Суть жизни. О жизни и смерти. Часть 1
Содержание:
- Что такое мое "Я"?
- Что такое душа?
- Что происходит с душой после смерти тела?
- Как наступает смерть?
- Есть ли смерть после смерти?
- Долгая жизнь - хорошо или плохо
- Память о предыдущих жизнях
- Сколько кругооборотов у человека
- Каббала о летаргическом сне
- Что значит конец света
- Есть ли кругообороты у животных
- Кем будет человек в следующей жизни
Что такое мое "Я"
М. Санилевич: Первый вопрос, который нам постоянно задают студенты: что такое "Я"? И связано ли это "Я" с физическим телом человека?
М. Лайтман: Я думаю, что сегодня на этот вопрос уже очень просто ответить. Может быть, лет 30-40 назад было еще проблематично сказать: "связано ли "Я" с физическим телом человека".
Давайте будем заменять в человеке поочередно все органы, пересаживать ему, скажем, легкие, почки, печень, даже сердце... Когда-то считалось: "Если мы пересадим сердце - это будет другой человек". Оказалось - ничего подобного. Мы уже подбираемся к мозгу. С мозгом - проблема. Где формируются воспоминания, где они откладываются? Где это "Я" человека внутри нас? Может быть, в мозге? К сожалению, у нас еще нет примера пересадки мозга, но если бы был, то вы бы убедились, что "Я" человека находится и не там тоже, то есть, оно вообще в теле не находится.
Наше тело является лишь тем инструментом, через который мы сейчас себя ощущаем. То есть, мы ощущаем наше "Я" через тело, но на самом деле оно находится вне тела. Тело умирает, рождается, живет, оно может существовать, может не существовать, можете отрезать от него маленькие кусочки или большие - от этого наше "Я" не меняется. Оно не облачается в тело, словно какой-то дух. И если, не дай Бог, человек потерял руку или ногу, то это не значит, что его душа, его "Я", претерпело при этом какое-то искажение, понесло какой-то урон. Ничего подобного.
Наше "Я" - это абсолютно духовная субстанция. Духовная - то есть, не связанная с атомами и существует вне тела. Называйте это "энергетической субстанцией" или "волновой" - неважно, как вы ее можете себе представить, я пока не настаиваю на чисто каббалистической духовной концепции - но это ни в коем случае, не телесная составляющая.
Е. Литварь: Если исходить из того, что "Я" - не мое физическое тело...
М. Лайтман: Я бы даже сказал: "Я" - это я, а физическое тело - вообще не мое, и это не я.
Е. Литварь: Отлично, еще интересней.
М. Лайтман: Конечно! Мы можем спокойно заменять его органы, убирать из него какие-то части. Это - как инструмент.
Е. Литварь: Значит, теоретически, мне можно сделать операцию на мозг, заменить его другим, и мое "Я" сохраниться, я буду по-прежнему ощущать себя как Женя. Или что-то изменится?
М. Лайтман: Изменятся только ваши внешние проявления, то есть, навыки, привычки - все то, что накоплено за этот жизненный опыт и является не духовной субстанцией, а материальной, качества, которые не перешли из материального уровня в духовный уровень, то есть, из знаний - в свойства. Те, конечно, при этом претерпевают изменения.
Е. Литварь: Значит, если мозг пересадили, то после подключения моего "Я" к физическому телу и к новому мозгу, я буду уже не Женя Литварь, а кто-то другой?
М. Лайтман: Давайте проведем более простой эксперимент. Если мы дадим вам другое тело, но с тем же мозгом, то, конечно, вы будете выполнять совершенно иначе, чем раньше, некоторые функции, потому что ваше тело будет по-другому реагировать, реализовывать команды мозга. Так вот, то же самое и с мозгом.
Е. Литварь: Но ощущать я себя буду, как - Женя?
М. Лайтман: Ощущать вы будете себя, как Женя, в любом случае.
Е. Литварь: Тогда вопрос: у меня сейчас, к сожалению, начинается склероз, я бы даже сказал, продолжается. Это связано с моим "Я", или с моим физическим телом? То есть, это недостатки моего мозга...
