Первая любовь
Беседа ученого, каббалиста М. Лайтмана
с Нивом Навоном
Телевизионная программа "Ступени возвышения"
Н. Навон: Здравствуйте, д-р Лайтман. Тема нашего разговора сегодня очень волнующая, запутанная и даже, я бы сказал, интригующая. Это тема первой любви. Мне известно, что у Вас есть какая-то очень интересная история первой любви. Расскажите, пожалуйста.
М. Лайтман: Откуда вам это известно?
Н. Навон: Из одной из Ваших бесед.
М. Лайтман: Да, я был обычным светским молодым человеком. В возрасте 13-14 лет влюбился в ровесницу. Любовь оказалась безответной. Через несколько лет я уехал из Витебска, небольшого, в прошлом полностью еврейского города, в котором родился и жил. Уехал в Ленинград и там начал учиться в университете. Все годы, будучи студентом, я возвращался в мыслях к той девушке, несмотря на новые дружеские связи и студенческую жизнь. Я даже писал ей, что готов бросить все, вернуться в Витебск и жениться. Было что-то, связанное с этим человеком, что жило внутри меня все время. Когда я закончил учебу и начал работать в Ленинграде, появилось желание эмигрировать в Израиль. Но поскольку из Ленинграда это было очень трудно сделать, то я вернулся в Витебск в надежде получить разрешение на выезд оттуда. Мне пришлось побыть какое-то время "отказником". Так вот, когда я приехал в Витебск, она уже была замужем. И тогда я женился на другой девушке, которая была согласна вместе со мной эмигрировать и пройти все трудности, связанные с этим. В 70-е годы этот процесс действительно был очень непростым. Через год после свадьбы у нас родился сын. Из Белоруссии нам не удалось получить разрешение на выезд, поэтому мы перебрались в Литву, и уже оттуда смогли эмигрировать.
Мы приехали в Израиль как раз во время войны Судного дня. Здесь началась новая жизнь, и через несколько лет мне стало известно, что та женщина с мужем и сыном приехала в Израиль, и мы встретились. Затем мы иногда перезванивались, она жила на севере страны. Между нами сохранялись отношения как между близкими людьми. Впоследствии она умерла от рака. Я, конечно, переживал, и до сих пор я ощущаю какую-то связь с ней, несмотря на то, что, кроме того первого чувства, между нами ничего не было. Здесь ведь дело совсем не в человеке, к которому появляется такое чувство.
Н. Навон: А в чем же? Что это такое?
М. Лайтман: Дело не в человеке. Когда мы влюбляемся, мы ведь по-настоящему не знаем объект нашей любви. Даже если затем мы понимаем, что человек совсем не такой, каким он нам представлялся, чувство не проходит полностью. Всегда остается какой-то след. Я думаю, что это дается нам природой для того, чтобы мы ощутили на себе, что есть такие отношения между людьми, которые не определяются гормонами и не обязательно связаны с половым влечением. Это просто потребность в особой связи с другим человеком. И это чувство когда-то посещает почти каждого из нас.
Это очень интересное явление, и мне кажется, что оно является своеобразной подготовкой к настоящей любви, которая не зависит от полового влечения, не ищет никакой выгоды и не делает вообще никаких расчетов. Настоящая любовь - это непреодолимое желание связи, которое от нас не зависит.
Н. Навон: Эта любовь появляется независимо от нас?
М. Лайтман: Конечно, ведь в этом возрасте человек еще ничего не знает о любви, это чувство рождается внезапно, как будто приходит ниоткуда, и завладевает им.
Н. Навон: Да, я помню, что я не знал, как с самим собой совладать.
М. Лайтман: Совершенно верно. Так человеку показывают, что существует связь, которая не зависит от него самого. И это должно правильно подготовить его к связи с Высшей силой. Ведь все физические тела это лишь одеяния Бога. И во всем, что кажется нам привлекательным, есть крошечный отблеск Высшего света, который и притягивает нас. Это маленькое свечение может быть и в людях, и в неживых объектах. Поэтому я могу сравнить чувство первой любви только с ощущением человека при его первом соприкосновении с Высшей силой. Тогда человек чувствует, что какое-то огромное поле, безграничное облако вдруг с необыкновенной теплотой и любовью обволакивает его. Это ощущение также, как и первая любовь, приходит внезапно и дает человеку ясно почувствовать, что значит быть по-настоящему любимым.
Н. Навон: Какое отношение это вызывает в человеке?
М. Лайтман: Я думаю, что в первый раз он не в состоянии осознать это. Он только находится в этом ощущении. Ему даже кажется, что оно останется с ним навсегда. Но это проходит. Постепенно в течение нескольких дней, ощущение ослабевает и исчезает. Затем уже нужно осознанно прикладывать усилия для того, чтобы снова почувствовать любовь Бога. И эта любовь уже будет ощущаться по-другому, т.к. она примет другие формы, как бы оденется в более конкретные объекты. Она уже не проявится в виде того согревающего и приятно обволакивающего облака, несущего ощущение тепла и защищенности наподобие того, как плод в чреве матери окружен и защищен плодными водами, как водами бины.
