Глобальный мир: уроки о новой жизни человечества - 24. О беременности и рождении
О. Леви: Здравствуйте. Спасибо, что вы вновь с нами на передаче "Новая жизнь" - цикл бесед с профессором Лайтманом.
М. Лайтман: Здравствуйте.
О. Л.: Здравствуй, Ница Мазоз.
Н. Мазоз: Здравствуйте. Последнее время мы говорим с профессором Лайтманом о беременности и рождении. Это самое естественное явление в нашей жизни. Каждый так или иначе сталкивается с ним, поэтому мы стараемся изучить, что такое жизнь вообще и аспект беременности и рождения в частности. Зрители активно реагируют на эти беседы, задают много вопросов. Чтобы разобраться в том, что и как происходит в этот период, мы решили разделить эту многоплановую тему на небольшие подтемы и поговорить о каждой из них в отдельности. В этой беседе мы хотели бы поговорить о женщине. Беременная женщина становится центральной фигурой в жизни супружеской пары, она проходит разные состояния. Мы хотим обсудить и понять, как в современной жизни со всеми ее особенностями передать женщине необходимые инструменты, представления, понимания, которые помогут ей пройти этот этап максимально эффективно.
Н. М.: До сегодняшнего дня я была просто женщина, а сейчас я начала ощущать, что мое тело и все мои мысли меняются. Я вдруг стала беззащитной, больше переживаю, все мысли обращены к плоду и я начинаю думать о своей матери.
Я помню, мама всегда говорила мне, что пока я сама не стану матерью, не смогу понять многих вещей. И несмотря на то, что я еще не мать, я начинаю ощущать, как во мне происходят изменения. И все время занимает меня то, как создать моему плоду наилучшие условия. Ведь если сейчас я буду максимально заботиться о нем, обеспечу возможности для развития, то это создаст условия для хорошей жизни в дальнейшем.
Я была бы очень рада получить от Вас рекомендации: как на первом же этапе беременности изучить свое новое женское состояние; что я должна знать о себе как женщина, как будущая мать; что я должна понять в окружающей меня действительности; как дать своему плоду с самого начала лучшие инструменты, чтобы эффективно противостоять проблемам?
М. Л.: Действительно, тема очень обширна, но давайте начнем с чего-нибудь. Прежде всего, я бы сказал так: природа развивает в женщине желание заботиться о будущем ребенке так же, как сама природа заботится обо всех своих созданиях. Хотя природа на иврите - это слово мужского рода, но мы говорим "мать-природа, мать-земля". Все, что развивает, рожает, заботится - все это мать.
Женщина во время беременности получает некий подъем уровня - являясь созданием природы, она становится ее представителем. Природа развивает нас в каком-то особом процессе, который мы еще не совсем знаем, и, очевидно, не бесцельно, а ради того, чтобы в будущем мы стали успешными, достигли прекрасных результатов. Так нас учат мамы. Здесь есть параллельные процессы - зарождение и развитие одного человека и всего человечества. Мы можем изучить взаимоотношения матери и плода, девять месяцев внутриутробного развития, само рождение, развитие новорожденного и эти знания позволят нам понять тот процесс, который проходит все человечество. Это дает обширный материал для размышления.
Мы не будем разбирать медицинскую часть этой темы. Я бы хотел построить свое объяснение на социологическом аспекте. Понятно, что беременная женщина думает о зародыше, который развивается в ней. Ей объясняют, рассказывают, что определенные вещи благоприятно воздействует на него; что ее мысли и ее настроение очень влияют; что он слышит и ощущает вкус - через нее. Это один организм, поэтому здесь мы уже не будем говорим о ее теле, каким оно было до беременности. Забеременев, начав заботиться о нем, она должна знать, что кроме материальной пищи - обычного пропитания, здесь должна быть внутренняя - духовная пища для будущего человека.
Мы хотим, чтобы у ребенка, который родится и вырастет, было хорошее, доброе отношение к жизни, к окружению - этим он обретет уверенность в себе, успех. Поэтому уже сейчас, в период внутриутробного развития, мы должны задуматься о том, как передать ему навыки правильного общения. Интересно, что в мире есть такие культуры, которые считают начало жизни человека с того момента, как семя внедряется в матку - три дня прикрепления семени. А на третий день говорят: "Это уже человек". При таком отсчете мы должны добавить к нашему возрасту еще девять месяцев. И это тоже верно, ребенок уже есть, но пока он развивается иначе.
