Суть жизни. О жизни и смерти. Часть 2
Что происходит с душой после смерти тела
М. Санилевич: Что происходит с человеком, когда он умирает? Его душа переселяется в другое тело?
М. Лайтман: Не человек умирает, умирает тело. Душа остается душой. Она там, где всегда и существовала, то есть, в своей духовной области.
Переселяется ли она в другое тело или нет? Это зависит конкретно от общего плана соединения всех душ в единый организм.
Все души представляют собой одну душу. Как наше тело состоит из отдельных органов, клеток, также и единая душа состоит из многих отдельных органов, клеток и частей. Каждый из нас представляет собой часть в этой общей душе. И задача существования всех душ на уровне нашего мира состоит в том, чтобы мы, находясь в нашем мире, собрали себя в эту единую систему, соединились бы между собой в один исправный живой организм - общую душу.
Если человек умирает, как вы говорите, то есть, его тело умирает, душа при этом освобождается. Она несла какую-то определенную функцию в этом мире через это тело, вела определенную работу по соединению всех душ - подсознательно, осознанно - неважно. Согласно определенной программе она должна: или немедленно вселиться в другое тело и продолжить работу по объединению всех душ, или какое-то время как бы переждать.
В духовном мире не существует времени. Мы еще поговорим о восприятии Высшего мира, который по Эйнштейну и вообще находится вне времени. По-моему, даже физики уже с этим согласны, но еще не понимают до конца, что же это такое. Каббала это объясняет.
В каббале сказано, что наш мир находится в рамках скорости света, а духовный мир - выше скорости света, то есть, вне времени. Поэтому говорить о том, что следующее тело рождается сразу же после того, как предыдущее умерло, и душа немедленно переселяется в него, или это происходит по земным меркам через какое-то время, нам пока рано. Мы еще не разобрали параметры времени - земной и духовный, соотношение между ними. Но можно сказать только одно, что каждое поколение представляет собой шеренгу тел, за которыми стоят души, движущие ими. Тело отработало свое, оно умирает, рождается новое тело, и душа через него продолжает себя реализовывать. И так каждая душа проходит множество тел.
М. Санилевич: Но со стороны души это происходит осознанно?
М. Лайтман: Со стороны души - естественно, со стороны тела - нет. Если бы мы ощущали свою душу, могли ее познать и раскрыть, то нам было бы понятно, на каком духовном уровне, на самом деле, мы существуем, откуда управляемся. Но тогда человек отождествлял бы себя с душой, а не с телом. К этому мы и должны прийти.
М. Санилевич: Почему же мы не ощущаем свою душу?
Потому что мы не выполняем закон души, а это закон абсолютной отдачи, закон абсолютной любви - то, что существует во всей природе. Общий, глобальный закон полной взаимосвязи - можете так его назвать.
Может быть, можно назвать это словом "любовь", хотя по нашим земным понятиям любовь представляется нам чем-то низменным, мерзким или слащавым, или несбыточным.
Полная взаимосвязь, в свою очередь, обязывает каждого человека ощущать другого и выполнять функции за себя и за него в полном соответствии с общим законом.
Так устроен наш организм. Так устроена неживая, растительная и животная природа, включая наше тело. Все, кроме "Я" человека, нашего земного эгоистического "Я", абсолютно связано между собой в общей гармонии. Человек выпадает из нее. Эта недостача относительно всей природы - гармоничной, общей, интегральной - и называется нашим эгоизмом. Исправить его, сделать так, чтобы он вписался в общую картину мироздания, и называется "обрести любовь" - приобрести ощущение всей природы. И не просто включиться в нее, в этот огромный механизм, а, исследуя, что я должен ему отдать, чтобы органично сосуществовать с ним.
Так что, я прошу вас воспринимать мои слова о дружбе и любви не в земном понимании, а именно в системном.
Е. Литварь: То есть, когда вы говорите "любовь", то совершенно не имеете в виду влюбленность?
