Воспитание. О материнстве и воспитании - 4
Воспитание. О материнстве и воспитании
Свобода воли
Часть 4.
М. Санилевич: Мы неоднократно затрагивали тему "свобода воли".
М. Лайтман: Она постоянно возвращается. Потому что, если есть свобода воли, тогда есть о чем говорить, а если нет, то не о чем и говорить. Что толку? Будем нормально существовать, в каждый момент времени, пытаясь извлечь для себя наибольшую, оптимальную пользу. Если есть свобода воли, - для чего-то она дана нам, для реализации какой-то особой цели, - тогда нужно выяснить эту цель и начать реализовывать свободу, и тогда в ней мы сможем что-то сделать. А если ничего не можем сделать - тогда остаётся спокойно прожить и все. Что поделаешь? Значит, человек ничем не отличается от животного. А потому выяснение свободы воли - задача краеугольная.
М. Санилевич: Получается, что человеку намного легче жить, если он знает, что в этом, в этом и в этом он вообще не свободен, а свободен в чем-то одном?
М. Лайтман: Конечно.
М. Санилевич: Если человек знает, что все болезни, неприятности, всё, что происходит с ним в жизни, он изменить не может, тогда зачем суетиться?
М. Лайтман: Наше земное существование дает нам практическую возможность прийти к такому выводу. Мы видим, что с чем большим количеством болезней с большим успехом мы боремся, тем с большим количеством новых и более тяжелых болезней мы должны иметь дело, то есть ничего не помогает. Мы видим, что простой "в лоб", что называется, способ улучшить нашу жизнь, как-то себя оградить от зла, приблизить добро или еще что–то сделать - ничего не даёт.
А свобода воли - это та граница, которая отделяет человека от животного. То есть, если человек, который в нас, находится под этой границей, он еще на животном уровне, если над этой границей - человек. "Человек" - то есть свободный. Вообще "Адам" в переводе означает "подобный Творцу" (от слова "домэ" - "подобие"). Поэтому человек, раскрывший для себя смысл человеческого существования в том, чтобы сделать себя подобным Творцу, подняться до уровня Творца, использует для этого все возможности, которые у него есть в этом мире, реализует себя, делает себя человеком. В этом и заключается реализация свободы воли. Все остальные действия, не направленные на подобие Творцу, не являются свободными ни в чем. Единственное, что мы не видим их явно и находимся в иллюзии свободы воли.
А насчет нашей жизни - когда разделяешь ее на ту часть, в которой ты что-то делаешь на самом деле, и на ту часть, которую ты видишь, что она от тебя не зависит, то на это есть очень красивая древняя молитва: "Боже, дай мне силы изменить то, что в моих силах. Дай мне разум не делать того, что не в моих силах. И дай мне просветление отделить одно от другого.
Отделить одно от другого - это очень много значит. Отделить там, где я не свободен, от того, где я свободен, понять, осознать, что там, где я несвободен, не надо этого и касаться, а вот там где я свободен - реализоваться.
М. Санилевич: Человек должен для себя сам выяснить, где он свободный и где не свободный?
М. Лайтман: А кто же еще за него может?
М. Санилевич: Человек с улицы выяснить это не может. То, что Вы говорите не доказательство для него.
М. Лайтман: Не может, потому что ни в какой школе его этому не научат. В каббалистической - да.
М. Санилевич: То есть он должен сам проверить и убедиться? Но это может занять всю жизнь.
М. Лайтман: Во-первых, а для чего еще жизнь, если не для этого: или существуй, как буренка, с красивым колокольчиком, или пытайся сделать из себя человека. Именно для этого и дана вся жизнь - от нуля и до твоего конца. А для чего еще?
Нечего думать о том, что это с сегодня на завтра ты решишь. Это повседневная реализация и доведение себя до уровня Творца. Причем, это, может быть, звучит нагло, фантастически, но это на самом деле так, - до абсолютно полного уровня Творца. Поэтому человек изначально так и называется человеком, что должен достичь подобия Творцу.