М. Лайтман: Абсолютно.
Е. Литварь: ...или это недостатки моего "Я"?
М. Лайтман: Нет, нет. Я и имел в виду, что мозг является определенным исполнительным механизмом, также как руки и ноги, а за ним стоит наше "Я", которое реализуется через мозг, через нервную систему, через множество всевозможных систем тела.
Реализация, конечно, меняется, если мы пересаживаем органы, пересаживаем мозг, но ничего из вашего личного "Я" не исчезнет и не прибавится. Реализация, может быть, произойдет в несколько ином аспекте. Это как вы сравниваете какую-нибудь современную, особой модели машину - и телегу с лошадью. В принципе, все это - средства передвижения, но насколько разные: самолет, ракета, телега, машина и так далее. Разница в способе реализации, но не в самой сути.
Е. Литварь: Я видел во многих фильмах, как человеческое "Я", или душа, или дух (в разных фильмах это называют по-разному) вселяется в другие тела.
М. Лайтман: О! Это абсолютная глупость. Это - Голливуд. Наше тело с его сердцем, с его мозгом является просто той оболочкой, которая обеспечивает проявление тех или иных наших внутренних ощущений - не более того. И ничего нет особенного и сверхъестественного ни в мозге, ни в сердце, ни в чем-либо другом. Это всего лишь инструменты.
М. Санилевич: А мысли относятся к моему "Я" или к физическому телу?
М. Лайтман: Ничего не относится к нашему физическому телу. Тело является чисто исполнительным механизмом. В нем нет ничего такого, что выходило бы за рамки естественного... Я уже не говорю о свободе воли, об особых исполнительных программах - все они базируются только на моем духовном"Я" и не зависят от тела.
Также мы думали когда-то, что наше "Я" сосредоточено в сердце. Я помню, когда Бернард делал свою операцию 50 лет назад, то весь мир ожидал: "Что же теперь этот человек будет чувствовать? Как же он будет сопереживать и переживать?" Ничего с ним не случилось. Отключили его от своего сердца, подключили к аппарату "искусственное сердце", а потом вшили другое, и ничего страшного. Сегодня это уже норма. И то же самое будет и с нашим мозгом. Мы, в конце концов, осознаем, что существуем не в теле. Наше тело необходимо, для того чтобы выразить наше внутреннее "Я".
Е. Литварь: Тогда получается, что существует некое "Я", и это "Я" мыслит, и принимает решения, а я ощущаю, словно это все происходит внутри моего тела, так?
М. Лайтман: Так же как вы сейчас ощущаете, будто чувствуете сердцем: "Сердце разрывается. Сердце болит за тебя. Я люблю тебя всем сердцем. Я ненавижу тебя от всего сердца". Причем тут сердце?! Существует механизм, который воздействует на нервную систему и воспринимает всевозможные перепады давлений на нее. Поэтому нам кажется, что наши ощущения относятся к данному органу, а на самом деле, - к нервной системе, которая его окружает - вот и все. Мы лишь приписываем сердцу наши ощущения.
То же самое относится и к мозгу: "Мой разум, мои мысли, мои воспоминания, мои планы - это все у меня здесь, я обрабатываю их, я понимаю где, что происходит...". То же самое как в сердце! Вдруг мне заменили мозг, и что же получилось: "Мне пересадили другое вещество? Он стал на полкило больше или меньше? Что же получается? Я стал умнее или глупее? А где все мои данные? Их нет во мне!" Мозг - чисто исполнительная вычислительная машина.
Определенные проблемы есть только с тем, как он будет состыковываться с телом, но они уже чисто медицинские. Это, как и с сердцем: если состыковка нормальная, то никаких проблем человек не ощутит - просыпается после операции, и вперед, с новой головой, не чувствуя никакой разницы между тем, что было у него раньше в этой коробочке. А может, вообще всю коробочку заменят вместе с лицом. Так где тогда вообще мое "Я"? Заменили мне лицо, сделали из меня Аполлона. И что же - мое "Я" выражается теперь через этого Аполлона?