М. Лайтман: Я имею в виду "любовь" - как понимание необходимости связи, дополнение друг друга, которое образует, создает жизнь и способствует развитию. Между клетками тела, например, должна существовать полная комбинация всевозможных взаимосвязей для того, чтобы каждая из них "понимала" свою функцию, дополняла все остальное тело, давала ему то, что оно требует от каждой клетки. Для этого каждая клетка должна ощущать все тело, и все тело должно ощущать и заботиться о каждой клетке. Такой вид взаимодействия и называется законом общей, абсолютной любви. Так это определяется в каббале. Биолог или физиолог вам скажет, что такое любовь: выделяются определенные аминокислоты (на уровне биохимии), и человек чувствует влечение, особую связь и так далее.
Мы тоже основываем свои выводы на здоровом, научном уровне, а, не улетаем в заоблачные выси, не отрываемся от действительности и не даем рекомендаций, которые невозможно четко осмыслить.
Как наступает смерть
Е. Литварь: Как человек ощущает свою смерть? То есть, сам момент смерти. Как это происходит? И что происходит после смерти тела?
М. Лайтман: На самом деле, сам процесс умирания абсолютно не страшен, он безболезненен, потому что сознание исчезает раньше, чем происходит остановка всей деятельности организма. И нет в этом абсолютно никаких, как нам кажется, отрицательных, серьезных сильных ощущений. Просто, это - наш страх, возникающий оттого, что что-то безвозвратно прекращается. Это первое.
Второе. Что происходит потом? Потом человек находится в том состоянии, которого он достиг до этого момента в своем теле, в своем единении с душой. Иначе говоря, если я в течение этой жизни, что называется, "рожал сыновей, сажал деревья, строил дома" и больше ничем не занимался - то есть, моя душа осталась девственно-нетронутой, неисправленной, представляющей собой точку, которую я не раздвинул до размеров некой сферы, где можно ощущать духовный мир, - то она - и есть всего лишь точка во мне.
То есть, духовного в ней нет ничего. Я реализовался только в каких-то необходимых земных деяниях. С чем я остаюсь? С этой душой, которая представляет собой точку - как, допустим, капля семени, из которой должен зародиться человек. То есть, она еще не может называться даже зародышем будущего человека. Это - только капля из предыдущего состояния. Вот, что остается у человека. Ощущает ли он при этом духовный мир и себя? Ничего он не ощущает! Абсолютно ничего.
Когда он снова рождается в теле, то ощущает это свое биологическое, животное "я". Потом, если в течение данной жизни (в десять, пятнадцать, тридцать, пятьдесят лет - неважно, когда) он ощутит в себе внутреннюю точку, которая влечет его вверх, задумается о смысле жизни, для чего он здесь, что ему необходимо достичь, то есть, если он начнет эту точку развивать, то она "набухнет" и станет объемной. Тогда он и начнет в ней воспринимать совсем иные ощущения, кроме земных - ощущения духовные.
И когда в очередной раз его тело умрет, душа останется с этими ощущениями, которых достигла в этой жизни. А если не достигла, то опять, в очередной раз, будет подобна точке, или капли семени и так далее. Человек до тех пор должен будет возвращаться в эту жизнь, в этот мир, пока не достигнет своего наивысшего предназначения - состояния, при котором он включается в общий организм душ как полностью исправленная, правильно функционирующая микросистема.
М. Санилевич: Теперь понятно, почему человек боится - тут я хоть что-то ощущаю, а там - если я умираю, не достигнув этого состояния, то вообще ничего не ощущаю. Как младенец. Можно так сравнить?
М. Лайтман: Нет, не как младенец. Младенец ощущает!
М. Санилевич: Как семя...
М. Лайтман: Как информационная запись и больше ничего.
Е. Литварь: А вот на нашем сайте с Вами спорят, и некоторые говорят, что после смерти нас ждет сияющий туннель, блаженство и ангелы. Священники пугают мучениями и сковородкой...
М. Лайтман: Ну, зачем?! Лучше уж там, где говорят, что семьдесят две красивых девушки встречают тебя...
Е. Литварь: Нет. Мистики говорят, что существуют темные миры, где царит ужас. Что же ждет нас по ту сторону жизни? Получается, что все остальные, кроме каббалы, обещают лучшее?
