Психология развития интегрального сообщества - 24. Часть 1. Группы изучения
Интегральное воспитание человечества
Чувства, уравновешенные знанием
Участники беседы:
Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области классической науки Каббала, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель международной академии Каббалы.
Анатолий Ульянов - сертифицированный гештальт-терапевт Европейской Ассоциации Гештальт Терапевтов (ЕАГТ), преподаватель психологии в Высшей школе эстетического воспитания "Краса России", тренер и преподаватель международной академии лидерства, научный консультант многих телевизионных программ.
Часть 1. Вопрос: На курсах интегрального воспитания и образования предполагается в первую очередь обучать людей, потерявших работу. Большинство из них разочарованы в жизни, у многих сложности в семье, в самореализации и т.д. Первое, с чем можно столкнуться в такой группе, - это обида, разочарование, агрессия. Смогут ли люди в этом состоянии воспринять такую далекую, абстрактную, теоретическую информацию? С чего следует начать, чтобы найти с людьми общий язык?
Ответ: У нас нет другого выхода. Мы, люди, состоим из двух половинок - из сердца и разума, и они должны уравновешивать друг друга. Тогда человек гармонично развивается, видит мир и себя в нем. Возможно, он видит и себя, и мир неуравновешенными, но его взгляд на мир становится более-менее правильным. Поэтому мы обязаны уравновесить все сегодняшние проблемы, в первую очередь, знанием: откуда возникли проблемы, их происхождение; их необходимость для нашего дальнейшего развития; к чему именно мы должны прийти и т.д. Прежде всего, людям надо обязательно пройти курсы обучения, а не воспитания, практических работ и игровых ситуаций - до этого еще далеко. Практическая работа в таких группах начинается только тогда, когда уравновешено состояние всевозможных проблем и кризисов. У людей появляется понимание сути проблем, они уже могут их обсуждать, решать, приходить к какому-то мнению, возражать, выяснять истину. Но она выясняется, когда чувства уравновешиваются знанием.
Если сейчас мы просто возьмем 50 человек с улицы и начнем с ними разговаривать о сегодняшних проблемах, то столкнемся с полным непониманием нашей точки зрения. Соответственно чувства возобладают над разумом, и мы ни к чему не придем. Это и происходит в сегодняшнем мире. Не понимая общей системы природы, ее развития (начала, середины и конца этого пути) и состояния человечества - где мы находимся в данный момент на оси времени - мы оцениваем это всё, только исходя из нашего маленького, житейского эгоизма, который не дает нам получить правильный результат. Более того, мы принимаем неправильные решения на будущее, чем вводим себя в еще более тяжелое состояние. Поэтому у меня лично нет никакого сомнения в том, что мы должны, в первую очередь, заниматься обучением. Именно с этого мы начинаем свое взаимодействие с детьми. Нам всегда надо брать в пример наше естественное отношение к детям.
Все начинается с объяснений. Ребенок развивается и чувствует: я это ощущаю, и то. Правильное воспитание заключается в том, что чувства ребенка мы всё время дополняем объяснением и системой правильного отношения к тому, что он чувствует, как он все воспринимает. Это надо уравновесить и во взрослых. Без этого мы не сможем продвигаться. Только в той мере, в которой группа адаптирует в себе эти знания, она осознаёт, понимает их причинность, следствия, причинно-следственное развитие, может смотреть на себя со стороны. Когда человек приподнимается над собой, он может сам, выделяя свое "я", видеть себя и общество со стороны. Так же и в психологии: вы смотрите на человека не как на личность, а со стороны, пытаясь представить его как определенный психологический объект. Затем, исследуя его, вы начинаете, даже не объясняя, кто он и что он, давать ему какие-то конкретные советы, фрагментарные объяснения. Но они в принципе тоже построены на каком-то равновесии знания и чувств, - без этого нельзя.
