Психология развития интегрального сообщества - 25. Часть 1. Группы обучения
Интегральное воспитание человечества
Особая роль рьяных эгоистов
Участники беседы:
Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области методики интегрального воспитания, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель международной академии Каббалы.
Анатолий Ульянов - сертифицированный гештальт-терапевт Европейской Ассоциации Гештальт Терапевтов (ЕАГТ), преподаватель психологии в Высшей школе эстетического воспитания "Краса России", тренер и преподаватель международной академии лидерства, научный консультант многих телевизионных программ.
Часть 1. Вопрос: Люди отличаются друг от друга по свойствам. Есть тип людей, у которых особая роль. Они - носители методики интегрального воспитания и образования, и должны научить, передать, рассказать об этом всему человечеству.
Ответ: Верно, есть люди с особой чувствительностью, восприимчивостью именно к интегральной методике. В мире примерно от 6 до 10% людей тянутся к интегральному взаимодействию. Они и составляют массы различных альтруистических организаций, борцов за всевозможные свободы. Это не революционеры, а борцы за окружающую среду, охрану животного мира и т.д. В это число входят добровольцы, которые помогают другим: бедным, голодным и т.п. Но это люди, которые просто тянутся к такому общению, к такой интеграции. У них, как правило, невысокий, неглубокий уровень понимания интегральной системы - они такие от природы. А есть люди, которые от природы самые настоящие, я бы даже сказал, рьяные эгоисты. Как мы видим из наших исследований, они не входят в 6-10% природных альтруистов. Это самые обычные эгоисты, в которых просто раскрывается понимание необходимости интеграции, исходя из желания понять смысл мира, существования, закон природы, ее замысел. Они хотят знать, к чему ведет нас эволюция, почему она такая обязывающая и т.д. Это люди со складом ученых, исследователей, которые желают проникнуть в саму суть эволюционного процесса. Они и составляют головной отряд тех, кто ведет человечество к цели. Они альтруисты не от природы, а в силу своих исследований и осознания необходимости этого процесса.
Мы пытаемся разыскать таких людей в разных уголках мира с помощью целенаправленной системы распространения. И они к нам приходят. В настоящий момент это около двух миллионов человек из разных стран мира, которые находятся с нами в связи, независимо от их происхождения, религии, национальности и уклада жизни Их объединяет общее устремление к правильной реализации движения человека к цели, к тому, чтобы достичь ее, переориентировать человечество от движения путем страданий к движению путем осознания, то есть намеренного, осознанного объединения. С такими людьми мы пытаемся найти связь и организовать их.
Реплика: Такие люди могут участвовать в построении системы интегрального воспитания?
Ответ: Обязательно! Именно они! Мы их готовим. У нас есть "Курс руководителей интегрального образования и воспитания", где мы проводим определенные занятия, включая работу с людьми, обучение групповым играм, активным мероприятиям, а так же, в основном, анализу, когда люди собираются и обсуждают себя, общество, все проблемы, которые могут возникнуть между ними. Мы специально "вызываем" особые проблемы в таких группах. Затем они делятся на разные подгруппы: защитников, нападающих, осуждающих, судей, присяжных и прочих, и обсуждают эти проблемы. Это очень серьезные обсуждения. Мы особо не привлекаем к этому психологов, т.к. хотим, чтобы люди внутренне развились независимо от огромного психологического аппарата и всей массы накопленной информации, чтобы они смотрели на это с точки зрения интегральной цели. А у психологов каждый занимается своим разделом У нас на эту тему есть масса материалов, и есть над чем работать.
Группа - инверсный усилитель
Вопрос: В обычной системе образования человеку более или менее понятно, куда прикладывать усилия. Допустим, в школе ученик внимательно слушает урок, записывает, делает домашнее задание, прикладывает много волевых интеллектуальных усилий, отказывает себе в отдыхе. То же самое, когда человек взрослеет, - вместо того чтобы развлекаться он работает. Эти усилия понятны. В чем заключаются интегральные усилия над эгоизмом? Есть ли там место волевым усилиям?
Ответ: В принципе, их не должно быть. Если человек правильно строит себя относительно группы, окружающей среды и делает так, чтобы она положительно влияла на него, а он на нее, то именно это взаимодействие работает так, что человек желательно, незаметно для себя меняется. Он практически прикладывает очень мало волевых усилий, чтобы вызвать на себя положительное влияние группы. Ведь если я прикладываю в группе маленькое волевое усилие, и группа, собранная определенным образом, правильно реагирует, то эта правильная сборка группы организует и образует собой такую силу, которая влияет на меня. На мой маленький запрос она дает такую реакцию, что она мгновенно и правильно меняет меня так, что, сделав небольшое усилие, подав в группу маленький запрос на какое-то изменение, я получаю тысячекратное увеличение моего побуждения и меняюсь. То есть группа - это своеобразный инверсный усилитель, который приходит на меня с такой обратной связью, заставляющей меня меняться.
