В добровольном рабстве у своего эгоизма
Американцы всегда расхваливали свой образ жизни: все работают, каждый волен зарабатывать, сколько он хочет, и продвигаться по жизни. И это нормально. Фактически же, они трубили на весь мир, что у них самые лучшие, самые прекрасные возможности продвигаться в прямой зависимости от своего эго. Это называется, что "работа в Египте была им очень приятна".
Ведь я работаю на свое эго. Я знаю, что мне нужно немного подсуетиться, поработать, но наполнив его, я ощущаю свою жизнь прекрасной. То есть, если Бог дает мне хорошую возможность обеспечить себе удовольствия этого мира за счет продвижения по работе, - все замечательно. Я принимаю эти условия, по которым все приходит ко мне не даром, и именно это называется, что "работа в Египте была им очень приятна".
Когда человек ощущает, что он находится во власти своего эго, - такое его ощущение называется "изгнанием". Но, находясь во власти эго, я могу не согласиться с тем, что это изгнание. Для меня это не изгнание. У меня есть какие-то определенные качества, и если я их правильно использую для того, чтобы выжить, заработать, и даже получить какое-то удовольствие от жизни, - то это не называется изгнанием.
Изгнание - это когда я начинаю ощущать свою жизнь как несчастья, как давление, буквально как родовые схватки, когда на меня давят, чтобы из этой жизни я вышел в Высшую жизнь.
Сегодня, наблюдая все беды, обрушивающиеся на человечество, мы должны понимать, что это ощущение всеобщего изгнания вскоре все больше распространится во всем мире и проявится во всех. Это произойдет постепенно, - ведь все-таки речь идет об огромной массе людей, у каждого из которых свой уровень развития, своя ментальность, и т.д. И пока еще в каждом человеке вырастет эгоистическое желание наслаждаться, пока еще каждый начнет ощущать ужасную депрессию, темноту, неудовлетворенность жизнью, причем, даже обладая абсолютно всем, - будут приходить все более качественные удары.
Но эти удары не оставят меня без работы и без еды. Наоборот! Они будут происходить на ментальном уровне. Мне будет нечем оживить свою душу, я буду ощущать постоянную неудовлетворенность, я буду чувствовать себя подобно человеку, находящемуся на грани отчаяния.
Но если изначально ты принимаешь такую жизнь, то это означает, что в тебе еще "не умер царь Египта". Ты все еще с ним ладишь, ты работаешь на него, и он тебе платит.
И что же сделал Бог, чтобы изгнать их из Египта? - Написано в Торе: он сделал так, чтобы "умер царь Египта", чтобы они потеряли эту работу, которая "была им приятна".
То есть я работаю и налаживаю свою жизнь. У меня есть все. И я могу еще больше развиваться, а мои дети смогут еще лучше устроиться. А когда Бог умертвил царя Египта, - у меня утратилась связь с этой устроенной налаженной жизнью, с этим эго. И сейчас мы видим, что такая волна проходит по всему миру.
"И тогда не смогли они больше работать. Поняли они, что если не получают света, приносящего ощущение совершенства, - то и рабство несовершенно". Иными словами, человек перестает получать удовлетворение от обычной жизни с ее суетой, когда нужно работать, учиться, продвигаться, делать все то, что нужно делать.
"И застонали сыны Израиля от этой работы, не приносившей им ни удовлетворения, ни жизненной силы". То есть они начали ощущать себя рабами. А что такое период рабства? Это когда люди с радостью (именно с радостью!) работали за еду. Человеку обеспечивали стол и кров, у него была семья, - он только не получал дополнительную оплату. У него лишь было все необходимое для существования его животного тела. Хозяин ему это обеспечивал, - так чего же нужно еще?
Поэтому мы не видим, чтобы в период рабства рабы особенно восставали. В Торе даже написано, что они не хотели становиться свободными. И все потому, что желание получать удовольствия было настолько мало, что человек довольствовался едой, а также тем, что мог в безопасности существовать возле своего хозяина. Ведь всем известно, с какой легкостью можно таким образом приручить животное. Дай ему еду, и он останется с тобой. У него нет желания к чему-то большему.
А когда желание возрастает еще чуть-чуть, и уже не способно удовлетворить себя только едой, - человек не может быть рабом. И тогда рабовладелец видит, что не может, или же ему не стоит, обеспечивать раба еще какими-то дополнительными вещами. А раб иначе не работает, поскольку у него уже нет стимула, нет "горючего", - ведь он должен получить какую-то добавку, которую требует его эго, - еще что-то, кроме еды.
