волн - мы сами. И потому главное - объединяться, спаиваться друг с другом еще и еще.
Я возлагаю большие надежды на ближайшие конгрессы, посредством которых мы должны вызвать к жизни единство, сплочение, взаимную заботу о мире, о нашем исправлении, которое поможет миру.
Пришло время Творцу раскрыться в творениях. Средство просто, и оно в наших руках. Нужно лишь воспользоваться им. Мы требуем от мира пробуждения - а сами-то мы пробуждаемся?
Зашифрованные тексты каббалистов
Из статьи Рабаша "Помощь в работе, которую нужно просить у Творца": Есть человек, который боится Творца, ради жизни своих сыновей, или опасаясь за свое телесное или материальное благополучие.
И потому не оставляет его страх, но не направленный на высший корень, ведь в корне его лежит собственное благо, из которого и рождается страх.
А есть человек, который боится Творца из-за наказания в этом мире и в аду. И оба эти страха не считаются истинным страхом перед Творцом.
Настоящий страх - это трепет пред своим Господином, пред Его величием и силой, управляющей всеми мирами.
И в этом огромная разница, между массами и избранными личностями, стремящимися к истине. И потому они желают прийти к тому, чтобы все их действия были ради Творца.
И не ждут за это никакой награды, а служат Царю, то есть исполняют Тору и заповеди ради величия Творца, а не ради собственного блага.
Для нас очень трудно привыкнуть к языку каббалистов, который мы автоматически готовы переводить на привычные в нашем мире, религиозные термины. Но каббалисты использовали этот язык на протяжении многих поколений, чтобы с его помощью отгородиться и защититься от людей, которым не стоит приближаться к духовной работе. Ведь лишь единицы получают пробуждение свыше и чувствуют в себе потребность раскрыть причину своей жизни, ее корень, цель своего существования.
Они ощущают, что в природе существует внутренняя сила, которая создала ее и нас, и дает некоторым из нас желание ее раскрыть, приблизиться к ней, понять. И только для этих людей пишут каббалисты! А для всех остальных они хотят сделать эти тексты скрытыми, так, чтобы их нельзя было понять.
Но как возможно что-то скрыть, если эти книги передаются из поколения в поколение и несут раскрытие? Вот поэтому, каббалисты облачают методику постижения Творца - то есть науку каббала, раскрытие Творца творениям, в такие слова, которые любой человек прочтет и подумает, будто понял!
И в зависимости от желания человека, он расшифровывает для себя эти записи. Один видит в них религиозные предписания, другой - мораль, третий - исторические документы, четвертый относит их к философии, воспитанию, законам жизни человека и общества, отношению человека к Богу и к другим людям.
Все книги каббалистов: Тору, Танах и все святые книги, говорящие лишь о том, как раскрыть высшую силу природы - каждый трактует так, как ему хочется, создавая вокруг этого множество рассказов. И только те люди, кто получают пробуждение раскрыть Творца, используют эти записи по их прямому назначению - то есть для раскрытия высшей силы, внутренней природы. И тогда они находят внутри этих текстов указания, как им продвигаться.
Помоги мне Тебя найти
Продвижение идет за счет той самой силы, которая нас пробудила ее искать. Написано, что "Нет никого кроме Него" и лишь Он один действует.
Но если вся природа продвигается по четкой, заранее заданной программе, то относительно личностей действует другая программа, в которой предусмотрено собственное участие этих людей, призванных раскрыть Творца. За счет этого своего участия они и раскрывают Его.
То есть разница между теми людьми и этими - в том, что одним не дано стремление к раскрытию Творца, и они проходят жизненные круговороты под полным управлением общей силы природы. Но люди, внутри которых заложена потребность раскрыть Творца, обязаны построить с Ним связь, отношения, лично участвуя в этой программе. А это участие проявляется так, что мы начинаем ощущать на каждом этапе ее реализации все более преданную и тесную связь с высшей силой.
Мы чувствуем, что нуждаемся в Нем по всевозможным причинам: чтобы помог нам раскрыть свое состояние, продвинуться, понять, почувствовать, изменить себя, сделать себя подобными Ему! Но главное, это чтобы на каждом сделанном нами шагу, мы раскрывали все более острую необходимость в связи с Ним.
Тогда мы начинаем использовать весь мир ради этой цели, все имеющиеся у нас возможности. И это называется на языке каббалистов: "исполнять Тору и заповеди"! Мы начинаем правильно расшифровывать читаемые слова, а не так, как люди, не принимающие собственного участия в раскрытии Творца, которые воспринимают эти книги словно религиозную этику, законы и предписания о том, как жить в этом мире, какие-то материальные действия, традицию.
Только единицы пытаются понять истинный смысл этих книг, и что они советуют нам сделать. Так они раскрывают, что нам нужно измениться, чтобы соответствовать высшей силе - и тогда мы раскроем Его, будем знать, как с Ним связаться и принять участие в Его работе по выполнению программы творения. Поэтому мы просим у Него желание, исправление желания или наполнение. Все это уже становится этапами нашей внутренней работы.
Проси все, что хочешь!
