Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 5. Часть 2. Взаимное поручительство
Часть 2. Можно долго говорить о связи между нами, которая в последнее время обязывает нас контактировать друг с другом душевно, на уровне чувств. Мы должны начать связываться между собой не только согласно экологическим законам, в процессе производства, функционирования банковской системы, совместном воспитании и здравоохранении, а каждый человек лично и, соответственно этому, все государства должны включиться в добрые отношения друг с другом.
Человечество как интегральная система
В процессе эволюции природы, развитие прошло неживой, растительный, животный уровни, дойдя до человека, и по тем же ступеням развивалась человеческая цивилизация, приведя нас к тому, что мы начинаем обретать образ единого человека. Именно это состояние называется Адам, Человек.
И здесь возникает вопрос: как мы это выполним? Ведь иначе существовать невозможно - взаимное хорошее отношение является требованием нашего развития, и без него мы не можем исправить законы в экономике, производстве, торговле. Мир находится в тупике, запутан, не понимает, что делать дальше. Люди как бы вообще потеряли связь между собой, потому что сейчас от них требуется связь сердечная, душевная, которой между нами никогда не было.
Мы или презирали друг друга, или обменивались товарами, или от безвыходности сотрудничали в производстве и торговле. Но ни от человека, ни от государств не требовалось хорошего отношения к партнеру. А сейчас от нас якобы требуют внутренних, психологических усилий в отношении к постороннему человеку, и именно в этом состоит наше развитие.
Мы чувствуем, что без этих отношений не можем правильно существовать даже у себя дома. Если я живу в квартире с несколькими людьми, то мы как-то ладим между собой, если у каждого есть свой угол. Но сейчас мы настолько зависим друг от друга - каждый от всех, - что без правильных отношений между собой, наша жизнь становится просто ужасной.
Поэтому нам необходимо прийти к согласию, а оно называется взаимным поручительством. Иными словами, наши отношения должны стать такими, чтобы каждый чувствовал, что его жизнь зависит от других. Так солдаты одного отряда знают, что жизнь каждого зависит от всех, и если каждый не поддержит и не позаботится об остальных, то все проиграют.
Такие системы взаимной зависимости есть в природе и в технике - они называются интегральными или аналоговыми системами. В них все части настолько связаны друг с другом, что если какая-то деталь выходит из строя, то весь механизм прекращает работать. Очевидно, в процессе развития человеческого общества мы настолько выросли, что сегодня достигли такого соединения.
"Все преступления покроет любовь"
Как же нам исправить себя, чтобы существовать хорошо, спокойно, безопасно? Иначе мы так и останемся безработными, с кризисом в семейных отношениях и воспитании, с проблемами в повседневной жизни. Мы пришли к тому, что отсутствие взаимного понимания и ощущения стало определяющим в нашей судьбе. Все человечество подобно одной семье, но эта семья неблагополучная.
Поэтому мы говорим о примирении, которое должно произойти с помощью третьей силы. Когда между супругами возникают проблемы, они обращаются к специалисту-психологу - сейчас модно иметь личного психолога, - который постепенно их сближает. Он беседует с каждым в отдельности и с обоими вместе, задает вопросы, объясняет ситуацию, обязывает их общаться друг с другом и раскрывать себя. Он помогает им понять сначала себя, а затем и партнера.
И тогда каждому становится ясно, что даже если он противоположен другому, стоит пойти на взаимные уступки. И один не высказывает все свои претензии, и второй прощает и уступает в вещах, которые ему не по душе, как сказано, что "все преступления покроет любовь".
Мы понимаем взаимные "преступления", ведь от природы мы все эгоисты и ни с кем не считаемся. Но если нам ясно, что выбора нет - и в семье, и в производстве, и в экологии, - то от безвыходности примем методику, которая помогает соединиться друг с другом.
Эта методика чисто психологическая: говорить друг с другом, чтобы лучше знать и понимать характер человека или особенность целого народа. Не стесняться, говорить открыто, как взрослые, умные люди.
Да, мы разные, но над различиями должны соединиться, никого не подавляя и не укоряя за неприятные склонности и свойства. Они есть у каждого, но мы над ними приподнимаемся и говорим: "все преступления покроет любовь". Преступления существуют, но постепенно, исходя из любви, мы перестаем обращать на них внимание!