И хозяин дает ему свободу: "Работай у меня сейчас больше, - но по собственному желанию. Я буду давать тебе не еду, а деньги. И делай с ними, что хочешь". А тогда уже он волен взять на работу вместо него, кого-то другого, или еще кого-то третьего. Возникает соперничество. Почему? Да потому что уже ничего не поделаешь! Эго человека переросло из периода рабства в так называемый период свободы. Это, конечно, не свобода, - ведь человек все равно "продан" своему эго. Но он уже не работает только за тарелку супа, а работает, чтобы получить что-то еще.
Это именно то, о чем нам рассказывается в Торе. Та оплата, которую люди получали от царя Египта, живя своей обычной жизнью, то есть (если переложить на наше время), когда у человека есть машина, квартира, жена и дети, возможность путешествовать, хорошая работа, обеспеченная пенсия - их уже не устраивает.
У человека появляется еще какая-то добавка к желанию, которую он не может заполнить ни работой, ни семьей, ничем иным из этого мира. И это проблема. Ведь каждый раз, когда растет это дополнительное желание, - оно проявляется еще на более высоком уровне, становится еще более важным. И тогда человек не знает, что ему делать.
Это называется "и застонали сыны Израиля от этой работы". Но если мы посмотрим на то, что написано в Торе, с другой стороны, - то увидим, что им жилось в Египте очень хорошо. Они находились в земле Гошен - самой лучшей части Египта. У них было абсолютно все!
И когда говорится: "и застонали сыны Израиля от этой работы", то есть о том, что Фараон, якобы, заставлял их работать на строительстве городов Питома и Рамсеса, мучил их изнурительной работой, - так речь идет о духовной работе, которая их не удовлетворяла. А что касается материальной жизни, - там они получали все. Именно потому они и восклицали: "Кто даст нам?", вспоминая полные горшки с мясом и хлеб досыта, а также рыбу, которую ели в Египте даром, кабачки, арбузы, зелень, лук и чеснок".
Единственный язык, который понятен всем
Вопрос: Почему все те люди, которые не желают большего, чем жить благополучной, устроенной жизнью, должны пройти все эти состояния безысходности?
М. Лайтман: Нам, возможно, кажется, что все те проблемы, которые сейчас на нас обрушиваются, - это проблемы материального уровня. Позже нам раскроется, что это, на самом деле, духовные проблемы. Ведь цель творения заключается в том, чтобы все-таки продвигать всех.
Если я отношусь к тем, у кого не пробудилась "точка в сердце" - желание к духовному, то все происходящее я могу понять только через то, что относится к существованию моего физического тела. И это: еда, семья, состояние общества, и т.д. Я не в состоянии их осознать как духовные проблемы. Возможно, мне не хватает каких-то духовных удовольствий, но я не могу понять, что именно их мне не хватает. И только получив какой-то удар в своей земной жизни, я начинаю понимать, что мне плохо.
Это ведь все равно, что ты постоянно говоришь ребенку: "Это не хорошо, и то не хорошо", а он не понимает, и тогда ты поступаешь с ним каким-то таким образом, что в итоге он вынужден понять, что это плохо. То есть каждому человеку нужно объяснять на том уровне, где он ощущает неприятности.
Потому и находится сегодня весь мир в состоянии экономического кризиса. Почему именно экономического? Какое отношение все это имеет к экономике? А дело том, что это именно тот "язык", который мы все понимаем.
А что же это на самом деле? - Отсутствие света. Но если ты скажешь это обычному человеку, он сочтет тебя ненормальным: "Какого света? Мне ведь не хватает необходимых вещей!".
Поэтому мы сегодня включены в этот процесс вместе со всем миром. Невозможно, чтобы продвигались только те, у кого раскрылась точка в сердце. А значит, мы должны распространять науку каббала по всему миру. И по мере того, как он будут продвигаться, - соответственно будем продвигаться мы. Ведь те, у кого раскрылась точка в сердце, устремляются "вверх", и могут этого удостоиться только в соответствии со своей работой по отношению ко всем остальным.
Вот почему сегодня пробуждается так много людей с точкой в сердце. Ведь до сих пор это были только каббалисты, - буквально единицы в каждом поколении. А в наши дни точка в сердце раскрывается уже в миллионах людей. И все это для того, чтобы они работали с остальным миром.
Ради чего восстали римские рабы и декабристы
Вопрос: Можно ли сказать, что рабы, восставшие в Древнем Риме, и декабристы, принимавшие участие в восстании 1725 года, - это те, в ком пробудилась точка в сердце?
