Беспроигрышный регулятор - любовь
Нарисуй мне барашка - на вертеле
Вопрос: Есть правило "Не делай другому то, что ненавистно тебе". Мы говорим, что сегодня мир стал глобальным, и все связаны в одну "маленькую деревню". Допустим, один человек хочет что-то продать, а другой - купить. Как это должно происходить в глобальном мире? Обычно люди торгуются - один хочет продать дороже, другой - купить дешевле, в итоге соглашаются по "средней" цене...
М. Лайтман: Это не так. Когда я прихожу в магазин, и у хозяина магазина есть нужная мне вещь, я хочу не купить, а взять ее себе. Я хочу его собственность, а он - мои деньги, ничего не давая взамен. С этого мы начинаем.
Вы знаете, как ведут себя дети? Ребенок приходит - и берет. Такова наша природа. И если мы начинаем вести переговоры, сколько я могу уступить, и сколько - ты, - это уже большое дело. Это значит, что каждый готов ограничить себя, использовать не все свое эго, а лишь его часть, понимая, что должен уступить ближнему, иначе ближний ответит ему тем же.
Здесь мы уже идем на компромиссы - один вторгается в область другого до определенной границы, и мы занимаемся обменом. Это уже хорошо, если люди понимают, что так нужно себя вести. И если бы мы так поступали, то мир был бы сравнительно исправлен в своем эгоизме.
Но наш эгоизм все время растет. На протяжении многих тысячелетий мы развивали торговлю и зарабатывали друг на друге по принципу "ты - мне, я - тебе". Я шил тебе костюм, а ты пек мне буханку хлеба. Но после всех тысячелетий развития эгоизм вырос настолько, что я уже не хочу этого, и создаю такой бизнес, что за твоей спиной обманываю тебя на все 100 процентов.
Вы видите, что сделали владельцы этих финансовых пирамид? Они нарушили правила соглашения между нами. Я вкладываю деньги в банк, с которым у меня есть соглашение, а он возвращает мне мои деньги с процентами. Мы делаем это по договору. Но они нарушили договор - захотели получить все, что у меня есть. И так на самом деле случилось с людьми.
Мы пришли к такому состоянию, что наше желание насладиться, наш эгоизм властвует над нами. Он не дает нам вести честную торговлю. Именно в этом проблема, а вовсе не в тех или иных банкирах. Эгоизм человека поднялся на такие уровни, что мы не можем считаться с ближним. И нет сейчас правила "не делай другому то, что ненавистно тебе".
Раньше мы более-менее пользовались этим правилом в нашей обычной жизни. Я не хотел чем-то навредить соседу, а он - мне, поскольку эгоизм позволял это делать. Это не значит, что мы были исправлены на уровне Бины. Вовсе нет! Но мы знали, что стоит так себя вести. Эгоизм предостерегал и меня, и соседа: "Оставь это, иначе тебя побьют! Не приближайся!". И так мы жили хорошо.
Каждый внутренне сознавал, что ограничивает себя, но привычка стала второй натурой. Мы поняли, что это хорошо и начали превозносить такое поведение, делать из него культ, будто именно такой человек считается хорошим, красивым, отдающим обществу, принимающим участие в общественной жизни. Даже такое частичное использование эгоизма мы сделали достойным уважения.
Но когда эгоизм возрос, он выплеснулся за границы, за те барьеры, которыми мы можем отгородиться друг от друга, и вторгся в пределы другого. Теперь мы не можем властвовать над собой. Каждый готов убить, украсть, сделать все, что угодно, - только бы "преуспеть".
И потому все средства массовой информации также превозносят успех, и неважно, что для его достижения человек нарушает закон или плюет на всех. Использование чрезмерного эгоизма уже стало общественной нормой. Все разрешено. Главное - преуспеть. Постепенно это вошло в общественное сознание. Разрушилось все - культура, воспитание, общественные соглашения, поскольку эго не дает нам оставаться в этих рамках.
Необходимо понять причину. Причина исходит из природы, изнутри. Это не значит, что кто-то - плохой, а кто-то - хороший, природа так обязывает его.
Посмотрите, какие финансовые системы построили! И ведь знали заранее! Это очень хороший пример: человек готов умереть, только бы вложить деньги в какой-то банк, который тоже рухнет. Собирается заработать еще 50 миллиардов долларов, которые не сможет "переварить".
