Научное исследование мира. Открытый урок - 74
Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок
Трапеза в честь начала духовной жизни
"Комментарий на Пасхальную Агаду" Бааль Сулама (из статьи "О Егуде"): "Вот скудный хлеб, который ели отцы наши в земле египетской" (Пасхальная агада): ибо заповедь о вкушении мацы была дана сыновьям Исраэля еще до их выхода из Египта, когда пребывали в рабстве - в олицетворение избавления, которому предстоит пройти в спешке.
Так всегда происходит, когда мы продвигаемся из состояния в состояние, уходя со ступени, на которой мы сейчас находимся: в египетском рабстве, во власти своего эго, Фараона, нашего упрямого "злого начала", которое держит нас и не дает подняться над своей завистью, ненавистью, сладострастием и честолюбием.
Сколько бы мы ни пытались, нам пока не удается подняться над этими эгоистическими свойствами и соединиться между собой связями, которые соответствуют ступени, следующей за выходом из Египта - стать "как один человек с одним сердцем", достичь взаимного поручительства, чтобы раскрылась общая сила отдачи и любви, которая называется Творцом.
И поэтому, еще находясь под властью Фараона, нам нужно представить себе следующее состояние - играть в него, словно дети играют в то, как станут взрослыми. Так и мы должны играть во "взрослую", духовную жизнь.
"Седер" - порядок рождения мировой души
Маца символизирует состояние, когда едят "хлеб Бины", приходящий со ступени Бины, отдачи. И хотя мы сами пока находимся на ступени Малхут и не имеем никакой возможности подняться, но изо всех сил должны стараться совершить действия отдачи и соединиться друг с другом.
Хотя нам и ясно со всей очевидностью, что ничего у нас не получится! Но это не важно - все равно нужно выполнять эти действия, потому что они притягивают к нам высший свет, который затем производит свое действие, которое называется нашим "освобождением".
Выход человека из этого мира - из свойства эгоистического получения, прагматичного знания, своего эго, не происходит обычным путем, согласно последовательности ступеней. Это словно процесс рождения, который весь происходит в темноте, в спешке, и зародыш обязан перевернуться головой вниз и выйти из одного мира в другой: из своей матери, со своей внутренней ступени - во внешний мир.
Точно так же рождается наша душа. А потому, ни для какого другого праздника не определен такой четкий порядок действий во время торжественной трапезы. Обычно просто произносят благословение на пищу и вино. Но для пасхальной трапезы установлен целый распорядок (седер), который нужно тщательно соблюдать. Ведь выход человека из своего эго, из нашего мира в ощущение духовного мира, в более высокое измерение, которое называется его духовным рождением, не происходит согласно обычным законам.
Обычно, желания растут по последовательным ступеням: две стадии малого состояния (катнут алеф и бэт), две стадии большого состояния (гадлут алеф и бэт), проходя по очереди внутреннее состояние и внешнее, и опять: внутреннее и внешнее. То есть желания и свет растут постепенно.
Но при рождении все происходит как бы не "правильно", а наоборот. И потому Пасхальная трапеза называется "Седер" (распорядок), то есть особый порядок, не соответствующий законам последовательного роста по ступеням.
Дело в том, что эта ступень, которую мы сейчас проходим при "исходе из Египта" - наше рождение. А потом родившаяся душа только растет, но на этой ступени происходит настоящий переворот. Поэтому весь распорядок пасхальной трапезы: "кидуш" (благословение), "урхац" (омовение рук), "карпас" (обмакивание зелени в соленую воду), "яхац" (преломление мацы), "магид" (рассказ об исходе из Египта) и т.д. - не происходит согласно обычному порядку соответствия светов и желаний, по которому они должны расти.
Поэтому, даже находясь в Египте, в эгоистическом желании, относясь друг к другу эгоистически и думая каждый о самом себе (ведь над нами властвует Фараон) - нам нужно проделать всевозможные действия и постараться, чтобы, несмотря на всю его власть, подняться над ним и связаться друг с другом по-новому - соединиться связью, которая существует вне Египта. Это означает, настроиться на будущее освобождение.