Поэтому нам придется, в первую очередь, вводить те курсы, о которых мы уже говорили в прошлой беседе. Это большое количество знаний. В процессе обучения эти знания постепенно усваиваются людьми, и человек уже начинает усваивать их внутри вместе с чувствами. Тогда нам надо начинать подкреплять это практическими занятиями, которые помогают человеку уравновесить знания и чувства. Первичное ощущение такого состояния человек может получить при непосредственном изучении материала. Мы должны рассказывать ему о происхождении, эволюции и свойствах эгоизма, и преподносить это абсолютно объективно, как некую существующую реальность независящую от нас и не имеющую к нам никакого отношения, для того чтобы он смог всё впитать в том виде, в котором это существует в природе.
Затем на этих же курсах можно дать небольшое объяснение работы эгоизма в человеке: как он проявляется в нашем мире, в связях с семьей, с детьми, с самим собой и т.д. То есть обучение предполагает, как минимум, разделение на две части, когда мы объективно излагаем то, что происходит в природе, и стараемся это выразить несколько суховатым, научным языком, а затем в приложении к этому, используем такой ход. Потом уже начинаются практические занятия, на которых мы пытаемся исследовать свои чувства с точки зрения разума. А теоретические занятия - это всегда разум, и мы его изучаем, наполняем себя всевозможными знаниями, данными, графиками, формулами, всевозможными картинами, выяснениями взаимоотношений и т.д., постепенно добавляя к этому немного чувств. То есть обучение всегда идет с двух сторон - "разум - чувства": чувства в разуме и разум в чувствах.
Не стыдись самого себя
Вопрос: Современный человек имеет за плечами богатый опыт различных ограничений: ему мешали выражать свои чувства, выхолащивали их и т.д. Поэтому его стандартная реакция на предложение чего-то нового - отрицательная. Поначалу в человеке всегда происходит борьба между интересом к чему-то новому и страхом перед ним. Как заинтересовать человека, несмотря на его страх и сопротивление?
Ответ: Начиная рассказывать о человеке, его физиологии, психологии, социологии, взаимоотношениях в семье и т.д. - мы должны это делать объективно, беспредметно, не относительно самого человека. И только потом постепенно включать примеры: вот мужчина, женщина, дети, вот человек сам по себе, так-то и так-то реагирует на себя, состоит из таких-то и таких-то картин видения, восприятия и так далее. То есть мы начинаем говорить о неком абстрактном объекте, и постепенно приближаем этот объект к нему. В таком виде, я считаю, мы не столкнемся с проблемой. Дело в том, что современный человек этого ничего не знает. Мы скрываем свою природу, нам стыдно перед самими собой, стыдно перед другими, мы боимся проявить какую-то слабость, поскольку думаем, что этим могут воспользоваться другие. Я должен демонстрировать, что я как стена стою на своих незыблемых позициях, которых у меня вообще нет. Когда мы постепенно раскрываем, что же такое человек, общество, природа в глобальном, общем виде, то постепенно привыкаем к тому, что мы такие, какими созданы - это не я, и всё во мне работает независимо от меня.
А что же такое "я"? Я - это только тот, кто может исследовать, что же в нем сотворено природой. Как врачи, которые не стесняются друг друга и пациентов, или психологи, которые могут, не стесняясь, выражать и свои, и чужие чувства, понимая, что все это - объективная реальность, и мы такие, какие есть - так и мы должны привести человека к такому состоянию. Всё должно базироваться именно на том, что следующая ступень нашего развития - это полная интеграция всех во всём, когда все части природы включаются в человека, человек в них, люди друг в друга, и мы представляем вместе с природой одно органическое целое. В таком случае здесь нет ничего такого, что я должен скрывать, стесняться, пытаться скрыть от других. Я должен в итоге достичь такого состояния, когда обязан, наоборот, полностью раскрыться и быть со всеми связан. Как младенец, который лежит на руках матери, - он никто и ничто, а она всё внимание сосредотачивает на нем, и нет у него относительно матери, с точки зрения природы, каких-то преград, границ, экранов, - наоборот, существует абсолютно полная связь. Так и мы должны в итоге нашего интегрального образования и воспитания достичь в будущем такой связи.
Поэтому наше течение в обучении, в восприятии этих курсов, в их построении и взаимном соединении, (когда начинается один курс и заканчивается другой или несколько идут параллельно), надо выстраивать именно в такой зависимости - по временной оси. Курсы должны дополнять друг друга и следовать либо один за другим, либо накладываться друг на друга, чтобы у людей постепенно возникало правильное отношение к себе, к другим учащимся в группе и в целом к миру.