Представьте себе: передо мной на вертеле жарится барашек, и я пожираю его глазами. Я хочу проглотить его целиком! Куда там проглотить целиком... После 200-300 грамм, самое большее - полкило в меня уже больше не влезает. Но я смотрю на остатки: "Как же я это выброшу?!" Отдать кому-то? Я не способен! Вот что эго делает с нами!
Именно на этом построены финансовые системы. И хотя человек вкладывает эти 50 миллиардов долларов в какое-то место, о котором знает, что оно тоже ничего не стоит, но все равно раздувает и раздувает свой капитал - и не способен остановиться.
Посмотрите, что сделал с нами возросший эгоизм! Как природа играет с человеком! Он собирается всех обмануть - и только ради мошенничества! Это не больше чем игра, как играют дети. Ведь большего человеку не нужно. Сколько он потребляет в месяц? Миллион долларов? Он не может потратить больше. Что он сделает?
Но мы видим, как возросший эгоизм задействует нас. Поэтому мы пришли к разбиению.
Обратной дороги нет - только наверх
Недавно я приводил такой пример. Мы находимся в этом мире. На протяжении очень многих лет мы развивались за счет эгоизма - каждый за счет своего личного эго. Что называется духовным миром? "Духовный" означает, что мы соединены вместе.
Внезапно мы перешли границу и попали в Высший мир, где мы связаны вместе. Все человечество уже находится в начале Высшего мира, соединенное вместе. Ведь связь означает "духовное".
В духовном есть соединение в левой линии, называемое клипа, эго. Это значит, что мы связаны между собой, но за счет эгоизма между нами. И есть святость - когда мы соединяемся ради отдачи друг другу.
Рис. 1
Но сегодня мы вошли в кризис и, находясь в духовном мире, ищем регулятор. Какой регулятор мы можем найти в нашем прежнем, индивидуальном эгоизме, чтобы этот регулятор дал нам сейчас решение для нашего мира, где мы находимся в сетке сил, связанные друг с другом. Все мы связаны между собой - и ничего не поделаешь.
То есть, согласно келим мы находимся в духовном мире. Это называется "маленькая деревня". А согласно светам - еще нет. Ведь для светов нам нужен экран и исправление. Нам не хватает экрана, чтобы наполнить сетку связи между нами Высшим светом.
Итак, мы пришли к совершенно иному состоянию, - к соединению. Это поистине новая, самая важная точка - новый мир. Согласно келим мы находимся в Высшем мире. Обратной дороги у нас нет. Ведь вся тенденции развития - вверх.
Рис. 2
Разумеется, будучи связанными друг с другом, мы должны либо всеми возможными силами отделиться друг от друга, насильно спуститься обратно, разорвать связь между нами - но мы не способны на это. Мы можем разжигать войны, создавать проблемы, сопротивляться, бунтовать, как маленький ребенок, не желающий принимать сейчас новые законы - идти в школу, учиться, что-то делать, но это ничем не поможет. Это поможет лишь нашему эгоизму праздновать победу и привести нас к еще большим страданиям.
Но в итоге, как сказано: "И возопили они от работы", - нам потребуется поднять руки и сказать: "Хорошо, мы связаны вместе. Что будем делать?". Мы должны будем любить друг друга. Именно в таком состоянии мы находимся.
Беспроигрышный регулятор - любовь
Вопрос: Я хочу понять, как два человека, желающие действовать сегодня согласно законам нового мира, должны вести переговоры, если один хочет что-то купить, а другой - продать? Чем это отличается от вчерашней ситуации?
М. Лайтман: Они должны создать новый регулятор. Каким он будет? - Ради чего они совершают эту сделку. Ведь в духовном мире все определяется намерением. Наш мир - мир действия. Почему? - Потому что ясно, что все твое намерение - ради получения. Тебе незачем беспокоиться о намерении. Ты делаешь - и кончено. Тебе нечего взвешивать, нечего измерять - делай все, что только возможно.
Рис. 3
А духовный мир - мир намерения. Что это значит? Без знания того, ради чего ты делаешь, у тебя ничего не выйдет. Ты не можешь заключить со мной сделку, если при этом мы не обсуждаем, ради чего совершаем ее. Наш бизнес должен быть на благо обществу - на благо соединению между всеми.
