Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 16
Участники беседы:
Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель международной академии Каббалы.
Ведущий, Михаил Санилевич - преподаватель международной академии Каббалы.
Обсуждаемые темы:
- Кто и как построил пирамиды в Египте?
- Как наказать убийцу?
- Является ли планета Земля живым организмом, а мы - его частями?
- "Большое одеяло" - это общее желание наполнения
- Почему в одной семье при одинаковом воспитании дети могут быть разными?
- Как помочь ребенку перебороть страх?
Ведущий: Первый вопрос в видео-формате прислал Евгений из Берлина: Что каббала говорит о египетских пирамидах? Допускает ли она, что их построили инопланетяне? Почему именно в Египте? Связано ли это с Библейскими рассказами?
М. Лайтман: Правильный вопрос - последний. Эпоха построения пирамид соответствует пребыванию еврейского народа в Египте. В то время в Египте существовали и дополняли друг друга две мощные, противоположные духовные культуры: одна –древнего еврейского народа и вторая - древних египтян.
Евреи были вынуждены работать на постройке пирамид и великих городов Питом и Рамсес. Это описывается в Библии и, кроме того, есть огромное количество научных исследований о совместной работе евреев и египтян. Евреи работали на духовном уровне, а египтяне - на материальном.
Египтяне желали воплотить все духовное в материю, притянуть духовные силы в этот мир.
Еврейская философия жизни противоположна египетской, она утверждает: все, что находится в этом мире, нужно поднять до уровня мира духовного.
Эти противоположные тенденции столкнулись и дополнили друг друга. Евреи вышли из Египта обогащенные материально - эгоистическим запасом, позволившим им далее существовать. Египтяне обогатились духовной силой евреев, которая способствовала созданию шедевров зодчества, прославляющие потусторонние силы - Город мертвых и так далее. Так проявило себя это сотрудничество.
После выхода евреев из Египта, этого уже не было. Единственный раз проявилось в нашем мире такое состояние, когда земные силы, олицетворяющие египтян, воспользовались связью с духовным миром через народ Израиля. Но никаких инопланетян не было.
Ведущий: Вы объясняете высокоразвитую технологию, которая была там, симбиозом духовных и материальных сил?
М. Лайтман: Да, это так.
Ведущий: Не слышал такого.
М. Лайтман: Отчасти - насколько это было необходимо - такой симбиоз использовался при постройке Иерусалимского Храма: блоки весом в 240 тонн доставляли из мест, удаленных на десятки километров от Иерусалима. Затем их разрезали, обтесывали. Эти 240-тонные блоки и сегодня стоят в основании Храма. Можно спуститься в подземелье и увидеть их. Мы не представляем, каким образом это можно было сделать. Сегодня даже один такой блок доставить нельзя, нет таких технологий.
Ведущий: Но инопланетяне к этому не причастны?
М. Лайтман: Конечно, нет. "Ино-планетяне", то есть не с нашей планеты, не из нашего мира. Это - союз духовных и физических сил.
Ведущий: Что значит "духовных"? Что евреи знали о технологиях?
М. Лайтман: Они умели правильно использовать внутренние силы природы, существующие внутри атомов, молекул, элементов (микро-силы) для осуществления огромных работ.
У них были аккумуляторные батареи и еще очень много всего, но все было миниатюрным, микроскопическим и использовалось там, где надо. Они не нуждались в огромных, массивных машинах, которые есть сегодня у нас.
Ведущий: Вы имеете в виду, что "духовные силы" - это те силы, которые человек не ощущает?
М. Лайтман: Да, они существуют в природе, но только мы их не можем извлечь оттуда. Знание духовной природы помогает сделать это.
Ведущий: А сейчас евреи тоже знают эти силы?
М. Лайтман: Этого уже нет.
Сегодня вся природа устремлена на то, чтобы поднять человечество на следующую, духовную ступень. Обратно действовать нельзя, да и не получается, потому что сама природа не позволяет.
Ведущий: Интересное объяснение. Нигде не слышал, не читал такое.
М. Лайтман: Запрет - то есть сама природа не позволяет.
Ведущий: Следующий вопрос с Вашего блога. Задает его Дмитрий: Я слышал, что у каббалистов есть правило - если пришли тебя убивать, то убей первым. Так ли это? Если да, то как понимать "возлюби ближнего своего как самого себя"?
М. Лайтман: Почему он считает, что здесь нарушается правило?
Ведущий: Противоречие получается.
М. Лайтман: Никакого противоречия в этом нет!
Если человек мне не угрожает, у меня есть возможность довести наши с ним отношения до благополучного, доброго состояния.
Если же он приходит меня убивать, то этим отрезает всякую возможность восстановить наши отношения, исправить их, каким-то образом привести к тому, чего желает природа - к нормальному существованию. Значит, мне такого человека надо убить, потому что он идет против закона природы.
Убить, обрубить человеческую жизнь - это самое страшное преступление! Все остальное исправимо, кроме этого.
Ведущий: Но если он уже убил кого-то, его за это не надо убивать?
М. Лайтман: Нет, даже за убийство.
Ведущий: Вы считаете, что смертная казнь - это неправильно?
