Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 12. Часть 2. Эгоизм на благо
Часть 2. Вопрос: Развитие приводит нас из мира потребления - в мир отдачи. Тысячи поколений жили в мире, движимом силой эгоизма. Если следующий шаг человечества должен привести его к миру отдачи, то, что это такое?
Из мира потребления - в мир отдачи
М. Лайтман: Он лишь называется миром отдачи, но в нем существуют обе эти силы. В мире потребления тоже существовала сила отдачи, только ее использовали ради получения. Мир не может существовать, если в нем есть только одна сила - всегда присутствуют две. Вопрос лишь в том, какая из них определяющая - кто стоит во главе? Если все решает сила получения, то сила отдачи находится у нее в услужении. Я готов немного отдать, чтобы больше получить. Я готов вложить в какое-то дело, чтобы больше заработать. Я все развиваю лишь для того, чтобы получить все большую прибыль для себя.
Во всем неживом, растительном и животном мире и в человеке, как части животной природы, происходило развитие за счет власти силы получения над силой отдачи. И особенно это заметно на человеке, как большом эгоисте, пользующемся этой силой во вред ближнему. В нем сильно выделяется эта власть силы получения над силой отдачи, хотя она властвует и в более примитивных формах - на всем неживом, растительном и животном уровнях. При взгляде на человека просто более очевидно, что все, что мы делаем, предназначено для собственного наслаждения, для выигрыша. Если я не вижу выгоды, то не способен ничего делать. Я так устроен от природы, что у меня нет никаких шансов сделать хоть какое-то движение, если я не получаю от него наслаждение, то есть выгоду - избыток наполнения относительно своих затрат. Мое вложение - это отдача, а получение обязано быть больше отдачи. Это означает, что сила получения властвует над силой отдачи. И в итоге, мы приходим к такому гипертрофированному использованию силы получения, властвующей над силой отдачи, что хотим заработать на всех без всякого стеснения. Человек готов всех убить, всех продать, все разрушить, лишь бы получить один грамм наполнения, удовольствия, и при этом не считается ни с кем, ни в какой форме.
До такой степени выросла сила получения относительно силы отдачи. Разница между ними стала просто огромна. И когда мы приходим к таким огромным ножницам между силой отдачи и получения, между ними вдруг вообще прерывается связь, и тогда мы ощущаем кризис и невозможность дальнейшего существования. Ведь сила отдачи больше не приближается к силе получения, и не помогает ей развиваться дальше. Эгоизм вырос до такой высоты, что не позволяет мне даже немного отдавать другим, чтобы выиграть. Я хочу все получить себе! Эгоизм уже не позволяет мне вытерпеть другого человека рядом со мной, чтобы построить семью. Он не позволяет мне терпеть, чтобы у меня были дети - ведь за все это мне придется платить: уступать, считаться с другими, взаимно помогать друг другу. Я на такое не готов - настолько сила получения превысила силу отдачи! И мы видим это в сегодняшнем мире, в любом месте, на всех уровнях жизни человека. Во всем я думаю только о том, как максимально выиграть. Настолько, чтобы даже вообще не платить - а украсть. Поэтому мы создаем всевозможные системы, позволяющие нам красть на законном основании. Мы извращаем законы, создаем коррумпированные отношения в правительстве и в обществе, и все ради того, чтобы получить по максимуму. В итоге мы приходим к такому состоянию, когда человек не может считаться ни с кем: ни в семье, ни в обществе, ни в государстве, ни с детьми, ни со всем человечеством.
