Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 8. Часть 2. Пределы роста эгоизма
Часть 2. Вопрос: Вы часто упоминаете понятие эгоизма. Иногда вы оцениваете его как позитивный фактор нашего развития, а иногда говорите, что мы чересчур эгоистичны и должны умерить свое себялюбие. Как это сочетается?
М. Лайтман: Человек - единственное создание, в котором эгоизм развивается день ото дня, год от года, на протяжении всей его жизни, а также из поколения в поколение. При этом все мы очень разные по формам своего развития, не имеющего аналогов в животном, и тем более, растительном мире. По сути, надо видеть в этом положительный фактор, как и в любом природном явлении. Однако человек склонен использовать это на пользу себе и во вред другим, и мы должны останавливать такое развитие событий. Как? Посредством воспитания: мы наглядно показываем человеку, что, в конечном счете, это не принесет ему пользы. Ведь окружение не согласно терпеть ущерб от его действий, и потому в итоге он наносит ущерб себе самому.
Эгоизм: пределы роста
Итак, наше эго представляет собой позитивную силу, хорошее свойство, с помощью которого мы развиваемся. Когда-то, чтобы прокормить свою семью, мне приходилось вкалывать с утра до ночи на клочке земли, ухаживая к тому же за овцами, коровами и курами. Сегодня, благодаря эгоистическому прогрессу, мы используем машины, биологические разработки и сельскохозяйственные технологии, и в принципе, мне достаточно работать два часа в день, чтобы обеспечить себя едой, одеждой, кровом и всем прочим.
Количество людей на Земном шаре достигло семи миллиардов и продолжает расти. И потому людям достаточно работать час или два в день - тем самым они снабдят человечество всем необходимым, и уж конечно, никого не оставят ниже черты бедности. У каждой семьи будет жилье, достойный заработок, одежда, отопление, безопасность, здоровье, пенсии, отпуска, образование детей - всё, что нужно человеку для обеспечения своих базовых, жизненных потребностей. Мы можем это сделать.
До сих пор нас вела вперед сила эгоизма, и за это ему честь и хвала. Спасибо нашему желанию за то, что оно побуждало нас развиваться. Однако сегодня дело дошло до того, что мы можем использовать свой потенциал на создание бомб, на тотальную власть человека над человеком, народа над народом. Мы уже боимся завтрашнего дня, мы травим сами себя, мы разрушаем Землю и т.д. И потому пришло время нащупать грань: до какого предела наше развивающееся желание представляет благо, и с какого момента негатив начинает преобладать.
И вот тогда мы видим: вся проблема в том, как использовать желание. Если я направляю его на пользу ближних - это, безусловно, станет благом. В таком случае я буду применять свое желание лишь до определенного предела - пока это хорошо для мира. А миру хорошо тогда, когда он пребывает в равновесии с природой, когда не берет у нее слишком много, когда оставляет ресурсы для следующих поколений, когда не загрязняет Землю, лишая себя питьевой воды и чистого воздуха.
Так вот, есть инструмент, с помощью которого мы можем устремить себя к добру, а не ко злу. И инструмент этот - намерение на благо ближнего.
Допустим, мой дом изобилует благами, множеством приборов, приспособлений и пр. А еще у меня растет сын. Я выделяю ему отдельную комнату и обставляю ее так, чтобы ребенку не с чего было падать, чтобы он не наталкивался на острые углы и не мог поранить себя чем-то. Я приношу ему только безопасные игрушки - мягкие либо из пластика, я покрываю пол ковром. Короче говоря, я создаю для сына "оболочку", которая обеспечит ему надежное и благополучное развитие.
А далее, чем больше он понимает, чем правильнее использует различные средства, тем больше я ему позволяю - поскольку уверен, что вещи эти он употребит себе во благо. Так же и членов общества надо готовить к верному применению ресурсов - но не ради собственной выгоды, а на благо других.
Ведь мы понимаем, что эгоизм повел нас по нежелательному пути. Вместо того чтобы находить хорошее применение нужным вещам, мы разрабатываем средства вооружения, ищем возможность властвовать друг над другом. И потому спасет нас только воспитание, которое придаст людям намерение на благо ближнего, на пользу окружающих. Тогда каждый сможет правильно выстраивать отношение и реализовывать себя в верном направлении.
Где же пролегает граница, отделяющая хороший эгоизм от плохого? Это каждый человек будет определять сам, согласно уровню полученного воспитания. Раз за разом мы должны показывать ему примеры доброго развития, чтобы он приподнимался над своим эгоизмом, пока не сможет верно и надежно управлять им на благо всех.