Покажем наше желание выйти из своего Египта!
"Комментарий на Пасхальную Агаду" Бааль Сулама (из статьи "О Егуде"): Приятно нам вспоминать во время вкушения мацы сегодняшней (во время вечерней пасхальной трапезы) - вкушение мацы египетской (в первой каббалистической группе).
Ибо мы (сегодня) тоже пребываем как будто в рабстве вне Земли Исраэль (Земля Израиля - на иврите Эрэц Исраэль, что означает "Желание направленное к Творцу"), а потому мы желаем этой заповедью привлечь избавление (от Фараона-эгоизма), чтобы ему как можно быстрее свершиться в наши дни - для этого мы сегодня вкушаем мацу, подобно нашим (духовным) отцам в Египте.
Повествуется о существовании группы каббалистов, которая, под предводительством Авраама, вышла из Вавилона (3700 лет назад) с целью соединиться между собой связями любви, как сказано: "Возлюби ближнего, как самого себя". И они почувствовали на себе, как отягощается сердце и ужесточается власть властвующего над ними эго-Фараона.
Но несмотря ни на что, они начали преодолевать это отягощение - хотя эгоизм рос все больше. Они достигли внутреннего состояния выхода из своего эгоизма, который называется исходом из Египта, и вместо эгоистических связей, которые были между ними - связались узами отдачи и любви, которые означают выход за пределы Египта.
И поэтому, все действия, которые мы выполняем во время праздничной трапезы - совершаются нами с единственным намерением: прийти к такому же освобождению от эго. Мы повторяем каждое действие и обычай, установленный той группой каббалистов, согласно Бааль Суламу, который очень подробно объясняет каждый этап праздничного ритуала - потому что это выражает, насколько человек действительно желает выйти из своего Египта!
Стараемся вместе с высшим
Все состояния, которые мы ожидаем увидеть после выхода из Египта, надо стараться увидеть уже в Египте, сейчас, когда мы работаем в группе. Несмотря на власть эгоизма, мы хотим здесь и сейчас раскрыть духовный мир. Только приложив усилия, мы вызовем силу, которая сделает это.
Нам нужно найти место, в котором мы хотим объединиться, нужно понять, как прилагать старания, как потребовать единства. Мы делаем всё возможное посредством собственных усилий и усилий высшего. Мы просим, требуем от него, притягиваем его, чтобы он помог нам, - но не забываем и о своем вкладе.
Только правильно определившись с местом, с усилиями и с характером действия, мы придем к решению.
Любовь не может войти в привычку
Вопрос: Станет ли когда-нибудь забота о товарищах естественной для меня?
Нет. Естественным может быть только эгоизм, который правит мною. Все дальнейшие состояния лежат над ним и достигаются постоянными усилиями.
Выйти в духовное - все равно что подняться над землей в нашем мире. Ты не можешь просто зависнуть в воздухе. Для этого нужна сила, которая будет держать тебя, вопреки силе тяготения.
Сила тяготения - это сила нашего эгоизма. Он всегда тянет меня вниз, и потому, как только я забываю о цели - сразу же шлепаюсь об землю.
Если я хочу объединиться с другими, то прежде всего, должен прилагать непрестанные усилия, чтобы держаться "в воздухе", в устремлении на единство. Здесь поблажек быть не может: секундное забытье - и я тотчас падаю.
Вот почему забота о ближнем никогда не войдет в привычку, никогда не станет второй природой. И за это можно только поблагодарить - ведь тем самым у нас есть возможность каждую секунду реализовывать свой свободный выбор.
Если бы мною двигала привычка, я стал бы ангелом. Ангел подчиняется своей природе - природе отдачи. Он витает в воздухе, потому что он "легче воздуха", на него не действует сила земного, эгоистического тяготения. А на человека - действует.
Миссия выполнима
Наступил особенный период - праздник Песах. Нас словно окутывает легкий туман, вызванный усталостью и выходом из привычного состояния. Во всем мире сейчас особое время, когда действуют окружающие света, согласно распорядку, вытекающему из закона ветви и корня.