Мать здесь - представитель природы. Она развивает зародыш, лично оберегает его, содержит под своей опекой. Родившись, он остается прикрепленным к матери внешне, но уже принадлежит обществу, потом идет в детский садик, в школу и становится все более причастным ко всему человечеству. И так он все время прикрепляет себя к расширяющимся кругам природы - этой большой матери. Мы должны позаботиться о развивающемся плоде. Отныне и далее, его будущее зависит от того, насколько правильное направление, правильные команды для соединения со все более внешними кругами мы будем ему давать.
С того момента, как мы признали в нем человека, мы должны позаботится обо всем его пути. Потому что мы знаем, что полученное человеком в первые несколько лет, остается с ним на всю жизнь и потом будет очень трудно внести даже незначительное исправление. К тому же это происходит не как исправление, а как искажение - ему приходится все время насильно менять себя, чтобы приспособить к обществу. Очень важны мысли матери и отца, близких, окружающего общества. Не менее важно, насколько эти круги будут правильно, гармонично взаимодействовать между собою; насколько мать будет ощущать заботу, поддержку, тепло своего окружения; насколько оно готово принять этого малыша сейчас и будет готово принять его взрослым.
Но не только общество должно создать для человека благоприятные условия. С его стороны нужна готовность быть связанным с обществом и быть причастным к нему. Ведь от интегрального подхода к жизни зависит его успех. Нужно видеть общую картину: природа развивает плод внутри матери, которая является для него ее представителем, а потом, как бы, берет этот плод из матери, проводит его через родовые пути в более широкие круги. И тут общество может сделать очень много для развития в человеке интегрального подхода к миру.
Мы очень заботимся о детях, идущих в детский сад. Нам важно, какая атмосфера и какие дети будут в садике, какое воспитание они получат там, какие материалы. Даже не так важна еда - если не будет хватать, мы добавим дома, - важно общество, которое будет окружать нашего маленького ребенка. Мы очень хотим, чтобы была добрая, хорошая атмосфера, чтобы он не воспринял там нехорошие "вирусы", влияющие на его поведение и отношение к другим. Нужно, чтобы мать знала об этом, потому что ее сознание очень влияет на плод. Научные исследования последних двадцати лет показывают, что развитие нашего мозга соответствует развитию всего зародыша в матке. Там есть связи, которые уже сейчас могут быть построены в соответствии с социальным и социо-экономическим состоянием отца и матери. И эти же исследования подтверждают такое влияние. Просто удивительно, насколько мысли и подготовка отца, матери и окружения влияют на постоянную структуру мозга, развивающегося в материнской утробе. Подобная проблема была с компьютерами. Мы думали, что ни при каких условиях вирусы не смогут испортить электронное оборудование компьютера. А сейчас стало совершенно очевидным, что испорченные, зараженные "вирусами" программы, попадая в компьютер, могут нанести ему вред.
Есть еще один аспект внешнего воздействия - человек в течение жизни переходит из одного общества в другое, и каждое общество влияет на него. Оно может произвести в его мозгу такие изменения, что он потом не сможет избавиться от них, начать вести себя по-другому, сопротивляться этому влиянию. Есть тут некая постоянная память и неизменная структура мозга, которые не меняются. Стоит обратить на это внимание. Мысли, желания, стремления, подход к обществу, к связи с людьми, заложенные в раннем детстве, дают человеку уверенность и успех. Мы видим, что преуспевание зависит от того, насколько человек чувствует других людей, насколько может действовать против них или вместе с ними, усиливать или, наоборот, ослаблять интеракцию, зная природу человека и оберегая себя. Все это зависит от умения объединиться, связаться с ближним, и поэтому нам нужно передать эти знания родителям.
Это очень важно, это может быть намного важнее, чем количество и качество пищи, получаемой ребенком. Он всегда будет получать от матери более-менее подходящие продукты, соответствующие рекомендации врачей, здесь нечего добавлять и преувеличивать. Главное - это интеллектуальная атмосфера, окружающая родителей, их мысли, подходы к себе, к плоду, к жизни. Дети, растущие без родителей, подобны животным, помещенным в клетку. Дайте им все блага, но лишите правильного отношения, теплого окружения, и вы увидите, что никакие блага не помогают. Такие дети растут со внутренними искажениями и обычно из них выходят ущербные люди. Поэтому, прежде всего, нужно подумать об особой психологической подготовке родителей и родственников. Есть три этапа внутриутробного развития, которые мы должны изучить.