Е. Литварь: Так, где мое "Я"? Оно где-то сбоку?
М. Лайтман: Оно вне тела, и этот Аполлон сейчас выражает мое "Я".
Е. Литварь: Значит, все-таки "Я" принадлежит не этому физическому материальному миру?
М. Лайтман: Абсолютно не этому физическому миру! Абсолютно!
Е. Литварь: Это субстанция какого-то другого измерения?
М. Лайтман: Да. Так говорят сегодня и люди, которые занимаются этой проблемой в "Институте мозга имени Бехтерева". Я слышал, что в Ленинграде измеряют: выход души из тела, вход души в тело, что происходит с мозгом и так далее.
И, по-моему, на сегодняшний день уже нет этих иллюзий по поводу того, что наш мозг является вместилищем души. Он является механизмом, обрабатывающим Высшую программу и запускающим все тело.
Е. Литварь: Последний вопрос: Я недавно влюбился в девушку, которая лет на 90 младше меня. Она, к сожалению, в меня не влюбилась, и я ощущал внутри боль. Болело именно в сердце оттого, что она меня не любит. Вы говорите, что это не в сердце. Хорошо, пусть, не в сердце, но ведь и не в легких. Где же я тогда ощущал боль?
М. Лайтман: В ваших желаниях. А ваши желания в вашем теле не находятся.
Е. Литварь: Почему же я это ощущал в сердце?
М. Лайтман: Да, потому что нервная система сокращает и разжимает сердце, и вы чувствуете этим органом все проявления ваших чувств. Проявление, реализация, исполнение чего-то, что находится не в теле.
Даже более того, когда вы начнете ощущать Высший мир, то вдруг обнаружите, что ощущаете его всем своим телом, как будто во все тело что-то вселяется, и оно начинает по-другому вибрировать. Где же эти вибрации? Во всем теле? Они тоже ощущаются нашей нервной системой.
М. Санилевич: Как выделение адреналина ощущается во всем теле?
М. Лайтман: Да, да. Естественно. Та же любовь. Проверят все результаты ваших анализов, скажут: "Вот, тут у него выделялся адреналин, а вот тут еще то-то и то-то. А что ты при этом переживал, молодой человек? Ах, любовь! Ну, отметим".
М. Санилевич: Ну, любовь, это произвольные аминокислоты, дофамины и т.д. Поговорим сейчас о смерти. Есть несколько вопросов на эту интересную тему. Люди боятся смерти.
Е. Литварь: А я уже нет. Мы только что поговорили, и мне уже совершено не страшно.
М. Лайтман: Почему тебе не страшно?
Е. Литварь: Я не знаю пока. Из Вашего рассказа получается, что я и сейчас нахожусь где-то не здесь.
М. Лайтман: Ну и что дальше? А с чем ты себя ассоциируешь?! Если ты себя ассоциируешь с телом, тогда это страшно.А что же у меня есть, кроме тела? Если уже находишься внутри своей души, и из нее наблюдаешь мир, то тогда твое тело (ты видишь сам) - как рубашка, надетая сейчас на тебе, такое же внешнее, ну, взял его и сдал.
Е. Литварь: В химчистку.
М. Лайтман: Да. Такого состояния человек должен достичь: он берет тело, живет с ним, и отдает, потом опять берет тело, живет с ним и отдает. И ощущает себя абсолютно независимым от него.
Для чего он это делает? Для того чтобы выполнить какую-то определенную функцию, которую только через тело и можно выполнить, а без тела невозможно. Какую? Реализовать себя по отношению к другим людям так, чтобы помочь им тоже достичь такого состояния - ассоциировать себя с душой - и соединиться с ними. Тогда этот мир, все эти тела и всё, что мы через тело, через пять его органов чувств наблюдаем, исчезнет. И мы увидим, что этого как бы и не было, а весь наш мир на самом деле - есть то, что ощущается нами через особые сенсоры, называемые "пять органов чувств".