Допустим, я заключаю с тобой сделку. Я чувствую, что ты - чужой, но за мной стоит весь мир. Тогда я должен заключить с тобой такую сделку, чтобы на ней через меня заработал весь мир. Ведь такова связь между всеми, и весь мир - словно моя семья. Я иду работать, чтобы принести им максимальную пользу, наибольший заработок.
И ты чувствуешь то же самое. Поэтому мы вместе заключаем такую сделку, чтобы максимум нашей выгоды пошел миру. Ведь это наша общая семья. Выходит, что мы не противостоим друг другу, а действуем как два брата, живущие в одной большой семье. У нас есть родители, дети, жены, дедушки, бабушки, и мы с тобой, как два взрослых человека, выходим заработать.
Поэтому мы заключаем с тобой общую сделку, а не выступаем друг против друга. Мы действуем ради того, чтобы принести общую пользу всему миру. И тогда мы не продаем друг другу, а смотрим с тобой на общее дело и думаем, как можем стать партнерами со всеми вместе - с природой, с семьей, с промышленностью, с банками.
Но если я смотрю таким образом, то кто здесь терпит убыток? Должен быть тот, кто зарабатывает, но в противовес этому кто-то - теряет? Верно или нет? Нет убытка!
Проблема в том, что мы еще не можем таким образом рассуждать. Я даже не могу еще это объяснить. Вопрос вроде бы в том, у кого мы здесь отбираем? В нашем мире прибыль означает, что я забрал у кого-то то, что у него было, и теперь ему этого не хватает. А у меня этого не было, а теперь есть. Это называется прибыль.
А что в нашем случае? На чем мы зарабатываем? Разве внутри семьи мы совершаем обмен?
Вопрос: Вы хотите продать автомобиль. Я хочу его купить. Как из этой связи между нами мы начнем думать о том, чтобы принести миру благо? Как это связано с миром? У Вас есть автомобиль, Вы передаете его мне, я даю Вам за него деньги. Как мы можем внутри этого действия принести миру добро? Допустим, сегодня мы хотим начать осуществлять законы глобального мира, в котором уже находимся. Мы оба желаем этого. Что мы должны сейчас делать в этой сделке?
М. Лайтман: Согласно категории правды мы должны были бы заключить честную сделку. Ведь если человек лжет товарищу, тем самым он лжет Богу. Я не продаю тебе автомобиль, в тайне от тебя зная, что есть в нем такие проблемы, что завтра ты обнаружишь их и будешь меня проклинать. Нет. Я выкладываю тебе все, что знаю, ты понимаешь это, мы обсуждаем цену, договариваемся, ты получаешь автомобиль, а я - деньги.
Ты спрашиваешь: какую пользу это приносит миру? Во-первых, польза в том, что мы не обманывали друг друга, поскольку поняли, что тем самым каждый из нас разрушает свою основу. Во-вторых, я не знаю, как это объяснить, но миру потребуется прийти к такому регулятору, что вся выгода, полученная от этого обмена, кроме того, что необходимо каждому заработать, идет на общие нужны мира, всего человечества.
Я не говорю о продаже или покупке автомобиля со вторых рук. Ведь тут нет прибавочной стоимости. Я не создаю здесь ничего, в чем есть добавочная стоимость. Я не беру сырье и не собираю из него какое-то изделие, внося в него свое знание, силу, и, по сути, продавая именно их. Когда я беру железо, добавляю к нему другие материалы, собираю их вместе и продаю тебе какой-то механизм, я продаю тебе свое знание, технологию. Я не продаю тебе сам по себе кусок железа. Тогда есть тут добавочная стоимость участия человека в этом процессе. В сущности, именно это мы продаем.
А здесь я попользовался автомобилем и теперь продаю тебе. Я ничего тут не добавил. И потому в продажах со вторых рук нет добавочной стоимости, я не могу взять с нее налоги и вернуть обществу.
Ведь никто из нас не стал тут богатым или бедным. Это то же самое, что я дал тебе помидор, а ты дал мне огурец, потому что ты выращиваешь огурцы, а я - помидоры. Нет в этом ничего нового.