Первый из них: три дня абсорбирования семени, затем - сорок дней формирования плода и до трех месяцев. В это время плод развивается как неживой уровень - у него нет еще ощущения окружения, он лишь сохраняет себя, развивается, насколько это возможно на данном этапе, впитывает влияние окружения, но сам к этому окружению никак не относится.
На втором этапе зародыш подобен растению. По сравнению с предыдущим уровнем он больше получает и больше дает, взаимодействует с окружением, у него уже есть внутренние движения. Внешние движения появляются на третьем этапе. Плод уже меняет место, мать его больше чувствует, между ними развивается все более явная и прекрасная интеракция. В этот период он скорее животное, чем цветок. И такое состояние продолжается до самого рождения. Но приходит время, когда плоду становится тесно в матке, он нуждается в свободе и во внешней связи с матерью как самостоятельное тело, тогда он рождается. Это является причиной рождения. Нам нужно понять, что таким образом человек продолжает развитие, начавшееся девять месяцев назад в материнской утробе. Оно отражается на всей его последующей жизни, что мы и наблюдаем.
Желая человеку долголетия, мы говорим: до 120 лет. Это три раздела по сорок лет, которые человек проходит в течение жизни. Здесь есть те же процессы, что и в развитии зародыша, а сорок лет - это сорок дней. Но не будем сейчас в это углубляться, я сказал это просто для информации. Человек всегда развивается в соответствии с этими этапами. Родившись, он прежде всего оберегает себя, заботится только о себе, проходит этап неживого уровня. Потом развивается как растение - в большей интеракции и обоюдной связи с окружением. И затем, в третьем периоде, он уже крутится, активно двигается, строит активные взаимоотношения с окружением.
Рождение взрослеющего человека - это выход из дома. Связь с домом остается, но он уже самостоятельный, проходит детский садик, школу, и выходит в свободную жизнь. В соответствии с этими ступенями, происходит процесс духовного зарождения и развития человека. Он рождается как точка, потом поднимается к Высшему парцуфу, проходя разные уровни, пока не достигает силы, высоты и качества своих прародителей. И приходит в этот мира с новыми решимот - с новыми данными.
Все это мать должна знать, нужно больше ей объяснять, развивать ее. Во время беременности она может заботится не только о плоде, но и о своем собственном развитии, а так же о том, как она будет развивать его после рождения. К тому времени, когда он будет находиться снаружи, она должна уметь не только ухаживать за его телом, но и знать, как развивать его, чтобы он добился успеха в человеческом обществе.
А главный успех в воспитании человека заключается в том, насколько правильные стремления, желания есть у него, хочет ли он постигать высокие идеи, ставить перед собой большие цели, насколько может уберечь себя от разного рода вредных влияний, которые могут привлекать его больше, чем хорошие, но, может быть, не такие приятные и доступные вещи.
Надо больше работать над собой, прилагать усилия, чтобы находиться в подобающем обществе. И здесь все зависит от того, как ребенка воспитывают, как родители знакомят его с жизнью, какие книги дают читать, какую музыку слушать. Поэтому мать должна заблаговременно заботиться о развитии всех домочадцев, об их соответствии тому, каким они видят успех своего ребенка в будущем.
К сожалению, есть много случаев, когда отец и мать не заботились о себе, даже в то время, когда у них была возможность развиваться более интенсивно. От ребенка они требуют, чтобы он стал лучше их. Но ребенок-то учится у них. Они - его окружение, он видит их поведение, общий уровень и отношения между ними, их стремления, желания, жизненные ценности. Это он воспринимает и приобретает - у него нет выбора.
Ради будущего ребенка родители должны заботиться о его развитии уже в то время, когда он, этот плод, находится внутри. Но они заботиться не могут - кто они сами-то? Они лишь понимают, что им тоже стоит развиваться, чтобы их ребенок не повторил их неудачи.
Мы видим большие группы людей, как, скажем, цветное население в Америке, каждое поколение которых передает одни и те же проблемы следующим поколениям. Причину я вижу в том, что не заботятся о них, особенно в то время, когда это можно сделать. Я бы их заставлял провести большую социологическую, социальную работу. Об этом можно позаботиться, когда они женятся и входят в период беременности. Провести для них интенсивный курс построения взаимоотношений, связи и дать им как можно больше для правильной подготовки к рождению ребенка.