М. Лайтман: Нет. Это внутренний толчок, ощущаемый желанием насладиться, когда оно совершает восстания, перевороты. Ведь и сегодня на улицы выходит молодежь, да и не только она, и протестует против чего-то. Но это исходит не из точки в сердце, а из-за того, что желание насладиться ощущает некую добавку - пустоту, неудовлетворенность. И это толкает его вперед - к поиску наполнений. Поэтому люди выходят на улицы.
К точке в сердце это отношения не имеет. Фактически, они стремятся освободиться от прежней власти. Само это продвижение, безусловно, положительно, но оно все еще основано на эгоистическом желании наполнить себя.
Все народы мира, весь мир продвигается из поколения в поколения, - каждый человек в течение своей жизни. И это происходит не из-за того, что в нем растет точка в сердце. Ведь тогда человек уже устремлялся бы вперед в определенном направлении.
Когда умирает царь Египта и вся прежняя жизнь
Вопрос: До каких пор потребности тела будут считаться принадлежностью Фараона?
М. Лайтман: Когда мы говорим о Фараоне, царе Египта, - речь идет о преодолении человеком различных тяжелых состояний, проблем, связанных с какими-то его устремлениями вперед. Мы не говорим о сыновьях Израиля, живших в сытости Египте, то есть о "семи сытых лет". Все начинается с "семи голодных лет". Когда "Умер царь Египта", - на смену одному Фараону пришел другой. И этот другой, якобы, хуже прежнего.
А ведь это тот же Фараон, - никто не умер и не воскрес. Просто человек начинает чувствовать, что "умирает его прежняя жизнь", и сейчас он находится в новом мире. Это подобно тому, что мы ощущаем сейчас, в связи с наступившим кризисом. В мире проявляется некое новое управление, которое называется глобализацией, интеграцией, и это выражается в том, что все люди связаны друг с другом, зависят друг от друга.
Раскрывается новая власть, которая называется Фараоном. И сейчас всем управляет эта интегральная сила, которая связывает нас между собой. А я совершенно не желаю зависеть ни от Китая, ни от Америки, ни от России - ни от кого! Мне говорят: "Но это невозможно, - все связаны друг с другом! Только не знают, как найти эту правильную связь, которая удовлетворит всех".
Мы видим, что непонимание этой правильной связи приносит нам сегодня несчастья. Раскрылось новое управление. Это называется новым царем в мире, новой властью. И что же делать дальше? - Никто не знает. Таково, в сущности, положение дел. И что из этого следует? - Мир почувствует, что выхода нет, - "и застонали сыны Израиля от этой работы".
То есть раньше все было нормально, к человеку приходили большие или меньшие проблемы, - так мы развивались. Мы понимали мир. И даже если было плохо, то это плохое нам было понятно. А сегодня мы не знаем, что произойдет завтра. Сегодня мы не умеем управлять теми системами, которыми управляли раньше. Мы запутаны.
А если вдруг выдается какая-то более легкая неделя, - так мы начинаем думать: "А вдруг кризис уже прошел?". Это подобно египетским казням: положение то улучшается, то становится хуже. Так человека словно раскачивают, чтобы разрушить все его логические обоснования, как бы полностью его запутать.
Это то, что сейчас будет происходить. К тому же, удары станут все более качественными. Наступит еще большая путаница, человечество еще сильнее ощутит страх, отсутствие безопасности. И все это для того, чтобы прийти к молитве. Как сказано: "и возопили они к Богу". И тогда человеку раскрывают истинный мир.
Выход из изгнания через десять казней египетских
Вопрос: Существует такое явление, когда человек, находящийся под управлением кого-то, стремится вырваться на свободу. А обретая свободу, не знает, что с ней делать. Почему так получается? Откуда это проистекает?
М. Лайтман: Это именно то, что происходит во время ударов и в перерывах между ними. Между ударами все облегченно вздыхают: "Слава Богу". Такова природа людей. Так проявляется их эго, которое, слой за слоем, должно только понять, что происходит. Ведь перерыв между ударами - это не прекращение ударов.
У нас никогда не уменьшается сила нашего эго, оно не исчезает. Но мне добавляют эго, мне добавляют желание самонасладиться. Я чувствую, что я под ним погребен, мне плохо, я не могу его наполнить, я ощущаю темноту, пребываю в депрессии, у меня нет ощущения безопасности.
А если потом мне добавят света, я почувствую, что жизнь хороша. Все налаживается. Я начинаю ощущать себя в безопасности, мне хорошо. И в довершение к тому, что у меня было в прежней жизни, я могу сейчас "наплевать" на все то последнее время, когда ощущал темноту, и мне было плохо. Ведь все прекрасно! Сейчас я понимаю, что мне стоило немного пострадать, и теперь я снова на коне! Я, будто бы, больше понимаю, лучше способен всем управлять. Мир движется вперед, все устраивается.