Так мать считает своего ребенка самым лучшим, самым красивым. Она не способна увидеть в нем ничего плохого или недостойного, потому что любовь ее ослепляет, и она видит в нем только хорошее. И хотя плохое в нем тоже есть, она этого не замечает. А в соседском ребенке, наоборот, она видит отрицательную, а не положительную половину, потому что к нему не испытывает любви. Но как только, допустим, у нее возникнет к нему любовь, то и в нем она не увидит плохого - только хорошее.
Мы это видим из жизни. Скажи матери о недостатках характера или поведения ее ребенка - она с этим не согласится. Она или полностью его оправдает, или вообще будет все отрицать, потому что на самом деле не видит в нем плохого. Это называется, что "все преступления покроет любовь".
И к взаимному поручительству, которого мы должны достичь, приходят постепенно. Выбора нет, и мы начинаем издалека приглядываться и изучать друг друга. Но эта учеба изначально должна быть нацелена на построение связи любви поверх различий.
То есть мы заранее идем на уступки, и тогда у нас появляется возможность объединиться также и на чувственном уровне. А когда мы сближаемся, то мир становится спокойным и надежным. Мы не боимся отпускать детей гулять одних, ведь любой человек присмотрит за ними не хуже нас, а мы позаботимся о других. Если мечтать и представлять себе хорошее общество, то, конечно, это должно быть общество, в котором соблюдается закон взаимного поручительства.
К взаимному поручительству - через интегральное воспитание
Чем дальше мы развиваемся, тем нам яснее, что с каждым годом мы погружаемся во все более глубокий кризис. И дело не только в экономике - есть и другие кризисы, с которыми мы не справляемся многие годы. Некоторые области охвачены кризисом уже десятки лет: наркотики, депрессия, экология, воспитание, семья.
Общая разгадка всех этих проблем - отсутствие правильной связи между нами, которое проявляется на всех уровнях: международном, национальном, семейном. Поэтому сейчас знание системы связи между нами, которая обязывает нас установить между собой добрые отношения, а не просто подписать на бумаге соглашение о мире, торговле или производстве, является обязательным.
Это похоже на брачный договор, который существует только на бумаге: люди живут вместе в одном доме, но между ними нет внутреннего душевного контакта, они просто существуют на общей площади. В таком случае очень быстро наступает такой момент, когда они больше не могут терпеть эту ситуацию и вынуждены расстаться.
Чтобы не доводить человечество до мировой войны и взрыва эгоизма, необходимо, чтобы каждый человек видел связь между нами и понимал, что сегодня она должна идти от сердца к сердцу.
Наблюдая природу, мы видим, как разумно все в ней устроено: все ее части - от далеких огромных звезд и до мельчайших частиц, - образуют единую систему. По мере развития науки мы все больше обнаруживаем существование этого интегрального соединения и взаимности. И если случается так, что мы нарушаем некую область, то это вызывает тысячи последствий в нашей жизни.
То же самое и даже еще нагляднее происходит в человеческом обществе. Поэтому наш успех зависит только от правильной связи между нами, называемой взаимным поручительством: каждый чувствует, что он зависим от всех, а все зависят от каждого.
В соответствии с этим должны быть установлены новые социальные и международные законы, нормы отношений между людьми в семье, на производстве, в общественных местах и даже тогда, когда человек находится один - все должны заботиться о нашей большой семье. В конечном счете, мы все существуем в одном месте и связаны даже больше, чем члены одной семьи, живущие в одном доме.
От этой зависимости человек получает не только чувство безопасности, процветания и благополучия - ведь он находится среди людей, желающих ему добра. Если мир становится одной семьей, то я не боюсь, не стесняюсь, вообще ни за что не опасаюсь. Весь мир мой, я дышу с облегчением и в любом месте - на улице, в магазине, в путешествии - чувствую, что нахожусь дома.
И здесь следует понять важность воспитания. Привести человека к тому, чтобы он увидел, согласился и реализовал такое отношение к другим людям - большая и очень важная работа. И сейчас все человечество входит в такую эпоху, когда будет обязано выполнить исправление и подняться на уровень Человек, т.е. уподобиться тому образу Человека, который мы все вместе образуем.
Надеюсь, что развитие интегрального воспитания позволит людям увидеть доказательства в природе, науке и жизни, которые убедят их включиться в этот процесс и начать изменяться под влиянием знаний и практических занятий. Тогда мы сможем достичь доброго и светлого мира, на пороге которого находимся уже сейчас.
Чудесно в этом то, что человек, соединенный с другими людьми, начинает чувствовать жизнь через них. Ведь если я люблю своего ребенка, то как бы нахожусь с ним везде, где он находится, наслаждаюсь всем, что приносит ему удовольствие, чувствую все, что он чувствует.
