Человек прожигает всю свою жизнь на работе без удовлетворения
Часть 51. Глобальный мир: уроки и беседы о воспитании и новой жизни человечества.
О. Леви: Добро пожаловать на серию бесед с доктором Михаэлем Лайтманом "Новая жизнь". Мы обсуждаем новый мир производственных отношений, то место, ту организацию, где проходит большая центральная часть нашей жизни, желая научиться новому интегральному подходу к жизни у доктора Лайтмана, понять, как это проявляется во всех сферах нашей жизни. Сегодняшнюю беседу хотелось бы посвятить вопросу смысла работы. Место работы, должность, занятие, которые человек выбрал, и которые он, возможно, поменял несколько раз в течение жизни, по сути, определяют то, что он собой представляет, как в своих собственных глазах, так и в глазах окружающих, его статус в обществе. Это имеет массу аспектов. Мы хотим углубиться в это в настоящей беседе, чтобы научиться у профессора Лайтмана, как, согласно восприятию интегрального мира, которое он нам преподает, можно приблизиться к лучшей жизни. Ница, введите нас в суть дела о смысле работы в наше время.
Н. Мазоз: Рабочее место - это не только источник дохода, не только место финансовой поддержки, там мы стремимся развивать и реализовывать себя, выражая с помощью своего занятия. Мы говорили о молодом поколении, которое, с одной стороны, не желает себя чувствовать рабами, но, с другой стороны, им очень важно реализовать себя именно на рабочем месте. В сущности, можно сказать, что они не видят никакого другого места своей реализации, кроме рабочего. Это место, где человек может раскрыть свои способности, свои возможности, там он видит место своего развития. Поэтому он рассматривает рабочее место именно с этой точки зрения: насколько оно продвигает меня, помогает развиваться, реализовывать себя. Этот подход порождает массу состояний, ведя к тому, что человек много раз меняет место работы за относительно короткий промежуток времени. Если после двух лет работы он не продвигается, то ищет дальше. Это является большой движущей силой для молодого поколения. Почему так важна для молодого человека, а так же и для людей более зрелого возраста личная реализация на рабочем месте? Что его толкает к этому?
М. Лайтман: А где еще он может себя реализовать? Откуда он может получить удовлетворение в жизни? Что у него вообще есть в жизни? Если я всю свою жизнь нахожусь на работе, не беря в расчет несколько недель отпуска и праздников, то вся моя жизнь - на работе. Я прихожу домой, чтобы поесть, поспать, помыться, сменить одежду и снова пойти на работу. Мой перерыв между работой и работой используется для того, чтобы прийти домой, поменять одежду, отдохнуть и - снова на работу, это всего лишь как перерыв в рабочее время. Почему в таком случае я не должен думать о своей работе, как о самореализации всей своей жизни? Сегодня люди работают до семидесяти лет. И им некуда уходить. Для чего и зачем? Человек живет уже намного дольше, чем раньше. Получается, как же без этого? Я вижу это по себе. У меня особая профессия, но все-таки, как быть без работы? Пойти домой и сидеть дома? Что я буду там делать?
О. Л.: Можно умереть в течение года.
М. Л.: Наверняка. Пойти гулять, бродить, взяв с собой собаку? Что делать? Человек, который всю жизнь работает, привык к какому-то порядку, и для него это означает, что "он живет". Работа для него всё! Он действительно должен найти себя на работе. На рабочем месте заботятся о том, чтобы предоставить отпуск и всё прочее. Мы понимаем, что пришли к такому состоянию, когда вся наша жизнь в этом. С одной стороны. А с другой стороны, хотя у человека нет выбора, и он предан своей работе, потому что не понимает, как можно иначе, трудно сказать, что он получает удовлетворение. Напротив, он испытывает большую пустоту. Человек пребывает здесь в некотором таком очень многогранном переходе. Он не получает удовлетворения на работе, но все-таки привязан к ней. Он может много раз поменять работу, но и в других местах он тоже ничего не найдет. И так он как-то сдается. Я не думаю, что мы можем долго об этом говорить, потому что люди здесь ничего не определяют - необходимость определяет то, что они будут делать, чем будут заниматься.
