Жизнь и суть человека. Вопросы и ответы - 58. Книга Зоар - о духовном мире
Участники беседы:
Михаэль Лайтман - известный ученый-исследователь в области методики интегрального воспитания, доктор философии, профессор онтологии и теории познания, член Всемирного Совета Мудрости (World Wisdom Council), основатель международной академии по изучению науки об исправлении природы человека.
Ведущий, Михаил Санилевич - преподаватель международной академии науки Каббала.
Вопрос: "Почему книгу Зоар надо учить вместе? И почему эту книгу не раскроешь в одиночку, ведь речь идет о моем восприятии реальности? Почему именно вместе, почему один человек не может раскрыть такую книгу?"
М. Лайтман: А потому что реальность воспринимается именно во вне меня. Наш мир воспринимается нами в нас. То есть то, что я ощущаю, улавливается внутри меня моими органами чувств, образуя в моем эгоизме, в моем желании воспринять, впитать, получить, абсорбировать какую-то картину. Поэтому такая картина называется наш мир. Она временная и ущербная. Мы никогда не можем наполнить свое желание, потому что наслаждение, входя в желание, нейтрализует его и перестает ощущаться как наслаждение. А духовный мир - это то, что мы воспринимаем вне себя, то есть мы себя как бы аннулируем, ставя в такую объективную позицию, когда, как бы, не возмущая это наше внешнее окружение, желаем его ощутить, познать таким, каково оно вне нас. И поэтому здесь необходимо приобрести особое свойство - свойство отдачи, свойство любви, то есть отказаться от своего эгоизма, чтобы воспринимать Высший мир, и не воспринимать его в себе.
В себе я его не восприму. Воспринимая все, что есть снаружи внутрь себя, я воспринимаю только наш мир. А если я буду ощущать его таким, каков он вне меня, то это будет ощущаться как Высший мир. Для этого мне надо приподняться над своим эгоизмом. А чтобы это сделать, необходимо приобрести какой-то инструмент, какие-то навыки, проделать какие-то упражнения, чтобы начать ощущать вне себя. К этому мы не привычны. Все наше естество, все наши знания, полученный опыт, воспитание, все было направлено на то, чтобы как можно правильней и с большей выгодой для себя вбирать в себя всевозможные полезные вещи и отходить, отталкиваться, отдаляться от вредных для нашего эгоизма вещей. А здесь, наоборот, необходимо начать воспринимать мир, мироздание. Для этого необходима именно группа, окружение, на котором я могу тренироваться, и, выходя из себя в это общество, сообщество, в группу, создавать то устройство, ту плоскость, тот экран, на котором буду видеть внешний мир.
Я не могу увидеть его просто так вне себя, я должен увидеть его на каком-то экране. Если свет просто светит, то мы не видим, что он светит. Необходимо поставить на его пути какой-то заслон, и тогда мы увидим, что это свет. Когда свет пробивается сквозь щелку, то мы видим пылинки в воздухе, так мы видим, что это свет, иначе мы его не видели бы. В космическом пространстве - темно, но если поставить какую-то преграду, то можно увидеть огромный свет. А без этого там темно, потому что свет не наталкивается ни на какое препятствие.
Ведущий: Разве мой эгоизм не является такой перегородкой?
М. Лайтман: Мой эгоизм является перегородкой, но я не вижу в нем внешний источник. Я могу видеть в нем только то, что получаю в себя. А если над своим эгоизмом я строю свое обратное свойство - отдачу, то ощущаю сам источник света - Творца. И поэтому группа здесь является той плоскостью, тем экраном, на котором я Его ощущаю, а связь с группой - это необходимое условие для раскрытия Творца. Тогда именно в группе, в тех товарищах, которые, как и я хотят соединиться вместе, чтобы Его раскрыть, мы Его раскрываем.
Ведущий: В последнее время Вы преподаете Зоар несколько раз в день. Перед Вами сидят ученики. Есть такие, которые сидят физически вместе. Это может быть несколько сот человек и тысяча человек. Но основная масса людей сидит в интернете, они видят Вас, но сидят дома по одному. Этого достаточно? Это означает, что это происходит в группе?