Получается, что как только я начинаю так связываться с миром, я получаю от него впечатление, и у меня появляется знание и ощущение всех людей в мире! Я настолько расширяю свою жизнь, что уже живу не в себе, а в них! И здесь я касаюсь некоей вечной точки в себе, способности чувствовать жизнь вне своего тела по мере включения во всех в рамках системы взаимного поручительства. Будем надеяться, что сможем этого достичь!
Мир, через очки взаимного поручительства
Вопрос: Вы сказали, что ключ к успеху - это уступки.
М. Лайтман: Да, готовность уступать - это одно из необходимых условий. Обучение взаимному поручительству должно быть последовательным. Прежде всего, мы должны изучить психологию человека, психологию отношений между двумя товарищами, супругами, родителями и детьми, соседями, родственниками (например, с тещей или свекровью, с теми, с кем возможны конфликты), а затем перейти к изучению взаимоотношений на работе, со своим народом и со всем миром.
Иными словами, от близких и понятных ощущений, которые может почувствовать каждый, развивая в людях восприятие, навык и остроту ощущений, мы должны постепенно подвести их к работе с более широкими кругами общества. Вследствие этого, мы сможем понять, какие страны, парламенты и правители могут объединиться друг с другом.
Давайте представим себе эти структуры и форму, в которой это может быть реализовано. Когда мы включаемся в это изучение, то начинаем понимать, какие изменения должны произойти в мире.
Мы видим, что все сегодняшние лидеры не способны ничего решить, у них отсутствует воспитание в духе взаимного поручительства, им не хватает знаний об интегральных системах. Он не смотрят на мир через очки взаимного поручительства. Они должны обрести восприятие, осознание, понимание, как этого достичь, как соединить одно с другим, вплоть до достижения любви. И конечно, в процессе этого необходима готовность к взаимным уступкам.
Это не значит, что я веду с тобой деловые переговоры и, составляя договор, заранее включаю в него такие пункты, от которых потом смогу отказаться, чтобы провести тебя. Мы с самого начала строим честные взаимоотношения. Из первого же пункта любого соглашения нам ясно, что мы не можем его нарушить! Мы не можем убежать друг от друга!
Отсюда следует, что все проблемы, на всех уровнях - это проблемы воспитания. Взаимное поручительство - это та сеть связи между нами, которая связывает нас друг с другом во всем мире. Она раскрылась сейчас, в наше время. Несколько десятков лет назад, в 60-е годы, об этом начали писать основали Римского клуба. В начале 20 века, ученые начали говорить о том, что все мы связаны между собой понятием, которое называется ноосфера. С тех пор и до сегодняшнего дня ведутся различные исследования в этой области.
Взаимное поручительство - это система, которая раскрылась, связывает нас вместе и не дает нам разбежаться. Если мы хотим нарушить ее, то можем развязать страшные войны, а затем страдания все равно заставят нас достичь этой формы взаимной связи, взаимных уступок, взаимного поручительства и взаимной любви.
Мне могут возразить, что человечество уже думало об этом. 500 лет назад об этом писали всевозможные утописты, а затем коммунисты, кибуцники и другие. Все это верно, мы только должны понять, что никогда в истории это не было обязательным условием нашего развития! Были отдельные люди, которые видели, что это необходимо для человечества и что, в конечном итоге, человечество к этому придет. Это понимал Томас Манн, а затем коммунисты в России и других странах, но все это были отдельные личности, за которыми никогда не следовал народ. Они видели на много лет вперед, и им казалось, что они могут реализовать это немедленно.
А мы начинаем говорить об этом сегодня, потому что всесторонний кризис указывает именно на то, чего нам не хватает - нам не хватает взаимного поручительства. То есть это происходит не потому, что нам так захотелось, а потому, что это необходимо для нашего развития, к которому нас вынуждает природа.
Как научиться уступать
Вопрос: Как перевести человека с уровня умозрительного восприятия этой идеи на уровень ощущений, благодаря которому он будет готов уступить.
М. Лайтман: Это возможно только при условии, что человек видит и поэтому чувствует, опираясь на большое количество примеров, насколько он связан с другими и зависит от них, насколько у него нет выбора, и как это хорошо - быть в правильной связи с другими. То есть человек должен видеть, что он выигрывает и что он теряет. Это этап убеждения.
