Воспитание. О материнстве и воспитании - 7
Воспитание. О материнстве и воспитании
Надо ли медикаментозно подавлять гиперактивность детей
Часть 7.
М. Санилевич: Что можно сделать, если в семье растёт гиперактивный мальчик?
М. Лайтман: А что ты можешь сделать? Это проблема всего мира, это проблема нашего поколения - гиперактивные дети. Сегодня без ритолина в школу не пускают. Ритолин - это лекарство от гиперактивности. Без него в школу не пускают, потому что учителя не хотят иметь таких детей, которые не могут за партами усидеть. А дети не в состоянии. Что они могут сделать? Это их эгоизм, который в нашем поколении просто взрывается в каждом. Человек не в состоянии управлять собой. Что же делать с людьми?
Современные школы не могут дать ребенку гармоничного воспитания. Дай им побегать, погоняй часок, после этого пускай отдохнут немножко, минут пятнадцать, затем посади их заниматься на два часа. Потом снова дай им часик побегать - но побегать абсолютно всем! И снова на два часа посади заниматься. У тебя получится нормальное воспитание!
При этом "побегать" - обязательно с играми, в которых дети бы точно знали взаимосвязь друг с другом, что только когда мы связаны друг с другом, мы побеждаем. Формируется отношение друг к другу. То есть все это проделай с умом, чтобы учеба была более заинтересованная - не формальная. И все это можно сделать очень красиво. Любой человек захочет.
М. Санилевич: Коллективные игры с мячом, да? Если я не передам пас, то мы проиграем.
М. Лайтман: Да. Такого типа. Любые физические, в которых никто не может отлынивать, все понимают зависимость и обязанность друг перед другом - то есть игра сама, как элемент воспитания. Я думаю, тогда никакой проблемы не будет.
А если ты хочешь его загнать, как ты говоришь, на восемь часов в день за парту - ну, кто же выдержит? Я бы не выдержал.
Е. Литварь: Это сейчас такая система обучения.
М. Лайтман: Я понимаю.
М. Санилевич: У Вас просят каббалистических советов. Я так понимаю, что это советы общего развития?
М. Лайтман: Это и есть каббалистический совет! Что же еще? Что родители могут ожидать от своего маленького ребенка?! Что я могу им сказать? Переделывать, воспитывать учителей? Ничего не сделаешь! Надо менять всю систему.
Система у нас старая. С одной стороны у человека возросли потребности, а с другой, сама система косная, старая. А человек меняется (с новым эгоизмом), поэтому он находится между двух огней - он должен со старой системой, с новым возросшим эгоизмом, который не дает ему покоя, добиваться еще более высоких результатов. Ну, как же это возможно? Несчастный ребенок!
Я бы своего ребенка из такого воспитания забрал. А зачем? Что в том плохого, если он будет пасти коней?
М. Санилевич: Простите, но без образования не заработаешь сегодня денег на хлеб.
Е. Литварь: Ни денег, ничего.
М. Санилевич: То есть с восемью, десятью классами, без высшего образования сегодня не платят денег. А человеку надо содержать семью, иметь элементарные вещи.
Е. Литварь: Он жениться не может. Если он будет пасти коней, то какая же девушка пойдет за него замуж? Она хочет дом, машину, квартиру, самолет, и так далее…. Когда Вы говорите "увеличивается эгоизм", Вы что имеете в виду? Внутреннее что-то?
М. Лайтман: Эгоизм - как основа всего нашего естества. Я понимаю вас. Сегодня без этого всего действительно очень трудно в мире, но и мир надо, конечно, менять.
Но все равно я бы своего ребенка пожалел. Выбрал бы ему какую-то более спокойную, нормальную специальность. И сегодня таких специальностей еще много. Не всем надо находиться на самых высоких должностях, во всевозможных современных компаниях. Я бы организовал ему четко жизнь, состоящую из духовной и материальной составляющих так, чтобы одна уравновешивала другую.
Ни в коем случае, не пренебрег бы, конечно, нормальной зарплатой, чтобы можно было как-то содержать себя и семью, но только в необходимой мере. И самое главное, конечно, духовная составляющая. А что толку с этой жизни, если он ее хорошо прожжет? Или будет мотаться по международным конференциям, но что толку с этого? Пустота. Сплошнейшая пустота. Ярмарка тщеславия.
Человек должен пользоваться этим миром, этой жизнью, иметь семью, детей, но главное - это, конечно же, духовное развитие. А без него, с чем он закончит свою жизнь? С тем, что был большим академиком? Чем его отблагодарят, тем, что венков много принесут на могилу? Для чего он живет?! Для того чтобы достичь цели - вечной цели творения. А потому, именно, из этого и надо исходить.
Самое главное - цель! Она должна сразу же определять ваше отношение к жизни - соответственно ей вы строите всю свою жизнь.
