Суть жизни. О жизни и смерти. Часть 3
Е. Литварь: Почему религия и светская мораль считает самоубийство таким страшным и недопустимым грехом?
Самоубийство отрицается потому, что человек избегает выполнения той программы, которая на него возложена, считает себя не способным ее выполнить. Он не понимает, что создан таким и поставлен в соответствующие обстоятельства для того, чтобы продолжить существовать и достичь реализации того, что от него требуется общей системой душ, в которую он должен включиться, как интегральная часть. То есть, накладывая на себя руки, он предает этим все человечество, так как отказывается раскрывать истинную цель существования, как собственного, так и всех остальных людей.
Е. Литварь: Тогда получается, что каждый человек, который рождается в этом мире, имеет определенную цель, появляется на свет с определенной программой?
М. Лайтман: Конечно!
Е. Литварь: Если я не выполняю эту программу, совершив самоубийство, то я, тем самым, нарушаю некий процесс. И что происходит в таком случае?
М. Лайтман: Вы вносите этим огромную погрешность во всю систему тел и душ. Вы обязаны вернуться снова, и продолжить с отрицательного состояния - не с того, на котором покинули этот мир, - потому что оставили вы его именно по своей воле.
Е. Литварь: То есть, самоубийца все равно вернется в этот мир, для того чтобы закончить ту программу, которую он как бы прервал?
М. Лайтман: Естественно. Ведь мы же говорим, что дело не в теле, а в тех сигналах и указах, которые он получает от души и которые реализует.
Е. Литварь: Значит, получается следующее: человек совершил самоубийство, не выдержав какого-то давления, прервав, тем самым, прописанную ему программу, и когда он опять родится в этом мире, то будет ее завершать. Но если в том же самом месте он опять не выдержит и наложит на себя руки, то так и будет совершать реинкарнацию за реинкарнацией, пока рано или поздно не выполнит эту программу?
М. Лайтман: Так, как в фильме "День сурка". Абсолютно бессмысленно уходить из этой жизни таким образом.
Этот вопрос так же относится к проблеме свободы воли: способен он это сделать или нет; кто дал ему команду так поступить; сам ли он выбрал такой выход? Видите, как много тут остается еще вопросов.
В нашем мире нет, кроме каббалистов, людей, обладающих свободой воли. Свободой воли можно обладать тогда, когда ты поднимаешься над материей и начинаешь видеть ее сверху.
Е. Литварь: Материя - это наш мир?
М. Лайтман: Да. Когда ты видишь наш мир с позиций души, а не тела, когда ты поднялся на уровень души, работая над собой с помощью специальных приемов исправления, о которых и говорит каббала, тогда ты уже можешь действовать.
С позиций нашего тела человек действовать свободно не может. Поэтому праведник, грешник, убийца, насильник, самоубийца, гомосексуалист - неважно кто и что в нашем мире - не имеет никакой свободы воли. Так каббалисты относятся к нашему миру - ни в чем никого не обвиняя, не осуждая и рассматривая его, как место механического выполнения духовных приказов. Вот и все. Только когда мы поднимаемся с его уровня на уровень душ, то начинаем обладать свободой воли, и тогда, действительно, мы существуем. До этого - через нас просто проводятся определенные действия, мысли - не более того.
В самом деле, скажите, пожалуйста, на основании чего вы поступаете так или иначе? Вами управляет все, что вас окружает, ваши внутренние побуждения и силы, с которыми вы родились, обстоятельства, в которых в вас воспитали, и так далее.
Свобода воли - это то, что не было предусмотрено ранее никакими системами. Поэтому в нашем мире мы видим все семь или шесть миллиардов подневольных людей, автоматически выполняющих программу творения.
Хотите быть человеком на самом деле вольным? Поднимитесь над этим миром. Это мир материи - в нем свободы воли нет. Вы можете поговорить с физиками или с биологами, они вам, в принципе, все это почти также и объяснят.
Сейчас ставятся интересные опыты, позволяющие обнаружить, что следствие определяет причину: например, стекло разбивается прежде, чем его достигнет пуля. На самом деле, желаемый результат в конце творения (то, чего мы все должны достичь) определяет весь наш путь с самого начала, так называемый, "конец, определяющий начало и весь процесс".
