ТВ-программа "Крупным планом" - 19. Формула Творца
Часть 19. ТВ-программа "Крупным планом". Формула Творца.
Столкновение двух идеологий
Е. Фридман: Согласно каббале, что представляют собой Рим и Израиль, между которыми на протяжении истории постоянно было противостояние?
М. Лайтман: Существует противоречие между Творцом и творением, т.е. между замыслом Творца, Его поведением, Его свойством отдачи и любви, и природой творения, желающей только получать, насыщаться, наслаждаться, наполняться в гордости, силе, знаниях, богатстве. Поэтому вся суть, вся философия жизни древнего Израиля как группы, которая вышла из Древнего Вавилона, образовалась как народ на основе равенства, "возлюби ближнего как себя", и благодаря этому существовала в ощущении Высшей силы, в понимании своего развития и перспективы конечной цели - все это было абсолютно противоположно варварам. Римляне были варварами с точки зрения их отношения к жизни, поскольку считали, что жизнь заключается в существовании тела и не более. Причем эта философия насаждалась специально, четко, трезво. В ней было много и от сегодняшних концепций отношения к жизни. В свое время философия римлян была очень популярна в нацистской Германии. Римляне действительно представляли собой самую могучую, гордую, все подчиняющую себе силу эгоизма, которая считала, что завоевание, подавление, порабощение является смыслом существования народа.
А в Израиле смысл существования народа был совершенно иным. Римляне не могли с этим согласиться. Так столкнулись два отношения к жизни, две философии, два устоя, две идеи, и поэтому между ними началась война, жуткое сопротивление. Бывают контакты более дружелюбные и менее дружелюбные. У древнееврейского народа не было такого, чтобы они отгораживались от остальных. Наоборот. Приходи, живи как мы. В Храме было даже специальное место для других народов. Сегодня от этого ничего не осталось. Мы говорим только о древних народах: еврейском и римском. Причем речь идет о римлянах, а не сегодняшних итальянцах. Надо заметить, что это - совершено разные народы.
По формуле "возлюби ближнего"
До крушения Второго Храма еврейский народ жил по формуле "возлюби ближнего как себя". Поэтому у них никогда не было подавления одного другим, как у римлян. Человек считался большим по своим духовным задаткам, по своему милосердию к остальным, по взаимопомощи и любви. Ученый, который знал, почему надо жить по принципу "возлюби ближнего", трактовал это из себя. Но одновременно с этим он мог заниматься самой простой работой. Например, великий мудрец раби Йоханан был сапожником, кто-то другой - портным и т.д.. Они считали своей обязанностью участвовать в простом труде. Ведь задача человека в этом мире - жить своим трудом, и наряду с этим своей внутренней духовной работой возноситься до самых вершин творения. А у римлян все было совершено по-другому: разделяй и властвуй, подавляй своей гордостью, своей силой.
Разный подход к жизни
Во времена римской империи евреи жили совершено по другим принципам, нежели римляне. У них не было рабовладения. И хотя существовало такое понятие как "еврейский раб", но о нем писалось: когда ты приобретаешь раба, это хуже, чем ты покупаешь себе господина. Ведь если у господина есть одна подушка, он должен отдать ее рабу. Раб практически - это гость в доме, которого очень трудно содержать, поскольку нужно постоянно всем его обеспечивать. Если он выходит на свободу, то должен уйти с женой и детьми. То есть в еврейском народе никогда не было порабощения. Мы видим это и сегодня. Даже есть анекдоты про израильскую армию, когда солдат запросто может обратиться к генералу: "Привет! Как твои дела?" или что-то в этом роде, потому что равенство у народа в крови. Кроме того, отношение к женщине, ее положение, роль - все, что есть сегодня, совершено не похоже на то, что было раньше. У всех народов, кроме евреев, это было абсолютное подавление. Женщина вообще не считалась за человека.
А у евреев в этом отношении были очень строгие законы. Когда ты берешь девушку в жены, ты вручаешь ей свадебный документ, в котором обязуешься ее содержать. Что касается еврейских детей, то не было ни одного мальчика, который бы с трех лет не начинал учиться азбуке и арифметике. Все были поголовно грамотные. Мы говорим о людях, которые жили 3-4 тысячи лет назад! В Риме же ничего этого не было. Максимум тот, кто хотел преуспеть, занимался спортом. Хотя и это тоже было доступно не всем. А тех мальчиков, которые были недостаточно хорошо сложены или имели физические изъяны, убивали без всякого сожаления. Поэтому по всем жизненно важным статьям мы имеем совершено разный подход двух народов к жизни, трактовке существования, жизненным ценностям.
По духовным законам
Евреи - это тот народ, который ушел из Древнего Вавилона, взял на себя каббалистическую методику существования и обустроился согласно этой методике. А римляне и греки - это та часть Вавилона, которая пошла по другому пути и обустроилась согласно своему эгоизму. Об этом рассказывается в книгах историка Иосифа Флавия, жившего в Риме и написавшего "Иудейские древности". Рим развивался абсолютно материально, в полную противоположность Иерусалиму, ведь евреи жили по определенным законам, заданным изначально еще от Авраама. Их обучали, как вести себя в городе, в семье, в своем круге и четко соблюдать кодекс, направленный на равноправие, уважение каждой личности и ее развитие. Не было разницы между сыном бедняка и сыном богача. Они получали одинаковое образование.