Как превратить пустыню в цветущий край
Вопрос: В глазах широкой аудитории термин "воспитание", как правило, относится к детям. Вы же говорите о том, что воспитывать надо именно нас, взрослых. Лично мне неприятно слышать об этом. Я пришел учиться и испытываю дискомфорт, когда вместо этого оказываюсь воспитуемым. Более того, судя по вашим словам, вы определяете меня как человека, лишенного воспитания.
М. Лайтман: Я определяю тебя так: эгоист, потерявший путь и направление в жизни, не знающий, как наладить хорошую жизнь и реализовать свои многочисленные требования, бедняга, не умеющий содержать семью, озабоченный собственными детьми, которые портятся день ото дня и уплывают от него сквозь пальцы, бедолага, лишенный надежд на лучшее завтра, не ждущий ничего хорошего ни от себя, ни от близких, ни от мира, просто отключающийся от этих мыслей и потому всё еще способный выносить свою жизнь, которая хуже смерти.
Кроме того, этот бедолага вовлечен в многогранный, тотальный, всеобщий кризис, охватывающий все сферы жизни: окружение, общество и даже экологию. Он не может правильно формировать себя и свою среду, он разбит и обессилен, он сбился с пути.
А в последнее время рушатся даже те рамки, которые поддерживали его обыденное существование. Он был поглощен работой, а скорее, рабством у хозяина. Он был загипнотизирован "телевизионной культурой" и продажными средствами массовой информации. И вот, сегодня он обнаруживает, что лишен курса: у него нет работы, и он видит, что оказался в тупике.
Как же быть дальше? Ведь он остался ни с чем. Зато теперь он готов хоть немного прислушаться к нам. Разумеется, мы не описываем ему ситуацию в вышеизложенной форме. Нет, мы говорим ему: "Ты человек, и сейчас ты можешь изменить свою жизнь. Давай взглянем на сложившееся положение дел". И тогда потихоньку мы заводим разговор об изъянах современного мира, объясняя, что преодолеть их можно, лишь создав правильное окружение. Эта "оболочка" изменит нас, и мы захотим жить по-другому. Так давай проверим, как нам обеспечить безопасность, здоровье, мир в семье, правильное воспитание и образование детей, работу, а помимо нее - наполнение, наслаждение в жизни, надежду, атмосферу доброты и надежности.
Как же прийти к этому? Надо изменить себя. Новое общество - это каждый из нас плюс взаимосвязь между нами. Так давайте приступим к переменам. Единственный свободный выбор человека, единственное средство, которое позволит ему изменить себя и человеческое общество, - это воздействие окружения.
– Где же это окружение? Пускай уже повлияет на меня!
– Нет, так не бывает. Ты же умный человек. Пускай ты и оказался в жалком, немощном состоянии, но ты способен осознанно и осмысленно воспитать себя посредством окружения.
Давайте посмотрим, каким должно быть это окружение, чтобы все мы воспитывали себя в нужном ключе. Никто не будет подсказывать нам на каждом шагу, куда ставить ногу, никто не станет уговаривать и разнимать расшалившихся "детей". Мы сами должны проявить зрелый, мудрый подход и выстроить для себя всё, что необходимо. Природа намеренно устроила всё таким образом, чтобы мы, люди, изменились, сформировав правильное общество. Мы сами возвышаем себя посредством окружения.
Итак, схема очевидна: если окружение является единственным управляемым фактором воздействия на человека, то мы должны выстроить его и обеспечить себе его влияние. Таким образом, мы осуществляем свое воспитание сами и вовсе не доверяем его неким доброхотам-воспитателям со стороны.
Пускай я выступаю перед тобой в роли наставника, но в действительности мы вместе выявляем проблему, обсуждаем ее и ищем тот фактор, который нас изменит, создав новую среду. Я вовсе не отношусь к тебе как к ничтожеству - напротив, я полагаюсь на твое осознание зла, на твой анализ, на твою способность вырасти до такого уровня, на котором ты поймешь весь мир, всё мироздание. Вместе с тобой мы исправим себя и всё человечество, чтобы оно тоже пошло вперед.
Никто не спустится с небес и не придет из неведомой дали, чтобы создать детский сад для человечества и стать в нем воспитателем. Напротив, впервые в истории мы подошли к такому этапу развития, когда человек сам формирует себя. Вот почему нынешний кризис не оставляет нам ни малейшего шанса на продвижение, пока мы не начнем возвышать Человека в каждом из нас. Каждый должен подняться на уровень участия, взаимности, чуткости, поручительства, любви к ближнему, как к себе. Вот что значит воспитать себя до человеческой ступени - воспитать осознанно и осмысленно.
