Глобальный мир. Уроки о новой жизни человечества - 8. Часть 1. Доброе будущее
Часть 1. Давайте поговорим о новом поколении, в котором мы желали бы видеть продолжение себя - если не во всех, то уж в наших детях точно. Желая им всего лучшего, мы бы не хотели, чтобы они жили в обществе конкуренции, где каждый человек постоянно держит оборону от других, а страны конфликтуют между собой, подвергаясь смертельной угрозе атомных бомб, которые мы в изобилии заготовили друг для друга. Мы не хотим, чтобы наши дети, подобно нам, переживали кризисы, которые всё усиливаются. Мы не хотим, чтобы с наступлением темноты они не могли выйти из дома, как будто их окружают джунгли, кишащие хищниками. Мы не хотим, чтобы в их нестабильном обществе никто не знал, чтo случится через мгновение, а условия жизни ухудшались из года в год.
Окружить себя добром
За прошедший год (2011) в мире резко повысилось количество самоубийств. Растет число разводов и изнасилований, ширится отчаяние, человек испытывает всё большее давление. Усилились разрушительные эффекты стихийных бедствий: цунами, землетрясений, извержений вулканов, ураганов, наводнений и т.д. Нельзя забывать и о техногенных катастрофах, например, о грандиозном разливе нефти в Мексиканском заливе. К этому можно добавить растущую статистику безработицы, насилия в школах, особых заболеваний, алкоголизма и наркомании...
Со временем проблемы в нашей жизни только нарастают, и прошлый год действительно выдался довольно трагичным. Но мы не обращаем внимания на эти цифры, озабоченные еще более масштабными угрозами продовольственного кризиса и безопасности в мире. В некоторых странах уже вспыхнули беспорядки и революции.
Итак, мы оказались в очень опасном положении. Однако люди отрешаются от угроз - не потому, что они проходят, а потому, что невозможно все время думать об этом. Легче отключиться от происходящего и просто плыть по течению жизни. И все-таки если серьезно задуматься о том, какой мир мы готовим следующему поколению, выяснится, что мир этот совершенно не пригоден для хорошей, спокойной, безопасной жизни, которая наполняла бы человека удовлетворением, теплом и уверенностью.
Мы потеряли путь развития. Раньше мы развивались по мере роста своего эгоизма, который толкал нас вперед на протяжении всей истории. Мы открывали новые формы социальной, политической, экономической жизни, мы развивали науку и технику. Вообще, мы многое сделали благодаря желанию развиваться и процветать. Но вместе с тем в итоге мы потеряли курс и разучились правильно использовать возможности, имеющиеся в нашем распоряжении. Человечество можно сравнить с группой людей, заблудившихся в лесу или в пустыне и не знающих, куда держать путь.
Мы видим, что наши лидеры, официальные лица, умные люди, ученые собираются на всевозможные конференции и саммиты, но по сути, не знают, что предпринять. У них нет никакой программы оздоровления своих стран и мира в целом.
И действительно, есть ли у нас перспектива, свет в конце туннеля? До сих пор наш эгоизм все время подталкивал нас сзади. Должны ли мы и дальше развиваться подобным образом, дожидаясь того, к чему это приведет? Так можно дойти до массового голода и уничтожения, до эпидемий, климатических бедствий и экологических катастроф. Можем ли мы выбрать себе иную форму развития?
Человека развивает социум, каждый из нас представляет собой продукт воздействия окружения. Так почему бы не сформировать для себя такое окружение, которое будет развивать нас правильно? Тогда с его посредством мы возьмем нужный курс, изначально направляя свое развитие.
Возможно, именно это требуется нашему поколению. Неслучайно мы не различаем проблеска впереди - природа больше не подталкивает нас, как подталкивала все время. Она словно выжидает. Зато мы начинаем понимать и чувствовать происходящее - так что, возможно, у нас есть в руках спасительное средство: нам нужно так организовать окружение, чтобы с его помощью впервые за всю эволюцию самим определять новый ход своего развития. Тысячи лет природа развивала нас принудительно, а сегодня, имея достаточно разума и чувства, владея силой анализа, мы можем сами сформировать окружение, которое будет развивать нас дальше. Ведь единственный выбор человека - это вступить в особое окружение, которое придаст, продиктует ему нужную форму.
