Духовное удовольствие
Духовное удовольствие
Чем отличается удовольствие духовное, высшее - от удовольствия в нашем мире? Это можно пояснить на простом примере.
Представим наше желание в виде чаши. Оно наполняется каким-то удовольствием. Удовольствие приходит в ответ на недостаток, желание (Рис. 23).
Что же происходит? Как только удовольствие входит внутрь желания и начинает его наполнять, желание уменьшается и потом исчезает. Уже когда оно уменьшается, в нем не ощущается удовольствия (Рис. 24).
Как бы я ни был голоден, начав поглощать пищу, я каждым следующим кусочком гашу свое желание к ней, свой голод, и, таким образом, перестаю наслаждаться.
Поскольку желание и удовольствие противоположны друг другу, они, встречаясь, взаимно аннулируют друг друга. Поэтому в нашем мире, что бы мы ни получили, мы обязательно останемся пустыми, и снова должны будем искать, чем бы еще насладиться.
Человек находится в постоянной погоне за желанием, а потом за удовольствием, наполняющем его. Он получает - и опять ноль, и снова - к желанию, и снова - к удовольствию, и так без конца. В этом вся наша жизнь. Мы не можем достичь совершенного состояния - наполнить чашу, и чтобы она осталась таковой. Наоборот, первый ноль в два раза меньше, чем следующий (Рис. 25).
Потому что, наполнившись один раз, я убедился, что мое предыдущее желание и наполнение меня не удовлетворили. То есть, в следующий раз мое желание должно быть в два раза больше - и плюс, и минус, по модулю, переходят в мое следующее желание.
Я снова и снова гонюсь за большим удовольствием, и снова, несчастный, становлюсь в два раза более пустым. Такова вся моя жизнь, пока я не устаю от этого, не сдаюсь, и не умираю.
Это, вкратце, вся наша проблема. В чем же ее решение? В том, что удовольствие должно входить в желание для того, чтобы пройти к другому. Это можно объяснить на очень простом примере.
Допустим, удовольствие идет через мать к ребенку. Чем больше он получает и наслаждается, тем больше наслаждается мать. Потому что есть разрыв между удовольствием, которое проходит через нее, и объектом, его воспринимающим (Рис. 26).
Однако, что же с ребенком? Если он просто сейчас получил от матери это удовольствие, то в нем происходит та же аннигиляция удовольствия и желания, и он остается пустым.
Для него есть другое решение: получать удовольствие, как "хороший ребенок" - потому, что от этого наслаждается мать.
Получается замкнутый цикл непрерывной энергии, которая постоянно живет за счет кругооборота между двумя объектами: дитя дает удовольствие матери, максимально наслаждаясь.
Мать наслаждается еще больше, потому что это удовольствие - от ребенка, который старается ее насладить. В результате получается вечный обмен энергией, вечная любовь (Рис. 27).
Если мы по такому примеру создадим в себе внутренний цикл потребления, то мы станем абсолютно наполненными, и никогда не окажемся в состоянии нуля. Наоборот, мы будем внутри этого цикла, и наполнение будет бесконечно возрастать.
Его постоянный рост по спирали будет все более положительным, и никогда не будет отрицательного ощущения (Рис. 28). Отрицательное желание будет чувствоваться только в той мере, в которой оно одновременно наполнено положительным, и никогда удовольствие не погасит желание.
Если мы создадим в себе такой цикл, то мы станем ощущать вечное существование, вечное наполнение, вечную жизнь. Вот на таком принципе устроена каббалистическая ячейка в человеке - получение света жизни, получение информации, силы.
Слово Каббала образовано от слова лекабель - получать. Наука Каббала - наука получать. Это на самом деле методика, с помощью которой мы выходим из заколдованного круга получения "естественным образом", когда мы получаем и постоянно опустошаемся, пока не умираем.
Она сложна для первичного понимания, но когда она становится ясной человеку, он достигает полной внутренней гармонии.
В нашем мире есть такой великолепный пример: только связь между матерью и ребенком зиждется на естественной любви, на естественном желании дать другому удовольствие.
Если мы создадим такой цикл: я - и все остальные; я получаю свыше удовольствие, насыщение, для того чтобы насладить других, и через них оно снова возвращается ко мне.
Если я создаю в себе ячейку такого удовольствия, я, практически, становлюсь вечным и совершенным, и во мне ничего не должно меняться (Рис. 29).
Вот это, в частности, ощущают люди, проходящие клиническую смерть. По этой системе эгоизм отменяется в тот момент, когда аннулируются удовольствие, желания, они отрываются от тела, и человек вдруг обретает иной вид получения информации.
Ощущают вечность и совершенство. На мгновение. Потом люди возвращаются и рассказывают нам о пережитом. Они не осознают, в какой поток информации вошли, но процесс происходит именно таким образом.
Это действие в замкнутом цикле, между внешним и внутренним объемом человека, и называется взаимодействием души с мирозданием.
Действия же не в замкнутом цикле, с разрывами, - просто внутреннее потребление для себя - называется земным потреблением.
Никогда в нашем мире человек не сможет насытиться, и наоборот, чем больше он стремится к насыщению, тем более опустошается (Рис. 30).
Духовные состояния не окончательны. Они идут в сторону бесконечного нарастания. Мы не представляем себе, что значит бесконечное нарастание, но оно действительно бесконечное.