Научное исследование мира. Открытый урок - 75
Научное исследование мира внутри человека. Открытый, ежедневный урок
Играйте в отдачу
Я воспринимаю картину реальности исключительно в призме своего эгоистического желания. По-видимому, существует некая реальность вне меня. Себя я чувствую твердым телом, заполняющим определенный объем.
На меня воздействуют тепло и холод, сила тяготения, ветер, волны и многие другие факторы. Таким образом, я ощущаю некую реальность вовне - но ощущаю только тогда, когда ее последствия проявляются в моем теле.
Сам источник мне совершенно недоступен. Рядом со мной может происходить светопреставление - но пока оно не попало в мое поле зрения, я его не ощущаю. Мало ли, сколько измерений меня окружает и какие грандиозные события в них происходят - я их просто не улавливаю.
Я живу в своей реальности, среди множества других реальностей, существующих параллельно. Так же две волны проходят друг друга насквозь без всякого контакта, поскольку транслируются в разных диапазонах. Вот и я - среди множества миров - живу в своем мире, в той части целого, которую могу воспринимать.
Но в какой-то момент я начинаю ощущать, что мой мир тесен и мал. Я страдаю от жизни в нем. И тогда мне раскрывают группу, наставника на пути, инструкции, книги - чтобы я сумел ощутить все остальные миры, к которым пока лишен восприимчивости, хотя и нахожусь в них. В комплексе эта мудрость называется каббалой - наукой восприятия, наукой ощущения, наукой раскрытия.
Реальность мироздания в целом - это Высшая сила, Творец. Как же мне добраться до нее, если я ее не ощущаю? Для этого, говорят мне, я должен сам постепенно развивать свои органы чувств. Иначе у меня не будет возможности работать с ними. Мне необходимо научиться контролировать их, управлять ими, чтобы потом исследовать с их помощью всю широкую, огромную внешнюю реальность.
Как?
"Мы обнаружили, - говорят мне каббалисты, - что сделать это можно посредством упражнений, если ты будешь выполнять их в рамках своих взаимоотношений с товарищами. Они тоже не ощущают широкую реальность, но вы можете повести между собой игру: начать объединяться, заботиться друг о друге, выстраивать общество, в котором каждый будет побуждать других к отдаче, любви и взаимности.
Вы как будто приподниметесь над своим эгоизмом, и хотя на самом деле всё это игра, хотя вами движет то же эго, но сами усилия проявят в вас новые штрихи. Благодаря этим новым впечатлениям вы и будете продвигаться. Пускай отдача и единство недостижимы - но вы играйте, действуйте в этом своем маленьком мире.
Для чего это нужно? Для того чтобы ощутить потребность, для того чтобы разобрать, чтó у вас есть и чего вам недостает. Эти новые детали восприятия создадут в вас определенное отношение, и вы обнаружите, что тем самым проникаетесь новыми ощущениями, предназначенными именно для нового измерения. Внезапно вы поймете, что действительно можно существовать не в вашем мире, который весь пропитан получением и поглощением, а в огромных внешних мирах, где всё наоборот.
Что значит "наоборот"? Как можно это почувствовать? Вы почувствуете это, именно играя между собой. Тогда каждый ощутит, что есть некое свойство вне его, свойство, обращенное на ближнего, на других. Пускай эгоистически, но вы прикоснетесь к нему, как дети в своих играх. Они тоже играют в гонщиков, летчиков, ковбоев, и это развивает их. Так вы и продвигаетесь в жизни".
Лазейка из черной дыры
Каббалисты советуют нам упражняться в нашей маленькой "игровой комнате", в "пузыре" этого мира. Упражняться до тех пор, пока мы не обнаружим, что ничего не получается.
Кто даст нам это ощущение? Высшая сила, находящаяся вне нашего восприятия, вне нашего мира. Именно она "ставит нам подножку". Именно она, вместо успеха, подводит нас к провалу.
Для чего? Чтобы раздразнить, возбудить нас. Творец флиртует с нами, чтобы мы захотели Его еще сильнее, чтобы действительно развили, в мере своих возможностей, потребность в отдаче, которая лежит вне нашей природы.