А смертью мы называем смерть животного тела. Оно абсолютно животное. Как у любого живого существа. Какое отношение имеет смерть животного тела к "Я" человека? Человек - это его "Я", а не плоть, не мясо. Мясо - это животное. А "Я" - это совершенно другое, что-то высшее, вечное, совершенное, это что-то абстрактное.
Поэтому, если мы говорим о смерти тела, то речь идет, действительно, о смерти биологического организма, оболочки, которая помогает нам осуществлять определенные функции, воплощать, реализовывать указания нашего "Я", нашей души. Просуществовав какое-то время вместе с этой оболочкой, мы реализуем определенную программу.
Это называется "кругооборот душ при облачении их в тела". Но в любом случае, давайте относиться к смерти тела, просто как к смерти животного, которое нас сопровождает. Вот, допустим, находится рядом со мной моя любимая собачка... Вот, она здесь, идет со мной по жизни, помогает мне, через нее я реализую всякие команды. Допустим, я не умею говорить, а она умеет. Я не умею видеть, а она меня ведет, видит и ощущает. Я же ничего не умею и не могу в этом мире, в котором она умеет все. Вот эта моя собачка и есть мое тело. Допустим, у меня нет никаких органов чувств, я слепой, глухой, не имею обоняния, осязания - ничего. Зато, есть собачка, с которой я могу контактировать, имеющая все эти органы, и я через нее всё так ощущаю. Но я - это я, а она - это она. Вот, такое же отношение, поверьте мне, у меня к телу.
Е. Литварь: Если бы, допустим, я захотел сегодня полететь на Марс, и оказался бы в условиях, которые совершенно не приспособлены для моего физического тела. Мне понадобился бы особый скафандр, обеспечивающий все необходимое - питание, сон и так далее. Можно ли уподобить такой скафандр нашему телу?
М. Лайтман: Да. Конечно. Оно адаптировано к нашему миру, к земным условиям. Оно создано и развилось (в течение миллионов лет) с земными условиями, и вот оно такое.
Через него я и контактирую с этим миром. Через наше тело мы контактируем и друг с другом. Но кто находится в контакте, в коммуникации? Наши души.
Вот, если бы мы видели, зачем наши души постоянно взаимодействуют между собой, и почему именно через тела мы должны друг друга воспринимать, а не непосредственно (как это, на самом деле, происходит в духовном мире, на духовном уровне), тогда мы узнали бы всю тайну нашего мира.
Что такое душа
М. Санилевич: Душа - это "Я" человека?
М. Лайтман: Да. Душа - это "Я" человека.
М. Санилевич: Это надо еще осознать... Значит, у тела есть какие-то чувства?
М. Лайтман: У тела ничего нет.
М. Санилевич: А что есть у души? У "Я"? Оно не видит, не слышит без тела?
М. Лайтман: Тело - исполнительный механизм!
М. Санилевич: А какой смысл в душе? Что такое душа, если она не видит, не слышит? Когда тело умирает, что тогда происходит с душой?
М. Лайтман: Душа - это духовная конструкция, которая должна пройти определенные исправления. И как она их проходит? Только с помощью тела. Тело должно в нашем мире контактировать с остальными телами, а через тела осуществляется контакт с душами. Нам необходимо достичь состояния, когда мы, существуя в нашем мире, входим в контакт между собой через тела, как через души, то есть, тела не являются помехой для контакта душ.
Иначе говоря, тогда наш мир поднимается на уровень духовного мира, то есть, тело как бы аннулируется, не принимается во внимание. Оно становится прозрачным и является полным слугой души. И хотя души контактируют через тела, но тел уже как бы нет. Вот, до такого состояния взаимодействия между собой мы должны подняться.
Каким образом мы это должны сделать? Только изменив свой эгоизм на любовь к ближнему. Вот тогда мы точно выйдем на уровень душ, потому что именно наш эгоизм и порождает наши тела.
М. Санилевич: Эгоизм мешает мне ощутить другого человека?
М. Лайтман: Да!
М. Санилевич: Он меня разделяет с другими людьми?
М. Лайтман: Да.