А кроме того, мы вступаем в праздник, имеющий к нам самое непосредственное отношение. Нет духовного корня, более близкого и нужного нам, чем Песах. Только этого я хочу. Выйдя из эгоизма, мы снова и снова напоминаем себе об исходе из Египта и лишь исправляем его еще и еще на всем оставшемся пути, до самого конца исправления. В итоге мы должны полностью оторваться от Египта, до такой степени, чтобы обратить его в противоположность - в отдачу.
Мы можем сейчас сделать рывок - эта задача и стоит сейчас перед нами. И неважно, если мы малы, если не всё понимаем. Пускай нам много чего недостает - так будет всегда. Ощущение тьмы, путаница, помутнение чувств и разума - всё это необходимо. Нас должны отвлекать - и в этом как раз недостатка нет. Все мы чувствуем себя запутанными, сбитыми с толку, слабыми и т.п., каждый готов лишь спать. Это наилучшее, оптимальное для нас состояние.
И вместе с тем, мы должны прилагать четко выверенные и отточенные усилия в направлении на наше единство. Если клонит в сон - можно и поспать, но с правильным намерением, чтобы даже в этом действии сплотиться точками в сердцах и заснуть, внутренне не расставаясь друг с другом.
Единство нужно "продавливать". Пройди внутрь, несмотря на сонливость, - и ты начнешь получать пробуждение от других.
Каждому из нас недостает взаимовключения. Ведь если я включен во всех, а все - в меня, это придает мне силы сотен тысяч людей. Это результат поручительства, и, не воспользовавшись им, мы ничего не достигнем. Мы должны направлять себя на реализацию единства.
Сегодня вечером мы всем миром будем сидеть за праздничным столом, и главным будет не то, что мы едим и пьем, не сам пасхальный сэдэр. Всё это - обычаи, а главное - намереваемся ли мы подняться над своим эгоизмом к любви и объединению?
Это и есть выход из Египта. Всё остальное - толкования. Все праздничные атрибуты - это лишь знаки, признаки единого усилия. Если я давлю на себя вместе со всеми, то этим нажимом прохожу весь пасхальный сэдэр. Он раскрывается мне.
А потому нам нужно сейчас мощное пробуждение. И мы действительно способны прорваться. Ведь мы видим, как Высшая сила подталкивает нас вперед, постоянно организовывает нас, заботится о нас. Теперь нужно оказать нажим со своей стороны, и я не вижу этому никаких преград. Небольшое помутнение чувств - разве это Фараон?
Не надо ждать, что когда-нибудь будет легко. Мы всегда движемся против желаний и помыслов. Всегда на тебя будет наваливаться сон, всегда будут отвлекать срочные дела, всегда хватит путаницы. Таков путь.
Как отречься от рабства?
Вопрос: Я хочу объединиться, но все-таки вижу в этом и личную выгоду. Как быть?
Это верно, ты еще находишься в Египте и не можешь делать другой расчет. Просто думай все время об объединении, от которого тебе будет хорошо.
Вопрос: Но ведь я должен отрекаться от себя.
Это сделает высший свет. Сам ты на такое не способен. Разве в тебе есть что-то хорошее, благодаря чему ты действительно хочешь склонить голову и полюбить ближнего? Разве ты и вправду заинтересован в этом?
Мы обнаруживаем в итоге, что в нас нет ничего хорошего. Мы совершенно неспособны на добро. Все - лжецы и воры, все - преступники, потому что все мы находимся под властью Фараона. А Фараон - это покровитель всех лжецов, король всех воров, крестный отец всего преступного, эгоистического мира. Он царит в моем сердце и разуме и дергает за все ниточки.
Иногда я с недоумением вспоминаю прошлую жизнь: "Почему я так поступил? Что меня заставило это сделать?" Это и есть иго Фараона, под которым я не могу сделать ничего хорошего. Если бы человек увидел свою жизнь в высшем свете, то не нашел бы ни одного светлого мгновения - все они оказались бы просто ужасны.