В ближайшие годы мы увидим сотни миллионов людей, которые выходят с работы и не возвращаются, потому что нет места. Это определит новую форму отношения человека к работе, к жизни, к обществу. Поэтому я не возлагаю надежд на какие-то изменения у человека на рабочем месте. Это изменится потому, что вдруг обнаружится, что 70-80% населения находится без работы. Но "без работы" - это не означает без заработка. Будет какая-то поддержка от общества, от государства, от социального страхования, от разных организаций. Но человек будет полностью предоставлен сам себе. Если человек желает себя как-то реализовать, то ему необходимо ощущать, что он что-то делает, что-то создает, что-то творит, находится в каком-то процессе. Тогда у него есть ощущение, что он живет. А когда его выбрасывают с рабочего места, даже если дадут ему на сто процентов ту же самую зарплату - это будет означать, что он "находится за пределами жизни". Поэтому я думаю не о его реализации на работе, а о том моменте, когда он обнаруживает себя за пределами рабочего места. Как это на него повлияет? Здесь необходимо видеть действительно критическую точку в его жизни. Мы должны думать, как в своем распространении, особенно на семинарах через телевидение и интернет, мы сможем обеспечить этим людям развитие, то, что они не нашли на работе, и тем более не найдут этого и сейчас, когда у них нет работы, и вообще нет никакого занятия. У такого человека нет будущего, потому что он не видит ничего такого, что у него может появиться и в будущем. И здесь мы должны, с помощью нашего воспитания, дать ему новую задачу, новое место, новую надежду, новые горизонты.
О. Л.: Вы говорите о программах для безработных?
М. Л.: Не только для безработных. Это для всех.
О. Л.: Давайте, сосредоточимся на конкретном вопросе, и поговорим о смысле работы. Разделим это, чтобы не распыляться: есть люди работающие и неработающие. Необходимо заниматься безработными. Мы разработали множество программ в том плане, что мы можем им предложить. Уже есть государства, например, Греция, Испания, где безработица перевалила за 50% среди молодежи. У нас есть целая методика, целый набор идей, как с этим справляться. Мы предлагали эти программы.
М. Л.: Этого не достаточно.
О. Л.: Не будем в это углубляться, потому что есть намного большая часть общества, с которой нужно работать иначе, до того, как они попадут в статус безработного. Вы говорили, что в недалеком будущем безработица в мире перевалит за десятки процентов, начнутся иные процессы, иная структура рабочего дня. Давайте, поговорим о настоящем. Сегодня человек работает, он встает утром, приходит на работу. Мы с вами работающие люди, вы, я, Ница, это не кто-то абстрактный, это мы. Мы встаем, идем на работу, стараясь найти удовлетворение от того, что мы делаем. От чего зависит это удовлетворение? Ведь если я посмотрю на карьеры, которые я менял, то это не обязательно связано с самим процессом производства. Это не обязательно связано с зарплатой, которую я получаю, но это очень зависит от взаимоотношений с другими людьми на рабочем месте. Например, они могут меня обрадовать или испортить мне жизнь, разукрасить ее в розовые или черные тона. Взаимоотношения, которые мы сегодня наблюдаем среди людей, изо дня в день, из года в год всё больше и больше ухудшаются, становятся всё хуже. Например, я пригласил своего знакомого посмотреть одну из наших передач. Он спросил: "В каком мире вы живете, о чем вы говорите?". Ненависть в организациях между сотрудниками достигает таких масштабов, что кажется, вообще не может быть никакого контакта, взаимодействия, объединения, о котором вы говорите. Это полностью противоречит атмосфере, в которой живут люди. Сосредоточимся на взаимоотношениях между людьми. Человек прилагает так много энергии к тому, чтобы выбрать подходящее для себя дело. Вы сказали, что в течение своей жизни несколько раз меняли свои занятия. Но гораздо меньше энергии человек вкладывает в то, чтобы построить отношения с сослуживцами. Важнее, чтобы я получал удовлетворение, пребывая в гармонии с собой, выбрав правильное занятие в своей жизни, которое облачается точно, как перчатка на руку, или важнее мои взаимоотношения с окружающими людьми, пусть и на работе, не совсем мне подходящей? Что важнее? Здесь имеются какие-то пропорции, взаимоотношения? И почему?