И даже потом, после того как ребенок рождается, мы можем прикрепить к родителям разных инструкторов, предложить им заниматься на курсах, скажем, раз в неделю, и так развивать население. Насколько мы сможем, искусственным образом, приподнять родителей, настолько у детей будет более высокий уровень. А иначе, произойдет то же, что в Америке или на окраинах Парижа. Я видел в в этих местах население, которое из поколения в поколение остается на одном и том же уровне и даже деградирует. Люди привыкли не работать и уже не хотят работать, преступность, проституция, наркотики, карты, оружие, мафия - не знают, как проводить время. И, конечно же, каждая мать желает другого своему ребенку. Но для этого они должны сами позаботиться о том, чтобы создать вокруг него атмосферу более высокого, нового уровня. Нам предстоит очень большая работа с матерью, и она готова работать, поэтому мы должны использовать это время правильно.
Н. М.: Я помню, что в молодости жизнь воспринималась по-другому. Возможно потому, что я была девчонкой, и все казалось мне простым. А наше время очень сложное.
М. Л.: Но какие проблемы с ребенком, который находится дома?
Я рос в доме, где была комната с полками книг - библиотека. Чем выше я становился, тем больше книг мог достать. Иногда я ставил стул и доставал книги, которые мне не было положено читать, - не детские и не подростковые, а мамины. Она была врач-гинеколог и ее книги стояли на самых верхних полках, чтобы я не смог их достать. Так интересно это было у нас расположено.
Тогда еще не было настолько развито телевидение. Я играл в теннис, катался на велосипеде, товарищей было не много. Но главным местом, где я рос, была библиотека. Родители постоянно направляли меня к чтению.
Ребенок трех - пяти лет еще такой милый, маленький. Мы не осознаем, насколько важно в этот период и даже в период внутриутробного развития правильно думать о нем, направляя его и давая ему разные примеры и намеки.
Н. М.: Так какой же подход я должна вырабатывать, чтобы обучать правильно плод с самого начала?
М. Л.: Думать. Слушать музыку, читать правильные книги, смотреть передачи.
Н. М.: Что значит "правильные книги"?
М. Л.: О природе, обо всем том, что, как Вы думаете, будет для него хорошо. Пока что Вы еще беременны, но представьте себе, что маленький ребенок рядом. Читайте книжки, подходящие для маленьких. И что в этом такого? Вы же разговариваешь с ним? Так, пожалуйста, есть возможность.
Н. М.: То есть быть с ним в связи?
М. Л.: Да.
Н. М.: Сегодня, когда так тяжело справиться с проблемами современного общества, должна ли я обеспечить его дополнительными средствами, которых, например, моя мама не давала мне?
М. Л.: Я не думаю. По-моему, ценности должны быть те же - хорошая, добрая связь с обществом. Всегда родители говорили ребенку: "Будь хорошим, добрым, будь гибким, вежливым со всеми", - потому что такое поведение дает ему максимальную уверенность.
Чем лучше человек относится ко всем, больше уступает, прощает им, тем лучше ему в любом обществе. Эти качества не меняются. В любом народе, в любом обществе, во все времена - то же самое. Ведь мы живем в эгоистическом обществе, поэтому такое поведение оберегает человека наилучшим образом. Так каждая мама говорит своему ребенку. Это первое.
Второе. Нужно найти себе хороших друзей! Что значит хорошие друзья? Согласно ценностям! Но ценности нужно дать ему заранее. Это мы формируем, пока он еще не находится в обществе.
Не случайно природа так создала, что вначале человек развивается внутри себя. Потом, когда рождается, он развивается в семье до двух-трех лет, никто и ничто ему не мешает. Возле него отец, мать и несколько игрушек, которые они ему покупают. Об этом нужно поговорить отдельно, потому что многое зависит от того, что они ему покупают и чего от него хотят.
Есть игрушки для физического развития новорожденного ребенка; есть для умственного развития; есть такие, которые совмещают то и другое. Нужно играть с ним, разговаривать, может быть, даже на нескольких языках. Конечно, это зависит от возможностей родителей, но они должны знать, что это является основой, ответственность за которую они несут.
То, что ребенок воспринимает в детском саду и получает там какое-то другое направление, - даже в этот ранний период - остается. Мы его не помним на протяжении жизни, но он находится в подсознании, в каждой мысли, и в каждом нашем решении.
Н. М.: Больше всего я переживаю и беспокоюсь о подходе. Ранее Вы сказали очень красиво, что подход определит и выстроит его мозг и все его внутренние части. И я, как женщина, прежде всего хочу выяснить, как правильно относиться к самой себе? Каков правильный подход к жизни?