М. Лайтман: Ну, во-первых, нет Ада, нет Рая, значит, нет никаких проблем.
Е. Литварь: О чем тогда говорить, если Вы уже финал рассказали? Все неинтересно.
М. Лайтман: Нет. Зато мы говорим о реальности, которая на самом деле существует, которую можно постичь в наших ощущениях сегодня. Мы говорим о том мире, которого человек должен достичь, понять и пребывать в нем так же, как в нашем мире. Мы говорим, что реально должны существовать во всем объеме мироздания, а не надеяться на вознаграждения в будущем мире и не рисовать себе какие-то картины, которые подсказывает воображение человека, не знающего ничего, кроме нашего мира. Он только представляет себе с уровня нашего мира что-то как бы существующее в Высшем мире.
Во-первых, Высший мир вне образов. Это - управляющие силы. Там нет никаких личностей. Это ощущение. Это - только силы, которые взаимодействуют, сетка сил. Точнее даже, система взаимодействия информации, а не материи, которой в духовном мире нет.
В разделе "Восприятие действительности" мы будем говорить о том, что такое материя: а существует ли она тоже на самом деле или появляется только в нашем ощущении?
К сожалению, придется, действительно, отказываться от очень многих бывших представлений. Но зато картина становится ясной, научной. И главное - вы можете сами ее обнаружить и подтвердить.
М. Санилевич: То есть, мы ничего не доказываем сейчас людям. Наверное, кто-то с нами согласен, а кто-то нет.
М. Лайтман: А как ты можешь доказать?! Никто ничего не может доказать! Я в этом существую! Тому, кто в этом не существует, доказать ничего нельзя.
Е. Литварь: Сподвижница Елены Блаватской, англичанка Анни Безант описывает, как душа, согласно своему уровню развития на земле, после смерти тела естественным образом занимает свое место в духовных мирах.
М. Лайтман: А почему она не может занять это место в духовных мирах до смерти тела? Что ей мешает?
Я не знаю, откуда Блаватская об этом вычитала, из каббалы или нет - она интересовалась очень серьезно этой наукой. Но в каббале абсолютно точно написано, что человек постигает духовные миры в течение земной жизни. Занимаясь каббалой, то есть, занимаясь постижением Высшего мира, он в то же время постигает духовные уровни. Ему не надо для этого умирать. Наше тело не мешает постижению Высшего мира.
Мы же говорим о том, что есть "Я", и есть тело. Я могу спокойно курить, запивать пивом стейк и одновременно при этом существовать на духовном уровне. Одно другому абсолютно не мешает! Зачем же для этого мне умирать? Это первое мое возражение. Дальше.
Е. Литварь:Как каббала описывает путь души после смерти? То есть, какие миры она проходит? Что видит? С кем встречается? С кем общается? Какие беседы ведет?
М. Лайтман: После смерти душа занимает то же место, которое занимала и до смерти тела. Существуют всевозможные, дополнительные подъемы, поскольку есть определенные программы, по которым душа, возможно, поднимается на какой-то определенный уровень и затем, снова нисходит в тело.
Е. Литварь: Это после смерти?
М. Лайтман: После смерти. Она может не нисходить в тело, если уже достигла своего полного предназначения и абсолютно включилась во все остальные души. Это программа общая, которую мы сегодня не рассматриваем. Невозможно ее рассмотреть. Это очень серьезный раздел каббалы - целая система, именно системный анализ душ и их коммуникации. Я это говорю, как человек, который занимается и обычной наукой, и наукой каббала.
Е. Литварь: А как я - человек с улицы, смогу понять то, о чем Вы сейчас говорите?
М. Лайтман: Через несколько лет занятий.
Е. Литварь: Но смогу? Вне зависимости от моего образования?
М. Лайтман: Да. Сначала приходит постижение чувственное, а затем уже и умственное.
М. Санилевич: Если я не развил свою душу, то она остается, как семя, значит, все происходит неосознанно? Все эти процессы - спуск, подъемы...
М. Лайтман: А как человек обычно живет в этой жизни? Осознанно?!