М. Лайтман: Дело в том, что мы организуем конгрессы, всевозможные съезды, совещания. Существует еженедельное собрание товарищей, общая работа по распространению, обмен опытом, общий материал, который мы распространяем, блог, через который я обращаюсь ко всем. То есть существует огромное количество общих точек соприкосновения. Мы вместе учимся, вбираем всё это в себя. А такие конкретные состояния, когда мы находимся вместе в одном месте, так же бывают раз в несколько месяцев. Мы устраиваем международные конгрессы. И поэтому одно восполняет другое.
Просто сидеть за компьютером где-то далеко и никогда ни с кем не контактировать физически - не поможет. Человек должен все-таки приблизиться к остальным, к себе подобным в этом своем духовном устремлении, и вместе с ними сорганизоваться. Тогда через них он ощутит свое слияние, связь с мировой группой. А это уже огромная сила, через которую он сможет действительно начать ощущать Высший мир.
Ведущий: Следующие два вопроса тоже по Зоар (эта тема сейчас очень актуальная) из Вашего блога, который переводится на латышский язык. "Как во время урока по книге Зоар бороться с помехами: женщины, еда, любой кайф? Почему-то именно в это время, когда я пытаюсь настроить себя на восприятие духовного, лезут такие мысли?"
М. Лайтман: Естественно, что в это время это совершено правильно и оправдано, потому что именно в моих попытках взобраться, вскарабкаться над этими помехами и состоит мой духовный подъем. Дело в том, что Творец создал только одно желание, которое и существует в нас с эгоистическим намерением. А мы должны это желание, как бы переделать, перебросив на использование в альтруистическом намерении. Но желание одно и то же. Во мне возникают всевозможные эгоистические свойства, тенденции, какие-то потребности, устремления для того, чтобы я не сбрасывал их, не отказывался от них, а немедленно пробовал их переделать, то есть приобщить к устремлению к Высшей цели.
Во время учебы состояние, когда у человека возникает огромное количество помех, является нормальным. Я это знаю по себе и прошел в прошлом. Неужели вы думаете, что когда я объясняю устройство Высшего мира, внутренние движения в человеке и все прочее, то я совершенно спокоен внутри себя? Внутри меня происходит огромная борьба, возникают всевозможные помехи, происходят всевозможные метаморфозы - с плюса на минус и с минуса на плюс. А я при этом еще внешне должен отрабатывать свои, так сказать, учебные часы, то есть преподавать. Этому надо научиться, одно другому не должно мешать. Это внутренняя работа человека, когда он головой находится в Высшем мире, а своим телом, то есть своим животным желанием пока еще находится внизу. И не думайте, что это пройдет. Потому что чем выше человек поднимается, тем большие животные, именно такие примитивные всякие потребности в нем будут возникать в самых своих вроде бы нелепых формах. И он должен будет с ними терпеливо работать.
Ведущий: Я разговаривал с несколькими Вашими учениками. Действительно, получается такое раздвоение - ты сидишь на уроке, а в тебе автоматически возникают всевозможные желания - еда или вдруг еще что-то...
М. Лайтман: Да. И они гуляют так, флуктуируют.
Ведущий: Происходит какое-то путешествие в голове.
М. Лайтман: Да, да, да.
Ведущий: Вдруг вспоминается, что 20 лет назад ты ездил на велосипеде. Причем это происходит автоматически, вне зависимости от тебя. Это, с одной стороны. А, с другой стороны, Вы настраиваете всех думать о всеобщем объединении, об отдаче.
М. Лайтман: Одно другому не должно мешать.
Ведущий: И так будет всегда?
М. Лайтман: Да. И еще хуже.
Ведущий: Еще хуже?! А что может быть еще хуже?
М. Лайтман: Ну, хуже потому что каждый, кто выше своего товарища, у того и эгоистическое желание выше. А как же нам подниматься вверх? Мы должны перебрасывать желания с минуса на плюс, с отрицательного его использования на положительное. Поэтому отрицательные по качеству и количеству желания растут. Сейчас мы, как начинающие, ощущаем эти желания в таких земных образах: пища, секс, отдых, какие-то забавы, просто отвлечения или еще что-то. А затем, по мере подъема в духовное состояние - там, где человек начинает ощущать Творца, перед ним восстают эгоистические желания в ужасающих формах, называемых: Фараон, Аман, Амалек и так далее, там уже появляются, так называемые, клипот - нечистые силы. Конечно, в них нет никаких видений нашего мира. Это не какие-то танцовщицы, яства, или иные прелести нашей жизни, а действительно серьезные помехи относительно Творца. Они очень серьезные, и надо будет с ними справляться.