Вначале, еще ничего не зная, мы приступаем к серии уроков, бесед или мероприятий. Раз за разом мы подытоживаем их и понемногу движемся вперед, набираясь ума-разума. Постепенно эти выводы складываются для нас в некую картину - в финальное резюме, которое гласит: нам требуется окружение. Обучаясь в классе, в группе или в кружке - как ни назови, - мы сами выстраиваем эту среду. Мы не просто учимся или выполняем игровые задания, как детсадовцы. Нет, мы знаем, чтo делаем, для чего и почему. Каждый из нас становится психологом, социологом и понимает, какие изменения должна вызывать учеба в нем и в других. Каждый должен подняться до уровня эксперта по человечеству, по человеческой природе.
Разумеется, тут заложено противоречие. Поначалу ты относился ко мне как к ничтожеству, но ты в этом не виноват - так тебя воспитали, так тебя "изготовили". Потому ты и погружаешься в кризис. Однако я с уважением отношусь к твоим возможностям и задаткам, к твоей способности изменить лицо мира.
Мы похожи на людей, заблудившихся в пустыне. Нам нужно найти верное направление к благополучной жизни - и сейчас мы с тобой вместе выявляем его. А когда выявим - сами выстроим соответствующее окружение. Посреди нашей пустыни мы создадим целый мир, полный изобилия.
Вариантов не много
Вопрос: Вы говорите, что, не меняя социальных механизмов, мы должны фокусироваться только на одном: чтобы вся наша деятельность была направлена на пользу интегрального человечества...
М. Лайтман: Вначале на пользу группы, потом - страны, а потом - и всего мира. Постепенно, по мере продвижения человека, круг расширяется. Мы никого не подавляем, процесс идет в темпе нашего развития. Мы не ставим над людьми КГБ, как в России, чтобы убеждать их из-под палки. Напротив, мы вызываем перемены в человеке, который сам видит, что происходящее необходимо для продолжения пути, что другого выхода нет: или мы идем к гибели мира - в ядерной войне или без нее, или меняем себя к добру. Вот и все наши варианты.
Окружение-наставник
Нам стоит представлять себе будущую счастливую жизнь, пускай даже она кажется сегодня утопией. В конечном итоге все мы будем жить на одном уровне - иными словами, каждый будет получать всё необходимое для нормального существования и заботиться о других. А кроме того у всех нас будет возможность участвовать в жизни общества. Ведь в нас заложено соперничество, зависть, страсть, тщеславие, властолюбие - они никуда не исчезнут, наше эго сохранится, однако мы будем находить ему новое выражение, направленное на благо человечества.
Здесь от нас требуется новая, очень интересная работа. Как мне использовать зависть, страсть, тщеславие, властолюбие, огромные знания, хитрость - чтобы принести другим пользу, а не вред? Тут заложен увлекательный вызов для каждого.
При этом никто не говорит, что мы должны навсегда ограничиться удовлетворением базисных потребностей: еда, секс, семья, кров, безопасность, здоровье, образование, воспитание и т.п. Нет, мы можем постепенно повышать уровень жизни во всем мире, но уже в равновесии с природой - тогда мы не подвергнемся ударам с ее стороны и сможем преуспевать до бесконечности. Никто не говорит, что человек обязан довольствоваться одними лишь "животными", минимальными нуждами, которые сейчас стоят на повестке дня. Всеобщий подъем над чертой бедности - это не предел мечтаний.
Интересно было бы так же смоделировать работу судебных учреждений будущего общества: как мы будем судить человека, по каким критериям, согласно каким нормам? Ведь суд - часть того же самого окружения, с помощью которого человек воспитывается, но предназначенная лишь для особых случаев.
В целом, о правильности или неправильности своего поведения человек будет узнавать по реакции окружающих, которые соглашаются, либо не соглашаются с ним. Главное - держать всё тот же курс: если намерение человека устремлено на благо общества, он пользуется всеобщим уважением, а если нет, то социальное давление побудит его изменить свой взгляд, и тогда он почувствует себя хорошо в обществе. Однако мы не подавляем человека, не сажаем его в тюрьму. Единственное средство воздействия - осуждение со стороны друзей, близких, окружающих.
Кроме того, необходимо учитывать особые потребности человека: что лично ему нужно для благополучной жизни. Мы предполагаем создание специального компьютеризированного сервиса, который будет собирать информацию о том, что требуется людям в зависимости от их характера, привычек и т.д. И каждому будет обеспечиваться необходимое, так чтобы все получали свой адаптированный набор. В итоге никому не придется беспокоиться о снабжении.
