ТВ-программа "Крупным планом" - 11. Остров огненный
Часть 11. ТВ-программа "Крупным планом". Остров огненный. Это то место, на котором содержатся люди, совершившие особо тяжкие преступления, и наказание смертной казнью им было заменено пожизненным заключением. Можно ли нашу жизнь сравнить с островом огненным? Свободны ли мы на самом деле? Может быть, это только иллюзия?
Ведомые природой
Елена Фридман: В статье "Свобода выбора" Бааль Сулам пишет, что закон развития, толкая нас к своей цели, делает нас несвободными, ведь человек всегда тянется к наслаждениям и бежит от страданий. Есть ли в рамках этого какая-то свобода?
Михаэль Лайтман: Нет. А какая может быть свобода, если я сам по себе всего лишь желание насладиться? Передо мной всегда находится какое-то количество вариантов наслаждений и страданий, а я согласно своему разумению и настроению выбираю для себя как бы оптимальный вариант. В этом состоянии я нахожусь как животное, которое просто выбирает: удирает от плохого к хорошему, где можно и как только можно.
Е. Ф.: Бааль Сулам, да и вы тоже, часто употребляете термин "животное" по отношению к человеку. Почему? Ведь для человека это звучит нелицеприятно.
М. Л.: Здесь не имеется в виду, что мы как бы низводим человека до уровня животного.
Речь идет о том, что наша природа управляет нами абсолютно жестко, конкретно, по определенной формуле, и заставляет нас таким образом выбирать в каждый момент времени состояние, кажущееся нам наилучшим. Проблема только в том, что как животные, так и мы выбираем эти состояния согласно нашему пониманию, тому, что нам раскрывается.
Человек, видя перед собой определенное число возможностей, выбирает наилучшее: часть - инстинктивно, а часть - разумно, просчитывая варианты. Животное делает то же самое. Однако оно меньше ошибается, поскольку у него больше развиты инстинкты, которые находятся в меньшем наборе вариаций и возможностей.
Но, в принципе, это одна и та же программа. И человек здесь ничего не может сделать. Поэтому, если мы просто проживаем свою жизнь в обычном виде, то мы ведомы природой, и у нас вообще нет никакой свободы воли.
Как все-таки можно определить, что такое свобода воли? Свобода от чего? От своего желания насладиться у меня нет свободы. Единственное, я могу выбрать для себя какой-то определенный вид наслаждения. В таком случае я заменяю одно другим.
Например, я могу записаться в кружок для похудания. Мне там "промоют мозги", и я буду по-другому себя вести - выберу иные формы наслаждения вместо поедания сладостей. Или же я предпочту чему-то занятия искусством, наукой и т.д.
Таким образом, я могу попасть под влияние определенных внешних факторов, и они дадут мне другую шкалу ценностей. То есть я могу сказать, что сейчас я выбираю какое-то занятие и для меня оно становится важным, в нем теперь я вижу наслаждение. Но все равно кто-то меня к этому подтолкнул. В любом случае я нахожусь в рамках той же природы, которая состоит всего лишь из наслаждений и страданий.
На пороге новой ступени
Е. Ф.: Если все заранее предопределено между наслаждением и страданием, и нам понятно, куда человек двинется и как он себя поведет, то для чего природа это сделала? К чему она хочет нас привести?
М. Л.: Природа развилась из первородного элемента - желания в чистом виде, которое эволюционировало через неживую, растительную, животную форму, пока не достигло формы "человек". Так и человек в нашем мире, развиваясь, приходит к своей следующей форме.
Каждая фаза, которую мы проходим (неживая, растительная и животная), отрабатывает себя. На каждом этапе по закону "отрицание отрицания" человек приходит к ощущению, что в этом состоянии он больше оставаться не может, он должен его кардинально изменить, подняться из него, оно для него более неприемлемо.
И тогда предыдущее состояние в человеке вырождается и проявляется следующая ступень. Так из неживого появилась растительная часть желания и соответственно растительная природа, затем - животная, а потом - человек.