Используя силу окружения таким образом, мы сумеем исправить свое естество. Нет смысла оставаться слепыми эгоистами, не знающими, куда эгоизм толкает их и что с ними делает. Собственно говоря, мы уже видим и знаем, что ведет он нас не туда, не в сторону безопасности, процветания и мирной жизни. А потому мы должны развивать человека так, чтобы он использовал свой эгоизм на построение хорошего общества. В добром окружении и человек станет добрым. Он будет применять на благо все свои порывы и возможности в сфере технологии, обществознания, естествоведения, современной психологии, разработанной за последние сто лет, и т.д.
В конечном счете, нам не нужно выстраивать ничего, кроме окружения. Так же мы формируем детскую среду с помощью взрослых наставников. Благодаря этому каждый ребенок получает правильное воспитание и знает, как использовать все свои побуждения и качества во благо. Вот и взрослым мы можем оказать ту же услугу.
Единое человечество - больше, чем мечта
Неслучайно технологическое, экономическое и коммерческое развитие последних лет позволяет нам высвободить много сил и времени - эти ресурсы надо использовать на построение нового окружения. Возможно, 80% работоспособных людей должны работать именно над этим, и только 10-20% людей в возрасте 20-60 лет будут обеспечивать наши насущные потребности.
Давайте взглянем через эту призму на человеческое общество. Исследования показывают, что до 10% населения мира составляют люди, стремящиеся к отдаче ближнему. Они вращаются вокруг всевозможных благотворительных организаций, навещают больных, помогают нуждающимся, раздают еду, ездят в бедствующие регионы мира и т.д. Это малочисленные идеалисты, отличающиеся особым типом эгоизма, который побуждает их нести благо другим. Иногда они готовы даже отдать жизнь ради благополучия общества, ради доброго прогресса человечества.
Однако мы говорим не о них, а о добрых переменах в воспитании обычного человека, которые затронут всех. Тогда мир изменится, и весь тот огромный потенциал, который сегодня направлен на массовое уничтожение, мы обратим на благо людей.
Единственное средство для этого - воспитание. Ведется оно посредством определенной просветительской программы, а главное благодаря воздействию окружения. Нам необходимо сформировать круги воздействия, охватывающие СМИ, виртуальную среду, культуру, театр, музыку, фильмы, песни, книги и т.д. Всё должно говорить человеку о новом мире. И пускай мы еще не живем в нем, но давайте играть в него, как мы играем с нашими детьми в процессе воспитания. Давайте воспитаем себя, давайте поднимемся над собой на более высокую, более зрелую, более серьезную, чем сегодня, ступень и оттуда выстроим систему, которая будет на нас воздействовать. Давайте заранее, по безвыходности, установим нужные правила игры.
Мы знаем, какую силу имеет над человеком окружение. Меня постоянно промывает мощный поток, насыщенный всевозможными формами внешнего воздействия. Я начну привыкать к хорошим примерам, видя их повсюду в различных ракурсах, пока они на меня не подействуют. И не столь важно, что люди, которые подают мне эти примеры, действуют "по заказу", - все равно они влияют на меня. Пускай демонстрируемые ими примеры противоречат моему желанию - со временем я начинаю охотно делать то, что начиналось поневоле. Постепенно я принимаю новый "формат": привычка становится второй натурой, да и сам я готов на это ради своих детей, ради безопасности и доброго будущего.
Ведь так или иначе, мы должны организовывать условия для новой жизни. Кризисы, которые охватывают все сферы нашей деятельности, по сути, выявляют наши собственные пороки - то, в чем мы еще не можем компенсировать свою природу. И потому для начала нам надо поработать над выяснением того, что представляет собой новая жизнь, которую мы могли бы вообразить себе в самых розовых мечтах. Пускай она кажется слишком уж прекрасной и даже утопичной, но давайте сперва окунемся в этот сон.