И потому наступает общий кризис: в образовании, в культуре. С природой мы вообще перестаем считаться и готовы делать с ней все, что нам хочется, выбрасывая ядовитые отходы в океан и замусоривая все вокруг своего дома. Меня ничего не волнует, кроме того, что находится внутри моих четырех стен. А до озоновых дыр мне нет никакого дела, пусть другие об этом волнуются. Мое эго не позволяет мне делать расчет ни на один день вперед! Ведь оно всегда проверяет только то, что есть у меня сейчас здесь, в руках. Если я не вижу немедленной выгоды, то меня не волнует, что будет. Не говорите мне про завтрашний день - я ничего не вижу и не слышу. Когда-то, лет 50 лет назад, экономисты и финансисты готовили перспективные программы развития государства - на 5, 10, даже 20, 25, 50 лет. Сегодня нет ничего подобного, и никто не знает, что случится даже на следующий день. Нежелание считаться друг с другом, приводит нас к потере ориентиров. Эго разбивает нам все существующие системы. Оно уничтожает последнее минимальное равновесие между силой получения и отдачи, даже не равновесие, а хотя бы какую-то связь - и та теперь пропадает. И потому мы не знаем, как жить дальше. Решение в том, чтобы сейчас создать внутри нашего общества такую систему, которая поможет нам, подтолкнет нас, научит, как увеличить силу отдачи, без которой нет жизни!
Эгоист, ценящий силу отдачи
Сила отдачи - это сила соединения. Без нее, у меня нет соединения в семье, контакта с другими людьми, с детьми, нет соединения во всем человеческом обществе. Мы просто убиваем себя и свое общество тем, что не используем силу отдачи. И поэтому обретение этой силы - сегодня, для нас становится совершенно необходимым. Это просто вопрос жизни и смерти. Потому приходит кризис, который показывает нам, где мы находимся. Мы сами загнали себя в это состояние, и теперь нам нужно только исследовать его, рассмотреть, проверить, чтобы понять, чего нам не хватает? Не хватает силы отдачи. Как же ее получить? Только за счет построения хорошего окружения. Такого окружения в природе не существует! Нам надо построить его искусственно, чтобы оно служило нам примером, давило на нас, подгоняло, помогая стать хоть немного отдающими. Это общество будет относиться к каждому так, будто предупреждает: "Если не будешь отдавать - ничего не получишь. И не просто не получишь, но и лишишься всего уважения, которое у тебя сейчас есть, чтобы ты почувствовал себя нулем, полным ничтожеством, которое все презирают".
Общество будет воздействовать на тебя через твоих детей и других людей, мнением которых ты дорожишь. Оно подорвет чувство собственного достоинства и самоуважения в каждом, кто не будет стремиться к отдаче, показывая, насколько он низок и нечистоплотен в глазах общества. От него все просто отвернутся и не захотят с ним быть. В такой форме мы обяжем человека задуматься об обретении силы отдачи - пусть изучит, что это такое, пусть захочет стать таким. И тогда он получит от общества обратное отношение - уважение и высокую оценку. У нас нет другого выбора, ведь нам надо научиться, что значит быть отдающими. Приходя учиться, я заинтересован в том, чтобы окружение работало надо мной в двух этих плоскостях: палкой, против моего эгоизма - наказывая меня своим презрением, а с другой стороны - восхваляя меня за мою отдачу. Таким образом, за счет своего эгоизма я начну ценить силу отдачи, направленную против него. Если я буду действовать с отдачей, то получу наполнение - одобрение общества. Общество приблизится ко мне и не будет задевать мой большой эгоизм, оно не будет меня стыдить. То есть мы видим, что таким образом действуем над эгоизмом, который вырос и достиг в каждом гипертрофированных размеров. Именно с его помощью и за счет окружения, мы можем так воспитать человека. Это называется интегральным воспитанием, ведь мы учим его быть интегральным - связанным со всеми.