Н. Навон: Вы можете описать, что происходило с Вами в те три дня, когда пришло это первое ощущение Высшей силы, и проявилось ее отношение к Вам? И какая связь между этим ощущением и первой любовью?
М. Лайтман: Я лично продолжал обычную жизнь. Единственная особенность, что человек не находит в себе силы никому об этом рассказать. Он как будто полностью закрывается, и хранит это в себе. Я помню, что приходил на работу в поликлинику, ездил на учебу к Рабашу и делал какие-то еще работы, но при этом постоянно присутствовало ощущение, что ты в объятиях Высшей силы.
Н. Навон: И что происходит?
М. Лайтман: Ничего. Как и в первой любви.
Н. Навон: Какая связь между этим ощущением и первой любовью?
М. Лайтман: Это ощущение проходит.
Н. Навон: Но такое событие наверняка оставляет глубокий след, впечатление, какую-то духовную запись (решимо)?
М. Лайтман: И впечатление проходит. Ты забываешь об этом. Ведь если не забываешь, то как будто приобретаешь какое-то подтверждение от Бога, что Он тебя любит, а это плохо. Его любовь нужно заслужить. За нее надо заплатить. Ты должен раскрыть свою любовь к Нему для того, чтобы получить взамен Его любовь. Это так же, как и между людьми, т.е. как должно быть между людьми. К сожалению, так не происходит. Но в отношениях с Богом это именно так. Он скрывает свою любовь.
Представь себе, что я раскрываю перед тобой свою любовь к тебе. Эта любовь дает тебе силы, ощущение защищенности, я готов предоставить тебе все, что ты пожелаешь. Представил?
Н. Навон: Да.
М. Лайтман: А сейчас представь, что я тебя оставляю...
Это примерно такое ощущение, что-то наподобие флирта, игры. Оно необходимо для того, чтобы ты понял и осознал, какой Он, прочувствовал Его доброту, убедился, что нет ничего в мире лучше Его. Тогда ты готов платить за эту любовь, а цена - твое отношение к Нему.
Зачем Богу это нужно, ведь он совершенен? Таким путем он хочет поднять тебя на более высокую ступень. Через раскрытие и скрытие он начинает играть с тобой, а ты в этой игре растешь. У Него нет другой возможности приблизить тебя, кроме как такими изменениями в Его отношении. Затем эти взаимоотношения сменяются другими. Ты уже чувствуешь, как Он действует в тебе, как ты к Нему относишься, между вами появляется своеобразный диалог. Ты раскрываешь даже чисто механически все движения и воздействия различных видов Света в сосуде, их ударное взаимодействие. Ты уже начинаешь явно ощущать все это.
Н. Навон: Это любовь? Все эти понятия воспринимаются как чисто механические и не связанные с чувством.
М. Лайтман: Даже когда ты читаешь какой-то текст из ТЭС, который кажется тебе совершенно сухим, ты внутри себя проживаешь все то, о чем читаешь. И чувства эти очень сильные, настоящие жизненные драмы, в которых бьет мощный пульс жизни. Например, впервые соприкасаясь с теплым облаком и ощущая, что оно наполняет весь мир добром, и нет ничего кроме него и этого добра (это называется раскрытием света Шхины), испытываешь очень сильные чувства. Когда вдруг ясно видишь, что все наши земные дела, все, что кажется важным и необходимым, исходит от этой силы, то это огромное открытие для человека и производит сильное впечатление. Но насколько бы сильным оно не было, последующие - в миллиард раз сильнее, а может быть, и еще больше.
Если первая земная любовь обычно не имеет продолжения, то в духовном после первого раскрытия Высшей силы мы затем возвращаемся к Ней, и ощущения усиливаются в бесконечное множество раз.
Н. Навон: Вы говорили о том, что отношение Бога к нам распространяется на всех. Но вместе с тем, человек при этом первом ощущении закрывается и хранит свое знание в себе. Получается, что человек раскрывает для себя то, что существует для всех?
М. Лайтман: Да.
Н. Навон: Каким образом?
М. Лайтман: Мы и сейчас находимся в этом.
Н. Навон: Да, но в реальности мы так не чувствуем.
М. Лайтман: Кто-то чувствует, кто-то - нет. Это не мешает нам ощущать себя свободными, и кроме того, есть еще силы, которые на нас воздействуют, и Бог, вмещающий в себя все.
Н. Навон: Как это облако воздействует на нас?
