Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 44
Участники беседы:
Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области классической Каббалы, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель международной академии Каббалы.
Ведущий, Михаил Санилевич - преподаватель международной академии Каббалы.
Обсуждаемые темы:
- Чем грозит нам окончательное исправление
- Семья духовная и материальная
- Наука Каббала о "Звезде Давида"
- К вопросу об эвтаназии
- Куда можно прийти в духовном мире, и что можно там увидеть
- О многообразии каббалистической информации
Ведущий: Сегодня я буду задавать вопросы на самые разные темы - такая сборная солянка получится.
Чем грозит нам окончательное исправление
Первый вопрос от Сергея из Донецка: "Задача науки каббала - поднять человека над своим эгоизмом, достичь уровня Творца. Давайте представим, что это произошло, - пишет он, - И что дальше? Сейчас есть стремление двигаться вперед со взлетами и падениями, интересно и любопытно жить. Когда мы полюбим ближнего своего как самого себя, то воцарится мир и покой. И что, ждать - когда опять кто-то съест запретный плод и начнется все с начала?"
М. Лайтман: Нет, больше такого возвращения не будет. Для того, чтобы постичь Творца, мы начинаем подниматься на Его уровень, приближаться к Нему из противоположного Ему свойства - эгоизма. Творение - человек - неисправно, оно должно само себя исправить.
Закончив исправление, достигнув уровня Творца, человек начинает понимать, осознавать всю систему мироздания, он становится равным Творцу. Состояние равенства с Творцом - это всего лишь конец его исправления. А что дальше Творец ему приоткрывает, и куда после этого Он его вводит, об этом нигде не сказано.
Наука каббала говорит только о том периоде, который мы сейчас должны пройти - о периоде исправления, а о том, что будет далее, нет точных сведений. Только намеки на раскрытие таких уровней, таких измерений, о которых мы сейчас даже не можем говорить, потому что у нас нет языка для выражения состояний, в которые мы попадаем. Даже проходимые нами сейчас, при раскрытии духовного мира, состояния для нас совершенно непонятны. А уж те - вообще запредельны.
Но духовная жизнь на этом не кончается, а о материальной жизни я не говорю. Согласно науке каббала, наш мир должен просуществовать шесть тысяч лет. Сегодня на каббалистическом календаре 5770 год. Получается, что период исправления продлится еще 230 лет, а затем вся материя поднимется к своему духовному корню и перестанет существовать.
Из маленькой искры духовной энергии, в результате Большого взрыва, возникла вся наша вселенная, земной шар и мы в том числе. Так вот, эта маленькая духовная искра в конечном итоге, как бы, собирает, концентрирует в себе весь этот мир, он сжимается и возвращается в нее. Но этот процесс науке еще не известен, для его раскрытия во вселенной должны проявиться новые законы.
Мы это увидим через некоторое время, но для нас это не важно. И не надо думать о том, что через четыре миллиарда лет Солнце погаснет, или еще что-то произойдет через пару сотен лет, или через тридцать лет что-то случится с экологией. Не в этом дело.
Мы должны сейчас подняться до уровня Творца и пройти дальше, в следующие измерения - они все находятся перед нами. Мы обязаны это сделать. Каббала говорит о том, что это произойдет непременно, но у нас есть выбор: прийти к этому добрым путем, собственным устремлением вперед, пониманием, самостоятельным раскрытием, или нас к этому будут подгонять несчастья. Зачем же такое?
Ведущий: Насколько я понимаю, вся эта трансформация происходит в нашем сознании.
М. Лайтман: Да. Причем, трансформация просто поразительная. Человек начинает по-другому мыслить, в других категориях, рамках, осях. Законы микромира, которыми оперирует квантовая физика, кажущиеся нам сегодня совершенно иными, становятся нашими законами, а вместо них появляются впереди еще более утонченные духовные законы и так далее.
Ведущий: Спасибо.