Хотя правительство стремится влезть в любой бизнес и заработать на всем. Но, по сути, нет тут добавочной стоимости, с которой обязаны взять налог.
Вопрос: Я хочу понять, что должно случиться, о чем должны думать покупатель и продавец на этапе торговли, желая соблюсти правило "Не делай другому то, что ненавистно тебе"?
М. Лайтман: Только честность! Здесь пока должна быть только честность с обоих сторон. Но даже на это мы не способны, потому что должны подняться над своим эгоизмом, чтобы быть по крайней мере честными друг с другом.
Что значит "не ненавидь человека", "не делай ему то, чего опасаешься сам для себя"? Как это возможно? Ты должен подняться над эгоизмом. Ты должен все время сдерживать себя? Разве ты способен на это - со всем пониманием, со всем осознанием, в любом обращении к другому? Для этого тебе уже нужен свет, возвращающий к Источнику. Ведь это называется "возвращением из трепета". Это требование - уже выше махсома.
Ведь сейчас мы вступили в сеть связи между нами. Эта связь - эгоистическая, но уже духовная - клипа. Сейчас против нее тебе нужна духовная сила. Эта сеть находится с левой стороны - клипа левой линии, и теперь тебе нужна правая линия - свет, который даст тебе силу сделать определенное, частичное исправление внутри этой сети.
Вопрос: Я не хочу сейчас обсуждать, есть у меня сила выполнить это действие или нет. Я только хочу, чтобы Вы обрисовали мне картину - что должно здесь происходить, как двое людей способны торговаться между собой в рамках соблюдения закона "не делай другому то, что ненавистно тебе".
М. Лайтман: Каждый должен быть сам себе судья. Обычно мы идем к адвокату, он заключает между нами договор, и на этом все кончается. А здесь каждый должен судить сам себя - что именно он делает.
Как ни крути, духовный регулятор начинается с воспитания, распространения, ясного знания, что мы зависим друг от друга, которое должно прийти к каждому человеку, и общественного мнения, которое повлияет на каждого человека так, что обяжет его таким образом думать.
Тебе больше нечего делать. Ведь до тех пор, пока ты не был так связан с другими, у тебя не было с ними искусственного расчета. У тебя был свой естественный, эгоистический расчет, и все, что сдерживало тебя - заработать максимум возможного, но не больше: "Иначе я получу удары, меня посадят в тюрьму, изобьют на улице, мне будет стыдно, мои дети, моя жена возненавидят меня или будут меня унижать". Ты был все время зажат в каких-то условиях - эго желает захватить весь мир, а весь мир ограничивает тебя. И так было с каждым.
Но тебе было ясно, что ты хочешь, и как тебя ограничивают и давят. А сегодня, с новым законом, это не работает, потому что новый закон требует связи между нами. Старый эгоистический закон не требовал этой связи, а только следил, чтобы каждый не выпрыгивал из своих границ. Я могу прыгать, если у меня есть силы, и в мере своих способностей. А если я не могу - то останавливаю себя, иначе получу удары, наказание.
Но сегодня действует не этот закон. Сегодня действует сила между нами. Ты словно обрел связь со всеми. Допустим, сейчас ты пришел на урок. Перессорился со всей семьей, они остались дома, а ты сбежал оттуда, поругавшись со всеми. Ты весь горишь - до такой степени, что думаешь: "Я не могу вернуться домой!".
Бывают такие сцены в кино. А теперь представь себе, что в таком состоянии ты находишься со всем миром. Ведь тебе раскрылось, что весь мир - твоя семья, и в таких отношениях ты со всем миром.
Какую силу, какое отношение, какое воспитание мы должны дать каждому человеку, чтобы он постарался сейчас достичь хоть мало-мальски терпимой жизни внутри этой семьи, составляющей все человечество.
Поэтому первое правило, которому учат детей в семье: "Не бей его, не делай ему ничего плохого, ведь он - твой брат". Таким образом ты должен относиться сейчас к этим взрослым людям и учить их так вести себя со всеми.
Необходимо понять, где мы находимся. Это страшное состояние. Человечество не понимает, куда оно вошло. Это состояние ужасно - с нашим эгоизмом, с нашей природой, когда я терпеть никого не могу, я весь на нервах, от всех требую, каждого критикую, всем недоволен - и так со всем миром. Это невыносимая жизнь! И так чувствует себя каждый. Вовсе не я один, будучи главой семьи, так отношусь ко всем. Все такие!