Что же нам делать? Несмотря на это мы должны стараться объединиться между собой. Прилагая усилия на фоне эгоистического рабства, я постепенно пробуждаю свет, возвращающий к Источнику, и тогда начинаю чувствовать, что Творец может исправить положение.
А сам я - нет. Сам я не хочу налаживать связь с другими, не желаю единства между нами, забываю об этом. У меня нет ни одной настоящей нити, связующей сердца. Однако если ко мне приходит высший свет, он несет мне это желание, придает способность к объединению.
Дай свету работать, прилагай старания. Благодаря им он окажет на тебя воздействие - и ты изменишься: твои мысли потекут к единству.
Место, в котором мы едины
Вопрос: Какую каплю осталось влить в мое желание, чтобы она исцелила его и привела меня куда-то?
Твое желание - это только твое желание. А ведь оно должно быть объединено с другими желаниями. В этом вся наша проблема: мы недостаточно объединены. Отдельных сил достаточно, а вот общей силы единства - нет.
Каждый уже прочел все книги, знает все премудрости, понимает первоисточники, работает в группе, занимается распространением, участвует в конгрессах…
Вопрос в том, создаем ли мы место, в котором должны раскрыть свою будущую ступень? Это место - наше общее желание. Единство желаний - и есть то место, где мы раскрываем будущий мир. Есть ли у нас такое место? Чувствуем ли мы себя внутренне сплоченными - так чтобы в своем единстве раскрыть Творца?
Именно этого недостает, именно здесь мы недодаем усилий. Нам не хватает напряженности поля, напряжения между нами, устремления к тесной взаимосвязи. Только в ней, только в этом поле, мы раскроем Творца.
В каждом заложены огромные силы, каждый до предела начинен премудростью, преисполнен стараниями - но вот единства между нами еще недостаточно. Мы еще недостаточно поработали, чтобы создать то самое место.
Все души поднимаются к Малхут мира Ацилут, а свыше к ней приходит свет. Именно к ней поступает наша просьба (МАН) - сумма, общность (Σ) наших желаний, устремленных только к единству. И лишь этого нам недостает.
Отдельные крики не поднимаются к Малхут мира Ацилут и остаются тщетными призывами. К ней надо поднять общую потребность, ведь духовное раскрывается в связи между людьми.
Потому и сказано, что минимальное множество - двое. Достаточно даже двух - меня и тебя - и связи между нами. Если мы создаем эту связь, желая раскрыть Творца, - она и станет местом Его раскрытия.
В этом вся проблема. Если ты не работаешь над объединением, твои претензии не принимаются. С тебя спрашивают две вещи:
1. Занимался ли ты Торой? Иными словами, старался ли полюбить ближнего, как себя, посредством высшего света, который и называется "Торой"? Стремился ли установить связь с ближним и прийти к любви? Это и означает, что ты "занимался Торой".
2. Ждал ли ты избавления? Иными словами, несмотря на все старания, ты не пришел к результату - но ждал ли ты его? Поднимал ли просьбу об исправлении? Ведь избавление приходит от Творца в мгновение ока.
Эти два условия мы обязаны выполнить. Другого решения нет. Речь идет не о чьих-то прихотях, а о законах. В реальности есть всего две силы: свойство отдачи и свойство получения. И связь между ними выстраивает для нас всю закономерность мироздания.
Я не могу предъявлять претензии закону, природе, частью которой являюсь. И потому наука каббала объясняет нам, как правильно использовать эти силы природы.
О виртуальных конгрессах и реальной связи
Вопрос: В преддверии Московского конгресса вы сказали, что пора привыкать к виртуальным конгрессам и чувствовать еще бóльшую связь, находясь за экранами. Что это означает?
Конгресс - это рывок. Но и помимо рывков, мы каждый день должны держать между нами связь, причем непрестанно усиливающуюся. С помощью конгрессов мы создаем импульсы к объединению, а в периоды между конгрессами необходима постоянная связь, крепнущая день ото дня.