Не было такого, чтобы девушка из бедной семьи, не имея приданого, не могла выйти замуж. Это всегда было заботой всей общины или города. Ни одна девушка, ни бедная, ни богатая, не оставалась незамужней. Все это было прописано в законах и очень четко выполнялось, потому что это духовные законы, которые говорят о максимально исправленном обществе. Царь должен был давать отчет своему народу. В "Псалмах" царь Давид как бы плачет Творцу: "Смотри, что я должен делать, будучи царем: судить, участвовать во всех разборках. Я обязан, обязан, обязан...". Корни этой идеологии берут свое начало из духовного - там, где все равны, взаимосвязаны и полностью определяют положение и состояние друг друга. Поэтому нет маленького и нет большого, всё представляет собой круг, шар.
Под воздействием Солнца и Луны
Е. Ф.: Почему христиане определяют свои праздники по солнечному календарю, а мусульмане - по лунному?
М. Л.: Потому что Солнце и Луна - это две силы, существующие в природе и влияющие на нас. Солнце дает нам всё, оно дарует жизнь. Это очень явная сила. Поэтому все христианские праздники и календари работают под солнцем. А у мусульман, так же как у евреев, календарный отсчет определяется относительно Луны. Лунный месяц начинается с новолуния. Кстати, месяцы, заданные в христианском календаре, идут из Древнего Рима и носят древнеримские названия "июль", "август" и т.д., а у евреев названия другие.
Евреи берут свой календарь из средней линии, потому что в управлении нашей природой есть три линии. Две линии нисходят сверху вниз: солнечная (левая линия, христианство) и лунная (правая линия, мусульманство). А поскольку у евреев идет тенденция подражания высшей силе, то они руководствовались каббалой, согласно которой взяли себе смежный, солнечно-лунный календарь. Поэтому, с одной стороны, у них получается очень сложная система вычисления, но, с другой стороны, самая универсальная. Представьте себе календарь, составленный две с половиной тысячи лет назад. До сегодняшнего дня он четко выполняется без всяких проблем. Мы знаем обороты солнца и обороты луны, их фазы. Нам заранее известно, когда будут високосные года, 17-летия, 28-летия, 50-летия - существуют такие периоды. И все это идет от первого дня творения, когда первый человек Адам раскрыл для себя высшую силу.
С тех пор нам абсолютно четко известна любая дата в истории: в какой день недели это происходило, в какой год и так далее. Но есть совпадения нашего центрального календаря с мусульманским и христианским, поскольку он состоит из них обоих, сочетая их между собой в особой средней линии. Поэтому часы в нем вычисляются, как в мусульманском календаре, т.е. период тьмы делится на 12 и получаются относительные часы ночи. Например, час по мусульманскому календарю может длиться 50 минут, а по христианскому - 45 минут.
Христианский календарь просто отбивает время: сутки делятся на 24 равные части. А у евреев и мусульман они делятся на 12 дневных и 12 ночных. Зимний час получается длинным, а летний ночной - коротким. Это больше похоже на солнечные часы. В этом есть очень много интересного. Но самое главное, что в еврейском календаре все четко выполняется и известно заранее. Нам не надо ничего вычислять. Допустим, в мусульманском календаре праздники могут кочевать: в один год выпасть на лето, в другой - на зиму. В христианском тоже, ведь он привязан только к солнцу. А здесь он всегда работает четко, потому что мы существуем одновременно под двумя воздействиями - Солнца и Луны, символизирующими две линии.
В подъеме над двумя линиями
Христиане и мусульмане - это отражение двух основных природных свойств. Христиане символизируют левую линию (эгоизм), мусульмане - правую (эгоистический альтруизм), а третьей, средней линии в природе нет. Поэтому правы те, кто говорят, что евреям вообще нет места в мире. Сейчас этот вопрос будет стоять особенно остро, потому что человечество, наконец-то, начинает осознавать, что оно существует в мире, но в каком? На основании чего? Ради чего? Для чего? Именно сейчас будут возникать еще более острые догадки, что секрет существования - ради чего, находится в средней линии. Эта средняя линия, которая должна вести нас к цели, где мы можем разгадать загадку мироздания, нашего происхождения и нашего будущего состояния всего человечества, - она снова обнаруживается у этих самых евреев.
Е. Ф.: Что значит, что жизнь может существовать только в средней линии?
М. Л.: Средняя линия должна состоять из двух противоположных свойств - мусульманской и христианской в правильном сочетании между собой. Но это не просто сочетание - взял и смешал в какой-то пропорции. Нужно приподняться над обеими линиями и на их основе создать совершенно новое свойство. И эгоизм (левая часть), и альтруизм (правую часть) надо употреблять правильно, только в подъеме. К ним необходимо добавить среднюю линию, поднявшись выше эгоизма и эгоистического альтруизма. Это непростое решение. О нем невозможно догадаться. Оно раскрывается в каббале. И поскольку его очень трудно освоить, оно постепенно, через многие поколения передавалось до нашего времени. Сегодня мы начинаем его раскрывать, объяснять. Требуется еще много сил для того, чтобы приблизить его к массам.