Ведущий: Сами по себе эти желания нормальные, естественные, человеческие. Но они возникают именно во время важного действия...
М. Лайтман: Они возникают как средство возвышения. Это называется эзэр ки-нэгдо, то есть помощь против тебя. Ты должен понимать их и не то что их любить, но с радостью встречать их появление. Это значит, что тебе дается возможность возвыситься над ним, и еще и еще. И таким образом возвышаться.
Ведущий: То есть можно не волноваться? И это хорошо, когда они возникают...
М. Лайтман: Надо волноваться, если ты неправильно с ними работаешь. Если ты в них погружаешься, если ты отдаешься их течению, тогда это плохо.
Ведущий: Это зависит от меня? Я могу как-то властвовать над этим?
М. Лайтман: Это зависит только от твоего соотношения, связи, слияния с группой. Сам ты не в состоянии над ними подняться. Силу подъема над этими желаниями ты можешь черпать только из своей связи с товарищами.
Ведущий: Вы как бы дополняете Ваш ответ на первый вопрос...
М. Лайтман: Конечно.
Ведущий: Важно учить вместе?
М. Лайтман: Обязательно! А без этого мы никуда не денемся. У меня самого нет сил подняться в Высший мир, я весь - эгоист. Мне дается точка в сердце, только начальное желание куда-то идти, не зная куда, и меня приводят в группу. Все силы, с которыми я могу подниматься, у меня только от группы.
Ведущий: Я сижу и рядом со мной еще 20 человек, и все так борются внутри себя со своими желаниями...
М. Лайтман: Вы должны друг друга при этом поддерживать! Вы должны понимать, что постоянно находитесь в этой борьбе. Один пытается уснуть, другой чем-то озабочен, думая о том, что произойдет в течение дня; третьего интересует секс; четвертого - пища, какие-то путешествия, вспоминаются какие-то, старые, вообще детские вещи. Он вдруг начинает, как ты говоришь, копаться в событиях двадцатилетней давности. Отвлекающие помехи могут быть самые странные и непредсказуемые. Но против них существует одно единственное средство: та сила взаимного поручительства, которая существует в группе.
Ведущий: То есть человек должен только прилагать усилия?
М. Лайтман: Только! А остальное все придет сверху.
Ведущий: Это были вопросы от учеников, а сейчас будут вопросы от наших телезрителей, от тех, кто еще не изучает каббалу, а просто интересуется.
М. Лайтман: Соответственно, и ответ должен быть более легким, простым?
Ведущий: Да, более проще. Давайте, посмотрим видео-вопрос: "Почему когда люди начинают развиваться в процессе истории, то сначала они придумывают себе богов в виде различных зверей, как например, в Египте?"
М. Лайтман: Ну, если рассматривать это с точки зрения развития человека, так ведь он развился из животных. Каббала говорила об этом намного раньше Дарвина. Ещё в 15-ом веке об этом пишет АРИ, во 2-ом веке нашей эры - Зоар, Авраам написал в "Книге Создания" четыре с половиной тысячи лет назад, что все развитие идет от неживой, растительной и животной природы - к человеческой природе. В Торе и в Библии написано, что все развивается из праха земного. И это на самом деле развитие. Но у человека, который развился из животного мира, естественно, были связи с этим животным миром, он обожествлял, боялся животных и жил в этом мире как животный среди животных. Поэтому обожествление, овеществление этих сил естественно для человека, исходя из его исторического и физиологического развития, с одной стороны.
С другой стороны, с точки зрения развития сверху вниз, животные желания даются нам для того, чтобы мы из них развили человеческие желания. Ведь мы в нашем мире, как животные. И отличие нас от животных только в том, что в нас есть зародыш души - точка в сердце, с помощью которой мы можем стать подобными Творцу. Вот этим подобием Творцу, которое мы обретаем, так называемой, душей, и является человек. Адам - от слова домэ - подобен Творцу. А если я не развиваю в себе этого подобия Творцу, то остаюсь на животном уровне своего развития. То есть все люди в нашем мире, которые не развивают себя духовно с помощью Высшего света остаются, согласно каббале, на своем животном уровне развития, ничем от него не отличаясь. Мы видим, как по сей день человек занимается астрологиями, магиями и всевозможными гаданиями. И, в общем, он недалеко ушел от того представления о мире и о божествах, которые были во всех древних цивилизациях.