Е. Литварь: То есть, не выполнить это невозможно?
М. Лайтман: Не выполнить невозможно. Мы обязаны достичь своего предназначения все и каждый. Проблема лишь в том, чтобы в течение этого пути, где-то на его середине, получить возможность обрести свободу воли. В чем?
В возможности сейчас услышать нашу передачу! И в ней говорят о том, что существует возможность свободы воли, ее реализации. Надо только подняться над этим миром, туда, где находится командный пункт, откуда нисходят команды в наш мир. Когда ты туда поднимешься, сможешь управлять оттуда своей судьбой и будешь сам вести себя к той же цели. Ты ее увидишь, ты с ней согласишься. Она - самая лучшая из всех возможных. Но ты сам себя поведешь к ней, а не будешь подобно маленькому животному все время убегать от неприятностей и двигаться к такому же результату подневольно.
Е. Литварь: То есть, я обязательно окажусь там, но в одном случае с удовольствием и с радостью, а в другом - меня будут тащить туда, как на аркане?
М. Лайтман: Да. А это очень много значит. Или страдать десятки, сотни, тысячи лет, или пройти туда легко, свободно, постигая, ощущая.
Долгая жизнь - хорошо или плохо
М. Санилевич: Долгая жизнь - это наказание или благословление? Иногда, говорят, люди живут до 120 лет.
М. Лайтман: Долгая жизнь не хороша и не плоха - смотря, чем она наполнена. Это, по-моему, ясно всем. Поэтому главное для человека - что он должен совершить в этой реинкарнации, реализовал он себя или нет. Дело даже не в количестве лет. Было много каббалистов, которые заканчивали свою жизнь в 30 с небольшим, и таких, кто доживал до 60-70-80 лет. Главное - результат. Количество лет о качестве жизни не говорит.
Память о предыдущих жизнях
Е. Литварь: Мы запоминаем все, что с нами происходит в течении данной жизни. А почему в следующей жизни мы ничего не помним из предыдущей?
М. Лайтман: А потому что все наши информационные данные, память преобразовалась в свойства. В свойства! Я когда-то много в этой жизни всего пережил, в итоге, все у меня скомпоновалось в какое-то определенное понимание, ощущение, осознание, и затем, перешло в свойство. И когда я рождаюсь в следующий раз, во мне определенное новое свойство (новое качественно!) уже сформировано на основании прошлого опыта, как результат прошлого опыта.
Е. Литварь: А я мог быть в предыдущих реинкарнациях жизни королем или, скажем, Геростратом, Аристотелем, Наполеоном и так далее?
М. Лайтман: Почему-то все мужчины себя представляют королем, а женщины - королевой. Или кем-то вроде этого, и никак не меньше. Эгоизм человека просто не может себе представить, что он был простым человеком.
Е. Литварь: Ну, какое удовольствие быть слугой короля? Или простым уборщиком!
М. Лайтман: Вот, поскольку удовольствия от этого нет, вы себе не представляете. Это только говорит о том, как вы можете себе сами красиво лгать. Кем я был в прошлой жизни, не имеет никакого значения, и от человека это скрыто. Каббалисту нет никакого смысла это знать, потому что его интересует сегодняшнее качество, которое он приобрел на основании своих прошлых жизней, и то, как дальше себя реализовывать. Могу ли я, если пожелаю, узнать свои прошлые реинкарнации? Да. Могу.
В книге "Врата кругооборотов" - самого известного, великого каббалиста последнего тысячелетия - Ари, жившего в 16 веке, описаны реинкарнации его души, то есть, земные воплощения, так сказать, овеществления этой души. Это очень интересно, он был - торговцем, подмастерьем, каким-то сельскохозяйственным работником, и так далее, начиная с самых древних и до его настоящей жизни.
Е. Литварь: Отлично. Значит, если я стану каббалистом, приобрету некий уровень, то тоже увижу все свои предыдущие жизни: и как я был рыцарем, и был или не был королем?