М. Лайтман: Нет, потому что продолжая жить, убийца может все-таки себя исправить.
Смерть, так же как тюрьма, ничего не исправляет! Нам надо пересмотреть все наказания. Они должны вести к исправлению, а в действительности, они еще больше усугубляют злую природу человека.
Ведущий: Да, но этих людей надо как-то ограничить в любом случае?
М. Лайтман: В Библии описано существование шести городов-убежищ на территории древнего Израиля. В них скрывались люди, совершившие неумышленное убийство. Они должны были провести там определенное количество лет для того, чтобы осознать, исправить, восстановить правильные отношения с семьями погибших. За умышленное убийство тоже ссылали в эти города, но на другие сроки.
В любом случае, смертная казнь - это не наказание. Она не исправляет, поэтому лишена всякого смысла. Надо сделать так, чтобы человек исправился. Это и будет логическим завершением его жизни.
Ведущий: Следующий вопрос построен на видео-отрывке из фильма "Сказка странствий". В этом фильме Миронов, исполняющий главную роль, развивает все идеи, которые Вы распространяете. Этот отрывок прислала Марина из Оренбурга с таким вопросом: Есть ли соответствие между органами человеческого тела и частями Земли? Планета Земля является живым организмом, а мы - его частями? Действительно ли Вы верите в золотой век благоденствия?
М. Лайтман: Положительный ответ на все вопросы.
Земля, наша Вселенная и все Мироздание, включая и ту невидимую часть его, которую нам предстоит еще раскрыть, - все является одним единым живым организмом. Он дышит, существует, развивается и постоянно находится во внутренней динамике. Этот организм движется ко всеобщей гармонии. И мы обязаны будем ее достичь.
Сейчас такой период, когда мы начинаем эту гармонию постигать: сначала - отрицая ее, а потом - двигаясь к ней. И я уверен, что постижение совершится в ближайшее время, то есть раскроется все это нам, произойдет в нас. Все зависит от того, насколько мы будем двигаться вместе с этими событиями, метаморфозами, не сопротивляясь им.
Ведущий: Есть четкое соответствие между планетами и частями человеческого тела?
М. Лайтман: Да, конечно. И это описывается в каббалистических книгах.
Ведущий: Так, как он там говорит: реки - кровеносные сосуды?
М. Лайтман: Конечно. Все это - абсолютно верно. От атома, молекулы и до всего Мироздания, включая все живые организмы, - каждая часть подобна всему Мирозданию. Как в голографической картине: любая часть, каждый маленький фрагмент подобен целой картине, содержит в себе все ее элементы, только в микро-виде или на другом уровне: неживом, растительном, животном, на уровне "человек".
Будем надеяться, что люди это поймут и осознают. Тогда мечты и фантазии, высказанные Мироновым, превратятся в реальность.
Ведущий: Как это произойдет? Фильму уже 30 лет и таких фильмов много, в частности, голливудских. Все СМИ тоже об этом говорят. Что может быть лучше?!
М. Лайтман: Они еще заговорят об этом так, что будет понятно. Мы, маленькие эгоисты, начнем этим проникаться только в мере необходимости, под ударами. Когда мы, сопоставляя, связывая удары с тем, что они рассказывают, увидим спасение от страданий в их предложении, тогда человечество начнет осознавать причину и следствие, болезнь и лекарство и будет двигаться к правильной цели.
Ведущий: Не хватает - как Вы говорили в предыдущей передаче - стимула, укола?
М. Лайтман: Стимула и правильной связи между нашими страданиями и их причиной. С нашим эгоизмом это еще не связывается.
Ведущий: А страданий хватает?
М. Лайтман: Он об этом говорит: "Воюет правое легкое с левым"! В природе этого нет, есть только в поведении человека! Мы постоянно воюем между собой - в этом причина всех страданий. Но сколько людей в мире это воспринимает?
И ты тоже смотрел фильм отстраненно, пока не начало это тебя затрагивать. Будем надеяться, что к этому придут многие и тогда мир начнет меняться.
Ведущий: Давайте посмотрим еще один отрывок, который прислал Андрей из Москвы. Он читал Вашу книгу "Каббала и квантовая физика" и нашел очень сходные идеи в фильме и книге, но ему непонятно, что такое одеяло, показанное в фильме.
Он спрашивает: Что является, с точки зрения каббалы, "одеялом"? И есть ли методика, как не упустить из виду это "одеяло"?
М. Лайтман: Одеяло - это общее эгоистическое желание, которое существует и проявляется в нашем мире в различных формах и на различных уровнях.
Неживая природа - это всевозможные небольшие желания, которые отличаются между собой только по размерам, диктующим их свойства: цвет, вкус, различные проявления - все, что отличает друг от друга предметы и явления неживой природы.
Растительная природа - это второй уровень, большие желания, проявляющиеся совсем по-иному.
Животная природа - это третий уровень.
Следующий уровень - человек.
Человек, работая с более низкими желаниями, вырабатывает из них и строит всевозможные соединения, сочетания. Но абсолютно всё в природе представляет собой только желание наполняться, вернее, силу желания, поглощения, силу наполнения.