М. Л.: Конечно. Почему?
О. Л.: Нет, вы еще не ответили, когда вы ответите, я спрошу "почему"? Что важнее?
М. Л.: Не знаю, потому что это зависит от того, насколько ты развит общественно.
О. Л.: Не понял? Каждый человек выбирает себе занятие.
М. Л.: Каждый выбирает себе занятие.
О. Л.: Мы тратим на это очень много энергии. Вы сказали, что несколько раз меняли занятия в жизни. Часто мы оказываемся на таком перепутье по несколько лет, раздумывая, что изучать? Молодой человек полжизни выбирает, что учить, в конце концов, он что-то изучил, приходит на работу, но его жизнь невыносима. Как будто бы у него есть профессия, он стал специалистом, но его окружают люди, которые превращают его жизнь в кошмар. Казалось бы, он сделал все, что мог, чтобы сделать свою жизнь прекрасной, пришел себя реализовать, и даже преуспел в чем-то. Что здесь доминирует: соответствие моего выбору моим внутренним качествам, стремлениям, возможностям, моим особенностям или мои взаимоотношения с окружающими меня людьми на работе? Что больше влияет на мое ощущение, что я работаю в правильном месте?
М. Л.: Это зависит от человека.
О. Л.: Что это значит?
М. Л.: Если я просто эгоист, то мне неважно, что они думают обо мне, наоборот, я могу переступить через них и тогда я чувствую себя еще лучше. Всё зависит от человека. Но если я прошел курс общественного интегрального воспитания, тогда я очень забочусь о том месте, где я работаю, даже готов получать меньше денег. Мой успех не в том, чтобы идти по головам к какой-то вершине, а в том, что у меня будет теплое общество, и я не захочу его оставлять. Я не знаю, как это измерить. Я не понимаю, какой ответ ты ждешь от меня? До интегрального воспитания человек измеряет себя только личным успехом, именно своим продвижением, своей властью над другими. А после прохождения им курса интегрального воспитания в нем меняются ценности. Он начинает видеть, что находится в теплом обществе, насколько оно его обнимает, как ему все улыбаются, дружелюбны. Это его наполняет. Он развивает новые ощущения, новые сосуды для успеха. Он преуспевает уже в другом - во взаимоотношениях в обществе. Ему уже неважен собственный рост, потому что он переходит с линейного направления к интегральному, он взвешивает себя на совсем иных весах. Это невозможно сравнить! Одно квадратное, а другое круглое, и одно невозможно сопоставить с другим.
Н. М.: Попробую уточнить вопрос, так как я чувствую здесь нечто принципиально важное. Человек постоянно ищет ответ на вопрос о своей личной реализации. Действительно ли в практической деятельности я смогу проявить свою уникальность, свои способности в плане личной реализации?
М. Л.: Нет, я вообще так не думаю. Я сразу отвечаю на это. Хотя работающий человек и прожигает всю свою жизнь на работе, но он не получает там удовлетворения. Он считает, что там все рутина, повседневно, одно и то же, всё повторяется, и всё это глупости. Сегодня он видит мир, а не как это было раньше, когда он ничего не видел, думая, что его рабочее место - это всё. Сегодня, он уже видит, знает, что нет выбора, и уходит в это с головой, чтобы забыть обо всем. Но в итоге, мы видим, что его эгоизм растет. Он видит свое рабочее место узким, ограниченным, люди огорчают его, отношения между ними ужасные, и он ничего не может изменить. Но если отношения улучшатся и атмосфера будет дружественной, то он получит здесь удовлетворение, настроение, и все прочее. И тогда какая разница, чем заниматься? Главное - вместе, как у детей, которые играют, и им неважно, во что играть, можно поиграть в одно или в другое. Какая разница во что? Ты помнишь?
О. Л.: Да, я помню. У меня каждый день такое происходит дома.
М. Л.: Главное, чтобы играть вместе. Есть какие-то соревнования, но все дело в том, чтобы все делать вместе. Сделайте из работы игру - это важно. А игра зависит от связи между всеми. Ну, а если не хотят быть в связи и каждый в своем углу думает только о том, чтобы его не трогали, то работа становиться скучной и хуже чем рабство.