Не надо думать, что египтяне, вавилоняне или другие цивилизации были глупее нас. И сегодня мы видим, как современные разумные образованные культурные европейцы и россияне едут в Индию, в восточные страны, пытаясь каким-то образом набраться там всяких премудростей. Не поклоняются им, может быть, как коровам в Индии, но все остальное оттуда воспринимают. Так что проблема остается проблемой. Она исчезнет только тогда, когда человек начнет постигать Творца, и осознает, что все атавизмы, которые существуют в нас, необходимы для того, чтобы мы поняли, что все эти силы находятся на животном и духовно-животном уровне нашего эгоизма. Проникая в Высший мир, мы так же называем Высшие силы животного уровня развития в нас именами животных. Поэтому и Зоар очень часто использует имена и названия из неживой природы: гор, рек, небосвода, звезд и так далее. Всеми именами и названиями нашего мира мы пользуемся в каббале. Но при этом имеем в виду духовные силы, которые управляют нашим миром, а не самих этих животных, звезд, зодиаков и так далее. Это все является лишь духовно-неживым отображением в нашем мире.
Ведущий: Но звезды как-то влияют на наше биологическое тело, на наше состояние здоровья?
М. Лайтман: На физиологию? Конечно! В нашем мире все взаимосвязано. Но ты не можешь обратно повлиять на них. Ты находишься под влиянием Солнца, Луны, Земли. Земля немного изменит свою ось - и все, и мы там... С одной стороны, это понятно. Но это не означает, что земля изменит свою ось, Солнце или звезды зодиака вдруг начнут изменяться, и поэтому меняемся мы. Все дело в Высшей силе, которая находится над ними. Она меняет свое влияние на наш мир, и согласно этому перестраиваются все небесные символы. В них самих нет силы. Они являются лишь знаками, демонстрацией того, что меняется влияние на нас Высших сил.
Ведущий: Ну а что плохого, допустим, знать эти знаки? Я прочитал гороскоп на неделю и как-то могу в зависимости от этого себя вести.
М. Лайтман: Это тебе ничего не даст! Ты на них не можешь повлиять. Единственное, если ты хочешь себя правильно под них подстроить, то должен подняться выше них, на уровень той силы, которая ими управляет. Это то, что позволяет каббала - быть выше звезд и знаков удачи.
Ведущий: Допустим, в гороскопе пишется, что сегодня мне не стоит выходить на улицу, потому что со мной может что-то случится, так я уже как-то поберегусь.
М. Лайтман: Ничего подобного! Только наша дремучесть толкает нас на это.
Ведущий: Это все неправда?
М. Лайтман: Во-первых, это возможно. Если бы те люди, которые это все пишут, знали как, тогда они могли бы действительно в какой-то степени предсказать события. Но каббалисты, хотя они единственные, кто это знает, этим не занимаются. Потому что, во-первых, их путают свыше, и не дают им правильно понять или узнать. Они видят будущее, но видят его в своем как бы времени, в своей временной оси. Им всегда кажется, что оно вот-вот наступит, потому что они ощущают это в разнице между нашей ступенью и следующей, на которой они находятся сами. Им кажется, что это произойдет быстро. Ведь взрослому человеку кажется: "Ну что такое быть ребенком? За пару лет это проходит". А для ребенка это: "У! Только через 20 лет я буду взрослым". Это первое.
И, второе, если каббалисты будут заниматься объяснением того, что будет завтра, то тем самым они отнимут у людей возможность управлять завтрашним днем. А нам необходимо рассказать человеку, объяснить, дать ему в руки силу, с помощью которой он действительно сможет менять свое завтра. В этом предназначение каббалы. Все эти предсказания ведьм, гадалок по звездам, разным знакам, могут быть и верны, но написано в Библии, что запрещено ворожить и гадать, поскольку это отрывает тебя от правильного отношения к природе. Ты смотришь на эти знаки и начинаешь поклоняться им, вместо того, чтобы подниматься выше них.
Ведущий: Если я правильно понял, можно сделать такой вывод, что каббалист может менять будущее?
М. Лайтман: Он меняет будущее. Абсолютно.