Семья духовная и материальная
Следующий вопрос: Как быть женщине, которая живет с мужчиной очень материальным, односторонне развитым, абсолютно не интересующимся духовным развитием? И этот мужчина постоянно раздражается при малейшем намеке в этом направлении. При том, что женщина любит этого мужчину и чувствует его мужскую силу, надежность. Но очень мучительно ей воспринимать духовную пустоту рядом с таким мужчиной. Она спрашивает: что в таких ситуациях делать?
М. Лайтман: У каждого человека в нашем мире есть своя душа, своя цель и свое время развития. Ни в коем случае не должны мы вмешиваться в духовное развитие другого человека, даже супруга или собственных детей. О детях сказано: "Воспитывай отрока по путям его". И тем более, если это жена и муж.
Вы вместе живете, у вас есть общее хозяйство - в этом мире вы являетесь парой. В духовном мире вы друг к другу абсолютно никакого отношения не имеете.
Животные точно так же создают семьи, поэтому было бы ошибкой считать земную семью духовным сочетанием. Не требуйте от своего партнера или партнерши, чтобы они были также вашими духовными партнерами. Это не имеет никакого отношения к нашей жизни.
Духовно мужчина и женщина развиваются отдельно. Но если это происходит с обоими супругами одновременно, они могут друг друга дополнять, помогать, хотя это совершено не обязательно.
Никаких упреков здесь быть не должно, наоборот, занимающийся своим духовным совершенствованием должен знать закон науки каббала: нет насилия в духовном. Это значит, что я не имею никакого права подойти к кому-то, укорять его за то, что он не хочет духовно развиваться, что его это не интересует и он не хочет примкнуть к занятиям. Не дай Бог таким образом относиться к кому-то! Человек при этом нанесёт вред себе в миллиарды раз больший, чем сделает кому-то хорошее.
Я никогда так не поступаю. Вы видите сами, как мы осторожно рекламируем себя. Мы показываем всем, что существует такая наука - каббала, что она говорит об исправлении человека, раскрытии Высшего мира. И только тот, кому это интересно, и только в той мере, в которой пробуждается его желание, добровольно приходит. А если нет, то мы с уважением оставляем его в той жизни, которую он предпочитает. Его время придет.
Ведущий: Надо найти какие-то другие совместные интересы, кроме духовного развития, и стараться продолжать жить?
М. Лайтман: А почему нет? Есть общая семья, дети, хозяйство - все, кроме духовного. Занимайтесь духовным, а его уважайте за то, что он Ваш хороший партнер в этой жизни.
Ведущий: И не мешает.
М. Лайтман: И не мешает. Он достоин уважения. А за то, что дает Вам возможность заниматься, он достоин еще лучшего отношения.
Ведущий: Но все равно она говорит, что есть душевная пустота.
М. Лайтман: А почему эту душевную пустоту должен заполнить муж?! Душевную пустоту заполняет только Высший свет. Муж тут совершено ни при чем!
Душевную пустоту должна заполнить она, занимаясь вместе с нами, присоединяясь к нашей общей мировой группе. Общаясь с нами в группе, участвуя в распространении и в других общих делах, она сможет себя наполнить. А если бы она не была замужем? Какая разница? Чем это отличается от того, что муж занимается каббалой или не занимается? То же самое.
Ведущий: А женщине не обязательно для занятий каббалой быть замужем?
М. Лайтман: Не обязательно.
Ведущий: Понятен ответ.
Наука Каббала о "Звезде Давида"
Следующий вопрос: "Что в точности означает "Звезда Давида"? Это просто два треугольника? Или в этом есть некий скрытый смысл?" - спрашивает Аня из Севастополя.
М. Лайтман: Существует очень много противоречивых версий в объяснении "Звезды Давида". Во-первых, говорится, что это вообще не еврейский знак. Так же как и свастика, и многие другие знаки, он происходит из Древней Индии.