Н. М.: Я вернусь ко второй части вопроса. Вы говорили, что личная реализация находится именно в отношениях между нами.
М. Л.: Конечно!
Н. М.: У меня нет сомнений, что сегодня люди ищут возможности реализовать себя, только не знают место своей реализации. И здесь у вас совершенно иной взгляд: место моей реализации не столько на работе и в специальности, которой я занят, сколько в системе моих связей. Именно там происходит моя реализация. И здесь мне необходимы разъяснения: что значит, реализовать себя внутри связи?
М. Л.: Мне важно быть в обществе, на рабочем месте, в теплом коллективе. И для меня именно это, прежде всего, является наслаждением и наполнением.
Н. М.: Там находится мое удовлетворение.
М. Л.: Да, там мое удовлетворение. А наше производство и успех в этом, является совершенно второстепенной вещью. Весь профессионализм руководителя заключается в соединении этих двух вещей вместе.
О. Л.: Что это значит?
М. Л.: Объединение между работниками, правильные и добрые отношения дадут им заинтересованность организовать свою работу, будут способствовать росту производительности и успеху в работе. Объединение даст хороший результат в работе. И неважно, это будет какая-то компьютерная программа или швейный цех.
О. Л.: Как это сделать?
М. Л.: Его профессионализм заключается в том, насколько он сумеет связать одно с другим.
О. Л.: Можно это объяснить подробней? Расставьте какие-то акценты: цель - такая-то, и такой-то руководитель считается "успешным руководителем в завтрашнем мире".
М. Л.: Благодаря объединению между нами, мы поднимаем наш коллектив, наше предприятие. Можно использовать даже премии, когда, допустим, все идут на один день в отпуск. После полугода особо успешной работы, мы можем нанять корабль и организовать круиз по Средиземному морю.
О. Л.: Сегодня это тоже делают. Я ищу другие вещи.
М. Л.: Но мы делаем это, исходя из желания, быть вместе, и это находит свое выражение в наших чувствах.
Н. М.: Здесь иная цель.
М. Л.: Да.
Н. М.: Целью здесь является стимуляция работника для того, чтобы потом он дал как можно большую производительность. А Вы говорите...
М. Л.: Снова, об объединении: необходимо чтобы работа вела к объединению, а объединение способствовало работе.
О. Л.: Сегодня организации много вкладывают в то, чтобы выбрать правильного человека и дать ему правильную функцию, это считается секретом успеха. На своем предприятии мы выбрали людей, приложив для этого много усилий, у меня есть отдел, где каждый является профессионалом в своей области, у них есть все условия для того, чтобы быть самыми лучшими - есть всё.
М. Л.: Но...
О. Л.: Да, вот именно, "но".
М. Л.: ...они пожирают друг друга.
О. Л.: Да, а я, как начальник...
М. Л.: Ты ничего не можешь сделать.
О. Л.: Я совершенно не могу контролировать это сумасшествие, что бы я ни делал, стараясь уладить то в одном месте, то в другом, все от меня ускользает. И в этом вся моя жизнь. Недостаточно того, что каждый из них страдает в таком окружении, как ответственный за все это, я страдаю больше всех, не зная, что делать. Но я чувствую, что вы мне предлагаете новую теорию, вы говорите так: "Весь твой профессионализм заключается в том, чтобы совместить две вещи. Передо мной стоят две цели, во-первых, чтобы они объединились, а уже затем это приведет к каким-то плодам в нашем деле, потому что действительно они способные и могут создавать что-то новое. Я хочу идти в этом направлении, чтобы объединить эти две вещи вместе, создав между ними в их контактах между собой нечто новое. Но как мне это сделать? И вместе с тем хотелось бы так же позаботиться о том, чтобы это было не просто как некое молодежное движение, а чтобы это дало результат. Вы сказали, что профессионализм и заключается в том, чтобы объединение привело к повышению производительности и к лучшим результатам. Что как руководитель я должен поставить во главу угла? Может быть, какой-то компас, расставить какие-то акценты, что-то делать, а что-то не делать. Как вы можете гарантировать мне, что если я смогу объединить обе эти вещи, я действительно стану самым успешным? Дайте мне еще немножко. Немножко откройте мне, помогите мне. Вы понимаете мои проблемы? У меня есть профессионалы, которые ничего не могут сделать.
