Воспитание. О материнстве и воспитании - 6
Воспитание. О материнстве и воспитании
Формирование у детей правильных желаний
Часть 6.
Е. Литварь: То есть воспитание у каббалистов строится таким образом, чтобы у ребенка все время формировались правильные желания?
М. Лайтман: Правильные желания, правильная их оценка и реализация, но в той последовательности и в той мере, в которой они из него сами исходят - это имеется в виду "по его пути". То есть у каждого человека есть свой путь, у каждого человека есть свои свойства, их надо только помочь ему правильно реализовать. Но, не коверкая его, не всовывая его в свое прокрустово ложе.
Е. Литварь: То есть, если Миша поднимает штангу в 250 килограмм, я по-прежнему могу курить?
М. Лайтман: Еслиты считаешь, что это исправление.
М. Санилевич: Вопрос такой: "Мои родители были со мной очень терпеливы, добры, мне удавалось выпросить у них практически все, что хотел. И я их, в общем-то, люблю. Хорош ли такой способ воспитания?"
М. Лайтман: То, что ребёнок пользовался родительской любовью, чтобы выманивать из них всё, это его вдвойне испортило. Вдвойне! Во–первых, он эгоистически к ним относился, и, во-вторых, это его приучило всю жизнь получать то, что он хочет. Представляешь, как ему сейчас плохо в жизни! То есть, у него практически нет еще одной параллельной линии поведения. Только эгоизм с его стороны против их любви, только эта система работала. Вторая система ограничения, контроля не существовала. Как же можно управлять животным только одной вожжой? Для этого нам даны две линии.
Другое дело, если сегодня по каким-то особым причинам он начинает это понимать и осознавать, тогда сможет это скорректировать. Ему потребуются, конечно, многие годы, для того чтобы с помощью каббалы прийти к правильной самореализации. То, что не дали родители, хотя у меня не было на это свободы воли - так они ко мне относились, мне придется после этого очень много дорабатывать.
М. Санилевич: Допускается ли в каббале рукоприкладство в воспитании ребёнка?
М. Лайтман: Конечно. В Торе (Библии) сказано: "Хосех шифто сонэ бно" - "Тот, кто удерживает себя от наказания (наказания, конечно, не зверского) сыну, тот его ненавидит". То есть наказание должно быть, - взвешенное, правильное, как я привел пример с бабушкой моего Учителя. Через два дня спокойно взять и наказать, чтобы у него сформировалось правильное отношение к проступку и к наказанию.
Е. Литварь: Чему больше уделять внимание в развитии ребенка: спорту, т.е. здоровью или развитию его ума? На все не хватает времени".
М. Лайтман: Я лично занимался духовным развитием сына, а физически развиваться послал его в секцию. Он у меня занимался каратэ, затем я купил ему велосипед и давал задания: допустим, за 30 километров от нашего дома живет мой приятель, езжай к нему, попей у него чашечку кофе, позвони мне оттуда и приезжай обратно домой. В десять-одиннадцать лет он выполнял такие задания. Я точно знал, что он это делает.
Е. Литварь: Речь идет о том, что у ребенка нет времени. Сейчас в школах по семь-восемь уроков в день, потом домашние задания. Физически ни у ребенка, ни у родителей времени не хватает.
М. Лайтман: А зачем это надо? Отдайте его в школу, где занимаются два-три часа в день. Он от этого ничего не проиграет.
А что выигрывают люди, которые после школы идут в университет, после университета сидят по пятнадцать часов за работой, чтобы придти домой и лечь в постель? У них, возможно, дом большой, постель хорошая и все прочее, но они туда ложатся мертвыми, чтобы на завтра утром встать и снова пятнадцать часов в день сидеть за работой. Зачем?
Пускай он будет каким-то простым человеком, не надо ему ничего хватать. Зато будет здоровым, и все будет нормально. И кто знает вообще, через пятнадцать лет, когда он станет уже взрослым, понадобятся ли все эти ваши сегодняшние науки? Естественно, что нет. Мир будет совершенно другим.
Воспитывайте ребёнка нормально, правильно по средней линии - ни в одну, ни в другую сторону, пытайтесь согласовать все. Нельзя заниматься науками больше четырех часов в день, максимум. Максимум! Еще столько же дайте ему заниматься физическими работами, спортом, и столько же духовным чем-то - книги, телевизор, культура, каббала - все вместе, понемножку.
И вырастет у вас человек, в котором будет все. И это будет называться его образованием, это будет называться его воспитанием. А не то, что он будет всякие ваши "измы" учить по пятнадцать часов в день. Ну и что толку с них? Они сегодня меняются из года в год - уже на следующий год не годится то, что прошли год назад. Не надо гнаться за этим и за модой - отдавать ребенка, неизвестно в какие заведения, когда он из последних сил, пытается поспеть за остальными. Я считаю, что это ни к чему.
Е. Литварь: А разве, для того чтобы человек смог изучить каббалу и выполнить все то, о чем Вы говорите, не нужен разум?
М. Лайтман:Тот, которому обучают в школах? Никакого разума там нет - ни у учителей, ни у учеников.
Е. Литварь: В школе ребёнок развивает ум. Больше видит, больше знает, становится интеллектуалом.
М. Лайтман: Мы видим на сегодняшних людях, как они развиваются. Я сужу по результату. Что там развивается? Деградация происходит в человечестве со всеми вашими умными методиками обучения.
Е. Литварь: Но как же так, ведь люди в космос летают!
М. Лайтман: Да, летают. Ну и что? Становятся просто большими технарями и не более того. Людьми они от этого большими не становятся.
Е. Литварь: Для того, чтобы человек смог потом изучать каббалу, продвинуться ему не нужен разум?
М. Лайтман: Нет, ничего не надо. Сделайте его просто обычным, нормальным, развитым в целом и восприимчивым ко всему человеком.
Е. Литварь:Вы хотите сказать, что простой сантехник может заниматься каббалой так же, как выдающийся академик изящных искусств?
М. Лайтман: С намного большим успехом.
Е. Литварь: Почему?
М. Лайтман: Потому что он не задавлен всевозможными науками, всевозможными условностями. Его все эти знания еще под себя не отштамповали, не сформировали, как какое-то там несчастное существо, которое знает только что-то в своем квадратике. Понимаете?
Я не говорю сантехник в смысле чего-то такого низкого. Если он нормально развитый человек, если он получил нормальное школьное образование (обычное среднее образование), при этом занимался спортом, то он здоровый, нормальный человек. Он знает при этом немножко компьютеры, литературу, музыку, а теперь ещё и каббалу вы ему дали вдобавок. Из неё он знает устройство миров, устройство души, он знает цель мира, цель творения, как формируется и вместе существует наш мир, духовный мир, и он между ними и так далее. Чем же он хуже этого несчастного академика, который, может быть знает свои биномы, но кроме этого точно ничего не знает?
Е. Литварь: То есть Вы все-таки считаете, что акцент в воспитании должен быть скорее на здоровье.
М. Лайтман: Нет! На разностороннем развитии! То есть та же практика двух вожжей.
Продолжение следует...