М. Лайтман: Рыцарем. Королем. Не рабом, не землевладельцем? Сможете или нет, зависит от того, будет необходимо для вашего дальнейшего продвижения. Если не будет необходимо, то вы сами не пожелаете знать свои прошлые состояния.
Е. Литварь: Если я буду каббалистом и захочу?!
М. Лайтман: Вы не будете просто так хотеть. Быть каббалистом - это значит, хотеть достичь реализации конечной цели. Если для этого вам будет необходимо видеть свои предыдущие состояния, то вы обратитесь к ним и будете их видеть, если не будет в этом необходимости, у вас желание не возникнет. Цель будет определять ваше желание!
Сколько реинкарнаций у человека
М. Санилевич: Сколько реинкарнаций жизни может пройти человек? Есть какое-то определенное количество? У каждого оно разное?
М. Лайтман: Знаете, есть у аптекарей четкое определение: "сколько надо" - "quantum satis", то есть, когда надо разбавлять что-то и разбавляют до предела, то есть, сколько необходимо, пока не растворится полностью. Они так и пишут: "quantum satis" по-латыни. Вот так и здесь - сколько надо. Сколько надо - столько и будет.
Е. Литварь: Сколько надо каждому, каждой душе?
М. Лайтман: Каждая душа должна достичь своего предназначения, то есть, включиться в общую систему душ, как интегральная, абсолютно здоровая часть. Пока этого не сделаете, вы должны будете на этой земле существовать. Сколько лет? Сколько понадобится. Сколько реинкарнаций? Сколько понадобится.
Е. Литварь: То есть, кто-то может пройти, например, за десять, а кто-то за 500 реинкарнаций?
М. Лайтман: Конечно. Все зависит только от того, к какому сорту душ вы относитесь в этой системе: к более высокому, или к низкому. "Высший - низший" - это относительно. Но вот к какому сорту душ вы относитесь, и в каком порядке эта система должна восстанавливаться, то есть, строиться из правильно собранных, исправленных душ - от этого зависят ваши реинкарнации. Когда вы получите возможность свободы воли - после этого уже зависит только от вас.
Е. Литварь: Вы говорите о душах. Я понял, что там тоже существует какая-то дискриминация?
М. Лайтман: Да. Если есть больше одной, то должны же они чем-то отличаться друг от друга? Вот они и отличаются. У одной есть одно, у другой - другое. А если их много, значит, они разделяются между собой по каким-то параметрам, не так ли?
Е. Литварь: Мне это не очень нравится.
М. Санилевич: Вы сказали "много". А количество душ и количество тел - одинаково?
М. Лайтман: Да. Количество душ и количество тел одинаковое, но произвольное, в зависимости от того, какую задачу они выполняют, какое количество эгоизма в данный момент проявляется.
Каббала о летаргическом сне
Е. Литварь: Что может сказать каббала о летаргическом сне?
М. Лайтман: Ничего. Человек может получить удар по голове, и впасть в летаргический сон, грубо говоря.
Е. Литварь: Ну, а для чего? Мы же выяснили - все существует по программе.
М. Лайтман: При этом "выключается" связь с душой, и поэтому тело не считается существующим. Для чего оно существует? Для того чтобы дать остальным людям определенный вид нагрузки психологической и физической.
Е. Литварь: По уходу за этим телом?
М. Лайтман: Да. И, кроме того, душа в этом состоянии находится, как бы "в отстойнике": она не облачается в другое тело, не имеет никаких функций, а просто находится в состоянии "stand by".
Е. Литварь: Для того чтобы почувствовать прикосновение к вечности, необходимо выйти из своего физического тела?
М. Лайтман: "Выйти из своего тела" - то есть, отождествить себя с душой. А тело продолжает существовать. Я живу нормально в этой жизни и начинаю ощущать себя существующим на духовном уровне. Мое тело в нашем мире сосуществует со всеми. Я сейчас с вами разговариваю, я существую вместе с вами в вашем мире (в вашем!), кроме того, я существую еще в своем мире - в духовном.
Е. Литварь: В своем мире Вы находитесь в физическом теле?