Со дня на день нам будет раскрываться наша взаимосвязь, взаимное включение друг в друга. "Меня никто не волнует! Я хочу отдалиться от них! Какое мне дело до наших соседей - дальних или ближних". Но ты не можешь этого сделать! Вы видите, как говорят: "Мы зависим от того, как в Европе напишут о нас, как кто-то о нас подумает".
Короче говоря, если говорить о сделках между людьми, то каждая сделка, каждая связь обязана заключаться прежде всего из осознания наших отношений: мы - члены семьи, мы создаем связь между нами, и вся эта связь должна быть выражением хороших, правильных намерений, осознания истинной реальности, в которой мы - братья.
Иначе нет регулятора. Ты сам его создаешь. Для этого тебе не надо создавать какую-то администрацию, КГБ, рабочую комиссию, которые только все портят. Ты должен создать этот регулятор внутри человека. Тогда как сейчас все ищут, как сделать его искусственно.
Ничего не выйдет! Они растратят на это все деньги. Мир останется пустым. Все остановится. Почему все остановилось? Говорят, что нет течения, нет связи между людьми. Какой регулятор может создать тебе связь?
Когда мать умоляет детей: "Не бейте друг друга! Будьте добрыми! Ведь вы - братья и сестры!", разве она может создать тут какой-то регулятор? Разве это поможет, что ты с утра до ночи стоишь над ними и все время успокаиваешь их? Ты посылаешь каждого в свой угол, и только это утихомиривает их.
Вы понимаете, что происходит?! Ужасная проблема в том, что мы останемся в голоде и в болезнях, без всякого ухода и обслуживания - пока не поймем, какую связь должны установить между нами. Это и есть регулятор - от сердца к сердцу. Каждый должен относиться к другому именно так, как сказано: "Не делай другому то, что ненавистно тебе".
И дался же ему этот автомобиль
Вопрос: Допустим, мы уже находимся в продвинутом состоянии мира, и ощущаем себя братьями, хотя мы с Вами - чужие люди. Мир уже более исправлен. И в любом случае у Вас есть автомобиль, который Вы хотите продать, а я хочу его купить...
М. Лайтман: То есть, мы уже поняли, что происходит, и организовали правильное воспитание, через все средства массовой информации, через все возможные каналы связи, и все понимают, в каком мире мы находимся, что называется глобальным, интегральным миром, маленькой деревней, эффектом бабочки, все мы связаны друг с другом, и в этой системе уже есть течение.
Все как-то понимают, осознают зло, и уже раздают медали тем, кто совершает добрые поступки, говорят по радио и телевидению, что есть организации и люди, которые работают не из намерения заработать и извлечь пользу из ближнего, а из желания, чтобы всем было хорошо.
Каждый относится к другому как в одной семье. Как пишет Бааль Сулам: "Мы - одна семья". И что тогда, после воспитания, его принятия и реализации?
Продолжение вопроса: После этого я прихожу к Вам, у Вас есть "мазда", и я хочу ее купить. А Вы хотите ее продать, чтобы купить лучший автомобиль. С чего мы начинаем? Вы думаете: "По правде говоря, я отдал бы ему машину бесплатно..."
М. Лайтман: Почему? Почему отдавать бесплатно? С чего вдруг? Даже между братьями такого нет. Я не хочу стыдиться и брать от тебя. Мне не нужно одолжений. Это нехорошо.
Если мой брат привозит мне что-то, кроме подарка на день рождения, который, как принято, мне полагается, - кроме этого я ничего не хочу получать от него. Это стыдно.
Или же он понимает, что я занимаюсь чем-то особенным, и потому хочет поучаствовать со мной в этом деле, чтобы потом его наполняло чувство исполненного долга.
Но просто так я не хочу брать. И также я не заставляю тебя, потому что знаю, что тем самым вызываю в тебе стыд, и ты начинаешь отказываться. Я этого не хочу.
Если я даю тебе что-то, то хочу найти такой способ, чтобы ты не почувствовал, что получаешь от меня, чтобы был какой-то обмен, тем самым ты делал бы мне одолжение - что-то должно быть.