Теперь о том, как это делается. Только лишь чтением - изучением каббалы. Ничего больше не надо. Начинай с этого, а всё остальное ты найдёшь в книгах.
Никаких ограничений, никаких особых упражнений, тем более физических, никаких изменений в своей жизни ты не должен делать ни сейчас, ни потом. Под этим я тебе подписываюсь заранее. Ни один человек не должен ничего менять: ни профессию, ни семью, ни род занятий, ни религию, ни какие-то вкусы - ничего. Если каббала тебя изменит в чём-то, так это в твоем более серьезном, правильном отношении к жизни, вернее в её правильной реализации.
И тогда естественно, что ты будешь по-другому видеть себя, людей, мир, и немножко по-другому ко всему этому относиться, но зато внутри своей свободы воли, внутри своих внутренних открытий начнешь ощущать Высший мир, Творца. В мере подобия Ему, ты вдруг начнешь обнаруживать свою принадлежность, свою связь.
Е. Литварь: Мы поделили людей как бы на две категории: на "животных", на тех, кто стремится стать Человеком или уже стал Человеком.
М. Лайтман: Мы все в этой жизни в этом мире до того момента, пока у нас возникает вопрос о реализации свободы воли, вопрос "для чего и почему я живу" все являемся животными. "Животными" - это не ругательство, "животными" - имеется в виду автоматически существующими. Даже если нам кажется, что мы не автоматически существуем: "Ну, как же?! Я выбираю в какой институт поступить, где мне в будущем работать, с кем встречаться, как проводить время. Вот сейчас передо мной существует несколько возможных вероятностей - я могу или это, или это. Что я буду сегодня вечером делать? Могу пойти в кино, в бар, погулять с товарищами, встретиться с девушкой, посидеть дома, почитать книгу, библиотека, ресторан - все, что хочешь".
Е. Литварь: Выбираю же я!
М. Лайтман: Иллюзия, дорогой мой. Потому что в данный момент перед тобой происходит сканирование этих возможностей в соответствии с твоими потребностями и в соответствии с твоими всевозможными данными. Все это складывается - вычитается, и в итоге появляется результат как в любой вычислительной машине.
Ты этот окончательный результат не знаешь. Он в тебе может формироваться как бы спонтанно, подсознательно, и вдруг выдаваться тебе в ощущении, в осознании, и ты это принимаешь за собственное решение, так же, как любое другое.
Допустим, через минуту тебе чего-то захочется. Откуда появилось это "захочется"? Я захотел. Кто-то внутри тебя что-то переключает, и ты вдруг говоришь: "Я захотел". Но откуда вдруг захотелось, если раньше этого не было у тебя? И вдруг ты почувствовал, в тебе всплыло это желание, эта мысль. Откуда она всплыла?! Из моего подсознания. Что значит "из твоего"? Кто решил, что оно должно всплыть?
Вот тут-то мы и начинаем ощущать себя не простыми, а состоящими из многих каких-то слоев, в которых непонятным нам образом зарождается наш интеллект, желания, ощущения, и как затем они между собой перемешиваются, каким образом поднимаются к нам, вызывают в нас всевозможные порывы, толчки, отношения, а самое главное - в соответствии с тем, как во мне возникают всевозможные ощущения, я вижу иную картину мира. Я вижу то, что я хочу видеть, а то, что не хочу, я не вижу. Или я вижу то, что мне угрожает, если я настраиваю себя на это, а все остальное тогда тоже не вижу. То есть у меня и зрение, и восприятие действительности очень субъективное, отфильтрованное.
И поэтому нельзя говорить о том, что каждый из нас видит один и тот же мир. Все, что в нас происходит, происходит изнутри, благодаря какому-то особому, настроенному не нами механизму. И сами мы, когда оглядываемся назад, с трудом можем согласиться с тем, что: "Это был я? Это я так делал? Это я так поступал? Это был какой-то совсем другой человек, не я".
Е. Литварь: Такое бывает.
М. Лайтман: Вот такое у нас ощущение. Потому что "жизнь моя, иль ты приснилась мне". Потому что это на самом деле был не я.
Продолжение следует...