М. Лайтман: Как это в "физическом"? В физическом теле я нахожусь в контакте с вами через оболочку, которая называется "физическое тело".
Е. Литварь: Значит, Вы как бы одновременно находитесь в двух точках?
М. Лайтман: Да. Душа - на духовном уровне...
Е. Литварь: Причем, Вы можете говорить со мной сейчас на физическом уровне, и, допустим, с Богом - на духовном? У Вас сейчас может быть двадцать диалогов?
М. Лайтман: Я нахожусь в диалоге с другими каббалистами.
Е. Литварь: Вот, прямо сейчас Вы можете вести одновременно два диалога?!
М. Лайтман: Да. Конечно! Мы же говорили о том, что человек должен в течение этой жизни достичь самого наивысшего духовного развития, то есть, существовать в этом теле и одновременно поднимать свою душу до ее корня.
Е. Литварь: Да, но я представлял это иначе: Вы беседуете со мной, потом отключаетесь, и, побывав в другом измерении, возвращаетесь.
М. Лайтман: То есть, дух улетел из тела и отправился куда-то туда, потом опять вернулся? Нет. Это - два измерения.
Е. Литварь: И два разума?
М. Лайтман: Конечно.
Что значит конец света
М. Санилевич: Как будет выглядеть конец света? Как будет происходить апокалипсис?
М. Лайтман: У света нет конца. Свет - он бесконечный. Все зависит от нашего восприятия действительности. Поэтому вопрос этот абсолютно неправомочный.
Е. Литварь: Это описано в Библии!
М. Лайтман: То, что написано, надо еще понять. Каждый трактует ее, как угодно. "Конец света" - такого понятия нет. Конец мира. Да? Мир наш, конечно же, имеет свой конец, окончание.
Е. Литварь: Мир - наша планета?
М. Лайтман: Наш материалистический мир имеет свое окончание. Лучше это рассматривать в разделе "Восприятие реальности", я объясню почему. Потому что наш мир - это то, что мы себе представляем на основании информации, получаемой от наших пяти органов чувств. Как только наши пять органов чувств изменяются, становятся духовными, то этот мир тут же превращается в духовный мир, теряет все свои материальные составляющие.
Есть ли реинкарнации у животных
Е. Литварь: Есть ли реинкарнация, то есть "реинкарнации жизни" у животных?
М. Лайтман: Нет. Потому что у них нет души.
Е. Литварь: Тогда еще вопрос: Станет ли моя собака в следующей жизни тигром?
М. Лайтман: Она не станет никем, потому что нет души, нет следующей жизни.
Е. Литварь: А как же она жила в этой жизни, что ее оживляло?
М. Лайтман: Существовал живой организм, который оживляла животная душа, назовите это так, но это - физиологическая субстанция.
М. Санилевич: Есть животная душа и человеческая душа?
М. Лайтман: Нет. Человеческая душа - это свойство отдачи, которое человек приобретает, работая над собой.
Е. Литварь: Мы не говорили сегодня об отдаче, мы ее не понимаем.
М. Лайтман: Альтруизм, любовь, ощущение ближнего. Чем человек отличается от животного? Животное существует в нашем мире - человек существует в нашем мире. У животного есть тело - у человека есть тело. Тело животного умирает - тело человека умирает. У человека существует реинкарнация? Да. У животного существует реинкарнация? Нет.
В чем отличие человека от животного? В том, что его душа снова обретает возможность существовать в связи с телом нашего мира. Тело всегда новое! Оно не имеет никакого отношения к предыдущему телу. Допустим, родилось тело животного, и вдруг оно получает связь с душой, тогда это уже называется "человек". А если тело животного не получает связь с душой, тогда это называется "животное".
Сколько в нашем мире животных, сколько в нашем мире людей, которые, на самом деле, животные?
Е. Литварь: Вы просто хотите оскорбить людей. Может быть, вообще Ваша задача сегодня была именно такой: заявить, что если человек не каббалист, то он почти как моя собачка, которая, похоже, тигром все-таки не будет.