На самом деле, не так важно, какой помощи просит человек у Творца. Главное, пусть просит - в каждое мгновение!
Пусть никогда не забывает, что нет никого, кроме Него - доброго и творящего благо. Пусть любую мелочь, которая с ним происходит, связывает с Творцом.
Ведь обычно человек думает, что еще не время обратиться за помощью, и он сам что-то должен сделать - своими силами добиться успеха, выполнить какие-то определенные действия, а только потом обратиться к Творцу. Но это неправильно! Не требуется никаких действий. Вся методика предназначена для того, чтобы раскрыть Творца!
И потому, чем больше ты к Нему обращаешься, чем больше чувствуешь себя зависимым от Него, чем сильнее к Нему пристаешь, постепенно перелагая на Него всю ответственность за то, что с тобой происходит - тем меньше ты можешь волноваться. Согласно своей программе, Он оттолкнет тебя, спрячется, поставит перед тобой всевозможные препятствия и скрытия. А ты, несмотря на все это, привыкай все время искать Его и обращаться к Нему.
Это самый краткий и надежный путь. И он не требует от нас большого ума - только стойкости. Если человек так устанавливает себя и не забывает об этом (с напоминанием группы), то своим постоянным обращением к Творцу, к высшей силе, природе, он точно раскрывает, как обращаться, для чего, почему. Он узнает характер Творца - на какие просьбы Он отвечает, а на какие нет. Благодаря своему постоянному желанию вступить в эту связь, в диалог с Творцом, человек начинает Его выяснять.
Об этом сказано: "Сделай все, что только в твоих силах - только не уходи!" То есть нужно просить обо всем, даже не очень раздумывая. Просто, как просит маленький ребенок, хватающий все подряд и все время пристающий к матери: "Дай-дай-дай!" А за этими обращениями уже последует выяснение: что мне на самом деле стоит просить, где тут "заповедь", где "преступление", а где мне дана свобода выбора, какие разные отклики вызывают мои действия. Так человек учится.
Хорошо, что это не даст тебе запутаться, и ты не будешь думать, что все зависит то тебя самого или от окружения. Ты соединишь вместе все эти три составляющие: себя, группу и Творца, и устремишь в правильном направлении - к высшей силе, к зависимости от Него. А потом начнешь выяснять, как ты обращаешься - направлено ли твое обращение на свою пользу, на пользу ближнего или Творца? Так это постепенно выясняется в пути.
Молитва - средство изменения себя самого
Постоянный диалог, просьбы к Творцу, хороши тем, что к Нему невозможно обратиться искусственно, словами молитвы, прочитанными из книги.
Человек начинает понимать, что если не чувствует их, то это не считается обращением. Так Творец не услышит, нужно обращаться к Нему более сердечно, расшифровывая слова применительно к самому себе, ближе к сердцу.
И тогда вместо того, чтобы прочесть молитву по молитвеннику, со словами, которые пока ни о чем ему не говорят: "ради себя", "ради отдачи", "выше знания", "Тора и заповеди", "добрые поступки", "Святой и Благословенный" - те же самые термины и цитаты, которые используют каббалисты, он начинает переводить на более чувственный язык. Даже без слов - а в свои внутренние ощущения, и этим уже действительно приближается к молитве, к просьбе.
Какой же помощи нужно просить у Творца? - Чтобы помог нам обратиться с просьбой к себе! Эта просьба превратится в духовный сосуд, "место" раскрытия Творца.
Но на каждом этапе, нужно стараться проверить себя, обращаешься ли ты со своими собственными словами к Творцу - а не просто повторяешь стандартные фразы из книги, не понимая. Ведь это значит, что ты не понимаешь, к кому обращаешься, как, для чего, и пока оторван от самого обращения.
Способность обратиться с просьбой - это и есть огромная помощь, позволяющая человеку изменить, исправить себя. Обращение к Творцу - это словно устройство, посредством которого человек изменяется. Главное, не поиски ответа на свою просьбу - а сами эти просьбы, которые и строят человека.
И тогда он начинает понимать, что стоит против неизменяющегося, постоянного высшего света. А его обращения - это и есть то, что все время его изменяет, выстраивая его все более близкое подобие простому, абстрактному высшему свету. Внутри своей просьбы он будет раскрывать образ самого себя, все больше соответствующий высшему свету, уровню Творца. То есть человек постигает формы Творца внутри своей просьбы к Нему и так продвигается.
Поэтому написано: "Дай Бог, чтоб он молился целый день!" Ведь вся работа основана на просьбе и молитве.
Там, за словами…
Читая Зоар, мы должны стараться постоянно представлять себе вместо слов - формы связи между нами. В сущности, именно это и только это описывают слова. Ведь нет ничего кроме Малхут, связующей в себе все души. Эту связь мы должны видеть сквозь слова книги Зоар.
Тогда все образы, возникающие в нашем воображении, все наши ощущения ниже Малхут, ниже этой связи, называются или разделяющими мирами (БЕ"А дэ-пруда), сокрытиями, или вовсе нашим миром, существующим лишь в нашем воображении, - надуманным миром.