М. Л.: Я всех их помещаю в семинар.
О. Л.: Да, прекрасно.
М. Л.: И на семинарах я выясняю все, что есть между ними.
О. Л.: Отрицательное?
М. Л.: Не отрицательное. Мы говорим не об отрицательном, а о положительном. Это должны быть семинары, которые их объединят, где мы говорим о работе после того, как я их хорошенько настрою на объединение, на взаимность, на что-то, чтобы они начали понимать необходимость этого. Это должно так же касаться реальности, развития, эволюции, того, как эгоизм играет с нами, когда мы обсуждаем это, о том, какие мы эгоисты друг относительно друга и каждый по отдельности, как с точки зрения психологии мы ведем себя на работе. Необходимо привести к ним психолога. Мы говорим, что на работе они - это не они, а так хитро с ними играет их эгоизм. Пусть каждый посмотрит на себя со стороны, представит себя в тех или иных ситуациях. И больше всех в этом преуспевает тот, кто является психологом для себя самого, когда видит, как злое начало работает над ним, соблазняет и подталкивает его сопротивляться другому. И так далее, пока мы не достигнем понимания того, насколько мы все управляемы.
У нас нет никакой свободы выбора, мы буквально как животные, когда природа управляет нами. Но природа управляет животными для того, чтобы жить, а нами - чтобы еще и ненавидеть. Но как мы можем изменить это состояние? Может быть, наслаждаться этим? Наслаждаться! Давайте поднимемся над этим. Мы ничего не разрушаем, а только учимся этим управлять. Каждый! Нам не нужен руководитель, мы сами руководители. Давайте попробуем управлять собой. Можем мы или нет? И снова мы говорим об улыбке, о том, чтобы говорить друг с другом красиво, пытаться делать это в виде игры на семинаре и так далее. Так мы приходим к тому, что называется "разбитым сердцем". А затем можно установить для себя премии.
О. Л.: Какие?
М. Л.: Неважно, это могут быть выходные вместе с начальством. Давайте посмотрим, как влияют на нас изменения в рабочих отношениях. Пусть после того, как мы прошли, скажем, курс из пятнадцати семинаров, к нам придет какой-нибудь психолог, и исследует то, как это на нас повлияло, как мы изменились. Всё это время мы находимся, может быть, под какой-то телекамерой в замкнутом цикле, а он постоянно проверяет: сколько времени сегодня мы затрачиваем на то, чтобы что-то выполнить; насколько легче мы принимаем решения, когда никто в себе ничего не скрывает, не тормозит другого. И как результат этого все выходят с семьями в отпуск, начинают объединяться семьями, покупают подарки детям. Каждой женщине посылают домой цветы. Делают такие разные приятные мелочи. И хотя это и сейчас принято, но это делается как-то формально, и не меняет человека.
Н. М.: Я хочу найти связь между двумя понятиями, о которых вы сейчас говорили. Между темой связи между людьми и темой самореализации, потому что я чувствую, что здесь есть нечто новое. Самореализация внутри соединения - это нечто особенное. Где находится самый большой страх, когда вы приходите и говорите: "Давайте объединимся"? Каждый человек самостоятельно заботится о том, чтобы узнать, чем он особенный, в чем его уникальность. Всегда есть страх, что объединение - это уравнивание всего, и там, где я соединяюсь, я превращаюсь в маленький винтик большой системы, я растворяюсь внутри системы. А я не хочу раствориться внутри системы, я хочу сохранить свои особенности и реализовать себя внутри связи. Как я могу это сделать?
М. Л.: Тогда человек уверен, что то, что он теряет себя в обществе, не преуменьшает его, а только поднимает.
О. Л.: Что такое - потерять себя? Я не понял.
М. Л.: Если он постоянно старается не выделить себя эгоистически, а содействует объединению в обществе, то это поднимает его, а не преуменьшает. Помню, много лет назад я работал в одном месте, только я умел делать там некоторые вещи, но никому этого не показывал.
О. Л.: Это происходит в каждой организации.
М. Л.: Да. А иногда я устраивал так, чтобы они не смогли без меня запустить что-то, и только когда я появлялся, то каким-то образом запускал это, чтобы они не знали.
