Бегство от великой толпы эгоистов
Я обязан сейчас принять условие поручительства, ведь это условие природы, которое мне раскрывается. Природа как будто требует от нас, чтобы мы соединились вместе в некую форму отдачи, считаясь один с другим, - а иначе этот кризис покончит с нами. Вот таким образом это нам открывается. Пока это только первый этап выявления необходимости объединения между нами, но мы видим, что в какой-то мере нам уже раскрывается разбитое кли.
И когда человеческое общество придет к "стоянию у горы Синай", тогда мы поймем, насколько мы не способны соединиться. Но это произойдет после того, как мы примем решение и пожелаем, чтобы это произошло, и обратимся с просьбой: "Сделай что-нибудь, чтобы это случилось!" И лишь тогда свыше нам раскроется сила Природы. То есть, сила, которая должна нас соединить, действительно раскроется и соединит нас. А вот принять решение соединиться, дать на это согласие остается за нами, как сказано: "Сделаем и услышим".
Это значит, что у душ на четвертой стадии авиют раскрывается такое большое эгоистическое желание, что человек приходит к мысли: "Нет, только не это! Я не способен соединиться со всеми и быть за всех в ответе". Выходит, что на предыдущих стадиях отмены себя он был способен найти силы. Ведь что такое "годы пребывания в египетском рабстве"? Каждый раз человеку приходилось себя преодолевать: то при строительстве городов, Питом и Рамсес, прекрасных, и в то же время, опасных для его эгоизма, то при выполнении другой, еще более тяжелой работы. Всегда у него были проблемы с тем, чтобы завязать с кем-то отношения, отказаться от желания получать, с выяснениями вокруг понятия "духовность".
Пребывая в желании наслаждаться, он выяснял все это и как-то проживал год за годом, выдерживая удары за ударами. Его разрыв с эго, т.е. с Фараоном, все усиливался за время последних десяти ударов. А затем происходит разрыв, когда под покровом ночи он убегает от своего эго. И человеку уже не важно, что его ждет дальше, - только бы сбежать от него. Он бросается в волны Конечного моря, - теперь ему уже нечего терять, - только бы не смешаться с преследующей его по пятам многочисленной толпой.
Все это нам еще предстоит пройти при побеге из Египта. Нам еще предстоит преследование "войск Фараона", этой великой толпы, посылаемой нам вдогонку. Однако именно с ее помощью мы прыгнем в Конечное море и перейдем его. Это значит, что лишь в противоположность тому, что нам раскроется сущность этой многочисленной толпы, и благодаря разрыву с ней, для нас произойдет чудо рассечения Конечного моря.
Мы с вами еще будем изучать все эти вещи и раскроем для себя, что нет ничего лишнего в мире, и насколько все это нам необходимо. Разрыв с великой толпой символизирует разрыв с религиями, который произойдет у человечества в дальнейшем. Это будет разрыв не с культовыми традициями и обычаями, присущими народам мира, просто сами религии перестанут относить к высшей силе, к связи с миром будущим, аду, раю, к обретению лучшей жизни в мире грядущем. Их больше не будут относить к Богу, к высшей силе, а оставят как традиции.
Освободиться от этого непросто с учетом психологических особенностей и структуры души человека. Все это проясняется при рассечении Конечного моря. Да и затем, в пустыне с этим будет немало проблем.
Вопрос: Вы сказали, что наша цель прийти к состоянию, когда все человечество будет, как один человек, и посредством этого кризиса природа требует от нас объединиться. В последнее время можно услышать все больше и больше голосов за то, чтобы сменить американский доллар как ведущую валюту на новую единую валюту во всем мире. Эта валюта должна стать чем-то новым, что всех нас объединит. Будет ли способствовать этот процесс той цели, которую Вы определили?
М. Лайтман: Я не разбираюсь ни в экономике, ни в политике, и могу сказать лишь одно: любая вещь, которая подходит для всех, - благословенна. В этом не может быть никакого сомненья, даже, если началом объединения служат эгоистические интересы. Как было, скажем, с Общим рынком в Европе. Ведь мотив для объединения у этих стран был эгоистический: они просто боялись друг друга. Франция опасалась усиления Германии на мировой арене, и выступила с предложением заключить международный союз. Из этого соглашения сложился Общий рынок, в сущности, из-за страха перед Германией. Сейчас они объединились вместе и стали обладать общей силой, принимать общие законы, заниматься совместной торговлей и прочим.
Объединение - это всегда хорошо, если оно не преследует цели причинить кому-то зло. Сказано: "Объединение грешников, плохо для них и плохо для мира". Если объединение создается для выживания общества, то - это хорошо. Каждая страна в Европе сама по себе многого не стоит, а все они вместе - сила. Англия, Франция, Германия и Италия - эти четыре страны представляют собой основное ядро, силу, а все остальные к ним присоединяются.
