Ребенок - это воплощение будущего тебя
Вопрос: Как преподать принцип отдачи и любви детям, которые не стремятся к духовному развитию?
М. Лайтман: Сегодня это уже не важно. В наше время каждый обязан познакомиться с процессом, который нам необходимо пройти. Все мы являемся единым организмом, и у нас нет выбора - мы не имеем права не распространять науку Каббала. В мире существует много разновидностей душ, которые находятся на самых разных уровнях - от самого низшего до самого высокого. Но все они обязаны максимально взаимодействовать друг с другом.
Как объясняет Бааль Сулам, к нам может прийти человек какой-нибудь самой простой профессии и сказать: "Друзья, я ничего не понимаю, но если надо что-то починить - я готов, я с вами. Вы молодцы, занимаетесь "высокими материями", я же ни к чему не способен. Хотите, я буду сидеть на уроке, и спать - по-другому не могу. Моя голова не приспособлена к науке, но мои руки - к вашим услугам, я с вами". Из подобного состояния он может начать свое духовное развитие, и такого человека необходимо принять. Надо найти ему любую работу - с нее он начнет свое объединение с остальными.
То есть знакомить с наукой Каббалой необходимо всех, независимо от стремления к духовному - даже тех, кто еще далек от начала пути. Главное, чтобы каждый знал, что наука Каббала - это нечто важное, ведущее мир к спасению. Если человек желает благополучия своей семье и верит, что каббалистическая методика несет ему добро, когда остальные методики себя дискредитировали, - этого достаточно, чтобы он почувствовал свою причастность к ней. Его необходимо присоединить.
Это относится и к детям. Как я вообще могу проверить, есть у моего ребенка "точка в сердце" или ее нет? Этого делать нельзя. Я контролирую своего ребенка и как родитель обязан его воспитывать. Причем без "коррекции" с моей стороны, а только лишь в соответствии с тем, что для меня означает "хорошее воспитание". Если я считаю, что духовное развитие важнее всего остального, то не имею права говорить, что "для нашей жизни полезнее изучать компьютеры"! Нельзя так поступать, потому что таким образом я делаю неправильный расчет, как в отношении ребенка, так и относительно себя.
Я должен передать ребенку все то, что считаю лучшим. Так написано в Торе. Выходит, что надо дать ребенку все, что имеешь. Ты не имеешь права просто вырастить хорошо обученное существо, которое будет исправно ходить на работу и жить животной жизнью. Для тебя это означало бы отказ от собственного будущего духовного развития, ведь "сын" - это твое будущее состояние. Ребенка надо сделать таким, каким ты хотел бы видеть себя.
Вопрос: Не вызовет ли в детях отрицательную реакцию ощущение того, что их принуждают? Кому-то интересно, а кому-то и нет...
М. Лайтман: Принуждение значения не имеет. Родители всегда заставляют детей что-то делать. Человеку не нужно ничего, кроме ярких впечатлений. Чего хочет ребенок? Только беситься - ничего больше! А воспитание всегда состоит в принуждении. Это же очевидно! Сам факт рождения - уже принуждение. Когда с утра до вечера мы даем ребенку указания - это разве не принуждение? Конечно, принуждение. Там мы растем. Но мы должны принуждать ребенка к получению от нас самого хорошего. Нельзя дать ему меньше, чем то, что является самым лучшим для нас. В воспитании мы не вольны делать то, что нам вздумается. В духовном мире это равносильно нашему нежеланию перейти на следующую ступень развития.
Вопрос: Мир находится во всеобщем кризисе. Объясняя происходящее, мы говорим, что мир не исправится до тех пор, пока мы не станем относиться друг к другу, как клетки единого тела. Чем деятельность людей из благотворительных организаций или людей религиозных, верящих в вознаграждение за их дела, не соответствует работе здоровых клеток тела? Если они захотят присоединиться к предлагаемому Вами решению выхода из кризиса, то, можно сказать, что они уже правильно взаимодействуют. Что здесь не соответствует модели исправления мира?
М. Лайтман: С одной стороны, Бааль Сулам очень хорошо отзывается об этих людях, но, с другой стороны, мы должны понимать, что их работа не желательна в глазах Бога. Она нужна исключительно для развития человека и осознания им зла, чтобы понял, что действует ради своего эгоизма. Но он должен понять это сам - нельзя говорить человеку, который навещает больных, раздает подарки, совершает прекрасные поступки, охраняет природу, что его работа бесполезна и он этим ничего не исправляет. Хотя если посмотреть трезво, получается, что Бог портит мир, а они его как бы исправляют.