Формируя это желание выйти из знакомого эгоистического закутка, мы уже понимаем, насколько он мал и замкнут. Он как черная дыра, из которой свет не может вырваться вследствие непреодолимой силы притяжения. Вот и мы находимся в такой черной дыре, не в силах выбраться на волю. Однако мы можем развивать в себе потребность выйти наружу - "желание без желания". На это мы способны.
Почему? Потому что группа, если мы выстраиваем ее правильно, обязывает каждого. Так происходит и в обычной жизни. Повсюду мне предлагают купить множество вещей, которые я никогда бы не захотел сам. Таблетки от головной боли - это моя настоящая потребность. Но что если мне хорошо, если у меня все в порядке - и тут мне говорят: "Как же так!? У тебя нет самых важных вещей! Посмотри, сосед уже купил! У нас такой выбор, что тебе и не снилось!" Действительно, я никогда и не думал о таких наслаждениях, но мне настойчиво предлагают попробовать и убедиться.
Говоря иначе, во мне формируют желание, обращенное на то, к чему у меня нет желания. И так снова и снова. Таково воздействие общества.
Вот и мы должны создать рекламное агентство духовного мира, чтобы оно все время обрабатывало нас, формируя потребность в том, что нам не нужно. В этом агентстве я должен работать, зная, что тем самым, внешним посредством, работаю над собой.
И неважно, что я сам хочу всучить себе духовный товар обманным путем. Я пропускаю это послание через других, через их желания - и оно возвращается ко мне в таком виде, что его уже не узнать. В итоге я воодушевляюсь и буквально по необходимости устремляюсь к духовному наполнению.
Что проведено через других, то уже не мое. Мой первоначальный посыл пропитался желанием товарищей, и теперь уже вся группа подхватывает эту ложь: "Ты знаешь, там, в духовном, так здорово! По сравнению с нашим миром, это просто земля и небо!" Они промывают мне мозги посланиями, в которые и сами не верят, они хотят продать мне товар и зарабатывают на своем рекламном посредничестве - а я воспринимаю их слова со всей серьезностью и прилагаю большие старания, чтобы купить себе духовный мир.
Вот этого нам и не хватает. Именно этого, и ничего другого. В этом "пузырьке", в этой "черной дыре" нам подготовили возможность для выхода.
Начало перемен
Работая в группе, я обретаю у нее сильнейшее желание, я жажду вырваться на волю из эгоизма. Но что я могу? Желание само по себе ни на что не способно. Да к тому же это желание, со всей его мощью, эгоистично.
Я хочу не самой отдачи, а прибыли, которую она сулит. А значит, я нахожусь под властью Фараона: у меня есть очень сильное дающее желание внутри получающего желания - я предвкушаю огромную выгоду от отдачи.
Как следствие, во мне растет расхождение, разрыв, полярность, "столкновение интересов": я хочу отдавать, чтобы наполнять свое эгоистическое желание. Ведь отдача делает меня вечным, совершенным, беспредельным, ничем не ограниченным, не подверженным никаким кризисам. Никаких тебе цунами, никаких биржевых крахов - всё чудесно! Кто же этого не хочет? Мой эгоизм хочет, и еще как.
Но вместе с тем он на это неспособен. И тогда приходит Высшая сила, которая пробивает мою "черную дыру", позволяя сбежать из нее.
На самом деле, хотя можно представить это как побег, по большому счету, никуда я не сбегаю. Я остаюсь всё там же, но внезапно ощущаю себя свободным от своего эгоизма, от получающего желания. Вот и всё.
Внезапно оказывается, что черная дыра уже не удерживает свет внутри себя, а становится прозрачной. Теперь всё протекает через нее, и она пропускает из иных измерений всевозможные воздействия, которые я называю по-разному: свет нэфеш, свет руах и т.д.
Так мы и идем вперед.
Главное для нас - переступить порог, начать обновление (хидýш). На иврите это называется "началом месяца" (хóдэш). И обновление наше состоит в том, что с помощью Высшей силы мы получаем свое первое свойство отдачи.
Однако для этого мы должны вызвать действие со стороны Высшей силы, для чего нам необходимо объединиться. Пускай это эгоистическое объединение, неважно, успешно оно или нет, - только когда мы построим правильное окружение, между нами повеет ветер духовных перемен.
Продвижение от противного
Наше желание начинает принимать правильную форму.