А все, что выше Малхут мира Ацилут, то есть формы связи между нами, - существуют от Малхут мира Ацилут до Малхут Бесконечности, и все они раскрываются в Малхут.
Поэтому за всеми словами мы должны видеть только эту картину, стараясь распознать, какую форму, какой вид, какое выражение связи между нами сейчас описывает Зоар. Ведь сами каббалисты, авторы книги Зоар, тоже не видят ничего иного.
На руках великих каббалистов
Вопрос: Какие исправления сделали для нас каббалисты прошлых поколений?
Бааль Сулам пишет в "Предисловии к Учению Десяти Сфирот", п.11: Мудрецы Талмуда облегчили нам путь Торы больше, чем мудрецы Мишны, поскольку … предоставили нам новое средство вместо описанного в Мишне аскетизма, - " свет, заключенный в Торе", в котором имеется сила, достаточная, чтобы вернуть человека к Источнику".
Почему же Мудрецы Талмуда заменили путь аскетизма ("съедай лишь кусок хлеба с солью, запивай наперстком воды, спи на земле, скудной жизнью живи и прилагай усилия в Торе") только на занятия Торой? Потому что они исправили сеть связи между ними, и в той же общей системе душ уже находятся души, которые действуют внутри нее, и мы можем воспользоваться их помощью.
В общей системе душ после разбиения находятся разбитые души. И хотя на рисунке мы изображаем их будто разбросанными по сфере, но на самом деле там существует четкая иерархия, бывшая в мире Некудим до разбиения. По той же иерархии души разбиваются и падают вниз - каждая душа согласно уровню своего авиюта/толщи желания, то есть души с большим авиютом падают ниже.
Во всей этой сети есть особые души - тысячи каббалистов, связанных между собой особой связью. Это словно скелет духовной системы.
Читая их рукописи, мы вызываем свечение из той сети связи, которую они построили между собой. Это свечение исправляет нас - вместо пути страданий и лишений, по которому шли люди в прошлом, не пробуждая свет, а подвергая себя страданиям, чтобы они помогли им разбить свое эго.
Для нас такой путь невозможен, мы слабы и не способны бороться со своим эго напрямую. Мы можем сделать это, пробуждая сеть связи, которая уже существует. Мы словно находимся на руках тех самых каббалистов прошлого, как младенец на руках заботливой матери, и они заботятся о нас.
Мы соединяемся с их рукописями - особенно с книгой Зоар, текстами Ари и Бааль Сулама, - и получаем оттуда свет, уход и заботу этих великих душ.
Примите нас в свое собрание!
Вопрос: Сеть связи великих каббалистов прошлого работает также над душами, которые еще не пробудились к духовному?
Нет. Ведь эти люди не обращаются к ним за помощью. Ты можешь изучать Тору, читать тысячи книг - и это ничего в тебе не изменит.
К тому же, если ты читаешь тексты каббалистов, даже с намерением продвигаться, вопрос в том, находишься ли ты в группе, желаешь ли создать вместе с другими такую же форму связи, какая существует между этими каббалистами.
Желаем ли мы в связи между нами создать такую же сеть связи, как между ними? Хотим ли мы перейти от связи между разбитыми душами, которые думают лишь о том, как насладиться всевозможными земными наслаждениями, - к связи, соединяющей наших святых Праотцов - великих каббалистов всех поколений, перейти от разбитой системы связи между душами - к исправленной системе? Мы просим у них помощи уподобиться им, чтобы они приняли нас в свое собрание.
Хочу стать большим!
Вопрос: Есть ли какая-то связь между сетью отношений между нами и сетью связи между великими каббалистами, труды которых мы изучаем?
Мы должны как можно больше уподобиться той сети связи, которая соединяет между собой этих великих каббалистов. - Маленький растет за счет того, что хочет быть похожим на большого.
Этот "большой" - сеть связи, которую создали между собой каббалисты. "Маленький" - это мы, желающие включиться в нее, быть в ней, уподобиться ей.
Мгновения света
Вопрос: Я понимаю и воодушевляюсь в начале урока по книге Зоар, когда Вы говорите о намерении. Но как только мы начинаем читать Зоар, меня одолевает множество посторонних мыслей, и мне не удается вернуться к правильному намерению. Что делать?
Сожалеть! Постепенно к человеку приходит потребность в ощущении материала. Ведь речь идет о возможности восприятия духовного. Наши желания/сосуды - это ощущения, желания.
Если у человека еще нет желания раскрыть высшего - силу отдачи, на основе низшего - силы получения, за счет того, что низший уподобится высшему по свойствам, то человек еще не испытывает воодушевления от постоянного духовного поиска.
Ничего не поделаешь, пусть сожалеет, насколько возможно. А группа должна поощрять постоянное правильное намерение во время учебы.
Только те мгновения, в которые человек вспоминает о намерении, считаются изучением Торы/каббалы, свет которой возвращает к источнику. Если он сложит все эти мгновения, то может подсчитать, сколько минут в своей жизни он изучал Тору… Но что не делает разум, сделает время. Постепенно это придет.