М. Лайтман: А мы об этом и говорили. О том, что человек, который не работает над своим духовным возвышением, существует в этом мире механически. В этом нет ничего позорного. Это необходимое состояние, в котором существовали абсолютно все. И постепенно-постепенно все больше людей получают возможность реализовать свою свободу воли, становятся каббалистами и имеют доступ к постижению Высшего мира.
До этого они, действительно, животные. У них существует только животное тело и точка, которая еще не развивается - зародыш будущей души. Эта точка в определенной реинкарнации вдруг проявляется в человеке вопросом о смысле жизни, и тогда он ее начинает развивать, развивать свою душу.
Вот разовьет свою душу, адаптирует себя с ней, соединится, будет существовать на ее уровне, а не в теле, тогда и начнет называться человеком. А если круг за кругом возвращается в физическое тело и существует в нем, то называется человеком нашего мира или, в принципе, животным, потому что ничем от него не отличается, - ну, разве что, несколько более высокой или, наоборот, менее высокой организацией жизни, и все. Свободы воли у него нет. Понимания, как он существует, отсутствует. Что же есть? Развитие культуры, науки и пр.? Себе же во вред - ничего больше. Поэтому он считается человеком нашего мира.
Каббала считает человеком "Адама". "Адам" - это "подобный" Высшей силе. В переводе "адам" означает "подобие" Высшей силе.
Е. Литварь: Можно сказать, что каббалисты вообще достаточно скептически и снисходительно относятся к нашему миру?
М. Лайтман: Ни в коем случае! Потому что только в нашем мире можно реализовать свободу воли.
Е. Литварь: А каббалисты любят людей?
М. Лайтман: Больше, чем сами люди любят себя. Потому что эти люди маленькие, они должны как можно быстрее ощутить необходимость в раскрытии смысла жизни и знать, как достичь этой цели. Поэтому каббалисты, делают все, что только могут, для того чтобы помочь всем остальным людям в реализации этой возможности: поскорее достичь самого хорошего состояния.
Е. Литварь: И это искренне?
М. Лайтман: А может ли быть иначе у человека, который достиг желания отдавать, как вся природа, который видит, что его состояние зависит от всех остальных душ? Потому что система-то общая - недостаточно исправить свою душу, ты должен ждать, пока все остальные души исправятся и соединяться в один общий здоровый организм. Значит, твоя задача, если ты исправился, помогать всем им в максимальной мере. Больше никакого плана, практически, не существует.
Е. Литварь: Просто каббалист в этом заинтересован как бы с двух сторон?
М Лайтман: Кровно!
Е. Литварь: Во-первых, потому что любит.
М Лайтман: Шкурно...
Е. Литварь: А во-вторых, потому что (да, шкурно!) он сам чего-то недополучает, пока все остальные не исправятся?
М Лайтман: Естественно - он существует как здоровая клетка в больном организме. Что же в этом хорошего?
Кем будет человек в следующей жизни
Е. Литварь: Восточные учения и религии говорят, что последующая человеческая жизнь зависит от некоего закона кармы, который определяет, кем человек в ней будет. И в зависимости от того, как он прожил эту жизнь, очень может быть, что он будет животным, рыбкой, птичкой и еще кем-нибудь. Это так?
М. Лайтман: Никогда ни одно существо, никакой объект - неживой, растительный, животный, человек - не может стать никем, кроме того, что он есть. Не может этого быть! Потому что мы имеем дело с четкими, детерминированными характеристиками духовной материи, которая представляет, затем, отпечаток в нашем мире.
Существует четыре вида духовной материи, а в нашем мире есть четыре вида "материальной материи" (если так можно сказать). Поэтому не может быть иначе - камень всегда останется камнем, растение растением, животное животным. Никакой реинкарнации у них нет!
Человек - единственный из животных нашего мира, который получает, в дополнение духовный корень. Этот духовный корень сопровождает его постоянно и дает в нашем мире аппликацию, или копию нашего тела. Душа определяет те свойства и те обстоятельства, которые следующее тело должно иметь.