Борьба за лидерство?
Вопрос: Когда неисправленные эгоисты собираются в группу, то среди них находятся люди, которые начинают доминировать, занимают лидерские позиции, начинают присваивать себе интеллектуальные, эмоциональные и другие ресурсы группы, перераспределять их. Как работать в интегральном обществе с таким явлением, как лидеры?
Ответ: Значит, это сообщество - не группа! Мы сразу же ставим ряд условий, согласно которым можно назвать сообщество группой независимо от того, какое оно: маленькое или большое. Это может быть 10 человек, 20, 30, а может быть и миллион. Группа - это такое сообщество, в котором никто не выделяется. Каждый должен так сынтегрировать себя с группой, чтобы стать абсолютно цельным с ней, и его взаимодействие с группой заключается в том, что он входит в нее и заполняет именно то, что ему кажется необходимым для гармонии.
Таким образом, каждый ищет: "Что же я могу сделать, чтобы группа была гармоничной, гомогенной, чтобы между всеми существовали равные взаимоотношения? А если я вижу возможные перекосы, то могу их выровнять, загладить своим отношением, своим участием так, чтобы не было никаких различий - никто не больше и не меньше других, чтобы было только это объединение, достигающее такого единства, в котором мы ощущаем появление нечто нового". Такое объединение и является нечто новым, которое рождается из индивидуальностей. И оно имеет право на существование. Мы поддерживаем это существование. Мы его лелеем. Оно - как наш общий ребенок. Мы думаем о нем так, что оно вдруг начинает как бы "отрываться" от каждого из нас и существовать вне нас. Такое объединение в итоге настолько втягивает нас, что каждый теряет собственную эгоистическую индивидуальность, и приобретает в этом единении интегральную индивидуальность. Без меня этого интеграла не существует, и мое участие именно в том, чтобы сделать из него одно целое. При этом каждый получает влияние от общей массы, которая его поддерживает и обязывает, как если бы мы находились в одной лодке, - и здесь приложение небольших усилий приводит действительно к огромному результату.
Реплика: А что делать с теми, кто обладает стремлением к власти, лидерскими качествами?
Ответ: В этом и проявляется стремление к власти, к лидерским качествам - только в стремлении к власти над собой!
Реплика: Как переключить на это людей, стремящихся властвовать в группе, ведь они же буквально бьются до смерти?
Ответ: Обсуждением. Снимите свою группу на видео, потом покажите на экране и задайте установку: как привести сейчас всех к интегральному, абсолютному, гармоничному взаимодействию? Давайте обсудим: кого и как надо переставить, кого поднять, кого убрать, кого с кем сблизить, как создать абсолютно интегральный механизм, чтобы мы, как шестеренки, замкнулись между собой, и все вращались в унисон - никто не меньше, и не больше? В этом направлении каждый и должен приложить свои усилия.
Реплика: То есть это цель?
Ответ: Вы говорили, что каждый идет на работу, вкладывает какие-то усилия для того, чтобы добиться чего-то, а мы добиваемся этого! Здесь мы раскрываем свою собственную эгоистическую природу, и тут уже никто не может сказать, что мы не эгоисты, - каждый раскрывает огромные внутренние эгоистические сопротивления. И у каждого есть эта область работы. В этом мы должны помогать друг другу и понимать людей, которые выскакивают вперед: что-то с ними происходит, чего-то они не понимают, у одного - такое настроение, а у другого - другое. Мы находимся в постоянном сглаживании, в интеграции между собой, не принижая и не подавляя никого (только человек сам себя). Мы никому ничего не указываем! Мы только внешне обсуждаем, и каждый относится абсолютно объективно к остальным: есть этот объект и тот объект. Каждый не стыдится ни своих отрицательных, ни положительных качеств, понимая, что они даны от природы. А не от природы - то, что мы должны во взаимной помощи привести себя к этому интегралу.
Перевоспитание лидера
Вопрос: Как правило, лидеры очень агрессивны по отношению к другим людям. Они точечно бьют в больные места, а когда получают обратную связь, обижаются и тут же уходят. И так - каждый раз.