С другой стороны, говорят, что это щит великого израильского царя Давида, что был такого рода щит у его воинов. Давид воевал все сорок лет своего царствования и завоевал огромные территории, максимально расширив первоначальные границы государства. При нем Израиль простирался от Нила до Евфрата.
Его воины были вооружены кожаными щитами, состоящими из двух треугольников. Когда два треугольника накладываются друг на друга, получается шестиугольник. В центре его, в месте их совпадения, образуется двойной пятиугольник, который лучше всего защищает тело человека. Шесть свободных треугольных концов закрывают голову, руки и ноги.
Такое устройство было очень удобным, поскольку даже падая и переворачиваясь, оно не утрачивало своих защитных возможностей.
Я не знаю, насколько это исторически правильно, оправдано и достоверно, потому что я историей не занимаюсь и не знаю ее. Есть такие сведения, есть другие.
Ведущий: В каббалистических источника что-то есть о нем?
М. Лайтман: Нет. В древних каббалистических источниках нет упоминания о звезде Давида, потому что это не такая уж давняя форма. Первые упоминания о ней есть в средневековой литературе, а более ранних сведений нет, поэтому нельзя говорить, что это именно еврейское изображение. Странно, что для людей этот знак ассоциируется с чем-то еврейским. Вполне возможно, это и не так.
Нас как каббалистов это вообще не интересует, потому что говоря о Щите Давида, мы имеем в виду его экран на всю Малхут, на все огромное желание, которое должно исправиться, а не что-то шестиугольное в нашем мире. Хотя, конечно, можно привести самые разные объяснения.
Ведущий: Вся эта символика для каббалистов не является чем-то святым?
М. Лайтман: Нет. Каббалисты вообще не смотрят ни на какую символику. Они занимаются только желанием и его исправлением, а это на бумаге не изобразишь. В нашем мире любое изображение, запись может быть только условной, как буквы. Но они только обозначают духовные силы, в них самих ничего нет.
К вопросу об эвтаназии
Следующий вопрос очень короткий, но ответ будет, наверно, не простым: "Каково отношение каббалы к эвтаназии?"
М. Лайтман: Мое личное отношение - двоякое.
С одной стороны, телесные страдания человека служат на пользу души. Не страдания во имя страданий, но переживаемая нами физическая боль все-таки влияет на душу. А если человек, устремляясь к исправлению, может заменить эти муки на страдания любви, то, конечно, его ощущения совершенно меняются.
Но все же я за то, чтобы облегчить человеку его уход из жизни, если это возможно. Когда мой отец умирал, я попросил врачей, чтобы ему постоянно давали морфий, потому что у него были очень большие проблемы, и мучился очень. Мне хотелось, чтобы он не чувствовал боли. Не только попросил, но и следил за тем, чтобы это так и было. Я считаю, что поступил правильно, облегчив ему последние страдания.
Желая того или нет, мы все равно облегчаем человеку жизнь, облегчаем его страдания. Почему же мы не можем сделать так, чтобы он умер легко?
С другой стороны, проблема эвтаназии в том, что мы приближаем смерть. Ведь человек не властен над своими последними мгновениями, не ему решать, когда именно расстаться с жизнью - это во власти Высших сил.
Я не знаю. В каббале об этом точно не говорится. Но мне кажется, что если человек сам это выбрал, если он действительно находится в таком состоянии, которое отключает его от жизни и выхода нет, если речь идет только о последних днях или часах огромных мучений, мне кажется, что можно ему в этом помочь.
Надо относиться к нашему телу как к телу и не думать, что в нем заложена какая-то божественная искра, божественная душа. Ничего в нем нет. И если в течение жизни мы облегчаем его страдания, то надо облегчить и последние часы.
Я не исследовал этот вопрос, а все сказанное сейчас выражает только мое личное мнение. Просто я думаю, что наша любовь, наше участие, желание отдавать, любить, сострадать другому должно подсказать правильное решение.