Мы хотим объединиться, раскрыть в каждом тягу к единству, несмотря на эгоизм. Это очень важно: вопреки эгоизму я прилагаю старания, чтобы внутренне устремиться, приблизиться к товарищам и удерживать их всех в тесной связи, как людей, близких по духу и цели.
А главное сейчас в том, чтобы я мог положиться на них: если уж мы едины, то они позаботятся, чтобы я не забывал о нашем пути и только укреплялся в общем сплочении.
Я стремлюсь слиться с товарищами и надеюсь, что это мое стремление позволит мне получать от них неиссякаемое желание единства. Это всё, что нам нужно. С самого начала и до конца исправления от нас не требуют ничего, кроме этого.
Потому и сказано, что любовь к ближнему, как к себе, - это итоговое, обобщающее правило всей Торы. Нет ничего более, и только в этом направлении мы должны держать путь. Как бы нам это ни претило - неважно. Если мы хотим выполнить программу творения по ускоренному сценарию, то есть лишь одна возможность: от противного, от самого ненавистного и отвратительного делать шаги навстречу любви к ближнему.
Ну что тут поделаешь…
Каждый подъем начинается с перезагрузки
Вопрос: В мировом кли есть большое желание, с которым можно работать. Но как проникнуть внутрь?
Нам все еще недостает поручительства. В этом проблема. У каждого есть желание, но мы пока не ощущаем тотальной взаимосвязи - такой, когда любая дыра в общей лодке пускает ее на дно.
Разумеется, Творец помогает нам в этом, поскольку мы не в состоянии сами заткнуть все дыры. Сказано: "Обратитесь ко Мне, и Я оплачу". Но потом Он передаст эту работу нам, и мы вернем Ему долг.
Так вот, нам не хватает ощущения взаимозависимости, необходимости заботиться о каждом. Я должен переживать, бояться за то, чтобы все удерживались в единстве. Так мать заботится о здоровье и благополучии своих детей. Забота в сердце человека поможет другим и вернется к нему многократно усиленной.
Ведь группа - это очень мощный усилитель. В ответ на заботу товарищи окутывают меня ею. Чем больше я вкладываю в группу, тем больше группа усиливает мое отношение и возвращает мне его сторицей. А я снова устремляю свои помыслы к товарищам, добавляя свой вклад к тому, что получил от них.
Как я работаю над этим желанием? - Падаю на полдороге. Творец ставит мне подножку, и вдруг, заручившись у группы таким замечательным и сильным желанием, я начинаю пренебрегать своим богатством.
Ведь я получил от товарищей столь горячее воодушевление, что места для собственных усилий просто не остается. Где же тогда я, если всё идет от них?
И потому, чтобы я мог добавить свою лепту, мне посылают падение. По безвыходности я начинаю карабкаться, словно выбираясь из ямы, падаю и снова лезу вверх, пока не поднимусь на поверхность. И тогда снова вкладываю старания в товарищей.
А стараться трудно, ведь всё исчезло. Я словно ничего от них и не получал. Что вызвало эту "перезагрузку"? Дело в том, что я взошел на новую ступень, и начинаю на ней с нуля - но это уже ее нулевой уровень, более высокий, чем моя прошлая ступень.
Разумеется, он представляется мне сначала еще большей тьмой. Здесь еще больше помех и эгоизма - ведь я поднялся выше, к своим более сильным, неисправленным желаниям. Так я и продолжаю свой духовный путь.
Спасительная тьма для побега
Из книги "Врата Намерений" Ари, глава "Песах и Исход из Египта": "В пасхальную ночь Зеир Анпин вырастает до самого большого состояния, и потому в эту ночь раскрывается такой большой свет, который даже больше субботнего".
Все, что есть в Зеир Анпине мира Ацилут - передается также вниз, душам. Если мы снизу не просим и не пробуждаем З"А, то он остается в своем постоянном, малом состоянии (ВА"К), а Малхут - всего лишь точка. И когда в З"А есть лишь свет ВА"К, Хасадим, то у Малхут ничего нет, ведь ее желания получающие и не могут наполниться одним светом Хасадим.
Потому это состояние подготовки, еще не говорящее ни о каком духовном действии. А все остальные состояния определяются тем, насколько высоко может подняться З"А (по нашей просьбе) над малым состоянием.