Естественно, не случайно человек вдруг рождается таким или этаким, - душа определяет эти обстоятельства, свойства и так далее. И, конечно, состояние души из прошлого воплощения определяет состояние человека в будущем, это несомненно. На том уровне и каким образом я закончил предыдущую жизнь, чего достиг со своей душой, и в чем я должен дальше ее исправлять и поднимать, зависит, естественно, и мое состояние в этом мире в следующей жизни.
Е. Литварь: Я могу быть в следующей жизни животным?
М. Лайтман: Нет. Никогда!
Е. Литварь: А вот, великий Ари, на которого Вы ссылались, в книге "Врата Кругооборотов" совершенно четко пишет, что человек может родиться и животным, и птичкой, и рыбкой.
М. Лайтман: И растением, и камнем.
Е. Литварь: Что Вы на это скажете?!
М. Лайтман: Я изучал эту книгу еще со своим учителем и после этого много раз. Для меня это не ново. Я очень рад, что люди что-то прочитали, услышали, и почерпнули из того, что пишет Ари. А теперь они должны понять, о чем же идет речь.
Ари пишет о тех состояниях внутри человека - неживом, растительном, животном и человеческом, которые существуют в каждом из нас, и которые мы должны проходить.
Е. Литварь: То есть, если у него написано, что я в следующей жизни буду ослом, то на самом деле я буду не ослом, а человеком со свойствами осла?
М. Лайтман: Грубо говоря, так. Вопрос в другом. Скажите мне, пожалуйста, что же за особое предназначение есть у рыбки?
Е. Литварь: Закон кармы не говорит о "предназначении", он говорит о наказании. Ты плохо вел себя в жизни, и теперь уж, извини...
М. Лайтман: Ты будешь ослом?
Е. Литварь: Да. А потом мы тебя опять сделаем человеком, и пойдешь дальше.
М. Санилевич: Так, просто, называются состояния, да?
М. Лайтман: Конечно.
М. Лайтман: Я вчера разговаривал с одним преподавателем из Израильского университета, который тоже говорил об этом: Вы посмотрите, что написано у Ари.
Проблема в том, что люди не понимают языка каббалистов. Каббалисты говорят на языке ветвей, то есть, они берут названия из нашего мира для обозначения духовных состояний. Когда они говорят "цветочек", "животное", или какой-то неживой объект, то имеют в виду духовные состояния человеческой души. В каббале говорится только о человеке, и ни о ком другом!
Человек называется "маленький мир", в котором существует абсолютно все. И кроме человека нет больше ничего.
Е. Литварь: Когда Ари говорит, что ты будешь ослом, то он имеет в виду некие состояния, которые человек должен пройти, условно называемые "ослом"?
М. Лайтман: Он подразумевает душу, которая будет занимать животный уровень своего развития.
Но сегодня, сегодня у вас нет даже этого животного состояния. Вы сегодня - даже еще и не осел! Вы сегодня только точка, капля, зачаток какого-то духовного состояния, из которого должно вырасти, затем, ваше неживое духовное состояние, затем, растительное, затем, животное и затем, человек.
Е. Литварь: Так, это он даже не о нашем уровне говорит? Это духовные состояния?
М. Лайтман: Конечно, не о нашем. О нашем мире каббала не говорит вообще.
Е. Литварь: А восточные учения говорят о нашем мире!
М. Лайтман: А каббала о нашем мире ни одним словом не упоминает, она говорит только о душе. А зачем о нашем мире говорить?! О нашем мире говорят естественные науки. Или вы говорите о душе, которая не имеет никакого отношения к нашему миру, или вы говорите о нашем мире, имея в виду естественные науки.
Е. Литварь: Значит, когда Ари употребляет термин: "камень", "растение", "животное", то он имеет в виду состояния, не имеющие отношения к нашему миру?
М. Лайтман: Состояния души. Он говорит о реинкарнациях души! К телу это не имеет отношения! Тело вообще не имеет реинкарнаций, оно умирает, а в следующий раз появляется другое тело.
Е. Литварь: А я в нашем мире в следующей жизни все равно буду мужчиной?
М. Лайтман: Мужчиной.
Е. Литварь: Спасибо Вам большое.