Бог "портит" мир для того, чтобы человек исправил себя, свое эго. Поэтому совершать действия в нашем мире не требуется. Наш мир плох потому, что плохие мы. Но если мы исправим себя, в мир придет изобилие, так как свет Бесконечности наполнит его. Раздавая всем еду, мы сытых не увидим, мир не станет от этого лучше. Как бы мы ни старались сделать добро, но если желание отдавать исходит из нашего эго, то ничего хорошего у нас не получится.
Мы вкладываем огромные средства в систему здравоохранения. Система здравоохранения и система безопасности имеют почти одинаковое финансовое обеспечение. Но где результат? Больных все больше и больше. Почему это происходит? Наши действия, как бы они ни были хороши, не направлены на исправление мира. В нас растет желание получать, оно демонстрирует нам всевозможные дефекты, уродства, но мы их скрываем. Если есть изъян, то его нужно заполнить исправлением, отраженным светом, а мы просто его маскируем. Что происходит при этом? Хорошо ли это? Нет, это плохо с точки зрения цели творения, но для земной жизни это хорошо и уважаемо. Разве люди могут без этого существовать?!
То есть следует понять, насколько "мнение обывателей противоположно мнению Торы". И это трудно объяснить простому человеку, поскольку противоположно его разуму и восприятию. Он забывает, что все идет от Бога, от "нет никого, кроме Него". Попробуй, скажи человеку: "Бог сделал мир таким, а ты пытаешься его исправить?! Он посылает людям голод, почему же ты кормишь их?" На это люди ответят, что это заповедь, обязывающая их так поступать, что они страдают при виде происходящего. Но страдает их эгоизм, и они исполняют заповедь, чтобы получить взамен вознаграждение.
Мы делаем добро другому потому, что так устроено человеческое сообщество: сегодня я даю тебе, а завтра ты даешь мне. Но когда мы дорастаем до "точки в сердце", и все наши действия направляются на связь с Богом, то это совершенно другая система отношений. Тогда я все проверяю относительно близости к Нему: действительно ли мои действия направлены на отдачу, - и строю совершенно другие взаимосвязи. Скоро придется это сделать и в этом мире.
Тогда обнаружится, что все наши привычные взаимосвязи разрушительны, включая совершенно бесполезную благотворительность. Ведь от всей этой деятельности наше физическое тело не становится ни здоровее, ни счастливее. Нам потребуется установить связь между стремлением к духовному, т.н. "точкой в сердце", и Богом.
Вопрос: Какую систему мы выстроим, осознав, что нынешняя система непригодна? Как будет выглядеть новая система, соответствующая закону "возлюби ближнего, как самого себя"?
М. Лайтман: Я вчера получил письмо от врача из Бостона. Он пишет, что фонд программы выхода из кризиса Барака Обамы составляет 800 миллиардов долларов. 35% от этой суммы пойдет на медицину. Огромная сумма! Сегодня из-за кризиса люди не в состоянии оплачивать ни медицинское страхование, ни пребывание в больнице. Все рушится. Система здравоохранения чрезвычайно важна, поэтому треть от выделенной программой суммы пойдет на эти цели.
Думаете, от этого будет польза? Пользы не будет, поскольку вся система построена на эгоизме. Пациент не верит врачу, а врач опасается пациента, особенно в Америке.
Пациент выжидает, когда врач ошибется, подает на него в суд и отсуживает миллионы долларов. А врач, глядя на больного, думает, как бы назначить ему много лекарств, чтобы тот заплатил за них как можно больше. Ведь за каждое выписанное и купленное лекарство врач получит 10% премии, сверх того, что получил за прием больного.
Врач велит больному принимать лекарство и каждую неделю приходить на прием - это умножит его доход. Все построено на эгоизме: больницы, фармацевтическая промышленность, назначение ненужных больному лекарств и тысяча других вещей. Вокруг этого вьются адвокаты, сталкивая лбами пациентов и врачей. В этой системе взаимоотношения на 90% эгоистические, и эго заставляет нас существовать в таких системах.
В древности, когда эгоизм был на низком уровне, существовала такая практика: врач, обслуживающий деревню или район, ежедневно обходил свой участок и у входа в каждый дом находил монету. Каждая семья платила ему, и этим он жил. Время от времени врач заходил в дом и проверял, как готовят еду, занимаются ли физическими упражнениями, соблюдают ли гигиену.