Специфика формирования групп
Вопрос: В одной из предыдущих передач вы сказали, что лучше всего начинать курс интегрального образования с истории развития эгоизма, а потом можно добавить "Восприятие реальности" и психологию. В какой последовательности, с вашей точки зрения, стоит добавлять эти дисциплины?
Ответ: Я думаю, что это зависит еще и от людей, которых мы набираем. Нам нужно всё-таки формировать эти группы по типам. Ведь у массы людей свои законы - один влияет на другого. Иногда один человек из пятидесяти может с легкостью разбить всю нашу систему своими высказываниями и увести всех совсем в другую сторону либо своим нигилизмом, либо фанатизмом и т.д. То есть, во-первых, мы должны формировать группы людей, учитывая, кто они такие, их общий взгляд на мир, понимание жизни, философию. Это могут быть или простые обычные люди, или домохозяйки, или инженерно-технические работники, или ученые, или люди искусства. Поэтому группы нужно формировать в зависимости от склада людей, от их исходного восприятия мира, хотя оно и навязанное, навеянное, наработанное ими в искаженных отношениях, связанных с их деятельностью, с их обществом и т.д. Но мы должны принимать это во внимание, поскольку это тот материал, который у нас есть, и нам нужно привести его к общему знаменателю, ведь в итоге мы рассчитываем на то, что все эти люди будут связаны общей базой знаний, чувств, понимания. В итоге у нас получится несколько прототипов групп, которые в процессе занятий мы должны привести к какой-то общей форме, и у каждой из них будет свой путь к этому общему знаменателю.
Естественно, что некоторые группы будут воспринимать материал более чувственно, другие - более сухо, научно, технически. Одни группы будут воспринимать его на уровне их эгоистического развития, не поднимаясь выше планки домохозяек (хотя я ни в коем случае не хочу умалить эту часть человечества), а другие группы будут стремиться именно к анализу, постижению, к реализации в полной мере этого процесса в себе и в остальных. То есть набор дисциплин для всех групп должен быть практически одинаков, но развернуть каждую из них надо будет в разных группах в различном объеме. Они должны идти друг за другом, за исключением курса развития эгоизма, который будет проходить через все обучение до самого конца, и останется с человеком по окончании обучения. После выпуска человека в жизнь он уже не прекратит работать с теми данными, которые получил, т.е. он всё равно как бы продолжит наши курсы.
Эти курсы практически бесконечны, потому что мы должны достичь полного единения с природой. Работа человека над собой не ограничивается определенным отрезком времени - сдал экзамены и всё, - экзамены он сдает сам каждую минуту своей жизни, находя ту точку равновесия с собой, с окружающей средой и природой, когда он чувствует себя в полном комфорте. В этом мы должны ему постоянно помогать и сопровождать его всю жизнь через средства массовой информации, обучение в виртуальных системах, телевидение, радио. Поэтому я не могу сказать, в какой точно последовательности выстраивать курсы, и в какой мере каждый из них подлежит расширению или сужению - допустим, курс психологии или механики эгоистического развития. Результат должен быть один! Мы должны привести к общему виду каждую группу, в которой изначально собираются люди, более-менее одинаковые по своему социальному статусу, развитию и отношению к миру.
Естественно, что в этой общности они тоже будут дифференцироваться по уровню своего участия в интегральном процессе объединения и взаимной поддержки. Есть более низкие группы, участвующие на каком-то небольшом эгоистическом, а, следовательно, чувственном и умственном уровне развития. Есть более продвинутые группы. Но всё равно не исключаются группы, которые будут рассматриваться не только по уровню эгоизма, но и, что называется, по чувственности и разумности. Нам предстоит большая статистическая и диагностическая работа по анализу и синтезу всех групп. Сама по себе это очень интересная психологическая задача. Я думаю, что этот большой раздел когда-нибудь будет включен в науку интегрального сочетания человечества.