М. Санилевич: Ну, он ощущает себя.
Е. Литварь: Кажется, что осознанно.
М. Лайтман: Его жизнь заставляет делать то, что он делает, внутренние свойства, воспитание.
Е. Литварь: Вот я хочу пить. Я беру напиток. Кто меня заставляет?
М. Лайтман: А кто хочет пить?!
Е. Литварь: Я!
М. Лайтман: А откуда у тебя это желание появилось? Что значит "Я"?
Е. Литварь: Просто появилось.
М. Лайтман: Ты его сам родил? Нет. Оно откуда-то появилось, то есть, организм обнаружил потребность, в нем начались процессы, и поэтому ты захотел пить, в тебе зародилось желание.
Есть желания телесные. Есть желания общественные, которые уже относятся к нашему "Я" - не Высшему "Я", а к человеческому "Я" в нашем мире. И есть желания духовные, которые относятся уже к нашей душе. Однако все они появляются из каких-то определенных внутренних источников, ради реализации той или иной программы.
Наши мысли возникают на основе каких-то информационных данных, которые мы не ощущаем. Вдруг куда-то меня бросает. Вдруг я с кем-то встречаюсь. Вдруг происходят какие-то действия, я на них как-то реагирую. Просто, человек существует в нашем мире. Он понимает, где существует? Где же здесь свобода воли, где здесь, вообще, сам человек? Ничего здесь нет!
Если мы посмотрим на человека со стороны, то увидим, что все его действия заранее можно предсказать, особенно, зная условия его воспитания, свойства, с которыми он родился, все обстоятельства его жизни. Что же здесь есть такого, что не позволяло бы предвидеть, что с ним произойдет? Просто от нашего взгляда, от нашего постижения скрыто многое, и поэтому нам кажется: "Это я сам. Это вот так произошло у меня с тем-то или с тем-то". Мы не знаем, насколько все это заранее прописано!
Абсолютно все заранее известно! Мы видим заранее снятую картину. Мы подходим к теме свободы воли.
Сначала надо выяснить, существует ли она? Если свободы воли не существует, давайте закроем эту беседу, пойдем домой, как проживем, так проживем, и все. Если мы управляемы, и у нас нет никакой свободы, возможности воздействовать на себя, на нашу судьбу, на будущее, тогда нечего думать.
Если я, взрослый человек, смотрю на свою прошлую жизнь... Знаете, как у Есенина: ”Жизнь моя, иль ты приснилась мне?” Прожил я тебя? Как прожил? Это я прожил? Или это как-то так получилось? У каждого из нас есть такие ощущения. Человек, оглядываясь назад, думает: "Это я или не я прожил жизнь?".
Поэтому вопрос о свободе воли - краеугольный. Стоит ли нам вообще заниматься чем-то в этом мире или каждое мгновение искать только максимального удовольствия - все равно мне ничего не сделать. Как сказано: "Поневоле ты рожден. Поневоле ты живешь. Поневоле умираешь". Если это так, то самый простой ответ: "Идем домой". Всё. И нет тогда у человека ни наказания, ни вознаграждения за то, что он сделал в этой жизни. Если он полностью управляем, говорить не о чем. Нет человека, есть исполнительный механизм каких-то приказов свыше.
Если есть свобода воли, тогда надо выяснить, в чем она состоит? Потому что, если от этого зависит, действительно, моя судьба, то тогда для меня это - самое главное. Где же эта точка свободы воли? И как мне ее не терять?
Потому что я каждое мгновение впадаю в животное состояние: покушать, поспать, почувствовать себя спокойно, легко под действием всевозможных внутренних и внешних сил. Я не задаюсь ежесекундно вопросом: "Где я?" Своей свободой воли диктую себе совсем другой образ поведения, совершенно другие цели.
Так, что эта тема очень серьезная и требующая отдельного рассмотрения.
Е. Литварь: Да. И эту тему мы продолжим в нашей следующей беседе. А сейчас вернемся к теме смерти.
М. Лайтман: Это - самая главная тема. Если бы не было смерти, человек вообще относился бы к жизни совершенно по-иному.