Ведущий: Вам не удавалось поговорить со своим учителем на эту тему?
М. Лайтман: Нет. Тогда этот вопрос вообще не стоял, это не было актуально.
Ведущий: Вообще не использовали обезболивающие средства?
М. Лайтман: Конечно, пользовались. Если у меня болит голова, разве не я беру таблетку?
Ведущий: Есть много религиозных людей, которые по каким-то причинам не берут.
М. Лайтман: Это их дело.
Духовной выгоды страдать нет никакой. И страдания сами по себе ничего не дают. Наоборот, сказано: "Я создал эгоизм и дал свет для его исправления". Надо заниматься привлечением Высшего света.
Действуй, если можешь заниматься привлечением Высшего света в наш мир. Все остальные твои действия ничего не дают. Возможно, они приносят тебе какое-то моральное удовлетворение, успокоение. А может быть, наоборот, повышают твой эгоизм, обещая хорошее место в раю. "Аз воздам", - значит, после смерти мне уготован рай, ведь я сейчас много страдал.
Никакого соответствия между животными страданиями и тем, что человек ощущает, нет. И вообще, ощущения после смерти нет никакого, если ты этого ощущения до смерти не достиг.
Ведущий: Может, немножко уточните, что такое "привлечение света"?
М. Лайтман: Есть особая сила в природе, которую можно получить, стремясь соединиться с другими, полюбить их. Вся природа построена на этой силе участия, соединения, любви. Поэтому, желая приобрести эти свойства, человек начинает получать от природы, как бы, подсветку этой силы, которая исправляет его и человек становится интегральной частью природы.
Вот это постепенное слияние с природой и является раскрытием Высшего мира в Вас. Вы начинаете ощущать себя существующим в вечном течении, и Ваше отношение к жизни, к эвтаназии и вообще ко всему кардинально меняется. Вы смотрите на свое тело как на кусок мяса, как на животное, которое живет и умирает, и ничего после него не остается.
Ведущий: Понятно. Есть такое выражение "душа болит". Что это означает? Душа может болеть?
М. Лайтман: Эгоизм болит из-за того, что вовремя не получил, надеялся на лучшее и так далее. Какая душа может болеть, у кого? Душа только наслаждается, наполняется Высшим светом. В ней нет ни сожаления, ни страдания. Только страдания любви, когда она желает достичь отдачи, любви, соединения с остальными душами и с Творцом, но еще не достигла этого.
Куда можно прийти в духовном мире и что можно там увидеть
Следующий вопрос: "Творец" в переводе с иврита означает "приди и увидь" - "Бо-рэ". Что значит в нашем мире "приди и увидь" - мы понимаем, но что это означает в духовном, если там нет пространства и материи? И вообще, что такое духовное зрение?"
М. Лайтман: "Приди" - это значит, взойди, достигни ступени Творца, изменись, исправь себя так, чтобы ты смог "увидеть" то, о чем я тебе повествую. Об этом говорится в "Книге Зоар" и к этому она призывает. Только изменяя себя, мы можем постичь всю глубину сказанного в ней.
А самое большое постижение - это объединение всех частных "приди и увидь" в одну полную систему, которая называется "Борэ" - Творец. Каждый ощущает Его в себе, получив все Его свойства, знания, все Его ощущения, и это наполняет полностью, потому что человек стал таким, как Он.
Ведущий: Какое-то внутреннее зрение открывается?
М. Лайтман: Внутреннее зрение, внутренняя жизнь, другой нет. Достижение этого состояния называется "твое полное исправление". Следом за исправлением приоткрывается следующая ступень, запредельная, существование на которой нам совершенно не понятно.
Ведущий: Вы говорили в начале, что об этом нигде не написано?
М. Лайтман: Да.
Ведущий: Спасибо.