М. Лайтман: Бог хочет приблизить все творения к себе и сделать так, чтобы Его узнали. Для того чтобы это произошло, творение должно сравняться в свойствах с Богом, т.е. приобрести Его свойства. Это облако дает нам почувствовать, насколько безгранична любовь Бога ко всем нам, и дает нам пример, как можно любить ближнего. Научившись такой любви, мы придем к любви к Богу. Когда же наступит полное раскрытие Бога, тогда мы сможем почувствовать всю полноту связи с Ним и Его любовь.
Н. Навон: Но как это раскрывается? Ведь обычный человек так не ощущает.
М. Лайтман: Насколько ты сможешь "выйти из себя", выработать в себе хорошее отношение к ближнему, настолько раскроешь.
Н. Навон: Сейчас мы сидим здесь, происходит съемка, вокруг нас люди. Как Вы их видите в этом розовом облаке, через которое Бог воздействует на них?
М. Лайтман: Все те физические действия, которые ты выполняешь, результат силы, исходящей из Бога. Он оставляет тебе только маленькую точку свободы выбора, о которой мы говорили в предыдущей беседе. Эта точка всего лишь твое отношение к Нему, желание обратиться к Нему, приблизиться. Человек начинает чувствовать и реализовывать эту точку в себе, когда страдает. Поэтому Бог целенаправленно дает нам страдания, чтобы пробудить в нас желание искать Его. Так мы продвигаемся. Есть люди, которым достаточно небольших страданий, чтобы начать искать своего Создателя, и они достигают Его. Но есть упрямцы, которые должны пройти более длинный и тяжелый путь прежде чем начнут думать о том, что есть причина их страданий. Поэтому мы сегодня пришли к глобальному кризису. Цель распространения науки каббала - объяснить людям, в чем истинная причина кризиса, рассказать, что это не просто падение каких-то банков, а проявление общей, глобальной силы, которая так воздействует на нас, чтобы пробудить в нас желание раскрыть Ее.
Н. Навон: Допустим, что я хочу продвигаться вперед не через страдания, а под впечатлением этого первого ощущения любви, сильного положительного импульса. Как это сделать?
М. Лайтман: Все каббалисты пишут, что необходимо найти среду, которая будет правильно влиять на тебя. Среда должна помочь тебе найти правильный путь. Это так же, как и в обычной жизни. Если оставить ребенка расти в лесу, он вырастет с повадками дикого животного. Среда, в которую помещен маленький человек, влияет на его формирование. Человек должен найти такую среду, которая поможет ему, живя обычной жизнью, не терять из виду и все время быть сфокусированным на главную цель - поиск силы, приводящей в действие весь мир. Находясь в такой среде, у него есть реальная возможность раскрыть эту силу достаточно быстро. Осуществив это и находясь в осознаваемой связи с Богом, человеку уже станет совершенно ясно, как ему нужно организовать свою жизнь, и тогда он сможет ощутить совершенную любовь. Высшая ступень развития - это совершенная любовь, и к этому мы должны прийти. После первого раскрытия любви Бога мы осознанно стремимся к этому ощущению, зарабатываем его своими усилиями, и возвращаемся к безграничному облаку любви.
Н. Навон: Вы говорили о том, что по силе последующие ощущения Бога в миллиард раз сильнее самого первого. Почему сила ощущения так сильно возрастает?
М. Лайтман: Мы усиливаем ее своим поиском и желанием. Ведь все зависит от силы желания. Чем сильнее жажда, тем вкуснее вода. Также и с тем первым ощущением, когда находишься внутри облака, а точнее, тумана, который окутывает весь мир. Чем больше твое желание к нему, чем больше усилий ты прилагаешь, чтобы снова почувствовать его, тем сильнее впечатление от встречи. Поэтому Бог только дает нам немного попробовать Его любовь, а затем скрывается и ждет, чтобы мы сами своими усилиями раскрыли Его, и тогда сила нашего ощущения будет точно соответствовать мере Его любви. Только если человек развивает в себе страстное желание чего-либо, его ощущения будут действительно сильными. Сказано: "Сладок сон трудящегося", т.е. после трудного рабочего дня сон особенно сладок. Поэтому и сила ощущений возрастает во много раз.
Так что любовь в духовном это совсем не то, что мы в этой жизни чувствуем и называем любовью. В земной жизни мы испытываем разочарования в любви. А в духовном, наоборот, чем больше продвигаемся, тем больше раскрывается связь с Источником.
Н. Навон: Это звучит многообещающе. Можно усилить ощущение с помощью собственного страстного желания?
М. Лайтман: Именно сила этого желания и увеличивает ощущение. Первоначальное желание дается Богом, а увеличить, развить его, довести до страстного желания - в этом и состоит цель всей игры Бога с нами. Он отдаляется от нас для того, чтобы мы смогли ощутить в себе жажду встречи с Ним.
Н. Навон: Спасибо, д-р Лайтман. Постараемся наполнить свою жизнь страстным желанием к Богу.
М. Лайтман: Мы обязательно придем к этому.