Право на существование
Е. Ф.: В каком случае евреи имеют право на существование?
М. Л.: Только в том случае, если они объявляют миру, что у них действительно есть ключ к счастью человечества, к его нормальному существованию, к достижению совершенного состояния, и предлагают его всему миру. Если мы это сделаем, насколько бы это не казалось смешным или абсурдным, - это будет воспринято серьезно. Ведь антисемитизм по отношению к такому маленькому народу, составляющему ничтожное количество в 15 миллионов человек от всего человечества, предъявление к ним претензий в том, что они являются причиной всех мировых страданий, в принципе, заявка на то, что этот народ особенный. Народы мира чувствуют, что мы особенные. Только пока мы особенные в плохом смысле слова, так как не раскрываем смысл жизни, возможность достижения настоящего, вечного, совершенного существования, ограничивая этим все остальные народы. Мы являемся причиной их страданий. В этом они абсолютно правы. Без средней линии народы мира не могут прийти к замыслу творения. Это невозможно. Мы все являемся выходцами из Древнего Вавилона. Но только мы взяли эту среднюю линию, а остальные пошли путем эгоистического развития. И вот сегодня мы встречаемся.
Основной закон государства
Е. Ф.: Когда Израиль, как государство, имеет право на свое существование?
М. Л.: Только тогда, когда мы передадим миру ключ к счастью человечества. Если мы не возьмем науку каббала, не начнем ее распространять и преподносить всем народам, не станем светом для них, то потеряем право на наше существование здесь, на этой земле, как народ, и будем вынуждены снова уйти отсюда. Мы получили возможность прийти сюда только для того, чтобы основать здесь пример для остального человечества.
Реплика: Но ведь даже согласно каббале, изгнания уже быть не может.
М. Л.: А это не изгнание. Мы еще и не вернулись из него. В каббале так и сказано, что если мы не реализуем распространение каббалы правильным образом для всего человечества, то должны будем оставить это место. Оно нам вручено, но мы его еще не получили, поэтому наше пребывание здесь не считается возвращением из изгнания. Мы не получили Землю Израиля, не создали здесь каббалистическое государство, такое, каким оно было раньше, по тем же принципам. Мы взяли от английского и турецкого мандатов законы, на которых наше государство существует поныне. Мы судим людей не по нашему древнему кодексу, а по английскому праву.
Е. Ф.: Государство Израиль - это государство, которое существует без конституции, без основного закона. Каким же тогда должен быть его основной закон?
М. Л.: "Возлюби ближнего, как себя"! И больше ничего. Если мы идем из самой высшей точки и затем начинаем раскладывать из конца в начало, то самая высшая точка - это возлюби ближнего, как себя. Как сказано: это самый главный, основной закон Торы. Кстати, никто в мире с этим не спорит, только не хотят реализовывать. В принципе, это должно стать основным законом государства. А исходя из этого, у нас есть книги, в которых четко описано, как реализовать закон "возлюби ближнего" на всех уровнях: в обучении, культуре, науке, государственном устройстве, судебно-правовой деятельности - во всем. А иначе мы не народ. Иначе мы не государство. Потому что мы были созданы именно по такому принципу! Уйдя из Вавилона, мы так сформировали свое общество. А то, что сейчас евреи пытаются подражать другим народам мира, идти их путем, ни к чему хорошему не приводит. Мы видим, что это вызывает антисемитизм. Мы хотим быть подобными остальным, а они подсознательно ждут от нас совершенно другого, желая увидеть в нас пример, как им уподобиться нам.
Но я надеюсь, что все-таки то распространение, которого мы достигли в Израиле, сможет донести до людей, чем мы на самом деле занимаемся, что является нашим народным, жизненным, государственным кредо, как это все должно жить и работать в мире. Причем мы видим на миллионах учеников нашего мирового сообщества, в том числе и неевреях, а их немало, насколько они воспринимают это с пониманием, радостью, уважением. Нам есть что показать наглядно, почему и как это должно произойти. Нам нужно просто еще немного времени, чтобы со своей стороны приложить больше усилий. И мы выйдем на хорошее состояние, когда мир поймет, что у него действительно прекрасные перспективы, и есть ключ к счастью.
Принести в мир исправление
Е. Ф.: Что значит: важность евреев определяется согласно скорости исправления, а народов мира - относительно раскрытия замысла Творца?
М. Л.: Это значит, что мы должны работать совместно! Сейчас мы находимся в таком состоянии, когда должны быстро исправить себя и увлечь за этим народы мира. Так оно должно выполняться. А если нет, то у пророков сказано, что это может произойти путем страданий, причем огромных, даже намного больших, чем ранее. Каббала говорит о возможности атомной войны. Получается, что евреи виноваты в том, что вовремя не приносят в наш мир исправление. И все-таки я надеюсь на хороший, добрый путь.