М. Л.: Перестаньте думать о нем! Верно, Вы заботитесь о нем, и это заставляет производить всякие изменения, тяжело работать. Но начните думать о том, что Вы хотите жить в хорошем мире. Что бы Вы сделали для этого по отношению к миру, к дому, к себе, к продуктам питания? Что нужно предпринять для того, чтобы устроить свою жизнь нормальным образом, придать ей уравновешенность, сделать мягкой? И если Вы это сделаете, если отныне это станет направлением Вашего поведения, отношения к самой себе и окружению, то оно перейдет к плоду.
Н. М.: Выходит правильный подход - учиться жить! Как я научусь жить в мире, что я должна делать, чтобы этот мир был хорош?
М. Л.: О-о! Здесь нужно пройти некий курс обучения!
Н. М.: Именно этого мне недостает, это я пытаюсь понять.
М. Л.: Верно. Вам нужно прослушать несколько уроков, лекций, бесед, может быть, поучаствовать в семинарах, чтобы знать, что такое мир, общество, какое правильное и доброе отношение может быть между людьми. Ведь Вы хотели бы сами жить в таком обществе, родить и вырастить в нем своего ребенка! Для этого нужно пройти определенный курс изучения истинного интегрального общества. Как матка относится к ребенку, так природа относится к нам. И точно так же мы должны относиться к природе. В этом ключе мы работаем с мамой, тем самым правильно ориентируя ее отношения с окружением. Таким же будет ее подход к отношениям с ребенком. Очень многие мамаши думают, что их ребенок плохой, непослушный. Сердятся на него, кричат, даже бьют и не знают, что делать с этим ребенком?! А, в сущности, это проявление несоответствия между тем, как ребенок относится к матери, и мать - к окружению.
Нет соответствия! Поэтому ребенок находится во внутреннем раздвоении. Он не получил заранее того, что должен был получить, а сейчас, в пятилетнем возрасте, ему говорят: "Нельзя! Это запрещено". А он не понимает новых требований, которых раньше не было. С самого начала развития зародыш должен получать от матери и от окружения тот же подход: равновесие, связь, дружелюбие, поручительство, полная взаимность - как ты относишься ко всем, так и все относятся к тебе. Всё должно быть уравновешенно. Мы должны научить мать, как вести себя с окружением, а окружение - с ней. Соответственно с этим и зародыш, а потом и ребенок - естественным образом, из самой атмосферы - почувствует, что так должно происходить, что таков мир и управляющие им законы.
Как мы уже говорили, строение мозга меняется в зависимости от нашего отношения. Внутри материнской утробы он может сформироваться таким образом, что будет соответствовать единому интегральному миру, прекрасным и добрым отношениям с другими. Не придется специально учить его тому, что будут существовать в нем естественно. Проблема в том, что мы делим наше существование на жизнь внутри материнской утробы и - вне ее; жизнь дома, потом - детский сад и школа. Мы не понимаем, что это должно быть единым течением, ребенок не должен чувствовать, что в его жизни что-то меняется. Только окружение становится все шире, круги вокруг него становятся все больше и требуют от него внутреннего развития для правильной и хорошей интеракции с новым окружением. И так он объемлет весь мир, и весь мир кажется ему прекрасным, единым и дружественным. Он становится свободным, знает, как вести себя со всеми, как воспринимать их, знает их природу, правильно чувствует их. Он дружит со всеми.
О. Л.: Я хотел бы более подробно разобрать один аспект. Вы сказали, что как мать относится к окружающим, так это...
М. Л.: ...естественным образом передается плоду, потому что он является ее частью. Это ее часть!
Если мать сейчас сердится на что-то, плод это чувствует. Растение рядом со мной это чувствует, не то, что плод. Я уже не говорю о выделении гормонов, о нервных, электрических изменениях, химических процессах, происходящих в ее теле. Она собирает все свои жизненные силы на всех уровнях.
Я говорю, что даже философский подход к жизни передается ему!
О. Л.: Зародышу?
М. Л.: Конечно! Это одно тело!
Ты думаешь, что ее голова и его голова не связаны друг с другом? Между ее и его руками тоже есть связь. Но пока эта связь осуществляется в одном теле, потом это будет происходить вне тела. Мы говорим, "как один человек с одним сердцем" - и в мыслях, и в желаниях. Это так передается!