Если бы было общемировое правительство, общая армия - было бы хорошо. Даже, скажем, против тех же пиратов, которые появились сейчас в Африке, необходима армия, которую можно было бы туда направить и навести там порядок. Общая валюта, общий банк, все общее - что может быть лучше?
Вопрос: Вчера мой товарищ по работе заметил, что его немного раздражают и отталкивают все эти разговоры о поручительстве и нашей взаимной зависимости. Могли бы Вы на положительном примере объяснить, что с нами произойдет, если мы объединимся?
М. Лайтман: Представьте, что этот человек ощущает себя на волоске между жизнью и смертью после аварии (разбиение душ - это ведь авария), когда все его тело разбито, и он безжизненно лежит на носилках. И сейчас требуется, чтобы кто-то отдал ему свою почку, а другой - еще какой-то орган, третий пожертвовал бы ему кровь. Если бы он почувствовал, что сможет вернуться к жизни только благодаря товарищам, то перестал бы ненавидеть идею поручительства. Тогда бы он понял, что у него самого нет тела, а есть только точка. И все его тело: ноги, руки, мозг и все остальное он может получить только от других, в зависимости от того, что они пожертвуют.
И вот хирург, готовый к операции, подходит к человеку, от которого осталась одна крохотная косточка величиной с орех ("косточка луз") - всего лишь точка. И врач, обращаясь ко всему человечеству, говорит: "Ну, что вы люди готовы отдать вот этому?" Он даже не называет его по имени, у него и имени нет - нет еще совсем ничего. Что он вообще такое, и что они готовы ему отдать? Они могут ответить: "Мы его ненавидим. Чтоб он сгнил!" Вот и весь ответ.
Именно это называется поручительством, когда кроме этой единственной точки, все остальное ты получаешь только от своего включения в остальных. Потому что желания получать в духовном мире не существует, в нем есть только желание отдавать. Вот почему я живу не за счет собственной плоти, а только за счет пожертвованных органов от всего человечества. Они и являются моим телом.
Я - всего лишь точка, а все человечество - это тело моей души. Все эти люди должны отдать мне органы. В той мере, насколько я готов их любить, а они готовы быть связаны друг с другом - сила поручительства передаст каждому из нас все необходимое.
Это хорошо, что твой товарищ уже осознает, что не желает поручительства. Но в итоге он увидит, что в одиночку он мертв и не имеет никакой возможности войти в духовный мир. Вот тогда он захочет поручительства, но одновременно поймет, что это не в его силах. Он будет страшно желать, чтобы осуществился этот закон, но увидит, что не способен его ни выполнять, ни постичь. Он захочет, чтобы этот закон управлял им, и ощутит свое бессилие. И тогда он закричит так, что получит эту силу свыше, то есть власть этого закона над ним. И с той минуты он будет называться рабом Бога, а не рабом Фараона, ведь он сам захотел, чтобы на него низошла и управляла им иная сила, иное управление - власть отдачи.
Вопрос: В начале урока Вы обрисовали ситуацию, что если какой-то человек украдет что-нибудь, то с претензиями придут ко мне. Я хочу понять, если связь между нами раскроется, то люди вдруг перестанут воровать? Что их природа изменится?
М. Лайтман: Неужели ты считаешь, что я могу прийти к своему ребенку и что-нибудь у него украсть? Мне не понятно, как такое может случиться? Я даже не знаю, что здесь можно сказать! Напротив, все, что у меня есть, я хочу отдать своим детям. Как можно вместо этого прийти к нему домой и, улучив момент, когда он не видит, украсть что-то? Разве такое возможно? Даже здесь, в нашем мире, где все мы имеем животную природу, так не поступают.
Вопрос: Но мы читали в статье, что это произойдет постепенно. Получается, если по отношению к определенным людям я почувствую, что они близки мне, как мои дети, то это еще не говорит о том, что у них возникнет ко мне ответное чувство?
М. Лайтман: Поверь мне, что при поручительстве отношения между людьми гораздо ближе и родней. Я объясню, в чем это выражается. Мы еще не понимаем природу человека. Люди могут прийти к состоянию, когда способны съесть своих детей. Подобные случаи встречались в истории человечества и даже намного хуже этого. Можно довести человека до таких отчаянных поступков, когда он не осознает, что делает, потому что глубина нашего сознания неизмерима. Страшно даже представить, до какого состояния человека можно довести.
Так вот, поручительство строится над всем этим и еще выше. А, значит, мы не можем себе представить, насколько эта духовная связь между частями души Адама Ришон выше всего авиюта. Вы только поймите, что это весь авиют, который только может раскрыться. У нас даже не раскрылся авиют шореш (нулевой) на духовном уровне! И поручительство обязано покрыть весь авиют своим экраном.
Вопрос: Мы говорим, что все это будет происходить в процессе развития. И вот подойдет ко мне человек и скажет: "Отлично, твоя идея кажется мне привлекательной, и я готов попробовать". Но в то же время есть такие люди, которые еще не почувствовали необходимость этого условия. Потребуется время, пока все присоединятся.