Затем мы переходим к практическим занятиям с группами людей. Они должны включать в себя вопросы и ответы, игры, песни, фильмы - мы должны провести человека через эмоциональное восприятие за и против поручительства и объединения, показать ему в реальной форме к чему может привести выполнение или невыполнение этих принципов. Это второй этап.
Третий этап, мы должны использовать то, что называется, "привычка становится второй натурой" - мы уже говорили об этом в предыдущих беседах. Если человек привыкает считаться с другими и быть связанным взаимным поручительством в маленькой группе, постепенно, обучаясь этому и понимая, что ему это выгодно, он переносит это к более и более широкому кругу людей, пока не достигает состояния, в котором воспринимает весь мир как один общий круг.
Мы должны привлечь к сотрудничеству ученых, которые говорят об этом научным языком. Они объясняют с точки зрения природы, что происходит и что произойдет в том или ином случае, так же как врач, который говорит: "У тебя такое-то заболевание и только это лекарство тебе поможет. Но это лекарство - достижимо". Это действительно трудно, но человек готов отдать все за свою жизнь.
Надо использовать силу окружения, которое может убедить человека во всем. Я могу назвать черное - белым. Если рядом со мной будут стоять 20 человек и на протяжении двадцати часов убеждать меня, что это белое, я начну думать, что это белое. Мой мозг поменяет программу, и вследствие внешнего убеждения я начну видеть, что это белое! Этому есть практические подтверждения.
Влияние окружения на человека меняет его свойства, все, к чему мы привыкли. Ведь именно так мы росли! Мы не знали, что мы видим и что происходит вокруг, нас этому научили! И теперь мы только должны понять, что человека можно научить всему. Трудно стереть его стереотипы, но мы этого не делаем, мы только исправляем в нем это эгоистическое искажение, чтобы, используя отдачу другим, он насладился сам.
В конечном итоге, он получит верный эгоистический выигрыш, да и как может быть иначе?! О нем заботятся, ему обещают все самое лучшее, только для этого нужно уступить, ну так что? За все в жизни нужно платить. Впрочем, это и не является такой уж большой уступкой, ведь как только человек начинает хорошо, с любовью относиться к другому, он начинает наслаждаться тем, что отдает.
Человек не должен постоянно чувствовать давление и напряжение: "У меня нет выхода, я буду относиться к тебе хорошо, хотя это требует от меня больших душевных сил, внутренних усилий..." Вовсе нет! Мы должны создать такие средства массовой информации, такие внешние воздействия на человека, что он изменится и ему вдруг станет легко! Он начнет наслаждаться тем, что хорошо относится к тебе. Он обнаружит себя в прекрасном мире! Все хорошо относятся к нему, и он хорошо относится ко всем!
Мы должны перейти с рельсов принудительности на рельсы добровольности, научиться уступать сначала вынужденно, а затем - по желанию.
Окружение может все
Вопрос: Вы часто приводите пример отношения матери к своему ребенку и ребенку соседа и говорите, что как только мы начнем воспринимать соседского ребенка, как своего, мы не будем видеть в нем ничего плохого. Как заставить сердце человека кого-то любить?
М. Лайтман: Только привычка и ничего больше. Это привычка, которая становится второй натурой, это убеждение с помощью окружающего общества, это хороший пример других, это фильмы и песни - все, что оказывает влияние на человека. Влияние окружающего общества может запрограммировать меня таким образом, что я возненавижу собственного ребенка и буду любить соседского.
Окружение может сделать все! Оно сильнее моей природы, поскольку действует на человеческом уровне, а моя природа - на уровне животном. Мы видим, как человек, благодаря окружению, полностью меняется! Обладая теми или другими свойствами, он вдруг попадает в определенное окружение и выходит оттуда совершенно другим человеком. Влияние общества сильнее любых других воздействий!
Итог: Единое воспитание для всего мира
Вопрос: Какой итог нашего сегодняшнего урока?
М. Лайтман: Мы вступаем в новую эпоху. Мы стоим перед необходимостью изменения наших взаимоотношений, перехода от эгоистической конкуренции к взаимному поручительству, а затем к всеобщей любви. Сначала это происходит вынужденно, под влиянием нашего сегодняшнего состояния и под давлением природы, а затем мы добровольно переходим к взаимным уступкам и взаимному участию.
В соответствии с этим, мы должны построить нашу систему объяснения, просвещения и воспитания так, чтобы в течение долгого времени они воздействовали на человека, на группы, на общество, на народ, на страну и на все страны вместе, пока постепенно все мы не получим единое воспитание и не научимся все вместе счастливо жить в одном доме.