Мы не понимаем, что строение человечества подобно строению тела. Тем более подобны душевные и физические свойства матери и зародыша. Физическое подобие видно, но и душевно они схожи. Это одна система!
Мы изучаем, измеряем волны и поля, существующие вокруг тела. Назовите их аура - это не важно, как назвать. Сейчас становится понятным, что эти поля едины для него и для нее. Конечно, здесь все передается от него к ней и - обратно.
О. Л.: Я, как отец, стремлюсь к тому, чтобы в течение жизни моего ребенка все относились к нему хорошо.
М. Л.: Так относись к обществу хорошо.
О. Л.: Вы сейчас делаете такой, как бы, трюк: ставите зеркало перед матерью и говорите ей: "Вы хотите, чтобы вашему ребенку было хорошо? Отложите ваши фантазии, посмотрите на себя в зеркало. Как Вы относитесь к людям, так и люди будут относиться к нему". Отношение матери к людям повлияет на то, как через несколько лет люди будут относиться к ее ребенку?
М. Л.: Да. Не только через несколько лет, а уже сейчас!
О. Л.: Но он же еще зародыш?!
М. Л.: Ну и что? Это только в твоих глазах он зародыш и находится внутри нее. А в ее глазах - это живой организм. Ты знаешь, что японцы считают начало жизни с момента прикрепления семени к стенке матки?
О. Л.: Одну секундочку. Он копирует наше поведение?
М. Л.: Он чувствует! Как тело!
О. Л.: Я стараюсь понять, каков смысл существования зародыша - моего будущего ребенка. Он ожидает моего поведения или поведения матери по отношению к людям и так же он будет себя вести, и такое же отношение получит. Поэтому, если я хочу узнать, какая у него будет жизнь, я должен проверить свое отношение.
М. Л.: Ты обязан создать прекрасное окружение, чтобы оно влияло на твою жену, через нее - на зародыш, и напрямую - на зародыш, потому что все мы связаны, находимся в одном поле. Это такое особое поле, содержащее мысли, желания, разнообразные отношения. Оно включает в себя всевозможные физические, биологические параметры. При съемке листика видно, что даже вокруг него есть поле. Воткни в него иголку и ты увидишь, как поле меняется. Мы должны смотреть на жизнь более широко и, главное, более интегрально.
О. Л.: Сейчас, когда Вы говорите, мне вспомнилась поговорка: "Не делай ближнему своему того, что сам ненавидишь". А новая коннотация: "Если ты не хочешь, чтобы через несколько лет к нему относились плохо...
М. Л.: Не через несколько лет - уже сейчас!
И я, и мой плод сейчас окружены людьми. Представь, будто он находится рядом с тобой, а не внутри жены. Окружающее общество напрямую влияет на мать и на плод. Об этом говорят научные исследования.
О. Л.: А люди отдают себе в этом отчет?
М. Л.: Я не знаю, насколько.
О. Л.: Я имею в виду, относятся ли они к зародышу, как к личности? Я не совсем понял. Вы говорите, что и сейчас он находится под влиянием всех людей.
М. Л.: Ты спрашиваешь так: испытывает ли он влияние через свою мать, подверженную влиянию общества, или общество, альтернативным образом, напрямую влияет на него, минуя мать?
Так я тебе говорю: даже без матери оно влияет на него. Через мать - напрямую (ёшер), а без матери - альтернативным образом (акифа). Хочу добавить, что зародыш является нижним (тахтон), мать - верхним (эльон), а их окружение, общество - выше верхнего (алей эльон).
О. Л.: Это информация - для сведущих!
М. Л.: Это три уровня отдачи. Это не относится к какой-то особой науке.
Н. М.: Ну, давайте перескажем простыми словами, потому что я поняла так, что материнский путь - прямой. Он зависит от моего подхода.
М. Л.: От высшего, от окружающей среды, это влияние спускается через мать к плоду. И, кроме того, все мы развиваем поле отдачи. Но влияние не передается напрямую от высшего к высокому и от него - к нижнему, то есть, от окружения - матери и через нее - плоду. Влияние на мой плод происходит через круги - хочу я это или нет!
Н. М.: Здесь имеется два фактора. Я хочу понять в простом изложении. Итак, есть мой подход: я, как мать, влияю на него. И есть подход общества, которое влияет на меня и тем влияет на него, даже без меня?
Это значит, что сейчас, занимаясь на курсе, максимум, что я могу сделать, это изменить свое отношение, но не отношение общества.