Есть ли смерть после смерти
М. Санилевич: Тогда, вопрос такой, может, даже немного наивный: есть ли смерть после смерти?
М. Лайтман: Если говорить о каббалисте, то после смерти он поднимается на более высокий уровень, чем тот, которого достиг в течение земной жизни. После того, как его тело "отпадает" от него, он получает (если получает) возможность дополнительного духовного восхождения для последующей его реализации в следующей жизни. Как бы духовный аванс, чтоб потом его реализовать и вернуть. При этом он начинает ощущать свое предыдущее состояние, подобным смерти.
Вот, такое состояние называется "смерть после смерти". То есть, после того, как произошла физическая, биологическая смерть его организма, он испытывает ощущение еще и своей духовной смерти.
Е. Литварь: А что такое "духовная смерть"?
М. Лайтман: Духовная смерть - это когда каббалист оценивает свое предыдущее духовное состояние, как низменное, пустое, без Высшего света, ничтожное, по сравнению с тем, которое получил сейчас.
Е.Литварь: То есть, ни о какой смерти, на самом деле, речь не идет? Все дело в моем отношении?
М. Лайтман: Конечно!
Е. Литварь: И это называется духовной смертью?
М. Лайтман: Да. Как бы подобно смерти.
Е. Литварь: Но, все-таки человек живет вечно не в физическом теле, а в каком-то духовном измерении? Я понимаю так: существует некое измерение, где я буду существовать вечно при определенном условии. И пока я буду идти к этой Вечности, могу пережить состояние, которое можно назвать духовной смертью. Но, это определяю я?
М. Лайтман: Да. Это, как мы иногда говорим: "смерти подобно" или "заново родился".
М. Санилевич: После смерти тела душа попадает в Рай или Ад? Или сначала на Суд Божий?
М. Лайтман: "Суд Божий" - это тот суд, которым человек судит сам себя, и он происходит во время его жизни, в этом теле. Никакого суда за пределами этого нет. Адом и Раем называются наши внутренние сегодняшние состояния - не после смерти, а настоящие, на момент текущей жизни. Я называю Раем состояние, когда ощущаю себя подобным Высшему закону природы, а Адом, наоборот, когда я ему противоположен и испытываю, соответственно с этим, жгучий стыд, который и описывается в каббале, как всепожирающий адский огонь. Это, на самом деле, стыд. Это самое страшное чувство, действительно, ужасное.
Е. Литварь: А была у нас версия о том, что наша жизнь на земле и есть Ад.
М. Лайтман: Да, есть такие выражения: "адская жизнь", "адская работа". А по сравнению с чем? Кто ощущает Рай или Ад? Ведь все это в сравнении, в сопоставлении.
Е. Литварь: Я так представляю себе Рай: мне там хорошо, он у каждого свой. Так вот, относительно моего Рая, я представляю противоположное состояние, как Ад.
М. Лайтман: Это совершенно неверно. И не имеет ни малейшего отношения к духовному состоянию. Это - чисто эгоистические, мелкие, бытовые представления о хорошем и плохом.
Е. Литварь: А каббала что-нибудь хорошее может людям сказать?
М. Лайтман: Да. Каббала говорит людям только хорошее, что для каждого из нас уготовано, на самом деле, вечное совершенное состояние, только необходимо его раскрыть.
Е. Литварь: Значит, это и будет Рай?
М. Лайтман: Вот, когда ты его выявишь, тогда увидишь, что это рай, то ощутишь относительно него свою жизнь как ад.
Е. Литварь: Значит, все-таки жизнь - Ад, и существует Рай, только я употребил эти понятия так, а Вы иначе.
М. Лайтман: Мы подразумеваем под ними совершенно разные вещи.
Е. Литварь: Значит, мы должны еще с Вами договориться о понятиях.
М. Лайтман: Мы должны не договориться, а ощутить, договариваться здесь не о чем.
Е. Литварь: Все испытывают разные ощущения после смерти?
М. Лайтман: Каждый ощущает тот духовный уровень, которого достиг в этом мире при жизни. Если не достиг духовного уровня, ничего не ощущает, об этом мы уже говорили.