Процесс, который мы проходим при выходе из Египта, из-под власти желаний, находящихся ниже Парсы - очень не простой и не соответствует обычному порядку работы: в шесть будничных дней, вслед за которыми, приходит седьмой день, Суббота. Суббота устроена "по подобию будущего мира", принося нам "пробуждение свыше" согласно духовной работе, проделанной за шесть рабочих дней, и какой-то ее результат - исправление желаний.
Но выход из Египта - это "ночь", а не день, как Суббота. Это знак того, что раскрывается очень большой свет Хохма, для которого нет покрытия светом Хасадим, и поэтому он ощущается не как свет, а наоборот, как "тьма египетская" - огромный свет Хохма, который не может нам светить.
Мы постоянно находимся внутри океана света, но либо мы не можем установить к нему никакого отношения - и тогда мы его просто не ощущаем, как и сейчас. Или же мы можем приблизиться к свету и достичь такого же, как у него, свойства, и тогда согласно закону подобия, мы сможем его ощутить. Если я нахожусь в такой же отдаче, как свет, то между нами возникает общее ощущение - что называется раскрытием света, Творца творениям.
А может быть обратное состояние, когда я ощущаю не свое приближение к свету, то есть отдачу, а наоборот - получение, свою противоположность соединению. Это не относится к простому материальному получению, а именно к недостатку соединения между душами, от которого я начинаю ощущать тьму - это духовное понятие.
Речь всегда идет о том, что выше животного уровня, то есть о внутренней работе, после которой раскрывается "положительный" или "отрицательный" результат, и человек ощущает изменения - как раскрывающийся свет или темноту. Но хуже всего, когда человек ничего не чувствует - это значит, что он не работает!
Главное, в рассказе о Песахе - это необычный порядок (седер) получения светов, которые пробуждают нас и выводят из Египта.
Молитвенник - сага о духовной жизни
Реакция души на проходимые ею состояния выражается в словах, записанных каббалистами и собранными в Молитвенник, который называется "Сидур" (сидур/"порядок" прохождения состояний). Мы не понимаем, о чем написано в молитвах, и о каких впечатлениях души говорят эти названия, буквы, соединение букв, соединение слов в предложения.
Весь молитвенник устроен так, что для любой души, ощущающей изменения, которые ей нужно пройти в определенном состоянии - этот процесс выражается в одних и тех же словах молитвы. Не обязательно произносить эти слова вслух - душа почувствует их изнутри, эта молитва станет ее внутренним строением.
Каждая буква - это определенный порядок, последовательность сил получения и отдачи. А внутри букв также есть "огласовки" - наполнения, целая ТАНТА (таамим, некудот, тагин, отиёт - света, точки, коронки над буквами, буквы) - то есть проходимые нами состояния.
Желания внутри нас изменяются и принимают всевозможные формы, вызывающие в нас разные ощущения. А эти ощущения, переложенные на бумагу, получают такую форму духовных элементов: букв, слов, предложений.
То есть молитва - это внешнее выражение внутренних духовных ощущений. И на самом деле, человеку не обязателен молитвенник - если он проходит внутри себя такие состояния, то они и будут его молитвой.
Молитвенник нужен для того, чтобы посмотреть на форму букв, и представить себе (если мы уже на такое способны), какие состояния нам нужно пройти - вообразить, что нас ждет впереди. Если я уже нахожусь в духовном мире, то по тому, что читаю в молитвеннике, могу немного приоткрыть то, что со мной случится, в какие состояния я войду.
Словно в этом мире я знаком с разными человеческими переживаниями, и потому, читая какой-то роман, могу сопереживать происходящим в нем событиям и проживать их в себе. Так же и в духовном мире.
Переход через египетскую границу
Вопрос: Что делать, если у меня есть большое желание соединиться с товарищами, но как бы я ни старался, я не могу удерживаться в этом больше пяти минут, и отвлекаюсь на разные посторонние мысли?
Нужно переводить себя из одних мыслей в другие - снова и снова. Ничего не поделаешь, наша работа идет маленькими порциями - как у детей, которые с каждым днем понемногу развиваются.
Но весь день ребенок трудится для продвижения, он все время проверяет окружающую среду и самого себя: насколько он может в нее вписаться и ее использовать, как развиться, чтобы больше пользы извлечь из окружения.