М. Л.: Нет! Влияя на общество, ты добиваешься того, что общество будет хорошо относиться к зародышу.
Н. М.: Когда я изменяю свое отношение к обществу, к жизни, к другим, это влияет на него?
М. Л.: Конечно! Они будут относиться к нему дружелюбно, хорошо. Он почувствует это и соответственно его тело, и главным образом, мозг, будут развиваться иначе, чем в состоянии давления и тревоги.
Н. М.: Из того, что Вы сейчас говорили, получается, что мне надо развить правильное отношение к жизни.
М. Л.: К обществу. К плоду у тебя естественное отношение - ты должна думать о своем будущем ребенке. Это развивает в тебе природа. Но в отношении к обществу она оставляет тебе свободу, его ты должна развивать сама.
О. Л.: Так чему она может научиться? Природа определяет защищающее, теплое, хорошее отношение материнского организма к плоду. Об этом ее не спрашивают. Это просто так и есть.
М. Л.: Верно. Это относится к животному уровню. Но на уровне "говорящий", "человек" развитие происходит с помощью окружения. И здесь природа оставляет нам свободу выбора. Ты хочешь? Пожалуйста! Хорошо относись к обществу, развивай его, тогда и твой плод будет человеком, а не животным.
О. Л.: Здесь есть, как будто бы, два уровня роста зародыша: есть физиологический уровень - где природа выполняет свою работу.
М. Л.: На уровнях неживой, растительный и животный все происходит инстинктивно.
О. Л.: Получается, что находясь в матке матери, ребенок будет расти, через несколько месяцев выйдет и все будет в порядке.
М. Л.: Как животное.
О. Л.: Но мать сейчас создает и закладывает в нем операционную систему, программу его жизни и взаимоотношений с другими.
М. Л.: На уровне "говорящий" - "человек", а это уже общественное создание. Его отношение к окружению, создание и правильное использование общества относятся к уровню "человек".
Оставь ребенка в лесу, из него вырастет животное, помести его в общество - вырастет человек. Получается, что ты сейчас придаешь ему форму человека!
Если ты думаешь: "Пусть он будет здоров, кроме этого мне ничего не важно".
О. Л.: Но этого недостаточно!
М. Л.: Именно. Так ты вырастишь только животное. А где же в нем человек, который развивается? Девять месяцев просто так пропали? Никто не позаботился о развитии человека!
И это мы видим - в течение всей жизни такие неразвитые дети ни на что не способны, ничего не могут сделать. Готовы продолжать жить в заброшенных районах, как их родители, и только требуют: "Давай, давай!", но ничего не делают ни для себя, ни для других. Несчастные. Для чего они родились? Для чего живут?
О. Л.: Вы внесли здесь очень важное дополнение, о котором я - отец и мужчина - не знал. Я постараюсь перевести на практический язык наши выводы. Итак, сегодня мы изучаем то, как женщине стоит относиться к процессу беременности, в который она сейчас вошла.
М. Л.: Она рожает человека!
О. Л.: Она рожает человека - это Вы добавляете сегодня. Она рожает человека - это активное действие, которое она должна произвести в своем отношении к окружающим. То, что она будет охранять свой живот, соблюдать здоровый образ жизни - это лишь оболочка жизни, необходимая для того, чтобы создать ему оптимальные условия существования?
М. Л.: Да. Животный уровень.
О. Л.: Но с этого момента у нее есть девять месяцев, в течение которых она должна не только заботиться о том, чтобы с физической стороны все было в порядке, но и обращать внимание на то, как она относится к людям, потому что сейчас это программирует отношение людей к ее зародышу?
М. Л.: Да.
О. Л.: Это очень важно! Природа, не спрашивая ее, зарождает в ее чреве физиологическую жизнь. Но хорошей его жизнь делает не природа само по себе, а мать.
М. Л.: В этом - свобода выбора!
О. Л.: Его счастье она определяет своим отношением к другим людям?
М. Л.: Верно!
О. Л.: Это уже вызывает дрожь. Я имею в виду, что это огромная ответственность.
М. Л.: В этих передачах мы уже говорили о том, что развитие на неживом, растительном и животном уровнях происходит инстинктивно, а уровень "человек" природа оставляет нам, чтобы мы развивались на этом уровне самостоятельно!
Так развивается "человек" не только в зародыше, но и во взрослом человеке, и в человечестве в целом. Этот процесс остается без природного контроля.