И здесь можно сказать, что по-настоящему благополучной и безопасной наша жизнь будет тогда, когда весь мир станет одной семьей, в которой все живут в гармонии, на взаимном чувстве и зависят друг от друга. В таком случае благополучие каждого зависит от благополучия общества в целом, от того, насколько он заботится обо всех, а все - о нем. И состояние это всё расширяется, всё усиливается. Отсюда следует, что каждый будет работать, максимально реализуя свои способности на благо всех, так же как сегодня готов работать для себя и своей семьи. А получать человек будет то, что ему необходимо для поддержания такой жизни в работе и заботе на благо общества.
Мы понимаем, что все люди очень разные и человеческое общество в высшей степени многогранно. Оно отличается разнообразием религий и верований, привычек и поведенческих шаблонов, нравов и обычаев. Но, несмотря на это, мы должны с уважением и пониманием относиться ко всем секторам человеческого общества и каждому в отдельности, стараясь предоставлять человеку возможность достойно жить и практиковать то, к чему он привычен. Мы не собираемся всех стричь под одну гребенку, силой нивелируя различия, и принудительно насаждать однородную культуру. Что в человеке есть сегодня - пускай остается и завтра. Мы лишь вносим в общество дух добрых взаимоотношений, чтобы он воцарился между нами.
Мы понимаем, что только поэтапное воспитание изменит человека и подтолкнет нас к большим переменам в социальном и государственном устройстве, к сотрудничеству между народами, к отмене границ между странами, а затем - к отмене самих стран и формированию единого, "круглого" человечества на круглом Земном шаре.
Ну а пока что мы не вводим никаких рамок и законов, за исключением одного: всё, что мы делаем, должно идти на пользу интегрального человечества. В таком свободном формате мы выстроим свое будущее, благодаря лишь воздействию хорошего окружения, несущего человеку ощущение участия, уступчивости, учета интересов - вплоть до любви к ближнему.
Свет народам
Современные проблемы напрямую связан с уникальностью еврейского народа, которая отличает его от всех остальных. Ведь согласно своему учению, проникнутому посланием о любви к ближнему, как к себе, он обязан дать миру методику исправления. Тем самым он нейтрализует антисемитизм и ненависть народов к себе, заложенную в подсознании каждого, - нейтрализует благодаря этой методике исправления, позволяющей правильно выстроить общество и окружение.
Когда-то, до разрушения Храма, в народе Израиля царила братская любовь - любовь к ближнему, как к себе. Но затем он упал с этой ступени в беспричинную ненависть и теперь снова должен отстроиться на братской любви, вплоть до любви к ближнему, ко всему человечеству - чтобы показать людям пример. Тем самым народ Израиля продемонстрирует всем свое предназначение и требующееся сегодня исправление, на которое он как раз и способен, поскольку уже взял однажды эту ступень.
На протяжении всей истории и до сих пор в народе этом не было господ и рабов, угнетаемых и угнетателей, а также других форм подавления, присущих всем прочим народам. Каждый здесь оценивался по своей мудрости, богатство и силовые методы никогда не чтились, а наоборот, презирались. В человеке всегда уважали, прежде всего, мудрость и милосердие.
Так вот, всю эту ценностную базу, уже имеющуюся в народе, надо обновить, возвысить, извлечь из глубин и оценить по достоинству. Для этого не надо придумывать новые формы и рамки воспитания - оно уже заложено в естестве народа. Надо только немного пробудить его изнутри, и он вернется к источникам, к корням, к той истине, которая пока что замурована под толщей наркоза, но просится наружу. Она покажет людям их предназначение, объяснит, для чего стоит жить и быть особенными, почему именно народ Израиля на своей земле из этого особенного места способен подать пример всему миру и продемонстрировать, какое общество надо строить, каким должен быть подход к человеку и к жизни, к соседям и ко всему человечеству. Став "светом для народов", замечательным примером человеческого общежития, еврейский народ увидит свое доброе будущее и будет жить так, как предначертано ему изначально.