Ответ: Если эти люди еще не слышат о необходимости интеграции с остальными и поэтому продолжают так себя вести, надо им дать какой-то "отстойник". То есть они могут в течение многих месяцев слушать, записывать, конспектировать, составлять графики, таблицы. Они рассуждают и обсуждают все чисто технически. Из своих исследований они могут сделать докторскую диссертацию, но внутрь себя "вогнать" все это пока не могут, не могут применить это на практике. Они должны быть пока где-то сбоку от практической группы, которая уже может начинать реализовывать эту методику, систему интегрирования. А им нужно дать возможность работать над материалом, что мы обычно и делаем. В каждой группе есть такие люди - с этим надо согласиться. Они созданы такими природой. Обычно я поручаю им работу над материалом. И они работают над ним много месяцев. Они копаются, выдумывают, сопоставляют, ищут интересные отрывки по примерам, по каким-то сценкам, делают систематизацию - в общем, выполняют любую работу, связанную с материалом. Они занимаются подготовкой отчетов, потому что при этом мы выходим в мир, изучая какие-то объекты вне нас: предприятия, всевозможные общественные движения.
Работая над этим материалом, они вынуждены писать о связи между всеми внешними случаями, которые они наблюдают, или теми случаями, которые они наблюдают в группе. Мы даем им на просмотр видеозапись группы, когда она обсуждает свои пока еще нереализованные интегральные связи, когда видны все помехи, перекосы, разногласия между людьми. Они это все обрабатывают, обсуждают, делают выводы и т.д. Такая работа с материалом их постепенно изменяет. Как правило, это люди, с огромным эгоизмом, с повышенным чувством стыда (мы понимаем, что эгоизм и стыд - это одно и то же), с повышенным требованием к другим, не умеющие видеть себя со стороны. В общем-то, это очень сильные люди, но практически с полным отсутствием объективного взгляда на себя со стороны. В них просто отсутствует эта часть от природы. Но она должна постепенно в них сформироваться именно под воздействием этого материала.
Они работают с материалом, изучают, систематизируют, затем приносят его нам, и преподаватель-воспитатель проверяет это. Из этих людей - обычно их собирается достаточное количество - мы формируем отдельную группу и начинаем с ними работать: показываем им однотипный материал, по которому они проводят работу, а потом переходим к обсуждению. И тут проявляются всевозможные нюансы, когда они сами начинают понимать, чего же им не хватает, чтобы быть внутри группы, приблизиться к ней, быть не просто независимыми судьями, когда они считают себя выше других (они сразу же ставят себя на уровень воспитателей!). Они постепенно приходят к осознанию того, что они хуже, ниже всех тех, кто находится в группе, потому что эти люди уже начинают ощущать потребность в интеграции, начинают видеть, угадывать разницу между собой, а они - нет. Они могут видеть со стороны только других, но не себя. Это - работа.
Но, опять-таки, если в группе есть такие люди, - обычно их немного, - то это могут быть будущие лидеры, потому что с той огромной эгоистической подпиткой, которая в них есть, они могут идти далеко. Но путь их долог. Они не сразу входят в интегральное взаимодействие. Иногда уходят годы на то, чтобы они начали ощущать необходимость в группе, необходимость подставить себя под ее воздействие, ведь иначе они не обретут свою новую интегральную жизнь на следующем уровне "Человек", а будут всего лишь механизмом, который наблюдает со стороны, но сам не меняется. А ведь вся методика заключается в изменении самого человека. И это в них постепенно возникает. Но и относительно них запрещено какое бы ни было насилие. Осознание собственной природы должно пройти через человека и произойти в нем самом лично, без понукания, только лишь под влиянием, под воздействием этих "намеков", когда вы даете ему материал, и материал над ним работает.
Таких людей мы выделяем, мы их поощряем: мол, вот вы какие особенные. Группу все-таки надо строить более-менее однородную, а их мы должны выделить в отдельную систему, чтобы они не мешали остальным. Можно сделать их своими помощниками, но остерегаться, чтобы гордость, которая сразу же в них заговорит, не слишком задерживала их развитие. Мы должны просто во многом молчать и ждать, пока они начнут меняться.
Тренажер - чужая группа
Вопрос: Когда мы снимаем видео-тренинг группы, а потом даем ей посмотреть, люди начинают показывать друг на друга пальцем, смеяться и т.д. Когда мы обсуждаем человека, я сам должен оценивать себя? Или меня должны оценивать другие люди?