Ведущий: Огромное желание насладиться - это и есть одеяло?
М. Лайтман: Да, одеяло - это и есть желание, единая материя. А различные виды этого желания представляются нам в виде воздуха, воды, грозы, кошки, человека - все, что только можно себе представить.
Ведущий: Мы так это представляем, ощущаем потому, что у нас есть пять органов ощущения.
М. Лайтман: У нас есть пять органов ощущения, соответственно мы и ощущаем все эти желания, потому что мы состоим из них. Во внешней природе нет ничего. Это все существует в нас. Но это уже относится к постижению реальности.
Ведущий: Вы сказали: "Есть разные маленькие желания". Они есть в этом большом одеяле или во мне?
М. Лайтман: Я бы не хотел все это смешивать, чтобы не путать людей. Давайте будем смотреть на весь мир как на одно огромное желание, у которого существуют различные уровни, представляющиеся нам неживой природой, растениями, животными, человеком.
Ведущий: Хорошо. Следующий вопрос из Вашего блога: Почему в одной семье при одинаковом воспитании дети могут быть совершенно разными?"
М. Лайтман: Потому, что у них совершенно разные души, различные предназначения.
В качестве примера расскажу о своей семье. Мой брат - крупный бизнесмен, живущий в Канаде. Занимается только своим бизнесом, кроме этого ничего больше в мире не знает и не желает знать. Все свое время проводит возле бассейна, где по вечерам сидит с товарищами, выпивает, закусывает, обсуждает дела.
Я живу в Израиле или езжу по всему миру от группы к группе своих учеников, выступаю везде, пропагандирую каббалу.
Он смотрит на меня, сидя у своего бассейна, потягивая саке, которе очень любит, и не понимает причину моих передвижений. Я смотрю на него и не представляю, как можно спокойно сидеть у бассейна, ведь время и жизнь проходят!
Совершенно разные люди, хотя родились от одних родителей, получили одно и то же воспитание в Советской России. Нас отличает друг от друга нечто внутренне-исходное, исконное, данное от природы, ну и разница в возрасте - он на пять лет моложе. Все остальное: дом и воспитание, университеты, обстановка - были абсолютно одинаковыми.
Ведущий: Вы же говорили, что общество воздействует на человека, властвует над ним.
М. Лайтман: Каждый из нас нашел общество для себя.
Ведущий: У Вас были общие родители, одно общество.
М. Лайтман: Да, советское общество - институт, друзья.
Ведущий: Так почему на Вас оно повлияло так, а на него - иначе?
М. Лайтман: У меня был внутренний вопрос о смысле жизни и я не мог успокоиться. Я пронес его через все свое детство, юность, зрелость и донес до того времени, когда был обязан встретить своего учителя. Я все время искал того, кто бы мне ответил на вопрос о смысле жизни. А он искал ответ на вопрос: Как заработать больше в этой жизни? И каждый из нас нашел своих учителей.
Ведущий: Значит, есть что-то более важное, чем общество.
М. Лайтман: Общество только реализует тот запас, заряд, который есть у человека от рождения, и не более того. Необходимо, чтобы в человеке изначально существовал вопрос, тогда общество помогает найти на него ответ, реализовать этот вопрос.
Не должно быть насилия над человеком. Нельзя принуждать ни к чему! Только помогать человеку выявить вопросы, существующие в нем от рожденья, которые именно он может и должен реализовать. Нужно создать вокруг него такую обстановку, такое окружение, которое помогло бы ему это сделать. В этом заключается воспитание каждого человека!
Ведущий: Еще один вопрос, касающийся воспитания: Как помочь ребенку перебороть страх?
М. Лайтман: Чтобы чему-то научить, надо спуститься на уровень ученика. Об этом сказано в каббале: высший парцуф - высшая ступень - спускается на низшую ступень, там взаимодействует с ней и поднимает на свой уровень.
Чтобы показать ребенку, что какого-то явления не надо бояться, что нет в нем ничего страшного, просто ребенок еще не все понимает, мы должны сначала спуститься на его уровень. Нельзя указывать или насмехаться: "Ну, чего ты боишься?! Как это можно?", - он этого не поймет. Мы должны спуститься вместе с ним - к нему, соединиться с ним и убояться этого явления.
Он должен видеть, что я переживаю этот страх вместе с ним, отдаюсь его тревоге. А потом постепенно показать ему и вместе с ним раскрыть - и я тоже, как бы, раскрываю для себя новое, - что ничего страшного в этом нет, что это просто глупости, ерунда. Но переживать я должен вместе с ним, не как старший, а как равный.
Таков правильный подход, позволяющий вывести человека из любого состояния: спуститься на его уровень, соединиться и вместе с ним - как партнер, не как старший - выходить из этого состояния.
Это мы изучаем в каббале: высшая ступень спускается на более низкую ступень, обучает, взаимодействует, соединяется с ней, и только достигнув полного контакта, они вместе начинают подниматься.
Ведущий: Спасибо Вам большое. Наша передача подошла к концу. Я хочу напомнить нашим телезрителям, что все вопросы вы можете задавать по адресу: www.laitman.ru, на личном блоге профессора.