Сегодня израильское общество выстроено по тем же принципам, что и все другие. А потому первыми поймут нас не богатые и преуспевающие люди, и не они захотят вступить в рамки нового воспитания. Напротив, выстроив для себя и своих детей искусственные рамки, они полагают, что находятся в безопасности и уверены в правильности своего образования и воспитания. У них есть свой искусственный мирок, который их вполне устраивает.
В результате мы можем обращаться с нашим посланием только к простому народу, страдающему от отсутствия безопасности и уверенности в завтрашнем дне, от настоящей беспомощности. День ото дня, год от года его жизнь становится не легче, а тяжелее. У него остается всё меньше надежд на будущее, уровень образования и воспитания в его среде падает, тогда как дороговизна жизни растет.
Помимо этого, проявляется еще много негативных признаков, которых не было раньше. В прошлые годы здесь ощущалось тепло, люди чувствовали принадлежность к народу и стране, а сегодня ширится обособленность, каждый теперь сам за себя, и этим Израиль уподобляется народам мира.
Подлинная цель народа - это, прежде всего, стать "народом Исраэля". Иначе говоря, без братского единства народом ему не быть - тогда он похож на орехи в мешке, объединенные лишь безысходностью. Изгнанники, собравшиеся на этой земле, всем ненавистны, и никто не хочет их принимать. Пока что у них есть силы, чтобы сдерживать внешнюю угрозу, но долго продолжаться это мне может. А потому необходимо действовать таким образом, чтобы благополучие мира, народов и Израиля стало неразрывным целым, - дать новое воспитание этому народу, а затем всему миру.
Новое Просвещение
Распространяя наше послание, мы должны действовать не сверху, не через правительства - они неспособны нас понять, поскольку там сидят преуспевающие люди, которые обладают богатствами и выстраивают искусственную "оболочку" для себя и детей. Они не испытывают особой необходимости в том, чтобы менять окружение, человеческое общество. И потому обращаться нам надо только к массам.
А массы не могут учиться на истории, на примерах прошлого. Ими движет только настоящее, и мы должны показать им концепцию, которая обеспечит всем будущее.
Нашим адресатом является именно этот большой сектор народных масс - со среднего пласта и ниже. Ко всему прочему, в последнее время положение среднего класса подрывается, в результате чего он остается без работы и без помощи. Нам нужно лишь создавать для людей примеры, демонстрирующие, что взаимная отдача может нас спасти, тогда как отторжение, гордыня и конкуренция являются разрушительными для нашего общества.
Насаждение воспитания в народных массах требует большой поддержки, которую мы должны приобретать у народа путем распространения. Всеми средствами мы должны дотягиваться до людей через их потребности. Они хотят хорошего воспитания и доброго будущего для своих детей, и мы должны показать им это доступным и доходчивым образом, с помощью различных форм медиа-контента, которые можно понять, прочувствовать и принять. Как правило, это газеты, которые мы выпускаем и распространяем на улицах, информационные брошюры, телеканалы и особенно виртуальный контент, который доходит сегодня почти до каждого.
Мы должны организовывать фестивали, выходные и праздничные дни в парках, должны приглашать людей на выступления, лекции, обсуждения, круглые столы. Пускай тысячи людей участвуют в общенародной дискуссии о том, как изменить лик общества и вернуться в основополагающее состояние, снова став как один человек, с одним сердцем, во взаимной любви. Это действительно возможно - посредством такого распространения.
Необходимо понимать, что, приводя жизненные факты, а также мнения ученых, психологов, воспитателей и учителей, мы можем повлиять на широкие массы и вовлечь их в правильное воспитание. Кроме того, что касается угроз современного мира, дороговизны жизни, кризиса образования, культуры и всей той среды, которая питает наших детей, - мы должны противиться этому. Мы должны противостоять наркомании, алкоголизму, проституции, дурному воспитанию, скудному образованию, которое не позволяет двигаться вперед по жизни и преуспевать. Нам надо сформировать для народа новую "обертку".