Другого выхода нет, мы должны прийти к "круглому", глобальному, интегральному миру. Это не просто слова. Нельзя рвать связь после трех дней конгресса - связь должна лечь в основу общемировой повестки дня. Вот что от нас требуется.
И потому мы должны развивать между собой такие взаимоотношения, которые позволят держать связь даже виртуально, даже не видя и не слыша друг друга. Для того и возник интернет, чтобы помочь всему миру спаяться цельной взаимосвязью, перейти от материального, виртуального объединения к объединению духовному. И мы должны использовать это средство.
Поэтому я полагаю, что следующие наши конгрессы будут небольшими, на 1000-2000 товарищей, которые съезжаются из данного региона. А все остальные будут участвовать в них виртуально, и это им совершенно не помешает. Наоборот, все пребывают в одном, общем состоянии, и "виртуальные" участники не чувствуют ни малейшей слабости в объединении с участниками на местах.
Это позволит нам проводить много конгрессов за год, а кроме того, каждый день года мы сможем держать неразрывную связь. Хватит тратить большие деньги на два больших конгресса в год, после которых мы снова падаем в обычное состояние. Я хочу перенести акцент с физического конгресса на внутренний, а с него - на ежедневную внутреннюю взаимосвязь. Это очень важно.
Иначе мы не сможем создать между нами место раскрытия Творца.
От ненависти к любви
Вопрос: С каким намерением, с каким требованием мы должны вступить в Песах?
Нет иного намерения и иной мысли, кроме помысла о единстве. В нашем единстве мы хотим раскрыть Творца, а Творец - это свойство отдачи и любви, фундаментальная сила мироздания, которую мы хотим раскрыть между нами.
Это не любовь "в нашем исполнении", эта сила действует поверх нашего эгоизма. Сказано: "все преступления покроет любовь". Она лежит над ненавистью, и вместе они создают для меня ощущение Творца.
При этом царить во мне может лишь одна из этих сил, но не обе одновременно. И Творец будет в моих глазах тем более велик, чем больше окажется разрыв (?) между любовью и ненавистью.
Золотые прииски душ
Из книги "Врата Намерений" Ари, глава "О Песахе и исходе из Египта": Первые поколения: поколение Эноша и поколение Вавилонской башни - удалили Шхину наверх, на "7-е небо".
Исраэль поколения египетского рабства были теми самыми искрами "кери" (напрасного семени), которое ронял Адам Ришон 130 лет, пока у него не родился Шет.
Искры "кери" - это свет Хохма, который собираются получить эгоистически, ради себя. Если свет Хохма не попадает в правильное место, то есть под экран, и не облачается в свет Хасадим, то это называется "ронять семя на землю" ("земля"/арэц - от слова "желание"/рацон), "терять впустую".
Каждый человек должен пройти через эти ступени: поколение Эноша, поколение Вавилонской башни - через эгоистическое желание, которое не считается ни с кем и хочет напрямую получить все наслаждения - что называется "потерей семени".
Душа - словно золото. И когда достают его из "земли", оно полно мусора, пока не очистится настолько, что отделится от него весь сор и назовется "золотом".
После разбиения желаний (швират акелим), которое произошло в наших корнях, в духовном мире, наши души погрузились внутрь желания насладиться ради себя и полностью смешались с ним. Есть лишь небольшое число искр отдачи, попавших внутрь этого эгоистического желания, которые очень трудно оттуда извлечь.
Это словно золотые раскопки - добыча золота из земли, при которой нужно просеять тонны грунта и проделать над ним всевозможные действия, чтобы извлечь оттуда несколько граммов золота. И ведь земля эта берется не из любого места - а такого, где уже найдено золото! И тем не менее, нужно привезти целые грузовики, полные земли, и начать очищать ее, промывать водой и пропускать через фильтры, чтобы в итоге получить из нее какие-то считанные граммы золота.
Так же происходит и с нашими душами после разбиения. Внутри огромного эгоистического желания есть лишь считанные вкрапления искр, которые тоже эгоистические - но все же способны достичь исправления на отдачу! Их нам нужно постепенно извлечь, и эта и есть та работа, которую нам нужно сделать.