А мы это не делаем, не проверяем ежесекундно: как нам использовать наше окружение, как лучше связаться с ним, не желаем соединиться, проверить себя: отдаешь ли окружению. Разве ты можешь заниматься этим каждое мгновение, как ребенок? В этом вся наша проблема - и потому мы так медленно продвигаемся.
Нас ничего не останавливает: нам даны все средства, все уже написано, все объяснено - надо только навалиться всем вместе и выполнить! И тогда любой, в какой бы далекой точке Земного шара ни находился - тоже почувствует, что не может иначе.
Только общее внутреннее усилие всей мировой группы пробудит сердце каждого. Ни для кого больше нет никаких других шансов удержаться в пути, быстро пробуждаться и продолжать продвижение. Это называется взаимным поручительством - когда все гарантируют каждому, что он быстро пробудится и достигнет хорошего состояния.
Египет не такой уж непроходимый, если мы идем через него вместе! Творец устраивает все так, чтобы мы могли выдержать эти страдания, которые называются "страданиями любви", когда я мечтаю о встрече с кем-то любимым и стремлюсь к Нему, к этой ожидаемой встрече впереди.
И понятно, что я страдаю, ведь еще не достиг встречи, и мы еще не соединились - но я уже живу ее ожиданием, светлым предвкушением будущего. Вся трудность в пути - от недостатка соединения между нами. Кроме этого, ничего нет.
Прокладывая путь к свету
Египетское рабство начинается с того, что Йосеф хочет объединиться с братьями, а между ними раскрывается ненависть. Тут и происходит вхождение в Египет, куда они продают его.
Йосеф (праведник, основа мира) - это как раз основа, сфира, которая соединяет все сфирот, находящиеся перед ней - "сыновей Яакова". Он хотел объединить всех, но они не захотели - каждый пожелал быть сам по себе. А Йосеф говорит: "Вы должны соединиться во мне" - ведь сфира Есод обобщает в себе все остальные сфирот, у нее нет ничего от самой себя.
Но все остальные свойства в человеке были против этого, и потому начали ощущать Египетское изгнание.
То есть вся наша работа только над соединением, для которого у тебя есть мировая группа, местная группа. У каждого из нас есть возможности продвигаться - и в физической группе, и виртуально. И в каждом уже есть какая-то подготовка к соединению, только мы пока не можем принять о нем окончательное решение.
И возможно, что каждое мгновение придется окончательно решать, что ничто не сможет нас спасти, если мы не соединимся между собой - вне эгоизма каждого. Там, в точке нашего соединения находится духовное. Эта крохотная, темная точка вдруг раскрывается, и в ней обнаруживается вход в духовный мир - через такой узкий и тесный проход, что вообще было невозможно поверить, что там может что-то открыться.
Это происходит словно рождение. Сначала выход наружу закрыт - зародыш находится внутри матки, которая называется "Мем стума" (буква "мем" - свойство Бины, замкнутое со всех сторон). И лишь потом, при условии огромного желания родиться, эта буква "мем" разделяется на две двери (две буквы "далет" - дверь/дэлет) на двух осях (цирим/оси и то же слово - родильные схватки), и так рождается новорожденный.
Но за мгновение до этого у него нет никакой возможности узнать, предположить и почувствовать, что состояние, где он находится, может раскрыться.
Поэтому, необходимо сильное окружение, которое будет постоянно давить на каждого из нас, и обеспечит нам поручительство: силу поддержки, силу пробуждения, все время возвращающую меня к намерению на соединение.
400 лет под горой ненависти
Вопрос: Идут ли все наши намерения напрямую в пасть Фараона, наполняя его?
Все зависит от того, каковы эти намерения. Фараон - это особая сила, эго, которое раскрывается против света. Это тот резервуар эгоизма, желания насладиться, который мы должны построить.
В науке каббала нет понятия "Фараон" без "Исраэль" - устремления к Творцу в человеке, который работает, чтобы соединиться с другими, достичь отдачи. Поэтому в мере его стремления к отдаче человек строит Фараона, растит в себе желания/келим, от которых затем сбежит, а потом - и исправит, и получит в них вознаграждение.