О. Л.: Это происходит каждый день в каждом рабочем отделе. Такова реальность. Вопрос, что делать?
М. Л.: Что делать? Делаем очень просто. Невозможно совершить скачок к новым отношениям, если не провести человека через объединение, через внутренние изменения. Как это возможно? Хотя далее он сам не выдержит, захочет участвовать, и не будет бояться других, но это приходит после его внутреннего изменения. Что вы ищете?
О. Л.: Мы пытаемся понять, что это за процесс?
М. Л.: Это семинары!
О. Л.: Понятно, но семинары - это инструмент. Вы сейчас сказали, что держали свои знания в секрете.
М. Л.: Да.
О. Л.: А каков чувственный процесс, который должен пройти человек? Например, вы пришли в тот отдел, в котором вы работали. Какой чувственный процесс вы должны пройти, чтобы вы смогли бы выйти из своего убежища?
М. Л.: Мы не говорим заранее человеку, что он будет проходить.
О. Л.: Не человеку. Представьте себя на том месте, где вы были тогда.
М. Л.: Его вклад в общество должен казаться ему очень важным.
О. Л.: Это уже в конце процесса.
М. Л.: После нескольких семинаров.
О. Л.: Понятно, семинары - это техническое средство. Вы можете облачиться в тот свой образ в прошлом?
М. Л.: Да.
О. Л.: Например, я и Ница приходим в ту организацию, где вы работали, и хотим там улучшить жизнь. Через какой процесс, какой чувственный опыт, какие этапы от одного до десяти, мы должны вас провести? Какие ощущения вы должны испытать, чтобы в конце процесса нашей работы в этой организации мы подвели бы вас в то место, где вы могли бы сказать, что профессионализм руководителя состоит в том, чтобы объединить людей и всех вместе привести к самой высокой возможной самореализации каждого? Выше той, когда вы держали свое знание при себе.
М. Л.: Мы должны показать ему, насколько его эгоизм является злом для него, отрывая от радости жизни, от успеха в жизни, от уверенности. Он дает ему неуверенность, ненависть, отторжение, одиночество, тоску, отчаяние и так далее. И проходя эти этапы, он начинает видеть, что ему хорошо и тепло, если он соединен с другими.
О. Л.: Вы особенный человек? Человек в вас - это особенный человек, отличный от меня, от нее? Каждый особенный по-своему?
М. Л.: Конечно.
О. Л.: И вам важно сохранить свою уникальность, где вы чувствуете себя, свой успех, свою самореализацию?
М. Л.: Мы создаем такое объединение, где каждый будет ощущать себя особенным, и без него объединение не состоится.
О. Л.: Почему?
М. Л.: Это как в теле, когда не хватает какого-то органа.
О. Л.: Вы говорили, что знание, которое вы скрывали, работая в организации, делало вас уникальным. Вы, работник Михаэль, будучи двадцати с лишним лет, знали что-то, что знали только вы. Это вызывало у вас ощущение важности, собственной значимости. То же самое происходит с каждым - со мной, с Ницей. Допустим, мы работали вместе с вами. Что это за новое дело, где все вместе, всё - общее, и вы ничего не скрываете? Вы потеряли свою значимость!
М. Л.: Нет. Тем, что я вкладываю в общую тарелку, вся тарелка становится моей. Я так чувствую, таково новое ощущение: "Вся тарелка - моя". А ты чувствуешь, что вся тарелка - твоя.
О. Л.: И Ница тоже так чувствует?
М. Л.: И она тоже.
О. Л.: Так чья же тогда эта тарелка?
М. Л.: Всех! Каждого и всех вместе. Это как в ощущении любви, ведь она не делится на части. Когда ты наслаждаешься от нашей любви, разве мне недостает наслаждения от неё?
О. Л.: Не понял, не понял. Что-что?
М. Л.: Если мы любим друг друга, то ты наслаждаешься от того, что любишь меня. Но разве я не могу наслаждаться в той же мере, если я люблю тебя?
О. Л.: Можете.
М. Л.: От отдачи! В отдаче нет "чуть-чуть", там нет изъяна.
О. Л.: Но вся ваша сила теряется.
М. Л.: Нет!