Человек начинает чувствовать ценность силы отдачи, благодаря которой он приобретает уважение окружения, почет, ему начинают завидовать, насколько он вырос, как ценит его окружение. Получается, что эгоист начинает ценить силу отдачи - посмотрите, что можно сделать за счет правильного окружения! Окружение выступает здесь в роли воспитателя - словно отец и мать относительно младенца, воспитатели и учителя по отношению к ребенку, или преподаватель по отношению к студенту. Так же действует и большое человеческое общество относительно каждого взрослого человека. Окружение относится к нему в зависимости от его продвижения, и тогда благодаря использованию двух этих сил: получения и отдачи обществу, он получает средство копать вглубь себя, вглубь общества и вглубь природы. Он начинает понимать, что происходит в области сил - внутреннюю психологию себя самого, окружения и природы. За счет этого он начинает чувствовать, как две эти силы действуют во всей реальности: как они работают в неживом камне, в растениях, в животных, внутри человека, в окружающей среде и внутри семьи - во всем. Он работает с этими двумя силами, как хозяин, и с их помощью исследует и узнает все. Он входит в сеть, связывающую всю реальность - сеть, которая создается переплетением этих двух сил. И поэтому он понимает всю программу творения, весь пройденный нами процесс и куда он ведет. Ведь все подчиняется определенному процессу, только сейчас мы не видим его, потому что действуем лишь с одной силой. А когда человек начинает сам использовать две эти силы, это дает ему научный инструмент для исследования, с помощью которого он может проверить все, что происходит в природе. Таким образом, он становится подлинным хозяином своей судьбы и всего происходящего. И все это за счет подъема сознания на новый уровень.
Грамм наслаждения
Вопрос: Неужели, человек действительно готов убить всех ради того, чтобы получить всего один грамм наслаждения?
М. Лайтман: Возможно, это покажется преувеличением, но на самом деле, это правда. Если бы мы поставили человека в такие особые условия, когда бы ему за это ничего не грозило, и он был уверен, что получит грамм наслаждения без всяких неприятных для себя последствий, то он бы непременно это сделал. Человек устроен так, что достигает такого эгоизма, при котором не способен считаться ни с кем. Это не говорит о том, насколько он добрый или злой - это просто закономерный итог нашего эгоистического развития. Это верно по отношению к любому человеку, но не стоит ждать, когда мы до такого дойдем. Если мы уже видим тенденцию развития и процесс, как положено "умному человеку" или "мудрецу, видящему новое, только зарождающееся состояние", то можем заранее предположить, чем окончится этот процесс. Зачем же нам доводить человечество до такого состояния, когда мы начнем поедать друг друга и безжалостно уничтожать? Мы можем уже сейчас, после маленького удара, понять, как умный ребенок, что не стоит так поступать, и изменить свое поведение.
Равновесие на уровне мыслей
Вопрос: Вы определили современное положение мира следующей фразой: "Недостаток взаимного участия привел нас к потере ориентиров". Таков конечный итог?
М. Лайтман: Это просто следствие нашей неспособности пользоваться двумя силами: получения и отдачи (что называется недостатком взаимного участия), которое приводит нас к потере ориентиров - и мы не понимаем, где находимся. Недостаток взаимного участия означает, что сила получения и сила отдачи во мне не уравновешены, и поэтому я не могу считаться ни с кем. Из-за своего внутреннего неравновесия, я не понимаю, где нахожусь. Ведь я смотрю через свои каналы восприятия, а если они несбалансированные и кривые, то я вижу кривой мир, и не понимаю, что с ним происходит.
Это видно по государственным правителям, экономистам и финансистам, которые не могут найти путь для нашего мира - и не найдут! Они будет заниматься всем, чем угодно, чтобы как-то протянуть и отдалить конец. И этим они будут опускать нас во все худшее состояние, пока миллионы людей не выйдут на улицы, и не начнутся беспорядки - вплоть до мировой войны, эпидемий, природных катаклизмов. Речь идет о мире сил, а мы обладаем самой высокой силой во всей природе. И достигая равновесия сил внутри себя, на ступени человека, на высшем уровне всей системы, мы этим приводим в равновесие все мироздание, на всех остальных уровнях природы: животном, растительном, неживом. Ведь мы находимся на самой высокой ступени по нашей силе и сознанию, способности установить равновесие самых тонких сил, существующих в природе: силы мысли. А все остальные силы, ниже этой силы мысли - это силы сугубо материальные, которые задействуются за счет этой силы мысли.