Сейчас мы находимся на очень интересном этапе. Мы отработали свою предыдущую стадию развития, пришли к ее отрицанию, к отторжению от нее, видим, что наш мир, наша жизнь конечны, ущербны, временны, и поэтому не знаем, что дальше делать.
Мы еще не видим следующей ступени, но нынешняя ступень для нас практически невыносима. Мы уже не можем в ней пребывать, поскольку она ведет к самоуничтожению, террору, распаду семьи, распаду культуры, концу науки.
То есть во всем мы дошли до конечного состояния, но следующего еще не видим. Оно должно начать проявляться. Поэтому сейчас раскрывается наука каббала как средство перехода к новому состоянию.
Отказаться от нынешней парадигмы
Реплика: Бааль Сулам пишет, что любое состояние дано нам, чтобы осознать его зло, его конечность и перейти к новому состоянию. Он говорит, что именно каббала призвана помочь человеку быстрее перейти из одного состояния в другое, осознав предыдущее как зло.
М. Л.: Верно. Представьте себе: сейчас мы должны заняться осознанием зла нынешней ступени, которую мы как бы отработали, и взойти на следующую ступень. А это значит полностью отказаться от той парадигмы, в которой мы сейчас находимся.
Как же мы можем это сделать? Мы должны пройти огромные страдания, чтобы оторваться от этой ступени. Иными словами, я должен убедиться, что в таком виде уже не работает ни семья, ни искусство, ни наука, ни профессии, ни отношения между людьми, и самое главное, отношение человека к природе и к самому себе. Все это находится в кризисе.
Но этот кризис еще недостаточен, мы видим это по его вялому течению. Мы пытаемся его затушевать, задержать, говоря: "Ничего этого нет", и заиграться в нем. Представляете, сколько в таком случае десятков лет мы еще можем тянуть.
Это состояние будет усугубляться, а мы будем все время кормить себя какими-то болеутоляющими, дескать, все не так страшно. Подумаешь, люди разводятся, дети уходят из семьи, мы хотим сожрать друг друга живьем. Подумаешь, нет уже ни науки, ни культуры, человек живет в страхе...
То есть для того, чтобы выйти из этого состояния и увидеть следующее, нам надо осознать его как зло.
Коварная природа человека
Е. Ф.: Что именно человек должен осознать как зло?
М. Л.: Наш эгоизм, наше отношение друг к другу.
На всех ступенях развития мы пользовались своим желанием насладиться, потому что это наша природа. Но сейчас она проявляется как эгоистическая, как особо злая относительно другого человека.
В мире все построено на том, чтобы насладиться, причем не просто за счет другого, когда мы вместе зарабатываем, как партнеры, или доставляем друг другу удовольствие, как супруги.
Человек наслаждается именно тем, что поднимается над другим, унижает другого. В этом проявляется последняя эгоистическая форма, и определить ее как зло, как следующую форму, которая должна быть обратна ей - добро, любовь, связь над эгоизмом, над ненавистью, - это очень сложный переход.
Наука каббала должна помочь нам разобраться в этом, пройти это быстро и безболезненно.
Реплика: Я думаю, многие с вами не согласятся, что мы используем других, унижаем их.
М. Л.: Это мы делаем автоматически. Мы так настроены и даже не осознаем, в чем мы находимся. Даже ведя приятную беседу, каждый из нас пытается быть выше другого, старается настроить себя так, чтобы выглядеть лучше, выгоднее преподнести себя, чтобы немного завладеть вниманием других. В таких завуалированных формах заключается вся наша природа.
Картина мира - следствие отношения к нему
Е. Ф.: Бааль Сулам в своих статьях пишет, что эгоизм не у всех одинаков. Есть грубый эгоизм, когда человек им пользуется без стеснения, и есть завуалированный, более развитый, когда человек понимает, что это плохо, и как бы действует тайно. В чем, в принципе, разница?
М. Л.: Если человек осознает свой эгоизм, то это хорошо, с ним можно говорить, обсуждать, он может прийти к какому-то решению: правильно это или нет, стоит ли ему находиться в этом свойстве или не стоит. Он может определить, что это зло, и попытаться каким-то образом избавиться от него. Он видит, насколько это свойство приносит ему вред, заставляет его приподниматься над другими. И в этом - вся его жизнь.