Е. Литварь: Есть моя душа, и есть Мишина душа. Для чего нужно Мишиной душе, чтобы он вошел в это тело и через него общался со мною, а на самом деле с моей душой? Почему моя душа не может общаться с Мишиной душой? Для чего тогда весь этот мир?! Для чего эти тела, весь мир, стол, стулья и прочее?
М. Лайтман: Очень хороший вопрос - по делу.
Для того, чтобы вы захотели и смогли из нашего мира подняться на уровень духовного мира, как будто нашего мира и нет. До такого состояния вы должны дойти, начиная с того состояния, когда вы находитесь только в телах. Почему?
Потому что только находясь в телах, вы обладаете свободой воли относительно духовного мира: "Захочу или не хочу подняться? Надо мне это или нет? Зачем мне это надо? Каким образом я могу подняться? Каким образом я могу аннулировать себя? Каким образом я могу ощутить Высший мир? Что же это такое? Как мне его найти? Как мне в нем адаптироваться?". Когда вы задаете в себе эти вопросы, и когда вы начинаете над этим работать, тогда вы и постигаете Высший мир - на основе вашего желания. У вас возникает вопрос, на который приходит ответ, затем, еще вопрос - на который приходит ответ.
Таким образом и происходит постижение Высшего мира. Вы бы не постигли его, если бы не входили в духовное измерение из нашего мира, а просто пребывали в нем, даже не зная точно, в каком объеме существуете, не ощущая его. Постижение может быть построено только на противоречии, на сопоставлении, а потому оно происходит из нашего мира, противоположного духовному.
Е. Литварь: Исходя из сказанного Вами, получается, что кто-то или что-то устроил все таким образом, что бы я в определенный момент времени самостоятельно принял решение: "Я хочу". То есть, всё это только для того - чтобы я сам принял решение?!
М. Лайтман: Да. Только для этого. Для того чтобы пробудить в вас свободу воли или хотя бы ее иллюзию.
М. Санилевич: Еще раз, в чем свобода воли человека?
М. Лайтман: Свобода воли человека - в том, чтобы захотеть уподобиться Богу или общему закону природы, что одно и то же.
Е. Литварь: То есть, общий закон природы создал целую систему духовных миров, в том числе и наш мир, только для того, чтобы в определенный момент времени я сам захотел стать, как Он? Каждый захотел сам стать, как Он. Вы, в свое время, сами захотели стать, как Он? Только для этого существует этот мир?!
М. Лайтман: Только для этого существует этот мир, чтобы из его низшего, ничтожного уровня достичь самого наивысшего уровня существования.
Е. Литварь: Значит, не для того, чтобы я в этом мире стал Пушкиным, не для того, чтоб я стал Эйнштейном, не для того, чтобы я стал чемпионом мира по горным лыжам, не для того, чтобы я стал миллиардером и так далее - не для этого?!
М. Лайтман: По-моему это и так уже ясно нашему поколению...
Никаких таких целей душа перед человеком не ставит. Наша задача войти в гармонию с природой, но только с Наивысшей природой. Не в том смысле, что давайте попробуем вернуться назад в пещеру, нарядиться в шкуры, то есть, вести образ жизни первобытных людей: есть сырые корнеплоды и охотиться за дикими зверями. Здесь имеется в виду, что мы должны достичь подобия наивысшему закону природы - закону абсолютной любви.
Задача в том, чтобы привести человека к осознанию необходимости, к возможности реализации на себе этого закона. И в наше время, именно в наше время, этот закон начинает реализовываться. Вся предыдущая история человечества была только подготовкой, накоплением личного отрицательного опыта, когда человек пытался все время придумать, как же ему в нашем мире существовать, и для этого изобретал всевозможные цели, теории, набивая себе, в итоге, шишки, и так из поколения в поколение.
В наше время мы уже, кажется, начинаем осознавать, что все наши идеи оказываются ошибочными, что все наши планы добром не кончаются, что искусственно мы ничего не придумаем. Сегодня мир наконец-то начинает это осознавать. Единственное, что он не знает: откуда он может почерпнуть знания об этом Едином законе всего мироздания, которому необходимо соответствовать. Об этом и говорит каббала.