Проблема же в том, что ни во время падения, ни во время подъема я не использую свои состояния правильно. Я не связан с целью. Я не понимаю, что оба эти периода приносят мне осознание цели. Ведь если бы я их связывал с целью, то управлял бы ими для того, чтобы самостоятельно продвигаться. А так я этого делать не могу. Но выхода нет. Мы обязаны пройти этот этап, который называется египетским изгнанием и десятью египетскими казнями.
А египетские казни проявляются в том, что человек получает такие "пощечины" с одной и с другой стороны, - положительной и отрицательной, что это лишает его всякой способности управлять ситуацией. Уже не будет никаких саммитов "G20" и тому подобное. Все просто "поднимут руки", то есть поймут, что владеть ситуацией они не в состоянии, и что им незачем искать какой-то регулятор или что-то еще.
И кто бы ни предлагал какую-либо программу, - ничего не поможет. Нет больше программ. Уже "застонали сыны Израиля от работы". Сегодня ведь все перемешались друг с другом, и, значит, все находятся в положении сынов Израиля. То есть в них есть эти искры, оставшиеся от периода изгнания, - вот почему так это проявляется.
Поэтому, ничего тут не поделаешь: нам еще придется пройти такие подъемы и падения, - пока путем этих "раскачиваний" человечество не поймет, что ему необходимо принять новую программу дальнейшего продвижения, а от прежней программы, от своего эго, под игом которого оно находилось, - нужно просто бежать.
Это означает, что мы "выходим их Египта", оставляем все свои прошлые программы, согласно которым действовали мы сами, а также банки, промышленность и все остальное, - и принимаем новую программу. Причем, мы готовы ее принять "как один человек с одним сердцем". И это называется дарованием Торы. Это именно то, к чему мир будет вынужден прийти.
Он должен будет принять этот Закон или изучить его, то есть узнать, как нам всем жить вместе "как один человек с одним сердцем", то есть выполняя принцип "возлюби ближнего как самого себя", как к этому прийти, за неимением иного выхода. А Тора указывает, как этого достичь. Написано: "Я создал злое начало и создал Тору для его исправления".
Значит, мы должны сейчас прийти к необходимости установить добрую связь между собой. И это произойдет посредством интенсивных ударов и неприятных состояний, - пока каждый человек не поймет, что выхода нет: мы находимся в замкнутой системе, в Вавилоне. Все сконцентрировано в одном месте. И мы обязаны дружелюбно относиться друг к другу, пребывая в поручительстве.
А как достичь этого поручительства? Ведь мы не в состоянии обуздать свое эго. И потому нам нужна методика, которая позволит нам находиться в правильной связи между собой. А иначе мы просто сожрем друг друга, иначе мы уничтожим всю нашу жизнь! И где же эта сила, которая сможет нам помочь?
Так вот, поскольку мы хотим этого Управления, этой силы, которая даст нам возможность соединиться, - благодаря тому, что у нас возникнет в этом потребность, - мы раскроем свет, возвращающий к своему Источнику - науку каббала. И это называется "стоянием у горы Синай".
А потом, нас, разумеется, ждет работа! После того, как ты раскроешь эту методику, объясняющую, как с помощью света, который нисходит с более высокой ступени и, по отношению к тебе, называется Окружающим светом, можно всегда подтянуть себя к дальнейшим ступеням, - ты начнешь духовно возвышаться.
Весь этот процесс, который должен сейчас произойти, - ясен. Нет ничего скрытого. Требуется исполнить необходимое. Каждый из нас, и все мы вместе, должны будем это раскрыть.
Вопрос: Так что же можно сегодня посоветовать миру, чтобы, если наступит "передышка, он не посчитал, что помогло вливание денег?
М. Лайтман: Ты ничего не можешь им советовать. Ты должен порекомендовать им только одну вещь - воспитание. Это распространение знаний о том положении, в котором находится мир. Это все равно, что ты учишь ребенка пониманию того, в каком мире он живет, а не обрекаешь его понять это посредством ударов. Ведь тогда ему понадобится те же 5 или 10 тысяч лет, которые прошло человечество для того, чтобы создать этот мир! А теперь он будет вынужден заплатить за эту учебу собственной кровью?!
Это невозможно. Мы учим его 10-15 лет для того, чтобы он познал этот мир, и он уже подготовлен для жизни в нем. Точно так же мы должны обучить все человечество, чтобы в короткий срок он смогло узнать, что представляет собой новый мир и быть к нему готовым. А иначе, его научат этому огромные страдания.