В любом случае мы действуем по расчету. Всегда - экран, всегда - расчет, всегда - на основе эго, оно не аннулируется, желания насладиться не исчезают. Желание - это материал творения.
Ты приходишь ко мне, мы смотрим прейскурант, там написано, сколько стоит "мазда", отдаешь деньги - получаешь машину. И нет никакой проблемы. Это - все. Только что при этом? Мы хотим заключить эту сделку на благо нам обоим.
Вопрос: То, что Вы сейчас описали, более-менее похоже на сегодняшнее положение дел...
М. Лайтман: Нет! Сегодня это происходит с другим намерением - что нет выбора. Я бы взял у тебя твою "мазду", а ты взял бы у меня все мои деньги. Так я вхожу в магазин - я хочу получить. Я должен заплатить? Это проблема. Но выбора нет - иначе мне не дают.
Мое намерение - получить. А тут у меня нет намерения получить - есть намерение поменять одно на другое. Одно хочу я, другое - ты. Мы оба не противостоим друг другу, не стоим один напротив другого, мы действуем как братья: "Ты хочешь это, а я - то. Пожалуйста!".
Но мы хотим совершить справедливую сделку, поскольку каждый не желает, чтобы другой пострадал. Иначе, возможно, я отдал бы ему даром, хотя я тоже должен получить что-то взамен.
Подход абсолютно другой - из желания не задеть другого, ведь это тоже мне ненавистно, из понимания необходимости считаться с ближним как с равным мне и близким. Я ощущаю его желание так же, как он - мое. И потому я проверяю - что ему во благо, и что - мне, мы оба вместе - и он, и я.
Я еще не использую все свои возможности и желания, чтобы наполнить его, - это будет "возлюби ближнего как самого себя". Я ставлю оба наших желания на равных и считаюсь с ними двумя. Это называется уровнем Бины.
Тут совершается очень большой расчет на весь мой эгоизм, который тоже растет и пытается мне диктовать, ведь это этапы на пути развития. Это целый океан, это жизнь, это иной мир. Ты не знаешь, какой тут театр - целое представление, очень интересные системы отношений между людьми.
Воспитание, культура, жизненный подход, мировоззрение - все формируется из осознания того, что все мы - вместе. Ты относишься к ним как к равным тебе братьям, а не как отец, желающий наполнить их и полностью нацеленный только на их благо. Это уровень "возлюби ближнего как самого себя". Ты знаешь и понимаешь, какой сейчас порядок связи между вами - как братьями.
Но ты должен ощутить другого. Ведь "не делай другим то, что ненавистно тебе" - не означает, что ты не чувствуешь, что ненавистно им. "Меня не волнует, если мне так сделают. Поэтому я поступил так с другим. Я думал, что его тоже не волнует!". Есть такое: "Сделай мне то же самое - и увидишь, что меня это не трогает!". А другой весь пылает от того, что ты его задел. Каждый реагирует согласно своей чувствительности, ментальности и всего. Ты обязан чувствовать его. И потому это называется первым этапом установления связи между нами.
Будем надеяться, что мы или те, кто придут после нас, смогут обучать этому людей. Именно это я подразумеваю под воспитанием - раскрыть эту систему, постепенно начать вводить людей в такое мировоззрение. Ведь это разбивает голову и сердце. У тебя вдруг появляется психология, мысли, расчеты - каких не было прежде.
Ведь раньше ты делал это инстинктивно, естественно. А сейчас у тебя есть море чувств, соединений, разного рода драм. Ты понимаешь, что должен делать во всем. Любое действие обязывает тебя войти в связь со всеми.
Ты входишь в автобус - платишь, что-то покупаешь, что-то делаешь, с кем-то связываешься или нет, слышишь о чем-то, что происходит в мире, - все это пробуждает в тебе мысль о том, что надо установить правильную связь во всей сети, которая сейчас тебе раскрывается. Ты начинаешь думать: "Почему она раскрывается мне таким образом? Смотри-ка, она движет мной, в моей душе притягивает меня. Кто это движет мной? Кто постоянно делает это, намеренно тянет меня в ту или иную сторону?". Ты начинаешь уже раскрывать здесь истинный регулятор - высший.
Поэтому, пока люди не поймут, что необходимо привнести в мир воспитание, продвижения не будет.