Ведущий: А астрологи могут каким-то образом это делать? Если я буду заниматься астрологией, то смогу как-то предугадать, что со мной произойдет?
М. Лайтман: Нет. Для этого надо знать систему Высших темных или светлых сил. Аман - это высшая темная сила. Он был прекрасным астрологом. Об этом написано в "Свитке Эстэр". Были и другие астрологи, например, так называемые, волхвы Паро (Фараона).
Ведущий: Интересная тема. Я думаю, надо будет подготовиться к ней.
М. Лайтман: Я не знаю, что значит "готовиться".
Ведущий: Мне кажется, это интересно людям...
М. Лайтман: Надо подниматься выше всех этих знаков, быть выше них, чтобы ими управлять, а не бояться их или пытаться сквозь них угадать, что мне светит завтра. Ведь тогда я понижаю себя и остаюсь на этом маленьком уровне, как дрожащий зайчик под лопухом. Мне надо подняться выше и управлять ими, управлять своим будущим! В этом заключается моя цель, и вообще предназначение каждого человека.
Ведущий: Давайте посмотрим следующий видео-вопрос: "Вы часто говорите о каких-то духовных законах, в частности, о законах природы. Можете ли Вы их перечислить?"
М. Лайтман: Самый главный закон природы - это закон всеобщей отдачи и любви, закон всеобщей связи. Наше тело, любое животное тело, любое живое, любое растительное существует только на правильном согласовании между собой различных элементов этого тела, когда каждая клетка, будучи эгоистичной, подавляет свой эгоизм, включаясь в общую работу всего тела. Потому что жизнь клетки зависит от жизни тела, и поэтому все они устремлены только на одно - на поддержание общей жизни.
То же самое должно быть и в человеческом обществе. Мы должны научиться у растительного и животного состояния природы. Человеческое общество тоже подобно живому миру. Мы должны дойти до такого состояния, когда связь между нами будет единой, всеобщей, взаимной, ради высшей жизни, которая выше нас. Эта высшая жизнь и есть духовная жизнь. К этому нас толкают все наши проблемы и страдания. Вот этому мы должны научиться.
А научиться можно, снова обращаясь к биологии, к зоологии, к ботанике, учась даже от нашего мира. Не надо смотреть куда-то слишком высоко, мы ничего пока не увидим. Учась на том, что происходит в нашем мире, строя нашу земную цивилизацию, наше земное человеческое общество по такому же подобию как наши тела, мы построим свое духовное состояние. И при этом мы поднимем себя до уровня той жизни, которая выше нашей животной жизни. Ведь клетки тела строят эту общую цель - существовать выше себя, чтобы обеспечить существование тела. И таким образом они в нем существуют. А тело уже существует на уровне человек, а не на животном уровне.
Так и люди, если будут находиться с другими людьми в таком же состоянии связи, то будут строить между собой более высокое состояние жизни, которое называется духовной жизнью, духовным состоянием. К этому мы должны прийти. Я думаю, что мы очень близки к осознанию, по крайней мере, того, что это необходимо.
Ведущий: А Творец является этим общим духовным законом?
М. Лайтман: Да. А самый главный закон - это закон объединения всех, как один. Все мы должны представлять себе, что желания всех и желания каждого абсолютно равноценны друг другу. Относительно Творца существует закон подобия, и я могу Его ощутить только в той мере, в которой подобен Ему. А Он - это абсолютная отдача и любовь. Поэтому в той мере, в которой мы (человечество) будем достигать этого состояния в связи между собой, в той мере мы будем Его ощущать.
Ведущий: Вы действительно думаете, что объедините весь мир вокруг своих уроков?
М. Лайтман: Нет, я ничего не объединяю, а только преподаю. Я ничего не делаю для этого вообще. Вы видите по мне, что я что-то делаю, кроме того, что даю уроки? Нет. А все остальное делает свет, который нисходит сверху. Людей вдруг притягивает из каких-то далеких мест, и они уже не могут оторваться. Вы чувствуете, что это - правда, что это действительно цель жизни, достижение Высшего мира, высшей жизни, вечного состояния. Осознаете, что, в этом, наверное, спасение нашей цивилизации. Поэтому вы и приходите и уже остаетесь в этом. А я ничего здесь не делаю, кроме того, что рассказываю вам спокойно о том, что существует на самом деле.