Ответ: Если люди еще не подготовлены, чтобы видеть себя абстрактно, объективно, и не понимают, что все мы - маленькие животные, тогда нужно показывать им совершенно чужих людей, даже группу, которую они не знают, и на этом тренироваться, формировать объективный взгляд на них. Можно присваивать участникам видеосъемки номера, а потом под этими номерами обсуждать каждого из них: как мы можем продвинуть их к объединению, к взаимному поручительству.
Заключительный аккорд
Вопрос: В психологии большое значение имеет обратная связь. Я как бы не догадываюсь о том, что с человеком происходит, а задаю ему вопрос: "Как ты себя чувствуешь? Что тебе нравится?". Из такого диалога я начинаю его узнавать. Можно ли включать элементы диалога в группы интегрального обучения или там все-таки работает интегральность?
Ответ: В наших группах индивидуальное развитие связано с интегральным, потому что происходит подгонка индивидуального уровня под интегральный. Индивидуального нет. Всё мое индивидуальное развитие заключается в том, насколько я буду в интеграции с остальными, т.е. насколько я их буду дополнять. При этом я должен понимать, ощущать, как я дополняю каждого из них. То есть я ощущаю людей, наше сообщество, постоянно чувствую, взвешиваю, где можно добавить для его совершенства, и сам своим участием, желаниями и мыслями пытаюсь это дополнить. Относительно меня вдруг начинает проявляться суть каждого из участников, их общая суммарная мощность желаний и мыслей, и я становлюсь уравновешивающим элементом группы. Именно так каждый ощущает себя в процессе общих занятий. При этом не имеет значения, в каком состоянии находится группа - имеет значение, как он ее ощущает. Группа может быть в совершенно разных состояниях, а человек понимает ее так или иначе и, в соответствии с этим, постоянно себя меняет.
То есть здесь есть возможность постоянного внутреннего движения. Человек проходит так много изменений, что становится общим интегральным элементом всей группы. Ощущая на себе все нюансы ее изменений, он обязан постоянно себя менять. Он является как бы ее собирающим элементом. И так каждый из группы. Причем это совершенно не зависит от того, в каком объективном состоянии находится группа. Здесь невозможно говорить об объективности, потому что каждый видит окружение только через свою субъективную призму. Получается, что мы делаем каждого равным этому общему маленькому социуму. Человек и вся группа приходят к такому единению, когда каждый становится равным всем. Человек внутри себя постепенно набирает такой объем, такую сумму всевозможных изменений, ощущений, мыслей, которые существуют во всех. Так мы достигаем состояния, когда общее и частное - равны, и приходим к полнейшему объединению группы. Когда каждый становится равным всем, тогда все "единички" складываются в одно единое целое. И это одно единое целое уже существует как бы вне них. Это - заключительный аккорд всех преобразований, которые они проходят все вместе и каждый на себе.
Долгий путь духовного развития
Вопрос: Ваши ученики - люди очень открытые, бережно относящиеся друг к другу. Но людям, которых мы будем привлекать к обучению, только предстоит прийти к этому состоянию.
Ответ: Наши группы - это группы людей, которые добровольно устремляются к интегральному взаимодействию. Но если мы говорим о той массе человечества, которую, как мы предполагаем, нам посчастливится привлечь к интегральному взаимодействию, то они будут приходить особо не по доброй воле, т.е. не совсем осознанно, а в силу общественной или личной необходимости. Там конечно будут очень большие перекосы, подъем. Поэтому первичный этап их развития, куда входит предварительное изучение материала, обучение, понимание процесса внутренней психологии каждого, должен занять много времени.
Нужно ли терпеть боль?
Вопрос: Предположим, во время нашего взаимодействия мы поем, положив руки друг другу на плечи, и кто-то случайно сжимает до боли мое плечо. Я могу сказать этому человеку, что он делает мне больно? Или я должен терпеть и работать с этой болью?
Ответ: В данном конкретном случае, я бы сказал, что нужно терпеть. Я должен понимать, что этот человек, таким образом, выражает себя. Я должен приподняться над своим чувством, чтобы мое доброе отношение к нему привело к нейтрализации боли. Мы знаем, что все это - ощущения, и мне не было бы больно, если бы это причинял мне мой близкий человек ради своего спасения. Так ведь? Я бы тогда не чувствовал боль. Я бы понимал необходимость в этом, и она бы нейтрализовала боль, то есть цель оправдывала бы средства. Таким образом, нам надо к этому прийти. Но поскольку мы пока говорим о ступенях нашего развития, то в процессе взаимодействия, может быть, можно как-то и сказать о своих ощущениях. Но, в общем, люди развиваясь, приходят к такому состоянию, когда любое отношение, каким бы оно ни было извне, воспринимается ими правильно.