О. Л.: Получается, нечего надеяться на то, что природа позаботится о хорошей жизни для моего ребенка, я должен создать для него хорошую жизнь!
М. Л.: Верно! Теперь ты, как отец, готов действовать?
О. Л.: Нет, мы говорим о маме.
Н. М.: Сейчас папа сбегает - появилась ответственность.
М. Л.: Так сейчас мама понимает, что должна позаботиться о своем отношении к жизни, потому что это отношение она дает своему будущему ребенку. И очень важно воспринимать его как развивающегося человека, а не как игрушку, которая скоро выйдет из нее и она будет с ней играть.
Здесь развивается человек, и сейчас ты даешь ему основу на всю жизнь. На всю жизнь! Вот что находится сейчас в твоих руках!
Потом уже будет не так! Потом он войдет в общество, подпадет под более прямое общественное влияние.
О. Л.: Вы сказали: мать раньше была просто женщиной, а сейчас она забеременела и превратилась из природного создания в представителя природы. И это ее новая должность.
Представим, что я - будущая мать, и у меня есть должность. Я представитель природы, сейчас у меня есть зародыш в чреве. О чем это говорит? Вы сказали, что я должна развивать хорошее отношение к ближнему, потому что это определит - будет мой ребенок несчастным или счастливым.
Сейчас давайте поговорим о том, что такое хорошее отношение. Допустим, я представитель природы. Как я должна себя вести в этом качестве? Что значит вести себя достойно, быть достойным представителем природы? Что это говорит о моем отношении к другим? Вы можете дать этому определение?
М. Л.: Есть учение об электричестве, есть - о механике. Что называется "учение твоей матери"? Это общий подход к жизни, который зародыш и младенец должен получить от матери. И ты, как социолог, должен довести это до сведения матери еще до того, как она забеременела, не говоря уже о том, что происходящее во время беременности и после ты должен сопровождать!
Если мы хотим получить здоровое, хорошее, счастливое общество, мы должны позаботиться о том, чтобы у матери было "учение жизни". Это учение о равновесии с природой, гармонии, гомеостазе. Это знание процессов, происходящих в обществе, и умение правильно к ним относиться, а не просто говорить ребенку: "Не бей его" или "Не говори нехороших слов". Мать не должна читать ему нотации, но обязана дать систему правильной связи со всем окружением! Это называется учение! Полная мера связи человека с его миром - это называется "учение твоей матери". И это она должна ему дать! Если она не способна, то есть большая мать - Природа. Нужно научиться у нее, у Природы, как вести себя, обучить ее законам физиологическую мать и так передать это учение зародышу и младенцу.
О. Л.: Как мать, я была бы рада сейчас получить какое-то мысленное упражнение, соответствующее тому, что сегодня учили, чтобы я могла о нем подумать. Я поняла, что мое отношение к окружающим влияет на то, будет ли мой ребенок счастливым или несчастным. Можете ли Вы представить это в виде какого-то упражнения? До следующей встречи я потренируюсь и начну переносить это из урока в свою жизнь.
М. Л.: Я порекомендовал бы для начала несколько раз прослушать этот урок. Не думаю, что можно переводить это в какие-то действия, она еще может запутаться. После нескольких таких бесед нужно привести ее на семинары, в результате которых она начнет практически изменять свой подход к жизни, к большому обществу.
О. Л.: Можете ли Вы предложить какое-то упражнение, чтобы супруги могли обсудить между собой дома?
М. Л.: Наверняка! Я сказал уже, это одно предложение: Не делай другому то, что ненавистно тебе. Каким образом? Организуйте жизнь так, как вы хотели бы, чтобы ваш ребенок жил! Живите сейчас такой жизнью! Осуществите сейчас такое отношение к телевидению, интернету, телефонным разговорам, книгам, рекламе, обществу - ко всему. Ваше сегодняшнее отношение к окружению на 100% передается зародышу. Так начинайте в соответствии с этим меняться! Насколько вы любите его, насколько заботитесь о нем, настолько это должно быть сейчас практически реализовано в вашем отношении к обществу!
Н. М.: Самый большой страх, который я ощущаю, когда Вы говорите, вызывает во мне то, что я вообще не знаю, каково правильное отношение к окружению.
М. Л.: Прекрасно! Как бы Вы говорили с ребенком, любя его? Как учили бы его относиться к соседям, сотрудникам, посторонним людям? Поставьте его на свое место! Это просто! Ведь то, что есть в Вас, переходит к нему напрямую.
Так мы достигаем