Он начинает понимать, на что он тратит драгоценные секунды существования в этом мире. А если бы он по-другому относился к другим - кардинально, противоположно? Может быть, при этом он нашел бы такую форму ощущения жизни, которая в нашем мире вообще не воспринимается нами. Ведь мы все время настроены на то, чтобы влиять, управлять, властвовать, поглощать.
А если бы я настроил себя по-другому, я, может быть, был бы свободным. Свободным! Во-первых, меня не давила бы сзади эта страшнейшая сила, которая вот так меня направляет. Я ощущал бы себя в пространстве, независимым, не связанным ни с чем.
Я начал бы по-другому видеть все окружающее - не с точки зрения того, что угрожает моей власти, самосохранению, безопасности: чем я должен завладеть, что я должен подавить, поглотить, подмять под себя и так далее, где тут все вокруг в мире. Человек только так смотрит, изначально. Посмотрите на маленьких детей, какие они жестокие, как они относятся друг к другу. Это наша природа.
А если бы я стал по-другому относиться к миру, то увидел бы вокруг нас совершенно другую картину мира, которая является следствием моего отношения к нему. Сейчас я вижу избирательно только то, что мне плохо или хорошо. Плохо - я должен что-то с этим сделать, хорошо - я могу этим наслаждаться.
Но если бы я относился по-другому к окружающему меня, я видел бы обстоятельства, объекты, действия другого типа, совершенно другой мир - то, что в каббале называется "Высший мир".
То есть восприятие мира и то, что с нами происходит, зависят от нашего фокуса: как мы смотрим на мир, таким мир видится нам. Поэтому нам надо изменить себя.
Волшебное желание
Реплика: Многие философы и психологи писали о том, что нам надо изменить себя.
М. Л.: Но они писали с точки зрения морали. Это совсем не то.
Наука каббала говорит об изменении природы человека, а не просто о хорошем отношении к другим людям. Изменить нашу природу мы сами не можем. А философы имели в виду какую-то коррекцию отношений между людьми: будем красиво себя ограничивать, поставим себя в какие-то рамки. Это так называемый воспитанный эгоизм.
А тут совершенно другое. Здесь нужна особая сила, которая бы нас изменила. Та сила, которая создала наш эгоизм в таком жестком виде - наслаждаться, получать, властвовать, наполняться, поглощать, - именно она должна сделать нас обратными, просто перевернуть нас. Больше ничего не нужно.
Е. Ф.: Почему природа изначально не создала нас такими? Для чего надо было нас переворачивать?
М. Л.: Чтобы мы убедились в том, что эгоистическая основа жизни ущербна, вредна, зла, и захотели бы из нее перейти к ее отпечатку, к следующей, обратной форме.
Наше желание это и сделает. Нам некого просить, вокруг нас не существует ничего. Просто в природе есть такой триггер, переключатель, который сделает над нами эту работу. Если мы действительно осознаем свое зло и захотим перейти к следующему уровню существованию, это случится.
Этот закон существует в природе. Об этом говорит каббала и каббалисты. Каббала - наука, которая раскрыла этот закон. Он и является основой всей ее методики: как сделать так, чтобы природа переделала нас из маленьких эгоистических существ на альтруистических (только по-настоящему альтруистических, не псевдо, как в нашем мире). Тогда мы действительно станем ощущать совершенно иную природу, иных себя, иной мир.
Страдания - несоответствие Природе
Е. Ф.: Почему закон развития природы, как называет его Бааль Сулам, толкает нас вперед страданиями?
М. Л.: Это происходит по закону "отрицание отрицания". Когда я уже не хочу оставаться в предыдущем состоянии, тогда принимаю следующее.
А следующее состояние всегда более сложное, более непритягательное. Зачем мне переходить из первого класса во второй, из второго в третий? Лучше оставаться маленьким ребенком.
Поэтому перейти из эгоистического существования в этой парадигме к совершенно противоположной очень тяжело.