Вся работа в Египте заключается в том, чтобы выстроить Фараона, сделать его великим, сильным, богатым, т.е. чтобы наше эго выросло до масштабов Творца из маленькой точки присущего нам эгоизма. Ведь что у нас есть от всего эгоизма? - Желания к пище, сексу, семье, деньгам, славе и знаниям - маленькое эго нашего мира, земное эго, не имеющее никакого отношения к духовному. Это земное эго даже не нужно исправлять.
Начиная работать над соединением друг с другом, мы раскрываем отторжение, отдаленность, безразличие к единению между нами. В сущности, это раскрытие зла - если человек считает это злом. Ведь он может сказать, что не способен соединиться с другими, что эта работа не для него, даже не начиная эту работу. А некоторые начинают - и ослабевают, падают, что называется "умирают в стране египетской".
Но есть те, кто все же выдерживают, понимая, что нет выбора, - и продолжают еще и еще, хотя видят, что каждый раз терпят неудачу. И как бы они ни желали соединиться с товарищами, укрепить группу, как бы ни стремились к этому, видят, что ничего не выходит и даже наоборот - возникает желание критиковать товарищей и вовсе убрать их из поля зрения. И снова они преодолевают эту вспышку эгоизма.
Так раз за разом все заработанное человеком, все его усилия поглощаются его эго-Фараоном, который растет и радуется. Человек сам строит в себе эти свойства, только своими усилиями.
После этого человек приходит к состоянию, когда уже не в силах терпеть свое эго. И только тогда ему достаются все сосуды/келим/желания Фараона.
То есть египетское изгнание начинается лишь с работы человека по объединению с товарищами. Ведь чего удостаиваются Исраэль после того, как сбегают из Египта, когда Творец спасает их оттуда? - Они удостаиваются соединения под горой Синай (горой ненависти) - "как один человек с одним сердцем", пусть даже на один миг, пока не изваяли "золотого тельца" и снова упали. Но это уже иные падения - в то золото, которое вынесли из Египта, в те "сосуды египтян", которые забрали с собой, чтобы извлечь их оттуда и исправить.
Но что же они хотели на протяжении всех лет изгнания? - Создать единение между ними, которого в итоге достигли у горы Синай. А без этих ежесекундных стараний выстоять у горы Синай для тебя не пройдут "400 лет египетского изгнания".
Не "зарывайте в землю" усилия…
Книга Зоар. Глава "Бо", п. 196: Египтяне приходят и видят кости, которые собаки таскают с места на место и ломают их. Они зарывали их в землю, чтобы собаки не находили их. И это - самое большое искоренение идолопоклонства, - когда зарывают кости богов своих в земной прах.
Вопрос: Что подразумевается под словами "египтяне зарывают кости богов своих в прах"?
Как правило, человек желает "похоронить" все свои усилия, на его взгляд неудачные, позабыть о них. А мы, наоборот, должны противостоять этому провалу: "Во мне возобладало зло, я не справился с ним и потерпел неудачу. Верно! А сейчас, на основе этого зла, я вновь совершаю добро".
Если я знаю, что не погребаю ничего из всех своих усилий, то удостаиваюсь поддержки группы и Творца, чтобы продолжать. В противном случае я вновь возвращаюсь к нулю, и только от безвыходности, не видя в нашем мире ничего хорошего, предпочитаю остаться в группе. То есть что нами движет? На каком уровне человек совершает расчет? - Все время на уровне этого мира. И потому он не продвигается.
Тогда как расчет надо постоянно вести на основе все возрастающего зла. Вопреки тому, что я потерпел неудачу и вижу все миазмы своего эго, все свое зло, я продолжаю идти вперед.
Но как я могу продолжать?.. - И тогда я нуждаюсь в группе, в ее поддержке, в Творце, чтобы Он дал мне силы.
Так каждый раз человек продвигается. Иначе он все время остается на месте, будто только сейчас спустился в Египет.
Мы должны стремиться ощутить все эти внутренние состояния, свойства и желания. Я знаю по своему опыту: невозможно выйти из Египта, если не различить их, не побывать в них, пережить их на себе.
Для этого не нужно быть умником - надо лишь стремиться к соединению с другими, к взаимной отдаче, поддержке, поручительству - ко всем этим признакам единства. В ответ на эти усилия мы обретем правильные внутренние определения.