М. Лайтман: Разумеется, это будет происходить постепенно.
Продолжение вопроса: Так как же я могу дать им поручительство, если у меня есть какое-то чувство...
М. Лайтман: Вот сейчас ты уже понял, почему Тора, т.е. условие поручительства и условие существования, дана лишь маленькой части Адама Ришон, небольшому числу разбитых душ. Это нужно, чтобы они в силу своей чистоты ощутили внутри себя, что на самом деле желают присоединиться к этому условию. Пока это случилось с частью душ, а для душ с большим авиютом это произойдет позднее. И даже та часть душ, которая согласилась с условием поручительства, затем, чтобы быть связанной со второй частью душ, должна была разбиться, смешаться с ней, и сейчас все мы находимся в равном положении.
Теперь у всех душ есть одинаковые части, и мы начинаем выяснение. И получается, что после общего смешения точно так же сначала проявляются более чистые, и лишь затем более грубые души. Они проявляются в порядке от легкого к тяжелому, согласно тому, что мы учим об исправлении келим в "Учении о десяти сфирот", где рассказывается об исправлении нашей общей души, которое сейчас произойдет во всем человечестве.
Вопрос: Этот процесс вызывает определенное опасение, как это будет происходить на практике?
М. Лайтман: Этот вопрос, действительно, очень интересный: какими должны быть этапы продвижения мира к исправлению? Я не считаю, что сегодня мы уже можем знать, что конкретно будет происходить, потому что это зависит от свободы выбора. Как писали пророки, нам предстоит сделать выбор между двумя путями: путем Торы и путем страданий. И насколько успешней будет наше распространение, тем больше людей пойдет путем Торы вместо пути страданий. Тем не менее, сказать со всей определенностью, какими должны быть наши последующие действия и шаги, мы пока не можем.
Однако предположительно можно сказать, что определенная часть мира начинает принимать эту методику, а какая-то его часть пока ее не понимает и не способна воспринять из-за своего недостаточного развития. Так каким же образом, в конечном результате, мир придет к исправлению? Точно так, как сегодня в мире существуют технологически более и менее развитые страны, так и на этапах общего исправления, очевидно, будут такие круги людей. Мы еще поговорим об этом.
Вопрос: Мы говорили о том, что я получу наказание, если кто-нибудь совершит какой-то проступок. Что я должен предпринять по отношению к этому человеку: воспитывать его, думать или заботиться о нем? Каковы мои действия?
М. Лайтман: Почему ты указываешь на кого-то другого? Почему ты указываешь на кого-то вне тебя? Если между вами есть поручительство, значит, то, что сделал он, - сделал ты. Ты не побеспокоился, чтобы он этого не сделал, значит, это уже твоя, а не его вина. И то, что к тебе приходят с претензиями, и ты должен будешь получить наказание, - справедливо. К тебе придут не потому, что между вами есть какая-то связь, а потому что совершению его проступка способствовал ты. И могут прийти к любому из нас.
Что означает понятие "все за одного"? То, что все в ответе за каждого человека. Если кто-то совершил проступок, это знак того, что общество на него воздействовало нехорошо. Потому что человек - плод, результат влияния общества. Значит, то, что с претензиями приходят к тебе, совершенно оправданно. Ты уже не вправе сказать: "Это его рук дело. Чего вы от меня хотите?" Так сегодня каждый человек в мире может сказать: "Я виноват? Да я честнейший человек, какие на меня могут быть жалобы? Я ни в чем не виноват". Каждый человек скажет тебе подобные красивые слова.
Все мы - в ответе за каждого, и каждый в ответе за любого из нас. Человек должен сказать: "Для меня создан мир", и я несу за него ответственность. Это называется "ответственностью". А поручительство - это всеобщая ответственность всех за всех. Это закон, страшный закон, нечего сказать. Но, в конечном счете, он должен осуществиться.
Вопрос: Но это действительно что-то ужасное. Вы говорите, что все мы несем ответственность. Вот, скажем, я как человек, сидящий здесь...
М. Лайтман: Нет здесь человека, ну, просто, нет. Есть здесь, в конечном счете, Адам Ришон, и нет другого человека. Это называется законом поручительства. И на самом деле природа сейчас нам раскрывается и обязывает нас принимать вещи таким образом. Так проявляет себя "глобальный мир".
Мы пока этого не видим, но постепенно в течение нескольких месяцев мы станем свидетелями того, как это проявляется. Это ужасные вещи. Мы увидим, как сейчас срочно готовится оружие, и формируются вооруженные силы, как страны переходят к политике протекционизма. Они пытаются отделиться друг от друга, отгородиться от других и думать только о своих внутренних интересах. И вдруг человек обнаруживает, что ему ничего не помогает.
Это сейчас они еще пытаются, как можно больше захватить, присвоить себе, а потом вдруг обнаружат, что все они - это один человек. Это такая вещь...
У вас есть время подумать об этом до завтра.