Е. Ф.: Бааль Сулам пишет: "Оценка добра и зла дается не по оценке состояния как такового, а в соответствии с целью творения: приближающее к цели считается хорошим, а отдаляющее - плохим. Расчет идет только относительно этой цели".
То есть никакие другие цели не берутся в расчет? Но в нашем состоянии мы даже не знаем, что существует цель развития.
М. Л.: В том-то и проблема, что мы не знаем окончательную цель. А все наши действия, все, что происходит с нами, идет только относительно сближения с окончательной целью. Природа так ставит нас в каждый момент времени.
Но когда мы хотим чего-то другого, то природа как мама тащит нас за руку, как упрямого ребенка, и если он упирается, она тащит его в том же направлении с большей силой. А мы все время вот так упираемся и пытаемся уйти в другую сторону. Это наше несоответствие с природой-мамой называется страданиями.
Реплика: Вы говорили, что в нашем мире все состояния, которые должен пройти человек, предопределены - он ничего не может изменить.
М. Л.: Мать-природа все равно будет тащить его туда, куда считает нужным. Но он, ощущая страдания, все время будет кричать и ругаться на нее, как маленький ребенок.
Под жесткой компрессией Природы
Реплика: Вы неоднократно говорили, что в духовном нет насилия. Почему природа так давит на нас?
М. Л.: Дело в том, что по духовному пути вас не будут тащить силой, но страданиями из вас сделают такую "котлету", что в итоге вы сами придете на этот путь. Прежде всего, должно быть осознание.
Насилие - это значит, я тебе ничего не объясняю, не довожу до необходимости осознания, я вообще с тобой ничем не занимаюсь, а просто заставляю тебя сделать что-то. Когда у тебя есть одно желание, а у меня другое, и я на тебя одеваю свое желание - это насилие.
В природе такого нет. Она страданиями вынуждает нас изменить свое желание, осознать его как зло, и понять, что мне необходимо другое. Поэтому говорится, что в природе нет насилия. Но это страшнейшая жесткая компрессия. Разве мы не видим, как мы устроены и какова наша жизнь?
Сейчас мы входим в очень тяжелый окончательный период - период Машиаха. "Машиах" от слова "лимшох" - "вытаскивать". Это период, когда нас будут вытаскивать с нашей нынешней ступени на следующую. И поскольку она обратна нам, то переход будет очень болезненным, природа станет нас прессовать, и очень сильно.
Поэтому сегодня раскрывается каббала, которая все тысячелетия была специально скрыта, чтобы облегчить нам этот переход. Она рассказывает о природе нашего существования в этом последнем конечном состоянии и как мы должны себя инверсно изменить.
Каббала говорит человеку о цели, к чему он должен развиваться. И эта цель абсолютна, никуда мы от нее не денемся. Поэтому лучше принять ее во внимание.
Что определяет человек?
Е. Ф.: Определяет ли человек в своей жизни, с кем встретиться, на ком жениться или развестись, быть успешным?
М. Л.: Человек абсолютно ничего не определяет, кроме одного - поскорее осознать свое состояние как зло, выбрать следующее правильное состояние как добро, быстро собрать все силы, которые только возможно, и двинуться вперед.
Скомпоновать все правильно, чтобы сделать верный шаг вперед в соответствии с желанием матери-природы и идти с ней согласованно за ручку - только в этом наша свобода воли.
Ничего другого человек не может изменить. А на основании чего он мог бы принимать решения? У него ведь нет никаких данных. Откуда мы знаем наше следующее состояние: какое лучше, какое хуже, относительно какой цели?
Между чем я выбираю? Где передо мной два конкретных обстоятельства и свобода воли между ними? В чем? Этого никогда нет у человека.
Отсутствие информации, непонимание обстановки мы воспринимаем как свободу: "Я свободен!". А через минуту тебе на голову что-то свалится, что ты кричишь?!
Человечек все время находится в такой иллюзии. Но сейчас мы постепенно выходим из нее и начинаем понимать, что природа замкнута, глобальна. Ведь все последние научные открытия только об этом и говорят.