Если все вместе мы захотим проявить такое отношение к массам, они поймут, что мы действительно выступаем за их доброе будущее. И тогда они примут эти новые рамки, чтобы все вместе мы начали заботиться о себе через доброе окружение, которое построим сообща. Вместе с воспитателями, психологами и прочими специалистами, понимающими, каким должно быть это новое окружение и до какой степени оно способно влиять на каждого, мы сделаем его желанным в глазах взрослых и детей, чтобы они захотели прислушиваться к нему и подвергаться его воздействию.
Тогда вместе с ними мы будем формировать соответствующие системы, пока весь народ не зайдет под сень этого доброго влияния и не начнет меняться.
Разумеется, это потребует от нас создать собственную систему коммуникации, систему воспитания и образования, новую систему ценностей. И потому мы нуждаемся во множестве специалистов, которые помогут нам выстраивать все эти средства массового воздействия. Однако мы будем действовать не так, как поступают правительства и интересанты, контролирующие СМИ и через них манипулирующие народом. Нет, мы пойдем не против людей, а вместе с ними, объясняя, чтo мы делаем. Мы сформируем "оболочку" правильного воздействия при участии масс, в сотрудничестве с людьми. Мы все будем продвигаться в постижении и понимании, в построении себя, и благодаря этому, при помощи распространения, народ поднимется на новую ступень. Он будет сам участвовать в своем воспитании. Мы лишь должны показывать ему верные примеры, новые ценности в сопоставлении с прежними - и после объяснений все вместе с нами будут сознательно участвовать в формировании развивающей среды.
При таком ходе событий есть большая надежда на то, что мы перестанем походить на заблудших в пустыне или в затерянных в океане и сами выстроим новое, доброе будущее, вовсе не утопичное и не фантастическое. Ведь мы готовим себя и меняемся посредством воспитания. Здесь действует обоюдный механизм: мы формируем "оболочку", а она - нас. Снова и снова мы продвигаем окружение еще чуть-чуть вперед, чтобы оно в ответ воспитывало нас, выводя на новую ступень, на которой мы снова поднимаем планку окружения, сообщая ему еще более высокие черты и требования. Так, в понимании и осознании, в самопреображении мы выводим себя из текущего состояния, постоянно поднимаясь по лестнице взаимности, отдачи, участия и любви.
Человек, участвующий в этом процессе, не просто обретает более спокойную жизнь и благожелательность окружающих. Благодаря этому воспитанию, он и сам несет аналогичные перемены другим, действуя как активная часть общей системы.
Так система выстраивает, формирует себя. Впервые в истории мы будем развиваться не подхлестываемые себялюбием, не становясь всё более эгоистичными, жестокими и далекими друг от друга. Наоборот, мы будем проявлять меньше эгоизма и жестокости, будем больше сотрудничать между собой. И всё это именно благодаря самовоспитанию.
Тогда-то и будет разрешен нынешний масштабный кризис, вызванный недостатком воспитания людей на протяжении тысячелетий. Человек, как центр мироздания, действительно возвысится настолько, что сможет создать себе доброе, подходящее окружение. Так исправятся мир и человек - вместе, при помощи друг друга.
По всему миру люди скандируют на улицах лозунги, требуя социальной справедливости, равного распределения, заботы обо всех, крова и уважения для каждого. Мы же, по сути, отвечаем массам: "Разумеется, это возможно. Давайте сделаем это сами. На Земле есть всё, что для этого необходимо. Вопрос лишь в том, как мы сотрудничаем между собой и используем ее богатства".
Сегодня мы видим, что народ не бессилен. У него есть собственное мнение и сила, если он объединяется и требует вещей, насущно необходимых для существования. Но только действительно серьезных, необходимых вещей, а не подачек для отдельного сектора, которые позволят немногим гарантировать себе благополучие, тогда как остальные останутся брошенными на произвол судьбы. Подлинные чаяния народа - нормальная, безопасная жизнь выше черты бедности, доступная всем система образования и т.п. - зависят от того, удастся ли нам верно выстроить свое окружение и свое общество.