Это сила не нашей мысли, а той, которая заключена в природе - общая программа, двигатель, который работает и крутит все вместе. Выходит, что мы сейчас находимся в особой точке своего развития. До сих пор, в нас полностью властвовала природа, которая привела нас до самой нижней точки своего развития. А теперь, мы сами должны подниматься и приобретать силу, заложенную в природе - силу равновесия между добром и злом, эгоизма и желания отдавать, силы получения и силы отдачи. Если мы получим в руки этот инструмент, с помощью которого сможем совмещать две эти силы, то обретем власть над всей находящейся перед нами природой. Ведь мы находимся с природой в одной системе, в которой становимся активным элементом: живым, движущимся, развивающимся, придающим жизненную силу всей этой системе. Можно назвать эту силу светом, благодаря которому, вся эта система начинает жить. Получается, что ты оживляешь всю эту систему.
Использовать свой эгоизм на благо ближнему
Вопрос: Вы говорите, что вместе с развитием в нас силы отдачи, сила получения тоже будет расти? Разве она не снизится?
М. Лайтман: В соответствии с развивающейся в тебе силой отдачи, в тебе вырастет новая сила получения. Не сила мелкого эгоиста, которую ты использовал на животном уровне или на уровне человека "старого мира". Но сейчас в тебе развиваются две силы вместе - человека нового мира. Ведь до сих пор, ты развивался инстинктивно, как любое животное. Но в отличие от животного, ты развился до такого уровня эгоизма, что это стало просто нестерпимо. И теперь, ты собираешься развить силу отдачи с помощью окружения. Под отдачей понимается больше, чем просто подарок - это дарение, взаимное участие, сближение, поддержка, милосердие - вплоть до любви. Любовь включает в себя все остальные проявления связи и проникновения желанием ближнего. Это называется силой отдачи.
В тот миг, как я начинаю развивать в себе такую силу, рядом с ней, параллельно начинает расти вторая сила - получения, которая помогает мне отдавать! Ведь во мне самом нет ничего, что я мог бы дать другим, мне нечем установить связь с ними. Но именно за счет того, что я задействую и использую всю свою силу получения, я могу отдавать ближнему. Природа создала меня с одной силой получения, с которой я и существовал - с начала возникновения вселенной и до сего дня. И теперь встает вопрос: как же мне научиться отдавать другим, обществу, которое иначе не захочет меня принять и сочтет дикарем и ничтожеством. Оно будет позорить меня перед моими детьми, женой, родственниками, всеми дорогими мне людьми, самым близким окружением, которое есть даже у эгоиста.
Ото всех я чувствую такое отношение, как будто они сожалеют, что я вообще существую. И тогда я начинаю понимать, что мне стоит стать отдающим. Но за счет чего я могу отдавать? За счет той самой силы получения, которая у меня есть, и которую я присоединяю к отдаче. У меня есть большой эгоизм, благодаря которому я мог выигрывать, строить, что-то делать. А теперь я использую те же самые силы в пользу других. Это называется силой отдачи. Но это уже слишком внутренние вещи, которые вряд ли будут понятны начинающему. Они не вызовут внутреннего отклика, реакции, потому что мы не построены по такому принципу. От этой точки и далее нам уже необходима сила исправления, заключенная в свете, возвращающем к источнику.
Подводя итоги
Итак, можно подвести такой итог: за счет обретения силы отдачи я получаю внутреннюю возможность видеть весь мир, словно прозрачный, насквозь, знать, что происходит, привести в порядок себя самого, свою семью, близкое и далекое мне общество, наладить всю свою жизнь в идеальной форме. До такой степени, что я достигаю состояния абсолютного счастья, чувствую себя включенным в вечную реальность и поднимаюсь на ступень человека, дающую мне ощущение, что стоит жить, существовать, продолжать свой род, рожать детей. Я чувствую удовлетворение жизнью и наполнение. И все это, благодаря обретению силы отдачи с помощью правильного окружения.