Выбор группы
Вопрос: В одной из передач, говоря о системе высшего образования, вы подчеркнули, что очень важно, чтобы человек сам посетил различные курсы и выбрал тот, который ему ближе. Допустим, на курсе интегрального воспитания мы сформировали группы по внутренним свойствам людей. Можем ли мы предоставить им возможность походить по группам и найти ту, которая действительно ему подходит? Или нужно наоборот сразу дать человеку установку, что ему лучше обучаться именно в этой группе, а не в другой?
Ответ: Я думаю, что набор в группы очного обучения должен быть фиксированным. При этом возможны, конечно, особые случаи, когда человек переходит из группы в группу. Но я не думаю, что человеку, который уже вошел и взаимодействует с группой, в которой занятия сочетаются с практикой, обсуждениями, ролевыми упражнениями, - будет легко перейти в другую группу. Он не сможет этого сделать до тех пор, пока не достигнет, по истечении какого-то срока, понимания интегральности и правильного легкого взаимодействия с другими, не зависящего от их уровня восприятия: чувственного или разумного. Думаю, что первоначальный этап, который дает человеку освобождение от самого себя под влиянием группы, должен быть строго зафиксирован.
Общее чувство, общий разум и общее сердце
Вопрос: Предположим, на курсах интегрального воспитания люди какое-то время "варятся" в группе, проходят теорию, практические занятия. А потом естественно наступает момент, когда человек должен обучаться интегральности, как бы выйти в большой мир...
Ответ: Для этого мы постепенно начинаем соединять, укрупнять группы, выводим их на телевидение, на обсуждение в виртуальных сетях. А интегральное обучение, обучение интегральной связи продолжается практически в течение всей их жизни до достижения буквально последнего уровня гармонии в человеческом обществе и в природе. Поэтому постепенное укрупнение групп предполагает такое состояние, когда человек чувствует себя равно включенным, связанным абсолютно со всеми уровнями человечества, и ощущает всё человечество в себе. Каждый из нас чувствует себя находящимся в "круглом" обществе, не классифицированном по уровням: чувственному уровню, коэффициенту IQ или прочим данным, то есть в обществе, не зависящем ни от каких параметров, заданных нам природой, которые мы не можем пока превзойти. В интегральном обществе взаимное включение предполагает такое развитие человека, когда он может использовать чужие чувства и чужой разум, и когда он своим отношением к другим включается в них и начинает использовать чужие ресурсы как свои. В этом случае теряется личностное "я" в том смысле, что возникает общее чувство, общий разум и общее сердце. И человек как бы подключается к этому общему объединенному виртуальному образу человека, называемому "Адам". Тогда все различия между людьми постепенно нивелируются.
Это будут именно такие состояния, о которых человечество может только мечтать: все должны быть равны, все должны жить в одинаковых условиях, состояниях и т.д. То есть каждый из нас будет черпать из одного единого разума и чувства - сколько сможет и сколько пожелает. При этом никто не будет ощущать себя ущербным, потому что всё будет предоставлено для каждого, т.к. огромный мозг и огромное сердце, будут относиться ко всем.
Совмещение усилий
Вопрос: Сейчас существует несколько типов программ взаимодействия людей. Условно их можно разделить на два типа.
Один тип - когда у людей в процессе взаимодействия появляется потребность создания какого-то нового проекта. После знакомства, завершения первого этапа теоретического обучения и сплочения между собой, у них возникает естественное желание сделать какой-то хороший, добрый проект, который будет полезен другим людям.
Другой тип - когда люди решают в своей реальной жизни какие-то вопросы, потом приходят в группу, получают определенный опыт, осознание, поддержку, а затем опять выходят в мир и пытаются передать ему уже полученный опыт интеграции. Можно ли объединять эти два типа людей на курсах интегрального воспитания для совместных действий в мире?
Ответ: Пока мы только сводим таких людей в группы, которые устраивают общие путешествия, конгрессы, всевозможные игры. Складывая свои усилия и материальные ресурсы, они создают некий прототип будущего общества. Это как игра, когда в течение нескольких дней люди объединяются в специально созданных для них трудных условиях, которые побуждают их к соединению, взаимному участию, к подъему над собой, выходу из себя, к помощи друг другу, помогают ощутить, насколько ты зависим от других. Но это все пока еще только лишь в рамках так называемых "лабораторных" занятий, не более того.