Как мы будем управлять этим обществом? Возможно, нам потребуются новые системы, постоянно находящиеся под воздействием окружения и социальным контролем. Так или иначе, на всем мы должны учиться тому, как улучшать себя и общество. Это главное. Мы постоянно выстраиваем окружение, и его посредством - себя. И каждый раз оно должно быть более "фантастичным", т.е. более прогрессивным по сравнению со мной, опережая меня лишь на один шаг и оказывая свое воздействие.
Таким образом, я поднимаю себя на следующую ступень развития. Я постоянно ищу того наставника, который сейчас может воспитывать меня наилучшим образом. Каким должен быть его образ в моих глазах, чтобы я учился правильно? Как этот образ будет воздействовать на меня. Как сформировать его перед собственным взором? Как наладить связь с этим образом - с самим собой, находящимся на следующей ступени? Так я представляю себе более высокое состояние - и тогда устремляюсь к нему, к подобию по свойствам с этим образом. Он полон милосердия, любви, участия, тепла ко мне, как наставник к воспитаннику, - и я хочу отвечать ему взаимностью.
Как представить себе нечто не совсем уж иллюзорное, а лишь немного более возвышенное? Я поверяю себя сегодняшнего, в котором сознаю зло. Я хочу исправить этот выявленный пласт - и тогда вижу его исправленную противоположность в окружении. Сначала я вижу, в чем несу вред ближнему, а затем задаюсь вопросом: каким я хочу себя видеть? Я хочу исправить свое отношение к другим и представляю свою следующую ступень: "я + 1" - я, радеющий за ближних. Это и есть образ окружения-наставника, образ исправленного общества.
Так каждый раз я выбираю лучшее окружение. Представив его, я начинаю воодушевляться этой картиной жизни и тянусь к ее принципам, ее ценностям. Ведь я представляю себе нечто такое, что лучше меня сегодняшнего. В этом состоянии я уже готов двигаться вперед, только не знаю как. И потому я прошу у окружения, чтобы оно воздействовало на меня своим осуждением или похвалой. Пускай оно поощряет, побуждает меня идти к той картине, которую я нарисовал в воображении.
Давайте распишем эту схему. Я живу среди людей, которые составляют для меня круг интегрального воспитания. Находясь в этом кругу, я обнаруживаю, насколько дурен, и понимаю, чтo должен исправить. Таким образом, я сознаю свое зло в сравнении с окружением. А оно, в свою очередь, демонстрирует мне следующую ступень.
Картина перемен
Вопрос: Желая исправиться, я сам представляю себе картину перемен, или окружение показывает мне ее?
М. Лайтман: Это одно и то же. Ведь сам я не высосу этот образ из пальца. Для начала, что поможет мне осознать в себе зло? Именно окружение, в котором я нахожусь. Ведь мне нужен критерий для сравнения. Я распознаю доброе отношение окружающих ко мне и свое дурное отношение к ним. Этот разрыв - и есть осознание зла.
Тогда я испытываю плохие ощущения - под воздействием окружающих обнаруживаю, насколько я низок в сравнении с ними. Ведь они пронизывают свое отношение ко мне позитивом и демонстрируют тем самым более высокий уровень. Они лучше меня, и это задевает мой эгоизм, побуждая компенсировать изъян, т.е. уравновесить себя с окружением, сформировать ответное доброе отношение к нему. С одной стороны, я ощущаю изъян эгоизма, а с другой, это по безвыходности подталкивает меня к окружающим, заставляя объединиться с ними внутренне, уподобиться им по свойствам, стать таким же, как они.
Раз за разом окружение подает мне верные примеры, и, не имея другого выхода, я начинаю приводить себя в соответствие с ним. Так же малыши в детском саду перенимают нрав воспитателей. Окружение воспитывает человека.
При этом и сам он должен прикладывать силы, чтобы объединяться с окружающими. Однако в действительности это не его силы - просто все вместе мы воздействуем на каждого, побуждая друг друга к естественному единению со средой. И как следствие, в каждом из нас происходят перемены.
Главное здесь - постоянно проверять общий дух, царящий меж нами: он всегда должен увлекать к единству, к участию, к взаимности, к любви. Тогда каждый изменится, желает он того или нет. По природе своей, человек, само собой, не хочет объединяться и отдает себе в этом отчет. Однако, за неимением другого выхода, он все-таки вступает в систему, которая меняет его вопреки первичному позыву эгоистической природы. Перемены эти не есть порча - система меняет в человеке лишь форму применения собственного эгоизма, направляя его на созидание, на благо ближнего, окружения, человечества. В итоге каждый, кто проходит это воспитание, меняется и строит тем самым новый мир.