Он следил за всем, что позволяло человеку быть здоровым, и получал оплату от здоровых людей - если человек здоров, то он платит. Но если денег возле входа в дом не было, врач понимал, что там есть больной - заходил в этот дом и лечил. До тех пор пока больной не выздоравливал, он не платил врачу. Поэтому врачу было выгодно вылечить больного, так как только тогда он получал оплату.
А у нас врачу выгодно, чтобы больной болел еще тяжелее. Он пошлет больного на операцию, на всевозможные процедуры, назначит еще десять лекарств, ведь он заинтересован в этом. Вы думаете, что врачи уже исправлены?! Правило, когда врач зарабатывает на здоровье, а не на болезни, зарабатывает не от количества больных, а от количества здоровых на своем участке - это единственно верное правило. Это естественный принцип. Так было не только в Китае, о котором говорится в примере, а во многих местах. Но в наше время все построено на эгоистическом желании.
Каково же исправление? Конечно, мы не сможем быть такими, какими были люди в прошлом, потому что их желание насладиться было слабым. Мы стали большими эгоистами, а потому необходимо исправление общей системы с помощью науки Каббала, которая покажет нам, как нужно устроить систему. Но устроить ее нужно по такому же принципу, а для этого необходим "свет, возвращающий к Источнику".
Если бы человечество потратило на распространение науки Каббала один процент от суммы, вкладываемой сейчас в систему здравоохранения, то под воздействием света все стали бы здоровыми. Ведь все болезни, и это понятно также врачам, происходят от недостатка связи между клетками нашего тела, от отсутствия гармонии в функционировании организма. Так воздействует недостаток гармонии и связи в системе на человечество. Отсюда такое количество болезней.
Вопрос: Допустим, мы отменим благотворительные общества и построим новый мир. Что в нем будет новым?
М. Лайтман: Ни в коем случае нельзя ничего отменять в этом мире. Всякая вещь должна существовать до тех пор, пока мы не раскроем в ней зло. Вот тогда мы от нее откажемся. Познавая в ней зло, мы одновременно раскрываем то новое, что нужно создать ей на смену. Но не прежде этого, иначе создадим нечто искусственное. Так естественным образом мы должны развиваться: каждый раз нечто последующее придет на смену предыдущему, раскрывшему свою непригодность.
Не забывайте, что мы - часть природы. Невозможно принять искусственно решение на уровне правительства: отныне в государстве будет так-то и так-то. В этом случае мы вскоре увидим, что ошиблись, потому что государство не сможет соблюдать такое решение. Люди безрассудны, если надеются что-то сделать.
У природы и у мира свои законы. Нет ничего, что можно сделать, кроме добавления нашему миру свободы выбора. В чем? В раскрытии смысла поступков человека! А это и есть наука Каббала - она именно это объясняет. Давайте изучим ее, и тогда поймем, что нам нужно делать в этом мире. Нам не нужно придумывать закон, это смешно. Ясно, что эти законы нужно взять из природы.
Вопрос: Какое действие в этом мире поднимет человека на духовный уровень?
М. Лайтман: Только отдача ближнему. Но речь идет не о той бесцельной отдаче, которая была в России и в кибуцах, не о десяти процентах природных альтруистов и людях, отдающих ради получения вознаграждения, а об отдаче с намерением уподобиться высшей силе природы. Иначе мы не достигнем цели, и всякое действие будет нам во вред.
В наши дни, когда раскрывается стремление к духовному вместе с глобальностью мира, такие действия, как благотворительность и им подобные, вредят, если не направлены к цели творения.
Поэтому программа Барака Обамы поддержать здравоохранение не даст желаемого результата, и именно сейчас это станет очевидно. Прежде действия отдачи хотя бы создавали видимость полезности. По крайней мере, они служили оправданием, что сделано все возможное. Сегодня все изменилось. Выписали лекарства, сделали анализы, операцию, а больной умер. Но мы же сделали все!? Совесть у всех чиста,а больной умер.
Точно так выглядит ситуация с программой выхода из кризиса: сделали максимум, но пользы нет. Жаль растерять 300 миллиардов долларов, которые хотят вложить в медицину, ведь они утекут, как вода сквозь песок и исчезнут. Одного процента хватило бы на распространение знания о строении мира, и это дало бы правильное направление действиям людей.