О многообразии каббалистической информации
Последний, очень интересный вопрос: "Зачем Вы снимаете так много передач, ведь даже человек, который хочет обучаться каббале, не способен всего пересмотреть? Я смотрю два-три часа в день и не успеваю".
М. Лайтман: Мы накапливаем материал для нашего канала. Все передачи переводим на разные языки: русский, английский, иврит, испанский, немецкий, французский, итальянский - это основные языки. А вообще мы распространяем каббалу на тридцати семи языках.
Почему мы делаем так много передач? Можно было бы написать одну маленькую книжечку, или сделать один выпуск передачи, максимум - серию передач, рассказывающих о каббале простыми словами, и все.
Во-первых, потому что человеку необходимо постоянно обновлять себя, свое восприятие.
Во-вторых, мы сами каждый день в этом усовершенствуемся и со все большим мастерством раскрываем то, что скрыто от всех, ведь мы хотим рассказать о скрытом, чтобы человеку было легче это раскрыть.
В-третьих, мы обязаны пытаться выразить науку каббала, используя все возможные способы и их вариации.
Наши занятия продолжаются многие годы. За последние десять - пятнадцать лет я дал около двадцати тысяч уроков и все они разные.
Я не знаю, какие из них отберут и будут использовать для рекламы каббалы, для обучения каббале мои ученики, когда я должен буду прекратить свои занятия. Поэтому до самого последнего момента, пока еще будут силы, я буду говорить, выступать и пытаться сделать каббалу максимально легкой, доступной, простой, приятной, принимаемой, чтобы облегчить каждому человеку путь к его душе.
Ведущий: Возможно, речь шла о том, сколько передач человек может просмотреть в течение дня.
М. Лайтман: Телевизионный канал должен работать двадцать четыре часа в сутки для всех. Мы делаем очень много передач, поэтому у нас они, практически, не повторяются, чем мы очень гордимся. Этим наш канал отличается от других, где часто повторяются одни и те же материалы.
Я думаю, в будущем можно будет повторять некоторые - самые лучшие из прошлых - передачи, чередуя их с новыми.
Ведущий: Вы можете порекомендовать, что смотреть?
М. Лайтман: Я считаю, что уроки смотреть необходимо. Но вообще, человек выбирает то, что ему приятней. Женщина может выбрать передачи о женщинах и детях, мужчины - что-то другое.
Ведущий: А наша передача не заменяет урока?
М. Лайтман: Нет, не заменяет. Урок, хотя бы частично, должен быть просмотрен каждым человеком, желающим духовно продвигаться. Я думаю, что первая и последняя часть урока обязательны.
Ведущий: Это уже два часа получается. Откуда у человека столько времени?
М. Лайтман: Ну, если нет, то это несчастный человек - у него, действительно, время есть только на животную жизнь. Ему уже ничего не поможет и не о нем речь. Тот, кто не может ежедневно урвать два часа для души, достоин только сочувствия. Но если бы это была важная вещь для него, он бы нашел время?
Ведущий: Несомненно.
М. Лайтман: Значит, дело в важности. Мы обращаемся к тем, для кого это важно.
Ведущий: То есть, наш канал предназначен для людей, которым важен вопрос о смысле жизни, о духовном продвижении?
М. Лайтман: Да. С этих вопросов начинается духовный поиск.
Ведущий: Только для них, не для всех?
М. Лайтман: Нет, остальные свободны. Абсолютно. Мы никого не тянем. К нам придут только те, которых беспокоит вопрос о смысле жизни: "Для чего я существую? Что мне надо от этой жизни? Как я ее закончить? Для чего, вообще, все это крутится и делается? В чем смысл моих страданий?", - и так далее. Если интересы человека замыкаются вокруг этих вопросов, то мы - для него.
Ведущий: Спасибо Вам большое! Наша передача подошла к концу. Дорогие телезрители, продолжайте присылать нам вопросы на личный блог Михаэля Лайтмана по адресу: laitman.ru, в разделе "Задать вопрос".