Я хочу выпустить какое–то определённое изделие на своем предприятии. Значит, я в соответствии с этим строю свое предприятие, чтобы в итоге у меня это изделие получилось хорошим - таким, каким я его сейчас задумал.
То же самое я думаю и о жизни для своего ребенка. Что он в ней понимает? Я ему проектирую эту жизнь, не он же сам. Если я его веду до 20–25 лет, если не больше, то должен знать, что я хотел бы из него получить в итоге.
Я ставлю впереди для него самое главное - духовную составляющую, потому что ради этого он живет! Я хочу, чтобы он не зря пришел в этот мир, а добился в течение своей жизни выхода на Высший уровень, и тогда он ощутит вечное, совершенное существование. В соответствии с этим, я планирую его жизнь: как его воспитывать, как он должен понимать ход своей жизни, организую рамки, в которых он должен существовать, от кого ему надо быть подальше, с кем надо быть ближе и так далее - я все пытаюсь это в нем сформировать.
Мне, конечно, это трудно делать потому, что я его должен отдавать в детский сад, в школу, в университет или еще куда-то. И он находится постоянно в компании, в окружении, от которого набирается всего, но вместе с этим я ему должен показать, что духовная составляющая является главной, определяющей по сравнению со всеми остальными.
И тогда, в соответствии с этим, мы и сформируем с ним общий план - куда он пойдет и что будет делать. И я не думаю, что после этого он захочет десять часов в день учиться в школе, после чего еще пять часов в день выполнять домашние задания. Затем, в такой же университет, на такую же работу, и так вкалывать до конца жизни.
Зато, вроде, у тебя все есть, тебя уважают, ты сам себя уважаешь. А когда ты пользуешься этими плодами?! И куда они идут?!
Я не против этого, но должно быть все уравновешено. Пятьдесят лет назад мне обещали, что когда я вырасту, люди будут работать по четыре часа в день. Тогда работали по восемь часов, а сейчас работают по двенадцать.
Е. Литварь: Русскоязычный читатель задаёт вопрос: "Как мне духовно воспитывать ребенка? Что значит духовно помогать ребенку?"
М. Лайтман: Русскоязычный читатель, слушатель, не может быть на нас в претензии. Нашим каббалистическим центром "Каббалистической академией" издано на русском языке больше, чем на любом другом языке (иврит, английский, французский и т.д.)
Е. Литварь: Да, по-моему, около сорока наименований.
М. Лайтман: Может быть, мы недостаточно работали над объяснением этих проблем: семья, дети, воспитание, поведение, строение общества, поведение в школе, и так далее. Но поскольку только сейчас в человечестве обнаруживаются эти миазмы, эти пороки, поэтому мы начинаем их обговаривать и выяснять, что же об этом думает каббала - показывать людям, как она предлагает против этого действовать.
Е. Литварь: Где человеку взять систему воспитания ребёнка, в которой будет присутствовать каббала?
М. Лайтман: Человечество придет к необходимости внедрить систему образования, в основе которой будет наука каббала. Её будут изучать и в детском саду, и в школе, и в высших заведениях. Несомненно, к этому придет человечество! Большей или меньшей кровью - это я не знаю. Это уже зависит от разума наших политиков, чиновников, от системы образования и прочих. Но к этому придут, никуда не денутся. Это - объективная реальность.
Эгоизм растет. Справляться с ним мы не можем. Потихоньку начинает вырисовываться наука каббала, которая предлагает рецепт, причем абсолютно четкий, для решения всех проблем мира, потому что в основе всех проблемах мира лежит только эгоизм. Наука каббала предлагает единственное решение, как можно постепенно исправлять этот эгоизм - делать его добрым, правильным в использовании. Другой системы нет. Поэтому придется брать ее - эту науку и обучать людей тому, что им самим с собой делать!
Каждый должен это знать. Каждый должен будет этому обучаться. В школе? Да, в школе, в детском саду, в высших учебных заведениях, конечно же, дома, по телевидению, радио. Каббала придёт к каждому человеку через все возможные средства влияния. И он захочет! Потому что захочет выжить.
А мы, в свою очередь, должны постараться до этого времени сделать все возможное, чтобы прописать методики воспитания, образования, взаимодействия между людьми в культуре, науке, искусстве, в поведении между собой, в общественных организациях, международных отношениях - во всем. Чтобы люди понимали, как правильно применять каббалу к своему эгоизму, дабы он перестал быть разрушителем мира. Попытаемся это сделать. Это наша задача. Я так ее понимаю.
Е. Литварь: И все-таки, зритель сейчас спрашивает: "Что бы ему почитать ребенку, как его развивать?"
М. Лайтман: "Сказку о мудром волшебнике".
Е. Литварь: Что почитать ребёнку, который ходит в школу?
М. Лайтман: Всевозможные наши статьи.
Продолжение следует...